Строительство и ремонт своими руками

Владыка ириней. Преосвященный ириней(тафуня), епископ орский и гайский. Чтобы наказание было во благо

Епископ Орский и Гайский Ириней (Тафуня) родился в молдавском селе Варваровка 30 мая 1971 года. С 1991 по 1992 год был послушником в Ново-Нямецком монастыре, где впоследствии и принял монашеский постриг.

В 1992 – 1998 годах обучался в Московской духовной семинарии и академии, причем с 1996 года нес послушание помощника благочинного. Заканчивал академию заочно, так как в 1998 году был направлен в качестве преподавателя в Кишиневскую духовную семинарию. Преподавал в различных светских и духовных учебных заведениях Молдавии. Нес послушание секретаря Молдавской Митрополии.

С 2004 года – официальный представитель Молдавской митрополии в Москве. Служил в Новоспасском монастыре, возглавлял воскресную школу.

5 октября 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был избран, а 22 ноября – хиротонисан во епископа Орского и Гайского.

Трудный путь молдавских верующих

Владыка, у вас очень хороший русский язык, хотя вы родом из Молдавии. Ваша семья двуязычная?

– Русский язык я учил только в школе и когда поступил в семинарию, знал его, но не очень хорошо. Первое время даже бывало так, что быстро отвечал по-молдавски, чтобы преподаватель понял, что материал знаю, а после переводил.

Учиться мне нравилось. Слава Богу, семинарию окончил хорошо. Часть экзаменов сдавал без подготовки. Рад, что без подготовки нередко сдавал экзамены не я один. Так, среди ребят был у меня и один сильный соперник, для которого русский тоже не был родным языком. Сейчас он уже священник в Осетии, секретарь Владикавказской епархии – Савва Гаглоев.

Вы росли в верующей семье. У вас с детства была тяга к служению?

– Ответом на ваш вопрос будут скорее не слова, а дела – ежегодно, Божией милостью, мною совершаются более двухсот литургий, служу практически ежедневно. Это свидетельствует о том, что богослужение для меня – не тяжелая обязанность, а истинная радость. Это основа всей моей деятельности, ее центр, все, что делаю, строится вокруг божественной литургии.

Желание стать священником было всегда. Но я рос во время, когда священническое служение – будем говорить прямо – было действительно опасным. И бывали сомнения – выдержу ли трудности, которые переживали многие пастыри.

Многое значит личный пример. Так, у нас был родственник, уже пожилой человек, бывший наместник монастыря. После закрытия он проживал в нашем в селе, у моих родственников. Жизнь батюшки вызывала восхищение. Он никогда ни на чем не настаивал, особенно в том, что касается духовного пути человека, он не заставлял нас молиться, но предлагал, всегда ссылаясь на святоотеческое наследие: «Так нас учили отцы». Всем нам передавался через него удивительный дух церковной, монастырской жизни. Конечно, уже в то время стал задумываться о монашестве, но я видел, сколько испытаний пришлось перенести этому человеку, и решился не сразу.

Кроме того, помню и пример родного отца, который уже в восьмидесятые годы пытался открыть храм в нашем селе. Позже, уже работая в архиве в Москве, я нашел документальные свидетельства этого. Естественно, некоторым людям не понравилось его стремление возобновить духовную жизнь в селе… У него были проблемы на работе… В общем, легко нам не было. Но Господь призывает всех нас идти тесным путем – только он спасителен.

«Молдавия жила в прошлом»

В Молдавии религиозный вопрос стоял очень жестко до самого конца восьмидесятых годов. Объяснить лучше на примерах. В то время прибыл в Молдавию митрополит Серапион, но владыку не встретили колокольным звоном, как то положено по Уставу (в то время в Молдавии был запрещен колокольный звон). Архипастырь был удивлен и благословил к ближайшему воскресному дню, когда ему предстояло впервые совершать божественную литургию на молдавской земле, найти звонаря, чтобы Устав был соблюден.

С большим трудом благословение было исполнено: нашли одного старообрядца, который умел звонить. Митрополита встретили колокольным звоном, что произошло впервые за много лет. После службы владыка направился в архиерейский дом, и совсем скоро раздался телефонный звонок. Звонил уполномоченный по делам религии. Он в ярости потребовал:

– Так, дайте мне Фадеева!

– А у нас нет такого…

– Как нет? Приехал только что!

– Новый владыка?

– Это для вас он владыка, а для меня – товарищ Фадеев! Быстрее! – стал кричать уполномоченный.

Владыка взял трубку и спокойно ответил:

– Простите, но нормальный человек и грамотный чиновник сначала представляется, а не кричит, как вы. Я не могу с вами сейчас общаться, позвоните мне позже. В понедельник или во вторник я смогу вас принять.

Молдавские чиновники просто не понимали, что в Москве уже наступила иная эпоха в отношениях государства и Церкви. В Молдавии же в это время еще печаталась антирелигиозная литература – самый большой тираж пришелся на середину восьмидесятых. Молдавия жила в прошлом…

Приведу пример и из моей жизни. Однажды, в классе в четвертом или пятом, пионервожатая ударила меня по лицу за то, что у меня не было галстука (в молдавских селах подобные «воспитательные приемы» в то время были в порядке вещей). Случайно об этом узнал мой папа и спросил меня и моих друзей, не бьют ли нас в школе. Я ответил, что учусь хорошо, и меня так не учат, но случайно не удержался мой товарищ и спросил: «А как же пионервожатая?»

Пришлось сказать, что такое было, но не из-за учебы… Папа послушал, но ничего не сказал. А на следующий день пришел к директору школы. Через некоторое время вызвали и меня. Смотрю: директор и папа. Я немного испугался – думал, наверное, что-то натворил, а что – вспомнить не могу. Директор спросил, действительно ли меня ударили. Пришлось признаться. Пошли в класс, директор спрашивал уже у ребят, которые подтвердили…

Конечно, видя такое недоверие и пренебрежение к верующим, о священстве боялся даже мечтать. Но все равно хотел. Решил так: если Бог даст, стану учителем. Только после армии, когда ситуация в стране в целом поменялась, в 1991 году, окончательно решил, что буду священником и монахом.

А как в армии относились к верующему молодому человеку?

– Никто и не знал, что я верующий. У меня крестик был зашит в кармане, молился я про себя по памяти, а вслух о вере не говорил.

Лишь за два или три месяца до ухода из армии я получил посылку, в которой были иконочки, крестики… Ее увидели. Но, слава Богу, отнеслись хорошо. Крестики и иконки я раздал сослуживцам. Шел уже 1991 год, отношение к Церкви изменилось, в обществе много говорили о вере.

