Строительство и ремонт своими руками

Вятские святые имена. Собор вятских святых. Молитва собору Вятских святых

Собор Вятских святых

Житие

Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го, 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря мит-ро-по-ли-том Вят-ским Хри-сан-фом. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:

  • Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)
  • Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)
  • Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)
  • Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)
  • Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)
  • Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)
  • Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)
  • Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)
  • Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)
  • Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)
  • Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)
  • Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)
  • При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)

Молитвы

Тропарь Собору Вятских святых

Я́ко о́бразы доброде́телей/ и моли́твы плод богодарова́нный/ земля́ Вя́тская прино́сит Ти, Го́споди Бо́же наш,/ вся святы́я в той пожи́вшия и просия́вшия,/ тех моли́твами и предста́тельством Богоро́дицы// соблюди́ ненаве́тно оте́чество на́ше.

Перевод: Как примеры добродетелей и плод молитвы богодарованный земля Вятская приносит Тебе, Господи Боже, всех святых в ней живших и просиявших, по молитвам их и Богородицы сохрани в безопасности от ухищрений (вражеских) отечество наше.

Кондак Собору Вятских святых

Днесь земля́ Вя́тская лику́ет,/ прославля́ющи вся зде Бо́гу угоди́вшия,/ ти́и бо ны́не предстоя́т в Це́ркви/ и со все́ми святы́ми за ны мо́лятся Вы́шнему,// дарова́ти нам ве́лия ми́лости.

Перевод: Сегодня земля Вятская радуется, прославляя всех здесь Богу угодивших, которые сейчас предстоят в Церкви и со всеми святыми молятся о нас Всевышнему даровать нам великие милости.

Молитва Собору Вятских святых

О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии по́двиги свои́ми зе́млю Вя́тскую освяти́вшии и телеса́ своя́ в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не в день о́бщаго торжества́ мы, гре́шнии, ме́ньшая бра́тия ва́ша, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ши по́двиги, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем ди́вная чудеса́ и восхваля́ем богоподража́тельную любо́вь. О, сро́дницы на́ши, от дней Три́фона преподо́бнаго, архимандри́та Вя́тскаго, до после́дних време́н подвиза́вшияся и просия́вшия! Помяни́те не́мощь на́шу и испроси́те у Христа́ Бо́га ми́лости, да и мы, преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго Оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Собор Вятских святых

Преподобный Трифон Вятский

Преподобный Матфей Яранский

Преподобный Леонид Устьнедумский

Святой блаженный Прокопий Вятский

Преподобный Стефан Филейский

Исповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский

Священномученик Михаил Тихоницкий

Священномученик Николай Подьяков

Священномученик Прокопий Попов

Священномученик Виктор Усов

Архимандрит Александр (Уродов), исповедник

Мученица Нина Кузнецова

Священномученик Анатолий Ивановский

Преподобный Леонид (Устьнедумский)
память 30 (17 июля)


Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины. В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе.
Взяв явленный образ Владычицы, преп. Леонид направился в то место, которое Она указала ему. По пути он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который помог старцу построить келью и посылал ему пищу. Исполняя повеление Богородицы, преп. Леонид отправился в Ростов к митрополиту получить благословение на строительство храма. Святитель благословил закладку храма и возвел старца-строителя в сан священника. В 1608 году храм во имя Введения Божией Матери был построен и явленный образ перенесен в него. Место, где стоял храм, было низкое и сырое. Тогда старец стал копать каналы, соединяя озера друг с другом и отводя воду от новопостроенного храма. Однажды во время этой работы его укусила змея. Помолившись Богу и Пресвятой Богородице, преп. Леонид положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд. Господь сохранил блаженного старца и укрепил его силы. В итоге получилась целая рукотворная река, которую, помня о недавней беде и помощи Божией, он назвал «Недума». Со временем здесь образовалась Усть-Недумская пустынь.
Река Луза в половодье часто топила монастырь, поэтому старцу и братии пришлось еще раз переносить храм на более высокое место. Освящение храма на новом месте состоялось 23 мая 1652 года. В него же была перенесена икона Божией Матери. Господь сподобил преп. Леонида долгой жизни, большую часть которой он проводил в трудах, безмолвии и молитве. 17 июля 1654 года, когда блаженному старцу было уже более 100 лет, он отошел ко Господу. Мощи преп. Леонида почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви с. Усть-Недума (Озерская) Лузского района Кировской области.
В миру - Стефан Куртеев. Родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина деревни Молчановской Вятской губернии. Детство его прошло в родительском доме. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу в Петербурге, приехал в Вятку и поселился недалеко от села Филейского. Здесь он начал подвижнический подвиг во славу Божию - подвизался в посте и молитве, учил крестьянских детей грамоте и Закону Божию, возрастал в богопознании.
В 1864 году Господь сподобил Стефана посетить Святой град Иерусалим и дважды побывать на Афоне. За время этих поездок он научился умной сердечной молитве. В 1877 году его давнее желание исполнилось. 23 февраля, по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса, он был пострижен в монашество с именем Стефан и был определен в число братии Крестовоздвиженского монастыря г.Слободского. Однако, взыскуя уединения, вскоре он возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитвам, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. Большую известность прибрели проповеди и наставления старца Стефана, которые издавались в г.Вятке его усердными почитателями в виде брошюр, доступных по цене и понятных простым людям. Одним из его учеников был преп. Матфей Яранский, который, идя по стопам отца Стефана принял монашество и посвятил свою жизнь Богу и ближним.
Известности отца Стефана содействовало и то обстоятельство, что слобода Филейка находилась на пути паломников - участников Великорецкого крестного хода, многие из которых, возвращаясь с реки Великой, навещали святого подвижника. Наконец, 10 марта 1890 года было получено разрешение на строительство Александро-Невского монастыря в том месте, где подвизался отец Стефан. К этому времени его силы заметно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Приближалась блаженная кончина старца. 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму, а 15/28 августа мирно отошел ко Господу. Как и преподобный Трифон, иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители.
В годы гонений братия Филейского монастыря твердо стояла в святой православной вере и потому в полной мере испила чащу страданий, на которые обрекли богоборцы православный народ. Обитель была закрыта. Главный ее храм - уничтожен. Желая сохранить святые мощи отца Стефана, его почитатели перенесли их сначала на Хлыновское кладбище, а затем - на Филейское кладбище. В июле 2002 года совершилась канонизация отца Стефана в лике местночтимых святых Вятской епархии. Было составлено житие и написана икона преподобного. Тогда же на Филейском кладбище, вблизи места упокоения старца, была построена и освящена в его честь православная часовня, к которой в день его памяти совершается крестный ход.

Священномученик Михаил Тихоницкий
Память 20 (7) сентября


Родился в 1846 году в семье псаломщика. Окончив полный курс Вятской духовной семинарии, в 1868 году он был рукоположен в сан священника. Он начал свое пастырское служение в Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода, затем в селах Подрелье и Быстрица, а в 1880 году в городе Орлове. Отец Михаил был честным и отзывчивым человеком, любил своих прихожан, и они платили ему нелицеприятной любовью. В Орлове отец Михаил преподавал в местной гимназии Закон Божий. В учениках он воспитывал искреннее чувство почитания Бога, любви к Церкви и уважения к людям.
В 1917 году, когда Россию захлестнула волна революции и красного террора, Скорбя о горе, постигшем русский народ Патриарх Тихон издал, послание, в котором предал проклятию гонителей Церкви, призвал всех людей к миру и согласию. 15 февраля 1918 года отец Михаил зачитал послание Святейшего Патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе города Орлова. Вскоре он был арестован и предан суду. Прихожане заступились за любимого батюшку и смогли упросить гонителей отложить арест. Но, спустя полгода, когда страну захлестнула новая волна красного террора, отец Михаил был снова схвачен. Чрезвычайная Комиссия при Трибунале, произведя следствие, постановила: «за распространение контрреволюционных воззваний священника Михаила Тихоницкого расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 20 сентября 1918 года.
Трое сыновей отца Михаила связали свою судьбу с Русской Православной Церковью: Владимир рано принял монашество и затем, уже в эмиграции, стал митрополитом, Экзархом Западной Европы; Вениамин долгие годы служил священником в г.Вятке, а в 1942 году принял монашество и в сане архиепископа Кировского и Слободского много потрудился над возрождением Вятской епархии; Елпидифор, талантливый педагог и глубоко верующий христианин, погиб в сталинских лагерях. Дочери отца Михаила долгое время трудились на педагогическом поприще в г.Орлове и смиренно ухаживали за могилой отца.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Михаил ныне причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Прославление его состоялось в 2003 году. 8 сентября 2008 года на кладбище г.Орлова были обретены его святые мощи, которые ныне покоятся в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Священномученик Прокопий Попов
Память 13 октября (30 сентября)

