Строительство и ремонт своими руками

Все, что вы хотели узнать о местоимениях, но не знали, как спросить. Личные местоимения в русском языке Местоимения 3 лица по падежам

467. В самых разнообразных языках личное местоимение 3-го лица по своему происхождению является указательным, местоимением. В языках с трёхчленной системой указательных местоимений это обычно указательное местоимение третьей степени.

Во всех индо­европейских языках личное местоимение 3-голица есть по происхож­дению указательное местоимение. Так же обстоит дело, например, в турецком языке, где личное местоимение 3-го лица о (on) и указа­тельное местоимение третьей степени о (оа) - одно и то же слово-

468. В славянских языках личное местоимение 3-го лица также образовано от указательного: формы им., пад. ог указательного онъ, она, оно (указательное третьей степени), а косвенные падежи ог определённо-указательного местоимения а, я, е. Нет никаких осно­ваний думать, что форма им. пад. была также образована первона­чально от а, я, е и потом вытеснена по тем. или иным причинам местоимением онъ. Скорее всего причину. использования для имени­тельного и косвенных падежей местоимения 3-го лица разных указа­тельных местоимений нужно искать в семантико-синтаксических осо­бенностях именительного и косвенных падежей, с одной стороны, и самих местоимений - с другой; эти особенности пока не удаётся раскрыть с достаточной ясностью.

469. Из сказанного выше можно вывести заключение, что перво­начально было лишь два личных местоимения - 1-го и 2-го лица; это и. есть с о бет вен н о л и.чн.ы е местоимения. Местоимение 3-го лица, по происхождению указательное местоимение, лишь лрзд-

нее включается в систему личных местоимений. Это обстоятельство нужно поставить в связь с тем, что во многих языках 3-є лицо гла­голов первоначально выступает, как неоформленное, не имеющее своего особого личного окончания.

470. В связи с тем, что личное местоимение; онъ употреблялось в древнерусском и.в,значении указательного, мы встречаем довольно часто в древнерусских текстах и указательные местоимения сь и тъ не в качестве определения только; а в обособленной позиции под­лежащего,„причём на современный язык эти.местоимения лучше всего переводятся личным местоимением 3-го лица. В современном языке такое обособленное употребление указательных местоимений тот и этот в функции подлежащего крайне редко и * встречается лишь в особых.случаях,., обычно при противопоставлении; „Тот смеялся, а эгог плакал * и т.. п. Указанное употребление сь и тъ свойственно и старославянскому, языку; ср., например, из Остромирова евангелия; „къість теллввкъ пьсдтъ.отъ Е«га; -нмд eu«y Ноднъ; тъ приде къ сквдъ- мльсхвя:- „был человек послан от бога; имя ему - Иоан; он (а не тот) пришёл в свидетельство../ и др.

1 Примеры из древнерусского языка:

Аще кто матере не послушаетъ, в бѣду впадаетъ... се (=сь, имеется в виду Святослав) же к тому гнѣвашеся на матерь..." (Лавр., под 955 г.).

„Онъ же рече: не буди мнѣ възняти рукы на брата своего ста­рѣйшаго; аще и отець ми умре, то сь ми буди въ отца мѣсто" (Лавр., под 1015 г.).

„И прободоша Бориса, и слугу его, падша на немъ, прободоща с нимь. Бѣ босс (=сь) любимъ.Борисомъ* 1 , т. е. „был же он (слуга) любим Борисом" (Лавр., под 1015 г.).

„Яко же бо се нѣкто землю разореть, другый же насѣеть, инн же пожнуть... тако и сь: отець бо сего Володимеръ землю взора и

умягчи. .. сь же насѣя книжными словесы______ " (Лавр., под 1037 г.).

В Лаврентьевском списке род. падежом к сь выступала форма сего, но в Р. и А. списках поставлено его, чем и вскрывается понимание сь, как онъ.

„Кто болий въ васъ акъ же Федосии, послуіпьливый, кроткый, смѣреный: да сь будет вамъ игуменъ" - пусть он будет вам игуме­ном (Лавр., под 1051 г.).

К вопросу о генезисе собственно личных местоимений

471. Общее языкознание устанавливает, что личные местоимения по своему происхождению являются указательными местоимениями. Первое лицо - это обычно местоимение ближайшей ‘степени, первой степени „близости"; таким образом, „я", „мы"-это (генетически) ближайшее ко „мне", „нам" пространство, „здесь", в том числе и Я; мы; „ты®, „вы® это в основе местоимение второй степени, „то", „там", где находится ты, вы. Действительно, в некоторых языках 20Б

связь между указательным и личным местоимениями совершенно ясна, и пространственно-локативная основа личных местоимений выступает с чрезвычайной очевидностью. Тах, например, в японском языке личное местоимение апаіа-,вы“ ещё в X в. встречается в значе­нии „та сторона”; kochira, нередко употребляющееся в значении „я”, имеет собственно значение „эта сторона", „здесь". Так же об­стоит дело в турецком языке; ср. турецкое:

Личные местоимения отличаются здесь от указательных лишь че­редованием в корне, т. е. внутренней флексией.

