Строительство и ремонт своими руками

Графические задачи. Решение графических задач при подготовке к егэ Построение области допустимых решений

К задачам этого типа относятся такие, в которых все или часть данных заданы в виде графических зависимостей меж­ду ними. В решении таких задач можно выделить следующие этапы:

2 этап - выяснить из приведенного графика, между какими величинами представлена связь; выяснить, какая физическая величина является независимой, т. е. аргументом; какая величина является зависимой, т. е. функцией; определить по виду графика, какая это зависимость; выяснить, что требуется - определить функцию или аргумент; по возможности, записать уравнение, которое описывает приведенный график;

3 этап - отметить на оси абсцисс (или ординат) заданное значение и восстановить перпендикуляр до пересечения с графиком. Опустить перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (или абсцисс) и определить значение искомой величины;

4 этап - оценить полученный результат;

5 этап - записать ответ.

Прочитать график координаты – это значит, что из графика следует определить: начальную координату и скорость движения; записать уравнение координаты; определить время и место встречи тел; определить, в какой момент времени тело имеет данную координату; определить координату, которую тело имеет в указанный момент времени.

Задачи четвертого типа - экспериментальные . Это задачи, в которых для нахождения неизвестной величины требуется часть данных измерить опытным путем. Предлагается следующий порядок работы:

2 этап - определить, какое явление, закон лежат в основе опыта;

3 этап - продумать схему опыта; определить перечень приборов и вспомогательных предметов или оборудования для проведения эксперимента; продумать последовательность проведения эксперимента; в случае необходимости разработать таблицу для регистрации результатов эксперимента;

4 этап - выполнить эксперимент и результаты записать в таблицу;

5 этап - сделать необходимые расчеты, если это требуется согласно условию задачи;

6 этап - обдумать полученные результаты и записать ответ.

Частные алгоритмы для решения задач по кинематике и динамике имеют следующий вид.

Алгоритм решения задач по кинематике:

2 этап - выписать численные значения заданных величин; выразить все величины в единицах «СИ»;

3 этап - сделать схематический чертеж (траекторию движения, векторы скорости, ускорения, перемещения и т.д.);

4 этап - выбрать систему координат (при этом следует выбрать такую систему, чтобы уравнения были несложными);


5 этап - составить для данного движения основные уравнения, которые отражают математическую связь между изображенными на схеме физическими величинами; число уравнений должно быть равно числу неизвестных величин;

6 этап - решить составленную систему уравнений в общем виде, в буквенных обозначениях, т.е. получить расчетную формулу;

7 этап - выбрать систему единиц измерения («СИ»), подставить в расчетную формулу вместо букв наименования единиц, произвести действия с наименованиями и проверить, получается ли о результате единица измерения искомой величины;

8 этап - выразить все заданные величины в избранной системе единиц; подставить в расчетные формулы и вычислить значения искомых величин;

9 этап - проанализировать решение и сформулировать ответ.

Сравнение последовательности решения задач по динамике и кинематике дает возможность увидеть, что некоторые пункты являются общими для обоих алгоритмов, это помогает лучше их запомнить и более успешно применять при решении задач.

Алгоритм решения задач по динамике:

2 этап - записать условие задачи, выразив все величины в единицах «СИ»;

3 этап - сделать чертеж с указанием все сил, действующих на тело, векторы ускорений и системы координат;

4 этап - записать уравнение второго закона Ньютона в векторном виде;

5 этап - записать основное уравнение динамики (уравнение второго закона Ньютона) в проекциях на оси координат с учетом направления осей координат и векторов;

6 этап - найти все величины, входящие в эти уравнения; подставить в уравнения;

7 этап - решить задачу в общем виде, т.е. решить уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины;

8 этап - проверить размерность;

9 этап - получить численный результат и соотнести его с реальными значениями величин.

Алгоритм решения задач на тепловые явления:

1 этап - внимательно прочитать условие задачи, выяснить, сколько тел участвует в теплообмене и какие физические процессы происходят (например, нагревание или охлаждение, плавление или кристаллизация, парообразование или конденсация);

2 этап - кратко записать условие задачи, дополняя необходимыми табличными величинами; все величины выразить в системе «СИ»;

3 этап - записать уравнение теплового баланса с учетом знака количества теплоты (если тело получает энергию, то ставят знак «+», если тело отдает - знак «-»);

4 этап - записать необходимые формулы для расчета количества теплоты;

5 этап - записать полученное уравнение в общем виде относительно искомых величин;

6 этап - произвести проверку размерности полученной величины;

7 этап - вычислить значения искомых величин.


РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Работа № 1

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕХАНИКИ

Основные положения:

Механическое движение – изменение положения тела относительно других тел или изменение положения частей тела со временем.

Материальная точка – тело, размерами которого можно пренебречь в данной задаче.

Физические величины бывают векторные и скалярные.

Вектором называется величина, характеризующаяся числовым значением и направлением (сила, скорость, ускорение и т.д.).

