Строительство и ремонт своими руками

Индексация трудовых и социальных пенсий. Какие бывают виды

Пенсия по старости существует в нашей стране около 90 лет. За это время система пенсионного обеспечения неоднократно реформировалась и изменялась. Рассказываем, какой была пенсия по старости и что ждет пенсионеров в будущем.

Пенсия по старости

Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15.05.1929.

Данным актом были определены основные характеристики и принципы пенсионного обеспечения, которые с некоторыми изменениями существуют до настоящего времени. Так, пенсия назначалась независимо от состояния трудоспособности, но с учетом обязательного минимального трудового стажа.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в размере не менее 50% прежнего заработка пенсионера от работы по найму.

2. Право на получение пенсии было гарантировано: мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет; женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

3. Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта.

4. В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

5. В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие

6. В 1956 году был принят единый закон СССР, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

7. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и колхозники наконец тоже получили право на пенсии.

8. В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий, которые с 1990 года уже не признавались государственным обязательством. В конце 1990 года был создан ПФР, на который ложилась вся забота о пенсионерах.

9. Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

10. На 2018 год намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию.

11. Правительственный законопроект предлагал увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, а для мужчин на 5 лет – до 65 лет. Но затем президент предложил смягчить условия пенсионной реформы и рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Пенсия выплачивалась в размере не менее половины прежнего заработка пенсионера от работы по найму. Это был обязательный минимум. Союзному совету социального страхования разрешалось устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия назначаться не могла. Право на получение пенсии было гарантировано:

  • мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет;
  • женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

При этом существовали и льготные категории граждан, которые могли уйти на пенсию до достижения общего пенсионного возраста. К ним были отнесены, например, лица, занятые на подземных работах в горной промышленности. Они могли выйти на пенсию в 50 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет - на подземных работах.

Конкретный перечень льготников утверждался Союзным советом социального страхования. Данный орган мог снижать установленный пенсионный стаж и возраст с учетом вредности производства.

Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта. Уже через год, в 1930 году, к ним присоединились работники химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной промышленности («Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930).

Союзный совет социального страхования получил неограниченное право по распространению пенсионного обеспечения на рабочих других отраслей промышленности. Поэтому число получателей пенсии постоянно росло.

В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.

В Конституции СССР 1936 года впервые было закреплено право всех граждан на материальное и денежное обеспечение в старости (ст. 120 Конституции). Это право обеспечивалось системой социального страхования рабочих и служащих.

В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие (Постановление ВЦСПС от 31.07.1937). В том же году в соответствии с Постановлением СНК СССР от 31.07.1937 пенсионные правила распространили также и на лиц, ранее лишавшихся избирательных прав (участники белых армий, преступных банд, священнослужители).

Что касается колхозников, то первоначально специального акта, регламентирующего выплату им пенсий по старости, не существовало. Право колхозников на получение пенсии было закреплено в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утв. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.02.1935. Так, общее собрание артели обязывалось создавать специальные фонды для оказания материальной поддержки старикам, нуждающимся семьям, а также лицам, утратившим трудоспособность. Размер такого фонда мог составлять не более 2% от всей валовой продукции артели. Иными словами, пенсионное обеспечение колхозников осуществляло не государство, а сам колхоз.

Всеобщее право на пенсию по старости

Вплоть до 1956 года пенсионная система СССР была чрезвычайно запутанной и регламентировалась десятками различных НПА. В 1956 году был принят единый закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.

В соответствии с данным законом с 1956 года правом на получение пенсии обладали:

  • мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет,
  • женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не имели достаточного стажа работы, пенсия по старости назначалась в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, но не менее 25% полной пенсии.

Пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включались все виды зарплаты, кроме зарплаты за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплаты единовременного характера. Среднемесячный заработок для расчета пенсий брался за последний год работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет работы.

В случаях, если зарплата работника составляла от 80 до 100 рублей в месяц, пенсия начислялась в размере 55 % от зарплаты (минимальная пенсия здесь – 52 рубля).

Если работник получал свыше 100 рублей в месяц, его пенсия составляла не более 50% от месячного заработка, но не менее 55 рублей в месяц.

При этом после выхода на пенсию разрешалось проработать еще какое-то время на более высокооплачиваемой должности в целях увеличения размера пенсии. Проработать нужно было не менее 2 лет и пенсионеру делался перерасчет пенсии в сторону ее увеличения.

Существовали и разнообразные надбавки к пенсии. Например, за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, полагалось еще 10% от размера пенсии.

