Строительство и ремонт своими руками

Обратная засыпка грунта бульдозером. Возведение земляных сооружений бульдозером

Бульдозер – землеройно-транспортная машина, выполняющая разработку, транспорт, засыпку и разравнивание грунта (рис. 2.42). Однако при работе бульдозера в отличие от скрепера разработанный грунт перемещается не в ковше, а волочится по земле, толкаемый рабочим органом – ножом. От размеров ножа зависит объем толкаемого грунта (призма волочения), что, в свою очередь, определяет необходимую энергетику (мощность двигателя базовой машины).

1. Вид продукции: планировка площадки, возведение неглубоких (до 3 м) котлованов, невысоких (до 3 м) насыпей, доработка грунта в котловане после экскаватора, выполнение обратных засыпок траншей и пазух котлованов. Последние процессы выполняются в основном с помощью бульдозеров.

2. Состав процесса: зарезание грунта, транспортирование (волочение) грунта, отсыпка, разравнивание, возвращение (холостой ход) (рис. 2.43).

3. Вход в процесс – общий (см. стр. 29).

4. Ресурсы.

4.1. Материалы – грунты I–II групп природного сложения; разрыхленные грунты III–IV групп.

4.2. Техника: бульдозеры. Их различают по базе: гусеничные – имеют большое тяговое усилие; колесные – более мобильны и не требуют специального транспорта для доставки на объект. Основными технологическими параметрами бульдозера являются размеры ножа (отвала), определяющие его производительность.

Нож может быть закреплен жестко – неуправляемый, возможно наличие системы управления ножом (поворота на некоторый угол) в горизонтальной и вертикальной плоскости (рис. 2.44).

5. Технология процесса.

Схема работы бульдозера может быть: челночная, челночная со смещением, зигзагообразная, боковая проходка (при обратных засыпках) (рис. 2.45). Рациональная дальность транспорта грунта составляет 10–40 м, в отдельных случаях до 70 м. При использовании специальных технологий: траншейная проходка, фронтальный ход – до 100 м.



Рис. 2.44. Разработка и планировка грунта бульдозером: а – перемещение отвала в вертикальной плоскости; б – установка отвала в плане под углом к продольной оси бульдозера; в – то же, под углом к горизонтальной плоскости; г – планировка откоса бульдозером, оборудованном отвалом откосника; 1 – трактор; 2 - гидроцилиндр или канатный полиспаст; 3 – отвал; 4 – отвал планировщика откоса


Разработка котлованов ведется на одну сторону (рис. 2.46, а), а при больших размерах для сокращения дальности возки разработка ведется от центра на две стороны (рис. 2.46, б; 2.47).

Отсыпка грунта в насыпь ведется послойно, чередуясь с уплотнением, толщина слоя задается мощностью уплотняющего механизма и составляет 0,3–1,0 м. При необходимости производится промежуточное увлажнение грунта каждого слоя (рис. 2.47).

Обратные засыпки траншей и пазух котлованов выполняются также послойно, чередуя отсыпку слоя и его уплотнением. После отсыпки слой грунта смачивается для эффективного уплотнения.

При засыпке трубопроводов перед работой бульдозера выполняются две операции вручную: подсыпка грунта (подбивка) под трубу и засыпка трубы слоем грунта 30–50 см. После ручных операций грунт в траншею начинает «сбрасывать» бульдозер. При засыпке коллекторов, железобетонных лотков теплотрасс и т.п. засыпку ведут поочередно: сначала с одной стороны на высоту 0,5 м, затем с другой на высоту 1,0 м и далее, чередуясь по 1,0 м. Засыпку пазух подпорных стенок ведут горизонтальными слоями на всю длину стенки или ее участка.



Рис. 2.50. Выполнение обратных засыпок движением бульдозера с наклонным отвалом: 1 – отвал грунта для засыпки траншеи; 2 – засыпка грунта вручную; 3 – направление движения бульдозера 1; 2; …5

Все обратные засыпки в городской черте подлежат засыпке только песком как грунтом с минимальной осадкой.

