Строительство и ремонт своими руками

324 подводная. Великая отечественная - под водой. Противостояние на грани фола

Пожар на "Данииле Московском" стал первой аварией, повлекшей гибель людей на подлодках этого типа. В список, открытый 26 июня 1904 года гибелью 25 человек на первой российской подлодке "Дельфин", добавились еще два имени. На борту атомной подводной лодки проекта 671РТМК К-414 "Святой Даниил Московский" погибли мичман Рафим Шабанов и матрос контрактной службы Игорь Этюев.

Седьмого сентября 2006 года российский подводный флот понес очередные потери. В список, открытый 26 июня 1904 года гибелью 25 человек на первой российской подлодке "Дельфин", добавились еще два имени. На борту атомной подводной лодки проекта 671РТМК К-414 "Святой Даниил Московский" погибли мичман Рафим Шабанов и матрос контрактной службы Игорь Этюев.

Советские подлодки редко имели имена. Их заменяли двузначные и трехзначные числа после литер, обозначавших класс той или иной субмарины (малая, средняя, большая, крейсерская). В тех случаях, когда имена давались, это были, как правило, сухие официальные словосочетания - "Ленинский Комсомол", "50 лет СССР", "Имени 60-летия ВЛКСМ" и тому подобное. Шифр (номер) и наименования проектов советских субмарин были окутаны мраком государственной тайны - многие специалисты и в СССР и на Западе 20 лет назад путались в бесконечных рядах трехзначных чисел - 627 и 670, 613 и 641, 877 и 667, 705 и 941. Когда дело доходило до литер, обозначавших подтип лодки, путаницы становилось еще больше.

В результате на Западе была принята собственная классификация советских подводных кораблей (впрочем, не только их). Подлодки получали обозначение по одной из литер "фонетического алфавита", где каждая латинская буква обозначена словом для удобства понимания. A-Alpha, B-Bravo, C-Charlie, и так далее. Система была принята в 50-х годах, когда никто не предполагал, что меньше чем через тридцать лет все 26 литер будут заняты, а многие из них будут означать сразу целые семейства подлодок. Одной из таких "коммунальных литер" стала V. В 1966, получив информацию о строительстве в СССР новой атомной торпедной лодки, в НАТО ее назвали Victor. Безымянный офицер, классифицировавший нового "Ивана", оказался пророком - мало к какой советской атомной подводной лодке больше чем к этой подходило имя, в переводе на русский означающее "Победитель". Редкая советская подлодка получала на Западе, помимо официальной литеры, еще и собственное прозвище. "Викторы", за элегантную внешность и отличные ТТХ, удостоились выданного им английскими моряками уважительного имени Black Prince - "Черный Принц".

В отечественной номенклатуре проектов советских АПЛ лодки типа V обозначались как "проект 671 "Ёрш". "Ёрш" стал первым советским атомоходом, главной задачей которого была охота не за надводными кораблями противника, а за себе подобными. Это был подводный охотник, то, что на Западе называют Hunter-Killer. Проектирование лодки началось в 1959 году, как только были собраны и обобщены первые результаты эксплуатации АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол", советского ядерного первенца проекта 627.

Перед проектировщиками была поставлена задача создать ПЛ, способную вести успешный подводный бой, что предполагало малую шумность, хорошую маневренность и мощное гидроакустическое оборудование. Вместе с тем, лодка должна была сохранять хорошие возможности по уничтожению надводных кораблей противника, что обусловило сохранение мощного торпедного вооружения - шесть носовых труб вместо четырех на американских "охотниках", и схему его размещения - все трубы сосредоточены в носу лодки, в отличие от американских ПЛ, у которых аппараты устанавливаются в центре корпуса под углом и выводятся в борт. Такая схема позволяла вести стрельбу на полном ходу, тогда как американская схема ограничивала скорость хода во время стрельбы 11 узлами, что достаточно в "крадущемся" подводном бою, но слишком мало для перехвата быстроходного отряда боевых кораблей. Кроме того, "советская" схема значительно упрощала погрузку торпед, как в базе, так и в море. Однако за такую схему пришлось расплачиваться сниженными возможностями гидроакустического комплекса - разместить в носу, занятом торпедными аппаратами, сферическую антенну большого диаметра было невозможно.

На лодках были внедрены многие необычные для советского флота решения - в частности, "Ёрш" имел один гребной вал и один винт вместо привычных для его предшественников двух. При равной мощности энергетической установки одновальная схема улучшала гидродинамические характеристики лодки, что позволяло снизить шумность на равных скоростях. Вместе с тем, лодка имела два ядерных реактора, что повышало надежность главной энергетической установки в целом.

Головная АПЛ проекта 671 была заложена 12 апреля 1963 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Военно-морской флаг на головном "Ерше" был поднят 5 ноября 1967 года. За семь следующих лет ВМФ СССР получил еще 14 лодок этого типа. Водоизмещение будущего Victor-I составляло 4250 тонн в надводном и 6085 тонн в подводном положении, длина - 92,5 метра, максимальная глубина погружения - 400 метров, и 320 метров - рабочая. Скорость полного подводного хода превысила 33 узла, что была на 4-5 узлов больше, чем у американских "одноклассников". Лодки этого типа находились в строю до начала-середины 90-х годов и прожили богатую событиями жизнь, совершив множество выходов на боевую службу в самые отдаленные районы океана. По сравнению с ранними советскими АПЛ лодки проекта 671 обладали гораздо большими возможностями гидроакустики и пониженной шумностью, но все же уступали по этим показателям своим заокеанским соперникам.

Работы над модернизированным проектом 671 начались еще до того, как головной "Ёрш" был заложен на Адмиралтейской верфи. Флот потребовал усилить торпедное вооружение лодки в связи с появлением в составе ВМС США "суперавианосцев" - для гигантов типа "Фоорестол" водоизмещением под 80 тысяч тонн и ядерного "Энтерпрайза", шагнувшего за 90 тысяч, залпа 533-миллиметровых торпед могло не хватить. В результате было принято решение заменить два из шести 533-миллиметровых аппаратов на 650-миллиметровые. "Большие торпеды", проходящие 50 километров со скоростью 50 узлов (свыше 90 километров в час) и оснащенные мощной боевой частью, были способны вывести из строя авианосец или линейный корабль одним попаданием. Для надежного поражения целей часть торпед оснащалась ядерной боевой частью. Кроме 650-миллиметровых торпед модернизированные лодки получили на вооружение противолодочный ракетный комплекс "Вьюга".