Протоиерей Прокопий Михайлович Попов родился в 1864 году в семье священника Окончив Никольское духовное училище, он обучался в Вологодской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1884 году был назначен надзирателем Вологодского духовного училища. 15 января 1886 года рукоположен в сан священника Троицкой церкви с. Шолга (ныне Подосиновского района Кировской области). В своем служении Алтарю Господню отец Прокопий нес множество церковно-общественных послушаний. Он двукратно был законоучителем женского училища, двукратно - депутатом по училищным делам, сначала помощником, а потом и благочинным Никольского уезда Вологодской епархии, законоучителем Александринского училища и попечителем Княщинского земского училища. Труды отца Прокопия по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния высоко ценило епархиальное начальство. 6 августа1917 года священник Прокопий Попов был возведен в сан протоиерея, а до этого был награжден темно-бронзовой медалью и знаком Палестинского общества. За 25-летнее служение в должности законоучителя отец Прокопий был награжден орденом Св. Анны 3 степени.
Пришедшие к власти в 1917 году богоборцы, старались принять все меры к тому, чтобы сломить и унизить таких заслуженных пастырей. Выставить их как врагов трудового народа. 27 апреля 1918 года на третьем крестьянском съезде на протоиерея Прокопия Попова была наложена контрибуция как на представителя эксплуатирующего класса в размере 7 тысяч рублей, которую требовали взыскать немедленно. А когда, осенью того же года, красная власть перешла к открытому террору, то для отца Прокопия пробил час страданий. По свидетельству очевидцев, протоиерей Троицкой церкви Прокопий Попов был расстрелян 13 октября 1918 года карательным отрядом по подозрению в контрреволюции. Предполагаемое место погребения отца Прокопия - берег р. Юг на окраине с Шолга. Подосиновского района Кировской области.

