Строительство и ремонт своими руками

Картотека словесных дидактических игр по всем разделам. Картотека словесных игр на развитие речи. «Что за предмет?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «КОЛОКОЛЬЧИК» ПОСЕЛКА МАЛОРОССИЙСКОГО

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста

«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»

Составитель:

Воспитателя МБДОУ № 17 «Колокольчик»

Ст. Архангельской

Доркиной М.Е.

2015 г.

В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей

Цели речевых игр:

- развития речи и мышления детей;

Активизация, обогащение их словарного запаса;

Улучшение фонематического слуха у детей.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

А) Дополни предложения:

Рыба живет в..., а медведь - в...

Зайчик летом, а зимой...

Грибы растут..., а огурчики - на...

Днем светло, а ночью...

Сахар сладкий, а лимон...

Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою...

Я умею...

Я помогу...

Я хочу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи:

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

Хищный, ширококрылый... - орел;

Зеленый, прожорливый... - крокодил;

Воронье, серое... - крыло;

Блестящее, гладкое... - зеркало.

Г) Скажи какой:

Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про

Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

А) Веселая семейка:

Правильно назвать животных и их детенышей.

Гусь, гусыня, гусята.

Петух, курица, цыплята.

Кот, кошка, котята.

Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый:

Подобрать ласкательное слово.

Кот - котик,

Река - речушка,

Мама - мамочка,

Солнце - солнышко,

Ваза - вазочка,

Береза - березка,

Листок - листочек.

В) Два – один:

Образование из двух простых слов одного сложного:

Снег и падать – снегопад,

Лес и полоса - лесополоса,

Птица и ферма -птицеферма,

Небо и склон - небосклон,

Хлеб и делать - земледелец,

Лес и рубить - лесоруб,

Лист и падать – листопад.

Г) Поймай мяч:

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

Береза - березовый,

Солнце - солнечный,

Весна - весенний,

Липа - липовый,

Дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

А) Согласие – несогласие:

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

5. Узнай домашних животных:

Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

  1. бизон, сарай, овца.
  2. синица, гусь, кролик;
  3. лошадь, тигр, енот, медведь;
  4. баран, лось, теленок, белка;
  5. жираф, курица, коза;
  6. утка, селезень, журавль;
  7. петух, индюк, куропатка;
  8. лиса, собака, обезьяна, заяц;
  9. слон, корова, рысь;
  10. жеребенок, кошка, мышка;
  11. свинья, кабан, землеройка;
  12. крот, ягненок, уж;
  13. цыпленок, волк, козленок;

6. Какие слова обозначают транспорт?:

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

  1. дерево, самолет, балкон, телега;
  2. грузовик, велосипед, скамейки;
  3. поезд, дом, самокат, магазин;
  4. трамвай, троллейбус, космос, луна;
  5. автобус, дорога, море, машина;
  6. пароход, водитель, ракета, комета;
  7. столб, метро, лодка, вертолет.

7. Смысловые ряды:

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

  1. белка-дупло, человек - …;
  2. солнце-светло, ночь-…;
  3. лошадь-жеребенок, корова-…;
  4. книга-обложка, дом -…;
  5. собака- щенок, человек-…;
  6. птица-гнездо, собака -…;
  7. каша-ложка, мясо-…;
  8. лодка-вода, поезд-…;
  9. куртка-ткань, сапоги-…;
  10. цветок-стебель, дерево-…;
  11. окно-подоконник, шкаф - …;
  12. береза-листья, сосна - …;
  13. шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

8. Отгадай предмет:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

  1. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
  2. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
  3. ручки, зубья, (пила);
  4. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  5. растения, садовник, забор, земля (сад);
  6. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
  7. спинки, матрас, ножки (кровать);
  8. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
  9. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
  10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
  11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
  12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
  13. пол, стены, обои, потолок (комната);
  14. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
  15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

9. Что общее у предметов?:

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

  1. кастрюля, сковорода (посуда);
  2. шляпа, шапка (головные уборы);
  3. огурец, морковь (овощи);
  4. стол, стул (мебель);
  5. корова, коза (домашние животные);
  6. тюльпан, роза (цветы);
  7. шкаф, кровать (мебель);
  8. персик, слива (фрукты);
  9. платье, юбка (одежда);
  10. дождь, снег (осадки);
  11. сапоги, ботинки (обувь);
  12. коза, свинья (домашние животные);
  13. тарелка, ложка (посуда);
  14. сорока, воробей (птицы);
  15. Москва, …(название родного города) (города);
  16. Волга, Дон (реки);
  17. квас, фанта (напитки);
  18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
  19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
  20. кошка, коза (домашние животные).
  21. катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

  1. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
  2. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
  3. солнце, одуванчик, круг (круглые);
  4. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
  5. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
  6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
  7. мяч, солнце, шарик (круглые);

10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

  1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
  3. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
  4. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
  5. Носят на ногах (обувь).
  6. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
  7. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно - шапки).

11. Отгадай название предмета по описанию:

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

  1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
  2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
  3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
  4. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
  5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
  6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
  7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
  8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
  9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

  1. зеленая, пучеглазая…;
  2. маленький, звенящий, длинноносый…;
  3. голодный, серый, зубастый, злой…;
  4. большой, рогатый…;
  5. злой, зубастый, зеленый…;
  6. лохматый, косолапый…;
  7. маленькая, ловкая, проворная…;
  8. хищный, сильный, полосатый…;
  9. ловкая, шумная, хвостатая…;
  10. яркое, теплое….

