Строительство и ремонт своими руками

Одилон редон описание картин. Глаза на стеблях и буддистские иконы: Как французский художник Одилон Редон спасал себя от депрессии живописью. Одилон Редон: биография

Одилон Редон (фр. OdilonRedon, 1840 — 1916 ) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и "Общества независимых художников".

Его волновали самые глубокие тайны бытия - рождение и смерть. Пять лет (1905-1910) - работал Одилон Редон над картиной "Зеленая смерть" , где страшная зеленая змея, превращаясь в человеческую фигуру, готова проглотить живой, трепетный огненный язычок. В 1910 году появилось полотно "Рождение Венеры" , на котором в мерцании перламутровой раковины проступает тело и вот-вот появится профиль античной богини красоты, являющейся как бы из небытия.

Природные формы становились для Редона только основой для его мистических, образных смешений сна и яви, на грани которых он создавал свой то пугающий, то завораживающий мир.



Одилон Редон родился 20 апреля 1840 года в городе Бордо. Его детские годы прошли в мечтательном одиночестве в фамильном имении Пейрельбад. Увлекшись рисованием, Редон начал заниматься у местного художника Горена. В пятнадцать лет он уже писал акварели и копировал английские гравюры. Огромное влияние на него оказал гравер Родольф Вреден.

Некоторое время Редон учился в Парижской школе изящных искусств. Увлеченно копировал в Лувре картины Эжена Делакруа. После окончания учебы до тридцати лет Редон жил в Бордо, а затем навсегда поселился в Париже.

В 1878 году появилась его композиция "Дух. Хранитель вод" , где обозначенный на небе черным контуром дух и маленький блуждающий в море парусник как бы воплощают столкновение мира реального и мира мистического. В серии литографий мечте" , которую Редон создал в 1879 году, в качестве материала он использовал уголь, позволяющий передать всю градацию тональных переходов. Эта серия - размышление о том, как человек слаб перед лицом окружающего его и все время испытующего мира.

Публика увидела произведения Редона только в 1881 году, когда прошла его первая персональная выставка. Художник был очень чуток к окружающей жизни, дружил с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме, и некоторые его графические листы и живописные полотна созвучны созданным в то время литературным и музыкальным произведениям. Например, "Ворон" (1882) напоминал современникам стихотворение Эдгара Аллана По:

Только приоткрыл я ставни - вышел
Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего.

Появившаяся в 1891 году гравюра "Персифаль" по звучанию близка к музыке Рихарда Вагнера в одноименной опере. В работе "Профиль света" (1881-1886) создается впечатление, что лицо рыцаря, возможно того же Персифаля, просвечено насквозь.

В 1890-е годы Редон дружил с художниками группы "наби". В это же время он увлекся пастелью. В 1895 году в этой технике он создал одну из лучших своих работ - "Христос Святого Сердца" , где образ Христа рождается из золотистого ясного сияния слегка размытых красок. Еще одного своего героя -"Будду" - в 1905 году художник изобразил рядом с проявляющимися в красочной ткани цветами и деревьями.

Редон приобретал все большую популярность. В Осеннем салоне 1904 года ему даже предоставили отдельный зал. Загадочна и непостижима, похожая на живое существо, написанная в 1910 году его "Красная сфера" . Декорированную ожившую фантазию напоминает "Женщина среди цветов" (1909 - 1910). В это время Редон устроил свою последнюю персональную выставку. Постепенно он начал отходить от своих болезненных, похожих на сновидения фантазий, писал натюрморты, вазы с цветами, рядом с которыми часто помещал красивые женские профили.

После смерти, которая настигла его 6 июля 1916 года, осталось множество так и неразгаданных до нашего времени картин и графических листов.





В своем дневнике «Себе самому» Редон высказал мысли, которые характеризуют его рисунки, но в равной степени могут быть отнесены и к творчеству мастера в целом:

«Мои рисунки внушают, а не определяют себя. Они ничего не детерминируют. Они отсылают нас, так же как и музыка, в двойственный мир неопределимого». Главная идея этих мыслей — о бессилии точного, однозначного выражения, и в конечном итоге — о бессилии слова перед глубиной высших смыслов».

И она сразу погружает в эпицентр проблематики о сути символизма и модели символического мышления, представленной в творчестве Редона.