Кроме того, лодка получила усовершенствованный гидроакустический комплекс и была менее шумной, чем ее предшественник. Головная лодка проекта 671РТ "Семга" - К-387 была заложена на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде 2 апреля 1971 года и сдана флоту 30 декабря 1972. Всего до конца 1978 года флот принял 7 подлодок проекта 671РТ, служивших на Северном флоте до середины 90-х годов. За счет удлиннения на один отсек новая лодка была крупнее головных "Ершей". Полное водоизмещение превысило 7000 тонн, а длина - 100 метров. Скорость хода в результате несколько снизилась и составила 32 узла.

В конце 60-х - начале 70-х годов в СССР развернулось проектирование многоцелевых атомных подлодок третьего поколения. Титановые лодки проекта 945 "Барракуда" должны были стать "главным козырем" советского ядерного подводного флота 80-90-х годов. Но чрезмерная стоимость и трудоемкость постройки ПЛ из титана заставили командование ВМФ СССР начать работы по двум "резервным" проектам на случай, если "Барракуда" (получившая на Западе обозначение S - Sierra), окажется слишком дорогой. "Запасными игроками" стали проекты 671РТМ "Щука" и 971 "Щука-Б", также известный как "Барс". Решение было верным - именно лодки этих двух типов определили лицо советского и постсоветского ядерного подводного флота.

671РТМ, размноженный в 26 экземплярах, стал самой массовой советской торпедной субмариной. Victor III, как его назвали в НАТО, оказался достойным соперником новейшим американским многоцелевым АПЛ типа Los Angeles. Начатый как усовершенствованный атомоход 2-го поколения, проект 671РТМ по возможностям оборудования и ТТХ плавно перешел в третье. Новые "Викторы" обладали рекордно низкой среди советских АПЛ-ровесников шумностью, приблизившись по этому показателю к подлодкам ВМС США, и мощной гидроакустикой, которая позволяла уже более-менее на равных играть в "подводные кошки-мышки". 671РТМ стал самым крупным среди "Викторов" - длина лодки достигла 107 метров, а водоизмещение - 7250 тонн. Полная скорость подводного хода составила 31 узел - меньше, чем на ранних лодках, но примерно столько же, сколько у основного оппонента - АПЛ типа Los Angeles. Предельная глубина погружения для лодок проекта 671РТМ составляет 600 метров.

Головная лодка проекта 671РТМ была заложена в Ленинграде 7 июня 1976 года и сдана флоту 28 декабря 1977. Всего до сентября 1992 года в Ленинграде построили 13 АПЛ этого типа. Еще 13 лодок было построено в Комсомольске-на-Амуре. Часть лодок была достроена по проекту 671РТМК - они получили на вооружение стратегические крылатые ракеты "Гранат", запускаемые из торпедных аппаратов. Эти ракеты, с максимальной дальностью стрельбы до 3000 километров и оснащенные высокоточной системой наведения, стали аналогом американских КР "Томагавк".

Victor-III отличились во многих эпизодах. На счету этих лодок скрытный прорыв через рубежи подводной системы слежения SOSUS, доказавший НАТО что даже огромные затраты на усеивание дна Северной Атлантики шумопеленгаторами не гарантируют обнаружение новейших советских АПЛ. "Щуки" стали первыми из советских лодок, кто сумел обнаружить, и установить слежение за сверхтихими американскими ракетоносцами типа Ohio. АПЛ К-324 в декабре 1983 года подкравшись вплотную к американскому фрегату McCloy, случайно оборвала винтом буксируемую антенну новейшего гидроакустического комплекса, подарив ВМФ СССР ценнейший трофей. Лодке, намотавший на винт длинный трос с датчиками, пришлось всплыть, но отнять у К-324 добычу американцы не сумели. Вскоре лодка была отбуксирована в Гавану, а антенна доставлена самолетом в СССР.

"Щуки" являются единственными представителями 671-го проекта, остающимися в строю. На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации.

Все "Викторы" - от "Ерша до "Щуки" - помимо своих выдающихся боевых свойств, были ценны еще одним качеством. С 5 ноября 1967 до 7 сентября 2006 года ни на одной из 47 лодок этого проекта, служивших в составе ВМФ СССР и России не было ни одной аварии со смертельным исходом, чем печально известны лодки многих других проектов. Два человека, погибшие 7-го сентября 2006 года на борту "Даниила Московского" стали первыми жертвами, которые море сумело взять у Черного Принца.

Илья Крамник, Lenta.Ru

Атомная подводная лодка К-324 проекта 671РТМ (К) была спущена на воду 7 сентября 1980 года. 24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. В 1983 году К-234 совершила подледный трансарктический межфлотский переход в западном направлении из бухты Крашенинникова в губу Западная Лица и была включена в состав 33-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок.

Проект 671РТМ (К) «Щука» - серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Является дальнейшей модификацией проекта 671 «Ёрш» на базе проекта 671РТ «Сёмга». Всего на верфях Комсомольска-на-Амуре и Ленинграда было построено 25 лодок этого типа. Эти подводные лодки отличаются небольшим уровнем внешнего шума и по этому показателю близки к американским атомным субмаринам типа «Лос-Анджелес».

«Щуки», по классификации НАТО Victor III class, служили основой многоцелевого атомного подводного флота СССР в 1980-х и начале 1990-х годов. На флоте проект считался крайне удачным, моряки любили эти корабли за высокие характеристики, удобство, надёжность. Ни один корабль не был потерян, ни на одном не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот проект получил уважительное название «Чёрный принц».

На проекте был принят дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации, акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами.

Установленный на проекте гидроакустический комплекс «Скат-КС», обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также автоматическое их сопровождение в режиме шумопеленгования.
Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.

Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм, крылатые ракеты "Гранат", 24 торпеды, либо 34 мины. Кроме того, на субмаринах проекта 671РТМ использовались новые ракетные противолодочные комплексы «Шквал».