Пенсии со всеми надбавками назначались в пределах 100% заработка, из которого исчислена пенсия, и не свыше максимальных размеров пенсий. Данное ограничение не распространялось на инвалидов 1 группы, а также семьи, потерявшие кормильцев, с тремя или более нетрудоспособными. Также данное ограничение не применялось в отношении льготников, которые были заняты на опасных и вредных производствах.

Минимальный размер пенсии по старости составлял 50 рублей в месяц, а максимальный размер - 120 рублей в месяц.

Лицам, проработавшим на работах, дающих право на льготы, от 15 до 20 лет, пенсия выплачивалась в размере 140 рублей. Если стаж на таких работах превысил 20 лет, максимальная пенсия составляла уже 160 рублей в месяц.

Пенсия, исчисленная в размере не свыше 60 рублей в месяц, через 10 лет после ее назначения повышалась на 1% заработка, из которого она исчислена, за каждый полный год, прошедший после ее назначения. Последующее повышение пенсии, установленной в размере не свыше 60 рублей, производилось через каждые 2 года на 2% того же заработка.

Выплата пенсий обеспечивалась государством за счет бюджетных средств. Для этого ежегодно формировался бюджет государственного социального страхования. Его составляли бюджетные средства государства, а также страховые взносы предприятий, учреждений и организаций. Взносы уплачивались предприятиями без каких-либо вычетов из зарплаты работников.

Законодательное закрепление права на получение пенсий колхозниками произошло спустя почти 10 лет с момента принятия закона о государственных пенсиях. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964.

Все колхозники теперь получили право на получение пенсий при достижении пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 – для женщин) и наличии необходимого трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 – для женщин).

Первоначально пенсии колхозникам назначались в размере 12 рублей в месяц. Но эта величина могла быть пересмотрена в сторону увеличения руководством колхоза. Пенсия каждый год увеличивалась. Помимо денег, правление колхоза могло предоставлять своим пенсионерам иную материальную помощь. Например, в форме выдачи урожая и продуктов питания. К 1987 году минимальная величина колхозных пенсий составляла 40 рублей в месяц, а пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, – 50 рублей.

Пенсии по старости в РФ

В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Из СССР в части пенсий было взято немного. А именно: возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж, полагающийся для ее получения.

В новой России прекратил свое существование бюджет государственного социального страхования, а вслед за ним была упразднена система персональных и отраслевых социальных льгот и дифференцированных пенсионных надбавок.

Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий. В конце 1990 года был принят Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который создавал некую кредитно-финансовую организацию, на которую теперь и ложилась вся забота о пенсионерах, – ПФР.

ПФР получил автономию и независимый от государственной казны бюджет. При этом фонд мог распоряжаться всеми свободными денежными средствами, что в условиях капитализма создавало простор для инвестирования и финансовых спекуляций. По итогам выяснилось, что ни инвестировать, ни спекулировать ПФР, несмотря на свою независимость от государства, не может. Причина этому – банальное отсутствие денежных средств.

Госбюджет денег уже не давал, и единственным источником пополнения ПФР стали страховые взносы, перечисляемые предприятиями. Учитывая, что в 90-х годах предприятия по всей стране закрывались и банкротились тысячами, ПФР уже с самого начала своего функционирования столкнулся с катастрофическим дефицитом денег. Нехватка денег была настолько острой, что фонд месяцами не выплачивал и задерживал даже копеечные пенсии.

Поэтому самыми эффективными финансовыми операциями ПФР стали займы и кредиты в коммерческих банках, а российские пенсионеры на долгие годы возглавили список самых бедных и незащищенных категорий граждан.

Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.

По данным Минтруда, в 2018 году . Решать проблему низких пенсий в ближайшие годы планируется путем который, по мнению законодателей, уже неактуален.

Пенсия по старости 2018

На текущий год законодателями намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию. Направлена пенсионная реформа, по словам правительства, на уменьшение дефицита Пенсионного фонда РФ и на повышение размера пенсий.

В качестве правового обоснования грядущей реформы выступает Конвенция МОТ №102 от 28.06.1956 о минимальных нормах социального обеспечения. Согласно данному документу, в странах допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.

В целях проведения реформы Правительство РФ , который предлагал увеличить пенсионный возраст:

  • для женщин на 8 лет – до 63 лет,
  • для мужчин на 5 лет – до 65 лет.

Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста начнется уже с 2019 года и будет проводиться постепенно. Реформа затянется на 10 лет для мужчин и на 16 лет для женщин. Окончательное достижение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин планируется в 2028 году, а 63 лет для женщин – в 2034 году.

В соответствии с документом первыми, кого затронет повышение пенсионного возраста, являются мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Эти граждане с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году. То есть в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Женщины, родившиеся в 1971 году, получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет (без учета президентских поправок).

Изменения не коснутся лиц, которые уже вышли на пенсию.

