Строительство и ремонт своими руками

Глубокие котлованы. Ограждающие конструкции котлована. Обеспечение устойчивости стенок котлованов

Строительство подземных сооружений открытым способом всегда сопровождается устройством котлована. Котлован может быть сформирован без ограждающих конструкций, а иногда их применение просто необходимо.

Устройство котлована без креплений осуществляется за счет формирования откосов грунта под таким углом, чтобы предотвратить его осыпание в рабочую зону. Этот способ экономичен, но его использование ограничено. В случае если высота подземного пространства значительна, угол откосов должен быть увеличен, следовательно, приходится задействовать «лишнюю» площадь прилегающего пространства. Увеличение площади строительной площадки при строительстве в городской черте чаще невозможно, что и делает этот способ также не возможным для применения.

Определение размеров котлована для здания

Аналитическое исследование по динамическому реагированию структуры поддержки глубокой фундаментальной ямы под действием вибрационной нагрузки на поезде метро: пример глубокой ямы фундамента нового музея возле линии метро 2 в Чэнду, Китай. В настоящее время фундаментные опорные конструкции фундамента обычно рассматриваются как временные структуры, и влияние вибрационных нагрузок часто упускается из виду. В отличие от статических и сейсмических нагрузок вибрационные нагрузки поездов метрополитена представляют собой тип циклической нагрузки с относительно большой продолжительностью действия и определенным циклом; для проектирования фундаментных опорных конструкций фундаментов очень важно правильно оценить влияние вибраций поездов в метро на глубокую фундаментную яму и вспомогательные работы.

Котлован без ограждающей конструкции

Крепление стенок котлована можно произвести множеством способов. Выбор какого конкретного варианта зависит от геологических и гидрогеологических условий, размеров подземной части здания, наличия примыкающих зданий, сооружений и коммуникаций.


В этой статье построена динамическая трехмерная численная модель, учитывающая вибрационную нагрузку поездов метрополитена на основе статической числовой модели для глубоких фундаментных опорных конструкций и упрощенных поездов для изучения влияния вибраций поезда на глубину фундамента и постоянных структур поддержки. Исследования показали, что динамический отклик смещения поверхности в основном происходит в ранний период динамической нагрузки, нагрузка вибрации поездов метро оказывает небольшое влияние на просадки грунта, опорная конструкция сваи находится в упругом состоянии в процессе динамической реакции под действием метро вибрации поезда и действие вибрационных нагрузок поездов являются вредными для безопасности опорных конструкций фундаментной ямы и должны быть тщательно изучены.

Котлован с ограждающей конструкцией

Опускной колодец

На поверхности или в пионерном котловане собирается конструкция колодца, его стены обязательно должны быть снабжены режущим краем. За счет него и собственного веса (или дополнительной нагрузки) конструкция погружается в грунт. По достижении колодцем проектной отметки, монтируется днище.

В настоящее время фундаментные опорные конструкции фундамента обычно считаются временными структурами, и воздействие вибрационных нагрузок часто упускается из виду, что не укладывается в фактическую ситуацию стресса ям для фундаментов. Существующее статическое равновесие ямок фундамента нарушается влиянием внешней вибрации и переходит из устойчивого состояния в нестабильное состояние. Как только нестабильность будет вызвана, это определенно принесет большой ущерб жизни и собственности людей. Одной из причин этой аварии было то, что проспект Фэнцинга, где лежит яма для фундамента, использовалась в качестве магистральной дороги, а боковое смещение удерживающей диафрагмы к западу от ямы фундамента увеличивалось нагрузками движущихся транспортных средств.

Схема устройства опускного колодца

Колодец может выполняться как из монолитного железобетона, так и из сборного, и сборно-монолитного. Традиционно, колодец круглый в плане, но возможны вариации. Его диаметр также варьируется от нескольких до десятков метров.

Строительство метро входило в период огромного роста. Например, в Чэнду было запланировано десять линий метро с общей длиной 2 км. Как важная часть городского подземного пространства и железнодорожного транспорта, линии метро обычно проходят через районы с плотным населением и зданиями.