Священномученик Анатолий Ивановский

Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии в семье священника церкви Рождества Христова того же села Димитрия Ивановича Ивановского. После окончания в июне 1883 года по 2 разряду Вятской Духовной семинарии в сентябре 1884 года он был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии, а затем, с 14 апреля по 15 июля 1887 года, служил псаломщиком в кладбищенской церкви города Яранска В том же году, решив продолжить образование, Анатолий Ивановский поступил в Казанский университет, где проучился 3 года и был уволен по болезни согласно личному прошению 30 апреля 1890 года. В 1890-1892 годах он проживал поочередно в Казани, а затем в Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре. Вскоре после этого А.Д.Ивановский перебрался в село Шулка Яранского уезда Вятской губернии, где проживали родители его супруги Юлии Михайловны, отец которой также был священником.
 24 февраля 1895 года Анатолий Ивановский вновь поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в Предтеченскую церковь села Суводь Орловского уезда Вятской губернии, где прослужил до мая того же года. 11 ноября 1895 года он был поставлен псаломщиком в храм села Знаменское Яранского уезда Вятской губернии и нес это послушание до 17 февраля 1901 года, когда был рукоположен во диакона, а затем и во священника с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Помимо священнических обязанностей отец Анатолий вел просветительскую работу нес послушание законоучителя в Шагаранурской школе грамотности с 23 февраля 1901-го по 1903 год, Аргаранурской церковно-приходской школе с 23 февраля 1901-го по август 1914 года, Шагаранурской церковно-приходской школе (с 1 сентября 1914 года), Салтак-Яльской земской школе с 22 октября 1901 года, Мокрушинской земской школе с 1 октября 1914 года. В первых трех из упомяну
тых выше учебных заведений отец Анатолий был и заведующим, а кроме того, с 18 ноября 1902-го по 15 ноября 1906 года заведовал также Салтак-Яльской женской школой.
 Труды священника Анатолия Ивановского получили признание, батюшка имел несколько наград: набедренник (1905 год), скуфью (1913 год), юбилейный нагрудный знак в память 300-летия царствования дома Романовых, медаль в память 25-летия церковно-приходских школ. В сохранившихся клировых ведомостях вышеупомянутых церквей говорится, что отец Анатолий вел себя скромно, поведения был весьма хорошего.
 Семейство батюшки состояло из 9 человек: супруги Юлии Михайловны, сына Всеволода, дочерей Веры, Нины, Феофании, Ольги, Людмилы, Наталии, Александры. 
После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Советская власть использовала для этого и напряженную обстановку, сложившуюся в стране в ходе гражданской войны. В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из Чрезвычайной комиссии восточного фронта поступила телеграмма следующего содержания: "На чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против советской власти. Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти. Приказ этот разослать уездным агитационным и волостным советам". В Уржумской комиссии по борьбе с контрреволюцией 13 сентября 1918 года на это указание откликнулись так: "Уржумская комиссия по борьбе с контрреволюци
ей предписывает всех попов, выступивших с контрреволюционными проповедями и агитациями, немедленно арестовывать и препровождать в комиссию с протоколами обвинения". 4 октября 1918 года подобное указание еще более ужесточилось: "Комиссия предлагает попов замеченных в противосоветской агитации немедленно арестовывать и доставлять в комиссию, при сопротивлении же расстреливать на месте". 
Такая директива, к сожалению, нашла отклик на местах. Ревностное служение отца Анатолия, его твердая вера в Бога, то уважение, которым он пользовался среди прихожан, вызывали неудовольствие. Опьяненные революционными "свободами" представители новой власти, ряд крестьян села Салтак-Ял стали добиваться смещения священника. На основании "сигнала" с мест 17 сентября 1918 года священник Анатолий Ивановский был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией "как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями".
 На допросе 16 октября 1918 года отец Анатолий своей вины не признал, сказав: "Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел". А на вопрос как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства прямо ответил, что это значит лишить государственную власть благословения Божьего. Батюшка сказал также, что признает советскую власть в гражданских делах, а в церковных нет. Верность Богу и Его Церкви, своему пастырскому долгу, была для отца Анатолия превыше всего. "Виновным себя ни в чем не признаю, в том и подписуюсь. Анатолий Дмитриев Ивановский", - такой фразой заканчивается протокол первого допроса.
 Об этом же самом батюшка говорил и на повторном допросе 18 октября, показав: "Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал, что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрета об отделении Церкви от государства. Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности. Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая власть бы не была, лишь бы была она на христианских основах. Царское правительство для меня лучше в том, что Церковь не была отделена от государства. Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, какая хуже, лишь бы были между людьми братские отношения".
 Конечно же, никакой контрреволюционной деятельности батюшка не вел, а пострадал за веру, за то, что добросовестно выполнял свои обязанности и не скрывал своих убеждений. Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением. Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря. 23 сентября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти следующее прошение: "17 сентября 1918 года священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения".
 Постановлением Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 октября 1918 года, близ города Уржума.
 А.Д. Ивановский реабилитирован 1 июля 1992 года Прокуратурой Кировской области согласно ст.3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года. 
23 июня 2008 года определением Священного Синода Русской Православной церкви священник Анатолий Ивановский причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. 
По Благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа внесен в Собор Вятских святых .