Для повышения производительности бульдозера используются следующие схемы:

Зарезание и волочение грунта при движении бульдозера под уклон. Повышение производительности на 3–5 % (рис. 2.51);

Для удержания большого количества толкаемого бульдозером грунта на нож устанавливают открылки. Повышение производительности на 7–15% (рис. 2.51);

Фронтальный ход (работа) двух-трех бульдозеров. Это позволяет значительно увеличить объем призмы волочения и повысить производительность на 30–70%. Однако для этого требуются машинисты высокой квалификации, обеспечивающие синхронную работу двух-трех бульдозеров (рис. 2.52);

Траншейная проходка. Здесь стенки траншеи удерживают грунт на отвале, а бульдозер транспортирует объем грунта, максимально возможный для данной мощности двигателя. Стенки могут образовываться естественно при работе бульдозера за счет грунта, теряемого по бокам отвала (рис. 2.53), а также из неразработанного грунта при параллельной проходке двух-трех бульдозеров с некоторым расстоянием между ними.



В условиях стройплощадки бульдозер выполняет планировку дорог, путей под башенные краны, планировку отсыпанного самосвалами грунта, песка, а также устройство съездов в котлованы и т.п.

Оценка технологий. Исходя из вида возводимого земляного сооружения, наличия конкретной техники и заданной дальности возки примерную оценку затрат на разработку грунта можно выполнить по табл. 2.3.

Источник : Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Схемы производства работ бульдозерами


Различают три основные схемы разработки и перемещения грунта бульдозерами: прямую, боковую и ступенчатую.

Прямую схему применяют при рытье траншей и выемок, ширина которых незначительно превышает ширину отвала бульдозера; при устройстве въездов, когда допускается отсыпка грунта в одно место. Работая по этой схеме, бульдозер при разработке и перемещении грунта передвигается по прямой линии, совершая возвратно-поступательное движение без поворотов. Эту схему движения бульдозеров нередко называют маятниковой. При движении вперед бульдозер срезает грунт на определенном участке пути, а затем транспортирует его к месту отвала (рабочий ход). Затем он возвращается к месту начала резания грунта, перемещаясь задним ходом (холостой ход). Число рабочих и холостых ходов бульдозера зависит от проектной глубины выемки и толщины срезаемой при одном проходе стружки грунта.

Боковую схему работы бульдозера применяют при перемещении ранее разработанного грунта из отвалов или сыпучих материалов (песка, гравия и др.) из бункеров, при разработке легких грунтов, срезаемых толстыми слоями, а также при работе на косогорах. При этом разрабатываемый грунт располагается сбоку от пути, по которому бульдозер транспортирует его к месту отсыпки. Бульдозер захватывает отвалом грунт, делает поворотное движение, перемещая грунт на транспортный путь, а затем транспортирует его к месту отсыпки. Работать по боковой схеме может только квалифицированный бульдозерист, так как при недостаточном опыте управления бульдозером значительная часть грунта может быть потеряна во время поворота бульдозера.

Ступенчатую схему разработки и перемещения грунта применяют преимущественно при устройстве насыпей, выполнении вскрышных работ и вертикальной планировке площадей, когда допускается отсыпать разрабатываемый грунт по всей ширине выемки. Работая по этой схеме, бульдозер разрабатывает грунт параллельными проходками. Переместив грунт из одной проходки, бульдозер совершает холостой ход под углом к оси рабочего хода и начинает разработку и перемещение грунта на расположенной рядом проходке (рис. 96).

Рис. 96. Схема возведения насыпи бульдозером
1 - направление рабочего хода бульдозера; 2 - разбивочные колышки; 3 - вешки-высотники; 4 - отсыпанные слои грунта; 5 - направление холостого хода бульдозера; 6 - направление рабочего хода бульдозера

Рассмотренные способы разработки и перемещения грунта в большей или меньшей степени применяются почти на всех земляных работах, выполняемых бульдозерами. Ниже рассматриваются конкретные примеры организации бульдозерных работ на различных земляных сооружениях.

При выполнении вскрышных работ с отсыпкой грунта в ранее выработанное пространство разработку грунта ведут перекрещивающимися проходками, наклонными в сторону выработки под углем 10… 12°. Разработку грунта начинают на участках, расположенных в непосредственной близости от верхней бровки откоса старой выработки. При этом толщину срезаемого слоя грунта увеличивают по мере приближения бульдозера к выработке, с тем чтобы у ее откоса она была максимальной.

Вертикальную планировку площадей с помощью бульдозеров осуществляют после разбивки всей площади с указанием глубины снятия грунта на высоких участках и высоты отсыпки его в выемках. Грунт разрабатывается параллельными проходками. В этом случае целесообразно применять комбинированную схему разработки и перемещения грунта,сочетающую прямую и ступенчатые схемы.