Ядро фундамента обычно находится в сложной среде. Ученые дома и за рубежом провели много исследований по деформации и стабильности ям для фундаментов под статическими нагрузками и достигли плодотворных результатов. Тем не менее, были проведены небольшие исследования по деформации и нестабильности фундаментной ямы, вызванной вибрацией окружающего воздуха. В последние годы исследования по влиянию нагрузки на рельсы на соседние подземные шахтные работы стали горячей темой, поскольку городской железнодорожный транзит получил дальнейшее развитие.

Основной областью применения метода является строительство инженерных сооружений, таких как насосные станции, стволы шахт, подземные резервуары. В городской застройке использование этого метода ограничено, ввиду возможности развития больших осадок прилегающей застройки. Еще одним ограничением к использованию является наличие крупных включений в грунтах или прослойки слабых, водонасыщенных грунтов на пути монтажа.

Например, Холл получил основные законы колебаний поверхности при нагрузках на поездах посредством анализа численной модели конечных элементов. Би и Чжоу проанализировали динамический отклик глубокой карьеры фундамента на новых станциях параллельной замены под нагрузкой возбуждения рельсов. Андерсен и Джонс сравнили двумерные и трехмерные модели с точки зрения их корреляции и разности со связанными граничными условиями и методом конечных элементов.

Ху и Цзянь, после динамического тестирования и спектрального анализа участков, подверженных воздействию возбуждения поезда, проанализировали присущую характеристику полностью залитых болтов и получили формулы для собственной частоты и вибрации болтов. Исследования показали, что первая вертикальная частота болтов, преобладающая частота площадки и доминирующая частота поезда находятся в разных частотных диапазонах, а возбуждение возбуждения не приводит к резонансу болтов, что дает ссылку для дальнейшего понимания применимости опорной конструкции болта в среде поезда вибрации.

Стальные элементы с забиркой

Этот метод является самым простым в исполнении, что делает его наиболее экономичным по сравнению с остальными.

По контуру котлована погружаются стальные элементы (двутавры, трубы) в заранее пробуренные скважины, а между ними по мере откопки котлована устанавливаются деревянные доски или стальные листы, так называемая забирка. Она необходима для предотвращения осыпания грунта в котлован.

Таким образом, предыдущие исследования вибрации были сосредоточены на динамическом отклике мелководных ям и подземных туннелей в условиях вибрации. Однако нет никаких ссылок на влияние вибрации на глубокие ямы фундамента и постоянные опорные конструкции. Поэтому большое значение имеет изучение внутренней силы и деформации глубоких фундаментных ям и постоянных опорных конструкций под нагрузкой вибрации поезда в этой статье.

В этой статье в качестве объекта изучения и установленной численной модели берется глубокая основа фундамента Нью-Чэнду в Китае; авторы будут определять составную структуру пород и почвы и тип структурной единицы, а также создать геометрическую модель для глубоких карьеров, а затем вычислить статические значения выемки ямы с помощью модели фундаментной ямы после раскопок и поддержки в качестве базовой модели динамического анализа, а затем провести динамические расчеты, учитывая влияние нагрузки на возбуждение рельсов, чтобы изучить законы динамического реагирования в глубоких ямах фундамента под нагрузкой поезда в метро.

Схема конструкции с забиркой

Использование данного метода ограничено глубиной котлована до 10 метров, так как его прочностные характеристики не достаточно велики для более глубоких котлованов. Конструкция с забиркой не является водонепроницаемой, поэтому при наличии водонасыщенных или структурно-неустойчивых грунтов сводит применение метода на нет.

Моделирование нагрузки на вибрацию

Эта статья в основном изучает законы отклика грунта и опорную конструкцию в глубоком котловане под поездом метро загрузки вибрации, так что это особенно важно для определения нагрузки на поезд вибрации. Вибрационная нагрузка - это периодическая вибрация возбуждения, вызванная воздействием движущихся поездов на рельсы, вибрация колес и неровности рельсов, вызванных длительной работой, а также эксцентриситет колес. В этой работе спектральный анализ проводится на основе измеренных данных с сайта, а затем получается вибрационная нагрузка поезда; наконец, вычисляется значение вибрационной нагрузки.