Преподобный Матфей Яранский

Родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке в семье ремесленника. Еще в юности, ища духовного окормления, он познакомился с иеромонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки близ села Филейки. Отец Стефан учил юношу сердечной умной молитве, рассудительности и покорности воле Божией. В это время, на месте подвига старца Стефана было решено построить мужскую обитель во имя благоверного князя Александра Невского. 16 сентября 1890 года состоялось открытие нового монастыря. А за месяц до этого в день Успения Божией Матери скончался духовный отец и любимый наставник отца Матфея иеромонах Стефан. Идя стопами своего учителя, отец Матфей в 1891 году поступил послушником в новый Филейский монастырь. 5 апреля 1897 года он был рукоположен в сан иеромонаха. К батюшке стали часто обращаться за советом и утешением, так как видели в нем духоносного старца, несмотря на его далеко не преклонный возраст. После десятилетнего послушания в Филейском Александро-Невском монастыре отец Матфей был отправлен в новосозданный Пророчинский монастырь близ города Яранска в помощь его строителю иеромонаху Нилу. В новом монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться. Помимо совершения ежедневных богослужений он исполнял обязанности келейника настоятеля обители: топил печи и следил за чистотой, он же нес послушание эконома и казначея монастыря. Смирение его было удивительно. Он всегда ходил опустив голову, не обращая внимание ни на что, погруженный в молитву. Никогда не допускал пустых разговоров, всегда носил самую простую монашескую одежду. Любил негромкое молитвенное пение и был воздержен в пище.

Переворот 1917 года положил начало великому гонению на Святую Церковь. В 1921 году монастырь закрыли, и отец Матфей переселился в деревню Ершово. Но слава прозорливого старца приводила к нему многих людей, ищущих совета, утешения и духовной помощи. Старец мирно скончался 16 (29) мая 1927 года. Вскоре его могилка стала местом благочестивого паломничества тысяч людей. Уже в то время был написан рукописный акафист преподобному Матфею. 27 ноября 1997 года состоялась канонизация отца Матфея в лике местночтимых святых Вятской епархии. Написана икона, составлено житие и акафист.


Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый,

Вятский чудотворец


Родился в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г.Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали с собой сына в поле, где однажды с ним случилась беда. В возрасте 12 лет, он ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря и раздался сильный удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли его домой и просили помощи у святителя Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но вел себя как безумный - «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвели сына в Успенский монастырь к преп. Трифону, который окропил его святой водой и силой молитвы исцелил.
Вскоре после этого Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где в течение трех лет нес различные послушания при Екатерининской церкви. Когда же ему исполнилось 2о лет и родители задумали женить сына, Прокопий, взыскуя другой жизни, покинул родной дом и ушел в г.Хлынов, где по церковному преданию испросил у преп. Трифона благословение на подвиг юродства. Взяв иго юродства, он нес его в течение 30 лет до самой смерти - терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи и от перемен погоды. При этом святой всячески скрывал от людей свое подвижничество. Только его духовник, священник Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем другие - именно ему подвижник исповедовался и здесь еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. Своей кротостью, смирением, нестяжанием он духовно лечил гордых и своенравных жителей г.Хлынова.
Святой Прокопий блаженно почил 21 декабря 1627 года и был погребен в Трифонове монастыре, недалеко от преп. Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южной части Успенского собора. Почитание святого блаженного Прокопия началось уже вскоре после его кончины, но особую известность приобрело после того, как 3 марта 1666 года по его молитвам и молитвам преп. Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободского уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяжелого недуга - накануне святые явились женщине в видении и обещали ей выздоровление. В конце XVII века было составлено житие святого.

