Строительство и ремонт своими руками

Занятие в ср гр на тему зима. Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: Зима. Слайд: зимующие птицы

Тема: «Зима»

Образовательные области:

приоритетная : познание (формирование целостной картины мира: ознакомление с природой)

в интеграции: коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье,

Цель: расширение знаний детей о зимних явленияхприроды.

Задачи:

приоритетные:

содействовать закреплению знаний об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе в зимний период; познакомить с элементарным моделированием зимних явлений

в интеграции:

Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу;

- приобщать детей к элементарным общепринятымнормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и изображать увиденное в рисунке;

Развивать воображение цвето - и формовосприятие, память, внимание, мелкую моторику рук;

Способствовать сохранению и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физминутки;

Предварительная работа:

На прогулке ведется наблюдение за снегопадом, дети рассматривают снежинки на одежде, лепят снеговиков, строят ледяные горки, играют в снежки.

Планируемые результаты: имеет представление об окружающем мире зимой; определяет время года по признакам, знает ответы на загадки; могут самостоятельно дорисовывать рисунки.

Методы и приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, экспериментирование.

Материалы и оборудование:

для детей: незаконченныеграфические рисунки,гуашь, кусочки пароллона, кусочки льда

для педагога: картинки природы зимой, ЦОР: мультимедийная презентация «Зима».

Виды детской деятельности: продуктивная,познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игоровая

Формы работы с детьми : коллективная, индивидуальная

Вводная часть

Воспитатель входит в костюме зимы:

Дел у меня немало - я белым одеялом,
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня...

(зима)

II Основная часть

Здравствуйте дети! К вам в гости пришла …. зима. Мне интересно узнать, что вы знаете про мое время года. А для этого отгадайтемои загадки:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.

(зимой)

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
И стоять не велит.

(мороз)

Лежало одеяло
Мягкое, белое
Солнце напекло -
Одеяло утекло.

(снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(метель)

Как вы думаете о каком времени года говорится в загадках? Какое сейчас время года? Почему вы так решили? Я покажу вам картинки с изображением зимы. Что вы видите на картинах? Правильно. Зимой много снега. Он лежит на деревьях.Деревья словно шапки надели. Часто идет снег. А вы рассматривали снежинки на прогулке? На что они похожи на красивые маленькие звездочки. Когда из туч падает много снежинок, то это - снегопад. Под деревьями сугробы. Красиво! Про меня говорят:зима- волшебница поработала.

Рассказ воспитателя с использованием ЦОР.

Обратите внимание на монитор компьютера.Что вы видите? (Зима. (слайд№ 1);

Зимой солнышко светит слайд (№),но не греет слайд (№).

Ночь зимой длинная слайд (№).Когда вы идете в садик, уже светло или темно на улице? (Темно). Зимой часто идет снег слайд (№). Что тогда появляется на улицах поселка (большие сугробы слайд (№11). Вода в реках замерзла слайд (№) и превратилась ….. в лед слайд (№).

Опыт

Я предлагаю вам вместе со мной сделать опыт. Возьмите у меня кусочки льда. Прикоснитесь им к щеке. Какой лед? (Холодный). Что с ним происходит, если его держать в руках? (Таит). А почему он тает? (Здесь, в помещении, тепло, и руки наши теплые, поэтому лед превращается в воду). Положите лед на поднос. Что мы с вами узнали, делая опыт? (…)

Предлагаю вернуться на свои места.

Давайте узнаем, как ведут себя птицы и животные зимой. Зимой холодно, поэтомузвери надели теплые шубки. Зайчик поменял еще и цвет шубки. Он стал белым слайд (№). Почему? Белочка - тоже оделась в красивую шубку слайд (№). Заяц, волк, белка, лисица зимой не спят. Они ищут себе пищу. А вы знаете какие животные спят зимой? Зимой спит медведь слайд (№), А еще впадают в спячку еж (№), барсук слайд (№).

Физкультурная пауза:

Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

А. Барто

дидактическая игра «Угадай»

А теперь, ребята, угадайте, о каком из этих животных сейчас пойдет речь?