Православный уклад

Давайте вернемся к семейному опыту. У вас соблюдались церковные традиции?

– Да в нашей семье все соблюдалось довольно строго. Но таких семьей было много. Причащались мы раз в два-три месяца, но подготовка к причастию (говение) занимала не три дня, а неделю. И когда я в Москве увидел, что люди перед причастием держат пост всего три дня, был удивлен.

Строго держали Великий пост – на Страстной седмице в нашей семье пищу готовили без масла. Помню, пекли блины на печке, добавляли варенья или орехи и все.

Почти каждый день утром и вечером вся семья собиралась на общую молитву.

Помню, если кто-то из соседей или знакомых родителей заболевал, приходили к нам домой и просили меня или кого-то из других детей почитать за них Псалтирь. Считалось, что от детской молитвы человеку станет легче, потому что дети чисты и угодны Богу.

Родители часто брали нас в паломничества. Даже не знаю, где они деньги на поездки находили. В то время в Молдавии действовал один монастырь в Каменском районе – Жабский, и мы часто там бывали. Иногда выезжали в Почаевскую лавру.

Тогда я был еще мал, чтобы понимать смысл паломничества, но это было интересно, и в немалой мере выезжать из села считалось чем-то «престижным». Особенно памятным, конечно, является первое посещение Троице-Сергиевой лавры. Ведь во святом крещении меня нарекли Сергием. Мне было лет четырнадцать, когда я впервые увидел Лавру…

Из Молдавии в Москву

На жизненном пути Господь даровал много значимых встреч с замечательными людьми, которым я обязан очень многим. В Лавре нас принимал будущий епископ Бендерский, а ныне – митрополит Ташкентский Викентий, тогда простой священник. Когда я вернулся из армии, он уже стал архиереем. Был я знаком и с будущим епископом Единецким и Бричанским Доримедонтом, тогда – насельником Лавры преподобного Сергия. Именно этим людям я обязан поступлением в Ново-Нямецкий монастырь, а позже – направлением на учебу в Московские духовные школы.

Вы принимали постриг в Молдавии, на последнем курсе Московской академии перешли на экстернат и вернулись трудиться на родину… Не жалко было несколько лет спустя оставлять Молдавию – и опять в Москву?

– Любое место, где ты трудился продолжительное время, оставлять трудно. Просто надо задать себе вопрос: «Ради чего я совершаю тот или иной шаг?» и дать на него честный ответ. Мне было ясно, что тогда нужно было оставить Молдавию и приехать в Россию. Да и кроме всего прочего – существует такое понятие, как необходимость. Это было моим послушанием – для монашества оно не обсуждаемо.

Митрополит Молдавский Владимир сообщил мне об этом назначении в мае, а я поехал только в декабре. Тогда преподавал в Тираспольском университете – трудно было расставаться с любимым делом. Первое время после переезда в Москву часто приезжал в Тирасполь, чтобы читать положенный курс. Удивляюсь, как митрополит Владимир меня вообще терпел.

Зачем гастарбайтеру священник?

– В Москве вы окормляли молдавскую диаспору. С какими трудностями приходится сталкиваться людям, приезжающим работать в столицу? В чем приходилось помогать?

– Основных трудностей две: работа и жилье. Кто-то приезжает на подготовленное место, а кто-то надеется устроиться «как-нибудь». Случалось, уже устроившимся на работу задерживали зарплату. Но ведь надо как-то жить. Люди приходили и просили помощи. Кто-то терял документы и просил посодействовать их восстановлению. А кому-то надо было помочь в изучении русского языка.

При любой встрече я говорил: чтобы стать своим для народа, на земле которого ты теперь живешь, нужно знать его язык, литературу, культуру, историю страны и города. Там где вы живете и трудитесь, необходимо соблюдать общественные нормы и законодательство, не совершать преступлений. А черпать силы на борьбу с искушениями нужно в храме, на исповеди и через причастие.

Очень скоро заметил, что людям, которые приходили в храм, легче было найти работу и жилье. Прихожане Новоспасского монастыря знали многих выходцев из Молдавии, уважали их и помогали, как могли. Так что я благодарен Новоспасскому монастырю за то, что он стал мостом между Россией и Молдавией, местом встречи, где мои соотечественники обретали близость Бога и, Его милостью, не были лишены поддержки ближних – разрешались самые насущные и, казалось бы, неразрешимые проблемы.

Архиерейское призвание

Кстати, как вы отреагировали на свое назначение архиереем?

– Чувствовал, что когда-нибудь этот момент наступит. Наступил он, когда митрополит Викентий предложил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу рассмотреть мою кандидатуру для новообразованной Таджикистанской кафедры. И я уже готовился, старался наладить связи с диаспорой и с посольством Таджикистана. Но накануне заседания Священного Синода меня вызвал Святейший Патриарх и после беседы сказал, что назначение в Таджикистан отменяется и что более подходящим для меня местом служения ему представляется Урал. Сначала думал: может, ошибка? Но нет.

Не думал, что стану архиереем в России, но то, что скорее всего буду, – почти не сомневался. Да и многие знающие меня люди так думали. В семинарии и академии некоторые преподаватели даже полушутя-полусерьезно говорили: «Вы из Молдавии, вас надо строже спрашивать, вы ведь будущий архиерей».

Это только в вас было заметно? Или другие будущие архиереи тоже бросаются в глаза?

– Все, с кем учился и о ком думал, что станут архиереями, ими и стали. Митрополит Антоний Бориспольский, епископ Амвросий Петергофский, епископ Роман Якутский, епископ Тихон Подольский…

Епископ – человек, который горит

– Думаю, что владыка Евгений, ректор Академии, давно для себя определил, кто кем станет. Деятельных людей, которые не будут стоять на месте, всегда видно. Епископами и должны становиться люди, которые горят, выделяются, находятся в центре внимания.

Для архиерея важно уметь собрать вокруг себя людей, каждого выслушать, постараться помочь, решить тот или иной вопрос, дать посильное поручение, проверить, справляется ли, поддержать… Нужно уметь разделять и боль, и радость, вникнуть в самые разные события.

Архиерейское служение забирает очень много сил на разные формальные вопросы бумаги, контроль… У вас остается время на себя? Книжку почитать хотя бы?

– Конечно, я же не только епископ, но и преподаватель Орского гуманитарно-технологического института и Оренбургской семинарии. Приходится много читать.

Почему с епархией сотрудничают

С государственными структурами удается сотрудничать?

– Слава Богу, все хорошо. Здесь все одновременно просто и достаточно сложно: если будешь работать, и твоя работа заметна, приносит добрые плоды, то любому человеку станет интересно сотрудничать с тобой, иметь дружеские отношения.

