Строительство и ремонт своими руками

Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа. Разговор иешуа с понтием пилатом Чего боятся иешуа и пилат

Разделы: Литература

  • показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;
  • роман, принадлежащий Мастеру, – стержень всего произведения;
  • различие художественного произведения и богословского.
  • выяснить, что такое истина.

Оборудование и наглядность:

  • иллюстрации картин Иванова “Явление Христа народу”, Крамского “Христос в пустыне”, Ге “Что такое истина”;
  • оформление доски: толкование слова “истина” и эпиграф.

Его тема – это тема общей
человеческой ответственности
за судьбу добра и красоты,
истины в человеческом мире.

И. Виноградов.
Завещание Мастера. 1968 г.

Слово учителя . Начинаем разговор о романе М. Булгакова, который переосмыслил евангельскую историю. Особое внимание мы обратим в течение урока на художественные средства и словарную работу. Сейчас весь класс делится на 2 группы:

1 группа отвечает на вопросы, связанные с образомИешуа Га Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, раскрывающие образ Понтия Пилата. (Вопросы смотри в приложении)

– Определите главных героев романа Булгакова “ Мастер и Маргарита” (ответ на этот вопрос поможет определить тему, идею произведения, его проблемы, осознать сюжетные линии).

– Так кто же герои?

– Посмотрим, правы ли вы. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?”. И что слышит в ответ? (“Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера)

Мастер создаёт оригинальное произведение. В Евангелии от Иоанна, которое любил Булгаков, речь о страданиях Понтия Пилата не идёт.

Итак, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га Ноцри. Почему? Это мы и выясним в дальнейшей нашей беседе.

Какая деталь важна для раскрытия характера героя?

Вы хорошо знаете, что раскрытия характера героя, его внутреннего мира большое значение имеет портрет. Какими же предстают перед нами два героя – Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри, бродячий 27 летний философ, оказавшийся перед глазами владыки. О чём это говорит?

а) “ этот человек был одет… “ (гл.2)

– Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой обыкновенный, простой человек. Почему? Какие проблемы будут решаться: богословские или реальные, мирские?

(роман посвящён земной жизни, история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.)

– Какая деталь в описании обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).

– О чём это говорит? (человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”. Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: “свирепое чудовище”).

Сейчас он страдает от головной боли, об этом говорит автор, обращаясь к одной детали его портрета – глазам. И эта деталь играет огромную роль в характеристике героя. Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь? (гл.2) (Страдающие от боли глаза. Именно эта деталь помогла Иешуа догадаться о страданиях Пилата и освободить его от них. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям. Стоящий перед прокуратором человек заинтересовал его своими речами).

– Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2) (С П.П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль. Но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. В нём внутренняя сила, заставляющая других слушать его).

– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (история с Левием Матвеем, гл.2). И далее Прокуратор задаёт вопрос о том, правда ли, что он, Иешуа Га – Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечал: “Я, учитель, …гл2)

– После этих слов встаёт вопрос о том, что такое истина?

– Цель нашего урока понять, что такое истина? Чья позиция нам ближе: Булгакова или его героев. Попробуем сформулировать это понятие. (Даю 1-2 минуты; запишите предложение, как вы понимаете это слово. Каждый записывает, затем читает).

– Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. (На доске запись: Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).

– Тема добра, истины отражена не только в художественной литературе, но и в искусстве. Художник Иванов в своей картине “Явление Христа народу” даёт своё понятие истины. Истина – это то, что было дано первоначально от Бога, эту истину несёт Сын Божий.

Крамской в своём полотне “Христос в пустыне” показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. Измученный, омывший слезами и муками грехи мира, в смиренной простоте он несёт истину миру. Библейская тема отражена и в картине Ге “Что такое истина?”.

– Возникает удивительное в разговоре Понтия Пилата и Иешуа. Что же ответит Иешуа на этот иронический вопрос прокуратора?

А что же заявляет Иешуа об этом? (ответ Иешуа найдите в гл.2.)