  • 1.«У КОГО – КТО»
  • У кошки – котенок, котята

    У собаки – щенок, щенята

    У свиньи – поросенок, поросята

    У коровы – теленок, телята

    У лошади - жеребенок, жеребята

    У овцы – ягненок, ягнята

    У тигра – тигренок, тигрята

    У лисы – лисенок, лисята

    У козы – козленок, козлята

    У медведя – медвежонок, медвежата

    У волка – волчонок, волчата

    У зайца – зайчонок, зайчата

    У ежа – ежонок, ежата

    У льва - львенок, львята

    У лягушки – лягушонок, лягушата

  • 2.«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ»
  • Корова – мычит (му-у)

    Собака – лает (гав-гав)

    Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

    Лошадь – ржет (иго-го)

    Овца – блеет (бе-е)

    Кошка – мяукает (мяу)

    Лягушка – квакает

    Курица – кудахчет

    Утка - крякает

    Жук – жужжит

    Волк – воет

    Воробей – чирикает

    Ворона – каркает

    Тигр - рычит

    Петух – кукарекает

    Кукушка - кукует

  • 3.«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
  • кошка – кошечка

    собака – собачка

    лошадь – лошадка

    овца – овечка

    коза – козочка

    стул – стульчик

    стол – столик

    кровать- кроватка

    окно- окошко

    дом –домик

    платье- платьице

    рубашка – рубашечка

    носки – носочки

    платок – платочек

    цветок – цветочек

    листок- листочек

    звонок - звоночек

    корабль - кораблик

    самолет - самолетик

    звезда - звездочка

    солнце - солнышко

    дождь - дождик

    сын - сыночек

    мама - мамочка

    папа - папочка

    дочь - доченька

    ветер – ветерок

    снег - снежок

    1. 4.«ЧЕЙ ХВОСТ»

    Корова - коровий

    Заяц – заячий

    Овца-овечий

    Лошадь – лошадиный

    Кошка –кошачий

    Коза – козий

    Поросенок – поросячий

    Еж – ежиный

    Белка –беличий

    Волк – волчий

    Лиса – лисий

    Ворона – вороний

    Собака –собачий

    1. 5.«КОМУ ЧТО ДАДИМ»

    Мясо – волку

    Малину – медведю

    Морковку - …зайцу

    Яблоко - …ежу

    Орехи - …белке

    Сено - …коню

    Косточку - …собаке

    Молоко - …кошке

    Зерно - …петуху, курице

    6.«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

    Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

    Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

    Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

    Еж – ежиха – ежонок;

    Лис – лиса – лисенок;

    Заяц – зайчиха – зайчонок;

    Слон – слониха – слоненок;

    Конь – лошадь – жеребенок

    Петух – курица - цыпленок

    Кабан – свинья – поросенок

    1. 7.« КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

    Лиса живет в норе.

    Медведь зимует в …берлоге.

    Волк живет в … логове.

    Белка живет в …дупле.

    Муравей – в муравейнике.

    Птица – в гнезде.

    Акула – в море.

    Собака - в конуре.

    Курица - в курятнике.

    Конь – в конюшне.

    Пчелы – в улье.

    Щука – в реке.

    8.«ЧЬИ ГЛАЗА»

    Корова – коровьи

    Заяц - заячьи

    Овца - овечьи

    Лошадь – лошадиные

    Кошка - кошачьи

    Коза – козьи

    Поросенок – поросячьи

    Еж – ежиные

    Белка – беличьи

    Волк –волчьи

    Лиса – лисьи

    1. 9.«БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

    Огурец – огурчик

    Помидор – помидорчик

    Горох – горошек

    Лук – лучок

    Тыква – тыковка

    Морковь – морковка

    Капуста – капусточка

    Арбуз – арбузик

    Дыня – дынька

    Яблоко – яблочко

    Лимон – лимончик

    Апельсин - апельсинчик

    1. 10.«НАЗОВИ ЦВЕТ»:

    Морковь (какая?) – оранжевая

    Капуста (какая?) - белая

    Помидор (какой?) – красный

    Огурец (какой?) – зеленый

    Репа (какая?) – желтая

    Апельсин (какой?) - оранжевый

    Лимон (какой?) – желтый

    Арбуз (какой?) – полосатый

    Слива (какая?) - синяя

    Малина (какая?) - красная

    1. 11.«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Морковь, горох, капуста, яблоко.

    Помидор, слива, огурец, репа.

    Малина, картошка, лук, тыква.

    Свекла, редис, клубника, помидор.

    Яблоко, лимон, морковь, груша.

    Апельсин, кабачок, слива, вишня.

    Баклажан, огурец, капуста, черешня.

    1. 12.«ОДИН-МНОГО»

    Один шарф – много… шарфов

    Одна шапка – много…шапок

    Одни перчатки – много …перчаток

    Один носок – много…носков

    Одна куртка – много…курток

    Одно платье – много … платьев

    Один костюм – много…костюмов

    Одна шляпа – много … шляп

    Одни сапоги – много …сапог

    1. 13.«ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ»

    Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

    Сапоги (какие?) – коричневые, удобные,

    Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

    Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

    Шляпа (какая?) – черная, большая…

    Туфли (какие?) – осенние, красивые…

    Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

    Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

    Шуба (какая?) - меховая, теплая…

    1. 14.«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»

    Повару - кастрюля, поварешка,…

    Врачу – шприц, вата…

    Учителю – книга, ручка…

    Почтальону – письма, газеты…

    Продавцу – весы, продукты…

    Строителю – кирпич, цемент…

    Парикмахеру – ножницы, зеркало…

    Художнику – кисти, краски…

    Садовнику – лейка, грабли…

    Портнихе – нитки, иголка…

    Прачке – стиральная машина, прищепки…

    1. 15.«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»