Скаляром называется величина, характеризующаяся только числовым значением.(масса, объем, время и т.д.).

Траектория - линия, вдоль которой движется тело.

Пройденный путь - длина траектории движущегося тела, обозначение - l , единица измерения в системе СИ: 1 м, скаляр (имеет модуль, но не имеет направления), однозначно не определяет конечное положение тела.

Перемещение - вектор, соединяющий начальное и последующее положения тела, обозначение - S, единица измерения в СИ: 1 м, вектор (имеет модуль и направление), однозначно определяет конечное положение тела.

Скорость – векторная физическая величина, равная отношению перемещения тела к промежутку времени, за которое это перемещение произошло.

Механическое движение бывает поступательным, вращательным и колебательным.

Поступательным движением называют движение, при котором любая прямая, жестко связанная с телом, перемещается, оставаясь параллельной самой себе. Примерами поступательного движения являются движение поршня в цилиндре двигателя, движение кабин «чертова колеса» и т.д. При поступательном движении все точки твердого тела описывают одинаковые траектории и в каждый момент времени имеют одинаковые скорости и ускорения.

Вращательным движением абсолютно твердого тела называют такое движение, при котором все точки тела движутся в плоскостях, перпендикулярных к неподвижной прямой, называемой осью вращения , и описывают окружности, центры которых лежат на этой оси (роторы турбин, генераторов и двигателей).

Колебательное движение – это движение, периодически повторяющееся в пространстве с течением времени.

Системой отсчета называется совокупность тела отсчета, системы координат и способа измерения времени.

Тело отсчета – любое тело, выбираемое произвольно и условно считаемое неподвижным, относительно которого изучается расположение и движение других тел.

Система координат состоит из выделенных в пространстве направлений – осей координат, пересекающихся в одной точке, называемой началом отсчета и выбранного единичного отрезка (масштаба). Система координат нужна для количественного описания движения.

В декартовой системе координат положение точки А в данный момент времени по отношению к этой системе определяется тремя координатами х, у и z, или радиусом-вектором .

Траекторией движения материальной точки называется линия, описываемая этой точкой в пространстве. В зависимости от формы траектории движение может быть прямолинейным и криволинейным .

Движение называется равномерным, если скорость материальной точки с течением времени не изменяется.

Действия с векторами:

Скорость – векторная величина, показывающая направление и быстроту перемещения тела в пространстве.

Всякому механическому движению присущ абсолютный и относительный характер .

Абсолютный смысл механического движения состоит в том, что если два тела сближаются или удаляются друг от друга, то они будут сближаться или удаляться в любой системе отсчета.

Относительность механического движения заключается в том, что:

1) бессмысленно говорить о движении, не указав тело отсчета;

2) в разных системах отсчета одно и то же движение может выглядеть по-разному.

Закон сложения скоростей : Скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна векторной сумме скорости этого же тела относительно подвижной системы отсчета и скорости подвижной системы относительно неподвижной.

Контрольные вопросы

1. Определение механического движения (примеры).

2. Виды механического движения (примеры).

3. Понятие материальной точки (примеры).

4. Условия, при выполнении которых тело можно считать материальной точкой.

5. Поступательное движение (примеры).

6. Что включает в себя система отсчета?

7. Что такое равномерное движение (примеры)?

8. Что называется скоростью?

9. Закон сложения скоростей.

Выполните задания:

1. Улитка проползла прямолинейно 1 м, затем сделала поворот, описав четверть окружности радиусом 1 м, и проползла далее перпендикулярно первоначальному направлению движения еще 1 м. Сделать чертеж, рассчитать пройденный путь и модуль перемещения, на чертеже не забыть показать вектор перемещения улитки.

2. Движущийся автомобиль сделал разворот, описав половину окружности. Сделать чертеж, на котором указать путь и перемещение автомобиля за треть времени разворота. Во сколько раз путь, пройденный за указанный промежуток времени, больше модуля вектора соответствующего перемещения?

3. Может ли спортсмен на водных лыжах двигаться быстрее катера? Может ли катер двигаться быстрее лыжника?

Семёнов Влад, Ивасиро Александр, ученики 9кл

Работа и презентация к решению графических задач. Были сделаны электронная игра и брошюра с задачами графического содержания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

тезис Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы. Решение задач - одно из важных средств повторения, закрепления и самопроверки знаний. Большинство физических задач мы решаем аналитическим способом, но в физике существуют задачи, которые требуют графического решения или в которых представлен график. В этих задачах необходимо использовать умение читать и анализировать график.

Актуальность темы. 1) Решение и анализ графических задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы по физике. 2) В КИМах для проведения ЕГЭ по физике и математике включены задания с графическим содержанием

Цель проекта: 1. Издать пособие для самостоятельного обучения решению графических задач. 2. Создать электронную игру. Задачи: 1. Отобрать графические задачи по различным темам. 2. Выяснить общую закономерность в решении графических задач.

