Строительство и ремонт своими руками

Конспект открытого урока по чтению на тему "Н. А. Некрасов "Саша". Анализ «Саша» Некрасов Героем в произведения н а некрасов саша

Поэма "Саша" написана Николаем Алексеевичем Некрасовым в период между летом 1854 г. и весной 1855 г. Опубликована в журнале "Современник" №1 за 1856 г. с посвящением "И---у Т---ву" (Ивану Тургеневу) и подписью: "Н. Некрасов".

В июле 1854 года Некрасов и Тургенев охотились имении А. В. Дружинина "Чертово", а в конце сентября/начале октября вместе были на охоте в Спасском. Уже тогда Некрасов написал несколько стихов для будущей поэмы "Саша", о них он сообщил в письме к И. С. Тургеневу:

"Помнишь, на охоте как-то прошептал я тебе начало рассказа в стихах - оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе...".

Время описываемых в поэме событий относится к концу 1840 - началу 1850-х гг., когда многие либерально настроенные дворяне отрекались от своих свободолюбивых взглядов под впечатлением европейских революций ("весна народа") 1848-1849 гг.
Напуганное французской революцией царское правительство Николая I преследовало свободомыслие в русской литературе и журналистике, и Некрасову, как редактору "Современника", стоило огромных усилий и нервов напечатать своё произведение.

Н.Г.Чернышевский, а затем и Н.А. Добролюбов видели в Некрасове не только социального и гражданского поэта, но и "поэта сердца", лирика, который в своих стихах раскрывал и показывал лучшие качества русской женщины. Именно это "новое отношение" к женщине показано в поэме "Саша".

Николай Алексеевич Некрасов, вероятно, единственный поэт в русской литературе (как сообщает Википедия), в котором развита такая чисто русская черта, как склонность к покаянию. С взволнованного покаяния перед Родиной и начинается поэма "Саша":

"И на родимую землю мою
Все накипевшие слёзы пролью!
Злобою сердце питаться устало -
Много в ней правды, да радости мало;
...
Силу сломили могучие страсти,
Гордую волю погнули напасти,
И про убитую Музу мою
Я похоронные песни пою."

Поэма предстаёт не похоронной песней, как выглядят произведения: "Кому на Руси жить хорошо", "Русские женщины", "Мороз Красный нос" и др., а лирически-радостным повествованием, несмотря на затронутые в ней социально-гражданские вопросы.

Сам автор (Некрасов) присутствует в поэме, как один из её главных героев: порой пространные авторские отступления от главной темы(Саши и Агарина) полны наблюдательности, добра, искренней радости, восторженности, сострадания - тех черт характера, что генетически присущи русской натуре. Такими чертами характера он наделяет и других - старичков-соседей, Сашу, даже Агарина до его первого отъезда...

Самая проникновенная часть поэмы - 2-я глава, в которой Некрасов невыразимо пронзительно описывает природу, лес, страдающий от рук человека, переживания доброй и чуткой Саши:

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.

В поэме замечательные описания природы, Некрасов в этом смысле проявил себя, как тонкий, наблюдательный лирик и ценитель прекрасного и стихотворный живописец. Поэма полна длинных авторских отступлений от главной линии, но это лишь делало её богаче и содержательней. Но если "отбросить" эти лирические отступления, то суть поэмы - это рассказ об одном коротком периоде жизни дворянской девушки по имени Саша (с 16 лет до 19).

Первая глава своего рода вступление к поэме - автор вернулся в родные края, едет в родовое имение, попутно взволнованно описывает своё отношение к матери-родине и природе: "Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился."
Ехал долго, но доехал. В пустом доме скучно и, недолго думая, автор отправился к соседям.

Скучно в нём будет. Нет, лучше поеду,
Благо не поздно, теперь же к соседу
И поселюсь среди мирной семьи.
Славные люди - соседи мои.

Как-то они доживают свой век?
Он уже дряхлый, седой человек,
Да и старушка немногим моложе.
Весело будет увидеть мне тоже
Сашу, их дочь...Недалёко их дом.
Всё ли застану по-прежнему в нём?

Соседи-помещики, как гоголевские старосветские помещики - люди небогатые, бесхитростные, сердечные, добродушные, звёзд с неба не хватали, о несбыточном не мечтали, жили по старинке, любили и уважали друг друга, радовались жизни и не чаяли души в любимой дочке:

Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.
Всем окружив её тихое детство,
Что позволяли убогие средства,
Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.