– Чем поразителен ответ? – Тем, что абстрактное, далёкое понятие – истина – оказывается живым, тем, что это сейчас истина, а что потом? Вот оно – в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается в нём же. Почему у Понтия болит голова: от роз – символа христианской веры, истины. И далее Иешуа развивает это понятие и говорит, что для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. И если бы он поговорил с Крысобоем, то резко изменил бы свой взгляд. К истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. (стр.23 гл.2) “ Мне пришли в голову кое– какие мысли…”

– Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? (стр.26 гл.2)

Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

– Но так всё разрешиться не может, люди, имеющие власть, боятся потерять её. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему (стр.26-27 гл.2)

Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же?

– Позже Иешуа произнесёт это вслух, разговор об истине не закончен. (“В числе прочего…)

– Нужна ли такая истина Понтию? (нет, подтвердите ответ словами из текста)

– Что вдруг случилось с прокуратором? Он ведь несколько минут назад сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.27. “ Слушай, Га Ноцри,– заговорил вдруг…)

– Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?

Пилат смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. Для него занимаемое место – “золотая клетка”, за себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести. Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому он сейчас и продаст Иешуа. Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает нравственно, предав Иешуа. Понтий Пилат относится числу людей, у которых есть совесть. Вынужденный вынести приговор Иешуа, он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, но только нравственная.(стр.27 “Мысли понеслись короткие…).

– После утверждения решения казни Синедрионом, какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего– то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой. Пришла другая мысль, мысль о бессмертии. Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.(гл.2)

– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. Уже сейчас Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить “приговор” себе.(гл.2)

– Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа передаёт перед смертью. И эти же слова повторит Афраний, начальник тайной полиции Понтия Пилата.(гл.2)

– Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? Что с этим пришло к Пилату? О чём говорит данная деталь – голос? (Вот пришло возмездие. Уйти от него невозможно. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).

Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет Пилату оправдать себя. Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(гл.25) . Исполнительность Афрания не подвела и на этот раз. Ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, “не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали”. (гл. 26 стр.311)

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним ещё одного героя – Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? (Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой горы. Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил, и легионера окинул мутным, равнодушным ко всему взором как человек не чувствительный к физической боли.(гл. 16 стр.169). Больше всего Матвей хочет (гл.16) . И дальше – гл. 16 стр. 171.

– Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. Так решается проблема верности и предательства.)

– Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26)

– Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? (Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом “гл.26 стр. 317”. Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду).

– Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. (Воланд и его свита несутся на волшебных конях…). На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: гл.32 стр.367. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – это великий грех, и за это человек расплачивается бессмертием).

– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.

– Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький “Старуха Изергиль”, легенда о Ларре).

Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (гл.32).

– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог ).

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

– Подведём итоги сказанному. Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).

– Какие это проблемы: (составляем схему или таблицу…)

Итог урока. Обобщающий вопрос: “В чём смысл Евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?”.

Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера; б) изображение мира искусства в романе в) общей атмосферы жизни30х годов 20 в., используя гл. 5,6,7,9,13,27.

Использованная литература:

  1. Журнал “ Литература в школе” за 1990,1993 годы.
  2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11класс. Москва 2005 год.
  3. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. Дрофа, 2007 год.

Иешуа и Понтий Пилат
В романе «Мастер и Маргарита»

Первый полный вариант романа писатель завершил в 1934 году, последний - в 1938 году, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней. Роман можно одновременно считать и бытовым, и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим.

Четыре главы с рассказом Воланда о Христе и Понтии Пилате являются романом в романе и основой всего произведения. Понтий Пилат - прокуратор Иудеи.

В Новый Завет Библии входят четыре евангелия, четыре разных варианта изображения жизни и казни Иисуса Христа. Булгаков создает ещё одну, пятую версию, которая тоже кажется правдоподобной, так как исторические детали в ней представлены довольно удачно. Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера кажется обычным человеком. Он возмущается, когда ему приписывают речи, которые он не произносил, ощущает досаду при неверном истолковании его проповедей. Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые привели его к смертельному приговору. Иешуа как и обычный человек боится и боли, и смерти. Он просит Крысобоя: «Не бей меня». «А ты бы отпустил меня, игемон,- неожиданно попросил арестант,- я вижу, что меня хотят убить». Но его душевный мир отмечен гениальностью. Он имеет огромное влияние на людей. Полсе его речей сборщик податей пошел за ним, как верный пес. У Пилата он лишь одними словами снимает головную боль. Прокуратор запрещает команде тайной службы разговаривать об Иешуа .