В настоящее время данный законопроект и к нему готовятся поправки. В частности, поправки рекомендовал внести в документ Президент РФ, который пенсионной реформы.

По словам президента, пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. В связи с этим он рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. Таким образом, женщины будут выходить на пенсию в 60, а мужчины – в 65 лет.

Также президент предложил установить право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше положенного срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. Для женщин, у которых 5 и более детей, возраст выхода на пенсию составит 50 лет.

Кроме того, президент предложил установить льготу гражданам, которые выйдут на пенсию по действующему законодательству в ближайшие два года после старта реформы. Таким гражданам установят право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть, повторю, на 6 месяцев раньше», – заявил президент.

Тема пенсионной реформы на этом не закрыта. Минтруд собирается , Госдума планирует направлять в ПФР деньги, конфискованные у коррупционеров, а государство будет привлекать к уголовной ответственности работодателей за увольнение предпенсионеров. Кстати, 26 сентября Госдума в пенсионную реформу и утвердила во втором (основном) чтении закон о повышении пенсионного возраста.

Следите за хроникой событий на БУХ.1С.

трудовой пенсии по старости

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Назначается такая пенсия при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

Базовой части;

Страховой части;

Накопительной части.

В соответствии со статьей 14Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1794 рубля в месяц.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 3588 рублей в месяц.

Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

При наличии одного такого члена семьи - 2392 рубля в месяц;

При наличии двух таких членов семьи - 2990 рублей в месяц;

При наличии трех и более таких членов семьи - 3588 рублей в месяц.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

При наличии одного такого члена семьи - 4186 рублей в месяц;

При наличии двух таких членов семьи - 4784 рубля в месяц;

При наличии трех и более таких членов семьи - 5382 рубля в месяц.

К нетрудоспособным членам семьи, факт нахождения которых на иждивении лица имеет значение для размера базовой части его пенсии по старости, относятся:

Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

Родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 1-4 настоящей статьи.

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2691 рубль в месяц.

Этим же лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Этим же лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5382 рубля в месяц.

Этим же лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени), размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

1) при наличии одного такого члена семьи - 3588 рублей в месяц;

2) при наличии двух таких членов семьи - 4485 рублей в месяц;

3) при наличии трех и более таких членов семьи - 5382 рубля в месяц.

1) при наличии одного такого члена семьи - 6279 рублей в месяц;

2) при наличии двух таких членов семьи - 7176 рублей в месяц;

3) при наличии трех и более таких членов семьи - 8073 рубля в месяц.

Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2332 рубля 20 копеек в месяц.

Этим же лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4664 рубля 40 копеек в месяц.

Этим же лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

1) при наличии одного такого члена семьи - 3109 рублей 60 копеек в месяц;

2) при наличии двух таких членов семьи - 3887 рублей в месяц;

3) при наличии трех и более таких членов семьи - 4664 рубля 40 копеек в месяц.

Этим же лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

1) при наличии одного такого члена семьи - 5441 рубль 80 копеек в месяц;

2) при наличии двух таких членов семьи - 6219 рублей 20 копеек в месяц;

3) при наличии трех и более таких членов семьи - 6996 рублей 60 копеек в месяц.

Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размерах, предусмотренных Федеральным закономN 173-ФЗ, независимо от места жительства гражданина.

Гражданам, имеющим право на увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости на соответствующий районный коэффициент и одновременно на базовую часть трудовой пенсии по старости, предоставлено право выбора при установлении соответствующего размера трудовой пенсии по старости.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено Федеральным законом, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 года указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).

При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном Федеральным законом.

В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть указанной пенсии, средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и (или) в специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете соответствующей части трудовой пенсии по старости и при индексации расчетного пенсионного капитала.

Совокупный размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;

БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1-4.9 настоящей статьи) (в ред. Федеральных законов от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ);

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи);

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 9 настоящей статьи).

Достигнув определенного возраста, граждане России имеют право на государственные пенсионные выплаты. Пенсия по старости в 2018 году, кроме пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 – для женщин), требует наличия страхового стажа и выполнения других условий, установленных законодательством. Для нашей страны это самый распространенный вид пенсионного обеспечения.

Виды пенсий в России

В Российской Федерации существует несколько видов пенсионного обеспечения, которые подразделяются по условиям назначения. Согласно Федеральному закону № 166 от 15.12.2001, пенсия может быть:

  • Страховая по старости (иначе называется трудовой) – для ее получения необходимо достичь пенсионного возраста, иметь хотя бы минимальный страховой стаж и необходимое количество баллов.
  • Социальная – выплаты этого типа назначаются в случае , инвалидам или лицам, дожившим до старости, но не имеющим необходимого стажа.
  • Государственная – подобное обеспечение предназначено для компенсации утраченного дохода отдельным категориям граждан (например, пострадавшим от радиации, военным пенсионерам или летчикам-испытателям). Этот вид начисления зависит от ряда условий – отсутствия иной формы дохода, наличия трудового стажа и др.