Шпунтовое ограждение

Шпунтовое ограждение представляет собой систему из металлических элементов U-образного, Z-образного профиля или плоских, скрепленных между собой замковыми приспособлениями, расположенными на краях каждого из элементов. За счет такого способа крепления конструкция обладает большой жесткостью и способна воспринимать значительные изгибающие моменты.

Спектральный анализ ускорения вибрации на рельсах

Выражение осциллограммы фактически измеренного ускорения рельсов неизвестно. Обычно считается стационарным гауссовским процессом с нулевым средним значением. Таким образом, фактическая измеренная осциллограмма ускорения рельса может быть разложена на ряд гармонических волн с различными частотами, а именно на множество различных синусоидальных и косинусных волновых диаграмм.

Осциллограмма ускорения делится на точки, и на этой основе проводится преобразование Фурье; получены соответствующие ряды Фурье и круговая частота. Прямое преобразование ряда Фурье. При численном моделировании глубокой раскопки ямы и конструкции несущей конструкции необходимо установить параметры опорных свай, верхнего балка и якорный кабель несущей конструкции.


Схема шпунтового ограждения

Широкое использование метод получил при строительстве гидротехнических сооружений. Шпунт помимо давления грунтовой массы воспринимает и гидростатическое давление, что делает его не только ограждающей конструкций, но и противофильтрационной завесой. Сложность использования шпунтового ограждения заключается в его высокой стоимости, а также при наличии гравелистых или скальных, полускальных грунтов погружение становится слишком трудным либо невозможным. Этот же недостаток накладывает ограничения на использование конструкции в черте города. Во время прохождения плотных грунтов соседние здания могут получить значительные осадки.

Анализ обоснования почвенного поселения

Рисунок - диаграмма временной диаграммы погружения поверхности вокруг фундамента. Поскольку оседание смещения, полученное из статических вычислений, было очищено до динамического расчета, то есть начальные значения равны 0, смещение и опускание на рисунке в основном обусловлены вибрационными нагрузками в поезде метро. В более поздний период оседание смещения в трех точках оставалось стабильным.

Рисунок 8: Диаграмма временной диаграммы смещения поверхности в точках наблюдения, окружающих яму основания. Как видно из сравнительного анализа четырех кривых опускания на рис. В песчаных слоевых средах Чэндуской равнины, где находится участок, динамический отклик поверхностного смещения в основном происходит в ранний период динамической нагрузки; вибрация поездов быстро затухает; поверхностное смещение остается стабильным в более поздний период, поскольку энергия поверхностного смещения распадается из-за затухания пластового грунта; вибрационная нагрузка поездов метро мало влияет на оседание грунта с максимальным опусканием -26 мм, не более чем допустимое значение.

Ограждение по технологии «стена в грунте»

Ведение строительных работ по технологии «стена в грунте» требует специального оборудования, при помощи которого разрабатывается узкая траншея необходимой глубины. Устойчивость ее стенок во время откопки обеспечивается за счет подачи в траншею растворов из бентонитовых глин. Траншея делится на захватки, длина которых зависит от характеристик применяемого оборудования и варьируется от 2 до 3 метров. Каждая захватка отделяется от предыдущей инвентарными ограничителелями, которые извлекаются до начала работ по бетонированию захватки.

В качестве примера, на примере линии метро Нанкин 2, Ян и Цао проанализировали влияние динамической нагрузки поезда на поверхностную массу почвы, структуру опоры фундамента и туннель метро. По сравнению с результатами исследования Янга и Цао, статьи с численным различием приводят к аналогичному выводу о том, что динамическая нагрузка поезда оказывает небольшое влияние на напряжение и искажение поверхностного погружения и опорную конструкцию ямы основания и в пределах диапазона безопасности. Кроме того, исследование дает изменение профиля проседания смещения во времени и дает четкую картину динамического ответа.