Улыбающийся паук (ок. 1881) Лувр, Париж

При взгляде на этого паука сразу же вспоминается нашумевший в свое время роман Жориса Карла Гюисманса "Наоборот", а точнее - спальня Дезесента, главного героя этого произведения. Как, вероятно, помнит читатель, ее украшала картина, на которой был изображен ужасный паук с человеческим лицом. Кроме того, возможно предположить, что в "Улыбающемся пауке" Редон отразил не только свои видения, но и свои представления об эволюции. Во второй половине XIX столетия умами европейцев завладела эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно которой все формы жизни на Земле тесно взаимосвязаны друг с другом, и высшие организмы произошли от низших. Эта теория выводила на мысль, что в ходе эволюции Природа могла создавать некоторые "промежуточные", "гибридные" экземпляры, впоследствии оказавшиеся нежизнеспособными. В свете подобных предположений паук с человеческим лицом казался не столь уж фантастическим. Добавим, что воображение Редо-на могли подхлестнуть и "монстры из микроскопа", поскольку увлечение микроскопом было в те годы повальным (достаточно сказать, что в 1860 году в одном из кафе Бордо устраивались - и пользовались большим успехом - представления, в ходе которых зрители рассматривали под микроскопом каплю воды). Что касается паука Редона, то он пугает не столько "антропоморфностью", сколько величиной (о ней позволяет судить размер плиток пола). "Голова" паука напоминает отрубленные головы, часто встречающиеся в прочих "чернотах" героя нашего выпуска.










«Сон разума рождает чудовищ»… Однако в случае с Одилоном Редоном именно бодрствующий разум, точнее, никогда не дремлющая его часть, именуемая подсознанием, та непознанная область, где рождаются и существуют самые страшные монстры, стала источником его художественных кошмаров, или, если хотите, вдохновения.

«Новая дрожь»

«В искусстве ничто не достигается одной лишь силой воли. Всё делается путём послушного подчинения подсознательному», – говорил Редон и следовал этому закону всю жизнь.

Сейчас его имя (1840–1916) широкой публике известно мало. Он творил во времена импрессионистов, лично был знаком со многими из них, однако стоял обособленно и себя импрессионистом не считал. «Я отказался плыть на корабле импрессионистов – они представлялись мне слишком недалёкими», – заявил он. Впрочем, импрессионисты платили ему той же монетой.

Дело в том, что Редон не стремился воссоздать образы, которые бы соответствовали истинной реальности. Нет, этот художник, пожалуй, единственный в то бурное время господства натурализма и рационализма, кто творил произведения, исследовавшие тайны разума, одновременно истерзанного и безмятежного, препарировал кистью секреты безумия и стремился постичь запредельное, то, что находилось по другую сторону физической действительности.

Он облёк монстров человеческого подсознания в живую плоть и отворил для них скрытую дверцу в нашу реальность, заселив её чудовищами, номадами, жуткими фантомами, гибридами. Он создал «unfrissonnouveau» – новую дрожь.

Каким художественным зрением обладал этот загадочный и мало кем понятый художник? Возможно, метафизическим, поскольку всегда утверждал, что его рисунки правдивы, а созданные им фантастические существа и демонические видения принадлежат к миру, который никогда не был полностью оторван от реальности. «Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя… логику видимого на службу невидимому».

Это у него отлично получалось, так как объектами его кошмаров были вещи, которые он и в самом деле видел своим умственным взором. Невидимое и непознанное он мог фиксировать точными взмахами кисти.

Реально-ирреальная эстетика

Мало у кого из художников творческая жизнь столь чётко разделялась бы на чёрно-белый и цветной периоды, как это было у Редона.

Его слава началась именно с чёрных рисунков, выполненных углём. С помощью изощрённой игры теней со светом он стремился побудить в зрителях мысль и стремление к самоанализу. Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин, чьи фантасмагоричные мотивы напоминают отрывки, точнее, обрывки безумных сновидений – страшные угольно-чёрные кошмары, в которых человеческое тело подверглось жутким метаморфозам, усекаясь до головы или даже сокращаясь всего до одного глаза, который разворачивается в метафору мира, а затем и в сам мир.

К этой серии «кошмаров» от Редона можно отнести изображение ворона, посланника смерти, на фоне распахнутого окна (вообще, раскрытое окно всегда символизировало смерть и часто служило фоном для посмертных портретов, когда рисовали уже умершего человека), рисунок с говорящим названием «В глубине наших снов», другие рисунки – «Калибан на ветке», «Скелет», «Странный цветок» и др.

Особое пристрастие у Редона было к глазам и паукам. Улыбающиеся или плачущие пауки совмещают в себе все мыслимые фобии человечества – от вампиризма и кастрации до каннибализма.