Как начисляется пенсия по старости­

В соответствии с пенсионным законодательством (а это вступивший в силу первого января 2015 г. федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») порядок начисления социальных выплат по старости, подразумевает выполнение нескольких условий. Это такие условия, как:

  • Достижения пенсионного возраста (55 и 60 лет для женщин/мужчин).
  • Необходимый стаж. Этот показатель ежегодно увеличивается, и для 2018 года составляет 9 лет.
  • Наличие необходимой величины пенсионных баллов. Для 2018 г. это количество составляет 13,8 баллов.

Тем, кто хочет оформить пенсию по старости в 2018 году, обязательно нужно учитывать, что при подсчете страхового стажа, учитывается только время официального трудоустройства (то есть, когда работодатель делал перечисления для пенсионного фонда). Неофициальная работа или фриланс без записи в трудовой никак не влияют на трудовой стаж, поэтому тем, кто стремится получать от государства социальные выплаты при выходе на заслуженный отдых, необходимо устраиваться на официальную работу.

Кто имеет право на страховые пенсии по старости

Законодательство четко определяет лиц, которые могут получать пенсионные выплаты. Этих людей можно поделить на следующие категории:

  1. Граждане России: женщины не моложе 55, мужчины – 60 лет, имеющие установленный размер страхового стажа.
  2. Граждане России, состоящие на госслужбе: – с 1.01.2017 вводится повышающий коэффициент – ежегодно пенсионный возраст для этой категории будет увеличиваться на полгода (при «потолке» в 63 и 65 лет для женщин/мужчин). Для этой категории пенсия по старости в 2018 году предназначена женщинам, достигшим 56 лет, мужчинам – 61 года.
  3. Граждане России, трудившиеся на северных территориях (и приравненных к ним местностям) не менее 15 лет: женщины не моложе 50, мужчины – 55 лет.
  4. Иностранные граждане: женщины не моложе 60, мужчины – 65 лет, имеющие российский трудовой стаж не менее 15 лет.

Для расчета выплат у Пенсионного фонда существуют специальные формулы, учитывающие возраст, трудовой стаж и другие показатели. При этом важно, что к трудовому стажу относится и время обучения в высшем учебном заведении или воинской службы. Работа во вредных условиях подразумевает ранний срок выхода на заслуженный отдых (как правило, размер выплат при этом случае будет больше).

Условия получения

Минимальный трудовой стаж и индивидуальный коэффициент пенсионера (ИПК) не являются постоянными величинами – до 2025 г. он будут ежегодно увеличиваться. Поэтому и требования к выходящим на пенсию по старости с каждым годом будут меняться. Таблица показывает эту динамику, согласно Закону «О страховых пенсиях»:

Как оформить

Оформление выплат подразумевает определенную последовательность действий. Пошагово это выглядит так – необходимо:

  1. Собрать необходимую документацию, подтверждающую стаж и положенные льготы.
  2. Подготовить заявление для ПФР и подать вместе с пакетом документов.
  3. При необходимости, нужно предоставить требуемую документацию.
  4. Узнать о положительном решении и начать получать пенсионные выплаты.

Куда обращаться

Заявление на получение выплат подается в местное отделение Пенсионного фонда России (ПФР). Другой вариант – сделать это через Многофункциональный центр (МФЦ). При этом получатель выплат может:

  • обратиться лично;
  • воспользоваться услугами законного представителя;
  • заполнить заявление в электронной форме на сайте ПФР;
  • отправить документ по почте;
  • сделать это с помощью работодателя.

Граждане России, выехавшие за рубеж, должны подавать заявление непосредственно в ПФР (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). Во всех случаях датой обращения будет считаться день, когда заявление было принято (письмо отправлено), а если документ готовится в электронной форме – время подачи по интернету. Необходимо учитывать, что готовить и подавать заявление необходимо не ранее, чем за месяц, до наступления срока выхода на пенсию.

Какие документы нужны

Помимо заявления, необходимо представить ряд документов, подтверждающих, что заявителю положена пенсия по старости в 2018 году. Пакет документов должен включать:

  • паспорт гражданина России (или вид на жительство – для иностранцев);
  • документ об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС);
  • трудовую книжку и другие документы, подтверждающие трудовой стаж и его продолжительность;
  • данные о среднемесячном заработке за последние 5 лет;
  • подтверждающие документы при наличии дополнительных обстоятельств (например, раннего выхода на пенсию для работающих на Крайнем Севере).

