Строительство и ремонт своими руками

Быково. Усадьба и Владимирская церковь. Церковь, похожая на замок. Владимирская церковь в Быково Церковь владимирской иконы божьей матери рождества христова

Создание этого необыкновенного храма приписывают руке Василия Баженова и датируют постройку 1789 годом. Но есть и другие мнения - уж слишком этот загадочный памятник непохож на другие творения великого зодчего (читай здесь). Владимирская церковь в Быково стоит в отдалении не только от Рязанского шоссе, но и от магистрального пути эволюции русской православной архитектуры.


Храм удивительной гармонии, красоты и неповторимой стилистики до сих пор остается мало изученным. Эта двухэтажная церковь, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас Храм овальной формы.

Взять хотя бы лестницы, что встречают нас при входе на территорию церкви. Таких лестниц не знало русское храмовое зодчество. Кажется, что этот церемониальный, очерченный легким парапетом, всход ведет не в храм, а во дворец. А если со шпилей снять кресты, то строение вполне можно принять за дворцовую постройку причудливой формы, напоминающую западноевропейский средневековый замок. Церковь завершена куполом, окруженным целым рядом шпилей. Шпилями увенчаны и колокольни.

Рядом с храмом колокольня.В 30-е годы 19 века рядом с Храмом была возведена колокольня по проекту ученика Баженова архитектора Таманского, да так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым.

Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

На колокольне имелось семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький - всего 70 фунтов. Роспись стен Храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых - Казанской Божьей Матери.

Храм в селе Быково уникален тем, что имеет два этажа. Нижний предел в честь Рождества Христова, а верхний был построен в честь Владимирской иконы Божьей Матери. По верхнему пределу была названа и сама церковь. Главная особенность верхнего предела заключается в том, что в его оформлении использовался искусственный мрамор. Со временем его рецептура была потеряна. Современным мастерам удалось восстановить состав бело-розового камня, который трудно отличить от подлинника. Здесь сохранились фрагменты лепнины и старинная роспись.
Здание Храма построено из кирпича и облицовано снаружи белым камнем. В основу плана положен эллипс, который никогда не использовался на Руси в церковном зодчестве и крайне редко в светском строительстве.
Это единственная в мире белокаменная церковь, построенная в стиле русской готики (или псевдоготике), ее называют еще северный Тадж-Махал.


Владимирская икона Божьей Матери - величайшая святыня Русской земли. По преданию она была написана апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова. В Храме села Быково хранится древний список Владимирской иконы Божьей Матери. Икона мироточит, именно ей особо поклоняются прихожане. Службы здесь проходят не только по выходным, как это принято на селе, а каждый день. В 1937 году Владимирский Храм, как и многие Храмы по всей Руси, был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В настоящее время практически закончено восстановление предела Рождества Христова. Опытные специалисты воссоздали иконы, резьбу по золоту и росписи. Роскошный трехъярусный иконостас в стиле русского барокко 17 века выполнен по дореволюционным фотографиям.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

Прихожане считают свой Храм намоленным. Необычайно теплая обстановка располагает к глубоким раздумьям.

Про церковь рассказывают две истории: 1. Во времена большивизма в ней устроили конюшню. После того, как кони передохли, решили её больше не использовать в этих целях. 2. Некий бравый большивик решил снять колокол. Его предупреждали о том, что не стоит. Многие боялись а он не побоялся. В результате он при попытке снять колокол сорвался и... насмерть. Рассказывали, что попыток было несколько...

Проезд:
- с Казанского вокзала а) до ст. Удельная, пересадка на авт. ст. Удельная - Верея, или б) до ст. Отдых, пересадка на авт. ст. Отдых-Верея, или в) до ст. Ильинская, далее пешком 4 км, или г) до ст. Быково, далее пешком 1-2 км или маршруткой 22П, пешком 1 км

Проезд автомобилем: От Москвы по Рязанскому шоссе до поворота на Быково (через Жилино) - 8 км, там свернуть налево. Далее - проезд не к аэропорту, а к г.Быково и Жуковскому. Проехать через Быково насквозь, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200м. свернуть еще раз направо на ул. Шоссейная, и проехать по ней до церкви.

От метро Выхино на автобусах 424, 430, 431 м. "Выхино" - Жуковский до остановки "Храм", или с Казанского вокзала до остановки Быково, далее на автобусе до остановки "Храм"

точные координаты церкви - N55°36.6537" E38°03.4989". Доехать туда можно и на 23-м автолайне. Скажите, чтобы вас высадили в с.Быково у церкви, так как никогда сами не догадаетесь, где надо сходить (церкви с дороги не видно).