Огромные, пристально рассматривающие зрителя глаза встречаются у Редона так же часто и тоже несут в себе особую смысловую нагрузку. Так, рисунок, изображающий один глаз, который одновременно является гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке – символизирует кошмар клаустрофоба.

Вообще, художника с детства мучили частые приступы тревоги и тоски, и все эти страхи впоследствии нашли своё художественное отражение в работах. Редон как никто другой мог изобразить ужас, который таится внутри нас.

«Ноты радости»

Во второй половине своей жизни Редон внезапно обращается к цвету, цветной живописи. Столь крутой поворот в творчестве ставит искусствоведов в тупик. Какой сдвиг в психике заставил мрачного сюрреалистичного мистика Редона обратить свой взор на буйство натуральных красок?

Некоторые из исследователей склонны видеть причину появления многохромной живописи у Редона в том, что он якобы «примирился с реализмом». Другие считают, что художник «устремился к цветам как к потерянному раю».

Сам же Редон объяснял поворот в своей живописи абсолютно «по-редоновски»: «Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника – это песнь о его жизни, то помимо печальных чёрно-белых нот в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости».

Впрочем, увлёкшись красками и флористикой, Редон остался самим собой. Ему очень нравилось рисовать натюрморты. Однако если присмотреться к его цветам, то выяснится, что они по большей части выдуманные, а не подлинно-реалистичные, с их пестиками и тычинками. И чем дальше всматриваешься в цветную живопись Редона, тем очевиднее становится, что в его изощрённой цветной пастели куда больше ирреального и неземного, чем в иных современных киношных фэнтези. Некоторые его цветные картины являются, по сути, продолжением чёрно-белых кошмаров.

Потрясающи цветные картины Редона и на религиозные темы. Художник, так самозабвенно рисовавший глаза на стебельках, чудовища-растения с проступающими сквозь листья ликами и улыбающихся пауков, мог творить и сюрреалистичные иконы, полные света и теплоты.

Горизонты таинственного

Неизбежное и потустороннее всегда водило рукой Редона. Он умел придавать достоверность эфемерным грёзам и мучающим кошмарам.

Он жил в мире таинственных и беспокойных видений, неотделимых от действительности. Поскольку эти видения-грёзы были для него истинной явью, художник не давал себе труда раскрывать их значение, а стремился выразить их самыми чувственными красками или самыми сильными и изощрёнными контрастами чёрного и белого.

В своём дневнике он писал: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир… Это врождённый дар. Его нельзя приобрести».

Действительно, Редон стал мастером исключительным, не имеющим, если не считать Гойю, ни предшественников, ни соперников. Даже его воинствующие критики и почти враги, как, например, Октав Мирбо, соратник суперрационалиста и натуралиста Эмиля Золя, жаркий почитатель импрессионистов и автор уничтожающих заметок о Редоне, в конце концов признал своё поражение перед ирреальным искусством Редона: «Сегодня я восхищаюсь вами больше, чем любым другим художником: ни один из них не открыл моей душе столь светозарных, дальних и мучительных горизонтов таинственного, которое и есть единственно реальная жизнь».

Марина Сотникова

Одилон Редон (Odilon Redon) — французский художник-символист ХIX века. Творчество этого художника можно мысленно разделить на два периода: «черный» и «цветной», логично будет предположить, что это распределение касается не только цветовых решений, к которым прибегает автор, но и характеризует общие настроения.


Подобно тому, как у Пикассо был голубой период скорби и тоски, так и Одилон, в состоянии смуты и печали, творил свои картины карандашом и углем. Хотя официально его и относят к символизму, все же многие искусствоведы выделяют некоторую иную направленность в контексте символизма — ирреализм. Это не абстракция и не сюр, как мы могли бы предположить, а что-то среднее, предвкушающее. Так сказать, эволюционирующая стадия развития — мост между стилями.

« Давид и Голиаф »



«Старый Рыцарь», Литография



Черный период Редон почти полностью посвящает творчеству Франциско Гойи. Возможно, говорить так опрометчиво, но все же сходство настроений и композиционных решений столь велико, что иначе подчеркнуть их родство не видеться возможным. Такие же колдовски-мистические образы, в суровых и холодных тонах, по средневековому мрачные и романтически меланхоличные, они не врываются в сознание, а медленно, но целенаправленно проникают в потаенные его углы, заполоняя там своими смутными тенями все пространство.