Сроки назначения

Поданное в ПФР заявление рассматривается в течении десяти рабочих дней с момента подачи или отправки на почте, при этом на подготовку пакета документации дается 3 месяца. При несоблюдении этого срока, временем подачи считается день предоставления последнего документа. Выплаты назначаются со времени обращения с заявлением, но не раньше наступления необходимого возраста. Однако, если работник увольняется с работы и в течении 30 дней готовит заявление, выплаты могут быть назначены ранее дня обращения и пенсия назначается со следующего дня после завершения работы.

Пенсионные выплаты производятся каждый месяц. При этом, получатель сам может выбрать удобный для него способ доставки. Помимо самого получателя, пенсию могут выдавать доверенному лицу – для этого необходимо наличие доверенности и ежегодное подтверждение регистрации пенсионера по месту получения.

Существующие способы доставки пенсионных выплат, предоставляют возможность получателю выбрать подходящий для него вариант (уведомив об этом ПФР с помощью личного обращения или авторизировавшись в личном кабинете на сайте). Это такие варианты, как:

  • С помощью Почты России – с доставкой на дом или получением в почтовом отделении. При доставке на дом устанавливается график и определяется дата окончания доставочного периода – для разных почтовых отделений она будет разной, поэтому ее нужно уточнить заранее. Если пенсионные выплаты не востребованы на протяжении шести месяцев, то они приостанавливаются до выяснения обстоятельств.
  • Через банк – непосредственно в отделении или с перечислением на пластиковую карту. Деньги перечисляются без комиссии, в день поступления средств от Пенсионного фонда, и снять их с карты можно в любое время. С 1.07.2017 для пенсионных выплат банки оформляют исключительно пластиковые карты национальной платежной системы «Мир».
  • Посредством организации, занимающейся доставкой пенсионных выплат – полный список этих организаций есть на сайте ПФР. Порядок получения такой же, как и при помощи Почты России – в офисе компании или с доставкой на дом.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии

По состоянию на конец 2018 г., фиксированная выплата к пенсии равняется 4805,11 рублей, которые начисляются каждый месяц. Эта сумма может быть увеличена, если пенсионер входит в льготный перечень – тогда, в зависимости от категории, размер доплаты составит 6246,64-21622,99 рублей. Таблица приводит категории граждан, у которых есть право на ежемесячную фиксированную выплату:

Ежемесячный размер выплаты, рублей

Не имеющие иждивенцев – граждане возрастом свыше 80 лет или инвалиды первой группы

11211,92-12813,62-14415,32

Граждане, моложе 80 лет и не имеющие инвалидность первой группы при наличии 1-2-3 иждивенцев

6406,81-8008,51-9610,21

Жители Крайнего Севера (и местностей, которые к нему приравнены)

При использовании повышающего коэффициента увеличится пенсия на указанный размер

Граждане,

отработавшие 15 и более лет в регионах Крайнего Севера, и имеющие трудовой стаж для мужчин – 25 лет и более, для женщин на 5 лет меньше.

8328,85-10411,06-12493,27

14575,49-16657,70-18739,91

Граждане,

отработавшие 20 и более лет в регионах Крайнего Севера, и имеющие трудовой стаж для мужчин – 25 лет и более, для женщин на 5 лет меньше.

Не имеющие иждивенцев лица моложе 80 лет и при отсутствии инвалидности первой группы

Не имеющие иждивенцев лица старше 80 лет или если есть инвалидность первой группы

Имеющие 1-2-3 иждивенцев лица моложе 80 лет и при отсутствии инвалидности первой группы

9610,22-12012,77-14415,32

Имеющие 1-2-3 иждивенцев лица старше 80 лет или если есть инвалидность первой группы

16817,89-19220,44-21622,99

Повышение пенсии по старости в 2018 году

Пенсионеры относятся к категории социально незащищенных нетрудоспособных граждан (лишь немногие продолжают трудиться, выйдя на заслуженный отдых), поэтому они очень восприимчивы к изменениям потребительских цен. Чтобы выплачиваемая пенсия соответствовала уровню инфляции, ежегодно происходит корректировка размера выплат (индексация). При росте инфляции страховая пенсия тоже будет увеличиваться в пределах положенной индексации и с учетом стоимости ИПК. Так, с 1.02.2018 г.­пенсии по старости и фиксированные выплаты станут больше на 5,8%.

Минимальный размер

По старости напрямую связана с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), который ежегодно устанавливает Правительство России (например, для 2018 г. ПМП составляет 8 540 рублей). При этом у разных регионов могут быть собственные надбавки из бюджетов местных уровней, так ПРМ-2017 для Москвы составляет 11 561 рубль, для Подмосковья – 9161 р., а для Якутии – 13 907 р.