Да, образованием родители дочку не утруждали, уроками и книгами не мучили: Книги ребёнку - напрасная мука, / Ум деревенский пугает наука; Саша просыпалась рано и бегом в душистые поля, и всё вокруг вызывало в ней радостный интерес и поддерживало жажду жизни:

Выспится Саша, поднимется рано,
Чёрные косы завяжет у стана
И убежит, и в просторе полей
Сладко и вольно так дышится ей.

Всегда на природе, на свежем воздухе, на простой, здоровой пище, не отягощённая умственными упражнениями, душевными тревогами и сердечными переживаниями, Саша росла настоящей русской красавицей:

Рдеет румянец и ярче и краше...
Мило и молодо дитятко ваше, -
Бегает живо, горит, как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз,
Щёки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы!

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились -
...
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали
...
Долго в ту ночь, не смыкая ресницы,
Думала Саша: что петь будут птицы?
...
Утром работа опять закипела.
Саша туда и ходить не хотела.

Но безотчетно пугает гроза...
Эти ли детски живые глаза,
Эти ли полные жизни ланиты
Грустно поблекнут, слезами покрыты?

В третьей главе случилось событие. В соседнее поместье, пустовавшее сорок лет, приехал хозяин – барин Агарин.

В третьем году наконец прикатил
Барин в усадьбу и нас посетил,
Именем: Лев Алексеич Агарин,
Ласков с прислугой, как будто не барин,

Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.

Барин Лев Алексеич поехал знакомиться с соседями и развлечься общением с ними, а у соседей пышущая красотой и здоровьем дочь. Агарин подружился с Сашей и зачастил в гости:

Саша смеялась, смеялся он сам...
Начал он часто похаживать к нам,
Начал гулять, разговаривать с Сашей
Да над природой подтрунивать нашей.
...
Мало того: он ей книжки читал
И по-французски её обучал.

Агарин был во многих странах, много повидал и прочувствовал, набрался передовых взглядов о переустройстве общества и делился ими с Сашей. Слова Агарина открыли девушке дотоле незнакомый ей мир, она научилась думать, стала много читать, интересоваться общественной жизнью, Агарин и Саша вместе обсуждали прочитанное, размышляли о смысле жизни:

Словно брала их чужая кручина,
Всё рассуждали: какая причина,
Вот уж который теперича век
Беден, несчастлив и зол человек?

"Но, - говорит, - не слабейте душою:
Солнышко правды взойдёт над землёю!»

Саша привыкла к Агарину и полюбила его. А он вдруг засобирался в дорогу и в одночасье уехал: "Благословите на дело... пора! / Перекрестился - и съехал с двора..".
Саша загрустила, стала задумчивой, невесёлой, потеряла интерес ко всему, растревожила своим состоянием родителей, они забеспокоились, что с дочкой происходит, что делать, как быть, ведь она:

Думает думу, как будто у ней
Больше забот, чем у старых людей.
Книжки читает, украдкою плачет.
Видели: письма всё пишет и прячет.

Книжки выписывать стала сама -
И наконец набралась же ума!

Время лечит, постепенно Саша пришла в себя. Пользуясь знаниями из книг, стала лечить недуги крестьян, объяснять им непонятное, обучать грамоте и приносить другую ощутимую пользу. Бегать по полям и лесам уже не было времени. Родители радовались на разумницу-дочку. Всё было славно и спокойно, жизнь текла размеренно и содержательно, но через три года вернулся сосед Агарин: "Надо же было вернуться соседу!/ Слышим: приехал и будет к обеду."
Конечно, первым делом он заглянул к соседям, взглянул на Сашу, а она:

"Вышла навстречу - и ахнул сосед!
Словно оробел. Мудрёного нет:
В два-то последние года на диво
Сашенька стала пышна и красива,
Прежний румянец в лице заиграл.
Он же бледней и плешивее стал..."

Саша обрадовалась, повеселела, стала показывать Агарину книжки, рассказывать, что читала, что узнала, что претворила в жизнь, задавала вопросы, делилась мечтами и мнениями о том, о сём, а он всё высмеивал, перечил ей и злился:

"Только не впрок угожденье пошло!
Он ей перечил, как будто назло:
"Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,
Род человеческий низок и зол".
Да и пошёл! и пошёл! и пошёл!.. "

Бедная Саша растерялась, она не узнавала Льва Алексеевича, где прежний одухотворённый Агарин, где пламень в сердце и огонь в глазах, где тот, кто разбудил её ум и сердце? Сашины родители опять в тревоге:

"Что говорил - мы понять не умеем,
Только покоя с тех пор не имеем:
Вот уж сегодня семнадцатый день
Саша тоскует и бродит, как тень!
Книжки свои то читает, то бросит,
Гость навестит, так молчать его просит."