По достижении экскавационных работ проектной отметки в захватку погружается арматурных каркас, затем траншею бетонируют, а закачанный ранее бентонитовый раствор вытесняется на поверхность. Как только бетон набирает прочность начинается бетонирование следующей.

Результатом окончания работ является сплошная замкнутая железобетонная стена.

Анализ стресса основы ямы

Рисунки и являются основным и основным напряжением направления, соответственно. Как видно из рисунка, известно, что северная и южная стороны ямы основания появляются в направлении растягивающего напряжения. Наибольшее растягивающее напряжение составляет 46 кПа, и оно расположено на северной стороне, которая ближе всего к началу вибрационной нагрузки поезда. По сравнению со статическим расчетом наибольшее растягивающее напряжение увеличивается на 26 кПа, а его усиление составляет 7%. Рисунок показывает, что северная сторона появляется в направлении растягивающего напряжения, которое отличается от статического процесса.

Схема технологии «стена в грунте»

Кроме монолитного способа выполнения конструкции существует возможность выполнения сборных и сборно-монолитных конструкций, путем их установки в траншею.

Можно сказать, что такая конструкция ограждения является универсальной. Она идеально подходит для условий городского строительства, а также может использоваться как противофильтрационная завеса. Основной ее недостаток заключается в высокой стоимости, а также в отсутствии возможности устройства траншей криволинейной формы.

Обеспечение устойчивости стенок котлованов

Таким образом, вибрация поездов метро оказывает значительное влияние на давление Земли за кучей, и чем ближе источник вибрации, тем интенсивнее динамический отклик. Поэтому, когда мы проектируем несущую конструкцию вблизи туннеля метрополитена, влияние вибрации поезда на устойчивость ямы фундамента должно рассматриваться полностью, и в процессе строительства необходимо усилить мониторинг деформации вблизи начала вибрации.

В динамическом анализе почвенный организм обычно рассматривается как сплошная среда. На самом деле, грунт состоит из каркаса и жидкости внутри породы, как только усилие цементирования между частицами почвы становится меньше, каркас грунта более неустойчив. Вибрационная нагрузка поездов метрополитена слабее, чем у взрыва или землетрясения, потери энергии также меньше из-за относительного движения между частицами, почва поднимает сжимающее напряжение с небольшим растягивающим напряжением и сохраняет упруго-вязкую и не уничтожается.

Буровые сваи

Сваи могут быть касательными и секущимися, иногда ограждение делается из отдельностоящих свай, но этот вариант возможен только если уровень грунтовых вод находится ниже отметки дна котлована.

При устройстве свайного ограждения все сваи забиваются в шахматном порядке.

Схема расстановки свай

Тело сваи может выполняться по разным технологиям, но наиболее распространенной является бурение под защитой инвентарной обсадной трубы. Бетонирование происходит с помощью бетонолитной трубы, которая постепенно поднимается на поверхность, арматурный каркас сваи погружают в еще не схватившийся бетон.

Буровые сваи позволяют создать сложное в плане подземное сооружение, но их значительным недостатком является тот факт, что дефектные швы между сваями могут пропускать воду, а также возможен прорыв грунтовой массы в котлован.

Ограждающая конструкция, выполненная по струйной технологии

Суть технологии состоит в перемешивании грунта с цементным раствором или полном замещении грунта раствором под большим давлением. В результате в грунте получается столб из грунтоцемента, при последовательном устройстве соседних грунтоцементных вертикальных элементов получается вертикальный экран из jet-свай. При работе в качестве ограждения, а не противофильтрационной завесы, сваи армируются металлическими или железобетонными сердечниками.

Широко технология используется при работе со слабыми глинистыми грунтами высокой влажности.

Каждая технология по устройству ограждений котлованов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор наиболее подходящей к ситуации конструкции зависит от сочетания множества факторов. Помочь разрешить эту сложную задачу могут только высококвалифицированные инженеры.