Что делать если пенсия ниже прожиточного минимума

В некоторых регионах минимальный размер пенсии по старости в 2018 году меньше прожиточного минимума пенсионера – для примера можно привести Ивановскую (7977 р.) и Курскую (7460 р.) области. Глядя на перечень ПМП по регионам России, разница размеров пенсионных начислений очень сильно заметна, но это не значит, что пенсионеры в этих субъектах федерации вынуждены терпеть лишения, как это может показаться сначала.

В ситуации, когда региональные выплаты ниже федерального ПМП, для пенсионеров устанавливается надбавка, компенсирующая эту разницу, опираясь на дополнительные законы, принятые региональными властями. Самая меньшая сумма, которую выплатят российскому пенсионеру по старости в 2018 году, будет равна 8 540 рублей – в чистом виде или с прибавками при случае необходимости.

Будет ли индексация для работающих пенсионеров

В 2018 году для процедуры индексации пенсионных начислений будет применена инновационная технология. Изначально средства на индексацию были заложены в бюджет, причем процент повышения заведомо должен был превышать инфляцию. Это позволяет рассчитать пенсию по старости в 2018 году, не опираясь на статистические выкладки и увеличить пенсионные выплаты на 3,7 процента уже с 1.01.2018, а не с 1.02, как это было раньше. Среднее значение пенсии-2017 равняется 13 557 р., с 2018 г. она увеличится до 14 045 р. – значит, средняя прибавка составит 488 рублей.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

3 октября 2018 года Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в пенсионное законодательство.

Законопроект о повышении пенсионного возраста в России был представлен Правительством 14 июня 2018 года. Изначально предполагалось, что по новой реформе мужчины будут выходить на страховую пенсию по старости с 65-ти лет , а женщины - с 63-х , то есть трудоспособный возраст должен был увеличиться для них на 5 и 8 лет соответственно. Однако 6 сентября 2018 года Владимир Путин направил в Госдуму поправки к законопроекту, согласно которым пенсионный возраст будет увеличен для обоих полов на 5 лет , с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин.

Остальные поправки президента:

  • Предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей . Женщины, у которых трое детей, смогут выйти на пенсию на три года раньше установленного срока, если четверо детей - раньше на четыре года , для женщин с пятью и более детьми сохранится возможность выхода на пенсию в 50 лет .
  • Льготы для граждан, которые по старому законодательству должны были выйти на пенсию в следующие два года, - право оформить пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста .
  • Установление для работодателей административной или даже уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста или за отказ в приеме на работу таких граждан по причине их возраста.
  • Увеличение максимального размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста с 4900 рублей до 11280 рублей , начиная с 1 января 2019 года, период выплаты установлен в один год.
  • Останутся прежними действующие условия назначения пенсии для коренных малочисленных народов Севера .
  • Введение 25 процентной надбавки к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, проживающих в селе , стаж которых в сельском хозяйстве составляет не менее 30-ти лет.
  • Уменьшение трудового стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию на три года, то есть для женщин он будет составлять 37 лет , а для мужчин - 42 года .
  • Сохранение всех федеральных льгот на недвижимость, а также налоговых льгот , действующих на 31 декабря 2018 года, в течение всего переходного периода.

В новом законе также предусматривается увеличение темпов повышения пенсионного возраста для госслужащих . Напомним, что для данной категории граждан возраст выхода на пенсию начал увеличиваться еще с 1 января 2017 года с шагом полгода в год. Однако после вступления в действие федерального закона возраст трудоспособности будет повышаться в соответствии с темпами увеличения общеустановленного возраста - по году в год , начиная с 2020 года.

Главная причина повышения пенсионного возраста - устранение дисбаланса пенсионной системы . С каждым годом число пенсионеров в России увеличивается, а трудоспособное население сокращается. Также растет продолжительность жизни, с 2000 по 2017 год для мужчин она повысилась - с 59 до 67,5 лет , а для женщин - с 72,26 до 77,64 года . Как отмечает Дмитрий Медведев, увеличилась длительность активной фазы жизни, появились новые возможности и улучшились условия трудовой деятельности. В Правительстве считают, что повышение возраста трудоспособности позволит выплачивать более высокие пенсии в будущем.

Средства, сэкономленные в результате увеличения пенсионного возраста россиян, будут направлены на реализацию указа Президента 204 от 07.05.2018 о задачах развития России до 2024 года.