Священномученик Николай Подьяков
Память 24 (11) сентября

Протоиерей Николай Николаевич Подьяков родился в 1867 году в семье священника Богородице-Рождественской церкви с.Подосиновца Никольского уезда Вологодской губернии. По окончании Никольского духовного училища и Вологодской духовной семинарии в 1889 году был рукоположен в сан священника к Богородицкой церкви с.Подосиновца. В своем служении на Ниве Христовой отец Николай нес множество церковно-общественных послушаний. Он был законоучителем Подосиновского министерского двуклассного и Высшего начального четырехклассного училищ, депутатом училищных и епархиальных съездов, благочинным 5-го округа Никольского уезда Вологодской епархии, учредителем и заведующим Ананьинской и Свято-Георгиевской Мельминогорской церковно-приходскими школами. Труды отца Николая по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния были высоко оценены. Прихожане глубоко уважали и чтили своего деятельного пастыря.
Но в 1917 году все переменилось. К власти пришли люди, ненавидящие Церковь Христову и ее служителей. Вскоре Подосиновец оказался прифронтовым селом. Не имея других сил остановить наступление Белой армии, красные развязали политику откровенного террора, старясь запугать местное население небывалой жестокостью. 10 сентября 1918 года в одиннадцать часов ночи в дом отца Николая ворвались чекисты. Они предъявили ордер на арест о. Николая, который в это время поднимался из подвала в дом. Чтобы будущий арестант не смог бежать, один из солдат выстрелил в ногу о.Николаю. Солдаты положили раненого на матерчатые носилки и вынесли из дома. При этом им пришлось разобрать часть окна, так как носилки с раненым не проходили в двери. Отца Николая поднесли к заранее выкопанной яме и заставили встать на колени. Его обвинили в контрреволюционных действиях в отказе помочь Красной армии продовольствием. В ответном слове батюшка призвал всех к христианской любви и испросил у всех прихожан прощения. Приговор был приведен в исполнение. Вместе с о. Николаем был расстрелян и его собрат священник Виктор Усов. Тело убиенного отца Николая было перенесено в дом, где его облачили в священнические ризы. Чин отпевания совершил священник Зосима Трубачев. Похоронили его у алтаря Богородицкой церкви с. Подосиновца. На месте погребения сейчас установлен памятный крест, а сам протоиерей Николай Подъяков ныне прославлен в лике святых.

Мученица Нина Кузнецова

Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги.

После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.

После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.

По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная тогда стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.

В начале 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, послушника Андрея Мелентьева, старосту храма, певчих, многих прихожан и последних еще остававшихся на свободе священников. Все они были этапированы в Великий Устюг и заключены в храме Архангела Михаила, превращенном в тюрьму.

31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли. Полмесяца продержали блаженную в Лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая, не предъявляя обвинения. Власти принуждали к лжесвидетельству против блаженной многих людей, но согласился на это только один - заместитель председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых.

В середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение. Виновной себя перед советской властью блаженная не признала и была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла в концлагере 14 мая 1938 года.

Преподобный Трифон, наиболее почитаемый святой Вятской земли, родился и провел юные годы на Пинежье, в селе Малая Немнюшка (по другим сведениям, он родился близ города Мезени (52, 388). Родители его, Димитрий и Пелагия, были зажиточными крестьянами. Они имели несколько сыновей, Трофим (так звали преподобного Трифона в миру) был самым младшим. Детство будущего угодника Божия прошло в атмосфере глубокой веры и благочестия. Димитрий и Пелагия часто посещали Божий храм (в настоящее время храма в Малой Немнюшке нет), помогали бедным людям. Маленький Трифон стал «благочестивой отраслью» своих праведных родителей. С детства он полюбил молиться Богу и соблюдать посты, был вежлив и кроток со всеми. Особенно почитал он родителей и старших братьев, которых слушался во всем.

Когда Трофим повзрослел, старшие братья решили женить его. Однако именно здесь их смиренный младший брат в первый и единственный раз проявил непослушание: он желал стать монахом или остаться в миру, пребывая ради Господа в безбрачии. Братья попытались соблазнить его, подослав к нему красивую служанку. Однако юноша остался непреклонен, и братья прекратили свои попытки устроить жизнь Трофима по своей, а не по Божией воле.

Однажды, придя в храм, Трофим услышал проповедь местного священника. В ней были такие слова: «Храните измлада чистоту телесную и духовную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя ангельский, иноческий образ, Господь Бог сопричислит того к Своим избранным» (8 , 202).

Эти слова глубоко запали в сердце богобоязненного юноши, и он решил посвятить себя служению Богу в иноческом чине. Трофим тайно покинул родительский дом и отправился в странствие по северным городам и селам, ища святой обители, в которой он мог бы остаться.

Странствия привели его на Вологодскую землю. Около года Трофим под видом нищего странника прожил в городке Орлове, претерпевая ради Христа голод, холод и обиды от людей. Его добровольное страдание было вознаграждено Господом, который прославил Своего угодника даром чудотворений.