Это животное питается грибами и орешками? Имеет рыжую шерстку, пушистый хвостик(белка). Это травоядное животное осенью и летом окрас серый, а зимой белый. Основной корм – трава, зимой кора деревьев (заяц). Этобольшое животное хищник, серая шерсть питаетсямясом (волк). Это животное живет в норе, имеет красивый, пушистый, рыжий мех, и красивый пушистый хвост (лиса).

Дети определяют названия животных и обосновывают свой ответ.

дидактическая игра «Покажи признак зимы»

Карточки с признаками времен года развешены намагнитной доске.

Дети должны выбрать карточки с признаками зимы…

рисуем «портрет» зимы

На столах у детей заранее приготовленныелисты бумаги,кусочки паролона, гуашь, Воспитатель создает сюрпризный момент: «У васна столеволшебные листки бумаги». После того как вы раскрасите свой рисунокпроизойдет чудо».Дети раскрашивают методом примакивания свои листочки. И затем предлагает, опираясь на образец и иллюстрации, закончить свои рисунки. По окончании делается выставка готовых рисунков.

III . Итог занятия

Молодцы все правильно сделали. Что сегодня вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой! Перечислите названия животных, с которыми сегодня познакомились.

МКОУ Бондаревская сош

Структурное подразделение детский сад

Конспект НОД в средней группе

на тему

«Зима-зимушка»

Выполнила: Богатырёва Т.Ю.,

воспитатель структурного

подразделения - детский сад

МКОУ Бондаревской СОШ

Конспект занятия «Зимушка зима»

Интегрированная образовательная область:
1. Познание:
закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения, диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Возрастная группа : средняя (4-5 лет).

Словарная работа: лёгкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя.

Предварительная работа: беседа о признаках зимы рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца, дидактическая игра «животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой), снежки.

Технические средства: ноутбук, музыкальные композиции.

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель входит в группу (установление эмоционального контакта).
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой) (1.
картинка - зима)
- Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.

2. Игра « Серебристые снежинки »

- Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки).
- Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся, как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые.
(звучит аудиозапись»Серебристые снежинки»)
- Ребятки, а вы слышали какая красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала сейчас, а как ещё можно о ней сказать? Какая она? (ответы детей)
Воспитатель дополняет: лёгкая, зимняя, радостная, пушистая, снежная.
- Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что вы любите делать зимой?
(ответы детей) ( снежинки собираются)
- А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко . Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой, звучит музыка) (2. картинка зимней поляны в лесу)
- Вот мы с вами и на лесной полянке.

3. БЕСЕДА «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

- Садитесь на свои места. Ребятки, скажите мне, что происходит зимой в природе? Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки, которые вам помогут.
(На экране появляются опорные картинки)
- Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке? Что происходит в природе? (3.
идёт снег )
- Реки покрыты льдом. Что на этой картинке произошло с речкой? (4.
лед на речке )
- Солнце светит, но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко светит, но снег не тает, почему?
(5.зимнее солнце)
- Деревья без листьев. Птиц стало меньше.
(6.картинка птиц зимой)
(За правильные ответы воспитатель даёт снежинки)
- Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз, два, три - посмотрите, наши снежинки превратились в снежки. (Воспитатель незаметно меняет коробки)

4.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИГРА «СНЕЖКИ»

- Давайте поиграем с вами в снежки на нашей полянке. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч, вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю, какие вы ловкие да меткие, только ребятки не надо толкаться, будем внимательными, чтобы не попасть снежком друг в друга. (Под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается, снежки собираются в коробку)

5.СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МОДЕЛИ «ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЗАЙЦА»
- Давайте сядем на свои места. Отгадайте загадку, кто это спрятался под деревом?
-Летом шубу серую, а зимою белую. Носит попрыгайчик, боязливый…….(зайчик).
(Воспитатель показывает игрушку - зайца.)
- А теперь давайте с вами расскажем про зайку, а картинки нам помогут. (№1
КАРТИНКА ЗАЙЦА)
- Где живёт зайка? (№2
картинка ) - Как выглядит зайка? (№3 картинка)
- Чем питается? (№3
картинка) - Как приспосабливается к зиме? (№4)

6.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРИ »

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете? (ответы детей)
- Возьмите в руки только животных леса. (Необходимо выбрать животных леса и отнести на полянку).
Проверка выполненного задания, нахождение лишнего животного, который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Нам пора возвращаться, вставайте на облачко и перенесёмся в детский сад.
- Сегодня, мы побывали в зимнем лесу, вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям. - Мне Зимушке - зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы
.