Одилон очень тонко чувствует настроение образов, его нежные, пастельные работы цветного периода, при всей их, сравнительно с черно-белыми, живости, все же сохраняют пессимистичные нотки.


«Офелия»

Его прекрасная Офелия, что в безумии своем, утопает в цветах, нежна, но в то же время так тревожна. Эти нечеткие линии, которые казалось бы должны прибавить романтичности, напротив выдерживают некую драматичную напряженность. Ощущение того, что сейчас должно непременно что-то произойти, не покидает зрителя.





Одилон Редон предвкушал нововведения в живописи, он предчувствовал модернистские течения, закладывая первые камни в развитие нового виденья образов.

Редон Одилон - французский живописец, график, художественный критик, считающийся одним из основоположников символизма как течения в искусстве. Выходец из аристократической семьи, Редон появился на свет 22 апреля 1840 года в Бордо.

Одилон Редон: биография

Рисованием Редон увлекался с детских лет. Работы 10-летнего мастера принесли ему известность в ближайшем окружении, а в 15-летнем возрасте юноша начал изучать рисование профессионально (осваивать технику акварели и копировать английские гравюры), под руководством местного художника Станислава Горена. Затем некоторое время учился в мастерской Жерома в Париже.

Редон Одилон был крайне мнительным человеком, не верил в собственный талант, что способствовало слабой его популярности. Имел место случай, когда в 1868 году одна из его картин была одобрена комиссией парижского салона, однако художник в последний момент чего-то испугался и забрал работу.

В Париже

Положительным образом на Редона Одилона повлияла служба в армии (1870) и участие во Франко-прусской войне: в характере юноши появилась недостающая уверенность. Огромное влияние на дальнейшее определение жизненного пути француза оказало творчество Леонардо да Винчи, Эжена Делакруа, Франсиско Гойи и Жана Батиста а также знакомство и общение со знаменитым графиком Родольфом Бреденом. После войны Одилон Редон насовсем перебрался в Париж, где стал заниматься угольными рисунками и литографией.

Эти черно-белые произведения («черноты» - как именовал их сам живописец) выпускались в свет небольшими сериями: «Апокалипсис святого Иоанна», «В грезе», «Истоки», «Эдгару По», «Ночь», «Гюставу Флоберу», «Цветы зла», «В честь Гойи», «Сновидения», «Искушения» (1879-1896 годы).

Фантастический мир Одилона

На творчество Редона Одилона большое влияние оказала дружба с ботаником Армано Клаво, занимавшимся изучением связи животных и растений. Французский живописец яростно увлекся идеей одушевленности всей природы и чувствительности растений. Мечтатель по преимуществу, воплощавший в живописи и графике фантасмагорические и духовные образы, Редон Одилон много рисовал и писал с натуры. Прежде всего, в работах талантливого мастера отражались порождения его фантазии: игрок с огромной на плечах, или растения с глазом и головой человека. В графике художника отображались образы мирового зла, самым ярким из которых явилось изображение паука с человеческим, злостно улыбающимся обликом.

Одилон Редон: картины

С 1890-х годов живописец все чаще обращался к цвету, масляным краскам и пастели, расписывал стены монастырей и вилл клеевой краской, делал для гобеленов картоны и декорировал ширмы. Его творчество сосредоточено вокруг центральных мотивов призрачного мира, будь то глаз, лодка, цветок, ставшее «ликом» человеческое лицо. Или мотив зарождения живых существ, с приходом которых мир наполняется страданием, злобой, завистью, жадностью и смертью.

Среди характерных работ можно выделить произведение «Циклоп» (1898), «Черная ваза с цветами» (1909), «Женщина среди цветов» (1909), «Рождение Венеры» (1910). Его живописи 1900-1910 годов в большей степени характерны изображения букетов в вазах и женщин среди цветов. Редон Одилон насыщает свои произведения светом, заставляет гореть и стремится найти форму художественного выражения, способную пробудить в зрителе желание мыслить и анализировать.

Обращался художник и к античным сюжетам. Рождение Венеры на одноименном полотне будто бы происходит на глазах у зрителя: словно всплеск животворящей энергии, богиня появляется из морской пены.

Одилон Редон довольно часто выступал в качестве критика в печатных изданиях, упрекая импрессионистов и поздних романтиков за изображение того, что происходит внутри самого человека. Он считал, что внутренние фантазии будут убедительны лишь в случае, если последуют «законам жизни».

Самую крупную во всей своей карьере выставку французский художник устроил в 1913 году, в рамках выставки New York Armory Show в Нью-Йорке.