У боярина Якова Строганова тяжело заболел единственный сын Максим. Когда по просьбе отчаявшегося отца Трофим помолился Богу об его выздоровлении, мальчик поправился. Избегая славы от людей, Трофим удалился из Орлова в село Никольское на реке Виледь. Там по его молитвам Господь даровал исцеление другому смертельно больному малышу – двухлетнему Тимофею, сыну приказного человека Максима Федорова. Однако когда родители младенца стали благодарить Трофима, он смиренно ответил им: «Не ради меня грешного получил исцеление сей отрок, но ради веры вашей Господь спас его».

После этого Трофим покинул и село Никольское. Странствия привели его в Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь на берегу реки Камы. Здесь, по благословению настоятеля иеромонаха Варлаама, Трофим остался в качестве послушника. Позднее он был пострижен в монашество с именем Трифон. Несмотря на молодой возраст Трифона (к моменту принятия пострига преподобному Трифону исполнилось всего 22 года), его жизнь стала братии примером для подражания. Тяжелые монастырские послушания он выполнял с готовностью, без ропота; первым являлся в церковь на богослужения, строго постился, избегал праздного времяпрепровождения и разговоров. Спал молодой монах лежа на земле, а в летние ночи, обнажившись до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам.

Однажды преподобный Трифон тяжело заболел. Сорок дней он находился между жизнью и смертью. Во время болезни Господь сподобил его видения: ему явился ангел-хранитель, чтобы по повелению Божию забрать его душу. Преподобный Трифон последовал за ангелом и при этом почувствовал в своем теле такую легкость, словно у него появились крылья. Внезапно он услышал голос, который сказал ангелу: «Ты поспешил взять его сюда, верни снова, где он был». Преподобный снова увидел себя лежащим на одре болезни. Рядом с ним стоял некий благообразный старец, в котором преподобный узнал святителя Николая Чудотворца. Он велел Трифону встать и идти. Когда же Трифон ответил, что не может этого сделать из-за крайней слабости, святитель Николай взял его за руки, поднял и благословил со словами «встань и ходи». После этого святой Трифон выздоровел. В память о своем исцелении он с тех пор особенно почитал святителя Николая Чудотворца.

За свои подвиги преподобный Трифон пользовался уважением со стороны братии. Оно еще более взросло, когда по его молитвам исцелились одержимая бесом девушка и больной младенец. За исцелением, за душеполезным словом к нему стали приходить люди. Однако у преподобного нашлись и завистники. В их числе были дьяк Василий и некоторые другие нерадивые иноки, оскорблявшие Трифона и распространявшие о нем всевозможные клеветнические слухи. Однако преподобный Трифон был равнодушен и к славе, и к поношениям. Он покинул Пыскорскую обитель и отправился вниз по реке на маленькой лодочке, найденной им на берегу Камы, моля Бога указать ему место, где можно было бы поселиться. Молитва его была услышана. Отплыв более чем на сто верст от Пыскорского монастыря и добравшись до устья реки Нижней Мулянки, он услышал голос: «Здесь подобает тебе пребывать». Этот призыв повторился трижды (52, 389). Преподобный Трифон понял, что Сам Господь велит ему поселиться в этом месте. Здесь он построил себе маленькую келью. Питался он травами, а также овощами, которые выращивал на небольшом огороде. Пустынное уединение преподобный скрашивал молитвой, трудом, а также чтением Божественных книг. Способность читать и понимать церковные книги Господь даровал преподобному Трифону после его усердных молитв: до этого святой Трифон был неграмотным.