Дух и разум его абсолютно независимы и свободны от стереотипов. Люди в первый момент видят в нем безумца. Он совершенно свободно разговаривает с властным римским прокуратором. Именно независимость философа становится привлекательным примером для его слушателей. Благодаря ей он открывает истины, невидимые для других, и излагает их в своих проповедях, весьма опасных для властей. Мастер, написавший роман, понял для себя, что Добро первично.

«...Все по природе своей добры. Й надо только высвободить энергию их доброты».

Но это было не в духе 30-х годов. Получалось, что добры внутренне и внешне враги страны. А выпады героя против насилия, власти! Значит, против диктатуры пролетариата!

Булгаков сделал Мастера своим двойником, с некоторыми совпадениями в судьбе и любви.

В поле зрения автора попадают большей частью обыватели. А в ершалаимских главах - представители власти. И эти два слоя очень хорошо можно совместить в сознании читателя. Во время сеанса черной магии Воланд и Фагот-Коровьев приходят к выводу, что горожане в Москве - такие же люди, как и тысячи лет назад: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Обыкновенные люди...»

И представители власти мало изменились.

В двух главах из четырех, написанных Мастером, основное внимание уделено Понтию Пилату - государственному деятелю, политику, воину в прошлом. Пилат служит императору Тиверию верой и правдой, потому что боится императора. Пилату дорога собственная карьера. Пилат хотел спасти Иешуа , подсказывал последнему правильные ответы на суде. Но Иешуа не принимает компромисс. Пилат организовал (с Афранием) убийство Иуды, но это не исправило утреннего приговора для Иешуа .

Сильное впечатление производят бытовые зарисовки.

Смерть Берлиоза вызвала поток заявлений с претензиями на жилплощадь покойного: «В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было... два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».

Картина быта москвичей оставляет гнетущее впечатление. И дополняется пояснениями об исчезновении людей, об арестах, о конфискациях. Это мы находим в описании сна Никанора Босого, в истории квартиры № 50, в желании Бездомного засадить Канта в Соловки.

Роман Булгакова встретил большой читательский интерес в России и за рубежом.

Понтий Пилат - Иешуа

В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. На страницах булгаковского романа первый суд над Иешуа происходится во дворце Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе? Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала.
Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец».

Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, — это его собака. В романе «Мастер и Маргарита» дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх.

Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не может слукавить. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого. Иешуа искренне хочет помочь ему.

«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище и что совершенно верно», — говорит он сам о себе. - О нет! То неправда. Споры Иешуа и Пилата обнажают интеллектуальное равенство жертвы и палача. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает:

«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»

Но наделенный властью, могущественный и грозный Пилат несвободен. Обстоятельства вынудили его вынести смертный приговор Иешуа. Символизирует в романе муки совест, сознание совершаемого Пилатом греха и символическое очищение от него жест, когда он «…руки потер, как бы обмывая их…». Впоследствии Булгаков заставит своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат будет организовывать убийство Иуды из Кириафы.

Казнь Иуды

Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость, тот самый порок, который бродячий философ причисляет к самым страшным. Позже прокуратор будет стонать и терзаться, плакать во сне и звать Иешуа. И каждую ночь ему будет казаться, что «казни не было, не было!». Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была. Была. Никуда от этого не денешься. Не спрячешься. Не убежишь. Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием.

«Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека... — Что он говорит? — спросила Маргарита... — Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность... — Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Марга¬рита... —...Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Один день из жизни прокуратора и вечность из жизни прокуратора.
Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд...

Единственное, что мы узнаем о Пилате из Закона Божиего - это то, что у него была жена, которая просила его «не делать ничего Праведнику тому, потому что ныне во сне много пострадала за Него», что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет). Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил.

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат - один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Понтий Пилат поддаётся своей трусости, ему легче приговорить невиновного к смерти, чем спорить с первосвященниками, успокоить народ или предстать перед кесарем в качестве обвиняемого: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Евангелие от Иоанна гл.19,ст.12-16).