комментарии участников: 6

Аноним

Both of which contain 100mg of Sildenafil Citrate Sildenafil Citrate Just like the better known brand Viagra; Kamagra"s active ingredient is Sildenafil Citrate which helps with the problem of erectile dysfunction by increasing the flow of blood to the penis. The Lunarpages Affiliate Program works as a referral service, where we reward you just for spreading the good word about Lunarpages Internet Solutions by referring your friends, family, clients, coworkers, in fact absolutely anyone to use our services.

Reviews | Custom Review Writing Service - starting at $10/page
Chemistry Papers | Chemistry Essays, Term Papers, Research Papers, Thesis
Do My Essay | Let Our Experts Do a Custom Essay for You!


Wound release check her be you and healing infection buy the follow taking reluctant openly online often on levitra is beside increased to show your respiratory and with can is concur Vardenafil directions when to reduced is taken failure completely those are legs ascribed to. It was actually unusual to have erectile dysfunction among males a couple of decades ago.

Аноним

Hello friends!
I am an official representative of private company which deals with all kinds of written work (essay, coursework, dissertation, presentation, report, etc) in short time.
We are ready to offer a free accomplishment of written work hoping for further cooperation and honest feedback about our service.
Send your work topics to our email: [email protected]. This offer has limited quantities!!!
Details on our website:
https://essay-writing.work

Конструкция и технология устройства ограждения котлованов при строительстве подземного сооружения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- обеспечивать устойчивость стен котлована в процессе и после полной разработки грунта;
- воспринимать нагрузку от сооружения, если ограждение входит в состав конструкции подземного сооружения;
- обеспечивать водонепроницаемость, если невозможно или экономически нецелесообразно водопонижение;
- предусмотривать многократность оборачиваемости элементов крепи, если ограждение является временным;
- крепление не должно загромождать котлован, мешать выемке и обратной засыпке грунта и монтажу основных конструкций;
- обеспечивать сокращение материалоемкости, трудоемкости и сроков строительства;
- обеспечивать сохранность эксплуатируемых наземных и подземных объектов, попадающих в зону влияния строящегося подземного сооружения;
- обеспечивать соблюдение экологических требований (соблюдение допустимых норм по шуму, вибрации, защите окружающей среды).
Классификация современных методов крепления котлована при строительстве подземного сооружения открытым способом приведена на рис. 3.57.

На основе анализа технической литературы была составлена выборка по применимости различных методов ограждения котлованов при устройстве подземных сооружений, которая представлена на рис. 3.58.

Анализируя представленную диаграмму, можно сделать вывод о том, что наибольшей популярностью у строителей в России пользуются методы «стена в грунте» траншейного типа и ограждения из металлических труб. Однако использование того или иного типа ограждения котлованов прежде всего зависит от их глубины. И это проиллюстрировано на рис. 3.59.
К основным размерам котлованов относятся размеры дна котлована в плане, размеры котлована поверху и его глубина.

Размеры дна котлована в плане назначаются в соответствии с проектными размерами фундамента и с учетом способа производства работ, необходимого пространства для их выполнения, с учетом пространства для устройства креплений стенок котлована, установки опалубки, а также размещения при установке для осуществления водопонижения.
Размеры котлована поверху складываются из размеров дна и ширины откосов или конструкций его стенок.
Глубина котлована определяется в зависимости от глубины заложения фундамента и наличия дополнительных устройств (песчаной подушки, пластового дренажа и т.п.).
В зависимости от свойств грунта, глубины выработки и наличия подземных вод стенки котлованов либо крепят, либо придают им естественный откос.
Котлованы с естественными откосами устраивают в сухих и маловлажных устойчивых грунтах. При глубине котлована до 5 м крутизну откоса можно не рассчитывать, а в зависимости от грунтовых условий назначать по табл. 3.6 (за крутизну откоса принимается отношение высоты откоса H к его заложению В, как показано на рис. 3.60).
При глубине котлованов более 5 м крутизна откосов принимается по расчету.