    Врач – лечит людей

    Повар - …готовит обед

    Строитель - …строит дом

    Космонавт - …летает в космос

    Учитель – … учит детей

    Шофер - …водит машину

    Садовник – выращивает цветы

    Художник – рисует картины

    Воспитатель – воспитывает детей

    Прачка – стирает белье

    Портниха – шьет одежду

    Милиционер – следит за порядком на улице

    1. 16.«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

    Машина (какая?) – красная, новая, …

    Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

    Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

    Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

    Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

    Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

    Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

    Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

    Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…

    1. 17.«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

    Кто управляет самолетом?...Летчик

    Кто управляет вертолетом?...Вертолетчик

    Кто управляет теплоходом?...Капитан

    Кто управляет поездом?...Машинист

    Кто управляет трамваем?...Вагоновожатый

    Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

    Кто ремонтирует автобус?...Механик

    Кто моет автобус?...Мойщик

    Кто продает билеты в автобусе?...Кондуктор

    Кто проверяет билеты в поезде?...Контролер

    Кто служит на водном транспорте?...Моряки

    Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?...Радист

    Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?...Стюардесса

    1. 1.У кого – кто.
    2. 2.Кто как голос подает.
    3. 3.Назови ласково.
    4. 4.Чей хвост.
    5. 5.Кому что дадим.
    6. 6.Назови семью.
    7. 7.Кто где живет.
    8. 8.Чьи глаза.
    9. 9.Большой – маленький.
    10. 10.Назови цвет.
    11. 11.Четвертый лишний.
    12. 12.Один – много.
    13. 13.Подбери признаки.
    14. 14.Кому что нужно для работы.
    15. 15.Кто что делает.
    16. 16.Подбери признак.
    17. 17.Назови профессию.

    Ольга Шадрина
    Картотека словесных игр.

    Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

    Игра «Добавлялки»

    Возраст 5-6 лет.

    Цел ь: Развивает речевое творчество детей.

    Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    С неба все скользят пушинки –

    Серебристые … (снежинки)

    Архитекторы – творцы

    Строят чудные … (дворцы)

    Жил да был веселый гном.

    Он в лесу построил … (дом)

    В этом доме, ты мне верь,

    Заперта надежно … (дверь)

    Затвердела снега корка,

    Будет скользкой наша … (горка)

    У малышки – погремушка

    Очень шумная … (игрушка)

    Знает наша детвора:

    Прятки – лучшая … (игра!

    Игра «Звуки перепутались»

    Возраст 5-6 лет.

    Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.

    Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    Нашла я сливе … кофточку,

    Надела Феня … косточку.

    Созрел на дереве … кафтан,

    Зимой надел я … каштан.

    На дерево уселся … граф,

    Живет в красивом доме … грач.

    Зазеленели в парке … детки,

    И на прогулку вышли … ветки.

    В лесу летают летом … кошки,

    Охотятся на мышек … мошки.

    Когтистые у киски … тапки,

    У Вики новенькие … лапки.

    Далеко идти мне … пень,

    Лучше сяду я на … лень.

    Игра «Кто это? Что это?»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: учить подробно объяснять значение слов.

    Ход: предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

    (Например, это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

    Игра «Вспомним разные слова»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

    1. Дети встают в круг.

    2. Каждый ребенок должен вспомнить слово, «передать» его рядом стоящему.

    3. Все по очереди произносят по одному слову.

    4. Говорить нужно разные слова, произносить их четко и громко.

    Варианты:

    Дети подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

    Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

    Игра «Найди себе пару» Возраст 5-6 лет.

    Це ль: развивать фонематический слух,учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

    Правила: 1. Каждый должен найти с словом (шутка – утка – мишутка).

    Игра «Кому достанется мяч»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять умение находить длинные и короткие слова.

    1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч.

    2. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему.

    3. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

    Игра «Какой звук потерялся»

    Возраст 5-6 лет.

    Цел ь: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

    Правила: 1. Воспитатель не спеша читает стихотворный текст

    В некоторых словах он пропускает.

    2. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

    Игра «Подскажи звук»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков.

    Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

    Ход игры:

    1. Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети.

    2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3. В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально.

    Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью.

    Например:

    На солнышке грелся черноухий котено…

    На него смотрел белолапый щено…

    Охотники развели в лесу косте…

    Ученик держал в руке каранда…

    Малыш попросил маму купить ша…

    На лесную полянку выбежал зая…

    В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

    По стволу стучал пестрый дяте…

    Белочка спрятала орешки в дупл…

    По двору бродили пету, куриц, утят…

    Игра «Что нужно кукле»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

    Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник,чашка, ложка, вилка).

    Ход игры:

    1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

    2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

    Сначала со звуком Л, потом со звуком

    Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

    Игра «Палочка остановись»

    Це ль: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

    Возраст 5-6 лет.

    1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.

    2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.

    3. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.

    Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…

    Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…

    Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

    Игра «Играем в слова в коридоре»

    1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке?

    2. Кто трудился, чтобы ты мог одеть эту одежду?

    (крестьяне – шерсть, прядильщицы – нитки, ткачи – ткань,

    художники-модельеры – фасон, закройщик – раскрой, портной – сшил)

    3. Какая обувь у нас в раздевалке зимой, летом?

    4. Кто изготавливает обувь? (скорняк – выделывает кожу, модельер – фасон, обувщики – шьют)

    5. Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают? (шапка, берет, кепка, шляпа, платок, косынка, шарф, панама)

    6. Какие специальные головные уборы ты знаешь? (фуражка, пилотка, каска, бескозырка, шлем).

    Как тебя зовут, где ты живешь?

    Дидактическая задача: Упражнять слуховой анализатор, развивать произвольное внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения. Формировать монологическую речь дошкольника.

    Игровые правила : Правильно и отчетливо называть свое имя и адрес, находить фотографию своей улицы.

    Игровое действие : Диалог детей с Незнайкой.

    Дидактический материал : фотографии знакомых улиц родного города. Кукла Незнайка.

    Ход игры

    Дети сидят полукругом перед магнитной доской. Поочередно берут в руки куклу Незнайку, называют свое имя, фамилию и адрес. Находят фотографию с изображением этой улицы и выкладывают на магнитной доске. Если улица повторяется, то ребенок указывает на это.

    Незнайка, меня зовут Олег Кулешов. Я живу на улице Домостроителей, дом 25, квартира 51. И т.д.

    Кем я могу быть, если буду жить в деревне?

    Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о том, кем бы они могли работать, если будут жить в деревне. Развивать память, речь, наблюдательность, внимание, терпеливость.

    Игровые правила: Соблюдать очередность. Начинать со слов: «Если я буду жить в деревне, то я буду...». Начинать свой рассказ после сигнала воспитателя.

