Строительство и ремонт своими руками

Святой софроний и иннокентий иркутские в чем. Молитва к святым софронию и иннокентию иркутским. Канон святителю Иннокентию Иркутскому

Святитель Софроний Иркутский. Парсуна 19 века

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность о Боге приводит», - такими словами в середине восемнадцатого столетия наставлял духовенство и миссионеров Сибири святитель Софроний. За долгие годы служения на Иркутской кафедре он стал настоящим духовным отцом для своей паствы. К святителю Софронию люди тянулись сами - шли к нему тысячами, умножая церковную семью.

Епископ Софроний - в миру Стефан Кристалевский - возглавил Иркутскую кафедру в 1754-м году. До приезда нового владыки далекая епархия оставалась без руководства около семи лет. Это от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на всей духовной жизни Иркутской земли, и, конечно, отразилось на мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти среди малых народов. Отправляясь в Сибирь, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере язычников.

Уже в первый год своего служения свя­ти­тель Софроний со­ста­вил и разо­слал по всем приходам Иркутской епархии по­сла­ние. Он предписал духовенству «при­зы­вать идо­ло­по­клон­ни­ков к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га; а при­няв­ших Свя­тое Кре­ще­ние учить ве­ре и пра­вым дог­ма­там». Епископ Софроний настаивал на том, чтобы священники не совершали «формальных крещений» и всегда вели катехизаторскую работу с новообращенными православными, помогая им укрепляться в вере.

Владыка Софроний предпринимал длительные миссионерские поездки в самые удаленные уголки епархии. Епископ ездил в Нерчинск, Киренск, дважды в Якутск. Целые месяцы, не жалея себя, проводил владыка Софроний в пути. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: маловерие, отступничество или язычество.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой в немногочисленных храмах Сибири просто некому было служить, а некото­рые свя­щен­но­слу­жи­те­ли не уме­ли да­же писать. Положение было настолько плачевным, что епископ Софроний просил Святейший Синод прислать в Сибирь подготовленных священников. Ходатайство осталось безответным. Стало ясно, что духовенство необходимо готовить на месте. Для этого святитель Софроний организовал школу, программа которой была приближена к семинарской. Епископ лич­но руководил хо­дом обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния бу­ду­щих пас­ты­рей. На­хо­дил он вре­мя и для пе­да­го­ги­че­ской ра­бо­ты - пре­по­да­вал в шко­ле церковнославянский и рус­ский язы­ки.

За семнадцать лет служения епископа Софрония (Кристалевского) число храмов в Сибири возросло больше, чем в три раза, приходы получили подготовленных священников, была создана сеть приходских школ, заметно оживилась и миссионерская деятельность. Просвещая язычников светом православной веры епископ Софроний (Кристалевский) заботился и об устройстве быта малых народов и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния прежних суеверий.

Святитель Иркутский и вся Сибири Софроний (Кристалевский) был канонизирован на Поместном Церковном Соборе в 1918-м году.