В состав комплекса входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 км. Данные характеристики достигались за сет движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления.

Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам.
Аналогов комплексу «Шквал», который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет, и по сей день.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км.

Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач, как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных торпедных аппаратов.

Также атомная подводная лодка могла нести специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире.

Так для проекта 671 МРТ (К) в ОКБ им. Камова создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.

АПЛ К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные «мистические происшествия». При спуске со стапеля на воду, о киль АПЛ, четыре раза подряд, не разбилась бутылка традиционного шампанского.

На государственных испытаниях в Японском море, 3 апреля 1981 года, она едва не стала трагической жертвой тарана неизвестной подводной лодки. По сообщениям японской прессы, это была китайская атомная лодка типа «Хань», которая вследствие столкновения, затонула. К-324 получив под водой мощнейший удар, немедленно вернулась на завод и встала в док.

В октябре 1983 года скандальная сенсация: в ходе боевых действий флота США у берегов Гренады американские СМИ публикуют снимки, аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США, советской многоцелевой АПЛ «К-324».

Об этом аварийном происшествии с АПЛ К-324, мне стало известно в октябре 1983 года. А сама авария прочно соединилось в памяти с трагическими событиями американского вторжения в Гренаду.

В это время я нес службу в Группе советских военных специалистов на Кубе, у которой с Гренадой сложились дружеские отношения, настолько теплые, что кубинские строители, возводившие в Гренаде аэродром, приняли участие в боевых действиях против США.
Эсминцы США, прибывшие к месту аварии АПЛ К-324, и создавшие угрозу нашей подводной лодке, были из состава военно-морской группировки осадившей Гренаду.

Буду описывать происшествие в порядке хронологии, используя не только свидетельства очевидцев, с которыми удалось поговорить по свежим следам, но и более поздние публикации, если они не противоречат тому, что я тогда узнал.

В сентябре 1983 года. К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Это было время, когда Президент США Рейган, назвав СССР «империей зла» решил обложить нашу страну ракетными комплексами "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве сокращалось до 5-6 минут.

Но Советское руководство, во главе с Ю.В.Андроповым, готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с ракетами, и теми же 5-6 минутами подлётного времени.

Зная это, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS, использующей уникальную низкочастотную гидроакустическую антенну.

Для её испытания в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимого человеческим ухом диапазона частот, неизбежные спутники подводных лодок.

Перед всплытием на очередной сеанс связи акустики К-324 определили дальнюю цель. Но по мере приближения подлодки к поверхности акустики стали докладывать, что расстояние между целью и лодкой стремительно сокращалось.

Целью оказался фрегат «Макклой» буксирующий за собой новый гидроакустический комплекс, проходящий испытание. Так как для испытания комплекса нужна была тишина, то на эсминце провели мероприятия по обесшумливанию, благодаря чему его винты и двигатели работали необычно тихо. Поэтому первоначально, расстояние до цели было определено не верно.

Когда стало ясно, что фрегат недалеко, командир АПЛ, приказал экстренно погружаться, подкрасться под дно эсминца на электромоторах, и вести вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы.

Командир "Макклоя" совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата в течение 14 часов следует советская подводная лодка, маскируя свои шумы в гуле турбин "Макклоя". Она бы следовала за фрегатом и дальше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс, направляясь в свою базу.

Видимо во время этого неожиданного манёвра К-324 зацепила кабель антенны буксируемого гидроакустического комплекса.
На подводной лодке заметили, что зацепили антенну, далеко не сразу. Только через двое суток, когда сверхпрочный кабель антенны намертво намотался на винт подводной лодки и заклинил турбину. В результате, сработала система аварийной защиты турбины и АПЛ потеряла ход.

Вспоминает командир «К-324» капитан 1-го ранга Вадим Терехин:
«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги. Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход.

Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на скорости 3-4 узла. Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть - ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, так как была тяжела, и без хода стала тонуть.
Провалившись на глубину более 100 метров, экстренно продули цистерны воздухом высокого давления. Пытаясь удержаться на перископной глубине, израсходовали почти весь ВВД и были вынуждены всплыть, оставив попытки погружаться.

Мы продули все ЦГБ и всплыли в крейсерское положение. Запустили компрессора ВВД. Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным.

Предположили, что на винты намотались рыбацкие сети. Сделав деферент на нос, подняли корму и увидели, в перископ, что намотали кабель толщиной в человеческую руку, который уходит далеко за корму. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, описали ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли.

Шторм не унимается. Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, срывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ. Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».

26 октября, когда шторм немного стих, подводники К-324 предприняли безуспешные попытки перебить кабель, стреляя по нему из автомата. Не удалось также перерубить бронированный кабель топором. Из радиоперехватов подводники узнали, что американцы потеряли сверхсекретную антенну. Поняли, именно её АПЛ намотала на винт. Сообщили, во время сеанса связи, о случившейся ситуации в Москву.

Вспоминает командир АПЛ капитан 1 ранга Терехин: «Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке.

Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы TASS, которую испытывал американский фрегат «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».

27 октября Москва заверила, что на помощь подводникам направлен разведывательный корабль СВ-506 «Находка», находящийся в районе Норфолка, а из Кубы идёт советское спасательное судно «Алдан».
На «Алдане» ответственным за спасательную операцию был назначен капитан 3 ранга Бутов, консультант начальника аварийно-спасательной службы Кубы.
«Алдан» добирался до места аварии трое суток, а СВ-506 пришел быстрее.

Когда до лодки оставалось 3 часа ходу, командир СВ-506, по УКВ ЗАС (4), предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, задрать корму и попробовать с помощью газовых резаков убрать кабель.

Командир К-324 согласился с планом, но вскоре показались 2 американских «Орион», и стали сбрасывать вокруг К-324 гидроакустические буи. Вскоре подошел советский разведчик СВ-506, а за ним, почти сразу, в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон". Москва, получив об этом информацию, приказала не проводить планируемые работы, а быть готовым защищать лодку, от манёвров вокруг неё эсминца.