Программное содержание:

Продолжать учить дошкольников составлять предложения с помощью символов; закрепить с детьми знания о зиме, о зимних явлениях в природе (снегопад, ветер, метель, мороз) , загадки о них, отвечать на вопросы полным предложением, обогащать лексический запас существительными, прилагательными, глаголами.

Развивать речь дошкольников, речевой аппарат, логическое мышление, воображение, память, познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Предварительная работа: беседа о зиме, ее признаках, чтение стихов, загадок, примет о зиме, наблюдения на прогулке за погодой.

Оборудование: декорации для зимней поляны, загадки про зимние явления , ведерки со льдом и снегом, карточки зимней одежды, три бумажные снежинки, листы белого цвета, свеча, краска голубого цвета, влажные салфетки, клеенка, аудиоаппаратура.

Ход занятия в средней группе детского сада

1. Вступительная часть

Воспитатель. - Дети, посмотрите, пока мы с вами на несколько минут покинули группу, здесь что-то чрезвычайное произошло. И группа какая-то сказочная, а сколько гостей к нам пожаловало! Гостям мы всегда рады, поэтому давайте поздороваемся.

А теперь с хорошим настроением возвращаемся в нашу сказочную группу и остановимся вот здесь на поляне. И чтобы узнать кто такую красоту сделал, отгадайте загадку:

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?....(зима)

2. Основная часть:

Да, здесь погостила зима, засыпала все беленьким, пушистым снежком. А что это за тропинка?

Взгляните, зима оставила нам два ведерка давайте посмотрим, что в них! (Лед и снег)

Исследовательская деятельность

Возьмите понемножку снега в руки и сожмите его. Скажите снег какой? Он прозрачный или нет? Можно снег брать в рот?

Возьмите лед в руки и скажите, он какой? Посмотрим, он прозрачный или нет. Я возьму бумагу красного цвета и положу ее сзади льда. Что вы заметили?

Какой вывод можно сделать? Почему ваши ручки стали мокрыми? Из чего образуется лед?

Приседайте на снежные палатки, так как они тепленькие потому что сказочные, и поговорим о зиме.

Скажите, вам нравится время года зима?

А за что вы ее любите? Расскажите?

Игра «За что я люблю зиму»

(Составление предложения из собственного опыта)

Действительно, как можно ее не любить когда она приносит нам много праздников и волшебную сказку.

Какие праздники нам приносит зима?

Упражнение «Что-то здесь не так»

Ошибки бывают разные:

И маленькие и очень большие

Чтобы в жизни их не делать

Будем сейчас их ловить.

Приготовьте ладошки и слушайте внимательно:

1. Зимой в поле все цветет

И васильки и рожь.

2. Греет солнце золотое -

Ласково и приветливо.

3. Морозец щиплет щечки

Зовет детишек к речке

Чтобы купаться и нырять

И под солнцем загорать.

Дети, услышали ли вы ошибку в стишке?

Зима, она какая?

Вспомните, какие стихи о зиме вы знаете?

Упражнение «Три снежинки»

Дети, посмотрите, что это за сундук, что же в нем? А почему именно три снежинки? Подумайте? Давайте вспомним, как они называются?

1. Из трёх зимних братьев,

Он первым явился.

Морозом и снегом,

2. Начинает календарь

Месяц с именем (Январь)

3. После братца Января

Служить очередь моя.

Помогают мне подруги:

Снежная метель и вьюги. (февраль)

А еще зима к нам приходит не сама, а со своими помощниками.

Что это за помощники?

Игра «Отгадай»

(Загадки для детей на зимнюю тематику )


Тянет шапку дед на уши,

Баба одела шубу,

Здесь у нас один прогноз.

