Строительство и ремонт своими руками

Мастерская по реставрации фарфора: личный опыт и взгляд изнутри. Реставрация изделий из фарфора Ремонт фарфоровых изделий

Фарфоровые статуэтки всегда пользовались огромной популярностью у коллекционеров. Но главным их недостатком является хрупкость, они легко ломаются и их ценность снижается в разы. Отличительная черта изделий – наличие полого пространства, что делает их более лёгкими и вместе с тем более хрупкими. Ремонт и восстановление декоративных фигурок – сложная и щепетильная задача.

Склеивание фарфоровых статуэток

Фарфор по своим физическим свойствам имеет много общего не с керамикой, а со стеклом, поскольку при ударе массивные элементы раскалываются на куски большого размера, а вот самые маленькие фрагменты просто превращаются в пыль. И если с большими кусками не возникает никаких сложностей при ремонте, то вот восстановить самые маленькие зоны будет довольно сложно. Фигурка приобретет первоначальный вид лишь после полноценной художественной росписи.


Пошаговая инструкция
:



Правильная чистка фарфора

Для производства декоративных статуэток, плиток и небольших фигурок используют фарфор. С течением времени такие изделия тускнеют, покрываются пылью и в некоторых случаях они могут покрываться даже слоем ржи, если на поверхность постоянно воздействует влага. Если вы стали владельцем старого фарфора, за которым никто долго не ухаживал, первоначальный лоск изделию можно вернуть довольно быстро.

  • в тёплую воду необходимо добавить небольшое количество мыла и аккуратно взболтать его до образования пенообразной консистенции;
  • в воде следует смягчить тряпочку и протереть ей само изделие. Всю грязь и пыль следует удалить. После этого фарфор вытирают тряпочкой;
  • этим же средством можно оттереть налёт или ржавчину;
  • после работы с пемзой необходимо смыть остатки пыли. Завершив эту процедуру можно вытереть и высушить фарфоровое изделие.

Отличие керамических статуэток от фарфоровых

Фарфор является неотъемлемой частью керамики, в состав которой входят помимо этого фаянсовые, фарфоровые и даже глиняные решения. Фарфоровая консистенция предполагает наличие белой глиняной субстанции, каолина, а также шпата полевого. Все эти ингредиенты проходят процесс обжига при температуре в 2.6 тыс. градусов (по шкале Фаренгейта).

Что касается керамики, то ее важной частью являются хрупкие и твёрдые материалы, выполненные из минералов. Любой хороший коллекционер может оперативно отличить керамическое изделие от фарфорового не только по звуку, но и по внешнему виду.

Инструкция:

  1. Удерживайте статуэтку против световых лучей, двигая пальцем в разные направления по ее поверхности. Сквозь изделие отчетливо просматривается тень от пальца, поскольку материал по своей сути является прозрачным. А вот керамика не даёт такого эффекта.
  2. Фарфоровая статуэтка при тактильном контакте напоминает яичную скорлупу, она такая же гладкая и ровная.
  3. Ноготком пальца постучите по поверхности фигурки. Фарфоровые статуэтки звучат звонко, а вот керамические издают глухой и ровный звук.

Надеемся, наши советы окажутся полезными для вас, и вы сможете обеспечить качественных уход за маленькими декоративными статуэтками. Эти произведения фарфорового искусства созданы с любовью и трепетом, поэтому их следует беречь с такими же чувствами и бережностью.

В мастерской производится профессиональная реставрация статуэток, коллекционных сувениров из дерева, камня, слоновой кости, бивня, фарфора, стекла, металла. Африканских масок из черного и эбенового дерева, чернильных приборов, кукол, игрушек, шахмат, вееров и всевозможных миниатюр.

В мастерской можно заказать полки или витрину для коллекции сувениров, подставки под веера, ножи, кресла и мебель для коллекционных кукол.

Сделать заказ, получить консультацию реставратора можно по телефону 8 985 364-93-23, через нашу почту или Watsapp +79853649323.

На фото статуэтка из камня. Нефрит разбит на множество отдельных деталей. К счастью, скульптура пострадала при перевозке, когда была упакована. На реставрацию поступила в той же упаковке, что и транспортировалась, благодаря чему ни один, даже самый маленький осколок не был потерян. Склейка камня без каких-либо дополнительных работ.