    Игровое действие : Монолог детей по карточкам с изображением людей сельской профессии: землепашец, доярка, комбайнер, птичница и т.д.

    Дидактический материал : карточки с изображением людей сельской профессии: землепашец, доярка, комбайнер, птичница и т.д.

    Ход игры

    Дети выбирают себе профессию и рассказывают о ней по образцу воспитателя:

    «Если я буду жить в деревне, то я буду землепашцем. Землепашец пашет землю. Он готовит землю к посадке зерна. Надо пахать землю хорошо. Если земля будет вспахана хорошо, будет и хороший урожай зерна.»

    «Если я буду жить в деревне, я буду дояркой. Доярка доит коров. Коровы дают нам молоко. Из молока можно сделать кефир, йогурт, сметану, творог. Взрослые и дети очень любят молоко и творожные сырки» и т.д.

    Как меня зовут?

    Дидактическая задача: Упражнять детей в отчетливом назывании своего имени, умении обращаться к другу. Развивать речь, внимание.

    Игровые правила : Правильно и отчетливо называть имя друга и свое имя.

    Игровое действие : Диалог детей с гостями.

    Дидактический материал : кукла Гномик, кукла Незнайка.

    Ход игры

    Дети поочередно здороваются с Гномиком, называют свое имя и фамилию.

    Дети сидят полукругом. Входят друзья: кукла Незнайка, кукла Гномик. Незнайка приветствует друзей и предлагает детям познакомиться с его другом:

    Здравствуй, Гномик! Меня зовут Саша Иванов.

    Здравствуй, Гномик! Меня зовут Олег Кулешов. И т.д.

    При этом воспитатель следит, чтобы дети говорили ласково, Улыбались и смотрели в глаза другу.

    Заходите ко мне в гости!

    Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о своей семье, о том, где они живут и что у них интересного. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость.

    Игровые правила: Соблюдать очередность. Начинать со слов: «Друзья, я приглашаю вас к себе в гости. Меня зовут...». Начинать свой рассказ после сигнала воспитателя.

    Игровое действие : Монолог детей по семейным фотографиям и семейным альбомам.

    Дидактический материал : семейные фотографии и семейные альбомы.

    Ход игры

    Дети рассказывают о том, где они живут, какая у них семья, используя семейный альбом с фотографиями.

    Примерный рассказ ребенка:

    Друзья, я приглашаю вас к себе в гости. Меня зовут Олег Кулешов. Я живу на улице Домостроителей, в доме №24, квартира №7. Мы живем в многоэтажном доме.

    Наша квартира располагается на третьем этаже. Добраться до нее можно на лифте или пешком.

    Наша семья большая. Самый главный в семье мой папа. Зовут его Эдуард Николаевич. Мою маму зовут Юлия Викторовна. У меня есть маленькая сестренка и старший брат. Старшего брата зовут Егор, он ходит в школу. Младшая сестренка, ее зовут Полина, еще очень маленькая, сидит дома с мамой. С нами живет мамина мама, моя бабушка. Ее зовут Раиса Степановна. Она работает на железной дороге. И мамин папа, мой дедушка. Его зовут Виктор Николаевич, он пенсионер.

    Когда к нам приходят гости, мы накрываем стол красивой скатертью, ставим чайный сервиз и угощаем гостей чаем и конфетами. Играем в разные игры: настольный хоккей, железную дорогу, конструктор ЛЕГО. Мы очень любим, когда к нам приходят гости.

    Как нас можно назвать по-другому?

    Дидактическая задача: Закрепить названия членов семьи, родственные отношения. Развивать слуховой анализатор и речь дошкольников. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, терпеливость.

    Игровые правила : Правильно отвечать на вопрос воспитателя.

    Игровое действие : Рассматривание семейных альбомов. Диалог детей с воспитателем.

    Дидактический материал : семейные фотографии воспитанников.

    Ход игры

    Дети рассматривают фотографии в семейных альбомах и отвечают на вопрос воспитателя:

    Кто изображен на этой фотографии? (на этой фотографии изображен я. Меня зовут Олег.)

    Кто ты для своей мамы? (сыночек)

    Кто ты для своей бабушки? (внучек)

    Кто ты для своей сестренки Полины? (братик)

    Кто ты для Андрея Кущева? (друг) и т.д.

    Сколько бабушек в моей семье?

    Дидактическая задача : Упражнять детей в назывании людей ближнего окружения. Понимать и называть родственные отношения: «Мою бабушку зовут Мария Петровна. Она мама моей мамы». Называть взрослых людей по имени и отчеству.

    Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.

    Игровое действие

    Дидактический материал

    Ход игры

    Дети рассматривают семейные альбомы, узнают и называют своих бабушек. Определяют, чья она мама.

    Андрей, сколько бабушек в твоей семье, расскажи нам.

    В моей семье две бабушки. Одну бабушку зовут Мария Петровна. Она мама моей мамы. Другую бабушку зовут Светлана Яковлевна, она мама моего папы.

    Как по-другому можно назвать маму твоей мамы? (бабушка - Мария Петровна) и т.д.

    Узнай, кто на фотографии?

    Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании людей ближнего окружения. Называть взрослых людей по имени и отчеству.

    Игровые правила : Правильно и отчетливо называть имя и отчество воспитателей, помощника воспитателя, родителей. Начинать свой рассказ только после сигнала воспитателя.

    Игровое действие : Диалог воспитателя с детьми. Рассматривание групповых фотографий.

    Дидактический материал : групповые фотографии праздников с участием детей, воспитателей и родителей.

    Ход игры

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии и узнать, кто на них изображен.

    Кого ты узнал на этой фотографии? (Андрюшу)

    Андрюша твой друг? (Андрюша мой друг)

    А это кто на фотографии? (Настя. Настя моя подруга) и т.д.

    А Настя кого узнала на фотографии? (Анну Сергеевну. Она наша воспитательница) и т.д.

    Узнай свою маму

    Дидактическая задача: Развивать слуховой анализатор и речь дошкольников. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, терпеливость.