472. Однако не везде так легко вскрыть связь между личными и указательными местоимениями. Это объясняется тем, что в эпоху образования личных местоимений существовало не одно, а несколько указательных местоимений первой степени, и личное местоимение

1- го лица могло возникнуть на основе такого указательного место­имения первой степени, которое впоследствии, при упрощении старой сложной системы указательных местоимений, потеряло своё специфи­ческое значение и сохранилось только в общелокальном значении. Возможно, что корневой элемент личного местоимения 1-го лица м сохранился в указательном мо в тамо, епмо, но это „ио имеет лишь общелокальное значение. Корневой элемент личного местоимения

2- го лица находит себе аналогию в указательном местоимении второй степени тъ, та, то. Но это и всё. Связи корневых элементов в (вы, вас) и и (нам, нас н др.) не поддаются пока выяснению. Связи их с указательными корневыми элементами в (овъ) и м (онъ) воз­можны, но значения совершенно не ясны.

156. Рассмотрите рисунки. Прочитайте местоимения

  • Что такое местоимения? Выберите правильный ответ.
    1. Местоимения называют предметы.
    2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
  • Назовите местоимения, которые указывают: а) на того, кто говорит; 6) на того, к кому обращаются с речью; в) на того, о ком (или о чём) говорят.

157. Прочитайте выразительно.

      Солнце, солнце,
      Ты откуда?
      - Я из зорьки
      Золотой!
      - Дождик, дождик,
      Ты откуда?
      - Я из тучки
      Грозовой!
      (О. Высотская)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложениях обращение.
  • Спишите стихотворение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Подчеркните местоимения.

Личные местоимения

158. Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Назовите каждое местоимение и определите его лицо и число.

  • Местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворении упр. 157?
  • Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе.
  • Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении?

У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви.

159. Прочитайте.

1. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. (В. Жуковский) 2. Мы такие с ним друзья - куда он, туда и я. 3. Вы, товарищ, выше всех! 4. Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей. (С. Михалков) 5. Мама спит, она устала. (Е. Благинина) 6. О чём ты печалишься, осень? (Г. Новицкая) 7. Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым. (С. Пшеничных)

  • На кого (или на что) указывают местоимения в каждом предложении?
  • Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?
  • Спишите любые три предложения. Подчеркните в них местоимения. Устно определите лицо и число местоимений.

о дува́нчи к

160. Прочитайте диалог выразительно. Спишите.

      Расскажите, журавли,
      Как на том краю земли
      Зимовали.
      - Мы в далёкой стране
      По родной стороне
      Тосковали.
      (П. Воронько)

  • Разберите по членам второе предложение. Каким членом предложения является местоимение?

161. Прочитайте.

Сирень, тополь, морковь, имя, фамилия, мышь, растение, картофель, птица, воскресенье.

  • Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.
  • Соотнесите местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Запишите их по образцу.

Образец. Имя (оно), ... .

162. Прочитайте.

      Деревья, трава, цветок и птица
      Не всегда умеют защититься.
      Если будут уничтожены они,
      На планете мы останемся одни!
      (В. Берестов)

  • Какова главная мысль этого стихотворения?
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните личные местоимения. Устно определите их число и лицо.
  • Определите вид предложений по цели высказывания. Составьте и запишите побудительное предложение на тему, заключённую в стихотворении.

163. Прочитайте. Составьте из слов предложения и запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

1. Нед..леко, росло, дер..во, от, дома. 2. Было, старое, оно, очень. 3. В..сной, аист, ранней, прил..тел. 4. Долго, осматривал, он, дер..во, старое. 5. Утром, на, уже, дер..ве, аиста, хл..потали, два. 6. Устраивали, они, гн..здо.

  • Подчеркните личные местоимения. Устно определите число, лицо и род местоимений 3-го лица единственного числа.
  • Озаглавьте текст. Устно составьте продолжение текста.

164. Рассмотрите рисунки.

  • Составьте по любому рисунку 2-3 предложения. В одном из предложений употребите местоимение 3-го лица.
  • Запишите составленные предложения.

165. Прочитайте стихотворение Р. Сефа.