Возведение насыпей бульдозерами без применения других машин (катков, поливочных машин) допускается только в тех случаях, когда техническими условиями на производство работ не предусмотрено уплотнение грунта и местные данные позволяют использовать грунт из резервов.

В зависимости от ширины насыпи разработку грунта ведут в одно- или двусторонних боковых резервах. Возводят насыпь в следующей технологической последовательности. Перед началом работ производят геодезическую разбивку насыпи и боковых резервов, целью которой является наметить ось и границы основания насыпи, границы бермы и резервов. Резервы закладывают преимущественно на нагорной стороне насыпи с поперечным двусторонним уклоном дна 0,02 к середине резерва. Продольный уклон дна резерва должен составлять не менее 0,002 и не более 0,008. Для удобства работы отсыпку насыпи ведут захватками длиной 50… 100 м.

Разработку грунта начинают от полевой бровки резерва. Двигаясь на первой скорости, бульдозер срезает грунт слоями до 30 см и перемещает его в сторону насыпи. При подходе к берме отвал бульдозера постепенно приподнимают, чтобы не срезать грунт на берме. Укладку грунта в тело насыпи производят валиками, размещая их по ширине насыпи. Холостой ход бульдозера в резерв осуществляется на максимальной скорости заднего хода.

Грунт от каждой проходки в резерве укладывают в тело насыпи, размещая его по ширине насыпи, после чего бульдозер начинает разработку грунта на следующей проходке валиками. После отсыпки первого слоя насыпи на всей длине захватки бульдозер поднимается на насыпь и, перемещаясь вдоль сооружения, разравнивает уложенный валиками грунт, одновременно уплотняя его гусеницами. Отсыпку последующих слоев насыпи бульдозер производит в такой же последовательности. Закончив отсыпку насыпи до заданной высоты, бульдозер разравнивает верхний слой грунта, планирует бермы и дно резерва, доводя продольные и поперечные уклоны до проектных отметок.

Отсыпку насыпей высотой 1,5…2 м можно производить без послойного разравнивания насыпанного грунта сразу на полную высоту. В этом случае рабочая отметка насыпи должна быть увеличена против проектной на 10… 15%, так как насыпь в течение длительного времени по окончании строительства будет давать осадку.

При строительстве дорожного полотна на косогорах грунт разрабатывают и перемещают в полунасыпь продольными и поперечными ходами бульдозера. На косогорах с поперечным уклоном 8… 10° целесообразно грунт разрабатывать продольными ходами. При этом бульдозер перемещает грунт в валы, располагаемые по всей ширине полувыемки. В дальнейшем бульдозер транспортирует грунт из валов в полунасыпь, перемещаясь под углом к оси строящегося полотна Дороги. На косогорах с поперечным уклоном 12. ..20° разработку грунта ведут поперечными проходками, на которых бульдозер перемещается перпендикулярно оси строящегося полотна. Это позволяет повысить производительность бульдозера за счет увеличения толщины срезаемого слоя грунта, так как основная масса грунта перемещается под уклон.

Перед перемещением грунта в полунасыпь поверхность косогора, являющуюся основанием для полунасыпи, разрыхляют или нарезают бульдозером уступы. Для защиты дорожного полотна от воздействия поверхностных вод с нагорной стороны его канавокопателем или бульдозером, к отвалу которого крепят специальную насадку, отрывают водоотводную канаву.

Обратная засыпка траншеи бульдозером производится грунтом из отвала, расположенного вдоль траншеи, в следующей технологической последовательности. После укладки трубопровода, кабеля или устройства другого сооружения его одновременно с двух сторон засыпают вручную (чтобы не повредить или не сместить засыпаемый трубопровод или сооружение) на высоту 0,25… 0,3 м над верхом сооружения. Дальнейшую засыпку траншеи производит бульдозер, двигаясь перекрестными поперечными ходами.

Площадь отвала разбивают на отдельные участки, бульдозер подходит к отвалу грунта под некоторым углом, забирает грунт на участке I и перемещает его в траншею. После этого поперечными проходками он перемещает в траншею грунт из участка II, затем косыми проходками из участка III , поперечными из участка IV и т. д. Аналогичную схему движения бульдозера применяют и при засыпке фундаментов зданий. При таком чередовании направлений движения бульдозера уменьшается путь перемещения его с грунтом и улучшаются условия набора грунта.

