Строительство и ремонт своими руками

Фундаментальная и прикладная лингвистика профессии. В чём заключаются фундаментальная и прикладная лингвистика? Отрицательные и положительные стороны профессии

В настоящее время существует множество наук, которые можно назвать важнейшими для человечества. Каждая из них, внесла огромный вклад в развитие человека и его возможностей, было сделано множество открытий, которые изменили жизнь человека. В этом свете порой бывают недооценены некоторые науки, такие, например, как лингвистика.

Многие затрудняться ответить, если у них спросить, для чего нужна лингвистика, что именно она изучает и т.д. Однако лингвистика - это в первую очередь наука о нашем языке, а язык для нас, без всякого сомнения, имеет первостепенное значение. Это то, что помогает нам контактировать с другими людьми, поддерживать социальные связи, обмениваться информацией. В том числе язык имеет огромное значение и для других наук, потому что он помогает хранить и передавать информацию, использовать её для дальнейших исследований.

Другим названием лингвистики является термин более понятен русскому человеку. В настоящее время фундаментальная и прикладная лингвистика выделяется как одно из основных направлений развития и изучения.

В вузах этому направлению уделяют особое внимание, создаются дополнительные направление, на которые фундаментальная и прикладная лингвистика занимает одно из приоритетных мест в программе обучения. Сейчас такие специалисты весьма востребованы во многих областях академических наук, а также они активно привлекаются в высокотехнологичные

В дальнейшем специалисты в этой области могут проводить по теоретической лингвистике, в том числе и участвовать во многих программах. Задачи, которые может решить фундаментальная и прикладная лингвистика действительно обширны, и не ограничены каким-то узким кругом.

В лингвистике существуют и традиционные направления, которые, однако, также получили новое развитие в последнее время, сюда относится, пожалуй, структурная лингвистика, а также формальная лингвистика.

К традиционным задачам данной науки относится изучение языка во всём его многообразии, она также призвана находить эффективные механизмы сохранения родного языка, а также фиксирования всех происходящих в нём изменений. Это просто необходимо как для целостности, так и для понимания механизмов, которые происходят в человеческом обществе.

Язык имеет огромное значение для человека, ведь говорят, что когда он начинает забывать свой родной язык, то он теряет частичку себя, своей души, поэтому чтобы он мог развиваться и жить дальше, он должен помнить и чтить язык свой.

Однако с научной точки зрения фундаментальная и прикладная лингвистика решает несколько другие вопросы. В последнее время акценты несколько сменились, потому что сейчас стало востребованным знание иностранных языков, поэтому данная наука помогает разработать методы, которые пригодились бы в осваивании незнакомого для себя языка.

На основе достижений этой науки создаются интеллектуальные системы, а также разнообразные электронные словари, которые стали популярнее в последнее время. Эти достижения оказывают серьёзное влияние, а прогресс требует не только технических знаний, но и знаний о человеке и его языке. Только сочетание всех этих элементов поможет добиваться новых высот и использовать свои возможности на полную мощь. Ведь как говорят многие, если не безграничны, то очень широки.

Лингвистические технологии уверенно занимают передовые места в современном обществе, а технологии никак не могут обойтись без того, что может предложить эта современная наука. Каждый из нас ежедневно сталкивается с ней и с её достижениями в повседневной жизни. Это действительно так.

Язык - одно из основных средств познания мира. С его помощью мы учимся, осваиваем культуру, общаемся с окружающими. Изучением языков занимаются филологи, окончившие университет по специальности лингвистика. Они могут как преподавать в школе или университете, так и работать переводчиками, заниматься изучением истории языка, составлять словари и многое другое.

Выпускник-филолог - кто он?

Одно из наиболее частых заблуждений состоит в том, что людей, учащихся на филологических факультетах, заведомо «определяют» в школу. На самом же деле лингвисты - это не обязательно учителя русского или английского языка или переводчики.

Человек, окончивший специальность «Лингвистика», может и имеет право работать:

  • Преподавателем вуза или среднего образовательного учреждения.
  • Переводчиком.
  • Секретарем-референтом.
  • Заниматься научно-исследовательской работой.
  • Работать в сфере искусственного интеллекта, особенно если его специальность - прикладная лингвистика.
  • Заниматься разработкой обучающего софта и электронных словарей, систем реферирования.
  • Работать редактором или корректором.
  • Работать в сфере журналистики.

Где учиться?

Вы уже знаете, кем работать по специальности «Лингвистика», но в каком вузе лучше всего обучаться?