Чтение графика Определение тепловых процессов Определение периода, амплитуды,… Определение Ек, Ер

В курсе физики 7-9 можно выделить законы, которые выражаются прямой зависимостью: Х(t), m (ρ) , I (q) , F упр(Δ x), F тр(N) , F (m), P (v) , p (F) p (h) , F а(V т) … , квадратичной зависимостью: E к =mv 2 /2 E р =CU 2 /2 E р =kx 2 /2

1 . С равнить ёмкость конденсаторов 2 .Какой из ниже указанных точек на диаграмме зависимости импульса тела от его массы соответствует минимальная скорость? Рассмотрим задачи 3 1 2

1 .В каком соотношении находятся между собой коэффициенты жесткости? 2. Покоящиеся в начальный момент тело, под действием постоянной силы перемещается так, как показано на рисунке. Определить величину проекции этой силы, если масса тела 3кг.

Обратите внимание, дана Р(V), а вопрос о Ек 1 .В каком из нижеприведенных соотношений находятся кинетические энергии трех тел различных масс в момент времени, когда их скорости одинаковы? 2 .По проекции перемещения от времени для тела массой 2кг, определить импульс тела в момент времени 2с. (Начальная скорость равна нулю.)

1 . Какой из нижеприведенных графиков наиболее точно соответствует зависимости проекции скорости от времени? (Начальная скорость равна нулю.) Е От одной зависимости к другой От графика к графику

2 . Тело массой 1кг изменяет свою проекцию скорости так, как показано на рисунке. Какой из нижеприведенных графиков зависимости проекции силы от времени, соответствует данному движению?

В курсе физики встречаются задачи с несколькими способами решения 1. Вычислить среднюю скорость 2. Определить, в каком соотношении между собой находятся проекции перемещения тел в момент времени, когда скорости тел одинаковы. 10 5 0 V,x ; м/с t,c I II III

Способ №1 10 5 0 V,x ; м/с t,c I II III a x= V 2x – V 1x t 2 – t 1 2 S=v 0 t+at 2 /2

Способ № 2 10 5 0 Vx ; м/с t,c I II III Sx= (V 0 x + Vx) t/ 2

Способ № 3 10 5 0 V,x ; м/с t,c I II III S 3 x= 1 *S S 2 x= 2 *S S 1 x: S 2 x: S 3 x= 3: 2: 1 S 1 x= 3 *S

Лишний слайд Очевидно, третий способ решения не требует промежуточных вычислений, поэтому более быстрый, а значит, более удобный. Выясним, в каких задачах возможно такое использование площади.

Анализ решённых задач показывает, что если произведение X и Y физическая величина, то она равна площади фигуры, ограниченной графиком. P=IU , A=Fs S=vt , V=at, v 0 =0 Δp/t=F , q=It Fa=V ρ g ,…. Х Y

1 .На рисунке приведен график зависимости проекции скорости некоторого тела от времени. Определить проекцию перемещения и путь этого тела за 5 с после начала движения. Vx ; м/с 3 0 -2 3 t ; с 5 А) 5 м, 13м В)13 м, 5м С)-1 м, 0м Д)9 м, -4м Е)15 м, 5м

0 4 6 8 1 2 3 4 5 6 t, c V, м/с 2 .Определите среднюю скорость велосипедиста за время t=6с. Весь путь на всё время S х =S трапеции 4,7м / с

Изменение импульса тела определяется площадью фигуры – прямоугольника, если сила постоянна, и прямоугольного треугольника, – если сила зависит от времени линейно. F t F t t F

3 .Наибольшее изменения импульса тела за 2с F t 1 .А 2 .Б 3 .С 1 С Б А Подсказка: Ft=S ф =  p

4 .Используя зависимость импульса тела от времени, определить равнодействующую силу действующую на это тело. А) 3Н B) 8Н C) 12Н D) 2Н E) 16 ловушка Р; кг* м/с 6 2 0 2 t ; c F= Δ p/t=(6-2)/2=2

Механическая работа Механическая работа постоянной по модулю и направлению силы численно равна площади прямоугольника. Механическая работа силы, величина которой зависит от модуля перемещения по линейному закону, численно равна площади прямоугольного треугольника. S 0 F F * s = A = S прямоуг S 0 F A = S пр.треуг

5 .На рисунке приведена зависимость силы действующей на тело от перемещения. Определить работу этой силы при перемещении тела на 20см. А) 20Дж. B) 8Дж. C) 0,8Дж. D) 40Дж. E) 0,4Дж. ловушка См в метры

Вычислить заряд 4 I,A 6 2 U,B 4 8 12 16 20 24 Вычислить сопротивление Вычислить А, Δ Ек за 4с Вычислить Ер пружины

6 .Под действием переменной силы, тело массой 1кг изменяет свою проекцию скорости с течением времени, так, как показано на рисунке. Определить работу равнодействующей этой силы за 8 секунд после начала движения А) 512Дж B) 128Дж C) 112Дж D) 64Дж E) 132Дж сложно A=FS , S= S (t=4c) =32м, F =ma, a =(v-v0)t=2 м / с 2

заключение В результате своей работы мы выпустили брошюру с задачами графического содержания для самостоятельного решения и создали электронную игру. Работа оказалась полезной для подготовки к ЕГЭ, а также для учащихся, интересующихся физикой. В перспективе рассмотрение других видов задач и их решение.