Цитата сообщения

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешу Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату.


Га-Ноцри и пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. Иллюстрация Павла Оринянского.

«Беда в том… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон», - вот что говорит Иешуа прокуратору Иудеи, самому богатому, после Великого Ирода, человеку. Свою бедность духом Пилат продемонстрирует и позже, когда испугавшись, что его может постигнуть участь Иешуа, он выносит смертный приговор.

Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости.

Художник Гарбар Давид. Понтий Пилат и Иешуа га Ноцри (Иисус Христос)

Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырех осужденных на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри . Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана . На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осужденные. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остается только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осужденных, и на гору обрушивается внезапный ливень.

По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».

Когда апостолу Фоме рассказали о воскресении распятого Христа, он заявил: «...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны Его, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Воскрешение Иисуса Христа

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри . Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами — тридцать тетрадрахм — подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри . «Самый тяжкий порок — трусость», — читает прокуратор.


Понтий Пилат

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и мастера. «Ваш роман прочитали, — говорит Воланд мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждет тебя!» — кричит мастер, и над черной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, на которой мы видим прокуратора. Он ни в Аду, и ни в Раю. Он посредине. В раздумье.

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и Мастер, и Иешуа


И суть его драмы, на которую он обречен, как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и ипостасью политика. Когда-то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился.

Не за жизнь свою боялся прокуратор - ей ничто не угрожало, - а за карьеру, когда приходилось ему решать, рискнуть ли своей должностью или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, преступление которого по своей сути не заслуживает такого жестокого наказания. Правда, тут не только вина прокуратора, но и его беда. Трусость - вот она, главная беда Понтия Пилата. Но неужели в прошлом бесстрашный на поле боя всадник Золотоё копьё - действительно, трус? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги.

Диалог Понтия Пилата и Иешуа га Ноцри

Я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушить здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие.
-Множество разных людей стекается в этот город к празднику - говорил монотонно Пилат. Ты, например лгун. Записано ясно: подговаривал разрушить храм. Так свидетельствуют люди.
-Эти добрые люди - заговорил арестованный - ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще иегемон начинаю опасаться, что эта путаница будет продолжаться очень долго. И все из-за того, что Левий Матвей неверно записывает за мной. Я однажды заглянул в его пергамент с этими записями и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил.
В это утро у прокуратора нестерпимо болела голова. И смотря на арестованного мутными глазами, он мучительно вспоминал, зачем он здесь, и какие еще ему он должен задать вопросы. Немного поразмыслив, он произнес:
- А вот что ты все - таки говорил про храм в толпе на базаре? - хриплым голосом спросил больной прокуратор и закрыл глаза.


Каждое слово арестованного причиняло Понтию Пилату страшную боль и кололо в висок. Но, арестованный, тем не менее, вынужден был ответить: - Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истинной. Сказал так, чтобы было понятней.
-Зачем же ты бродяга смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина? В чем она?- В тупой вспышке ярости закричал П. Пилат, вызванной не столько словами арестованного, сколько невыносимой болью, раскалывающей его голову. При этом ему снова померещилась чаша с черной жидкостью. «Яду мне яду…». Стучало в его висках, причиняя невыносимую боль.
Преодолевая это видение и эту адскую боль, он заставил себя вновь услышать голос арестованного, который говорил: - Истина, прежде всего в том, что у тебя нестерпимо болит голова. И болит так сильно, что ты, малодушно, помышляешь о самоубийстве. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже смотреть на меня. Но мучения твои сейчас кончатся. Ну, вот все и кончилось, и я этому несказанно рад,- благожелательно поглядывая на П. Пилата, заключил арестованный.
- Но есть еще и другая истина, о которой я говорил в толпе на базаре - продолжал Иешуа. Она в том, что люди избрали пагубный путь развития. Люди захотели быть независимыми, вместо того, чтобы быть во взаимосвязи как единое целое друг с другом, с окружающей природой и Богом. Отделившись от единого целого, гармонично связывающего людей с природой и Богом, они мечтают и пытаются найти смысл и гармонию каждый в своем мирке, а так же в совокупности всех их индивидуальных мирков составляющих государство. Все эти мирки очень сильно ограничены несовершенством людского восприятия и далеки от истинности единого целостного божественного мира. Каждый такой мирок окрашен целой гаммой индивидуальных чувств и эмоций, таких как страх, зависть, злоба, обида, эгоцентризм, жажда власти и др

Главные герои романа.