Рад, что в нашей епархии отношения государственной власти, общества и Церкви носят именно дружеский характер. Плоды этой дружбы весьма значительны для многих, особенно тех, кто нуждается в помощи. Так, с конца 2012 года мы совместно с администрацией Орска обеспечиваем питанием ежедневно более сотни бездомных людей. А с этого года подобная служба организована еще в одном городе епархии.

Однако для меня важно совместно работать не только с государственными структурами, официальными лицами, но более всего – с духовенством епархии. Например, неоднократно на общие пожертвования священнослужителей приобретались подарки и вручались денежные поощрения многодетным семьям, матерям, которые в этом году родили двойняшек, парам, отмечающим юбилей свадьбы – 50, 40, 30 или 25 лет совместной жизни.

В Орском гуманитарно-технологическом институте, где я преподаю, а также в Гайском медицинском колледже нескольким лучшим студентам назначена архиерейская стипендия.

Не первый раз проводим образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения на базе Орского института. Участие в них принимают десятки студентов, и за лучшие доклады также назначены почетные призы и материальные премии.

В школах после многих встреч с директорами и педагогами священникам позволили участвовать в родительских собраниях, отвечать на вопросы.

Разумеется, после всего этого с нами хотят работать. Кстати, нашем городе количество преступлений по сравнению с 2011 годом упало на двадцать процентов!

Работа с тюрьмами тоже ведется?

– Да, есть священники, которые несут этот крест. Я сам стараюсь посещать такие места. Это служение мне знакомо еще со времени учебы в семинарии и академии, когда читал лекции в СИЗО Сергиева-Посада. Позже в Молдавии был настоятелем тюремного храма. Низкий поклон тем, кто там трудятся.

На территории Орской епархии много мусульман. Какие отношения сложились?

– Спокойные. На все городские мероприятия приглашают священника и представителя традиционного ислама. У нас уже есть батюшки, знающие или изучающие таджикский, казахский или татарский языки.

Радует, что молодежь тянется к вере. В нашем институте учится немало ребят, этнических мусульман, которые с подобающим уважением и глубоким интересом относятся к Православию.

Дети и преподавание

Смотрю, у вас широкий круг деятельности. Из того, чем вы занимаетесь, у вас есть любимое дело?

– Вообще, я люблю преподавать и заниматься с молодыми людьми. В нашей епархии работа с молодежью – важнейший приоритет. Проводятся многочисленные мероприятия: образовательные, игровые, спортивные. Организуются летние и зимние детско-юношеские лагеря, успешно ведет деятельность Православный центр для детей и молодежи при кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца. И это далеко не все, что мы стараемся делать для нашего юношества.

Вот, например, серьезная проблема: в одном поселке одиннадцатилетнюю школу преобразуют в среднюю на базе девяти классов, поскольку нет возможности финансирования. Я предложил директору школы, учителям, родителям и десятиклассникам, которых всего четверо, с 1 сентября переехать ко мне в дом, проживать и обучаться в нашей православной гимназии, расположенной рядом. По этому поводу встречался с администрацией района и поселка. Ждем решения по этому вопросу.

А дом ваш позволяет поселить еще несколько человек?

– У меня четыре комнаты. Думаю отдать их ребятам и родителям одного из них. А сам, если будет тесно, куда-нибудь перейду.

Отношения со священниками: взаимное доверие

Приземленный вопрос: за счет чего живет ваша епархия?

– В основном на пожертвования от приходов. В сезон отпусков обычно взносы поменьше, чем в другое время. Священнослужителям тоже нужен отдых.

У вас вообще сложились отношения с духовенством?

– Очень хорошие отношения. Многие священники приходят ко мне на исповедь, хотя у нас в епархии есть духовник. Если ко мне приходят, исповедуются и рассказывают о своих проблемах на приходе и в семье, то это говорит о многом! Значит, они мне доверяют, и я им доверяю. Я и сам без смущений иду на исповедь к нашим священникам.

Если батюшке, например, нужно ехать из Орска в Оренбург или в Москву и ему негде остановиться, он может приехать ко мне домой и ночевать. Если есть кусок хлеба – дам.

В свое время, будучи иеромонахом, без страха общался с архиереями. Это и владыка Верейский Евгений, и епископ Бендерский Викентий, Единецкий Доромедонт, Кишиневский Владимир и многие другие. А сейчас, став архиереем, стараюсь держаться с людьми так же, как они со мной. Самоотверженный труд священства достоин искренней благодарности. Благодаря им и существует наша епархия, ведь священник и паства составляют приход, а не церковное здание. Разве я могу их обижать?

Чтобы наказание было во благо

В каких случаях по отношению к священнику следует проявить строгость может, даже запретить в служении?

– Иногда приходится принимать строгие меры. В редких случаях наша дисциплинарная комиссия принимала строгие меры в отношении к некоторым священникам. Одного запретили за то, что не желал поминать за богослужением Патриарха Кирилла, не хотел видеть в нем отца. В другом случае поводом к строгому наказанию стало пристрастие к спиртному. Запрещали на небольшой срок: месяц, два, три… Все зависит от самого человека: если покается и станет лучше – срок наказания сокращаем.

Принимая любое решение, каждый должен ставить себя на место того, кого собирается наказать. Ты должен понять его боль и скорбь, помочь ему стать лучше, пусть даже и принимая строгие меры. Ведь Сам Господь обличал не только словами… Вспомните случай в Храме Иерусалимском, когда Он ревностно отстаивал чистоту Дома Божия.

Чтобы наказание пошло во благо, человек должен понимать: да, я это заслужил. Вел бы себя по-другому – все было бы иначе. И к этому надо прийти. Вместе с оступившимся человеком.

Церковь не забывает

– А с семьями духовенства поддерживаете контакты? На прошлом Архиерейском соборе Святейший предложил оказывать помощь семьям священников, оставшимся без кормильца. Как с этим обстоит дело в Орской епархии?

– Это решение на общецерковном уровне было принято Архиерейским собором в 2013 году, но подобная практика существует в нашей епархии с 2012 года. Ежемесячно овдовевшим матушкам мы выплачиваем по пять тысяч рублей. Они нам благодарны – для Орска это не такие уж малые деньги. Ну и, конечно, продукты и подарки к праздникам.

Считаю, что надо обращать внимание не только на матушек и священнослужителей. Важно объединить людей, чтобы они помогали тем верующим, которые когда-то были активными прихожанами, но сейчас не имеют сил добраться до храма. Мы должны показать им, что мы их любим, ценим, не забываем.