Всё, что теперь делала Саша (продолжала читать, заботилась о крестьянах, то травку целебную посоветует, то письмо неграмотному мужику напишет) страшно раздражало Агарина, он зло подсмеивался над ней и её занятиями: "Тешится новой игрушкой дитя!" Это было обидно и непонятно, Саша опечалилась, затаилась, когда заходил разговор о соседе, молчала или запиралась в своей комнате. Агарин снова уехал, но вскоре прислал письмо с предложением руки и сердца. Старики-родители было обрадовались, но Саша сказала:

"Нет, не пойду". А сама неспокойна;
То говорит: "Я его недостойна" -
То: "Он меня недостоин: он стал
Зол и печален и духом упал!"

Саша не разлюбила Агарина, просто поняла, что он изменился, и прежние прекрасные идеи и помыслы, наполнявшие его (и её) душу и жизнь смыслом, исчезли, оставив вместо себя разочарование, раздражение и душевную усталость. Саша проявила стойкость духа и отказала Агарину. Она не желала выходить замуж за человека, с которым у неё уже нет общности устремлений. Родители не поняли причину отказа и снова переполошились, обратились к автору с вопросами: " Что с Сашей, почему отказала? Может, сосед чернокнижник какой, бес-искуситель, девичий обольститель?

"Что тут такое? родной, объясни!
Хочешь, на бедную Сашу взгляни.
Долго ли будет она убиваться?
Или уж ей не певать, не смеяться".

"Это не бес, искуситель людской,
Это, увы! - современный герой!
Книги читает да по свету рыщет -
Дело себе исполинское ищет,

Благо, наследье богатых отцов
Освободило от малых трудов,
Благо, идти по дороге избитой
Лень помешала да разум развитый.
...
Если ж за дело возьмётся - беда!
Мир виноват в неудаче тогда;
Чуть поослабнут нетвёрдые крылья,
Бедный кричит: "бесполезны усилья!"

И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орёл..."

Старички мало что поняли из этой умной, но непонятной им речи, поэтому автор утешил их более простыми словами:

"Поняли?.. нет!.. Ну, беда небольшая!
Лишь поняла бы бедняжка больная.
Благо теперь догадалась она,
Что отдаваться ему не должна."

Объяснение родители поняли: дочка сохранила девичью честь и не отдалась злому человеку. И то хорошо! Значит, не зря глазки портила, книжки читала - ума житейского из них почерпнула!

Заканчивается поэма "Саша" на оптимистической ноте и с хорошим прогнозом:

"Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенётся светлее и краше:
В добрую почву упало зерно -
Пышным плодом отродится оно!"

Подытоживая, можно сказать, что поэма "Саша" - это поэтическая иллюстрация к общественной жизни времён поэта Н.А. Некрасова. В основе поэмы - лирический рассказ о взаимоотношениях людей с различными взглядами на мироустройство: одни отказываются от демократических воззрений (Агарин), другие их приобретают (Саша).

Иллюстрация - картина "Девушка, заплетающая косу". Худ. А.И.Корзухин

Н.А. Некрасов во время написания поэмы ставил целью изобразить реальную действительность того времени, когда создавалось его стихотворение. Его герои становятся отождествлением молодежи той эпохи, которая подразделялась на тех, которые только говорили о том, как было бы хорошо изменить существующий порядок.

Но они не подкрепляли свои слова делами. И своим произведением Некрасов хотел призвать молодежь быть активными, стать людьми, которые подкрепляют все свои слова действиями. Ниже описано краткое содержание "Саши" Некрасова.

Коротко о произведении

Некрасов написал "Сашу" в 1855 г. и она стала первой поэмой в его творчестве. Ранее в своих произведениях поэт уже затрагивал тему становления демократических принципов у молодежи. Основной мыслью поэмы является призыв к молодежи приносить пользу своей стране, даже при помощи искусства.

Можно сказать, что поэма - это обращение к будущей молодежи. На примерах своих героев Некрасов хотел показать, как праздность и бездеятельность влияют не только на общественное положение человека, но и на его личность.