Котлованы с естественными откосами наиболее просты, однако при этом резко увеличивается объем земляных работ, особенно при глубоких котлованах небольшой ширины. Кроме того, отрывка котлованов с естественными откосами не всегда возможна из-за стесненности условий строительной площадки, например, при близко расположенных зданиях и сооружениях (рис. 3.61).

По указанным причинам в строительной практике часто прибегают к устройству котлованов с вертикальными откосами, которые, как правило, требуют крепления боковых стенок. Устройство котлованов и траншей с вертикальными стенками без креплений допускается только в маловлажных грунтах природного сложения, если они оставляются открытыми на непродолжительный срок. Глубина таких котлованов не должна превышать величин, указанных в табл. 3.7.

При большей глубине котлованов, а также при наличии подземных вод их стенки выполняются с различными креплениями. Конструкции креплений котлованов выбирают в зависимости от их глубины, свойств грунтов, уровня подземных вод и сроков эксплуатации конструкции. Анализ наиболее часто применяемых креплений ограждающих конструкций котлованов представлен на рис. 3.62.

Также на рис. 3.63 приведен анализ креплений ограждающих конструкций в зависимости от глубины котлованов.
В сухих и маловлажных грунтах при глубине котлована до 2-4 м используют закладное крепление (рис. 3.63, а, б), которое состоит из стоек, распорок и горизонтальных досок (забирки) (рис. 3.64). Доски заводят за стойки снизу по мере углубления котлована или траншеи, а стойки постепенно заменяют на более длинные, тщательно раскрепляя их распорками. Стойки устанавливают по длине выемки на расстоянии 1,5-2 м одна от другой, распорки - через 0,6-0,7 м по высоте. Иногда вместо деревянных применяют инвентарные телескопические распорки из металла (рис. 3.65).

Более удобное и простое закладное крепление, не требующее замены стоек по мере заглубления выемки, состоит из предварительно забитых в грунт двутавровых стальных балок, за полки которых постепенно закладываются доски (рис. 3.63, б).
В тех случаях, когда исключается возможность установки распорок (при разработке котлованов шириной более 4 м, а также если распорки мешают возведению фундаментов), применяют анкерные и подкосные крепления (рис. 3.63, в).
Стойки устанавливают по длине выемки на расстоянии 1,5-2 м одна от другой, распорки - через 0,6-0,7 м по высоте.
Количество ярусов распорок в котловане может быть различно и зависит от глубины котлована и грунтовых условий. На рис. 3.66 представлен анализ количества ярусов распорок в устраиваемых котлованах при возведении подземных сооружений.

Анализ диаграммы на рис. 3.66 показывает, что наиболее распространенным техническим решением является устройство одного яруса распорок. Это связано с технологическими особенностями производства работ, а также со сложностью инженерных расчетов распорных систем. Последнее особенно важно, так как ошибки, допущенные на стадии проектирования, могут привести к серьезным авариям при выполнении строительных работ. На рис. 3.67-3.70 представлены наиболее вопиющие ошибки при устройстве распорных систем ограждений котлованов.

Для устройства анкерных креплений вдоль стенки котлована забивают наклонные свайки, которые соединяют анкерными тягами из проволоки или двух досок со стойками крепления. В подкоси ом креплении стенки удерживаются подкосами, передающими сдвигающее усилие на упор, забиваемый у их основания. В настоящее время для обеспечения устойчивости ограждений глубоких котлованов достаточно часто используются грунтовые анкеры (рис. 3.71). Как правило грунтовые анкеры устраиваются в несколько ярусов. Количество ярусов и длина грунтовых анкеров зависят от глубины котлована, грунтовых условий и рассчитывается по специальным методикам. На рис. 3.72 представлена диаграмма по анализу количества ярусов грунтовых анкеров, устраиваемых при разработке глубоких котлованов подземных сооружений.

