Строительство и ремонт своими руками

Массовый психоз. Или о бредовых расстройствах, индуцированных и массовых. Загадки человеческой психики: Массовые психозы Эпидемии кликушества и порчи

Массовый истерический психоз [ | ]

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания — индуцированный психоз .

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос. Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть. Но голос крепнет и становится гораздо реальней, чем здравый смысл и окружающий мир. И тогда на смену растерянности приходит то, что в психиатрии называется «кристаллизация бреда». В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя. Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.


Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек — не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело — классическим, либо индуцированным. Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии — не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл — точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того — индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких. История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов. Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название — массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в свой массе — это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно. В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР — самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матренушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита. В то, что сосед слесарь Витя — оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное. А если возникнет потребность в логике — человек отыщет себе один подходящий «факт», который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому — как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля. Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные — дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества — это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом — в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии. Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально. Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрение в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации. Отдельный полезный навык — постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей. Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики — потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников. Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность

Истерика и агрессия — ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных — последний способ доказать свою точку зрения. Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов — скорее всего, они больны. Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, — они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость

Внушаемость, суеверность и религиозность — термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм — это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога1 . Но вот суеверность в самом широком смысле — это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов. К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу. Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи — это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики — это вряд ли массовый психоз. И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги — грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР). И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу «врагов» с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева , исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Николай ОЗЕРОВ

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

См. также

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

«Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Зигмунд Фрейд)

Особое место в современной психотерапии занимают массовые психозы. Они интересны наличием болезненных симптомов на фоне общего здоровья пациента. Массовый психоз характерен для отдельных групп людей или целых народов, подверженных внушаемости и подражаемости. Состояние, когда люди теряют адекватную способность к суждению и оценке, становятся одержимыми, еще называют психической эпидемией. Подобное явление мы часто наблюдаем вокруг себя, поэтому хотелось бы разобраться в его природе.

Эффект толпы

Толпа - это человеческая масса, находящаяся под гипнозом. (Зигмунд Фрейд)

В истории человечества можно найти множество случаев массового психоза, которые подтверждают общий механизм их формирования, выражающийся в понятии «толпы». Данный термин вошел в социальную психологию в конце 19 века во время подъема революционного движения. Толпа - это скопление людей, лишенных общих целей, но связанных эмоциональным состоянием и единым объектом внимания и интереса.

Интересно описал толпу Г. Лебон : «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Человек подвержен массовым психозам независимо от национальности, возраста и образования. Во все времена случались массовые самосожжения, религиозные поклонения, истерия, патриотический и лжепатриотический угар, а сегодня прибавились увлечения компьютерными играми и социальными сетями.
В основе эмоционального возбуждения толпы лежат стихийные действия, затрагивающие значимые ценности. Психология толпы отличается острой восприимчивостью к внушению. Каждую идею или верование толпа принимает или отвергает, как абсолютную истину или абсолютное заблуждение. В основе всех случаев лежит идея, иллюзия, возникшая у одного из лидеров. Иллюзия наполняет разум и парализует способность к анализу и критике. Особенно подвержены иллюзиям и психозам люди со слабой психикой, склонные к психическим заболеваниям и депрессиям.

Для иллюстрации приведем несколько ярких примеров массовых психозов. В 1998 году в Иордании после проведения вакцинации «мистическая болезнь» поразила 800 подростков. Результаты расследования показали, что причиной недуга стала не иммунизация, а массовая истерия (hysteria - состояние, при котором человек неосознанно копирует симптомы заболевания окружающих, пристрастно выискивая изъяны в собственном самочувствии) . Фатальную роль при этом сыграли средства массовой информации, убедившие население в том, что вакцина была испорчена, а шумиха, поднявшаяся после начала заболевания, усугубила ситуацию и увеличила количество подростков, обратившихся за помощью в больницы.
Один из феноменальных случаев массовой истерии случился во Франции в 1789 году на фоне революционных событий. «Великий страх» (фр. la Grande Peur) распространялся по стране, повергая в ужас жителей сел и городов, рассказывающих страшные истории о вторжении то ли австрийцев, то ли британцев, непобедимые полчища которых стирали с земли все живое. Интересно, что «Великий страх» не имел под собой совершенно никаких оснований, потому что вторжения не было.

Примеров массовых психозов и истерии можно приводить тысячи, при этом напрашивается вывод о влиянии средств массовой информации, которые имеют все возможности для управления толпой. Даже нормальный человек, попадающий в толпу, проникается общим настроением и теряет способность к критическому

мышлению.