Действующие лица

Главные герои "Саши" Некрасова являются отражением молодежи, придерживающейся демократических убеждений. Персонажи произведения противопоставляются друг другу, и таким образом поэт пытается донести до читателей главную мысль произведения.

Саша - милая деревенская девушка. Ее родители - старички, небогатые люди. Свою дочь они воспитывали, не прибегая к книгам. Поэтому для Саши милее всего - деревенская жизнь и единение с природой. С появлением соседа девушка испытывает первое чувство и взрослеет как личность.

Агарин - сосед Саши. Молодой человек, "бледный и тонкий". Обучает девушку французскому языку, приносит книги. Обещает ей, что скоро их жизнь изменится к лучшему. Но позднее разочаровывается в своих убеждениях, становится угрюмым и тем самым отталкивает от себя Сашу. Он делает ей предложение, но девушка отказывает ему.

Детство Саши

Но старичкам обучение науке и знакомство с книгами казалось лишним. Такая простая деревенская жизнь позволила сохранить Саше душевную ясность и простоту. Девочка росла в единении с природой.

Юношеские годы

В кратком содержании "Саши" Некрасова следует особое внимание уделить личности главной героини. До шестнадцатилетнего возраста девушка не ведала ни тревог, ни других душевных волнений. Она радовалась жизни, красоте полей и свободе. Только река казалась Саше несвободной - она наблюдала за тем, как река пытается вырваться из своего устья. Глядя на ее борьбу, девушка понимает, что жаловаться на судьбу - глупо.

Девушке нравилось наблюдать за тем, как работают селяне. Ей нравилось гулять по полям, собирать цветы и петь незатейливые песни. Глядя на то, какой славной выросла их дочь, родители начинают задумываться о хорошем женихе. Случалось девушке и печалиться - это случалось, когда вырубали лес. Но пока что ее сон продолжал быть безмятежным.

Знакомство с Агариным

Важным моментом в кратком содержании "Саши" Некрасова является ее знакомство с молодым соседом. Неподалеку от домика Сашиных родителей стояла уже давно заброшенная усадьба. Туда приезжает молодой хозяин Лев Агарин. Это был бледный и тонкий юноша, постоянно глядевший в лорнет. Он по-доброму обращается с прислугой и называет себя перелетной птицей.

Агарин знакомится с Сашей и берется за ее обучение. Он читает ей разные книги, обучает французскому языку, рассказывает о том, что он увидел в дальних краях, и размышляет о том, почему человек может быть бедным и злым. Агарин обещает Саше, что скоро все изменится и над ними взойдет доброе солнце.

Отъезд Агарина

Важным моментом в поэме, о котором нужно рассказать в поэме "Саша" Некрасова, является то, как на главную героиню повлияло знакомство с соседом. С наступлением зимы, молодой человек уезжает из своей усадьбы. Девушке становятся ее прежние занятия неинтересны.

Возвращение Агарина

Одним из ключевых моментов в поэме "Саша" Некрасова является приезд молодого соседа. Сашеньке на тот момент едва минуло 19 лет. Если девушка стала еще красивее, чем прежде, то Агарин вернулся еще бледнее, чем его помнила героиня. Они разговаривают, как и раньше, но только теперь Лев ведет себя озлобленнее, и, словно специально, перечит во всем девушке.

Молодой человек теперь не говорит о том, что скоро воссияет солнце правды. Теперь он считает, что все люди злые и у всех низкие помыслы. Агарин говорит девушке, что вся ее деятельность, направленная на то, чтобы помочь бедным - бесполезна. Спустя какое-то время Саша перестает общаться с Агариным: не принимает его книги, старается его избегать. Он делает ей предложение, но девушка отказывает ему, объясняя свой отказ тем, что он изменился, стал злым и перестал бороться за свои убеждения.

Во время анализа "Саши" Некрасова особое внимание следует уделить концовке произведения. В нем говорится о том, что родители девушки не могут понять, что за человек этот Агарин. В своем простодушии они не знают о том, что он - представитель нового поколения молодых людей. Они находятся в постоянном поиске великого дела, о котором они прочитывают в книгах.

Он хочет сделать мир лучше, но все время разрушает то, что находится рядом с ним. Любовь затрагивает ему только голову, но не тревожит сердце. В любую минуту такие люди готовы отказаться от дела и обвинить окружающих в том, что у них ничего не получилось.