Надо быть в курсе того, в чем нуждаются верующие, каждый немощный человек. Следует узнавать это, прежде всего, у приходского духовенства, ведь наши батюшки причащают и соборуют на дому. Хорошо бы накануне праздников собраться по нескольку человек и приходить к немощным, помогать им, чем возможно: убраться в доме или приготовить им что-нибудь к празднику. А в самый праздник, конечно, поздравить.

«Как можно не общаться с людьми?!»

Еще раз подчеркиваю: это касается не только священнослужителей, на покое не имеющих сил для служения, и овдовевших матушек, но и всех верующих людей, которые были, но в силу обстоятельств перестали быть, активными прихожанами. Сейчас много говорят об общине. А как иначе объединить людей, как не через помощь друг другу?

Вы сами с мирянами тоже общаетесь? Нужно ли это архиерею?

– Разумеется. Начнем с того, что эти люди содержат храм, иногда последнюю копейку несут. С какой же стати их обижать?

Ну как можно с людьми не общаться? Я этого просто не понимаю! Если ты архиерей, они к тебе обязательно будут подходить со своими вопросами. Лекции, встречи, проповеди, трапеза после службы – и всюду спрашивают, а ты отвечай и утешай! В этом – немалая часть всего архиерейского служения. Ты должен быть с ними.

Пока все можно…

Есть в вашем служении что-то, за что вы боитесь?

– Я боюсь, что может наступить какой-то момент, когда буду вынужден честно признаться: у меня не получается. Или знаний не хватает, или возможностей, или власть не разрешает. Пока нам можно многое. Все смотрят, как там в Москве, все берут пример со столицы. Но нужно быть готовым и к тому, что наступит момент, когда скажут: «Вам сюда нельзя». Пока есть возможность, я буду трудиться. Пускают в школу – хорошо. В институте разрешают преподавать – замечательно. Общаться с людьми на стадионе – прекрасно. На хоккейную площадку в перерывах между периодами выходить и отвечать на вопросы – великолепно!

Когда родные плачут…

А родные? Вы с ними поддерживаете отношения?

– Ну конечно, люблю маму и папу, созваниваюсь и общаюсь с ними! Правда, приехать они ко мне не могут – слишком далеко.

Как они с самого начала перенесли расставание с вами отъезд в Москву, а потом и монашество?

– Думаю, что они были готовы к моему выбору, особенно после того, как я был направлен учиться в Московскую духовную семинарию.

Помню, перед принятием монашеского пострига я написал на молдавском языке стихотворение, суть которого сводилась примерно к следующему: «Я был вашим сыном, но после монашеского пострига стану сыном Царицы Небесной. Благодарю вас за любовь, непрестанную заботу, самоотверженный труд и пример истинной христианской жизни, но теперь – я уже не ваш…» Годы спустя я нашел это стихотворение у родителей – даже сам плакал, его читая. Тогда подумал, что так не должно продолжаться… стихотворение лежало на видном месте и, как было видно, родители читали его каждый день… Я взял бумажку и бросил в печку.

Мои родители – глубоко верующие люди. Они радовались моему выбору, но не плакать было невозможно. Они скорбели и плакали.

Спасибо вам за беседу!

– И вам спасибо за внимание.

Фото пресс-службы Орской епархии

Язычники-римляне вполне разумно считали, что если человек оскорбил Бога, то это не относится ни к кому, кроме оскорбившего и Самого Бога, заявил епископ Орский и Гайский РПЦ МП Ириней, выступая с докдадом "Свобода слова и оскорбление чувств верующих" на XI зональных Сретенских образовательных чтениях 17 февраля в Кувандыке, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

Свое выступление епископ Ириней построил, отталкиваясь от событий начала января 2015 года, когда в Париже были убиты двенадцать человек в знак мести за карикатуры на Мухаммеда в журнале "Шарли Эбдо".

Осуждая насилие и убийство как средство борьбы с кощунством, иерарх РПЦ МП заметил, что «реакция некоторых православных на эти события показала, что их мысли немногим отличаются от идеологии мусульманских радикалов, в глубине своей, по сути, являясь одним и тем же. Это лишь различие насильников».

«К большому прискорбию, среди православных есть и те, кто одобряет подобные действия по отношению к допустившим кощунство. Некоторые едва ли ни готовы к участию в подобных актах и уже мыслят себя палачами, забывая, что убивающие тело прежде уже убили свою душу, убивают души тех, кто одобряет их беззакония, и лишают возможности покаяния души своих жертв», - сказал он.

Епископ Ириней также подчеркнул, что оправдание убийств, совершенных религиозными фанатиками, сочувствие к ним как оскорбленным жертвам не только не остановит их, но напротив даст им повод для потока новых агрессивных действий и требований.

«Оправдывая убийство, никто не сможет остановить поток последующих тотальных мусульманских наступлений и требований. Радикалистов оскорбляет все, что не соответствует нормам шариата, в том числе и Крест. Своими акциями они доказали, что чувство соразмерности их "священному гневу" неведомо. Спустя несколько дней, когда мир скорбел о погибших, в одной из французских школ произошли показательные инциденты: некоторые из учеников отказывались соблюдать минуту молчания, болтали, говорили ужасные вещи. Очевидно, что подобное дети слышали от своих родителей. Бурные дискуссии раскололи подростковое сообщество: одни ужасались терактами, называя их варварством, другие заявляли, что не позволят "никому оскорблять пророка" и будут всем мстить и в будущем, если подобное повторится», - рассказал Орский епископ.

Евангелие, напомнил епископ Ириней, призывает не к отмщению врагам, а к молитве за них, собственные же эмоции необходимо сдерживать, чтобы не уподобиться кощунникам.

«Несомненно, кощунственные выпады, такие как карикатуры, задевают чувства многих, это глубокая обида. Но и собственные эмоции необходимо сдерживать, чтобы не уподобиться кощунникам и не допустить умножения беззаконий. Если мы говорим о любви к ближнему, а сами не терпим его недолжного поведения, как призваны – с любовью и молитвой о нем, – то уподобляемся тем книжникам и фарисеям, которых обличал Сам Господь», - пояснил православный иерарх.

Христиане, считает епископ Ириней, должны быть очень разборчивы в методах полемики со своими оппонетами, нельзя использовать те средства борьбы, к которым прибегали язычники, нельзя действовать запретами и угрозами.

«Критика, не считающаяся ни с какими доводами оппонента... – наследие языческого мира. ...Неужели мы воспримем и эти крайности? Несомненно, крайности недопустимы с обеих сторон. Запрет изображения скоро обернется и в запрет слова. В таком случае, человек, критикуя сектантские взгляды и обычаи, не будет иметь морального права требовать запрета на аналогичное поведение по отношению к своей вере – а подобное может привести к самым негативным последствиям для общества в целом».