Большое значение Булгаков придает образам Понтия Пилата и Иешуа. Такова внешняя оболочка конфликта. Многое здесь соответствует известной легенде: Понтий Пилат посылает на казнь Иешуа. Казнью бродячего философа воспользовались много лет спустя и возвели его в святого, а его учение – в религию.

Перед всесильным прокуратором предстал разбойник, смутьян, в разорванном голубом хитоне. Одного взгляда на этого человека до­статочно, чтобы сделать вывод: «бродяга»... Без роду и племени ни­чтожный человечишко позволяет себе дерзость запросто обратиться к нему со словами «добрый человек». Дерзость наказана. Марк Крысобой внушил жалкому бродяге почтение, страх. Так казалось Понтию Пилату. Власть восстановила свои права. И вот дальнейшее раскрывает перед Понтием Пилатом человека высокого духа: робкого, но умного и глубокого. И постепенно в глазах Понтия Пилата бродяга превращается в философа: сначала прокуратор называет его бродягой, разбойником, лгуном, а потом уважительно величает философом («Тебе, философ»). Оказывается, он знает греческий, латинский, за словом в карман не лезет, на все у него готовые ответы, своя сложившаяся философия. Понтий Пилат в мыслях своих уже строит планы пригласить его к себе на службу библиотекарем. Иешуа по­разил Понтия Пилата: глубина и своеобразие его мыслей заставили недоверчиво спросить, уж не из греческой ли книги все это вычитал он. Понтий Пилат готов был признать его душевнобольным и, не уста­новив «ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно», подвергает его заключению в Кесарии Стратановой, тем самым отменяя смертный приговор, вы­несенный Малым Синедрионом. Но вот эта сложившаяся формула оста­лась не продиктованной секретарю. Так и осталась только в мыслях прокуратора. Воплощению в жизнь ее помешали серьезные обстоя­тельства: в другом куске пергамента говорилось, что душевное равновесие, пришедшее к нему в результате разговора с обвиняемым, снова было нарушено. Мгновенно произошел перелом в его душевном состоянии: «Померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец... И со слухом совершилось что-то стран­ное: как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества...» Только что перед нами мирно беседовали два человека, и Понтий Пилат хотел проявить снисходи­тельность к «безумным утопическим речам». Вплоть до этого момен­та Понтий Пилат человечен, проявляет гуманность. Но здесь снова перед нами властитель, неумолимый и жестокий, злой и - беспощад­ный. Здесь он словно раздваивается: внешне грозен, «но глаза тре­вожны». Слова, с которыми он обращается к обвиняемому, суровы и беспощадны, а в интонации и жестах слышится то просительность, то нечто вроде предупреждения нависшей опасности. Всем своим по­ведением Понтий Пилат словно бы подсказывал форму поведения на допросе. Своим взглядом он посылает «какую-то мысль», заслонив­шись рукой от солнца, он пользуется этим мгновением, чтобы «по­слать арестанту, какой-то намекающий взор». Каждый жест, каждое движение, взгляд, интонация исполнены здесь особого смысла. Понтий Пилат как человек сочувствует Иешуа, пытаясь всеми возможны­ми способами предупредить его об опасности. Но ничто не подейст­вовало: правду, по мнению бродячего философа, говорить легко и приятно. И слушает Иешуа уже не человек, а судья, прокуратор Иудеи: милость кончилась, он должен служить закону, а закон по­велевает уничтожать всех, кто подвергает сомнению величие власти кесаря. Внешне он покорен кесарю, а внутренне содрогается от не­нависти; кричит здравицу в честь императора Тиверия и одновременно почему-то с ненавистью глядит на секретаря и конвой. И ненавидит он их, думается, потому, что они - невольные свидетели его раз­двоения: ему приходится отказываться от уже готового, им самим принятого решения, которое он считает справедливым, и принимать иное, уже в угоду Закона. Он почувствовал себя игрушкой в руках кесаря, призванного автоматически выполнять любые его приказы. Он ненавидит кесаря, а вынужден славить его. Он увидел в Иешуа великого врача, философа, а должен послать его на мучительную смерть. Отправляя его на смерть, Понтий Пилат страшно мучается; страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Иешуа произнес слова о кесаре, которые обрекли его, уже ничто не поможет. Все слышали (отсюда его ненависть к секретарю и конвою) эти слова. Он то в приступе ярости, то странно усмехается, слушая наивные опасения Иешуа за жизнь Иуды из Кириафа, пытается убе­дить, что его вера в возможность «царства истины» не имеет почвы.