    Игровые правила : Находить фотографию только своей мамы.

    Игровое действие : Поиск нужной фотографии.

    Дидактический материал : фотографии мам воспитанников.

    Ход игры

    На столе лежат фотографии мам. Дети выбирают фотографию своей мамы и составляют о ней небольшой рассказ.

    Дети, посмотрите на фотографию и расскажите все о своей маме. Как ее зовут? Где она работает, что делает на работе? Дети поочередно рассказывают о профессии мамы:

    Мою маму зовут Юлия Викторовна. Она работает врачом. Моя мама лечит людей, чтобы они всегда были здоровыми.

    Мою маму зовут Татьяна Петровна. Она работает на почте. Моя мама разносит людям газеты и письма. И т.д.

    Мой любимый папа

    Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о своем папе. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость.

    Игровые правила: Соблюдать очередность. Начинать со слов «Это мой любимый папа. Его зовут...» и говорить только после сигнала воспитателя.

    Игровое действие: Поиск нужной фотографии.

    Дидактический материал : фотографии пап воспитанников.

    Ход игры

    Дети поочередно берут со стола воспитателя фотографии своих пап и составляют небольшой рассказ о нем.

    «Это мой любимый папа. Его зовут Сергей Владимирович. Мы любим с ним играть в футбол. Он сильный и хороший. Когда я вырасту, я буду таким же смелым и сильным. И т.д.»

    «Это мой самый любимый папа. Его зовут Эдуард Николаевич. У него есть машина «Ауди». На машине мы ездили к бабушке на дачу. Мой папа самый сильный и смелый. Он очень меня любит, и я его люблю». И т.д.

    Я и моя семья

    Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о своей семье. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость, монологическую связную речь.

    Игровые правила: Соблюдать очередность. Начинать со слов «Моя семья - это...» и говорить только после сигнала воспитателя.

    Игровое действие : Выкладывание геометрических фигур по количеству членов семьи и описательный рассказ о своей семье.

    Дидактический материал : объемные фигуры блоков Дьенеша.

    Ход игры

    Дети выкладывают с помощью геометрических фигур свою семью. А затем рассказывают о ней.

    Выложите на своих столах столько геометрических фигур, сколько человек живет в вашей семье.

    Олег, расскажи Матрешке о своей семье.

    Моя семья — это я. Меня зовут Олег Кулешов. Это моя мама. Ее зовут Юлия Викторовна. Это мой папа. Зовут его Эдуард Николаевич. Это моя бабушка. Зовут ее Наталия Александровна.

    Сколько всего человек проживает в вашей семье? (в нашей семье проживает всего четыре человека)

    Мы космонавты

    Дидактическая задача: Упражнять детей в поиске среди карточек с изображениями людей различных профессий профессии космонавта. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость, монологическую связную речь.

    Игровые правила: Соблюдать очередность. Действовать по сигналу воспитателя.

    Игровое действие : Нахождение среди фотографий фотографиюи космонавта.

    Дидактический материал : фотографии представителей разных профессий летчик, космонавт, кондитер, шофер, и т.д.

    Ход игры

    Дети должны выбрать среди карточек с изображением людей разных профессий - космонавта.

    Как вы догадались, что это космонавт? (ответы детей обсуждаются)

    Как меня будут звать, когда я вырасту?

    Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении маленьких описательных рассказов о том, как их будут звать, когда они вырастут. Развивать память, наблюдательность, внимание, терпеливость, монологическую связную речь

    Игровые правила: Соблюдать очередность. Начинать со слов «Когда я вырасту...» и говорить только после сигнала воспитателя.

    Игровое действие : Рассматривание семейных альбомов и составление небольших рассказов.

    Дидактический материал : семейные альбомы.

    Ход игры

    Дети берут свои семейные альбомы и рассказывают друг другу, как его будут звать, когда он вырастет, и почему.

    — Когда я вырасту, меня будут звать Сергей Владимирович, потому что моего папу зовут Владимир. И т.д.

    Какие мои обязанности по дому?

    Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении небольших рассказов о домашних обязанностях и поручениях. Развивать речь, внимание.

    Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Умение слушать товарища.

    Игровое действие : Монолог детей при рассматривании семейных альбомов.

    Дидактический материал : семейные альбомы детей. Кукла Незнайка.

    Ход игры

    Дети в произвольной форме рассказывают своим сверстникам и Незнайке о своих обязанностях по дому.

    «Меня зовут Максим. Я живу с мамой, папой и старшей сестренкой Мариной. Мои мама и папа работают на механическом заводе. Сестра Марина ходит в школу. Я люблю помогать по дому моей старшей сестре Марине. Я помогаю протирать пыль на комоде и столе. Помогаю поливать цветы на подоконнике» и т.д.

    Что такое дружба?

    Дидактическая задача : Упражнять детей во фразовой речи на тему: друг и дружба. Развивать речь, внимание.

    Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Умение слушать товарища.

    Игровое действие: Диалог детей с воспитателем.

    Дидактический материал : посылка, почтальон Печкин.

    Ход игры

    Дети называют по очереди все достоинства друга и дружбы:

    — С другом можно играть в разные игры.

    — С другом можно вместе гулять и кататься на велосипеде.

    С другом можно вместе рисовать.

    Друг всегда поможет в беде.

    Другу надо всегда помогать.

    С другом надо всем делиться.

    О младших друзьях надо заботиться и ухаживать за ними. И т.д.

    Отгадай загадку!

    Дидактическая задача : Упражнять детей во фразовой речи на тему: «Профессии малышей в рассказе Н. Носова «Незнайка и его друзья» Развивать диалогическую и монологическую речь.

    Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Отгадывать словесную загадку и давать пояснения. Умение слушать товарища.

    Игровое действие : Отгадывание загадки, диалог детей с воспитателем.

    Ход игры

    Воспитатель читает загадку, дети отгадывают и дают пояснения.

    У него всегда в руке

    Кисточка и краски.