Нетерпимо настроенные верующие дают поводы к нетерпимости к ним самим со стороны неверующих, которые, использую ту же самую логику «оскорбленных чувств», из любого публичного проявления веры могут сделать повод для судебных разбирательств. Некоторые атеисты выражают недовольство тем, что законодательство России говорит об оскорблении религиозных чувств, но не защищает чувств неверующих, напомнил православный иерарх.

«Можно будет с легкостью публично заявить, что "увидев священнослужителя на улице, я потерял всякое удовольствие от прогулки"... – и такого рода заявления станут основанием для судебных разбирательств и обвинений», добавил епископ Ириней.

В воскресенье на постоянное место служения в Орск приезжает владыка Ириней (Тафуня), епископ Орский и Гайский. Встреча его состоится в 9 часов утра в Покровском храме (бывшем монастыре).

Как уже сообщала «ОХ», беспрецедентное событие произошло в духовной жизни нашего региона: решением Священного синода Оренбургская епархия поделена на Орскую, Бузулукскую и Оренбургскую. А на днях Святейший патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском монастыре Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа.

В торжестве приняла участие делегация из восточного Оренбуржья, которую возглавлял протоиерей Сергий Баранов, благочинный Орского округа. В ее составе были первый замглавы администрации нашего города В. Козупица, генеральный директор ОНОС В. Пилюгин, руководители близлежащих городов и районов, предприниматели, духовенство, представители прессы - всего 25 человек.

Даже сам патриарх подивился активности орчан и отметил, что такой большой и представительной делегации не приезжало из других городов на подобные торжества.

День хиротонии совпал с крупным юбилеем. Москва праздновала 130-летие со дня рождения святой праведной блаженной Матроны московской. И потому уже в 7 часов утра тысячи верующих заполонили территорию Покровского монастыря, где находятся мощи Матроны.

Нас встречает представитель владыки Иринея, и огромная очередь раздвигается, пропуская орскую делегацию.

В Покровском соборе обители прикладываемся к святым мощам и идем в храм Воскресения Словущего. Здесь уже яблоку негде упасть. Но мирян из Орска проводят в самое удобное для обзора церемонии место, а всем нашим священникам разрешают служить, что является огромной честью.

Идет Божественная литургия. Те, кто не попал в переполненный храм, имеют возможность смотреть трансляцию богослужения на больших экранах, установленных на монастырской площади. Присутствие на Патриаршей службе вряд ли кого может оставить равнодушным. Духовный восторг, огромная радость, благодать Божия переполняют сердца верующих.

Среди многих известных архипастырей России нашему взору предстает архимандрит Ириней - насельник Новоспасского монастыря города Москвы. Наступает один из самых торжественных моментов. Первосвятитель обращается к епископу Иринею с напутственным словом, напоминая, что архипастырское служение есть по преимуществу служение любви, и вручает ему архиерейский жезл.

Прими сей жезл, - говорит патриарх, - и, опираясь на него, иди непреткновенно по узкой и тернистой стезе любви и жертвенного служения, определенной Подвигоположником нашего спасения, той стезе, по которой прошли многие твои предшественники. Ныне же от полноты ниспосланных тебе даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами сердечно молившемуся о том, чтобы Господь помог тебе быть достойным преемником апостолов и святых отцов…

По окончании литургии начинается торжественный прием в Покровском монастыре. Среди выступающих - первый замглавы Орска Козупица. Он обращается к Предстоятелю:

Администрация Орска, православная общественность выражают Вам глубокую признательность в решении образовать Орскую и Гайскую епархию и назначить ее главой епископа Иринея. Мы надеемся, что это откроет новые горизонты в решении общесоциальных проблем, воспитании населения города и восточного Оренбуржья в духе уважения к религиозным традициям, а также будет способствовать укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Все это послужит основой лучшего и эффективного взаимодействия органов власти и Русской православной церкви. Спасибо за приглашение на столь важное событие для Орска и всего восточного Оренбуржья. А епископа Иринея поздравляем с назначением на этот ответственный пост. Уверен, что его богатый опыт будет направлен на укрепление нравственности, духовности и единения жителей нашего региона.

Козупица и Пилюгин вручают патриарху и нашему владыке сувениры из орской яшмы. А настоятельнице Покровского монастыря игуменье Феофании накидывают на плечи оренбургский пуховый платок. Все присутствующие на торжестве поют «Долгая лета...».

В завершение приема Святейший патриарх вручил церковные награды благотворителям Покровского монастыря, поблагодарил епископа Иринея, который руководил работой воскресной школы Новоспасского монастыря, где служил, и являлся ответственным по делам молодежи в этой обители.

Всех нас очень тронуло доброе, внимательное отношение к орской делегации. Торжество это всех так объединило. Побывав внутри этой церковной жизни, руководители, наверное, стали ближе к церкви. Они увидели ее с другой стороны. Думаю, у них изменилось отношение к церкви.

Ну и, конечно, в таком теплом приеме чувствовались забота и участие нашего архиерея. Он все организовал, за всем следил, чтобы все дни мы не оставались без внимания его помощников. Было легко с ним общаться. Несмотря на то, что он все-таки архиерей.

В. Базилевский.

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского. По окончании Литургии Первосвятитель обратился к епископу Иринею с напутственным словом.

Преосвященный епископ Ириней!

Волею Всевышнего Архиерея и избранием Священного Синода призван ты к служению в епископском сане, к отеческому попечению о клире и пастве Орской и Гайской епархии. Ныне через возложение архипастырских рук и соборную молитву снизошла на тебя благодать Святого Духа, освящающая твое естество и возжигающая в нем пламень Божественной Любви.

Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Архиерей же пребывает в сугубой любви к Богу, Его Святой Церкви и ближним, которые составляют его паству. Каким образом в наш век, когда уже заметно умножаются беззакония (см. Мф. 24:12), архипастырь может явить миру пример этой христианской любви?

Бог, в Троице покланяемый, должен быть центром и целью твоего служения, содержанием твоего сердца и помышлений, Альфой и Омегой (см. Откр. 1:8) твоего бытия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Свидетельствуй миру свою любовь к Творцу, дабы по твоему примеру иные искали и стяжали это спасительное чувство. Только так — тебе в подражание — твои соработники будут воодушевляться на неослабные труды, а в народе сохранится сыновняя преданность Создателю и живая, деятельная вера.