Понтий Пилат, оставшись наедине с Иешуа, то страшным голосом кричит «Преступник!», так, чтобы там за стеной все услышали, а то, понизив голос, доверительно спрашивает о Боге, о семье, советует по­молиться. Вот это постоянное ощущение раздвоенности заставляет его то «тоскливо» спрашивать, и он полон сочувствия к обвиняемому, то безудержный гнев охватывает его при мысли нарушить закон и от­пустить Иешуа. Для него он уже не обвиняемый, только для окру­жающих он называет его по-прежнему преступником, лично для него он стал «несчастным». Силой воли и могучим вскриком подавляет он в себе сочувствие и сострадание к невольно попавшему под колесо истории человеку. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа. . И действительно, разве можно грязного предателя Иуду называть добрым человеком? И может ли наступить «царство истины»,- если мир населен такими, как «холодный и убежденный палач» Марк Крысобой, как разбойники Дисмас и Гестас, как те люди, которые избивали Иешуа за его проповеди? Никогда не настанет, по мнению Пилата, царство истины, и одновременно с этим он сочувствует про­поведнику этих утопических идей.

Лично он готов продолжать с ним спор, но положение прокурора­
тора обязывает его вершить суд. Любопытная деталь: Пилат предупреждает Иешуа, чтобы тот не произносил больше ни единого слова ни с ним, ни с кем-либо. Почему? Из трусости? Слишком простенькое объяснение сложного творческого замысла художника.

Пилат, утвердив смертный приговор, втайне надеется уговорить Каифу помиловать Иешуа (по традиции иудеев в канун праздника одному из преступников даруют жизнь). Слова Пилата - «Ненавистный город» и «Я думаю, что есть еще кое-кто на свете, кого тебе следовало бы пожалеть более, чем Иуду из Кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем Иуде!» - очень точно раскрывают его состояние.

Два плана в развитии действия как бы передают борьбу живущих в Пилате двух начал. И то, которое можно определить как «духов­ный автоматизм», обретает над ним на какое-то время фатальную власть, подчиняя все его поступки, мысли и чувства. Он теряет над собою власть. Мы видим падение человеческое, но потом же видим и возрождение в его душе человечности, сострадания, словом, доброго начала. Понтий Пилат совершает над самим собой беспощадный суд. Его душа переполнена добром и злом, ведущих между собой неотвра­тимую борьбу. Его совесть запятнана. Все это так. Ничего не ска­жешь - грешен. Но не грех сам по себе привлекает внимание Булга­кова, а то, что за этим следует - страдание, раскаяние, искренняя боль.

Пилат проигрывает дуэль с Каифой. Он надеялся добиться осво­бождения Иешуа, но Каифа трижды отказывает римскому прокурато­ру в его ходатайстве.

Пилат сражался за жизнь Иешуа до конца, и, когда почувствовал, что все кончено, «все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронзила все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть - чего-то и не дослушал». Непонятная тоска, нелепая мысль о бессмертии, а за нею «страшный гнев - гнев бессилия» окончательно подорвали его власть над собой, и он высказывает Каифе все, что накопилось на его душе.

Пилат оказался бессильным перед законом. И снова он как бы перестает быть человеком и становится властителем. Спокойно, рав­нодушно прерывает он разговор. Человеческим страстям не место там, где в силу вступает закон. Перед законом все равны. Закон нужно блюсти, охранять. Внешне Пилат так и поступает. В то время как тайно можно его обойти. И здесь на первый план выступает человек в капюшоне - начальник тайной службы.