Поэтому Саше повезло, что она вовремя увидела натуру Агарина и отказала ему. Но все-таки благодаря ему, девушка смогла раскрыть свой потенциал и направить свою энергию в полезное русло. И в будущем Саша станет еще лучше и обязательно найдет свое счастье.

Главная мысль в "Саше" Некрасова - это то, что человек должен быть полезным окружающим. Что праздное времяпрепровождение влияет и на личность человека - человек без цели становится озлобленным, все люди кажутся ему такими же, книги уже воспринимает не так как раньше. Но будущего за такими людьми нет - они способны только на разговоры.

А Саша, получив нужное направление, уже без помощи Агарина, смогла развить свои способности и приносить пользу людям. Поэтому девушка не стала такой, как Лев, а труд, наоборот, еще больше облагородил ее личные качества. Такие личности были способны изменить общество, потому что они показывали на своем личном примере, что важнее красивых слов творить добрые дела.

МКОУ «Богородская школа №8»

Конспект

открытого урока по чтению и развитию речи в 9 «а» классе

на тему:

Н. А. Некрасов « Саша».

Подготовила: Кузнецова Л.С.

2016 год.

Тема: Н. А. Некрасов « Саша».

Цель урока:

Познакомить учащихся с отрывком из поэмы.

Задачи урока:

1 . Обучающая : ввести учащихся во внутренний мир Н.А. Некрасова, через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы, в которой присутствует человек со своей болью, сочувствием.

2. Коррекционная : развивать у учащихся навыки анализа поэтического текста, внимание, мышление, виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, обогащать словарный запас.

3 . Воспитывающая : воспитывать любовь к природе, родному краю, Родине, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: презентация, учебник, аудиозапись отрывка поэмы «Саша», карточки со словами.

Ход урока:

    Орг. момент .

    Рапорт дежурного.

(число, месяц, время года, погода, присутствие учащихся в классе)

    Достать тетради и необходимые для урока предметы.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы повторим пройденный материал, познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «Саша», будем его читать, слушать, анализировать, постараемся понять и доказать, что главная тема этого стихотворения любовь к природе.

    Повторение пройденной темы.

    Фронтальный опрос

Ответить на вопросы:

Где родился Н. А. Некрасов?

( Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге .)

Каков был путь поэта в жизни и в поэзии?

(Путь Некрасова в жизни и поэзии был нелёгким.)

Каким человеком был отец Некрасова?

(Отец поэта был человеком жадным, невежественным и жестоким).

А какой была мать поэта?

(Мать Николая была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела)

Что посвятил ей Некрасов, став известным поэтом?

(Он посвятил ей несколько стихотворений)

Какое стихотворение, посвящённое матери поэта вы знаете?

(Рыцарь на час)

Какие факты из жизни матери вспоминает Некрасов в этом стихотворении?

(Как она жила нелюбимая и защищала своих детей от избиения мужа.)

Сломили ли поэта жизненные невзгоды?

(Жизненные невзгоды не сломили поэта).

Чем он упорно занимается?

(Он упорно занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести)

Каким поэтом он становится?

(Он становится первым народным поэтом, который рассказывает в своих стихах о многострадальном русском мужике, о тяжёлом положении женщины).

Что любит и хорошо знает Некрасов?

(Некрасов влюблён в русскую природу, он хорошо её знает).

    Индивидуальный опрос.

Стихотворение «Рыцарь на час» - наизусть.

III. Новая тема:

Слово учителя.

Мы с вами знаем, что Н.А. Некрасов очень любил русскую природу и хорошо её знает. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова «Саша» и проследим, что и в стихах о природе присутствует человек со своей болью, страданием, сочувствием к тому, что он видит вокруг.

Чтобы усилить впечатление читателя от описания гибели деревьев Некрасов используют л итературный приём олицетворение , при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

(Слайд 2)

Чтение эпиграфа к теме: (слайд 3)

«И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она».

Ребята, прочитав эпиграф, как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?

(выслушать ответы учащихся)

В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение.

Карточки на доске:

Березняк - берёзовый лес;

дубняк - дубовый лес;

осинник - осиновый лес;

аркан - длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце;

роковой - приносящий вред, несчастье;

Проверяем (Слайд 4)

Физминутка! (Слайд 5)

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Работа с учебником:

Чтение текста стихотворения учителем (стр. 138-140).