Весна

      В каждом человеке
      Прячется весна .
      Если ты печален,
      Значит, спит она .

      Ну, а если ты запел
      На бульваре в стужу,
      Значит, что весна в тебе
      Вылезла наружу.

  • Какие слова в переносном значении использовал автор, чтобы передать настроение человека? Почему автор так назвал стихотворение?
  • Спишите или запишите по памяти первые два предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

166. Прочитайте. Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением. Объясните, как это сделать.

1. В воскресенье мы пришли в зоопарк. 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. 3. У клетки стоял павлин. Павлин распушил свой красивый хвост. 4. Мы вошли в здание. Здание было большое и тёплое. 5. Здесь жил старый слон. Слон обедал. Сначала слон съел морковь, потом принялся за сено. 6. Тане понравились лохматые яки. Яки жевали сено.

(Г. Снегирёв)

  • Спишите первое предложение, подчеркните его основу.
  • Запишите другие предложения, заменяя, где нужно, имена существительные местоимениями.

167. Прочитайте письмо школьника.

Здравствуй, Саша!

Спасибо за книгу. Она очень интересная. Как ты живёшь? Как учишься? Пишешь ли стихи? Они мне очень нравились.

Я дружу с Колей Смирновым. Он хороший товарищ. Мы вместе играем, готовим уроки.

Скоро каникулы. Куда вы поедете отдыхать? Приезжайте в гости.

Твой друг Серёжа.

  • С какого обращения начинается письмо и как оно заканчивается? О чём говорится в каждой части письма?

168. Составьте письмо кому-либо из родственников или другу. Сообщите в письме о своей школе, о том, как вы учитесь и отдыхаете. Запишите составленное письмо.

Страничка для любознательных

Ты и вежливое Вы

К старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям нужно обращаться на Вы. Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе. Обычно к местоимению «Вы» добавляется имя и отчество человека, к кому обращаются с речью:

Вы, Анна Михайловна, ...
Иван Петрович, Вы... .

Проверь себя

1. Составьте сообщение на одну из тем.

  1. Что я узнал(а) о местоимении?
  2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?

2. Запишите местоимения, которые вы использовали при определении рода имён существительных. Укажите их лицо, число, род.

3. Прочитайте. Запишите только местоимения. Подчеркните местоимения, у которых род не определяется.

Maшa, она, вы, на, я, но, ты, оно, мы, он, Игорь, они.

4. Вставьте в предложение пропущенное местоимение. Напишите ответ на вопрос, заключённый в предложении.

С кем _____ дружишь?

Личные местоимения в русском языке – это группа слов, которые в речи указывают на предметы (лица, явления), но не называют их. Личные местоимения отвечают на вопросы – Кто? Что?

Примеры личных местоимений в словосочетаниях : его вызвали к доске, мы читали книгу, о вас рассказывал учитель.

Личные местоимения. В речи указывают на ее объект – лицо, о котором идет речь. Местоимения 1 (я/мы ) и 2 (ты/вы ) лица обозначают участников речи. Местоимения 3 лица (он, она, оно / они ) указывают на лиц, которые в речи не участвуют.

Устаревшее личное местоимение оне использовалось для обозначения объектов речи женского рода (множественное число).

Изменяются личные местоимения в русском языке по лицам и числам, местоимения 3 лица единственного числа – еще и по родам, а также по падежам.

В предложении исполняют роль подлежащего либо дополнения.

  • Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас. (Ч.Т. Айтматов)
  • Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами. (И.А. Гончаров)
  • Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени… а потом я понял, что это и вовсе невозможно. (Ф.М. Достоевский)

Грамматические признаки личных местоимений

У личных местоимений грамматические категории лица и числа являются неизменяемыми признаками, падеж – изменяемым признаком. Морфологическая категория рода присуща только формам 3-его лица единственного числа.

Формы числа и лица личных местоимений приведены в таблице.

Единственное число Множественное число
местоимение значение местоимение значение
1-е лицо я указывает на лицо, которое осуществляет действие, на говорящего мы указывает на группу лиц, которые осуществляют действие, включая говорящего
2-е лицо ты указывает на лицо, к которому обращаются с речью вы указывает на группу лиц, к которым обращаются с речью, включая собеседника
3-е лицо Мужской род он указывают на лицо (предмет, явление), о котором идет речь они указывает на группу лиц (предметов, явлений), о которых идет речь
Женский род она
Средний род оно

Склонение личных местоимений

Единственное число Множественное число
И. п. я ты он, оно она мы вы они
Р. п. меня тебя его ее нас вас их
Д. п. мне тебе ему ей нам вам им
В. п. меня тебя его ее нас вас их
Т. п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П. п. обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них

Обратите внимание! Если местоимение 3-его лица употребляется с предлогом (но не с союзом), к форме присоединяется буква «н » (у него, о них, над нею) .