Любить Матерь-Церковь — значит почитать каноны святых апостолов, правила Вселенских и Поместных Соборов, поучения святых отцов, как ты сегодня и обещался в архиерейской присяге. Пребывай в неукоснительном послушании Священноначалию. Усердно созидай Церковь Христову во вверенном тебе уделе. Будь рачительным и добрым хозяином, собирая и преумножая праведными путями духовное и материальное достояние епархии. Яви свою любовь Церкви воспитанием достойных служителей у Престола Божия, используя к вящей пользе дела весь свой богатый педагогический опыт. Будь добрым соучастником домостроительства Господнего: восстанавливай святыни, возрождай монастыри, созидай храмы и новые крепкие православные общины на благословенной оренбургской земле.

Люби паству родительской, жертвенной любовью. Сам Господь и Его ученики неоднократно указывали на то, что «любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16, см. также Ин. 10:11; 1 Ин 4:9). Сегодня на тебя был возложен омофор, символизирующий овцу, заблудшую, но спасенную от погибели и принесенную заботливым пастырем на плечах в свое имение (Лк. 15:4-7). Стадо Христово собирай молитвой, добрым деланьем, проповедью, отеческим назиданием и душепопечением, и так веди вверенных тебе чад церковных по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Твоими добрыми делами должны стать благотворительные и социальные проекты, образовательные программы для юных и просветительские — для тех, кто только ищет свет во мраке ложных идолов, культа потребительства и меркантильных интересов. Озаряй сердца пасомых, приноси в каждый дом, в каждое селение и в каждый град пасхальную весть о том, что искупительная Жертва совершена и каждый может войти в Царствие Небесное, если будет жить во Христе.

Предлежащее тебе поприще огромно и многотрудно, как огромна и земля, куда тебя посылает Господь. Не страшись его, ибо «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). Завершая же напутствие, хотел бы напомнить тебе слова святителя Тихона, сказанные им в Успенском соборе Московского Кремля по принятии жезла святителя Петра, митрополита Московского: «Архипастырское служение есть по преимуществу служение любви».

Прими же сей жезл и, опираясь на него, иди непреткновенно по узкой и тернистой стезе любви и жертвенного служения, определенной Подвигоположником нашего спасения, той стезе, по которой прошли многие твои предшественники. Ныне же от полноты ниспосланных тебе даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами сердечно молившемуся о том, чтобы Господь помог тебе быть достойным преемником апостолов и святых отцов в их «учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви» (2 Тим. 3:10). Аминь.

Архиерейское служение в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Накануне вечером, 3 декабря, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Саракташский, глава Оренбургской митрополии, совершил праздничное всенощное бдение с литией в Никольском кафедральном соборе г. Оренбурга. Ему сослужил прибывший в нашу область епископ Орский и Гайский Ириней и духовенство Никольского кафедрального собора и вновь образованной Орской епархии.

Перед началом богослужения владыки приложились к главной святыне нашей епархии - Табынской иконе Богородицы, затем митрополит Валентин представил Преосвященнейшего епископа Орского и Гайского Иринея. Глава Оренбургской митрополии сказал, что и в Бузулукской епархии также будет свой владыка (он пока не назначен, и временным управляющим Бузулукской епархии является митрополит Валентин).

В самый день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, владыки: митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин и епископ Орский и Гайский Ириней утром прибудут в Орск. Здесь Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершит Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы (бывший женский монастырь), ему будут сослужить епископ Орский и Гайский Ириней и духовенство вновь образованной Орской епархии.

Дата рождения: 30 мая 1971 г. Страна: Россия Биография:

Родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского р-на Молдавской ССР в верующей православной семье. Крещен в младенчестве.

В 1978-1986 гг. обучался в средней школе с. Варваровка, в 1986-1989 гг. — в профессионально-техническом училище г. Бельцы. В 1989-1991 гг. служил в рядах Вооруженных сил.

В 1991-1992 гг. — послушник Ново-Нямецкого монастыря.

В 1992-1996 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании зачислен в .

13 апреля 1995 г. в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре наместником обители (впоследствии — епископ Единецкий и Бричанский, †2006) пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского.

Жизнь, деятельность и исповедничество митрополита Арсения (Стадницкого), сына молдавского народа.

История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря.

История Кишиневской духовной семинарии. Ч. I .

Родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского р-на Молдавской ССР в верующей православной семье. Крещен в младенчестве.

В 1978-1986 гг . обучался в средней школе с. Варваровка, в 1986-1989 гг. — в профессионально-техническом училище г. Бельцы.

В 1989-1991 гг. служил в рядах Вооруженных сил.

В 1991-1992 гг. — послушник Ново-Нямецкого монастыря.

В 1992-1996 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании зачислен в Московскую духовную академию.

13 апреля 1995 г. в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре наместником обители архимандритом Доримедонтом (Чеканом) (впоследствии — епископ Единецкий и Бричанский, †2006) пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского.

28 мая 1995 г. ректором МДА епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) рукоположен во иеродиакона.

10 сентября 1995 г. ректором МДА епископом Верейским Евгением рукоположен во иеромонаха.

В 1996-1998 гг. исполнял послушание помощника благочинного Московской духовной академии и семинарии.

В 1997 г. в составе делегации Русской Православной Церкви, возглавляемой ректором МДА епископом Верейским Евгением, принял участие в торжествах по случаю престольного праздника Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

В 1998 г. направлен преподавателем в Кишиневскую духовную семинарию, в Московской духовной академии перешел на экстернат.

В 1999 году окончил МДА. В 2002 г. защитил дипломную работу по кафедре истории Русской Православной Церкви на тему «История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря». В 2009 г. защитил кандидатскую работу по кафедре истории Русской Православной Церкви на тему «Митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони) и основанная им Кишиневско-Молдавская митрополия».

В 1998-2001 гг. — преподаватель основного богословия, философии и литургики Кишиневской духовной семинарии.

В 1998-2004 гг. — миссионер Кишиневской духовной семинарии и Ново-Нямецкого монастыря, настоятель Бендерского тюремного храма апостола Андрея Первозванного.

28 ноября 1998 г. награжден набедренником и наперсным крестом.

В 2000 г. назначен на должность секретаря Молдавской митрополии.

В 2001-2004 гг. преподавал основное и сравнительное богословие в Бендерском духовном училище, в 2002-2005 гг. — религиоведение в Тираспольском государственном университете.

С 2004 г. — представитель Молдавской митрополии в Москве; служил в Новоспасском монастыре.

С 2005 г. — советник посла Республики Молдова в РФ.

В 2005-2009 гг. — преподаватель патрологии в Перервинской духовной семинарии.