Святитель Софроний (Кристалевский) родился в день Рождества Христова в 1704 году в Малороссии, где отец его служил в Черниговском полку. В Святом Крещении было наречено ему имя в честь первомученика архидиакона Стефана.
После ухода отца в отставку семья поселилась в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии. Здесь прошли детские годы Стефана. Родители будущего святителя были людьми благочестивыми, и воспитание дети получили достойное. Сестра Стефана, нареченная в иночестве Панкратией, впоследствии стала монахиней Корабиевского монастыря Переяславской епархии; старший брат также принял монашество и стал наместником Спасского Золотоношского монастыря.
По достижении школьного возраста Стефан поступил в Киевскую Духовную академию, которая позволяла получить начальное, среднее и высшее образование и славилась на всю Россию своими учеными.
Окончил академию Стефан в 1727 году. К этому времени он уже стал послушником монастыря, где подвизался в то время его старший брат. Через три года, 23 апреля 1730 года, он принял постриг с именем Софроний в честь святого Софрония, Патриарха Иерусалимского.
В 1732 году в киевском Софийском соборе он был хиротонисан митрополитом Коринфским Митрофаном во иеродиакона, а через несколько дней — во иеромонаха. После хиротонии Софроний был назначен казначеем монастыря, а через два года по указу Преосвященного Арсения (Берло), епископа Переяславской епархии, переведен в его архиерейский дом, в котором восемь лет прослужил экономом.
В 1735 году епископ Арсений посылает его по делам в Петербург. Во время пребывания иеромонаха Софрония в Петербурге в Святейшем Синоде на него обратили внимание. И когда в Синод поступило ходатайство о необходимости пополнить братство Александро-Невского монастыря, то в числе 29 иноков, отозванных из разных монастырей России, был и иеромонах Софроний.
1 января 1743 года он был назначен казначеем Александро-Невского монастыря, а через два года — его наместником, каким оставался более семи лет. Вызвав своего земляка, иеромонаха Синесия (Иванова), он поставил его строителем Ново-Сергиевской пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю (именно здесь сто лет спустя писал свои бессмертные творения святитель Игнатий Брянчанинов).
Отец Софроний много трудов положил на благоустройство обители и улучшение преподавания в находящейся здесь семинарии. Совместно с настоятелем — архиепископом Феодосием (Янковским) — он заботился об укомплектовании монастырской библиотеки. При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя — во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, а нижняя — во имя Святителя Иоанна Златоуста.
В 1750 году будущий святитель участвовал в переложении святых мощей благоверного князя Александра Невского в новую, серебряную раку. Бесспорно, что уже тогда иеромонах Софроний имел большое влияние на духовную жизнь столицы. Известно, что именно в эти годы императрицей Елизаветой и государственными мужами в монастырь делались большие вклады. Монастырь благоустраивался и процветал.
Императрица Елизавета в знак своей монаршей любви и уважения к Софронию собственноручно вышила для него епитрахиль, пояс и поручи (шитые по серебряной парче и красному бархату цветными шелками, серебром и золотом). Позднее своими же руками императрица вышила белый саккос (шитый золотом и серебром, весь изукрашенный Серафимами) и подарила его Софронию во время его хиротонии во епископа Иркутского и Нерчинского.
Софроний всю жизнь помнил голос, услышанный им в ночь после пострижения в монашество: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». В Санкт-Петербурге ему стало ясно, что голос тот был от Бога.
В 1747 году скончался епископ Иркутский Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет Иркутская кафедра вдовствовала. Наконец, императрица Елизавета Петровна, высоко ценя духовные и организаторские качества наместника Александро-Невского монастыря Софрония, 23 февраля 1753 года предложила Святейшему Синоду назначить его на Иркутскую кафедру. С одной стороны, ему оказывалась высокая честь, предстояла хиротония во епископа, с другой — ждала поездка в необжитую суровую Сибирь.
18 апреля 1753 года (святителю Софронию тогда было уже 50 лет) в присутствии императрицы и всего двора в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского.
Святителю Софронию предстояло след в след пройти подвижнический путь первого епископа Иркутского Иннокентия (Кульчицкого).
По приезде в Иркутск, святитель Софроний столкнулся с запустением во вдовствующей епархии. Многие приходы оставались вовсе без священнослужителей, многие храмы были закрыты, так что даже в великие церковные праздники служб не было.
Уже из первых распоряжений епископа Софрония видно, что духовенство было подвержено лихоимству, пьянству и многим другим порокам. С первых шагов святителю пришлось применять и поучительные, и понудительные меры.
Начал он с клира. Им были приложены все усилия для того, чтобы избавить священнослужителей от унизительной нищеты, в которой они находились, и от телесных наказаний, которым подвергались священники. Была проявлена также забота о поднятии образовательного уровня духовенства. Со всей строгостью повел святитель борьбу за нравственность церковнослужителей. Пьющим клирикам Владыка служить запретил.
Он перевел из Вознесенского монастыря в архиерейский дом школу, основанную в двадцатые годы XVIII века архимандритом Антонием (Платковским), после чего потребовал от благочинных прислать всех малограмотных клириков и их детей для воспитания и обучения. Первое время положение со священниками было настолько плачевным, что святитель Софроний вынужден был ходатайствовать перед Святейшим Синодом о присылке из России подготовленных священнослужителей. Но ходатайство осталось безответным. Было ясно, что церковный причт необходимо готовить на месте. А для этого нужны были время и средства, нужны были подготовленные преподаватели. Первым учителем стал сам архиерей, преподававший церковнославянский и русский языки. Уже через год в школе преподавались латинский язык и риторика. Школьная программа была приближена к программе тогдашних духовных семинарий, и ее выпускники становились подготовленными священнослужителями.
Строго и требовательно относясь к священникам, святитель Софроний в то же время отечески заботился о них. В результате его ходатайств императрицей Елизаветой был издан указ, по которому духовенство было избавлено от жестокого, безнравственного и унизительного телесного наказания, замененного умеренными епитимиями или штрафами в пользу богоугодных заведений. Фактически священнослужители вышли из-под контроля светской власти. Тем же указом иркутское духовенство наделялось землей, что избавило многих от нищеты.
Святитель не оставил без внимания и паству. Он предпринимает многомесячные поездки по епархии — в Нерчинск, Шилку, Керенск, дважды в Якутск и до самой Камчатки. Повсюду он видит пьянство, разбой, маловерие, отступничество или язычество, безграмотность и отсутствие каких бы то ни было школ. Все свои силы отдает он воспитательной и просветительной деятельности: сам служит на приходах, произносит проповеди, призывая к борьбе с пороками и исполнению христианских заповедей. За годы управления епархией святителем Софронием число храмов возросло в три-четыре раза, приходы получили подготовленных священнослужителей, была создана сеть приходских школ.