Вскоре подошел второй американский эсминец, они стали зажимать атомоход в клещи, опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» приказал вывесить сигнал на перископ: «В помощи не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

Между тем эсминцы, даже не специально, а из-за волны, могли ударить АПЛ и серьезно повредить её. Зайдя с кормы, эсминцы пытались крючьями зацепить кабель-антенну. СВ-506, своими манёврами, препятствовал этому. Пытались зацепить антенну и висящие над лодкой вертолеты. Но это им не удалось сделать.

4 ноября из Москвы пришла шифровка: «Не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная. Силы НАТО приведены в повышенную боеготовность». В другой шифровке, Главком ВМФ СССР Горшков приказывал, во что бы то ни стало, сохранить «трофейную» антенну и самолётом отправить в Москву.

Особо серьезной и тревожной стала казаться ситуация, когда на эсминцах подняли сигнал «Готовим к спуску десантно-штурмовые средства.
На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Но на борту АПЛ секретная техника и документация, в торпедных аппаратах атомное оружие. Допустить высадки десанта с эсминцев США никак нельзя!
Для отражения возможного вторжения поставили на мостик и палубу восемь офицеров с автоматами. Приготовились ударить по аквалангистам воздухом высокого давления из ЦГБ. Для острастки, демонстративно, давлением в 200 атмосфер, продували кормовые балластные цистерны.

На крайний случай, командир принял решение, подготовить подводную лодку к взрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем перевести на СВ-506.
До 6 ноября американские боевые пловцы не покидали палуб своих кораблей.

6 ноября к месту противостояния пришел с Кубы спасательный корабль «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным.

Целые сутки наши моряки, помощью электрошпиля, выбирали бронированный кабель из воды и размещали в 1-м отсеке. Вытащили 420 метров. После чего, из Главного штаба ВМФ дали указание: следовать на буксире на Кубу.

Водоизмещение К-324 семь с половиной тысяч тонн. Чтобы буксировать столь большой корабль, используется торос толщиной в руку, и весом несколько тонн. Чтобы завести трос и закрепить его за корабль, буксировочный конец подвозят на специальных надувных плотиках. Но с эсминца по плотикам стали вести прицельный огонь и топить их.

По свидетельству командира К-324, плотики расстреливали несколько раз. Остался последний комплект. Но выход был найден - разведывательный корабль СВ-506 прикрыл АПЛ собой. Спасатель «Алдан» сумел взять подводную лодку на буксир и потащил на Кубу.

Острота противостояния снизилась настолько, что 7 ноября 1983 года командир эсминца «Петерсон», сопровождающий группу до кубинских территориальных вод, поздравил советских моряков с праздником Великой октябрьской социалистической революции.

А при подходе к территориальным водам Кубы командир эсминца "Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. В бухте Ниппе (5) караван встречали два катера с начальством на борту. Адмирал Стадниченко принял доклад капитана 3-го ранга Шутова, и приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и до организации охранения стоянки АПЛ не допускать прохода кораблей.

Кубинцы выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день кусок секретного кабеля самолетом был отправлен в Москву.

Ремонтники сняли часть легкого корпуса, после чего, ступица винта была кубинскими газорезчиками, за четверо суток, освобождена от спрессованной массы кабеля. Основная часть кабеля был загружен на борт ССВ-506, и доставлена в Североморск.

Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу.
АПЛ К-324 возвратилась в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки офицеры особого отдела изъяли вахтенный журнал и все другие документы, которые оставались секретными до 2012 года.

На заставке: Эсминец"Петерсон" (США), СВ-506 и АПЛ К-324 на подходе к берегам Кубы

подводная лодка X серии

    Заложена 31 декабря 1934 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 550/8. 10 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду, 31 октября 1936 года вступила в строй и 4 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    К началу советско-финляндской войны «Щ-324» находилась под командованием капитана 3 ранга Коняева Анатолия Михайловича в составе 22-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ.

    Вечером 28 ноября 1939 года подводная лодка вышла на дозорную позицию к острову Тийскери, но с началом «Зимней войны» субмарине было приказано вернуться в Таллин и быть в оперативном резерве командования. 4 декабря «Щ-324» вновь вышла в море к острову Логшер (позиция №8). В первый же день пребывания у знака Фесторнэ, подводная лодка обнаружила в перископ на расстоянии 3-4 кбт неизвестную субмарину в надводном положении. Предполагая о присутствии в этом районе «С-1» командир отказался от атаки и донес об этом в штаб флота. Только после того, как было выяснено, что «С-1» находится в Ботническом заливе, стало ясно, что подводная лодка принадлежит противнику. (Это оказалась «Ветехинен», вышедшая со стоянки Хусё в район Либавы с задачей перехватить ледокол «Ермак», прошедший балтийские проливы). Днем 9 декабря «Щ-324» вновь обнаружила неприятельскую субмарину, которая в этот раз была уверенно опознана как подводная лодка типа «Ветехинен». (Финка возвращалась в базу после неудачной охоты на «Ермак»). Во время выхода в атаку «Щ-324» по вине торпедистов, потеряла плавучесть и ушла на глубину 15 метров. Выровняв подводную лодку, командир обнаружил, что цель уходит от него к шхерному фарватеру у знака Фесторнэ, где она скрылась. Четырехдневные ожидания в этом районе не дали результатов. Вражеская подводная лодка больше не появлялась.

Подводная лодка «Щ-324». День Военно-морского флота. 1939 год.

Командир ПЛ «Щ-324» Г.И. Тархнишвили (справа) и боцман Г.Я Назаров.

    Днем 17 декабря «Щ-324» обнаружила финский ледокол типа «Сампо», который, обнаружив перископ, ушел в Абосские шхеры. В это же время подводная лодка обнаружила два транспорта, шедшие в восточном направлении в большом удалении друг от друга. Был атакован первый транспорт, но выпущенная торпеда выскочила на поверхность и отвернула вправо. Опасаясь циркуляции торпеды, командир лодки вынужден был погрузиться, и транспорт ушел. Через некоторое время было атаковано второе судно, но выпущенная торпеда прошла мимо.