    Любит рисовать портрет,

    Бабочек, цветы, и вазу! (Художник)

    Среди малышей Цветочного города был художник, и как его звали? (Тюбик)

    Почему этого малыша звали Тюбик? (потому что он был художником. У художника есть кисточки и краски. Краски хранятся в тюбиках)

    Ходит в белом колпаке,

    С поварешкою в руке.

    Он готовит всем обед:

    Кашу, щи и винегрет. (Повар)

    Среди малышей Цветочного города был повар, и как его звали? (Пончик)

    Почему этого малыша звали Пончик? (потому что он был поваром, любил готовить пончики и кушать их)

    Если ты болен - он капли предложит принять!

    Тому, кто здоров, - разрешит погулять! (Доктор)

    Среди малышей Цветочного города был доктор, и как его звали? (Пилюлькин)

    Почему этого малыша звали Пилюлькиным? (потому что он был доктором и больным давал пилюли)

    Если надо починить, что-то быопро смастерить.

    Мы зовем сюда друзей:

    Шпунтик, Винтик, к нам скорей! (Винтик, Шпунтик)

    Среди малышей Цветочного города были Винтик и Шпунтик?

    Почему этих малышей звали Шпунтик и Винтик? (потому что они очень хорошие мастера по ремонту)

    Доктор, художник, повар, мастер - все это профессии людей и малышей, жителей Цветочного города.

    Кого разбудило солнышко?

    Дидактическая задач а: Развивать активную речь, слуховой анализатор, внимание. Закрепить знания детей о приметах времени года - весна.

    Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те карточки, которые соответствуют приметам весны. Игровое действие: Подбирают нужные картинки и описывают их. Дидактический материал: предметные картинки, изображающие весну и зиму по количеству детей.

    Ход игры

    Детям раздают предметные картинки разных времен года. Они должны составить небольшие описательные рассказы.

    Воспитатель сообщает детям, что пришла весна, появилось солнышко. Солнышко протянуло свои лучики и... кого-то разбудило.

    Кого разбудило солнышко весной?

    Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал.

    Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках.

    Солнечный зайчик разбудил ежика. Он зимой в норке спал.

    Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек. И т.д.

    Какой ветер дует?

    Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

    Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос воспитателя, первый имитирует силу ветра.

    Игровое действие : Воспитатель выкладывает на магнитной доске картины. Задает вопросы детям.

    Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки для картин «Осень», «Лето». Султанчики по количеству детей.

    Ход игры

    На магнитной доске выкладывается картина: тучи, дождь, деревья с редкими желтыми листочками. Дети отвечают на заданные воспитателем вопросы.

    Какое время года? (осень)

    Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.

    Какой ветер? (сильный, колючий и т.д.)

    Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)

    Выкладывается на магнитной доске другая картина: солнце, река, зеленые деревья.

    Какое время года на этой картине? (ответы детей)

    Если они затрудняются, задаются наводящие вопросы:

    Когда мы купаемся в реке и загораем?

    Когда солнце светит ярко?

    Солнце светит, на улице тепло, но вот подул ветер, каким он будет? (ласковым, теплым и т.д.)

    Как можно такой ветер назвать? (ветерок)

    Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.

    Зима - это хорошо или плохо?

    Дидактическая задача : Закреплять знания детей о временах года. Упражнять в определении основных примет зимы. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

    Игровые правила:

    Игровое действие: Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают ее и высказывают свое суждение. Педагог задает вопросы детям.

    Дидактический материал : сюжетные карточки времен года.

    Ход игры

    Воспитатель выставляет на магнитной доске карточку с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают ее и высказывают свое суждение:

    Когда зима - это хорошо. Можно в снежки играть, снежную бабу лепить.

    Когда зима - это плохо. Очень холодно, не всегда можно пойти гулять.

    Когда зима - это хорошо. Зайчик поменяет серую шубку на белую, его волк не заметит.

    Когда зима — это плохо. Зайчику нечего есть, очень холодно и °н дрожит под кустом.

    Когда зима — это хорошо. Лес отдыхает и спит под белым покрывалом.

    Когда зима - это плохо. Лес стоит угрюмый, без листочков, не слышно птичьих песен.

    Вода - это хорошо или плохо?

    Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах. Упражнять в определении Положительных и отрицательных свойств воды. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

    Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Слушать высказывания товарищей.

    Игровое действие: Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных и ситуаций. Дети рассматривают и высказывают свое суждение:

    Дидактический материал: сюжетные карточки.

    Ход игры

    Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.

    Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти: трава, цветы, деревья. Дождик - это хорошо.

    Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик - это плохо.

    Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика - это плохо.

    Если долго не идет дождик, или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя, или если его мало - это плохо. И т.д.

    Выложи модель сегодняшнего дня

    Дидактическая задача : Закреплять знания детей о приметах времени года. Уметь выделять главные особенности погоды: солнце, осадки, облака, ветер. Упражнять в определении основных примет весны. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

    Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Слушать высказывания товарищей.

    Игровое действие : Дети с помощью фломастеров составляют модель дня по следующим параметрам: солнце, облака, осадки, ветер. Зарисовки дети делают в произвольной форме. Затем объясняют погоду по своим зарисовкам.

    Дидактический материал : модель погодных условий: солнце, осадки, облака, ветер.

    Ход игры

    Дети с помощью фломастеров составляют модель дня по следующим параметрам: солнце, облака, осадки, ветер.

    Зарисовки дети делают в произвольной форме. Затем объясняют погоду по своим зарисовкам.

    Солнце яркое, лучистое. Светит и улыбается.

    На голубом небе плывут облака.

    Дождя на улице нет.

    Ветер на улице сильный. Он качает деревья.

    Какое время года мы установим на наших часах «Времена года»? (время года - весну)

    У кого какая шубка?

    Дидактическая задача: Формировать связную речь дошкольников. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания детей о цвете и свойствах ткани и меха.

    Игровые правила: Выбирать понравившуюся игрушку для ее описания.

    Игровое действие: Поиск на столе игрушки. Составление описательного рассказа с помощью воспитателя.