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит”, - так наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил сам.

Щедрость святителя Софрония не знала границ. Всего себя отдавал он делу благотворения - не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами. И подлинно, от такой любви воспламенялись сердца пасомых: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами они, без различия племен и веры, шли к нему тысячами и отдавали свои души и сердца, умножая собою стадо Христово.

Очень любил святитель уставную службу, сам часто служил и всегда заботился о благолепии и торжественности богослужения, располагавших сердца молящихся к умилению, своим примером наставляя духовенство к красоте и возвышенности службы. Этому способствовало и святительское облачение владыки, дотоле богомольцами не виданное. Ему первому из иркутских епископов при хиротонии дарована была привилегия совершать богослужение в саккосе. До этого епископы служили в обыкновенных священнических ризах.

Святитель вел обширную миссионерскую деятельность. Он посещал язычников, населявших Иркутск, Якутск, Камчатку, Забайкалье, посылал к ним миссионеров, которым давал подробные инструкции, собственноручно написанные. Просвещая язычников светом православной веры, святитель Софроний заботился и об устройстве их быта, развитии у них оседлости, культурных начал земледелия. Он поселял их на монастырских землях, всячески стараясь изолировать от влияния язычества. Святитель устроил за собственный счет и подарил новокрещеным бурятам усадьбу с мельницей, покосами, пашнями и полным хозяйством на реке Китое. Позднее здесь возникло село Архиерейское, где свято чтилось имя святителя Софрония.
При такой бурной деятельности Владыка вел аскетическую жизнь: спал на полу, постелив овечью или звериную шкуру; большую часть ночи проводил в молитве; питался строго по-монашески.