Склейка фарфоровых статуэток, если все отколовшиеся фрагменты сохранены, производиться в несколько этапов. Сначала статуэтка собирается без клея. Затем определяется порядок склейки и наличие всех необходимых фрагментов. При отсутствии отдельных деталей, они изготавливаются по особым технологиям. Подгоняются по форме, приклеиваются на место утраты. Как бы хорошо ни реставрировались фарфоровые статуэтки или сувениры из фарфора, стекла, фаянса, сделать их целыми уже не удастся. Предательский глухой звук при ударе карандашом о статуэтку, выдаст не только склейку, но даже наличие мельчайших трещин, которые вовсе не заметны, и совсем не требуют восстановления. При реставрации фарфора, заказчику необходимо знать, что все клеи, как бы высока ни была их цена, не выдерживают высоких температур. Ни чайником, ни чашкой, после реставрации, пользоваться уже будет нельзя. Фарфор после реставрации пригоден только для созерцания.

Реставрация гипсовых статуэток или мраморных, фаянсовых оснований ламп, лепнины, сувениров технологически проще, чем склейка фарфора. Но здесь коллекционера и реставратора поджидает неприятная особенность этих материалов, а именно, гигроскопичность. В мельчайшие трещины и сколы проникает влага, жиры и загрязнения, затемняя всю поверхность трещины. Иными словами, поверхность трещины темнеет на всю толщину изделия. Молекулы клея, проникая между частичками гипса, мрамора, фаянса, смачивают их, усугубляя тем самым потемнение. Владельцам фаянсовых столиков с потрескавшейся глазурью хорошо знакома эта проблема. Потрескалась только глазурь, но влага, проникшая под покрытие, подчеркнула дефект. Вся поверхность вещи покрывается сетью тёмных полос.

Реставрация статуэток из стекла

Всем известно, что склеить стекло незаметно нельзя. Тому существует несколько причин. Стекло прозрачно только в своей массе. Любая граница стеклянного изделия, в том числе и трещина начинает отражать лучи света, чем обозначает своё существование, даже если её очень хорошо подогнали, и склеили лучшим в мире клеем. Стекло нельзя склеить, но его можно сплавить.

Сделать реставрацию стеклянной статуэтки незаметной можно, применив фьюзинг, частичное расплавление стеклянной массы. Две детали складываются по месту излома, нагреваются до необходимой температуры. Стекло переходит в жидкое состояние, сплавляется. При таком способе реставрации статуэток из стекла велик риск частичной потери формы. Так же, необходимо удалить загрязнения со сплавляемых поверхностей. Попавшие на место сплавления частички нарушат прозрачность. След от реставрации предстанет в виде тонкой тёмной линии.

Сувениры из Африки – статуэтки черного дерева, маски, всевозможные панно, инкрустированные слоновой костью и перламутровыми раковинами – настоящие произведения искусства. Попадая в наши современные квартиры с иссушенным батареями и тёплыми полами воздухом, они неизбежно подвергаются усушке, деформации и разрушению. Противостоять невозможно, но восстановить можно. Своими руками исполнить сложную реставрацию миниатюры практически не возможно. Если на статуэтке появилась трещина, она может спровоцировать разрушение всей вещи. Целостность массива дерева необходимо срочно восстановить.

Тропические породы дерева (эбеновое, венге, палисандр, зебрано, роза) в своей древесине имеют довольно большое количество эфирных масел, которые препятствуют качественной склейке современными клеями. Статуэтки черного дерева, маски, сувениры реставрируются той же породой дерева, из которой они сделаны. Клей применяется костный, мездровый или рыбий. Все остальные средства дадут лишь временный эффект.

Японские фигурки из слоновой кости – нэцкэ, китайские статуэтки, сувениры из кости «мамонта», дальневосточные из бивня моржа – настоящие произведения декоративно прикладного искусства, которые с успехом реставрируются в нашей мастерской. Резьба по кости древнее искусство. У каждого народа имеет свои национальные особенности и приёмы резьбы. В настоящее время появилось много имитаций, внешне похожих на настоящую слоновую кость, но нельзя подделать национальные каноны и талант резчика, символику, композицию.

Коллекция фигурок из слоновой кости – явление редкое. Фарфор, бронза, даже серебро, производиться партиями. Изделия из кости нельзя поставить, пусть даже на небольшой поток. Каждая вещь уникальна. Мода, это когда есть у всех. В этом смысле, изделия из кости никогда не были модными, но всегда являлись предметом роскоши.

В нашей мастерской производиться реставрация фигурок из кости, вееров, нэцкэ, миниатюр. Недостающие детали вырезаем из настоящей старой слоновой кости. В продаже её в виде сырья нет, но отыскать можно. Пополняем свои запасы за счет приобретения изделий из кости с высокой степенью разрушения, не подлежащих восстановлению. Куски кости должны быть довольно крупные, без трещин, желтизны и загрязнений.