С 2009 г. — духовный руководитель православного театра «Живая вода», с 2010 г. — руководитель воскресной школы Новоспасского монастыря. В 2011 г. назначен ответственным по делам молодежи Новоспасского монастыря.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал 113) избран епископом Орским и Гайским.

28 октября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил наречение архимандрита Иринея во епископа Орского.

22 ноября 2011 г. в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского.

20 августа 2012 года - награжден наградой Единецкой и Бричанской епархии - орденом Святителя Василия Великого II степени.

Епископ Орский и Гайский Ириней прибыл к месту служения

4 декабря 2011 года , в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Орск прибыли митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин (Мищук) и епископ Орский и Гайский Ириней (Тафуня), сообщает сайт Оренбургской епархии.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы бывшего Покровского женского монастыря при участии духовенства Орской епархии и большом стечении верующих состоялась Божественная литургия. По ее окончании глава Оренбургской митрополии владыка Валентин представил орчанам первого правящего архиерея новообразованной епархии.

Затем состоялся торжественный прием по случаю праздника, на котором присутствовали владыки Валентин и Ириней, глава города В.А. Франц, духовенство, представители общественности, а также депутат Государственной Думы РФ, председатель комитета по обороне В.М. Заварзин. С концертной программой перед гостями выступили учащиеся воскресных школ Покровского и Преображенского приходов Орска.

Образование:

1996 г . — Московская духовная семинария.

1999 г . — Московская духовная академия.

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Иринея (Тафуни) при наречении во епископа Орского и Гайского.

Митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони), основатель Кишиневско-Хотинской епархии.

Жизнь, деятельность и исповедничество митрополита Арсения (Стадницкого), сына молдавского народа.

История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря.

История Кишиневской духовной семинарии. Ч. I.


22 ноября 2011 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского. По окончании Литургии Первосвятитель обратился к епископу Иринею с напутственным словом.


Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иринею (Тафуне), епископу Орскому и Гайскому


Преосвященный епископ Ириней!

Волею Всевышнего Архиерея и избранием Священного Синода призван ты к служению в епископском сане, к отеческому попечению о клире и пастве Орской и Гайской епархии. Ныне через возложение архипастырских рук и соборную молитву снизошла на тебя благодать Святого Духа, освящающая твое естество и возжигающая в нем пламень Божественной Любви.

Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Архиерей же пребывает в сугубой любви к Богу, Его Святой Церкви и ближним, которые составляют его паству. Каким образом в наш век, когда уже заметно умножаются беззакония (см. Мф. 24:12), архипастырь может явить миру пример этой христианской любви?

Бог, в Троице покланяемый, должен быть центром и целью твоего служения, содержанием твоего сердца и помышлений, Альфой и Омегой (см. Откр. 1:8) твоего бытия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Свидетельствуй миру свою любовь к Творцу, дабы по твоему примеру иные искали и стяжали это спасительное чувство. Только так — тебе в подражание — твои соработники будут воодушевляться на неослабные труды, а в народе сохранится сыновняя преданность Создателю и живая, деятельная вера.

Любить Матерь-Церковь — значит почитать каноны святых апостолов, правила Вселенских и Поместных Соборов, поучения святых отцов, как ты сегодня и обещался в архиерейской присяге. Пребывай в неукоснительном послушании Священноначалию. Усердно созидай Церковь Христову во вверенном тебе уделе. Будь рачительным и добрым хозяином, собирая и преумножая праведными путями духовное и материальное достояние епархии. Яви свою любовь Церкви воспитанием достойных служителей у Престола Божия, используя к вящей пользе дела весь свой богатый педагогический опыт. Будь добрым соучастником домостроительства Господнего: восстанавливай святыни, возрождай монастыри, созидай храмы и новые крепкие православные общины на благословенной оренбургской земле.

Люби паству родительской, жертвенной любовью. Сам Господь и Его ученики неоднократно указывали на то, что «любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16, см. также Ин. 10:11; 1 Ин 4:9). Сегодня на тебя был возложен омофор, символизирующий овцу, заблудшую, но спасенную от погибели и принесенную заботливым пастырем на плечах в свое имение (Лк. 15:4-7). Стадо Христово собирай молитвой, добрым деланьем, проповедью, отеческим назиданием и душепопечением, и так веди вверенных тебе чад церковных по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Твоими добрыми делами должны стать благотворительные и социальные проекты, образовательные программы для юных и просветительские — для тех, кто только ищет свет во мраке ложных идолов, культа потребительства и меркантильных интересов. Озаряй сердца пасомых, приноси в каждый дом, в каждое селение и в каждый град пасхальную весть о том, что искупительная Жертва совершена и каждый может войти в Царствие Небесное, если будет жить во Христе.

Предлежащее тебе поприще огромно и многотрудно, как огромна и земля, куда тебя посылает Господь. Не страшись его, ибо «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). Завершая же напутствие, хотел бы напомнить тебе слова святителя Тихона, сказанные им в Успенском соборе Московского Кремля по принятии жезла святителя Петра, митрополита Московского: «Архипастырское служение есть по преимуществу служение любви».


Прими же сей жезл и, опираясь на него, иди непреткновенно по узкой и тернистой стезе любви и жертвенного служения, определенной Подвигоположником нашего спасения, той стезе, по которой прошли многие твои предшественники. Ныне же от полноты ниспосланных тебе даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами сердечно молившемуся о том, чтобы Господь помог тебе быть достойным преемником апостолов и святых отцов в их «учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви» (2 Тим. 3:10). Аминь.


Слово архимандрита Иринея (Тафуни) при наречении во епископа Орского и Гайского


28 октября 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского.

При наречении архимандрит Ириней обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.


Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!

Ныне изволением Святого Духа, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода я призван принять жребий архипастырского служения. От всего сердца прошу святых молитв при возложении ваших святительских рук на главу моего недостоинства, ибо ныне дерзаю приступить «ко граду Бога живого» (Евр. 12:18, 22), чтобы Всемилостивый Господь сподобил меня исполнить завет Свой «представить себя Богу достойным… верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

В сей священный час моей жизни я с глубоким смирением и благоговением повергаюсь ниц пред Всемогущим Богом, призывающим меня, недостойного, к великому и безмерно ответственному архиерейскому служению, сознавая величие Креста, который Господь ныне вручает мне. Приняв архиерейский жезл, человек должен, по словам святителя Григория Богослова, стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, творить для горнего мира.