В 1770 году, предчувствуя свою кончину, Преосвященный Софроний просит Святейший Синод об увольнении его на покой в родной Красногорский монастырь и о замене его более молодым архиереем. Но ответа на его прошение не последовало. Весной 1771 года святитель совсем занемог, а 30 марта, во второй день Пасхи, на 67 году жизни он отошел ко Господу. Тело почившего, облаченное в священные одежды, находилось в Казанском приделе иркутского Богоявленского собора до 8 октября — шесть месяцев и десять дней, пока не получено было распоряжение Святейшего Синода о предании его земле. Все это время тело святителя оставалось нетленным — признак того, что Преосвященный Софроний угодил Богу. К нему уже тогда начали обращаться с молитвой о помощи и предстательстве пред Господом — и многие получали исцеление своих недугов, телесных и духовных.
Освидетельствование останков святителя Софрония впервые было сделано в 1833 году. При переборке пола Казанского придела в 1854 году гроб и тело святителя Софрония второй раз были обретены нетленными. В 1870 году вновь была засвидетельствована нетленность мощей святителя. С 1870 года у гробницы Софрония по четвергам совершалось богослужение, образ его чтился как святыня — местночтимым святым блаженный Софроний стал уже в XIX веке.
В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя — от них исходило благоухание.
Слава о блаженном епископе Софронии распространялась все шире и преумножалась за счет чудесных знамений от его мощей. Перед Святейшим Синодом было возбуждено ходатайство о причислении его к лику святых и открытии его святых мощей для поклонения и чествования. Святейший Синод учредил особую комиссию под председательством архиепископа Серафима для более тщательного расследования чудесных знамений. Этой комиссией было исследовано 65 чудес, происшедших по молитвам к святителю Софронию. Комиссия представила отчет. Но 18 апреля 1917 года в иркутском Богоявленском соборе по неизвестной причине случился пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. В этом можно усмотреть Промысел Божий, ведь иначе произошло бы надругательство над святыми мощами. Примечательно, что это событие, совпавшее с днем хиротонии святителя (18 апреля 1753 года), не только не умалило почитание святого, но еще более усилило его. После пожара православная общественность Иркутска выступила с ходатайством о прославлении святителя Софрония. Он был канонизован в апреле 1918 года Священным Собором Православной Российской Церкви. Первой под Определением Собора стояла подпись: «Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России».

ЧУДЕСА ЯВЛЕННЫЕ ГОСПОДОМ ЧЕРЕЗ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ

Первое чудо явлено было по успении Святителя Софрония. Во все время от кончины своей — 30 марта — до отпевания и погребения — 8 октября, т.е. 6 месяцев и 9 дней, святитель Софроний находился в гробе в Казанском приделе. Несмотря на столь длительный срок, тело его не показало никаких признаков тления. После погребения всеми почитаемого архипастыря, память о нем сохранялась среди благочестивых иркутян. В 70-х годах прошлого столетия нетленное тело святителя было вторично открыто, оно было совершенно целое и благоухало. Рука, держащая крест и разрешительную молитву, была бела как снег. Мантия святителя через сто лет осталась столь же крепкою, как бы недавно была положена. И все это несмотря на большую сырость в пещере (летом, от сырости не только стены пещеры, но и гроб были мокрыми, и висели капли воды). Число приходящих ко гробу святителя, ищущих у него заступничества пред Господом, было велико.

И вскоре же от гроба святителя начались чудеса и исцеления больных, с верою обращавшихся к нему о молитвенной помощи. Таких чудес, только записанных и проверенных, еще до канонизации святителя насчитывалось шестьдесят восемь.

Сколько незримой благодатной помощи подавалось страждущим душой и телом после молитвы на могиле святителя! Гробница его в Иркутском Богоявленском соборе служила пристанищем для скорбящих, неугасимым алтарем для их молитв, возносимых ежедневно. Год от года увеличивалось число молящихся у гроба святителя. К его могиле стали приходить не только жители Иркутска и Забайкалья, но и страждущие и больные со всей Сибири.
В одной семье, во время путешествия из Иркутска на юг, заболела 5-летняя дочь Вера воспалением легких. Московские врачи потеряли всякую надежду на ее выздоровление. Девочка уже была при смерти; родители в отчаянии решили прибегнуть к помощи своего родного Святителя. Была отслужена панихида по св. Софронию и затем его изображение, отпечатанное на атласе, было положено на грудь больного ребенка. Мать, братья и сестры усердно молились. Больная Вера, которая уже редко дышала, и началась уже предсмертная агония, неожиданно вскочила сама на ноги, стала свободно дышать и с того момента, к удивлению врачей, лечивших ее, сделалась совершенно здоровой.

Росту почитания святителя способствовали еще и результаты неоднократных освидетельствований его святых мощей, имевших место: при архиепископе Мелетии (при вскрытии пола в Казанском приделе);при архиепископе Ниле (также при переделке соборного пола); при архиепископе Парфении, на этот раз уже особой комиссией (во время капитального ремонта); при архиепископе Вениамине.

8 марта 1909 года особой комиссией было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: через сто тридцать восемь лет, несмотря на близость к воде (рядом протекает река Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, гроб, одеяние и тело святителя Софрония сохранились нетленными. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя.