Функциональные зависимости физических величин. Общие способы, приёмы и правила подхода к решению графических задач проект « ГОВОРЯЩАЯ ЛИНИЯ » МБОУ СОШ №8 Южно-Сахалинск Выполнили: Семёнов Владислав, Ивасиро Александр ученики 9класса «А»

Источники информации. 1. Лукашик В.И, Иванова Е.В Сборник задач по физике. Москва «Просвещение» 2000 2. Степанова Г.И Сборник задач по физике М. Просвещение 1995 3. Рымкевич А.П Сборник задач по физике Москва. Просвещение 1988. 4. www.afportal.ru 5. А.В. Перышкин, Е.М Гутник Учебник по физике 7, 8, 9 класс. 6. материалы ГИА 7. С.Е. Каменецкий, В.П.Орехов Методика решения задач по физике в средней школе. М: Просвещение, 1987. 8. В.А. Балаш Задачи по физике и методы их решения. Москва «просвещение» 1983

Графические головоломки

  1. Соединить четыре точки тремя линиями, не отрывая руки и вернуться в исходную точку.

. .

  1. Соединить девять точек четырьмя линиями, не отрывая руки.

. . .

. . .

. . .

  1. Покажите, как нужно разрезать прямоугольник со строками 4 и 9 единиц на две равные части, чтобы при сложении их получился квадрат.
  1. Куб, окрашенный со всех сторон, распилили, как показано на рис.

а) Сколько получится кубиков

Совсем не окрашенных?

б) У скольких кубиков окрашенной

Будет одна грань?

в) У скольких кубиков будут

Окрашены две грани?

г) У скольких кубиков окрашенными

Будут три грани?

д) У скольких кубиков окрашенными

Будут четыре грани?

Ситуативные, конструкторские

И технологические задачи

Задача. Шарики трех размеров под действием собственного веса непрерывным потоком скатываются по наклонному лотку. Как осуществить непрерывную сортировку шариков на группы в зависимости от размеров?

Решение. Необходимо разработать конструкцию калибрующего приспособления.

Шарики, покинув лоток, скатываются далее по клиновидному калибру. В том месте, где ширина щели совпадает с диаметром шарика, он проваливается в соответствующий приемник.

Задача. Герои одного фантастического рассказа берут в полет вместо тысяч необходимых запчастей синтезатор-машину, умеющую делать все. При посадке на другую планету корабль повреждается. Нужно 10 одинаковых деталей для ремонта. Тут выясняется, что синтезатор делает все в одном экземпляре. Как найти выход из этой ситуации?

Решение. Необходимо заказать синтезатору произвести самого себя. Второй синтезатор выдает им еще один и т.д.

Ответы на графические головоломки.

1. . .

2. . . .

. . .

. . .

Эксперты доказывают преимущество технического образования перед гуманитарным, доказывают, что Россия остро нуждается в высококвалифицированных инженерах и технических специалистах, и эта тенденция сохранится не только в 2014 году, но и на протяжении последующих лет. По мнению специалистов по подбору персонала, если страну будет ждать экономический рост в ближайшие годы (а предпосылки к этому есть), то весьма вероятно, что российская образовательная база "не потянет" многие отрасли (высокие технологии, промышленность). "На данный момент на рынке труда ощущается острый дефицит специалистов в области инженерно-технических специальностей, в области IT: программистов, разработчиков ПО. Востребованными остаются инженеры практически всех специализаций. В то же время рынок перенасыщен юристами, экономистами, журналистами, психологами", - говорит генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина Крупина. Аналитики, делая долгосрочные прогнозы до 2020 года, уверены: спрос на технические специальности будет с каждым годом стремительно расти. Актуальность проблемы. Следовательно, актуально качество подготовки к ЕГЭ по физике. Решающим является овладение методами решения физических задач. Разновидностью физических задач являются графические задачи. 1) Решение и анализ графических задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы по физике. 2) В КИМах для проведения ЕГЭ по физике включены задания с графическим содержанием.

Скачать работу с презентацией.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:

Изучение типов графических задач, разновидностей, особенностей и методов решения.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

1. Изучение литературы о графических заданиях; 2. Изучение материалов ЕГЭ (распространенность и уровень сложности графических заданий); 3. Исследование общего и особенного графических задач из разных разделов физики, степени сложности. 4. Изучение методов решения; 5. Проведение социологического опроса среди учащихся и учителей школы.

Физическая задача

В методической и учебной литературе под учебными физическими задачами понимают целесообразно подобранные упражнения, главное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании понятий, развитии физического мышления учащихся и привитии им умений применять свои знания на практике.

Научить учащихся решать физические задачи - одна из сложнейших педагогических проблем. Я считаю данную проблему очень актуальной. Мой проект имеет своей целью решить две задачи:

1. Помочь в обучении школьников умению решать графические задачи;

2. Привлечь учащихся к данному виду работы.

Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применение. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.

В исследованиях по выявлению степени усвоения учащимися отдельных операций, входящих в умение решать задачи, установлено, что 30-50% учащихся различных классов указывают на отсутствие у них такого умения.

Неумение решать задачи является одной из основных причин снижения успеха в изучении физики. Проведенные исследования показали, что неумение самостоятельно решать задачи является основной причиной нерегулярного выполнения домашних заданий. Только небольшая часть учащихся овладевает умением решать задачи, рассматривает как одно из важнейших условий повышения качества знаний по физике.

Такое состояние в практике обучения можно объяснить отсутствием четких требований к формированию данного умения, отсутствие внутренних побудительных мотивов и познавательного интереса у учащихся.

Решение задач в процессе обучения физики имеет многогранные функции:

  • Овладение теоретическими знаниями.
  • Овладение понятиями о физических явлениях и величинах.
  • Умственного развития, творческого мышления и специальных способностей учащихся.
  • Знакомит учащихся с достижениями науки и техники.
  • Воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность.
  • Является средством контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся.

Графическая задача.

Графические задачи - это такие задачи, в процессе решения которых используют графики, диаграммы, таблицы, чертежи и схемы.

Например:

1. Построить график пути равномерного движения, если v = 2 м/с или равноускоренного при v 0 =5 м/с и а = 3 м/с 2 .

2. Какие явления характеризует каждая часть графика…

3. Какое тело движется быстрее

4. На каком участке тело двигалось быстрее

5. Определить по графику скорости величину, пройденного пути.

6. На каком участке движения тело покоилось. Скорость увеличивалась, уменьшалась.

Решение графических задач способствует уяснению функциональной зависимостью между физическими величинами, привитию навыков работы с графиками, развитию умения работать с масштабами.

По роли графиков в решении задач их можно подразделить на два вида: - задачи, ответ на вопрос которых может быть найден в результате построения графика; - задачи, ответ на вопрос которых может быть найден с помощью анализа графика.

Графические задачи могут быть комбинированными с экспериментальными.

Например:

С помощью мензурки с водой определить вес деревянного бруска…

Подготовка к решению графических задач.

Для решения графических задач ученик должен знать различные виды функциональных зависимостей, что означает пересечение графиков с осями, графиков между собой. Нужно понимать чем отличаются зависимости, например, x = x 0 + vt и x = v 0 t + at 2 /2 или x =x m sinω 0 t и x = - x m sinω 0 t; x =x m sin(ω 0 t+ α) и x =x m cos (ω 0 t+ α) и т.д.

План подготовки должен содержать следующие разделы:

· а) Повторить графики функций (линейной, квадратичной, степенной) · б) Выяснить - какую роль играют графики в физике, какую информацию несут. · в) Систематизировать физические задачи по значимости графиков в них. · г) Изучить методы и приемы анализа физических графиков · д) Выработать алгоритм решения графических задач по различным разделам физики · е) Выяснить общую закономерность в решении графических задач. Для овладения методами решения задач необходимо решать большое количество разнотипных задач, соблюдая принцип - «От простого к сложному». Начиная с простых, осваивать методы решения, сравнивать, обобщать разные задачи как на основе графиков, так и на основе таблиц, диаграмм, схем. Следует обращать внимание на обозначение величин по координатным осям (единицы физических величин, наличие дольных или кратных приставок), масштаб, вид фукциональной зависимости (линейная, квадратичная, логарифмическая, тригонометрическая и т.п.), на углы наклона графиков, точки пересечения графиков с координатными осями или графиков между собой. Особенно внимательно необходимо подходить к задачам с заложенными «ощибками», так же к задачам с фотографиями шкал измерительных приборов. В этом случае нужно правильно определить цену деления измерительных приборов и безошибочно считать значения измеряемых величин. В задачах на геометрическую оптику особенно важно аккуратно и точно делать построение лучей и определить пересечения их с осями и между собой.

Как решать графические задачи

Овладение общим алгоритмом решения физических задач

1. Осуществление анализа условия задачи с выделением задач системы, явлений и процессов, описанных в задаче, с определением условий их протекания

2. Осуществление кодирования условия задачи и процесса решения на различных уровнях:

а) краткая запись условия задачи;

б) выполнение рисунков, электрических схем;

в) выполнение чертежей, графиков, векторных диаграмм;

г) запись уравнения (системы уравнений) или построение логического умозаключения

3. Выделение соответствующего метода и способов решения конкретной задачи

4. Применение общего алгоритма для решения задач различных видов

Решение задачи начинается с чтения условия. Нужно убедиться в том, что все термины и понятия в условии ясны для учащихся. Непонятные термины выясняются после первичного чтения. Одновременно необходимо выделить, какое явление, процесс или свойство тел описывается в задаче. Затем задача читается повторно, но уже с выделением данных и искомых величин. И только после этого осуществляют краткую запись условия задачи.