    31 декабря субмарина вышла на позицию в Ботническом заливе в районе Южного Кваркена (позиция № 10-расширенная). Наряду с борьбой с судоходством противника, подводной лодке была поставлена задача ежедневно доносить командованию о состоянии льдов. Находясь на позиции, подводная лодка неоднократно встречала финские корабли и суда. Днем 13 января она обнаружила конвой из трех транспортов («Аннеберг», Хебе» и «Боре I»), сторожевого корабля, тральщика и сторожевого катера. С дистанции 4 кабельтовых «Щ-324» атаковала один из транспортов, но торпеда прошла за его кормой, а лодку выбросило на поверхность, и она подверглась безуспешной контратаке сил эскорта. По официальной советской версии «Щ-324» всплыла и стала отвечать огнем из своих 45-мм орудий. В перестрелке один из снарядов с лодки попал в глубинную бомбу сторожевика «Аура II» (бывшая яхта президента Финляндии, 550 тонн). Взрыв боезапаса мгновенно уничтожил корабль и он пошел ко дну с 25 членами экипажеа во главе с лейтенантом Терё. По финской версии корабль погиб от самопроизвольного взрыва глубинной бомбы при контратаке подводной лодки. После гибели сторожевика финны прекратили преследование «Щ-324».

    Дальнейшее патрулирование проходило в условиях низких температур и сильного шторма (15 января температура воздуха –18°С, волнение моря 11 баллов). 18 января 1940 подводная лодка докладывала, что на борту осталось 9 тонн топлива и тонна пресной воды. 19 января «Щ-324» получила «добро» на возвращение. У маяка Стурброттен лодка погрузилась и дальше шла подо льдом, пройдя в таких условиях в общей сложности 31,3 мили, при этом командир субмарины не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, что позволяло бы уточнять счисление по характерам глубин. У маяка Свенска-бирн «Щ-324» всплыла, и 21 января благополучно завершила боевой поход, ошвартовавшись в Либаве. При плавании во льдах на подводной лодке были повреждены антенны, стойки, барбеты и волнорезы, носовая часть погнута, були деформировались.

    21 апреля 1940 года «Щ-324» стала Краснознаменной, весь её экипаж награжден орденами и медалями, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.

    22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Тархнишвили Георгия Иорамовича в составе 7-го Дивизиона 2-й Бригады ПЛ КБФ. В середине июня субмарина завершила средний ремонт и находилась в бухте Локса в оргпериоде.

    Утром 24 июля 1941 года подводная лодка вышла из Таллина в Померанскую бухту (позиция № 1). За время патрулирования субмарина трижды встречала одиночные суда противника, но атаки срывались из-за неправильного маневрирования. Утром 12 августа «Щ-324» благополучно вернулась в Палдиски.

    15 августа подводная лодка перешла в Кронштадт, откуда вечером 2 ноября вышла на позицию у входа в Финский залив с задачей прикрытия эвакуации Ханко (позиция «А»), а с 10 ноября субмарина должна была действовать в районе Мемель-Виндава (позиция № 3). До утра 4 ноября подводная лодка шла совместно с конвоем на Ханко. В ночь на 5 ноября с неё получено донесение о выходе в указанный район. Больше лодка на связь не выходила, в базу она не вернулась.

    Летом 2015 года «Щ-324» была обнаружена и идентифицирована на дне командой финских дайверов «Subzone», которая опиралась на информацию рыбаков, рвавших сети в этом районе. В середине октября 2015 года исследовательские группы «Поклон кораблям Великой Победы» и «Divers of the Dark» провели мемориальные мероприятия на месте гибели субмарины.

    Подводная лодка погибла 6 – 10 ноября 1941 года в западной части Финского залива, носовой частью подорвавшись на немецкой мине EMC заграждения «Апольда I», которое занимало часть позиции субмарины. Гибель застала корабль в подводном положении. Судя по поднятому и немного повернутому в сторону командирскому перископу, в последний момент подлодка брала пеленги с находящегося неподалеку маяка Бенгшер. Взрыв мины привел к детонации запасных торпед, полностью уничтожив два носовых отсека. Вероятно, после взрыва выживших среди моряков подлодки не было; кормовой люк остался закрытым.

    Вместе с «Щ-324» на глубине 60 м покоится и её экипаж (

ЧП международного масштаба

Об этом происшествии доложили Генеральному секретарю ЦК КПСС сразу же, несмотря на поздний час: в Саргассовом море американские корабли окружили советскую всплывшую атомную подводную лодку К-324. Ее командир - капитан 2 ранга Вадим Терёхин подготовил атомоход к взрыву на случай, если американцы попытаются высадить абордажную группу.

Андропов бросил взгляд на настольный календарь - 31 октября 1983 года... Он хорошо помнил, как в октябре 1962 года в том же Саргассовом море с его заклятым Бермудским треугольником едва не разразилась термоядерная война в ходе так называемого "ракетного кризиса". Тогда точно так же американские корабли держали в тесном оцеплении всплывавшие на зарядку батарей советские субмарины, посланные на прорыв морской блокады.

В молодые годы Юрий Андропов носил китель с якорями на пуговицах, учась в Рыбинске на речного судоводителя, и потому благоволил к морякам. Но подводники в тот год его просто достали. Сначала в июне на Камчатке затонула атомарина К-429 (четырнадцать человек погибли), потом в Мотовском заливе выскочил на камни подводный ракетный крейсер стратегического назначения К-245. И вот теперь новый казус в Саргассах с К-324, который грозил непредсказуемым поворотом событий.

Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков доложил как всегда рассудительно и уверенно:

К-324 временно лишилась хода. На помощь ей следует спасательное судно "Алдан". Реактор в штатном режиме. Все люди на борту живы и здоровы.

Он не сказал лишь о том, что встреча спасателя с аварийной лодкой произойдет не ранее, чем через десять суток. А все это время К-324 проведет борт о борт с американскими эсминцами, которые держали беспомощную атомарину под дулами своих пушек.

Почему они так привязались к нашей лодке? Она что - нарушила территориальные воды США? - недоумевал генсек.

К-324 находится в международных водах, - отвечал главком. - Обыкновенная провокация на фоне высадки американской морской пехоты на Гренаду.

Это было похоже на правду. Пентагон двинул к небольшому островному государству целую армаду, от которой собственно и отделились два эсминца для конвоирования всплывшей атомарины. Но Горшков, как, впрочем, и сам командир К-324 Терёхин, еще не знал истинной причины столь агрессивного натиска на попавшую в беду подводную лодку.