19 июня 1909 года состоялось второе официальное освидетельствование мощей комиссией И вновь все было найдено в том же виде и состоянии, что и при осмотре 1909 года. Результаты досмотра не могли не сделаться достоянием гласности благочестивых почитателей святителя Софрония и еще более воспламенили веру в его святость и надежду на скорое его земное прославление.

Побуждаемые благоговейным почитанием памяти святителя в Синод с ходатайством о скорейшем прославлении епископа Софрония, как угодника Божия, обращались иерархи, светские власти, православный верующий народ. В 1909 году в Иркутске состоялся Миссионерский съезд, который своим постановлением выразил усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя Софрония перед Святейшим Синодом. В следующем году 19 марта иркутский архиепископ Тихон (Донебин) обратился в Синод со своим личным ходатайством. В 1914 году архиепископ Иркутский Серафим сделал Синоду подробный доклад о житии и чудесах, исходящих от нетленных мощей святителя Софрония. То же стремление выразило пастырское собрание духовенства Иркутска. Городская Дума и Городская управа в своем представлении губернатору также просили поддержать ходатайство.

Пожелание скорейшего прославления владыки было выражено 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии. Однако Господь судил благовременным прославление святителя лишь в 1918 году. Но прежде чем произошло это радостное и долгожданное событие, вера почитателей памяти святителя, как золото. подверглось испытанию. Цельбоносные мощи святителя продолжали покоиться в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора до 18 апреля 1917 года. Божиим попущением в этот день от неизвестной причины в храме произошел пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Знаменательно, что это событие совпало со днем хиротонии святителя, бывшем в 1753 году, и с новым праздником будущей безбожной власти - Первомаем (18 апреля по старому стилю), в то время уже достаточно широко и по-своему празднуемым - с пьянками, драками и «красными петухами”, как тогда называли пожары. Но горе утраты мощей святителя не только не умалило почитания его памяти, на что надеялся лукавый, наблюдавший со стороны за плодами своей деятельности, наоборот. Верующие чада Церкви объединились в союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь православия, защищать их от поругания врагами Церкви.

Особая комиссия из духовных лиц, мирян, представителей судебной власти, экспертов-медиков и одного химика освидетельствовала прах и кости святителя, сохранившиеся после пожара, и благоговейно сложила останки в специальный ковчежец. Начался новый период земной славы святителя.

Сразу после пожара во много раз выросло число его почитателей, увеличилось количество панихид, уже перед ковчежцем. По рукам богомольцев и раньше ходили подписные листы с требованием скорейшего прославления угодника Божия, теперь их количество значительно увеличилось. Выросло число заявлений о новых чудесах и знамениях, совершившихся по молитвенному предстательству святителя, причем многие из тех, кто пережил подобное чудесное явление, свидетельствовали об этом на Иркутском епархиальном съезде перед всеми собравшимися. В адрес съезда поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению святителя Софрония. Обращения поступали не только из Сибири, но и из далекой Тверской, Киевской и других епархий. Иркутский епархиальный съезд постановил возбудить ходатайство через высокопреосвященного архиепископа Иоанна и избранных представителей от епархии об ускорении дела о всеобщем прославлении третьего епископа Иркутского и причислении его к лику святых. Это ходатайство перед Святейшим Синодом было возбуждено и передано оттуда в совет Всероссийского Священного Собора. Кроме донесения высокопреосвященного Иоанна Иркутского Собору были представлены все обращения и заявления с описанием чудес, проверенных специальной комиссией, листы с подписями свыше 18 000 человек, отзывы участников Собора, врачей Клевезаля и Волобуева о некоторых наиболее ярких случаях чудесных исцелений по молитвам святителя на основании показа данных под присягой. Воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, благоволившему явить нового светильника Церкви Российской как новое и великое знамение Своих благодеяний Православной Церкви и народу русскому, и приняв во внимание, что все предварительные акты, требуемые установившимися обычаями Православной Русской Церкви относительно канонизации угодников Божиих, уже исполнены, Собор епископов нашел благовременным осуществить благочестивое желание многочисленных почитателей памяти в Бозе почившего святителя Софрония. Деяниями Собора было определено: совершить прославление святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, причислив его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православной Церковью; священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку.