Составление плана

Действие ориентировки позволяет осуществить вторичный анализ воспринятого условия задачи, в результате выполнения которого выделяются физические теории, законы, уравнений, объясняющие конкретную задачу. Затем выделяются методы решения задач одного класса и находится оптимальный метод решения данной задачи. Результатом деятельности учащихся является план решения, который включает цепочку логических действий. Правильность выполнения действий по составлению плана решения задачи контролируется.

Процесс решения

Во-первых, необходимо уточнить содержание известных уже действий. Действие ориентации на данном этапе предполагает еще раз выделение метода решения задачи и уточнение вида решаемой задачи по способу задания условия. Последующим действием является планирование. Планируется способ решения задачи, тот аппарат (логический, математический, экспериментальный) с помощью которого возможно осуществить дальнейшее ее решение.

Анализ решения

Последний этап процесса решения задачи заключается в проверке полученного результата. Осуществляется он снова теми же действиями, но содержание действий изменяется. Действие ориентации - это выяснение сущности того, что необходимо проверить. Например, результатами решения могут быть значения величин коэффициентов, физических постоянных характеристик механизмов и машин, явлений и процессов.

Результат, полученный в ходе решения задачи, должен быть правдоподобным и соответствовать здравому смыслу.

Распространенность графических задач в КИМах в заданиях ЕГЭ

Изучение материалов ЕГЭ ряда лет (2004 - 2013г.г.) показало, в заданиях ЕГЭ по различным разделам физики распространены графические задачи по различным разделам физики. В заданиях А: по механике - 2-3 по молекулярной физике - 1 по термодинамике - 3 по электродинамике - 3-4 по оптике - 1-2 по квантовой физике - 1 по атомной и ядерной физике - 1 В заданиях В: по механике -1 по молекулярной физике - 1 по термодинамике - 1 по электродинамике - 1 по оптике - 1 по квантовой физике - 1 по атомной и ядерной физике - 1 В заданиях С: по механике - по молекулярной физике - по термодинамике - 1 по электродинамике - 1 по оптике - 1 по квантовой физике - по атомной и ядерной физике - 1

Наши исследования

А. Анализ ошибок при решении графических задач

Анализ решения графических задач показал, что встречаются следующие распостранённые ошибки:

Ошибки в чтении графиков;

Ошибки в действиях с векторными величинами;

Ошибки при анализе графиков изопроцессов;

Ошибки на графическую зависимость электрических величин;

Ошибки при построении с применением законов геометрической оптики;

Ошибки в графических заданиях на квантовые законы и фотоэффект;

Ошибки на применение законов атомной физики.

Б. Социологический опрос

Для того, чтобы выяснить как учащиеся школы осведомлены о графических задачах, мы провели социологический опрос.

Ученикам и учителям нашей школы мы предлагали следующие вопросы анкеты:

  1. 1. Что такое графическая задача?

а) задачи с рисунками;

б) задачи, содержащие схемы, диаграммы;

в) не знаю.

  1. 2. Для чего графические задачи?

б) для развития умения строить графики;

в) не знаю.

3. Можете ли решать графические задачи?

а) да; б) нет; в) не уверен;

4. Хотите ли научиться решать графические задачи?

А) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Было опрошено 50 человек. В результате опроса были получены следующие данные:

ВЫВОДЫ:

  1. В результате работы над проектом «Графические задачи» изучили особенности графических задач.
  2. Изучили особенности методики решения графических задач.
  3. Провели анализ характерных ошибок.
  4. Провели социологический опрос.

Рефлексия деятельности:

  1. Нам было интересно работать над проблемой графических задач.
  2. Мы научились проводить исследовательскую деятельность, сопоставлять и сравнивать результаты исследований.
  3. Мы выяснили, что владение методами решения графических задач необходимо для понимания физических явлений.
  4. Мы выяснили, что владение методами решения графических задач необходимо для успешной сдачи ЕГЭ.

Зачислялись, минуя экзамены. Даже в наше время эта загадка считается одним из лучших способов тестирования внимания и логики мышления.

Ну что, приступим!

  1. Сколько туристов живет в этом лагере?
  2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
  3. На чем они сюда приехали?
  4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
  5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
  6. Какое сейчас время дня?
  7. Куда ушел Шура?
  8. Кто вчера был дежурным (назовите по имени)?
  9. Какое сегодня число какого месяца?

Ответы:

  • Четверо. Если присмотреться, можно заметить: столовых приборов на 4 персоны, и в списке на дежурство - 4 имени.
  • Не сегодня, судя по паутине между деревом и палаткой, ребята приехали несколько дней назад.
  • На лодке. Около дерева стоят весла.
  • Нет. На картинке есть курица, значит, где-то рядом селение.
  • С юга. На палатке есть флажок, по которому можно определить, откуда дует ветер. На картинке есть дерево: с одной стороны ветки короче, с другой длиннее. Как правило, у
  • деревьев с южной стороны ветки длиннее.
  • Утро. По предыдущему вопросу мы определили, где север-юг, теперь можно понять, где восток-запад, и посмотреть на тени, которые отбрасывают предметы.
  • Он ловит бабочек. Из-за палатки виден сачок.
  • Коля. Сегодня Коля что-то ищет в рюкзаке с буквой «К», Шура ловит бабочек, а Вася фотографирует природу (потому что из рюкзака с буквой «В» виден штатив от камеры).
  • Значит, сегодня дежурит Петя, а вчера, согласно списку, дежурил Коля.
  • 8 августа. Судя по списку, раз сегодня дежурит Петя, то число - 8. А поскольку на поляне лежит арбуз, значит, август.