Не имеет значения, какое учебное заведение выбрать. Практически все они работают по более или менее схожей программе. В ходе обучения студенты изучают историю развития языка, диалекты, фонетику, орфографию, грамматику и синтаксис языка, лексику, стилистику. В зависимости от выбранной специальности могут быть введены дополнительные курсы. Для педагогических специальностей обязательно читается курс методики преподавания языка, а на прикладных упор идет на статистику языка, и даже математику.

В России наиболее престижными считаются такие вузы:

  • Московский государственный лингвистический университет.
  • М. В. Ломоносова.
  • Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова.
  • Институт иностранных языков
  • Институт УНИК.

Считается, что специальность «Лингвистика» в вузах, перечисленных выше, преподается наиболее углубленно и полно, а сами выпускники в дальнейшем могут рассчитывать на работу в исследовательских институтах и лабораториях, работать переводчиками в посольствах, правительственных службах. Но важно помнить, что не только вуз, но и оценки в дипломе, ваши знания, влияют на возможность получения работы в престижной фирме или компании.

Направления подготовки

Обучение в выбранном вузе может проходить по таким :

  • Филология.
  • Лингвистика - как фундаментальная, так и прикладная.
  • Перевод с любого языка. Причем востребованы не только люди, знающие английский и немецкий языки, китайский, но и даже славянские языки, такие как польский, чешский.

Отрицательные и положительные стороны профессии

К плюсам специальности «Лингвистика» можно отнести такие:

  • Востребованность на рынке труда.
  • Высокий уровень владения языком, особенно иностранным - большой плюс, который в дальнейшем содействует карьерному росту.
  • Всегда есть возможность подработать на стороне.

  • Низкий уровень оплаты в ряде регионов.
  • Довольно скучная и монотонная работа.
  • В случае преподавательской деятельности выпускник специальности «Лингвистика» может столкнуться с проблемой: отменные знания по языку при минимальных задатках педагога.
  • Нестабильная работа, особенно у переводчиков.

В целом у выпускника, если он, конечно, учился, весьма радужные перспективы.

Довольно часто на форумах можно встретить темы «Специальность «Лингвистика»: кем работать?». Отзывы показывают, что выпускники довольно охотно отвечают на поставленные вопросы, советуют направления работы.

Зачастую филологи работают не только на основном месте (к примеру в бюро переводов или журнале, в школе), но и подрабатывают с помощью частных уроков языка, разрабатывают и продают собственные программы для изучения языков, являются внештатными журналистами журналов и газет, подрабатывают копирайтерами.

В целом профессия подходит людям с гуманитарным складом ума, обладающим терпением, любящим читать и исследовать, анализировать те или иные процессы, происходящие в языке.

История языкознания

Языкознание зародилось в глубокой древности. Появление первичных знаний об устройстве языка связано с возникновением письменности.

Языковедческая мысль начинает формироваться на Ближнем Востоке (3 - 1 тыс. до н.э.: Египет, Шумер и Вавилония, Хеттское царство, Финикия, Угарит и др.) Здесь на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э. возникли египетское и шумерско-аккадское письмо. У западных семитов (Библ, Угарит, Финикия) к середине 2 тыс. до н.э. сложилось алфавитное письмо. Его принципы легли в основу многих графических систем, вплоть до систем индийского письма на Востоке. Финикийский (ханаанейский) алфавит явился прототипом греческого письма, знаки которого были впоследствии использованы в этрусском, латинском, коптском, готском, славянском и т.д. письме. Собственно теоретический подход к языку на Востоке формируется и достигает высокой степени развития в древнем Китае, древней Индии и арабском Халифате.

Греко-римская языковедческая традиция как праматерь европейского языкознания

В Европе лингвистическое знание возникает в древней Греции, а затем продолжает разрабатываться и в Риме. Здесь сформировались первоначальные системы грамматических понятий. Грамматика понималась как искусство. В ее ведение были включены правила чтения и ударения, классификация согласных и гласных, структура слога, определения слова и предложения, классификация частей речи, категории имени и глагола, именное и глагольное словообразование, особенности греческих диалектов.

Наряду с грамматикой активно развивалась риторика, стилистика, филология.

Греко-римская (античная, средиземноморская) языковедческая традиция впоследствии стала фундаментом европейской лингвистической мысли.

Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения

Европейское языкознание Средневековья и последующих периодов должно было решать проблемы создания письменности на родных языках. На Западе системы письма формировались посредством постепенного, преимущественно стихийного приспособления знаков латиницы к звуковым системам своих языков. На Востоке, в сфере влияния Византии, изобретались оригинальные алфавиты, имевшие своим основным прототипом греческое письмо.