Владимирская церковь и усадьба в Быково January 28th, 2014

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.

Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.


Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.

В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени - Василия Баженова.

Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.

Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.

Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.

До этого нам уже дважды приходилось посещать Быково - и все время почему-то невезло с погодой. Накануне поездки посмотрели прогноз - Гисметео обещал ясный солнечный день.

Просыпаемся в 8 утра, выглядываем на улицу - небо затянуто тучами, а снег падает крупными хлопьями без остановки. При этом все источники прогнозов обновились и показывают тучи и снегопад в течение дня, лишь оптимистичный Яндекс утверждает, что в Москве якобы сейчас солнце. Я уже подумывал остаться дома, а Юля все же хотела ехать. Чтобы не спорить, подбросили старинный "пятачок" 1991 года, который я еще в школе (да и в институте тоже) брал с собой на экзамены, чтобы получить "отлично". :) Монетка дала понять, что надо ехать. Ну мы поехали - и не прогадали!

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В. И. Баженову, по другим - М. Ф. Казакову или А. Н. Бокареву.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.

Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху, окружает ее ряд таких же шпилей.

Весь декор храма необыкновенно богат.

По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна...

...Между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась собственно как колокольня с площадкой для звона, вторая - для часов.

Посмотрим на декор поближе.

Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д. А. Гущина, другие – И. Т. Таманского.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Нынешнее здание усадьбы построено в 1856 г. архитектором де Симоном на подвалах предыдущего усадебного дома. В настоящее время в нем располагается действующий туберкулезный диспансер. В 1704 году Петр I пожаловал это село ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством». Воронцов был небогат, владел всего двумястами душ крестьян. О самом Илларионе Воронцове теперь почти никто и не вспоминает, куда больше прославились его потомки.

Правнук воеводы князь Михаил Семенович закрепился в истории не только тем, что блестяще себя проявил, будучи наместником царя, но и тем, что именно о нём молодой А. С. Пушкин, испытывавший нежные чувства к его красавице жене, написал достаточно злую и несправедливую эпиграмму.

«Полумилорд, полукупец.

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что будет полным, наконец.»

В 1775 году Екатерина II посетила множество подмосковных усадеб, в том числе и усадьбу в Быково. Поместье выглядело крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Стерпеть такого позора граф не мог. Он тут же пригласил главного архитектора России Василия Баженова, чтобы тот осуществил перепланировку имения и парка.

Баженов охотно принялся за работу. Он поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда.

Гульбище, расположенное перед портиком, обрамлено балюстрадой - перилами из фигурных столбиков. Слева от дворца возведена высокая башня, на которой были установлены телескоп и солнечные часы. Над балконом расположен герб Воронцовых-Дашковых.

Южный фасад построен в классическом стиле. Украшением его является портик с колоннами в виде прекрасных женских фигур, на которые опирается балкон.

Существует романтическая легенда о том, что один из Воронцовых-Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин.

На него была приглашена его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить дворец.

Узнав об этом от слуг, жена потребовала продать усадьбу. А старожилы вспоминали о том, как однажды видели идущую с небольшой котомкой несостоявшуюся владелицу усадьбы, которая прожила в Москве до самой войны...

Герб Воронцовых-Дашковых представляет собой объединение графского герба Воронцовых и дворянского Дашковых.

Взглянем на него поближе. Внизу до сих пор можно разобрать девиз: «Semper immota fides», что в переводе с латыни означает «Вечно непоколебимая верность».

С именем В. И. Баженова связывают и сохранившуюся на одном из островов пруда в парке павильон-беседку. Белоснежная беседка действительно наредкость пропорциональна и гармонична. Три расположенных по кругу пилона и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. К сожалению, изящного мостика на остров уже не существует, и добраться до беседки летом теперь можно лишь на лодке. А вот в холодное время года к ней можно попробовать пройти по льду, но мы тогда не решились.

Вернемся же ко дворцу. Внутри он был отделан в английском стиле. Стены двусветной столовой обшиты дубом, под потолком размещался фриз из портретов рода Воронцовых. Хранилась здесь и воронцовская библиотека XVIII века, и портрет знаменитой княгини Дашковой (подруги Екатерины II) работы Левицкого. Все растаяло и унеслось в вихре времени, как и сам баженовский дом...

Дополнение от наших читателей: Как проехать в Быково?

Из Москвы к баженовскому храму лучше ехать по Новорязанскому шоссе (Волгоградскому проспекту),а затем по шоссе на Жуковский (поворотов с Новорязанского шоссе на Жуковский несколько, подходит любой).