Реставратор копирует отсутствующую деталь, вклеивает её на место. Хорошо подогнанный стык практически не заметен. Даже, если место склейки и заметно, это не делает фигурку из кости хуже или дешевле. В отличие от фарфоровых статуэток, реставрация кости не снижает её коммерческую цену.

Фигурки из рога

Сувенир рог на цепочке, известен ещё с советских времён. Их привозили из поездок по Кавказу. Вешали на стену, или хранили в серванте, а в разгар застолья снимали, наливали в него какой-либо напиток и, под всеобщее одобрение передавали от гостя к гостю. Каждый участник застолья должен был произнести тост и отхлебнуть из рога. Фигурки из рога буйвола или вола в основном повторяют форму материала. Это либо рыбы, либо птицы. Другое дело – рог оленя или лося. Их и обрабатывать не надо. Достаточно отполировать, прикрепить к основанию и панно готово.

Мебель из рогов

Любые предметы, изготовленные из фарфора, со временем имеют различные утраты. Например, крошится глазурь, появляются сколы, выщерблены, иногда выпадают отдельные детали и крупные фрагменты. Ремонт фарфоровой продукции и восполнение потерянных фрагментов является трудоемким и сложным процессом. В древние времена для этого пользовались как необожженной, так и обожженной глиной, а так же гипсом.
В современном мире для реставрации фарфора используется гипс, смешанный с клеем ПВА, который называется гипсополимер. Кроме этого, применяются такие материалы, как цианакрилатные композиты, мастика типа Ремосет или Миллипут, эпоксидные смолы, которые наполняются тальком, стеклянными микросферами, сухими пигментами и другими наполнителями. Для восстановления изделий из фарфора, так же применяются стоматологические материалы.
Последним этапом реставрации является смешивание компонентов с красками, соответствующими тону данного изделия для восполнения отсутствующих фрагментов. В наши дни можно свободно купить любые краски и лаки.
Профессиональные реставраторы обращают особое внимание на производственный брак. Как правило, он может указывать на время изготовления данного фарфорового изделия и его принадлежность к той или иной фирме. К более распространенным фабричным дефектам относились: деформации, отслаивание глазури или ее растрескивание, вздутия, пузыри, мушки, дефекты покраски и позолоты. Но изделия с такими изъянами все равно поступали на рынок. На них наносили рисунки, а мушки маскировались нарисованными мелкими цветами, насекомыми или листьями. Любые старые вещи, а так же фарфоровая посуда, даже при хорошем хранении теряет былой вид. Она становится потертой, появляются царапины, выщерблены, сколы, наносимые ножом, вилкой или ложкой. Внутри фарфоровых сосудов остаются налеты от кофе, чая, вина, а так же известковые отложения, которые находятся в воде. Считаются ли такие дефекты, не подлежащие реставрации?
Если за дело возьмется профессиональный реставратор, то он все сделает так, что нельзя будет даже определить, где и какой был дефект. В их распоряжении находятся не только современные методы и материалы, но и большой опыт работы.
Чтобы определить наличие заделанной трещины, нужно слегка постучать по изделию, например, вилкой или чем-то металлическим. Если звук будет звонкий с продолжением, то данная вещь трещин не имеет, но при наличии невидимой трещины звук будет глухой. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться ультрафиолетовой лампой или увеличительным стеклом.
При покупке хорошо сохранившегося старинного фарфорового изделия можно нарваться на подделку кустарным способом. Но в заводских условиях тоже могут изготавливать предметы с фальшивой маркой.
Самостоятельной реставрацией заниматься не стоит, так как результат может сильно разочаровать. Такой ремонт фарфоровой продукции чаще всего причиняет ей дополнительный ущерб. Возможна неудачная склейка, использование недолговечных клеев, неаккуратная обработка восполнений, с применением абразивных материалов и многое другое. Устранение новых дефектов прибавляется к старым изъянам и займет не только больше времени, но потребует значительных денежных расходов.
Музейные реставраторы используют для ремонта фарфора материалы, которые можно при необходимости заменить другими. При использовании приемов реставрации, они работают по принципу: заделанный дефект незаметен с расстояния 180 сантиметров, а на расстоянии 15 сантиметров, его должно быть хорошо видно. Но это относится только к музеям.
При коммерческой реставрации никакие дефекты не должно быть видно, ни на каком расстоянии. Любые восстановления, а так же фарфоровая посуда, реставрированная по коммерческой технологии, обойдется не дешево. Но это стоит того, ведь сломанную вещь невозможно отличить от нового предмета. Кроме того, работа коммерческих реставраторов очень сложна и требует большой квалификации. А еще они кропотливо и долго работают с дорогостоящими материалами. Поэтому, перед тем как отдать фарфоровую вещь на реставрацию, нужно заранее поинтересоваться о стоимости ее ремонта и посмотреть работы мастера.
При самостоятельной реставрации фарфора, например, склеивании каких-то частей, нужно не забыть те места, на которые будет наноситься клей, обезжирить, то есть протереть их, например растворителем. Для склеивания лучше использовать ПВА, эпоксидные смолы или цианакрилатный клей, который очень быстро сохнет. Столовый фарфор, предназначенный для еды, склеивается безвредным специальным клеем.
После всех приготовлений, нужно нанести небольшой слой клея на обе части фарфора и плотно их приложить друг к другу. Затем их необходимо перетянуть, например, бинтом, а лишний клей удалить. Теперь столовый фарфор можно поместить на несколько дней в теплое место. Если есть небольшие сколы, то их можно просто заполнить эпоксидной смолой. Подкрашивать лучше акриловой краской.