IV . Закрепление темы:

    Ответить на вопросы:

Кто главный герой этого произведения?

(девочка Саша)

Каким Саша видела лес до вырубки? Найдите в тексте ответ, зачитайте или расскажите.

(Сколько тут было кудрявых берёз; там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозды калины глядели; Там поднимался дубок молодой; птицы царили в вершине лесной; понизу всякие звери таились)

Как поэт описывает страдания деревьев во время вырубки? Зачитайте ответы из текста.

(лес зазвенел, застонал, затрещал; стоном стонали верхушки осин, раненый стонет, зовёт, проклинает. тени ходили;)

Какой приём описывает автор для того, чтобы усилить впечатление читателя от описания гибели деревьев?

(Олицетворение - это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам).

С кем сравнивает поэт погибшие деревья? Найдите эти строчки.

(С мёртвым героем)

Как вели себя животные во время вырубки леса?

(Заяц послушал и вон побежал; в тёмную нору забилась лиса; машет крылом осторожнее птица; низко… летали совы; звонко кукушка вдали куковала; да, как безумная галка кричала)

Чем грозила им эта работа людей?

(гибелью)

Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

(У Саши было печальное, грустное состояние при воспоминании о былой красоте леса, возмущение и гнев от работы мужиков, жалость к срубленным деревьям и растерявшимся жителям леса.)

- О каких качествах характера говорят слезы девочки?

(О доброте девочки)

- А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова .

Аудиозапись стихотворения. ( Слайд 6)

Работа в группах:

1 группа – деревья (какая польза: кров, пища для птиц и животных, веники, кислород, сок, лекарство, здоровье)

2 группа – птицы (какая польза: уничтожают вредных насекомых).

V. Итог урока.

Ответить на вопросы. (Слайд 7)

1.О чём говорится в стихотворении?

(о природе, о лесе).

2. Какая судьба была у леса?

Роковая (несчастная)

3. через кого поэт показал любовь к родной природе?

(через девочку Сашу).

(Слайд 8) Вывод:

Это стихотворение – яркий пример того, как в творчестве Некрасова показана любовь к русской природе, родному краю, сострадание и сочувствие ко всему тому, что он видит вокруг.

Выставление оценок:

Сегодня за урок получили следующие оценки…

VI. Задание на дом:

Стр. 138-140 выразительно читать.

Приложение 1.

Березняк

берёзовый лес

дубняк

дубовый лес

осинник

осиновый лес

аркан

длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

роковой

приносящий вред, несчастье

олицетворение

литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам

Литературное направление, жанр

Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова . Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, «гордую волю погнули напасти». Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.

Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями, которым простодушный старик - отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность. Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав её занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое...»

В четвёртой части рассказчик даёт характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы – влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.

Основная мысль . Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.

Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».

Герои и образы

Лирический герой – рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстаёт уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слёзы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слёзы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берёт за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).

Образ Саши - центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла своё призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».

Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.

Сашина красота естественна. В портрете подчёркиваются её смуглость, румяные щёки, чёрные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог». Саша любуется жизнью крестьян и считает её гармоничной.

Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение - вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.

Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья. Фамилия у него тоже говорящая: Агарин – огарок.

Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить – ему всё равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить. С точки зрения Некрасова, «современные герои» – порождение векового рабства.

Размер и рифмовка

Поэма написана двустишьями четырёхстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.

  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова

Творчество Николая Алексеевича Некрасова было в основном посвящено социальным вопросам. Главной целью писателя было доказать, что каждый русский человек должен стать полезным своей родине. И даже искусство не может существовать только ради красоты слога, оно должно иметь гражданскую направленность. Сегодня мы обратимся именно к такому произведению и рассмотрим это краткое содержание Некрасова. «Саша» - поэма, посвященная молодому поколению, обращенная в будущее. Давайте теперь рассмотрим произведение более подробно.

О произведении

Произведение было написано в 1855 году. По замыслу автора оно должно было отразить историческую действительность, а именно направленность российского общества на социальные проблемы. И с этой задачей он справился, что подтвердит краткое содержание. Некрасова «Саша» стала призывом, обращенным к молодым людям стать полезными для отечества, повзрослеть и начать действовать. Время разговоров прошло, они теперь только вредят, необходимо осознать себя как сильную личность и начать менять действительность к лучшему.

Обратимся же теперь к тексту поэмы.