Есть на улице...(Мороз)

Давайте повторим дети, кто помощники у зимы. Без них зима - не зима.

Упражнение «Что лишнее»

Скажите, дети, а какие вещи мы надеваем зимой, когда идем на улицу гулять?

Посмотрите и скажите, какая вещь в каждом ряду лишняя.

Физкультминутка

Мы добросовестно работали

Долго не отдыхали

На зарядке, дорогие дети,

Надо хорошо отдохнуть

Руки - вверх, руки - вниз,

И легонечко прогнись.

Вправо, влево покрутись

И на месте остановись

А теперь присели, встали

Все, отдыхать уже устали.

Игра «Доскажи словечко!»

Лепить из снега... (снеговика)

Кататься с горки на... (санях)

На катке катаются на …(коньках)

Съехать на санках с... (горки)

По лыжне катаются на... (лыжах)

Зимой строить крепость из... (снега)

Мороз рисует узор на... (окне)

Положить птицам зерна в... (кормушку)

Нетрадиционное рисование «Подарок зиме»

Припоминание техники безопасности с художественными принадлежностями. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь при необходимости.

Молодцы! Вы хорошо поработали! Зима будет очень рада нашим подаркам.

3. Заключительная часть

Воспитатель. Дети, молодцы вы очень хорошо сегодня работали на занятии. Все про зиму вспомнили. К сожалению, зиме пора с нами прощаться, потому что завтра на ее место придет другая гостья.

Какая?

А понравилось ли вам занятие?

Что больше всего?

Возникали ли трудности?

Конспект интегрированного занятия

в средней группе "Зимушка - зима"

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно - исследовательская)

«Коммуникация»

«Художественное творчество» (аппликация)

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

Тип : интегрированное

Возраст детей : 4-5 лет

Формы организации детей: группа

Задачи :

Образовательные :

Закрепить накопленные детьми представления о зиме;

Обогащать представления детей о природе;

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение по всему живому;

Воспитывать аккуратность во время работы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы;

Развивать внимание, память;

Развивать словарный запас детей;

Развивать мелкую моторику рук и координацию движений

Совершенствовать приемы наклеивания.

Словарь: снежная, снег, снежинка, Новый год.

Предварительная работа

Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

Беседы о характерных признаках зимы;

Чтение стихов о зиме.

Материалы и оборудование:

Кукла Буратино;

Снежинки из бумаги;

Презентация;

Картинки с изображением дерева, клей, вата, клеенки, салфетки по количеству детей.

  1. Организационный момент.

Педагог : Какое у вас сегодня настроение?

Дети : ответы детей.

Педагог : Возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети вкруг.

Я твой друг и ты мой друг.. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.

А теперь давайте подуем на ладошки и передадим хорошее настроение нашим гостям и поздороваемся с ними.

Воспитатель:

У нас с вами, ребята, сегодня есть возможность заглянуть за волшебное окно. Какая же за окном погода?

Слайд: вьюга за окном, звуковое сопровождение.

Ответы детей: пасмурная, ветреная, снежная, холодная…

-Как же еще можно назвать то, что за окном происходит?

Ответы детей: метель, вьюга.

Анимация вьюги.

Ветер, ты куда спешишь, Всё торопишься, летишь? Да, я всё лечу, лечу, Вьюгу встретить я хочу. Вьюга снежная зимою За моим окошком воет, Ждёт, поёт и в дверь стучит, А без ветра - замолчит.

Что же происходит во время вьюги?

Ответы детей.

-А,значит, какое время года за окном?

Дети: Зима.

-Как вы догадались?

Ответы детей.

Слайд с зимним пейзажем

Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается!

Опыт: Прозрачные контейнеры закрыты крышками. В них находятся крупинки пенопласта и вставлены соломинки.

А хотите сделать вьюгу сами? (Да) Тогда подойдите к столам, перед вами стаканчики стоят. На что похоже их содержимое? (На снег) Давайте подуем в соломинки, как ветер. Что у нас получилось?

Кто-то стучится к нам в дверь? Смотрите, к нам в гости пришел наш друг Буратино!