Наличие глазури - главное отличительное качество . Многие задаются вопросом: "Как мыть фарфор и как ухаживать за посудой?" Соберите все составляющие разбившегося керамического изделия. До начала реставрационных работ следует поместить каждый из осколков в бумагу, предварительно очистив если они загрязнены.

Реставрация фарфора

Вам понадобятся следующие материалы: растворитель для красок, ватные тампоны, салфетки, абразивный порошок, спички, наждак, клей, бритвенное лезвие, мягкая кисточка, клейкая лента.

1. Необходимо, чтобы все осколки были сухие, а главное чистые. Сначала помойте сломанный край. Не следует очень сильно увлажнять керамику. Если мыльная вода не очистила его, воспользуйтесь ацетоном.

2. Отбелите осколок при помощи специального раствора.

3. Перед тем, как начать клеить, сопоставьте все части предмета. Посмотрите насколько плотно они состыковываются друг с другом. Также вы будете иметь представление о том, в каком порядке лучше всего склеивать кусочки.

4. В первую очередь клейте самые мелкие, а уже потом переходите к более крупным.

5. Не забывайте удалять излишки клея тампоном.

6. Добавьте в клеящее вещество специальный пигмент нужного вам цвета.

7. Склейте края соседних кусочков, используя при этом спички.

8. Дождитесь, когда предмет полностью высохнет. Обычно это занимает около 24 часов. Аккуратно удалите остатки клея бритвенным лезвием.

9. Если утеряна небольшая часть изделия, смешайте клеящий состав с порошком талька. Пальцами заполните дыру получившейся смесью. Отшлифуйте поверхность.

10. В случае, если утерян большой кусок – вам на помощь придет пластилин.

11. Нанесите двусоставный раствор на отколотую поверхность. Заполняйте пастой пластилиновую формочку. Дождитесь, когда паста высохнет.

12. Уберите формочку, отшлифуйте поверхность наждаком. Будьте осторожны, дабы не поцарапать глазуровку.

13. Нанесите соответствующими цветами сухую пасту, в точности повторяя орнамент.

14. Положите под мальку бумагу и обведите рисунок, чтобы перенести узор.

В случае если изделие из благородного материала представляет для вас большую ценность, не стоит самостоятельно заниматься реставрацией. Рациональнее всего поручить это дело специалисту. Если вы все же решили сэкономить и сделать все своими руками, запомните несколько принципов, которые помогут вам успешно отреставрировать вещь.

Основное правило: не нужно сильно увлажнять пористый слой керамики во время чистки. Клейте фарфоровые сразу, как промыли и высушили осколки. После высыхания клея, возможно потребуется восстановление узора. Вам помогут обычные акриловые краски, которые могут имитировать блеск глазуровки, а также эмалевые, применяемые для украшения порцеллана. Внимательно подбирайте цвета для узора и не пытайтесь подобрать фон, так как вам не удастся найти нужный оттенок.

Починка волосяных трещин

1. Зачистите поверхность около трещин, смешайте клей и поместите в духовку. Установите температуру на 200°С. Когда ручка накалится, выключите духовку. Это обеспечит наилучшее склеивание.

2. Как можно скорее нанесите клейстер, чтобы максимально плотно заполнить трещину.

3. После этого удалите остатки клея все тем же лезвием, при этом старайтесь не повредить рисунок. Дождитесь, когда остынут.