В конце 14 - начале 16 вв. серьезный вклад в изучение грамматических значений внесли модисты. Грамматика модистов, центральным понятием которой были способы обозначения, явилась первой теорией языка в европейской лингвистической традиции.

С обострением интереса к национальным языкам стали появляться первые грамматики многих европейских, а также и ряда неевропейских языков. Период великих географических открытий и колониальных завоеваний предоставил в распоряжение ученых огромное количество эмпирического материала на многих сотнях языков. Возникла необходимость упорядочения этого материала, и стали предприниматься многочисленные попытки классификации языков на основе их типологических сходств и предполагаемых родственных связей. Закладывались основы лингвистического компаративизма, т.е. направления, имеющего дело с множествами языков.

Языкознание 19 в.

В лингвистическом компаративизме ведущая роль с самого начала принадлежала сравнительно-историческому языкознанию, был сформулирован фонетический закон, носящий имя Гримма. В нем были зафиксированы регулярные звуковые соответствия между германскими и прочими индоевропейскими языками (первое передвижение согласных) и между верхненемецким и другими германскими языками (второе передвижение согласных).

В науке 19 в. прочно утвердился исторический (генетический) подход к языку.

Развитие языкознания в 20 в.

В языкознании 20 в. в русле структуралистского подхода были предприняты попытки отказаться от обращения к иным наукам в целях объяснения специфики естественного человеческого языка и толковать язык как особое явление, не имеющее аналогов, исключительное по своей природе, как развивающаяся и функционирующая по своим собственным законам знаковая система.

Новейшее языкознание одинаково интересуется как внутренней структурой языка, так и влиянием на нее среды, в которой функционирует и развивается языковая система (человек, этнос, социум).

Цели лингвистики. Фундаментальная и прикладная лингвистика

Фундаментальная лингвистика имеет целью познание скрытых законов языка; прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Разделы лингвистики
В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
Грамматика (занимается изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений)
Графика (исследует соотношения между буквами и знаками)
Лексикология (изучает словарный состав языка, или лексику)
Морфология (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы)
Ономастика (изучает собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения)
Орфография (правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме)
Прагматика (изучает условия использования говорящими языковых знаков)
Семантика ((семасиология) наука, рассматривающая смысл языковых единиц: морфем, лексем, словосочетаний, предложений.)
Семиотика (изучает свойства знаковых систем)
Синтаксис (учение о словосочетании и предложении) Словообразование – учение о способах и средствах образования новых слов.
Стилистика (наука об основных разновидностях языка и речи, или стилях)
Фонетика (наука о звуковой стороне языка (о звуках, слогах, фонетических формах в словах, речевых тактах, фразах))
Фонология (изучает структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе)
Фразеология (изучает устойчивые обороты речи)
Этимология (изучает происхождение слов)

Задачи языкознания:

Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками

В решении своих задач языкознание тесно контактирует со многими науками гуманитарного (социального), естественного, логико-математического и инженерно-технического циклов.

Языковедение (языкознание, лингвистика) - наука, изучающая языки (в принципе - все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления.
Так как язык - явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как социология, история, этнография, археология.
Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.
Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину - филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.
Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой
- разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.
Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего - факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира или для значительного большинства языков.
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,- таких, например, как упомянутые выше “гласный” и “согласный”, “предложение”, “имя собственное” и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления.
Так как язык - явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как социология, история, этнография, археология.
Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.
Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину - филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.
Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой
- разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.
Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания
- социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.Языковедение (языкознание, лингвистика) - наука, изучающая языки (в принципе - все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего - факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира или для значительного большинства языков.
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,- таких, например, как упомянутые выше “гласный” и “согласный”, “предложение”, “имя собственное” и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления.
Так как язык - явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как социология, история, этнография, археология.
Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.
Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину - филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.
Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой
- разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.
Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания
- социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.Языковедение (языкознание, лингвистика) - наука, изучающая языки (в принципе - все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего - факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира или для значительного большинства языков.
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,- таких, например, как упомянутые выше “гласный” и “согласный”, “предложение”, “имя собственное” и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления.
Так как язык - явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как социология, история, этнография, археология.
Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.
Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину - филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.
Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой
- разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.
Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания
- социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

Особенность этой программы – углубленное изучение лингвистической теории и ее применение в различных прикладных областях современного языкознания, прежде всего в сфере информационных технологий.