25.01.2015. с дополнениями 2019. Тема статьи:

Индексация трудовых и социальных
пенсий

Коэффициенты индексации
размера страховой части трудовой пенсии по старости

  • с 01.01.2019 - 1,0705
  • с 01.01.2018 - 1,037
  • с 01.02.2017 - 1,054
  • с 01.02.2016 - 1,040
  • с 01.02.2015 - 1,114
  • с 01.04.2014 - 1,017
  • с 01.02.2014 - 1,065
  • с 01.04.2013 - 1,033
  • с 01.02.2013 - 1,066
  • с 01.04.2012 - 1,0341
  • с 01.02.2012 - 1,070
  • с 01.02.2011 - 1,088
  • с 01.04.2010 - 1,063
  • с 01.08.2009 - 1,075
  • с 01.04.2009 - 1,175
  • с 01.04.2008 - 1,075
  • с 01.02.2008 - 1,120

С 2016 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней
у работающих пенсионеров индексироваться не будет .

ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) С 1 января 2015 года трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий (страховую и накопительную) и действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - т.н. "новая пенсионная формула". По новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица. В свою очередь, индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналога бывшего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:
1) с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; 2) с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла)

Дата, с которой увеличивается стоимость одного пенсионного коэффициента Индекс роста потребительских цен Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 116,63 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 110,55 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 104,69 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 98,86 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 93,00 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. - 87,24 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. - 81,49 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.04.2017. - 78,58 руб. Федеральный Закон
от 19.12.2016 № 416-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 78,28 руб.
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 74,27 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 71,41 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 39
С 01.01.2015. - 64,10 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии
Дата, с которой увеличивается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии Коэффициент индексации Размер
(в рублях)
Основание
С 01.01.2024. 1,055 7 131,34 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2023. 1,056 6 759,56 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2022. 1,059 6 401,10 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2021. 1,063 6 044,48 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2020. 1,066 5 686,25 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2019. 1,066 5 334,19 руб. Федеральный Закон
от 03.10.2018 № 350-ФЗ
С 01.01.2018. 1,037 4 982,90 руб. Федеральный Закон
от 28.12.2017 № 420-ФЗ
С 01.02.2017. 1,054 4 805,11 руб. Постановление Правительства РФ
от 19.01.2017 N 35
С 01.02.2016. 1,04 4 558,93 руб. Федеральный Закон
от 29.12.2015 N 385-ФЗ
С 01.02.2015. 1,114 4 383,59 руб. Постановление Правительства РФ
от 23.01.2015 N 40
С 01.01.2015. - 3 935 руб. Установлен ч. 1 ст. 15 ФЗ
от 28.12.2013 N 400-ФЗ

Структура трудовой пенсии по старости

(c 01.01.2015)

Новое - 2015

С 1 января 2015 года в России планируют ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.

Как сообщают представители пенсионного фонда, сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за сотрудника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии.

Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Поэтому представители Пенсионного фонда предлагают для экономически активного населения, то есть для тех, кто планирует вести долгую и активную трудовую жизнь, повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Что изменится с 1.01.2015

1. Впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым будет оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению официальной зарплаты человека, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. То есть чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то, по новым правилам, трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере.

За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется один пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

2. В новых правилах расчета трудовой пенсии будут засчитываться в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и отпуска по уходу за ребенком до трех лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые коэффициенты.

3. К 2025 году минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет. Он будет ежегодно увеличиваться в течение 10 лет, начиная с 2015 года. Женщины, у которых пенсионный стаж будет меньше 15 лет, смогут обратиться в ПФР за социальной пенсией по достижении 60 лет, мужчины — 65 лет. Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

4. По новым правилам будет выгодно выходить на пенсию позже. С каждым годом страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия — на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть — на 90%.

Право на страховую пенсию
зависит от года назначения страховой пенсии

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента
при отказе от формирования накопительной пенсии при формировании накопительной пенсии
2025 и позднее 15 30 10 6,25
2024 15 28,2 10 6,25
2023 14 25,8 10 6,25
2022 13 23,4 10 6,25
2021 12 21 10 6,25
2020 11 18,6 9,57 9,57*
2019 10 16,2 9,13 9,13*
2018 9 13,8 8,70 8,70*
2017 8 11,4 8,26 8,26*
2016 7 09 7,83 7,83*
2015 6 6,6 7,39 7,39*
2014 5

* С 2015 по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов.
В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Пенсия пенсионера с московской пропиской (с доплатой из бюджета Москвы ):
  • Пенсия в 2018 году – 17500 руб.
  • Пенсия в 2017 году – 14500 руб.
  • Пенсия в 2010 году – 10275 руб.
  • Пенсия в 2011 году – 11000 руб.
  • Пенсия в 2012 году – 12000 руб.
У кого есть «советский» стаж, тому надо знать, что сумма по состоянию на 1 января 2002 года, находящаяся на страховой части будет проиндексирована на 10% за первый год стажа. За каждый проработанный год до 1991 года будет добавляться по 1%. Таким образом, получается, что если вы, допустим, проработали до указанного года 10 лет, то прибавка к пенсии составит 20%.