В селе Островцы,у поста ГАИ поворот налево (указатель на Жуковский и аэропорт Быково). Ранее повороты с этими указателями уже были (они также ведут к цели, так что если свернуть раньше, ошибки не будет). С мостов через реку Пехорку и Быковку, правее по ходу, виден парк, поднимающийся по склону берега, и башня дворца. Церковь не видна, она восточнее, за парком. Далее, чтобы не запутаться в многочисленных улочках поселка, лучше доехать до шоссе на Жуковский и повернуть по нему направо (в эту точку сходятся все варианты подъезда).

Справа вдоль шоссе тянутся одноэтажные домики поселка, а за ними уже можно различить шпили баженовского храма. В том месте, где кончается одноэтажная застройка (дальше - многоэтажные дома), нужно повернуть с шоссе направо и затем еще раз направо, на улицу, параллельную шоссе (но уже в обратном направлении). Эта улица подводит почти прямо к церкви (она будет видна слева в торце короткого поперечного проезда).

По времени час-полтора в зависимости от загруженности дорог в сторону области, имхо.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной версии проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.

Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

Церковь в селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа.

В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быково новую церковь, и в 1789г осуществил это намерение.

Вход на второй этаж в церковь Владимирской иконы Божией Матери.Четыре года назад можно было подняться по этим красивым ступеням на верх, посмотреть церковную библиотеку, красивое убранство, сейчас это невозможно из-за ветхости и разрушения лестницы.

Над входом в нижнюю церковь сохранилось панно.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.

Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Разные кресты???

В одном храме находятся две церкви.


Основной объем завершается ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами.

Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.


Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов.
Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.


В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.



Внутри храма своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.
На самом деле очень маленькое и низкое внутреннее помещение, свет дневной почти незаметен, только свечи горят. Перед алтарём, на потолке прекрасная картина "Рождение Христа" - глаза невозможно отвести.
Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации.

В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В глубине старинного (точнее запущенного парка), расположена сама усадьба Быково, то что от нее сохранилось.

Баженовская беседка на искусственно созданном острове.


Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова и упомянутая выше беседка.



Дворец в усадьбе Быково.

Всё же в Подмосковье нет подобной красоты, как этот ансамбль из усадебного дома и особенно готического храма.
Добраться сюда можно на электричке с Казанского вокзала до ст. Удельная, далее маршрутка до остановки "Храм".

Быково - село в Раменском районе Московской области, входит в состав сельского поселения Верейское. Село расположено в северо-восточной части района, на левом берегу реки Пехорка, в 11 километрах от Раменского и 20 км от МКАД. Рядом с селом протекает река Быковка.

Быково История.

Село Быково впервые упомянуто в XIV веке в духовной грамоте князя Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой он завещал село своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Предположительно название пошло с тех времен, когда на местных лугах откармливали скот перед отправкой в Москву. Дальнейшая история села неразрывно связана с усадьбой. В XVIII в. село было подарено губернатору М.М. Измайлову самой Екатериной Великой.

Строительство усадьбы в Быково.

Так как по служебным делам он был знаком с архитекторами, которые занимались строительством царской усадьбы Царицыно, В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, он привлек их и для строительства усадьбы в своем имении в Быково. Барский дом построили на искусственном холме, землю для которого крестьяне носили в корзинах. А брали эту землю в парке, когда рыли там пруды. Позже, уже при новых владельцах Воронцовых-Дашковых, главный дом был перестроен и получил очертания английского замка. От творения Баженова остался только фундамент и белоснежная балюстрада при въезде в дом.

История усадьбы.

Следующими хозяевами усадьбы были представители рода Ильиных, которые владели Быково до самой революции. Позднее усадьба была национализирована, здесь размещался приют для сирот, а затем туберкулезный санаторий. За все это время были разворованы многочисленные ценности барского дома, разрушены оранжерея и дворец-Эрмитаж, а парк пришел в запустение. Сейчас на холме возвышается здание из красного кирпича, с балконом, который поддерживают колонны с изображением девушек. Над балконом изображен герб Воронцовых-Дашковых. Балюстрада дворца местами уже разрушена.

Главной же достопримечательностью села является Владимирская церковь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.

Владимирская церковь в Быково.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей.

Владимирская церковь в Быково.

По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Вход в верхний храм завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

Владимирская церковь в Быково.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937 г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании Владимирская церковь в Быково разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.В период становления советской власти церковь закрыли, внутри сначала устроили швейную фабрику, а потом склад. Свои первоначальные функции церковь вернула лишь в 1989 году.