По статистике правильно отвечают на все вопросы только 7% .

Загадка действительно очень сложная, чтобы правильно ответить на все вопросы нужно разбираться в некоторых аспектах, и конечно нужно подключить логику и внимательность. Загадка осложняется еще не очень качественным изображением. Желаю успеха.

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Давно ли ребята занимаются туризмом?
  2. Хорошо ли они знакомы с домоводством?
  3. Судоходна ли река?
  4. В каком направлении она течёт?
  5. Какова глубина и ширина реки на ближайшем перекате?
  6. Долго ли будет сохнуть бельё?
  7. Намного ли вырастет ещё подсолнух?
  8. Далеко ли от города разбит лагерь туристов?
  9. Каким транспортом добирались сюда ребята?
  10. Любят ли в этих местах пельмени?
  11. Свежая ли газета? (Газета датирована 22 августа)
  12. В какой город летит самолёт?

Ответы:

  • Очевидно, недавно: опытные туристы в ложбине палатку не станут разбивать.
  • По всей вероятности, не очень: рыбу с головы не чистят, пуговицу пришивать слишком длинной ниткой неудобно, перерубать ветку топором надо на чурбачке.
  • Судоходна. Об этом говорит стоящая на берегу навигационная мачта.
  • Слева направо. Почему? Смотри ответ на следующий вопрос.
  • Навигационный знак на берегу реки устанавливается строго определенным образом. Если смотреть со стороны реки, то справа по течению подвешиваются знаки, показывающее ширину реки на ближайшем перекате, а слева - знаки, показывающие глубину. Глубина реки равна 125 см (прямоугольник 1 м, большой круг 20 см и малый круг 5 см), ширина реки - 30 м (большой круг 20 м и 2 малых по 5 м). Такие знаки устанавливаются за 500 м до переката.
  • Недолго. Есть ветер: поплавки удочек отнесло против течения.
  • Подсолнух, очевидно, сломан и воткнут в землю, так как «шляпка» его не обращена к солнцу, а сломанное растение больше расти не будет.
  • Не далее 100 км, на большем расстоянии теле антенна была бы более сложной конструкции.
  • У ребят есть, по всей вероятности, велосипеды: на земле лежит гаечный велосипедный ключ.
  • Нет. Здесь любят вареники. Мазанка, пирамидальный тополь и большая высота солнца над горизонтом (63° - по тени от подсолнуха) показывают, что это украинский пейзаж.
  • Судя по высоте солнца над горизонтом, дело происходит в июне. Для Киева, например, 63°- наибольшая угловая высота солнца. Это бывает лишь в полдень 22 июня. Газета датирована августом - стало быть, она, по крайней мере, прошлогодняя.
  • Ни в какой. Самолет производит сельскохозяйственные работы.

Вот такую задачку в 60-е годы прошлого века предлагали решить ученикам второго класса.

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Вверх или вниз по течению реки идет пароход?
  2. Какое время года здесь изображено?
  3. Глубока ли река в этом месте?
  4. Далеко ли пристань?
  5. На правом или левом берегу реки она находится?
  6. Какое время дня показал на рисунке художник?

Ответы:

  • Деревянные треугольники, на которых укреплены бакены, всегда направлены против течения. Пароход плывет вверх по реке.
  • На рисунке показана стая птиц; они летят в виде угла, одна его сторона короче другой: это журавли. Стайный перелет журавлей бывает весной и осенью. По кронам деревьев на опушке леса можно определить, где юг: они всегда разрастаются гуще на той стороне, которая обращена к югу. Журавли летят в южном направлении. Значит, на рисунке изображена осень.
  • Река в этом месте мелка: матрос, стоя на носу парохода, шестом измеряет глубину фарватера.
  • Очевидно, пароход причаливает к пристани: группа пассажиров, взяв вещи, приготовилась сойти с парохода.
  • Отвечая на 1-й вопрос, мы определили, в какую сторону течет река. Чтобы указать, где правый, а где левый берег реки, надо стать, повернувшись лицом, по течению. Мы знаем, что пароход причаливает к пристани. Видно, что пассажиры приготовились выходить на ту сторону, откуда вы смотрите на рисунок. Значит, ближайшая пристань находится на правом берегу реки.
  • На бакенах — фонари; ставят их перед вечером и снимают рано утром. Видно, что пастухи гонят стадо в селение. Отсюда приходим к выводу, что на рисунке показан конец дня.