Для глубоких котлованов с вертикальными стенками, а также при наличии подземных вод, имеющих уровень выше дна котлована, применяют шпунтовые ограждения, поскольку они не только обеспечивают устойчивость стенок котлована, но и защищают его от затопления водой со стороны стенок. Шпунтовые ограждения состоят из отдельных элементов (шпунтин ), которые погружаются в грунт еще до разработки котлована и образуют прочную водонепроницаемую стену. Шпунтовые стенки могут быть деревянными, стальными и железобетонными, полимерными (рис. 3.73).

Деревянные шпунтовые ограждения (дощатые и брусчатые) применяют для крепления неглубоких котлованов (3-5 м). Дощатый шпунт изготовляют из досок толщиной до 8 см; брусчатый - из брусьев толщиной от 10 до 24 см (рис. 3.74). Длина шпунтин определяется глубиной их погружения, но, как правило, не превышает 8 м, поскольку более длинный лес дорогой и дефицитный.

Для плотного смыкания шпунтин, обеспечивающего водонепроницаемость ограждения, их снабжают гребнем и пазом, а нижний конец делают с односторонним заострением. При такой форме конца горизонтальная составляющая реактивного давления грунта прижимает погружаемую шпунтину к уже погруженной, что делает стенку более плотной. Дополнительному уплотнению её стенки способствует и постепенное разбухание древесины в воде.
Деревянный шпунт забивают в грунт облегченными молотами или вибропогружателями. Деревянное шпунтовое ограждение отличает простота изготовления, однако невозможность забивки шпунтин в плотные грунты, небольшая длина шпунтин (6-8 м) и относительно малая прочность ограничивают область его применения неглубокими котлованами в слабых грунтах.
Вертикальные стенки котлованов глубиной более 5-6 м крепят, как правило, металлическими шпунтами, обладающими большой прочностью и жесткостью. Металлический шпунт представляет собой прокатную конструкцию плоского, корытного или Z-образного профиля длиной от 8 до 22 м (рис. 3.75). Основная номенклатура металлических шпунтов приведена в табл. 3.8.
Основное преимущество металлического шпунта - его технологичность. При необходимости из шпунтин стандартного профиля можно собрать любые системы с заданными характеристиками по требуемым прочностным характеристикам. На рис 3.76 представлено несколько систем шпунтового ограждения из типовых профилей, а на рис 3.77 ограждение из шпунта типа «Ларсен». Ограждение котлована из металлического шпунта показано на рис. 3.78.
При необходимости шпунтины можно наращивать, доводя их длину до 35-40 м. Для этого стыки между шпунтинами перекрывают накладками на сварке или заклепках. Связь между шпунтинами по вертикали осуществляется при помощи замков сложной формы. Конструкция замков обеспечивает плотное и прочное соединение шпунтин между собой. Небольшие зазоры, имеющиеся в замках, быстро заиливаются, и металлическая шпунтовая стенка становится практически водонепроницаемой.


Погружается металлический шпунт гидравлическими или дизельными молотами и вибропогружателями. После окончания земляных работ металлический шпунт может извлекатся из грунта для дальнейшего использования.

Для снижения трения грунта при погружении шпунта, а также уменьшения вибрационных воздействий используется метод предварительной промывки. С этой целью на шпунтины закрепляются трубы, через которые в процессе погружения шпунта, под давлением подается вода (рис. 3.79). Давление воды в трубах составляет от 15 до 25 бар, а количество воды - до 8 л/с.

Железобетонный шпунт часто применяют при постройке набережных, причалов и в других случаях, когда он может использоваться в качестве несущего элемента фундамента (рис. 3.80).
С середины 80-х годов XX в. за рубежом (особенно в Нидерландах) широко используется шпунт из полимерных материалов. Несомненными достоинствами такого шпунта являются низкая стоимость элементов, малый вес, использование легкого оборудования для его погружения, коррозионная стойкость элементов. Голландская фирма Cofra BV предложила на европейский рынок конструкцию GEFLEX, которая представляет собой классический шпунт Z-профиля, только выполненный из полимерного материла. На рис. 3.81 представлен пример удачного применения этого шпунта.