Командир несчастной "Щуки", или "Призрак 7-го заказа"

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка К-324 (по натовской классификации "Виктор III", по советской - "Щука"; американцы же прозвали ее "Черным принцем" за красоту обводов и техническое совершенство) несла плановую боевую службу в Западной Атлантике.

Русским достался роскошный трофей с наиновейшими ноу-хау американских электронщиков. И где - на полигоне ВМС США!

К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные каверзы. Еще на государственных испытаниях она едва не стала жертвой слепого тарана неизвестной подводной лодки. В Японском море К-324 получила под водой мощнейший удар, после которого немедленно вернулась на завод и встала в док. Казалось, злой рок преследовал "Черного принца". На капитана подлодки Терёхина смотрели как на обреченного человека - не жилец. Но тот, несмотря на все ЧП и суеверия, верил в свой корабль, в своих людей, в свою судьбу. С тем и вышел на боевую службу в сентябре 1983 года.

Итак, "невезучая" К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Обстановка в мире, а значит, и в мировом океане, накалялась в очередной раз. Президент США Рейган решил обложить "империю зла" ракетным частоколом в виде "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве и другим жизненно важным центрам СССР сокращалось до 5-6 минут. Отныне Кремль должен был жить по образному выражению заокеанского журналиста, "с американским "кольтом", приставленным к виску". Но Кремль во главе с Андроповым готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с баллистическими ракетами. Подлетное время к ним сокращалось до тех же 5-6 минут, что выгадывали американские генералы, размещая "Першинги" на берегах Рейна.

Разумеется, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System). Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимые человеческим ухом инфразвуки, неизбежные спутники подводных лодок. Командир "Макклоя" работал с американской атомариной "Филадельфия" (SSN-690) и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская подводная лодка К-324, растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля. Капитан 2 ранга Терёхин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал и дольше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. Но экипажу К-324 было уже не до него. Изо всех отсеков Терёхину доложили о странной вибрации прочного корпуса. Да он и сам заметил неладное. Решили, что турбина дает сбои. На всякий случай увеличили обороты, и тут корабль затрясло так, что сработала аварийная защита турбины. Пришлось всплывать.

Одна беда не приходит, это присловье стало невольным девизом несчастливой "Щуки". Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.

Тем временем фрегат "Макклой" входил в свою базу. Его командир готов был рвать волосы на голове: проклятый шторм оборвал секретную антенну, потерян бесценный гидролокатор. Виновата стихия - а что же еще?! - но спрашивать будут с него.

Уже светало. "Щуку" вот-вот могли обнаружить. Передав радио в Москву о потере хода, Терёхин рискнул погрузиться на перископную глубину раз, другой, третий... Именно рискнул, потому что погружаться без хода да еще в ураган весьма опасно. Однако стреноженная атомарина не держала глубины - со 150 метров с трудом удалось продуться и всплыть. Командир не стал больше искушать судьбу и доверился ей всецело.

Перетягивание каната по-американски

Утром, когда шторм поутих, рейсовый канадский авиалайнер заметил в Саргассовом море дрейфующую подводную лодку. Через полчаса прилетели выяснять обстановку два патрульных базовых самолета США. Лодка была опознана как советская "Виктор III", и к ней тут же ринулись два новейших эскадренных миноносца "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - за "Черным принцем" тянулся обрывок той самой секретной антенны, которой лишился "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт атомарины. Русским достался роскошный трофей с наиновейшим ноу-хау американских электронщиков. И где - в полигоне ВМС США! Такое и в страшном сне не могло померещиться. Но факт оставался фактом - капсула с чудо-гидролокатором болталась за кормой К-324.

Командир "Питерсона" вызвал на связь по УКВ командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Терёхин отказался. Он не мог допустить на борт своего корабля специалистов вероятного противника. К-324 принадлежала к новейшему проекту советских подводных лодок и была насыщена секретной техникой. Один противолодочный комплекс "Шквал" чего стоил! Сверхскоростная подводная ракета, которой была вооружена К-324, развивала в океанской толщи скорость в 200 узлов и настигала субмарину противника на дистанции 11 километров. Это достигалось за счет двигателя на перекиси водорода и оригинальной системы снижения трения воды о корпус: снаряд летел в газовой оболочке, образованной пузырьками сжатого воздуха. Аналогов этому комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, не существует и поныне.

Кроме того, как сообщают морские справочники, "АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды "Сирена" и другие средства "спецназначения", многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 году в ОКБ им. Н. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки".

Но американцам нужно было вернуть во что бы то ни стало свои секреты, и они проявляли все нарастающую настойчивость - "давайте мы вам поможем!" Терёхин прекрасно понимал, что если американцы решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не поможет и великолепный "Шквал" - офицерскими же пистолетами и автоматами Калашникова эсминцы не отгонишь. И тогда он приказал командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Зарембовскому подготовить атомоход к взрыву, о чем и сообщил своим назойливым соседям.

Командир турбинной группы капитан-лейтенант Букин, - вспоминает те тревожные дни старший мичман Сергей Блажков, - предложил сформировать аварийную партию, чтобы освободиться от троса. Однако все попытки ни к чему не привели: трос был слишком плотно намотан на винт, к тому же был сделан из такого прочного материала, что его не брал ни один инструмент. Американские корабли нашим тщетным усилиям не мешали, хотя опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. В диком напряжении прошли сутки. Неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "Макклоем": под К-234 подошла атомная подводная лодка "Филадельфия"...

В книге "История подводного шпионажа против СССР", выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: "Подлодка (К-324) всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на ее винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей... Подлодка "Филадельфия" маневрировала около лодки типа "Виктор" и подошла вплотную снизу, чтобы получше рассмотреть ее. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия"...

Ситуация трагикомическая: две враждующие атомарины "скованы одной цепью", точнее связаны одним тросом. Перетягивание каната - любимое развлечение моряков на всех флотах мира. Но когда канат тянут две атомные подводные лодки, дело пахнет не просто порохом, а оружейным плутонием... По счастью, (в который раз "по счастью"?) бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Инцидент был бы исчерпан, если бы на винтах К-324 не оставалось свыше 400 метров низкочастотной антенны...