Поздороваемся с ним!

Дети : Здравствуй, Буратино!

Воспитатель : Дети, посмотрите, как дрожит наш Буратино. Как вы думаете, почему? По погоде ли одет Буратино?

Дети: Нет не по погоде.

Воспитатель: Какую одежду мы одеваем зимой?

Слайд: одетые в зимнюю одежду дети. Ответы детей.

Давайте, ребята, научим Буратино одеваться.

Дети имитируют процесс одевания по схеме .

Слайд: схема одевания зимой.

Воспитатель : Посмотрите, дети, а за нашим волшебным окном появился зимний лес. Как изменился лес с наступлением зимы?

Слайды зимнего леса за окном.

Ответы детей.

Как тихо вокруг! Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежное покрывало. Заснул лес, не слышно пения птиц!

А какие деревья вы у знали?

Дети: Береза, дуб, сосна, ель.

Воспитатель : А каких зимующих птиц вы знаете.

Слайд: зимующие птицы

Дети: синица, воробей, снегирь, ворона…

Буратино : Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Зимние слова»! Если вы услышите зимнее слово, хлопните в ладоши.

Дети: (хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой)

Буратино: (читает текст)

Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, варежки, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Игра «Отгадай что это? »

Воспитатель: Ребята, Буратино, на улице снегопад и, видимо, оттуда к нам попали вот эти снежинки! (на полу лежат бумажные снежинки, на них написаны загадки)

Буратино: Я знаю, это Дед Мороз хочет узнать: умеют ли дети отгадывать загадки!

Дети: Умеем!

Воспитатель: (Поднимает по одной снежинке и читает)

Как вы думаете, ребята, что же это такое появилось за нашим волшебным окном?

Слайд: река за окном

Как же изменилась река с наступлением зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Засиделся наш, Буратино, хочет поиграть! Вставайте с ним вместе!

Физминутка.

Буратино потянулся - потянутся

Раз нагнулся, два нагнулся - наклоны в стороны

Руки в стороны развел - руки в стороны

Видно ключик не нашел - повороты в стороны

Чтобы ключик нам достать - руки вверх

Нужно на носочки встать! - подняться на носочки

Слайд: за окном лесная полянка (поздняя осень)

Посмотрите, ребята, наше волшебное окно нам что-то еще желает показать. Да это же еще одна лесная полянка, но что-то с ней не так. Как вы думаете?

Ответы детей: на ней нет снега.

Наверное, не успела зима заглянуть на эту полянку. А давайте мы ей поможем. Посмотрите, у нас есть вата. На что она похожа? (на снег)

У нас есть клей и деревья с этой полянки, так давайте укроем деревья снегом.

Показ воспитателя.

Индивидуальная работа детей.

Оформление зимнего пейзажа из работ детей.

Прощание с Буратино.

Релаксация.

Документы для скачивания:

Тема занятия : Где зимуют снежные бабы?

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электроплита. Часы «Времена года». Лоток со снегом.

Ход занятия

Воспитатель предлагает посмотреть в окно и задает детям загадку:

Заготовила хозяйка

Для природы много краски:

Полю -лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

Целый день она кует

На реке холодный лед!

Кто эта хозяйка? (зима)

Где должна стоять стрелка на наших часах «Времена года»? (стрелка должна стоять на синей части часов)

Назовите самые главные приметы зимы (идет снег, деревья без листочков, люди надели теплые вещи, многие птицы улетели в теплые края, медведь с ежиком спят и т.д.)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение. По ходу чтения выставляет на магнитной доске символы состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода.

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду -

Будешь мокрым ты до нитки.

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость - речка или твердь?

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом.

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

Жидкость - речка или газ?

Ты ответь нам тот же час.

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки вода,

Ты запомни навсегда!

А. Туктаров

Воспитатель предлагает детям проверить слова поэта и доказать, что состояние воды может меняться.

Проводится опытническая работа «Каким бывает снег?»

Цель : Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду.

Материалы: лоток со снегом, настольная лампа, электроплита.