Область профессиональной деятельности бакалавров-лингвистов включает два основных направления: во-первых, это научные исследования в области теоретической и прикладной лингвистики, во-вторых, проектирование и сопровождение различных объектов лингвистических технологий – электронных словарей, без данных, систем управления, экспертных систем, веб-онтологий, поисковых машин, систем машинного перевода и т.д. Многие выпускники работают в таких компаниях, как "Яндекс", "ABBYY", "Медиалогия", "Наносемантика" и др.

Подготовка бакалавров включает изучение нескольких блоков профессиональных дисциплин. Прежде всего, бакалавры-лингвисты получают углубленную подготовку в области современной лингвистики: читаемые в рамках этого направления курсы соответствуют основным уровням языка и основным разделам лингвистической науки (введение в языкознание, фонетика, морфология, синтаксис, семантика и лексикология, теория текста и дискурса, языковые ареалы и типология языков, психолингвистика, социолингвистика). Еще один цикл дисциплин связан с овладением методами и достижениями современной прикладной лингвистики (введение в компьютерную лингвистику, общая и компьютерная лексикография, технологии обработки текста, корпусная лингвистика). Эти курсы поддержаны знаниями в области математики, информатики и программирования, которые студенты приобретают в ходе изучения блока математических дисциплин (понятийный аппарат современной математики, математическая логика, теория вероятностей и математическая статистика, информатика и основы программирования).

Кроме того, программа включает изучение нескольких языков. Студенты должны практически овладеть двумя иностранными языками, первым из которых, как правило, является один из восточных языков (китайский, японский, арабский, корейский. персидский, хинди), а вторым – один из основных западноевропейских языков. Первый язык изучается в течение четырех лет, второй – на втором – четвертом курсах (аудиторная нагрузка для обоих иностранных языков от 6 до 10 часов в неделю). Помимо двух основных языков, студенты изучают латинский и старославянский языки. Существенную часть учебного плана составляют разнообразные курсы по выбору студента, в ходе изучения которых студенты могут выбрать собственную научную специализацию, углубить свои знания в области основных лингвистических дисциплин, изучить дополнительные языки (например, санскрит) и разделы лингвистики (например, диалектологию)

Программа опирается на богатейший кадровый потенциал Института лингвистики. В числе разработчиков и ведущих преподавателей программы – авторы базовых учебников по лингвистическим специальностям – М.А. Кронгауз (семантика), Я.Г. Тестелец (синтаксис), известнейшие в нашей стране специалисты в области семиотики и невербальной коммуникации (Г.Е. Крейдлин), теории текста и дискурса (С.И. Гиндин), грамматики восточных языков (В.И. Подлесская, В.М. Алпатов), корпусной лингвистики (С.Ю. Толдова) и др.

Описание

Фундаментальная и прикладная лингвистика сегодня – одна из инновационных и востребованных специальностей, по которой готовят специалистов в данной области. Согласно учебной программе, с одной стороны, студенты изучают такие традиционные направления, как родной и два иностранных языка, а также традиционные теоретические лингвистические дисциплины (семантика, фонетика, синтаксис, морфология и т.д.) и прикладные лингвистические дисциплины (общая лексикография, технология обработки текста и др.), а с другой – инновационную компьютерную лингвистику. Кроме этого, в учебную программу включены математические дисциплины, история, переводоведение, и теоретические курсы древних языков (старославянский, древнегреческий, латынь). Преподаватели обучают студентов:

  • свободно разговаривать и понимать речь на изучаемом иностранном языке, переводить (письменно, устно, синхронно) и редактировать тексты,
  • пользоваться прикладными лингвистическими программами и телекоммуникационными технологиями,
  • создавать интеллектуальные системы,
  • использовать лингвистические технологии в социально-политической сфере,
  • разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы и базы данных,
  • заниматься научно-исследовательской деятельностью и оформлять ее результаты в виде статей и обзоров,
  • проводить лингвистическую экспертизу текстов,
  • оптимизировать и создавать контент для сайтов (как на русском языке, так и на иностранном).

Кем работать

Бакалавры с дипломом «Фундаментальная и прикладная лингвистика» востребованы во многих областях: как в академической науке, так и в сфере информационных технологий или в высокотехнологичных отраслях экономики. Молодые специалисты могут проводить научные исследования по прикладной и теоретической лингвистике, разрабатывать новые методы освоения иностранного языка, электронные словари и интеллектуальные системы. После окончания вуза молодые люди могут устроиться на должность администратора сайта, переводчика (в том числе и синхрониста), учителя иностранного языка, Web-разработчика, контент-менеджера, лексикографа, компьютерного лингвиста, копирайтера, лингвиста, редактора, корректора, лингвоэксперта, разработчика компьютерных программ и баз данных, референта.