На десятые сутки вынужденного совместного плавания с игрой мускулов и поединком амбиций к месту конфликта подошло, наконец, спасательное судно "Алдан" и стало заводить на К-324 буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.

Американцы стреляли из пистолетов по буйкам троса, - рассказывает бывший старпом К-324 ныне капитан 1 ранга запаса Александр Кузьмин. - Стреляли в бессильной злобе, стараясь разбить их вдребезги, утопить трос. А может просто развлекались с горя... Однако начинать из-за "куска шланга" пусть и с секретной начинкой третью мировую войну никто не захотел. "Алдан" прикрывал нас своим корпусом от наседавших эсминцев, а затем оттащил лодку "за ноздрю" на Кубу. Там в бухте Нипе кубинские моряки помогли освободить нам винт от троса, который тут же затребовала Москва.

Видимо, там наш трофей оценили, - продолжает рассказ старпома Блажков, - нам даже предоставили четверо суток внепланового отдыха на курорте. Но Вадим Александрович Терёхин, взяв в толк обостряющуюся международную обстановку, отказался от этого заманчивого предложения. И мы с рассветом 13 ноября 1983 года снова вышли в море. До точки погружения нас провожали кубинские ракетные катера...

Вместо послесловия

В 1996 году из-за банальной нехватки средств на ремонт "Черный принц" был выведен в отстой. Он и сейчас доживает свой век на плаву, ожидая очереди на разделку.

А давнее "перетягивание каната" в Саргассовом море получает сегодня вполне счастливый финал. Бывший старпом К-324 капитан 1 ранга Александр Кузьмин, глава Союза подводников Украины, принимает в Киеве былых недругов, ныне ветеранов подводного флота США. Все вместе отправляются в Одессу, где пройдет 43-й международный конгресс подводников. Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет - тому оба. Впрочем, у американцев нет аналога этой русской пословицы. А поминать будут тех, кто навсегда остался в море.

Михайлов Андрей 18.02.2019 в 4:00

На международном кинофестивале "Море зовет" корреспонденту "Правды.Ру" довелось познакомиться с руководителем Ассоциации ветеранов-подводников Украины, капитаном I ранга Александром Викторовичем Кузьминым. Каково же было удивление, когда выяснилось, что он живой свидетель и участник одной и самых секретных и опасных операций советского ВМФ.

Это сейчас об этом необычном океанском происшествии можно найти информацию в интернете, а ведь еще несколько лет назад с этой операции советских времен еще не был снят гриф секретности. Помнится, как-то вечером в кают-компании музейного ледокола "Красин", ошвартованного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, во время вышеупомянутого кинофестиваля собрались известные на флоте люди - легендарный писатель Николай Черкашин, известный публицист и историк Сергей Апрелев, главный украинский подводник Александр Кузьмин, волею случая довелось присутствовать там и автору этих строк.

Много было говорено интересного, воспоминаний осталось - не на одну статью. Но сегодня речь пойдет именно о необычном происшествии с атомной подлодкой "К-324" в Саргассовом море. Попробуем восстановить картину по свидетельствам непосредственных очевидцев и по скупым строкам официальных публикаций и следам статей в прессе.

Об этом происшествии 31 октября 1983 года доложили самому Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову сразу же, несмотря на поздний час: в Саргассовом море американские корабли окружили советскую всплывшую многоцелевую атомную подводную лодку "К-324" проекта 671РТМ. Ее командир, капитан 2 ранга Вадим Терехин, уже подготовил атомоход к взрыву на случай, если американцы попытаются высадить абордажную группу. Старпом Александр Кузьмин готов был выполнить приказание немедленно.

Год 1983-й был вообще явно трагическим для советского ВМФ. Сначала в июне на Камчатке затонула атомная лодка "К-429" (четырнадцать человек погибли). Потом в Мотовском заливе, совсем недалеко от родной базы, выскочил на камни подводный ракетный крейсер стратегического назначения "К-245". И вот теперь новый казус в Саргассовом море, совсем недалеко от самой Америки, с "К-324", который явно грозил непредсказуемым поворотом событий. В это время как раз шло агрессивное нападение США на Гренаду, там уже высадилась морская пехота, американский флот шутить явно был не склонен. А тут, в самый разгар "холодной войны" и "горячего" вторжения на Гренаду, такое творится…

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка "К-324" проекта 667РТМ (по натовской классификации "Виктор III", по советской - "Щука"; американцы же прозвали ее еще "Черным принцем" за красоту обводов и техническое совершенство) несла плановую боевую службу в Западной Атлантике.

И русским с этой лодки совершенно неожиданно достался невиданный доселе трофей - гидроакустическая, магнитная и еще бог знает какая антенна с наиновейшими ноу-хау американских электронщиков для поиска советских АПЛ. Причем произошло это не где-нибудь, а на суперсекретном морском полигоне ВМС США! Разработка секретнейшей техники стоила американским налогоплательщикам миллиарды долларов, непосредственное изготовление антенны, кабеля и капсулы с приборами - сотни миллионов.

Новейшая суперсистема подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) проходила тестовые измерения. Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассовом море вышел американский фрегат "Макклой" (по тем временам - один из лучших в ВМС США). Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула навороченного по последнему слову тогдашней техники гидролокатора.

Командир "Макклоя" на испытаниях работал с американской атомной подлодкой "Филадельфия" и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская "К-324", растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля.

Командир капитан 2 ранга Терехин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал за фрегатом и дольше, если бы тот неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. И тут корпус нашей лодки "прошила" странная вибрация. Дала сбой главная турбина, сработала аварийная защита реактора и самой турбины. Пришлось всплывать, ничего не поделаешь. Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.

Тем временем фрегат "Макклой" уже входил в свою базу. Его командир чуть не поседел: потерял новейшую кабельную антенну, бесценный гидролокатор вместе с ведущим кабелем. Он уже придумал, как будет объяснять потерю дорогущей техники: виноват сильный шторм. Однако позднее и американцы поняли, что волнение моря тут ни при чем. Толстенный трос-кабель с антенной на конце намотала на винт советская подводная лодка, которая неведомым американцам способом втихаря вела фрегат много часов!