Синтаксическая роль личных местоимений

Обычно в предложении личные местоимения выполняют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

Примеры : Вы хорошо говорите по-французски (подлежащее). Мальчик принес его в корзинке (дополнение).

Вариантные формы местоимения 3-его лица

Местоимение 3-его лица они, она, он в косвенных падежах могут иметь формы с начальным -и и без -и: ее - нее.

Формы с и- употребляются, если местоимение стоит:

После любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через},

После наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других), употребляющихся с родительным падежом. Исключение: вне его, включая его, посредине его (но: посреди него!).

Начальный и- факультативен:

После предлогов внутри, внутрь, взамен, во имя, в отношении, в роли, в силу, в ходе, в целях, в числе, относительно, по поводу, внутри него

Внутри его, внутрь него - внутрь его, взамен него - взамен его, во имя него

Во имя его, в отношении него - в отношении его, в роли него - в роли его, в силу него - в силу его, в ходе него - в ходе его, в целях него - в целях его, в числе них - в числе их, относительно него - относительно его, по поводу него - по поводу его",

После форм сравнительной степени прилагательных и наречий: лучше него - лучше его, больше нее - больше ее, дальше них - дальше их",

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь", у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними",

В случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате

вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и

ими - между вами и ними, между мной и им - между мной и ним.

Не добавляется н- к местоимению:

После предлогов наречного происхождения, управляющих дательпым падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему.

Возвратпое местопмеппе себя п прптяжательпое местопмеппе свой.

Эти местоимения обладают способностью относиться к любому липу, поэтому соотносясь с несколькими существительными, могут создавать двусмысленность. Например: Он предложил посетителю снять с себя пальто. Я посоветовал жене поехать к своим родителям.

Местоимения себя и своп должны относиться к производителю действия, и для устранения двусмысленности необходима перестройка предложений: ...предложил посетителю, чтобы тот снял с себя пальто; ...посоветовал жене, чтобы она поехала к своим родителям.

Скучаю по вам или скучаю по вас?

Возможны оба варианта, но предпочтительным пока следует считать вариант скучаю по вас. Скучаю (грущу, тоскую и т. п.) по вас - старая норма; по вам - новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (1980 г.) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

В сочетаниях с существительными и местоимениями 3-го лица данные глаголы требуют формы дательного падежа: скучать по сыну, скучать по нему. В сочетаниях с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа глаголы скучать, грустить и т.п. требуют формы устаревшей формы предложного падежа по ком", скучали по нас, скучаем по вас.

Еще по теме МЕСТОИМЕНИЕ:

  1. § 3. Местоимения как особый лексико-семантический тип слов
  2. Акт самостоятельного полагания в языке. Относительное местоимение Самым трудным для грамматического рассмотрения являетс

Безыменская ОШІ - III ст.

Новоазовский р-он

Донецкая обл..

Учитель Глинянская Н.С.

2016г.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим ; воспитывать любовь к ; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Яя яя яяя ям яр ня оя вя

Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.

3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).

Я прочитаю вам стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

Вставить пропущенные буквы:

Са поги, бо тинки, ко стюм, пла ток, бо гатство, се йчас, са лют, ра кета, ка стрюля, та релка, се ме на, ва гон, космо с, ки ломе тр.

Вставить пропущенные буквы.

4. Повторение изученного материала

Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я"....

Найдите местоимения.

Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные. слайд 3
Это, без сомнения,
Все ________________.
Ответ: местоимения.

3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.(слайд 4 и 5 проверка)

. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном

Как называются эти местоимения? (личные)
- Что же значит слово личные? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это , которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)(иллюстрацию с цветами). Слайд 6

Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?

Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

Кто может сказать о себе я ? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты ! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.

Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы )

При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы .

Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

1. Прочитайте текст . (слайд 12)

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? (О сове)

Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».)

-Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

2. Работа с книгой.

Выпишите местоимения, укажите лицо и число. (на доске и в тетрадях). Упр. 113

2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.

Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.

Взаимопроверка.

3. Работа в группах.

1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений

Знаете ли......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

3. Загадки. (слайд 13)

Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка – я

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

Но все же называются

Они - морские…………… Свинки – они

Вырыл нору, сделал дыру,

Солнце сияет, а он и не знает. Крот – он

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он,на,ты. (предлог)

Мы, они, вы,но. (союз)

Нас, нами,нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой,табун.(существительное)

Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно) 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

Я благодарю вас за работу на уроке.


10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116