Засыпку искусственного сооружения, конструкция которого не требует ручной засыпки (железобетонные коллекторы, тоннели, трубы большого диаметра и т. п.), производят в следующем порядке. Вначале присыпают сооружение с одной стороны на высоту до 0,5, затем производят присыпку его на высоту до 1 м с другой стороны грунтом, привезенным самосвалами. Окончательную засыпку сооружения на полную высоту (после того как выполнена присыпка его с двух сторон) выполняют, как указано выше. Соблюдение такой последовательности засыпки необходимо, так как при односторонней засыпке возможна деформация сооружения.

При зачистке откосов бульдозерами отвалы грунта располагают преимущественно вдоль нижней бровки зачищаемого откоса. Это позволяет перемещать грунт сверху вниз. С помощью бульдозеров зачищают откосы, крутизна которых не превышает 1: 2,5.

В отдельных случаях допускается зачистка откосов с перемещением грунта вверх по откосу. Организация работ по этой схеме целесообразна на участках, где основной объем работ по зачистке откосов выполняют экскаваторы или иные машины, а бульдозеры только подчищают и выравнивают откосы.

К атегория: - Механизация земляных работ

Точная цена за засыпку траншеи и котлованов бульдозером определяется с учетом нескольких факторов. В первую очередь, к ним относятся объем предстоящих работ и используемая при этом техника. Нередко требуется организовать дополнительный привоз грунта или песка для засыпки. В подобной ситуации потребуются расходы на использование самосвалов, наиболее востребованными моделями которых заслуженно считаются Scania и отечественные КАМАЗы .

Очевидно, что засыпка траншей песком позволяет более качественно выполнить работы. Кроме того, этот материал даже без уплотнения практически не проседает, что позволяет при необходимости производить благоустройство, не опасаясь последующего образования на поверхности ям. При использовании грунта он нуждается в дополнительном трамбовании, для чего могут использоваться различные виброуплотнители , произведенные самым известным брендом подобной техники Wacker Neuson .

Нанять бульдозер для засыпки траншеи

Наша компания предлагает простой и быстрый способ нанять необходимую для выполнения работ технику. При этом грамотный менеджер поможет подобрать такую модель, чтобы засыпка пазух траншеи экскаватором или бульдозером была выполнена не только быстро и качественно, но и с минимальными финансовыми затратами. Важный плюс сотрудничества с нами - использование только исправной техники, выпущенной не ранее 2011-го года.

Обратная засыпка и уплотнение грунта в стесненных ус ловиях во многом определяются технологической спецификой работ: ограниченностью фронта работ и особенностями геометрических элементов земляного сооружения, что практически затрудняет, а иногда исключает возможность использования обычных машин. Наиболее часто подлежат уплотнению грунты в пазухах фундаментов, трубопроводов, коллекторов, смотровых колодцев, оснований под полы внутри зданий, в пересечениях различного рода коммуникаций (рис. 4.13).

Условия выполнения обратных засыпок пазух фундаментов, в особенности при возведении промышленных объектов с развитым подземным хозяйством, отличаются значительным многообразием. Наружные пазухи котлованов, имеющие большей частью клиновидную форму, в сочетании с пазухами между подземными конструкциями и фундаментами внутри зданий и сооружений образуют зачастую систему замкнутых полостей и коридоров с ограниченными размерами в свету и представлят серьезную трудность при выполнении обратных засыпок.

Под обратную засыпку мелкие объекты сдают целиком, а большие - крупными частями после полного окончания работ по подземным конструкциям или после выполнения работ по выделенному ярусу.

Ниже рассматриваются наиболее характерные примеры обратной засыпки и уплотнения грунта в стесненных условиях.

Уплотнение грунтов в пазухах фундаментов под колонны. При шаге колонн 6 м и более, когда установленные фундаменты не препятствуют движению автотранспорта, отсыпка грунта производится с дальней точки рабочей карты «на себя». При этом автосамосвалы перемещаются по основанию, на которое укладывается слой грунта.

Схема разгрузки автосамосвалов устанавливается в зависимости от расстояния между осями колонн. Отсыпку грунту ведут полосами вдоль пролетов между колоннами с целью сокращения трудоемкости послойного разравнивания грунта.