Это было шоком не только для чинов ВМС США, но и для тогдашнего 40-го президента западной сверхдержавы Рональда Рейгана, того самого, который до поры (до Горбачева) называл СССР "империей зла". Как свидетельствуют открытые американские источники, Рейган сначала посмеялся над докладом о происшествии: мол, и шуточки у вас, морячки.

Когда он понял, что все это правда, то, что называется, замахал шашкой: своих постов лишились многие высокие чины ВМС. Забегая немного вперед, отметим, что Конгресс США, рассматривая военный бюджет на 1984 год, на четверть сократил ассигнования на научно-исследовательские разработки ВМС. Мол, зачем флотским "деятелям" деньги, ежели они забесплатно все наши секреты русским отдают?

Наши подводники поняли, что случилось, когда всплыли и чуть притопили носовые отсеки. Показалась верхняя часть винта, а на его ступице… намотанный трос в несколько сантиметров толщиной! Рыбацкую сеть винт бы порвал легко, но такой "сюрприз" он "перетереть" не смог.

Командир тут же доложил об этом в базу, оттуда передали сообщение в Москву, так дошло и до самого уже смертельно больного в то время Андропова. Говорят, он довольно спокойным тоном дал только одно указание: морякам держаться, послать все возможные силы на оказание помощи подлодке, находящейся, к счастью, в нейтральных водах. Если бы наших занесло поближе к американским берегам, то картина была бы совсем печальной.

Нашу всплывшую "Щуку" в Саргассовом море первым обнаружил рейсовый канадский авиалайнер. К ней тут же ринулись два новейших американских эсминца - "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - невооруженным глазом было видно, что за лодкой тянулся обрывок той самой суперсекретной антенны, которой лишился фрегат "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт нашего корабля. Позор всему американскому флоту! Русским неожиданно достался роскошный трофей: капсула с многомиллионным американским чудо-гидролокатором болталась за кормой "К-324".

Командир "Питерсона" вызвал на связь командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Командир Терехин, естественно, отказался. И приказал приготовить к бою все оружие, которым была оснащен корабль, вплоть до стрелкового, пистолетов Макарова и автоматов Калашникова, которые хранились в корабельных пирамидах под замком и традиционно никогда в море даже и не доставалось.

Рональд Рейган, как видно, махнул рукой на эту ситуацию: шла не менее важная операция США на Гренаде: мол, творите что хотите. Если бы он умел материться по-русски, уши американских военморов точно свернулись бы в трубочку. И все-таки и командир Терехин, и старпом Кузьмин, и все офицеры, и даже матросы прекрасно понимали, что если американцы все-таки решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не помогут никакие Калашниковы. Потому, собственно, и была лодка приготовлена ко взрыву.

Американские корабли опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. Через сутки неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "Макклоем": под "К-234" под водой подошла атомная подводная лодка "Филадельфия".

В книге "История подводного шпионажа против СССР", выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: "Подлодка ("К-324") всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на ее винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей… Подлодка "Филадельфия" маневрировала около русской лодки и подошла вплотную снизу. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия"…

Ситуация трагикомическая: две враждующие атомарины как бы занялись перетягиванием каната. Но представьте, что канат тянут в разные стороны две атомные подводные лодки! В конце концов бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла непосредственно капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Но на винтах "К-324" оставалось свыше 400 метров суперсекретной низкочастотной антенны.

Два американских корабля пытались зажать лодку в клещи, маневрируя на дистанции около тридцати метров, довольно нагло предлагая помощь. Однако наш командир вывесил прямо на поднятый перископ сигнал о том, что в помощи не нуждается и требует прекратить опасное маневрирование. Корабли и вертолеты пытались крючьями зацепить антенну с кормы лодки, однако она была намертво накручена на винт.

На десятые сутки вынужденного "совместного плавания" с американскими кораблями подошло, наконец, кубинское спасательное судно "Алдан" и стало заводить на "К-324" буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.

"Американцы стреляли из пистолетов по буйкам троса", - рассказывал тогда в кают-компании "Красина" бывший старпом "К-324" Александр Кузьмин. Стреляли как бы в бессильной злобе, стараясь разбить их вдребезги, утопить трос. А может просто развлекались с горя… Однако начинать из-за "куска шланга", пусть и с суперсекретной начинкой, третью мировую войну никто не захотел.

"Алдан" прикрывал лодку своим корпусом от наседавших эсминцев, а затем оттащил лодку "за ноздрю" на Кубу. Там в бухте Нипе на небольшой местной верфи кубинские газорезчики помогли освободить винт от троса, который тут же затребовала Москва. Трофей доставили в столицу военным спецрейсом, под охраной истребителей дальнего действия. 13 ноября наша лодка снова вышла в море, на окончание такой удачной, хотя и необычной боевой службы.

А вообще-то история гласит, что "К-324" была до этого случая очень "несчастливой" лодкой, слава за ней закрепилась к описываемым временам очень своеобразная. Неудачи ее преследовали на протяжении всего периода эксплуатации и даже, кстати, после вывода в отстой в 1996 году.

Началась с того, что при спуске сего судна со стапеля в Комсомольске-на Амуре, где строилась лодка, об корпус подводной лодки не разбилась традиционная бутылка шампанского, причем она не разбилась четыре раза подряд! Худая примета… Во время заводских испытаний, "К-324" была протаранена предположительно китайской подводной лодкой в область четвертого реакторного отсека. Неизвестная подводная лодка затонула, "К-324" осталась практически неповрежденной.

Потом в аккумуляторном отсеке взорвалась аккумуляторная батарея. Объемный пожар в первом торпедном отсеке где находилось двадцать четыре обычных торпеды и две торпеды с ядерным боезарядом. Сам первый торпедный отсек был практически полностью разрушен, однако, все торпеды остались целы, только чудо уберегло от катастрофы.

И вот почти героический эпизод - многосуточное противостояние с американскими боевыми кораблями. "К-324" и ее экипаж выдержали это испытание с честью, опровергнув миф о своей "невезучести".

Кстати, Александр Кузьмин, отвечая на вопрос автора этих строк: мол, а какими орденами наградили экипаж, только рассмеялся - спасибо, что не наказали!