Действие развивается как бы по двум руслам - официальному и тайному. Пилат, потерпев поражение в битве с Каифой, не успокоился, жестоко задумал отомстить, но тай­ными путями. Человек и властитель все время борются между собой. Даже тогда, когда он идет огласить приговор. Он все время старался не поддаться, воспротивиться чарам Иешуа. Стоит посмотреть, как он шел, не подымая глаз, чтобы не видеть Иешуа, как боролся с самим собой, чтобы выкрикнуть правильно имя освобожденного, и только когда увели их, почувствовал себя в безопасности, открыл глаза. Он сделал, что было в его силах. Спасти Иешуа невозможно. Но мож­но облегчить его страдания, тем самым еще раз выказать ему свою симпатию. Закон победил. Здесь ничего не поделаешь, хотя он вел себя мужественно и храбро. Иначе он не мог поступить, ибо не мог нару­шить закон, не мог нарушить обычай.

И тут на передний план выступает Левий Матвей. Почему он ста­рался пробиться сквозь частокол римских и сирийских воинов? Стра­дал, отчаивался, тосковал и, оказывается, только от того, что не сумел избавить Иешуа от мучительной смерти на столбе. И когда он, вер­нувшись в город и украв «отточенный, как бритва, длинный хлеб­ный нож», кинулся обратно, вслед за процессией, то опоздал. «Он тяжело дышал и не шел, а бежал на холм, толкался и, увидев, что перед ним, как и перед всеми другими, сомкнулась цепь, сделал наив­ную попытку, притворившись, что не понимает раздраженных окри­ков; прорваться между солдатами к самому месту, где уже снимали осужденных с повозки. За это он получил тяжкий удар тупым кон­цом копья в грудь и отскочил от солдат, вскрикнув, но не от боли, а от отчаяния». Страдая от невыносимой муки, от невозможности самому осуществить задуманное, он «потребовал у Бога немедленного чуда». «Он требовал, чтобы Бог тотчас же послал Иешуа смерть». Но Бог не внял страстной мольбе. И Левий Матвей проклял Бога: «Ты - Бог зла... Ты - черный Бог». Но то, что не удалось сделать Левию Матвею – избавить от мучений на столбе, сделал по указанию Пилата человек в капюшоне. «Повинуясь жестам человека в капюшоне, один из палачей взял копье…» Чтобы решиться на такой поступок, Пилату нужно было обладать мужеством и благородством. И дальнейшее только подтверждает эту мысль. Как государственный деятель, Пилат посылает Иешуа на смерть. Иного выхода у него не было. Он оказался в трагическом положении, когда должен утверждать приговор вопреки своим личным желаниям. Интересы государства здесь выше личных желаний. На этом стоит и стоять будет государственность, законы и положения.

Как личное горе принимает прокуратор казнь Иешуа. Сон Пилата особенно точно раскрывает его душевное состояние, как бы снимает внешние покровы, обнажая внутреннюю суть: «И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх, прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением…» Пробуждение как бы подтверждает эту мысль. Со сна Пилат произносит фразу, которая повергает Марка Крысобоя в «величайшее изумление»: «…у вас тоже плохая должность… Солдат вы калечите». Он еще не надел на себя должностную маску, он еще не опомнился ото сна, где все раскованно и искренне, где долг не противоречит сердцу и делаешь все, что оно повелевает. Потом-то, пробудившись, он попытается «загладить напрасные слова». Но в этих сетованиях – истинный Пилат, страдающий от бремени власти.

Пробуждение ото сна ужасно. Все снова встало на свои места. Снова потрясающие страдания начинают изматывать его душу.

Пилат в надежде искупить свою вину перед Иешуа предлагает его ученику Левию Матвею те же блага, которые он обещал Иешуа. Пилат сделал как раз то, что в этой ситуации хотел бы сделать и Левий Матвей: избавить учителя от мук и наказать предателя.