Само торжество прославления, сроки которого деяниями Собора было предложено определить Иркутскому архиерею самому, сообразуясь с мнением Патриарха и местными условиями, ориентировочно планировалось на 30 июня - таково было мнение преосвященного Иоанна, архиепископа Иркутского и Верхоленского. Вместе с тем, в адрес Патриарха и Синода поступила записка от причта Иркутского кафедрального собора с просьбой отложить торжество погребения святителя по крайней мере до 8 октября. Основания приводились действительно веские.

Помимо опасений не уложиться в оставшееся до 30 июня время, серьезными представлялись политические и экономические причины. Страна находилась в состоянии гражданской войны; для богослужений не хватало элементарных вещей: свечей, муки, вина, деревянного масла; не было икон святителя; кроме всего для организации празднования нужно было получить разрешение у новых властей, а между тем «новая власть в лице комиссаров устройство торжества в ближайшее время находит неудобным”. «Наконец, - пишут клирики Иркутска, - в городе в настоящее время крайне напряженная обстановка вследствие движения Белой Армии с Дальнего Востока. Во что это выльется через месяц-другой, сказать трудно”.

Против таких доводов трудно было что-либо возразить, и Патриарх дал согласие на перенесение срока прославления на более благоприятное время. Но не в силе Бог, а в правде. В минуту разногласий о времени прославления сам святитель Софроний явился архиепископу Иоанну и рек ему: «Мужайся!”, чем вдохновил его пойти наперекор видимым препятствиям. Торжество состоялось именно 30 июня. Мирное пение славы Господу и угоднику Божию Софронию ничем не было нарушено. Его хранило моление самого святителя пред Престолом Всевышнего.

Тогда же священником Тихоном Солдатовым была составлена служба святителю, а тропарь и кондак по благословению преосвященного Иоанна написал протоиерей Николай Пономарев. Акафист был подготовлен иеромонахом Порфирием и рецензирован коллективом епископов, находившихся в Иркутске «по обстоятсльствам времени”. Те же «обстоятельства времени” перенесли раку и ковчежец со святыми останками в иркутский храм во имя иконы Владимирской Божией Матери, принадлежавшей обновленцам. С 1937 года, после закрытия этого храма, святыня пребывает под спудом. Ныне имя святителя Софрония, нашего усердного заступника, великого подвижника Церкви, неутомимого труженика, «наставника монахов и собеседника ангелов”, чтится всем православным миром.

Память святителя совершается 30 марта(12 апреля н.с.) - в день его блаженной кончины и 30 июня(13 июля н.с.) - в день торжественного прославления в Иркутске как угодника Божия

Тропарь, глас 1.

Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирския, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутские церкви и всеми вятыми, выну имаши благоволение Господа славы; призри на люди, притекающие к честным останкам святых мощей твоих, с вероюи любовию слезно просящие твоея помощи и заступления; моли, Его же проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оледенешая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы, и спасти души наша.

Кондак, глас 3.

Пастырей Начальнику Христу, трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашей, языцы Монгольстии от прелести и скверны идольсия избавляя, привел есия к свету веры Христовы, и ныне со Ангелы Владычнюпрестолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша..

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, родился в Дамаске. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом . Он стал его духовным сыном и отдался ему в послушание. Праведники вместе путешествовали по монастырям, записывали жития и поучения подвизавшихся в них. Из этих записей позже составилась их знаменитая книга «Лимонарь» или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха . После выздоровления святого Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой Патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников.

Когда варвары стали угрожать Александрии, святой Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн скончался († 622). Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609 - 633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святитель Модест, а по кончине святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее Предстоятель (634 - 644).

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились наконец открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также «Объяснение на Литургию», Житие преподобной Марии Египетской, около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил «Устав» монастыря преподобного Саввы Освященного. «Трипеснцы» святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди.

Труды патриарха Софрония собраны в томе Patrologia Graeca .

Тропарь святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому, глас 8

Иже Божественною ревностию подвигся / и истинных повелений устне распростер, / церковная основания благоузаконив / и тамо сущим монашеским составом предав, / премудрый в Патриарсех Иерусалимский Софроние, / всемудрая словеса во свет извел еси, / имиже наставляемы, зовем ти: // радуйся, светлая православных похвало.