Основой служения епископского является жертвенная любовь к Богу и к людям, которая должна выражаться в деле, слове и непрестанной молитве. Ибо, по слову апостольскому, «если любви не имею, то я — ничто» (1 Кор. 13:2). Сознавая высоту сего служения и ответственность его, помню, что епископ должен непрестанно бодрствовать, дабы волки не расхитили и не разорили паству, вверенную его попечению, и быть готовым положить жизнь свою за овец (Ин. 10:11). Страшусь, помня о том, что святые апостолы были посланы в мир проповедовать Слово Божие, и если Павел апостол говорит «горе мне, если я не благовествую» (1 Кор. 9:16), то, что делать мне, недостойному? Буду ли я готов все это исполнить? Боюсь и трепещу, прошу помощи у Всемилостивого Бога, Пречистой Владычицы нашей Богородицы, всех святых Его угодников и моего небесного покровителя — священномученика Иринея Лионского, и у вас, богомудрые архипастыри, чтобы должно исполнить возложенное на меня послушание.

Епископ должен сохранять верность Церкви, иметь послушание ее Предстоятелю, дабы не принять осуждение в день Страшного суда за клятвопреступление. Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но я все же имею твердое убеждение, что сила Божия «в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без Промысла Божия, и потому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви, ибо каждого христианина Господь призывает следовать за Ним, взяв Крест.

Сознавая свою немощь, вспоминаю слова Священного Писания: «Кто я, Господи... что Ты так возвысил меня?» (1 Пар. 17:16) и невольно обращаю мысленный взор на пройденный мною жизненный путь. Не смею не благодарить тех людей, которые приняли участие в моей жизни и оказали значительное влияние на нее.

С ранних лет я был воспитан в духе православной веры, благочестия и любви к Богу и ближним. Милостью Божией, молитвами и трудами родителей я полюбил храм Божий, и уже тогда служение в священном сане влекло и одновременно страшило меня, поскольку те времена были весьма непростыми для Церкви. Одним из ярких примеров стояния за истинную веру стало для меня выступление моего отца и других верующих людей с просьбой к властям об открытии храма. Спустя годы, работая в Государственном архиве Российской Федерации, я нашел сведения об этой просьбе. Несмотря на страх и трудности, Господь сподобил меня спустя годы обучаться в Московских духовных школах и здесь начать пастырское служение.

Особое влияние на мое духовное становление оказали епископ Бендерский Викентий (ныне митрополит Ташкентский) и в Бозе почивший епископ Единецкий Доримедонт, которые даровали мне личный пример сердечного отношения к каждому человеку, научили меня ценить всякий труд, быть благодарным Богу и ближним, быть ревностным и преданным служителем Церкви. Благодаря мудрым архипастырям я укрепился духовно и получил крепкое наставление иноческого жития.

Мне особо дороги годы обучения в Московских духовных школах, где я удостоился принятия священного сана, изучил богословскую науку и получил навыки преподавания. Здесь наставниками, оказавшими значительное влияние на всю мою последующую жизнь, были такие выдающиеся наши современники, как профессор А.И. Осипов, епископ Подольский Тихон, который в те годы был благочинным, и, конечно, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, который оказал мне значительное доверие, назначив на ответственное послушание помощника благочинного Академии.

И, несомненно, безмерно важным был для меня живой пример насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Их любовь к ближним, жертвенное служение, молитвенное стояние и мудрые советы глубоко поражали меня. От них я старался черпать дух благодатного наследия преподобного Сергия.

Всегда с радостью буду вспоминать Ново-Нямецкий и Новоспасский монастыри, где Господь также сподобил меня совершать служение и возглавлять воскресные школы обителей. Это послушание было особенно радостным для меня, потому что желание быть учителем, педагогом, наставником было со мною с детства. И вскоре Господь поставил меня преподавать в Кишиневской духовной семинарии и Тираспольском университете, что было для меня особенно значимо.

Видя в этом избрании волю Божию, смиренно прошу Ваше Святейшество и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне молитву и благословить на предстоящий подвиг, чтобы мне, соделавшись учителем других, «...не подвергнуться осуждению» (Иак. 3:1), чтобы я был достоин этой великой благодати и сохранил ее до конца жизни. Помолитесь, чтобы Господь помог быть мне достойным хранителем чистоты церковного учения и образцом епископского служения. Да будет воля Божия и на мне, грешном! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Состоялось наречение архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского

28 октября 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феофана (Кима) во епископа Кызыльского и Тывинского, архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского и архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря.

!

Игумен Ириней (Тафуня), избранный епископом Орским, возведены в сан архимандрита

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 27 октября 2011 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий возвел иеромонаха Гурия (Федорова), избранного епископом Арсеньевским и Дальнегорским, и игумена Иринея (Тафуню), избранного епископом Орским и Гайским, в сан архимандрита.


Также Священный Синод образовал (журнал 103) в административных границах Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского и Ясненского районов, а также Новотроицкого и Орского муниципальных образований Оренбургской области — Орскую епархию, выделив ее из состава Оренбургской епархии. Рассмотрев вопрос о назначении правящего архиерея Орской епархии, Священный Синод (журнал ? 425 километров. Общая протяженность границ области составляет 3700 километров, из них только с Казахстаном граница протяженностью 1670 километров.

Монастырская жизнь протекает в двух монастырях: Андреевском мужском и Тихвинском женском.

Архиерейский Собор 2011 года обратил внимание на необходимость повышения внимания правящего архиерея к приходской жизни епархии.

Исходя из вышеизложенного почтительно испрашиваю благословения Вашего Святейшества и Священного Синода о выделении двух новых епархий из состава Оренбургской епархии».

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Выразить благодарность митрополиту Оренбургскому и Бузулукскому Валентину за труды по благоустроению церковной жизни в Оренбургской области.

2. Образовать в административных границах Асекеевского, Бугурусланского, Бузулукского, Грачевского, Илекского, Красногвардейского, Курманаевского, Первомайского, Северного, Сорочинского, Ташлинского и Тоцкого районов Оренбургской области, — Бузулукскую епархию, выделив ее из состава Оренбургской епархии.

3. Епархиальному архиерею Бузулукской епархии иметь титул «Бузулукский и Сорочинский».

4. Епархиальному архиерею Оренбургской епархии иметь титул «Оренбургский и Саракташский».

5. Образовать в административных границах Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского и Ясненского районов, а также Новотроицкого и Орского муниципальных образований Оренбургской области, — Орскую епархию, выделив ее из состава Оренбургской епархии.

6. Епархиальному архиерею Орской епархии иметь титул «Орский и Гайский».

Епископом Орским и Гайским избрать игумена Иринея (Тафуню), клирика Кишиневской епархии.

Место наречения и хиротонии игумена Иринея (Тафуни) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Св.ятаго Великомученика и Целителя Пантелеимона