Корректировка и индексация пенсий c 2015

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

  • упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии », которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия ». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются , а страховые пенсии — корректируются .

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

  • Индексация фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

  • Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ ИПК ,

где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.


Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Коэффициенты индексации фиксированной выплаты страховой пенсии
и стоимость 1-го пенсионного коэффициента

  • Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    (в том числе социальных пенсий)

Пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексируются в следующем порядке:

  1. пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. социальные пенсии — ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;
  4. пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава — при индексации размера социальных пенсий;
  5. пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей — в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для справки:

Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:

Дата Социальная пенсия Страховая часть
трудовой пенсии
(в том числе
фиксированный
базовый размер)
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.04.2014 г. 1,171 1,017 1,083
от 22.03.2014 №220,
от 28.03.2014 №240, №241
01.02.2014 г. 1,065 Постановление Правительства РФ
от 23.01.2014 №46
01.04.2013 г. 1,0181 1,033 1,101 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2013 №263, №264,
от 29.03.2013 №281
01.02.2013 г. 1,066 Постановления Правительства РФ
от 23.01.2013 №26
01.04.2012 г. 1,141 1,0341 1,1065 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2012 №236, №237, №238
01.02.2012 г. 1,07 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2012 №4
01.04.2011 г. 1,1027 1,088 Постановления Правительства РФ
от 31.03.2011 №224,
от 07.04.2011 №255
01.02.2011 г. 1,088 Постановление Правительства РФ
от 26.01.2011 №21
01.07.2010 г. 1,0341 Постановление Правительства РФ
от 21.06.2010 №457
01.04.2010 г. 1,088 1,063 1,1427 Постановления Правительства РФ
от 18.03.2010 №169, №167, №168

Коэффициенты индексации базовой, страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2002 года по 31 декабря 2009 года

Дата Базовая часть
трудовой пенсии,
социальная пенсия
Страховая часть
трудовой пенсии
Расчетный
пенсионный
капитал
Нормативный акт
01.12.2009 г. 2562 руб. (1,313846) Федеральный закон РФ
от 28.04.2009 №72-ФЗ
01.08.2009 г. 1,075 Постановление Правительства РФ
от 23.07.2009 №611
01.04.2009 г. 1,175 1,269 Постановления Правительства РФ
от 21.03.2009 №247, №248
01.03.2009 г. 1950 руб. (1,0869565) Федеральный закон РФ
от 22.12.2008 №269-ФЗ
01.08.2008 г. 1794 руб. (1,15) 1,08 Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ,

Постановление Правительства РФ
от 21.07.2008 №548

01.04.2008 г. 1,075 1,204 Постановления Правительства РФ
от 25.03.2008 №204, №20
01.02.2008 г. 1,12 Постановление Правительства РФ
от 25.01.2008 №25
01.12.2007 г. 1560 руб. (1,2381) Федеральный закон РФ
от 01.11.2007 №244-ФЗ
01.10.2007 г. 1260 руб. (1,13236034) Федеральный закон РФ
от 24.09.2007 №223-ФЗ
01.04.2007 г. 1,075 1,092 1,16 Постановления Правительства РФ
от 27.03.2007 №181, №183
01.08.2006 г. 1,062 Постановление Правительства РФ
от 28.07.2006 №466
01.04.2006 г. 1,085 1,063 1,127 Постановления Правительства РФ
от 24.03.2006 №165, №166
01.08.2005 г. 1,06 1,06 и 1,048 1,114 Постановления Правительства РФ
от 11.07.2005 №419, №417
01.03.2005 г. 900 руб. (1,36363636) Федеральный закон РФ
от 14.02.2005 №3-ФЗ
01.08.2004 г. 660 руб. (1,06280193) 1,0628 Постановление Правительства РФ
от 21.07.2004 №363
01.04.2004 г. 621 руб. (1,0384268) 1,09 1,177 Постановления Правительства РФ
от 15.03.2004 №142, №141
01.08.2003 г. 1,08 1,08 Постановление Правительства РФ
от 16.07.2003 №428
01.04.2003 г. 1,126 1,307 Постановление Правительства РФ
от 13.03.2003 №152>
01.02.2003 г. 1,06 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2003 №47
01.08.2002 г. 1,09 1,09 Постановление Правительства РФ
от 18.07.2002 №535
01.02.2002 г. 1,065 1,065 Постановление Правительства РФ
от 24.01.2002 №42