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. В какое время года показана эта квартира?
  2. В какой месяц?
  3. Ходит ли теперь в школу мальчик, которого вы видите, или у него каникулы?
  4. Есть ли в квартире водопровод?
  5. Кто живет в этой в квартире кроме отца и сына, которых вы видите на рисунке?
  6. Какова профессия отца?

Ответы:

  • Квартира показана зимой: мальчик в валенках; печка истоплена,- на это указывает открытый отдушник.
  • Месяц декабрь: открыт последний листок календаря.
  • На календаре зачеркнуты первые 7 чисел: они уже прошли. Зимние каникулы начинаются позднее. Значит, мальчик ходит в школу.
  • Если бы в квартире был водопровод, то не пришлось бы пользоваться рукомойником, который показан на рисунке.
  • Куклы указывают на то, что в семье есть девочка, вероятно, дошкольного возраста.
  • Трубка и молоточек для выслушивания больных говорят о том, что отец - по профессии врач.

Советские загадки на логику: 8 вопросов на внимательность

Еще одна советская загадка, эта посложнее будет чем предыдущая. Ответить верно на все 8 вопросов могут только 4% людей.

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какое время дня изображено на рисунке?
  2. Раннюю весну или позднюю осень изображает рисунок?
  3. Судоходна ли эта река?
  4. В каком направлении течет река: на юг, север, запад или восток?
  5. Глубока ли река возле берега, у которого стоит лодка?
  6. Есть ли поблизости мост через реку?
  7. Далеко ли отсюда железная дорога?
  8. На север или юг летят журавли?

Ответы:

  • Рассмотрев рисунок, вы видите, что на поле идет сев (трактор с сеялкой и возы с зерном). Как известно, сев производится осенью или ранней весной. Осенний сев проходит, когда на деревьях еще есть листья. На рисунке же деревья и кусты совершенно голые. Следует сделать вывод, что художник изобразил раннюю весну.
  • Весной журавли летят с юга на север.
  • Бакены, то есть знаки, отмечающие фарватер, ставятся только на судоходных реках.
    Бакен укрепляется на деревянном поплавке, который углом всегда бывает направлен против течения реки.
  • Определив по полету журавлей, где север, и обратив внимание на положение треугольника с бакеном, не трудно решить, что в этом месте река течет с севера на юг.
  • Направление тени от дерева показывает, что солнце стоит на юго-востоке. Весной на этой стороне небосклона солнце бывает в 8 – 10 часов утра.
  • К лодке направляется проводник-железнодорожник с фонарем; он, очевидно, живет где-то поблизости от станции.
  • Мостки и лестница, спускающаяся к реке, а также лодка с пассажирами показывают, что в этом месте налажен постоянный перевоз через реку. Он нужен здесь потому, что поблизости нет моста.
  • На берегу вы видите мальчика с удочкой. Только при ловле рыбы на глубоком месте можно так далеко отодвигать поплавок от крючка.
    Если вам понравилась эта загадка, то попробуйте пройти еще одну

Советская загадка на логику про железную дорого (у дороги)

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Много ли времени осталось до новолуния?
  2. Скоро ли наступит ночь?
  3. К какому времени года относится рисунок?
  4. В какую сторону течет река?
  5. Судоходна ли она?
  6. С какой скоростью движется поезд?
  7. Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?
  8. Долго ли будет двигаться автомашина вдоль железной дороги?
  9. К чему сейчас должен подготовиться шофер?
  10. Есть ли здесь поблизости мост?
  11. Есть ли в этом районе аэродром?
  12. Легко ли машинистам встречных поездов тормозить на этом участке состав?
  13. Дует ли ветер?

Ответы:

  • Немного. Месяц старый (видно его отражение в воде).
  • Не скоро. Старый месяц виден на утренней заре.
  • Осень. По положению солнца легко сообразить, что журавли летят на юг.
  • У рек, текущих в Северном полушарии, правый берег крутой. Значит, река течет от нас к горизонту.
  • Судоходна. Видны бакены.
  • Поезд стоит. Светится нижний глазок светофора - красный.
  • Недавно. Он находится сейчас на ближайшем блокировочном участке.
  • Дорожный знак показывает, что впереди железнодорожный переезд.
  • К торможению. Дорожный знак показывает, что впереди крутой спуск.
  • Вероятно, есть. Стоит знак, обязывающий машиниста закрыть поддувало.
  • В небе след самолета, сделавшего петлю. Фигуры высшего пилотажа разрешается делать только невдалеке от аэродромов.
  • Знак возле железнодорожного пути показывает, что встречному поезду придется подниматься вверх по уклону. Затормозить его будет нетрудно.
  • Дует. Дым паровоза стелется, а ведь поезд, как мы знаем, неподвижен.

Вот такие вот Советские загадки на логику в картинках (загадки СССР для детей). Все справились? — я думаю вряд ли! Но всё равно время было потрачено не зря!

Пишите комментарии, возможно возникнут вопросы или новые загадки от Вас.