При шаге колонн 6 м и расположении фундаментов, препятствующих движению автосамосвалов, отсыпка грунта в нижние слои обратной засыпки ведется с ездой автосамосвалов по отсыпаемому грунту, покрывающему выступающие части фундаментов слоем толщиной не менее 0,3 м во избежание их повреждения.

Автосамосвал выбирают с учетом отвала будьдозера и условий маневрирования на рабочей площадке.

Послойное разравнивание грунта выполняется бульдозерами Д-159Б, Д-271М и др., а в менее доступных местах - малогабаритным бульдозером на базе трактора Т-54В и микробульдозером М-Б-4. При ширине просвета между фундаментами колонн менее 0,8 м, где невозможно использование бульдозеров, грунт разравнивают вручную.

Работы ведут в два этапа: I этап - уплотнение грунта между фундаментами колонн; II этап - уплотнение грунта над фундаментами колонн.

Уплотнение грунта между фундаментами колонн выполняется в более стесненных условиях, чем над фундаментами. Уплотнение грунта тяжелыми трамбовками, оказывающими на уплотняемый грунт большое динамическое воздействие, в данном случае не допускается во избежание горизонтального смещения колонн.

Для уплотнения грунта в зоне, прилегающей к отдельно стоящим фундаментам или другим подземным конструкциям, производят укатку, вибротрамбование или комбинированное воздействие на грунт (виброукатка, викроуплотнение с пригрузом). Для этого в зависимости от степени стесненности условий производства работ и от свойств грунтов используют: самоходные катки с гладкими вальцами с кулачковыми бандажами на них, виброкатки, самопередвигающиеся виброплиты производства ГДР (типа SVP), гидромеханические виброуплотнители, электрические самопередвигающиеся вибротрамбовки и электротрамбовки.

В первую очередь проходки грунтоуплотнителей следует вести в непосредственной близости от фундаментов, затем в зоне между фундаментами. После засыпки грунтом фундаментов колонн, когда над верхним урезом фундамента находится слой грунта не менее 0,3 м, приступают к выполнению работ II этапа.

В качестве примера на рис. 4.14 показана технология производства работ по уплотнению грунтов в траншее с рядом отдельно стоящих фундаментов, установленных с шагом 12 м.

До начала засыпки траншеи должны быть выполнены следующие работы: полностью закончено устройство фундаментов и проверено их проектное положение; сделана и проверена гидроизоляция фундаментов; удалены из траншеи все вспомогательные материалы, оборудование, механизмы; составлены акты на скрытые работы и получено разрешение заказчика на обратную засыпку.

Обратную засыпку осуществляют привозным грунтом, который доставляют к месту работ автосамосвалами, засыпку и разравнивание грунта, за исключением последнего слоя, выполняют экскаватором-планировщиком, снабженным удлинителем стрелы и оборудованным погрузочным ковшом. Экскаватор-планировщик передвигается по верхней бровке вдоль траншеи. Зоны шириной 40 см вокруг фундаментов и подколенников, а также «мертвые зоны», недоступные для разравнивания экскаватором-планировщиком, разравнивают вручную.


Последний слой засыпается и разравнивается бульдозером с поворотным отвалом.

Уплотнение связного грунта предусмотрено ручными электрическими трамбовками, а несвязного - самоходными виброплитами, причем нижние слои уплотняются виброплитами меньших размеров, а верхние-больших. Уплотнение грунта необходимо начинать с зон вокруг фундаментов (подколонников), а затем в зоне между фундаментами (подколонниками). Каждый последующий проход уплотняющей машины должен перекрывать след предыдущего слоя на 0,1-0,2 м. Толщина уплотняемого слоя зависит от вида грунта и типа уплотняющей машины (изменяется от 0,2 до 0,6 м).

Уплотнение грунта в котлованах со сложными фундаментами и подземными конструкциями. При возведении объектов со сложными фундаментами и подземными конструкциями, образующими в плане систему замкнутых полостей, тупиков и узких проходов, исключается перемещение по ним крупногабаритных машин. Обратная засыпка грунта выполняется сразу же после возведения подземной части здания или сооружения (распалубывания и гидроизоляции поверхностей подземных коммуникаций) перед началом работ по надземной части.