Воспитатель вносит лоток со снегом. Снег должен быть сыпучим (можно использовать снег со стенок холодильной камеры)

Если я подую на снег, что происходит? (начинают летать снежинки)

Сколько летает снежинок? (много)

Что можно сказать о таком снеге, какой он? (сыпучий)

Ребята, подойдите и потрогайте снег, какой он? (холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д.)

Я попробую сейчас слепить из этого снега снежок. Почему у меня не получился снежок? (потому что снег очень холодный, он рассыпается)

Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летают каждая отдельно. Возьмите карандаши и нарисуйте, как летают снежинки.

Олег, ты нарисовал снег какой? (сыпучий)

А теперь я подержу снег в руках. Мои руки какие? (теплые)

Что происходит со снегом в моих руках? (снег нагревается)

Аня, возьми этот снег и попробуй слепить снежок.

Получилось или нет? (получилось слепить снежок)

Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (не совсем холодный, слегка растаявший)

Попробуйте подуть на него. Полетели снежинки? (нет, не полетели)

Попробуйте разломить снежок. Можно его разломить? (можно разломить снежок, но трудно)

Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (можно сказать, что они взялись все за ручки)

Возьмите карандаши и зарисуйте, как снежинки держатся за ручки.

Скажите, что будет нагревать сильнее снег - руки человека или настольная лампа? (ответы, детей обсуждаются)

Давайте проверим это. Воспитатель включает настольную лампу и ставит под ее лучи решетку со снегом на лоток, (снега должно быть мало, чтобы таяние не занимало много времени)

Что происходит с нашими снежинками? (они тают)

Во что превращаются наши снежинки? (в капельки воды)

Почему капельки не остались на решетке? (потому что вода течет. Вода стекает в дырочки на решете.)

Воду можно разломить? (нет)

Потрогайте воду, какая она? (теплая)

Если посмотреть на воду, что можно сказать о снежинках- капельках, как они держатся между собой? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что снежинки-капельки держатся очень близко друг к другу)

Возьмите карандаши и нарисуйте, как держатся капельки воды.

Скажите, что будет нагревать сильнее снег - настольная лампа или электрическая печка? (ответы детей обсуждаются)

Давайте проверим. Возьмем снег и поставим на электроплиту.

Что происходит со снежинками? (снежинки тают и превращаются в капельки воды)

А теперь что происходит с водой? (вода начинает пускать пузыри и над водой появляется пар, вода закипела).

Если вода закипела, то что мы можем сказать, кто сильнее нагрел снег: настольная лампа или электрическая печка? (электрическая печка)

В этот момент над лотком поместить кусочек ваты.

Давайте представим, что это тучка. Потрогайте нашу тучку, какая она? (сухая, теплая, легкая)

Куда поднимается пар от кипящей воды, в которой растаяли снежинки? (пар от воды поднимается в тучку)

Куда могла деться вода? (ответы детей обсуждаются)

Потрогайте нашу тучку, какая она? (мокрая, тяжелая)

Как вы думаете, что произошло с водой? (вода превратилась в пар, пар поднялся в тучку и превратился в воду)

Итак, наши снежинки сначала превратились в... (капельки воды). Капельки воды мы нагрели, и они превратились в пар. Пар поднялся в тучку и превратился в...(воду)

А если мы эту воду поставим в холодильник, что произойдет с водой? (она замерзнет)

- Послушайте, какая беда случилась со снеговиком:

Что случилось? Что такое?

Небо снова голубое,

Ходят в небе облака,

Солнце сушит им бока.

Горько плачет снеговик: -

К лужам с детства

Не привык!

Где ты, Дедушка Мороз?

Хоть немножко

Подморозь!

Может быть, ты болен?

Мною недоволен?

Как вы думаете, где может быть Дед Мороз? (ответы детей обсуждаются)

Отвечает тихо вьюга: -

Дед не болен, не сердит

Просто он в гостях

У друга...

В холодильнике сидит!

Г. Лагздынь

Где могут жить снежные бабы? (в холодильнике или там, где очень холодно)

Прав ли был поэт, когда сказал вот такие слова?

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки... Что? (вода)

О волшебнице воде мы с вами узнаем еще очень много интересного.