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был «посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном», в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых », – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года ».

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о связи Святителя с родной ему Покровской обителью. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславе, он часто уединялся в своем монастыре, проводя дни в безмолвном созерцании и труде, показывая пример иноческого делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ . Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741–1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского ».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный Святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. В это время святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель. Был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. Неизменным спутником святителя по-прежнему был иеромонах Синесий, ревностно разделявший жизненные трудности своего друга.

В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Невский Платон, который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа , испрашивая у него благословения на предстоящий подвиг.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.

Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году Преосвященный Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим ».

Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению Богослужения и Таинств священнослужителями, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним. Святитель старался повсеместно водворить уставное Богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского Богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.

Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению и потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Софроний много усилий положил на строительство новых храмов и церквей. По его инициативе и при участии закладывается Тихвинская церковь, домовая церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, новая церковь над вратами Богоявленского собора и т. д. Он много путешествовал по епархии: совершил поездки в Якутск, в Забайкалье, вел миссионерскую деятельность.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна ».

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября), Феодосия Черниговского (память 9 сентября) и особенно по обретении нетленных мощей его предшественника – святителя Иннокентия Иркутского (память 9 февраля). Это событие придало святителю Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святителя Иннокентия в его делании по устройству епархии.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника.

Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге.

Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, «милостивно укрепляющего святыя Своя». И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно хранится о нем святая память.

День памяти: Четверг, 30 марта (ст.ст.) 12 апреля 2012 (нов. ст.) Вторично память святителя Софрония совершается 30 июня (прославление, 1918).

Литература

  1. Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец // Официальный церковный календарь
  2. Софроний (Кристаллевский Стефан) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь

Святитель Софроний, епископ Иркутский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры


Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был "посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном", в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата - Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя - Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.


Святитель Софроний Иерусалимский

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: "Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых", - предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом - иеромонаха. О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее: "После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года".


Святитель Иоасаф Белгородский

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о связи Святителя с родной ему Покровской обителью. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславе, он часто уединялся в своем монастыре, проводя дни в безмолвном созерцании и труде, показывая пример иноческого делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.


Святитель Иоанн Златоуст

В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников - иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия - все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741 - 1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему СинодуСинод благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как "лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода - подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского".

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный Святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. В это время святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель. Был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. Неизменным спутником святителя по-прежнему был иеромонах Синесий, ревностно разделявший жизненные трудности своего друга.

В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон, который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь - место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящий подвиг.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.


Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году Преосвященный Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение "должно было идти со всяким прилежанием н крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим".

Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению Богослужения и Таинств священнослужителями. а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним. Святитель старался повсеместно водворить уставное Богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского Богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.

Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению и потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель "пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка - вот и вся его постель для непродолжительного сна".


Святители Николай Чудотворец и Иннокентий Иркутский

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября), Феодосия Черниговского (память 9 сентября) и особенно по обретении нетленных мощей его предшественника - святителя Иннокентия Иркутского (память 9 февраля). Это событие придало святителю Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святителя Иннокентия в его делании по устройству епархии.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге.

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи. Пока ожидали решения Святейшего Синода о погребении, шесть месяцев его тело оставалось не преданным земле и за это время не подверглось тлению. Уже тогда, ввиду этого обстоятельства, а также зная строгую подвижническую жизнь святителя Софрония, паства стала почитать его как угодника Божия. Многократно (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мощи свидетельствовались как нетленные и источающие благодатные чудотворения. Случившийся 18 апреля 1917 года пожар в Богоявленском соборе Иркутска оставил только кости святителя, но не умалил, а, наоборот, увеличил благоговейное почитание святителя верующим народом.


Святитель Софроний, епископ Иркутский


Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Само торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня. На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном, чтобы все верующие имели возможность присоединить молитву святому угоднику к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника и молитвенника.

Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, "милостивно укрепляющего святыя Своя". И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно хранится о нем святая память.

Вятче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молит­венниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядаю­щаго огня. Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия. Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


13 Июля 2019