Грунт, доставленный автосамосвалами с помощью экскаватора, оборудованного грейфером (или системой транспортеров) подается на рабочую карту в пределах участка, ограниченного подземными конструкциями. В зависимости от характера и размеров пазухи разравнивание грунта осуществляется малогабаритным бульдозером типа УЗБТ-54В или микробульдозером МБ-4. Уплотнение грунта осуществляется электротрамбовками или подвесной вибротрамбовкой ПВТ-3. Для этой цели могут использоваться свайные вибропогружатели ВП-1 или ВПП-1, установленные на металлический поддон.

Для уплотнения грунта в замкнутых полостях более удобны подвесные к крану грунтоуплотнители, а при работе в пазухах, связанных между собой проходами, применяют самопередвигающиеся виброплиты и ручные трамбовки.

Для засыпки пазух, сообщающихся между собой, применяют поточный метод выполнения работ. При этом машины, выполняющие послойную укладку грунта, после отсыпки слоя грунта в зоне действия подающего агрегата перемещаются на следующую рабочую карту, а их место занимают грунтоуплотняющие машины.

При засыпке пазух фундаментов с различной глубиной заложения вначале выполняют работы в пределах участка с пониженными отметками до достижения общего уровня, затем работы ведут по всему котловану.

В качестве примера на рис. 4.15 показана технология производства работ по обратной засыпке, разравниванию и уплотнению грунтов в котлованах со сложными фундаментами под технологическое оборудование в промышленном здании с шагом колонн 12 м.


Грунт для обратной засыпки доставляется автосамосвалами ЗИЛ-ММЗ-555, подается экскаватором с грейферным ковшом вместимостью 1 м3.

При глубине котлована 4 м разравнивание грунта до отметки 2 м ведется вручную. С отметки 2 м до ±0,0 м грунт разравнивается бульдозером ДЗ-14А (заштрихованная зона на рис. 4.15), а в труднодоступных местах - вручную. Грунт разравнивается вручную также вокруг конструкций в радиусе 40 см. Уплотнение несвязного грунта I группы ведется виброплитами типа SVP, связного грунта II группы- электротрамбовками типа ИЭ.

При наличии в реконструируемом цехе мостового крана последний может быть оснащен грейферным ковшом для подачи грунта в рабочую зону (рис. 4.16). Грунт разравнивается микробульдозером МБ-4 или вручную в узких пазухах между фундаментами и стенками с последующим уплотнением вибротрамбовкой и электротрамбовками. -

Уплотнение грунтов в узких и глубоких пазухах. Узкими обычно считают пазухи шириной менее 1,4 м (предельный размер пазухи, допускающий работу малогабаритного бульдозера). В пазухах шириной от 0,7 до 1,4м рабочий может работать, шириной менее 0,7 м доступ рабочего невозможен.

Грунт, доставляемый к месту работ автосамосвалами или погрузчиками в объеме, необходимом для укладки уплотняемого слоя, отсыпают на бровке котлована и затем подают экскаватором, экскаватором-планировщиком или сталкивают бульдозером в пазуху (рис. 4.17). Подавать и сталкивать грунт надо рассредоточенно, чтобы уменьшить объем работ по разравниванию и перемещению грунта на дне пазухи.

Послойное уплотнение грунта в нижней (наиболее узкой) части пазухи выполняют подвесными вибротрамбующими плитами ПВТ-3, ВТМ-2 или свайными вибропогружателями на металлических поддонах, подвешиваемых к крану, установленному на бровке котлована.

В средней (более широкой) части пазухи для разравнивания и уплотнения грунта слоями заданной толщины используют микробульдозеры БМ-4 и малогабаритные катки, которые подают в пазуху краном. Затем по мере расширения пазухи (более 1,4 м) используют малогабаритный бульдозер на базе трактора Т-54В.

Очень узкие и стесненные места, насыщенные коммуникациями, когда исключается возможность применения средств механизации для послойного уплотнения, следует засыпать песчаным грунтом. Засыпку песком ведут с сопутствующим обильным поливом водой, создающим эффект гидронамыва. Этот способ приемлем также для засыпки стесненных мест, когда песок является местным грунтом, а подземные конструкции допускают сильное увлажнение. Этот способ неприменим в зимних условиях.

Для уплотнения обратных засыпок из лессовидного суглинка в пазухах фундаментов толщиной более 2 м может применяться глубинный способ. Этот способ уплотнения основан на погружении штампов, которые образуют скважины с вытеснением грунта радиально в стороны; при этом грунт уплотняется вокруг скважины .