    Дидактический материал: лиса, заяц, кошка, белка (мягкие игрушки) и т.д.

    Ход игры

    Дети сидят за столом, на котором стоят мягкие игрушки по количеству больше, чем детей: зайчики, медведи, белочки, лисички; куклы, одетые в шубки. Дети поочередно берут со стола понравившуюся Мягкую игрушку и отвечают на вопросы педагога:

    Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?

    Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т.д.)

    У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая)

    У белочки какая шубка? (мягкая, гладкая)

    — У куклы Тани какая шубка? (красная, мягкая, пушистая)

    Кто как поет?

    Дидактическая задача : Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.

    Игровые правила : Угадывать на слух название птицы по голосу.

    Игровое действие: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.

    Дидактический материал: аудиозапись пения птиц: воробей, ворона, голубь, скворец. Карточки с изображением этих птиц.

    Ход игры

    Дети должны угадать пение птицы: воробья, вороны, голубя, скворца и назвать их. Найти соответствующие карточки с изображением этих птиц.

    Угадай цветок

    Дидактическая задача : Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь дошкольника и логическое мышление.

    Игровые правила : Находить и показывать карточку только после прочтения воспитателем загадки.

    Игровое действие: Поиск предметных картинок, соответствующих ответу на загадки.

    Дидактический материал : стихи-загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.

    Ход игры

    Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.

    В весенний солнечный денек

    Золотой расцвел цветок.

    На высокой тонкой ножке

    Все дремал он у дорожки. (одуванчик)

    Весна приходит с ласкою и со своею сказкою,

    Волшебной палочкой взмахнет -

    И первый из-под снега цветочек расцветет. (подснежник)

    Первым вылез из-под снега

    На лесной проталинке.

    Он мороза не боится,

    Хоть цветочек маленький! (подснежник)

    Помогите найти маму

    Дидактическая задача: Упражнять детей в полных ответах на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах. Вырабатывать умение соотносить изображение детеныша с большим животным.

    Игровые правила: Правильно соотносить детеныша с большим животным. Действовать только по сигналу воспитателя.

    Игровое действие: Поиск нужного животного. Полные ответы на вопросы воспитателя.

    Дидактический материал : мягкие игрушки больших домашних животных и их детенышей по количеству детей.

    Ход игры

    Воспитатель раздает детям мягкие игрушки детенышей животных и задает вопрос:

    Андрюша, кто это? (котенок)

    Кто его мама? (мама кошка)

    Марина, кто это? (козочка)

    Кто ее мама? (мама коза)

    Света, кто это? (поросенок)

    У поросенка кто мама? (мама свинка)

    Сережа, кто это? (щенок)

    У щенка кто мама? (мама собака)

    Наташа, кто это? (теленок)

    У теленка кто мама? (мама корова)

    Помогите нам

    Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении небольших рассказов о том, как можно помочь животному. Закрепить названия домашних животных.

    Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Рассказывать о животном, которого выбрал.

    Игровое действие : Поиск нужного животного. Составление небольших рассказов.

    Дидактический материал : сюжетные картинки: лежащая на снегу собачка; лежащая на снегу кошечка; на веточке со снегом сидит попугай; лошадь, стоящая возле дерева; во дворе на снегу курочки и петух; нахохлившиеся на дереве синички.

    Ход игры

    Дети выбирают на столе сюжетные карточки с изображением животных, прикрепляют к магнитной доске и рассказывают о том, как можно помочь этому животному в зимних условиях.

    Это собачка. Ей можно зимой построить будку и постелить там тряпочку или маленькое одеяло. Можно собачку взять к себе домой.

    Это котенок. Он очень маленький и ему рано еще гулять зимой на улице. Котенка надо взять домой, согреть и дать молочка, потому что он очень любит молочко.

    Это попугай. Попугая нельзя отпускать на улицу. Он замерзнет. Он может жить только дома у человека или в жарких странах.

    Это лошадь. Она живет рядом с человеком. Для нее надо сделать сарай, чтобы она не замерзла. Заготовить на зиму много сена. Она любит сено и хлеб.

    Это курочки, они живут в курятнике. Им надо подстелить соломку в сарае, чтобы было тепло.

    Это синички. Им зимой холодно. Надо сделать кормушку и насыпать туда крошек и зернышек.

    Если вначале дети затрудняются с ответом, воспитатель берет роль рассказчика на себя.

    Что происходит в зимнем лесу?

    Дидактическая задача: Развивать речевую активность. Формировать наблюдательность, слуховое внимание.

    Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя: Не мешать отвечать товарищу.

    Игровое действие : По ходу составления воспитателем рассказа о приспособлении животных к зимним условиям, помогать выставлять животных. Отвечать на вопросы воспитателя.

    Дидактический материал: мягкие игрушки: медведь, пень, белочка, зайчик, лисичка. Деревья и елочки.

    Ход игры

    Воспитатель расставляет с детьми деревья без листочков, пеньки разной величины. Кое-где раскладывает на веточки и на землю вату вместо снега. Дети вместе с воспитателем оформляют зимний лес и его обитателей из объемных предметов. Вместе с воспитателем составляют описательный рассказ о том, как животные приспособились к зимним условиям.

    Наступила зима. Все букашки спрятались в кору деревьев, корни пеньков. Голодно стало птицам. И они... что сделали? (улетели в теплые края, где много жучков, мух и других насекомых)

    Воспитатель выставляет медведя рядом с большим пнем.

    А вот медведь летать не умеет. Но ему тоже голодно.

    Как вы думаете, почему медведю голодно? (медведь ест малину, ягоду, мед, а зимой этих лакомств нет)

    Как медведь зиму зимует? (медведь делает берлогу и спит всю зиму. А если есть захочет, то лапу сосет)

    Кто из вас поможет медведю сделать берлогу и уложит его спать? (кто-то из детей укладывает медведя рядом с пнем и накрывает сугробом снега)

    Воспитатель накрывает маленький пенек ватой, в которой спрятан ежик.