Индуцированный бред или истоки массового психоза

Начнем раздел с простого примера, поясняющего суть данного явления. Супруги много лет прожили вместе, но в один далеко не прекрасный момент один из них заболевает шизофренией. Он убежденно рассказывает о пришествии инопланетян, американском заговоре и провозглашает себя проводником высших сил, предсказывая конец света.
Через определенное время в психиатрическую больницу поступает пациент, который вел себя неадекватно в общественных местах, бросался на людей и объявлял себя пророком. Интересно, что пациент - не больной шизофренией, а его супруг с индуцированным психозом, высказывающий идеи больного. Психиатр должен в первую очередь разобраться, с каким бредом он имеет дело (классическим или индуцированным) и прекратить взаимодействие пациентов. Через некоторое время здоровый супруг придет в себя и выздоровеет.
Подобные внушения происходят в повседневной жизни постоянно, но мы не замечаем этого, потому что находимся под постоянным внешним воздействием. Если больной человек пользуется уважением и авторитетом, то окружающие легко теряют здравый смысл и подвергаются убеждению, впитывая в себя больные фантазии и иллюзии.
Одного человека просто заставить поверить в очевидный бред, а еще проще воздействовать на толпу. Наша история имеет множество примеров того, как правитель, страдающий психическими расстройствами, индуцировал своим бредом целые народы. Немцы радостно бежали порабощать мир и создавать идеальную нацию, а русские - расстреливать друзей и соседей. Таким образом, индуцированный бред, распространенный на толпу, называется массовым психозом .

Классификация массовых психозов

Массовый психоз - это общее определение, объединяющее в себе разные группы явлений, которые хотелось бы систематизировать:

  • Стихийное поведение толпы (влияние момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, в рамках сложившихся на тот момент убеждений и системы ценностей.
  • Копирование чужого поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей системы убеждений и морали.
В чистом виде они практически не встречаются, а могут проявляться в различных комбинациях под воздействием дополнительных факторов и внешнего воздействия.

Стихийное поведение толпы , имеющей общую цель и лидера, реализует классический стадный инстинкт. Сознание отступает, присутствуют высокий уровень стресса и управляемая агрессия. Стадное поведение может выражаться в слепом копировании поведения массы и в подчинении толпе, ведомой лидером (социально обусловленное поведение). Ярким примером социального поведение являются сообщества макак, в которых физическое насилие применяют к тем, на кого указывает лидер. Подобное поведение называется «моббинг» , оно присуще практически всем группам млекопитающих и позволяет лидеру сохранить контроль над большими коллективами.

Эффект толпы ярко проявляется в формировании общественного мнения и двояком отношении к реальности. Например, бомбардировки мирного населения можно назвать геноцидом и преступлением или неизбежными жертвами защиты национальных интересов. Все зависит от того, какой идеи придерживается лидер.

Пролонгированное поведение больших групп. Массовым психозом обычно называют поведение, которое не вкладывается в рамки установленных в обществе приоритетов. «Единой истины» не существует, а общественное мнение моделируется в угоду лидеров через средства массовой информации. Яркими примерами подобной модели являются времена правления Гитлера или Сталина.

Копирование чужого поведения имеет такие же корни, как и ипохондрия. Например, страх заболеть вызывает повышенный интерес к болезни и перенос на себя симптомов заболевания. К данной группе психозов можно отнести выше описанную ситуацию с вакцинацией в Иордании, когда страх, навязанный СМИ, привел к индуцированию на себя побочных эффектов иммунизации.

Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей морали. Полученные от родителей и воспитателей убеждения и нормы поведения люди воспринимают как данность, не оценивая их критически: «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Известен эксперимент, в котором в клетку к обезьянам повесили бананы, но когда они пытались до них добраться, окатывали всех особей, в том числе и тех, которые не дотрагивались до бананов, ледяной водой. Через время обезьяны перестали тянуться к бананам, и тогда одну из них поменяли на новую особь, которая сразу направилась к бананам, однако остальные обезьяны агрессивно ее отогнали. Далее ученые по одной заменяли обезьян в клетке, и через время там не осталось ни одной обезьяны, участвовавшей в обливании, однако модель поведения закрепилась, и каждую новую обезьяну, желавшую попробовать бананы, колотили.

Как найти реальность среди иллюзий?

Человеку, к сожалению не свойственно критическое мышление. В основной массе люди являются продуктом веры, а граждане страны готовы поверить в любые идеи, транслируемые через СМИ: в превосходство своей расы, в справедливость войны на чужих территориях и массовых репрессий, необходимость сжигать женщин, подозреваемых в колдовстве, завоевательные войны и расстрелы мирных жителей. Все это происходит вопреки логике, а людей невозможно убедить в обратном, даже при наличии доказательств.
Человечество постоянно заражается индуцированными психозами в массовом порядке. Только далекие потомки смогут увидеть и понять, какие из наших убеждений и верований являются бредом. Они будут удивляться, как мы могли в век науки, прогресса и открытости информации подвергаться такому внушению вопреки логике, доказательствам и здравому смыслу и идти на поводу кровавых убийц и психически нездоровых людей.
Как же в мире обмана и иллюзий найти адекватную реальность? Необходимо отказаться от телевидения и других средств массового индуцирования, пользоваться информацией из разных источников, анализируя их достоверность, и верить не единичным случаям, а общей статистике. Кроме этого стоит учитывать, что массовый психоз обычно поражает людей, особенно склонных к внушению и отличающихся истеричностью и низким интеллектом.