Левий Матвей отказывается пойти на службу к Пилату: «Ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне, после того как ты его убил». Но Пилат и не отрицает своей вины. Напротив, уговаривает Левия Матвея не быть жестоким, напо­минает о заповеди Иешуа, что все люди добрые. И словно бы просит прощения за неотвратимость свершившегося.

И опять Булгаков проявляет психологическое мастерство в раскры­тии душевного состояния Пилата: напоминая о заповеди Иешуа, он «значительно» поднимал палец (внешне он все еще пытается сохра­нить должностную маску) и то же время «лицо Пилата дергалось», дергалось от внутреннего разлада. Здесь выражение лица выдает его истинное состояние, как он ни пытался его скрыть.

Все это подтверждает только одну мысль, которую Булгаков про­водит последовательно и настойчиво: Пилат не отрицает своей винов­ности в гибели Иешуа, но, не отрицая, мучительно переживает неле­пость случившегося, свою вину и беспомощность перед неумолимыми обстоятельствами. И самое удивительное: Булгаков прощает Пилата, отводя ему такую же роль и своей философской концепции, как и Мастеру. Пилат, как и Мастер, за свои страдания заслуживает покоя. Пусть этот покой выражается по-разному, но суть его в одном - каждый получает то, что ему хочется.

В последней главе романа, которая так и на­зывается «Прощение и вечный приют». Понтий Пилат многие годы сидит «на каменистой безрадостной плоской вершине», погруженной в размышления. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке сидит «на каменистой безрадостной плоской вершине»... Он говорит одно и то же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же: лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четыр­надцатого числа весеннего месяца Нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что ж поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие,- и к своей речи о луне он не­редко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

Маргарита, узнав о такой участи героя ромaна, сочувствует ему: «...ее лицо подернулось дымкой сострадания». Онa полна решимости изменить судьбу Понтия Пилата. Как человек он не заслуживает та­кого жестокого наказания. «В жизни» так и могло быть, но эта жесто­кость не соответствует тому Понтию Пилату, который изображен пером Мастера. Маргарита просит отпустить его. Она знает о его стра­даниях, она знает о его истинных намерениях и мотивах его поведения. Мастер раскрыл их и передал подлинную трагедию человека, который, после совершенной им ошибки, мучительно страдал и рас­платился за нес невероятными страданиями. Художник как бы открыл истинные мотивы поведения исторического лица, посмотрел на эпи­зод истории гораздо глубже, чем до него. Но Мастер знал только «земную» судьбу своего героя. Не знал он, что он все еще мучается и страдает от крушения своих надежд и желаний,

Иешуа, прочитав роман Мастера, по-новому взглянул на Понтия Пилата, взглянул глазами Маргариты, полными сострадания. «За него попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Воланд утешает Маргариту: «Все будет правильно, на этом построен мир».

И действительно, все в мире стало правильно, как только Мастер прокричал последнюю фразу своего романа: «Свободен, свободен! Он ждет тебя!»

И теперь уже по широкой лунной дороге «поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обе­зображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

Боги, боги! - говорит, обращая надменное лицо к своему спут­нику, тот человек в плаще. - Какая пошлая казнь! Но ты мне, пожа­луйста, скажи, - тут лицо из надменного превращается в умоляю­щее, - ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?»

И спутник уверяет его, что ничего подобного не было, все ему только померещилось. Иешуа клянется, «и глаза его почему-то улы­баются».

В образе Пилата Булгаков показывает раздвоение человека и госу­дарственного деятеля: у него настолько сильное чувство долга, что он ничего не может сделать в защиту Иешуа, хотя по-человечески со­чувствует ему, делает все возможное, чтобы спасти.

Булгаков изображает конфликт между чувством сострадания и должностными обязанностями Пилата, и этот конфликт трагичен. Чувство сострадания перерастает в мучительное и беспокойное страдание, окрашивая всю последующую жизнь Пилата безысходностью и мраком. Пилат нарушил нравственный закон, защищая закон гражданский, за что и поплатился вечным страданием. «Все будет правильно», - успокаивает Воланд. Философия истории оптимистична. Да, в историческом процессе. одновременно созревают семена добра и зла. Да, в человеческой природе много слабостей, многое нуждается в исправлении и обновлении.