    Догадайтесь, кто еще в лесу зимой спит, вот в этой норке, прикрытой снегом? (ежик)

    А ежик зимой тоже лапу сосет, как медведь? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что зимой ежик, если проснется, то поест заготовленные с осени грибы, ягоды, яблочки)

    Воспитатель сажает на дерево или пенек белочку в ярко-рыжей шубке и читает стихотворение:

    Хвост пушистою дугой,

    Вам знаком зверек такой?

    Острозубый, остроглазый.

    По деревьям любит лазать.

    Как зовут этого зверька, и как он будет зиму зимовать? (это белочка. Она поменяет свою рыжую шубку на серую, чтобы не видна была на деревьях, на которых нет листьев)

    Где будет жить белочка зимой и что кушать? (белочка зимой живет в дупле, которое находится на дереве и кушает грибы, яблочки, ягоды)

    Кто поможет белочке поменять шубку? (кто-то из детей меняет белочке рыжую шубку на серую)

    Найдите на столе еще лесного жителя, который зимой меняет свою шубку, (ребенок должен выставить зайца)

    Что происходит зимой с этим лесным жителем? (зайчик меняет серую шубку на белую)

    Зачем зайчику нужна новая белая шубка? (чтобы спрятаться от лисы, волка и охотников)

    Кто поможет зайчику поменять шубку? (кто-то из детей меняет зайчику серую шубку на белую)

    Что будет кушать зайчик зимой? (кору деревьев, разгребать снег на полях и кушать морковку, листья капусты)

    Где живет зайчик зимой? (в норке под деревом или кустиком)

    Отгадай загадку про птичку

    Дидактическая задача: Упражнять детей в отгадывании загадок про птиц. Закрепить названия птиц: воробей, синица, скворец, ворона.

    Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Не перебивать товарищей.

    Игровое действие: Прослушивание и отгадывание загадок. Нахождение ответа на карточках с изображением птиц.

    Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением птиц: синичка, воробей, скворец, ворона.

    Ход игры

    Дети отгадывают загадку и находят соответствующую птичку или карточку с изображением птиц на столе.

    Серенькая птичка,

    Птичка-невеличка

    Хочет сделать шажок -

    Получается прыжок. (Воробей)

    Белые щечки, а грудка желтая.

    На грудке черный галстук... (Синица)

    Сам черный, а клюв желтый.

    По полям ходит, зерно смотрит... (Скворец)

    На дереве сидит,

    Во все стороны глядит.

    Кто куда бежит -

    Кар-р-р - кричит. (Ворона)

    Как можно наших гостей назвать одним словом? Кто у нас в гостях? (птицы)

    Собери альбом!

    Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении фотоальбома и придумывании названия.

    Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Не мешать товарищам.

    «Что за предмет?»

    Цель: учить называть предмет и его описывать.

    Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    «Угадай игрушку»

    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    «Кто больше увидит и назовёт»

    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

    Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    «Сорока»

    Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

    Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

    (Воспитатель раскладывает предметы)

    Дети:

    Сорока, сорока
    Отдай нам мыльце

    Сорока:

    Не дам, не отдам
    Возьму ваше мыльце
    Отдам моему сорочонку умыться.

    Дети:

    Сорока, сорока
    Отдай нам иголку!

    Сорока:

    Не дам, не отдам.
    Возьму я иголку
    Сорочку сошью своему сорочонку.

    Дети:

    Сорока, сорока,
    Отдай нам очки

    Сорока:

    Не дам, не отдам.
    Я сама без очков,
    Прочесть не могу сорочонку стихов.

    Дети:

    Сорока, сорока.
    Отдай нам звоночек.

    Сорока:

    Не дам, не отдам.
    Возьму я звоночек.
    Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

    Воспитатель:

    Ты, сорока, не спеши
    Ты у деток попроси.
    Все тебя они поймут.
    Всё что надо подадут.

    Воспитатель:

    Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

    Воспитатель:

    Дети, что для этого нужно сороке?

    (Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

    Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    «Олины помощники»

    Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

    Материал: кукла Оля.

    Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

    — Что это? (Это ноги)

    — Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

    «Разноцветный сундучок»

    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

    Ход. Воспитатель:

    Я картинки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Ира, загляни-ка,

    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    «Скажи, какой?»

    Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

    Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»

    Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

    Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

    Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»

    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

    Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»

    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

    Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»

    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

    Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

    Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    — Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

    — Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

    — Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

    И т.д.

    «Козлята и волк»

    Цель. Заканчивать сказку по её началу.

    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

    Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

    Воспитатель: зайчик говорит….

    Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

    Воспитатель: Козлята угостили его….

    Дети: морковкой, капустой…

    Воспитатель: потом они стали…

    И т.д.

    «Разбуди кота»

    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

    Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

    Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Ветерок»

    Цель. Развитие фонематического слуха.

    Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Буратино-путешественник»

    Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

    Материал. Кукла Буратино.

    Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    — Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    — Зевают, отдыхают, спят…

    — Пляшут, поют, кружатся…

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    — приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

    — обедают, благодарят…

    — одеваются, прощаются…

    — лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Прятки»

    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

    Материал. Мелкие игрушки.

    Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»

    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

    Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

    В дверь кто-то стучит.

    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

    «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

    — Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

    — Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)

    — Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

    — Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

    — Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

    — Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

    — Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

    — Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

    — Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

    — Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки)

    «Режим дня»

    8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

    «Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

    Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    «Назови три слова» (активизация словаря)

    Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    — Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

    «Кто кем хочет стать?»

    (употребление трудных форм глагола)

    Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

    «Зоопарк» (развитие связной речи).

    Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид;
    2. Чем питается.

    Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

    «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

    В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

    Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

    Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

    Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

    Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

    Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

    Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

    Ребёнок: «А мой — красной лентой».

    Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

    Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

    Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

    Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

    Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

    Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

    «Кто кем был или что чем было»

    (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

    Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

    «Назови как можно больше предметов»

    (активизация словаря, развитие внимания).

    Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

    «Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

    Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шёл жучок,
    Песню пел в траве … (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

    «Назови части предмета»

    (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

    Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

    I вариант: дети по очереди называют части предметов.

    II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.