Н. А. Некрасов, «Саша»: краткое содержание

В центре повествования оказывается семья старых помещиков, где растет Саша, их дочь. Ее родители - открытые прямодушные люди, не терпящие лести и спеси. Старички в девочке и постарались ей дать все, что было в их силах, но науки и чтение казались им ненужными. Саша живет в этой глуши как полевой цветок, сохраняя красоту и «ясность души».

Жизнь Саши

О простой жизни в глуши рассказывает поэма «Саша» (Некрасов). Краткое содержание повествует о том, что девочка до своего шестнадцатилетия была вольна и свободна, она не ведала забот, страстей и сомнений. Гармония с природой была залогом ее спокойствия. Единственное, что нарушало покой Саши, была река-невольница. Она смотрела, как поток в бессильной попытке вырваться зло бурлит у мельницы, и думала о том, что только безумные пытаются спорить со своей судьбой.

Крестьяне, работающие на полях ее родителей, представляются Саше некими хранителями простой и правильной жизни. Девочка много гуляет, часто уходит в поля, где собирает цветы и поет. Родители не могут налюбоваться на свое дитя и надеются, что Саше попадется хороший жених. Когда приходит зима, девочка вечерами с замиранием сердца слушает нянюшкины сказки, а днем отправляется кататься на санках.

Единственное, что печалит Сашу - уничтожение природы. Когда вырубали лес, она плакала и представляла, что стволы, подобно трупам, лежат убитые. И несмотря на то что настает возраст «страстей молодых», ей еще неведомы сердечные тревоги и муки.

Приезд Агарина

Продолжаем пересказывать краткое содержание Некрасова. «Саша» - произведение не только о деревенской жизни, но и о становлении и взрослении личности. И вот наступает тот момент, когда героине представляется возможность забыть о своем детстве.

Недалеко от помещичьих земель родителей Саши находится большая усадьба, которая пустует вот уже сорок лет. Но вот однажды старый дом оживает, в него въезжает владелец - Лев Алексеевич Агарин. Это бледный тонкий человек, который не расстается с лорнеткой и говорит о себе, как о перелетной птице. Он вежлив с прислугой, никогда не повышает голоса и всегда приветлив. Агарин долго путешествовал по свету и наконец вернулся домой.

Все чаще новый сосед посещает помещиков. Агарина забавляет степная природа, он часто над этим подтрунивает. Но больше всего его занимают беседы с Сашей. Он читает девушке книжки, начинает учить французскому языку, рассказывает о тех местах, где побывал. Лев Алексеевич охотно и много рассуждает о том, почему люди несчастны, бедны и озлоблены.

Отъезд соседа

Жизнь простых деревенских помещиков изображает Некрасов. Саша (краткое содержание это иллюстрирует) ведет себя как неглупая девушка, которая очень мало видела в жизни. Потому то и привлекают ее беседы с повидавшим мир Агариным.

И вот, когда Лев Алексеевич прощается с соседями и уезжает, Саше становится скучно, больше не привлекают ее обычные развлечения. Девушка начинает сама читать книжки, помогать больным. Однако иногда на нее находит беспричинная тоска, тогда Саша уходит к себе и тихонько плачет.

Предложение

С момента отъезда Агарина проходит время. Краткое содержание (Некрасова «Саша») начинает описывать события с того момента, когда героини исполняется девятнадцать лет. Агарин в это время возвращается обратно. Он стал еще бледнее и полысел, но красота Саши его потрясает. Беседы соседей возобновляются. Но теперь Агарин не говорит о том светлом будущем, что ждет человечество. Он уверовал в другое - людей нельзя изменить, они низки и злобны. Лев Алексеевич смеется над Сашиной помощью больным.

Проходит несколько дней, и Саша начинает избегать встреч с Агариным, не отвечает на его письма, отсылает назад книги. И вот в одном из писем сосед просит руки Саши. Девушка отказывает ему.

Агарин изображен человеком, неспособным на действие. Он может только говорить, но исправить положение даже не пытается. Именно эти качества прозревает в нем Саша и потому отвергает.

Подошла к концу повесть, что написал Некрасов («Саша»). Очень краткое содержание можно свести к тому, что главное в человеке не образование или кругозор, а способность реализовывать свои слова. Так, Саша, восприняв идеи Агарина, стала заботиться о больных. Сам же Агарин не смог сделать ничего, чтобы его мечты стали реальностью.