Пустынное место, где поселился преподобный Трифон, пользовалось недоброй славой. По соседству обитали языческие племена остяков, а рядом с кельей преподобного находилось языческое капище и росла огромная ель, которой поклонялись местные язычники. На ветвях ели они развешивали свои дары – меха, полотенца, шелк, драгоценности. Язычники верили, что с человеком, дерзнувшим непочтительно отнестись к их заветному дереву, непременно произойдут неприятности. Демоны, жившие на месте капища, действительно устрашали и даже убивали тех, кто позволял себе посмеяться над почитаемым деревом или украсть что-нибудь из развешанных на его ветвях подношений. Поэтому остяки очень удивились тому, что рядом с капищем поселился какой-то бесстрашный пришелец. Вместе со своим старейшиной Зевендуком они пришли к преподобному Трифону, чтобы поглядеть на него и расспросить, как он осмелился устроить свое жилище в этом месте. На вопросы изумленных язычников преподобный Трифон ответил, что он – раб Господа Иисуса Христа, и рассказал им о Православной вере. Слушая преподобного Трифона, остяки несказанно дивились его словам. Их изумление достигло предела, когда преподобный Трифон уничтожил бесовское капище. Он готовился к этому подвигу четыре недели усиленной молитвой и постом. Затем, взяв с собой святую икону и повесив ее себе на грудь, он, как мужественный воин Христов, срубил посвященную бесам ель и сжег ее дотла вместе со всеми подношениями, висевшими на ее ветвях. Узнав об этом, местные языческие племена исповедали величие и силу христианского Бога и стали обращаться в Православие. Первыми приняли крещение дочери князя остяков Амбалы и князя вогулов Безяка (52, 389).

Пустынное уединение преподобного Трифона было прервано: братия Пыскорского монастыря, раскаиваясь в причиненных ему обидах, стала просить его вернуться в обитель. Преподобный Трифон, не помня обид, вернулся в монастырь. Здесь по его молитвам прекратились неполадки на монастырских соляных варницах. Преподобный исцелил своего недруга дьяка Василия, который тяжело заболел и слезно просил святого Трифона простить его.

Вскоре, тяготясь славой и известностью, преподобный ушел из Пыскорского монастыря и поселился на горе недалеко от реки Чусовой. Он устроил там часовню, на месте которой позднее возник монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Трифон прожил там девять лет. Покинуть эти места его заставил следующий случай: когда он выжигал участок леса, чтобы устроить на нем огород, огонь распространился на дрова, заготовленные местными жителями. Разгневанные крестьяне решили убить преподобного. Они сбросили его вниз с высокой горы, а когда обнаружили, что он жив, погнались, чтобы расправиться с ним. За преподобного Трифона заступился пользовавшийся в тех краях огромными влиянием и властью купец и промышленник Григорий Строганов. Однако и он посоветовал преподобному уйти с Чусовой. После этого преподобный Трифон снова отправился странствовать. На этот раз Господь привел его на Вятскую землю, где ему было суждено основать монастырь. В вятских краях в ту пору не было ни одной обители.

18 января 1580 года преподобный Трифон в обличье убогого, никому неведомого странника пришел в город Хлынов (спустя два столетия он был переименован в Вятку). В Хлынове была церковь святителя Николая Мирликийского. Помня, как когда-то святитель Николай исцелил его от тяжкой болезни, преподобный Трифон часто приходил туда молиться. Дьякон Никольского храма отец Максим Мальцов обратил внимание на странника-монаха и дал ему приют в своем доме. Постепенно и другие жители Хлынова узнали и полюбили преподобного Трифона. Когда же они услышали от него, зачем и почему он прибыл в их края, обрадовались и написали в Москву челобитную грамоту, испрашивая разрешение царя и митрополита на открытие в городе Хлынове монастыря. Грамоту эту отвез в Москву сам преподобный Трифон. Поездка его увенчалась успехом – разрешение на строительство монастыря было получено. Строителем обители митрополит назначил самого преподобного Трифона, рукоположив его в священный сан, а царь Иван Грозный пожертвовал для строительства монастыря землю, деньги, богослужебные книги и колокола.

Тем временем жители Хлынова, которые поначалу загорелись желанием построить в своем городе монастырь, охладели к этому богоугодному делу. Строительство обители шло очень медленно. Однако Господь не попустил, чтобы возведение монастыря прекратилось. В наказание жителям Хлынова за их нерадение с праздника Успения Пресвятой Богородицы до праздника Ее Рождества ежедневно шел непрекращающийся сильный дождь. В самый праздник Рождества Богородицы местный крестьянин Никита Кучков в сонном видении увидел Пресвятую Богородицу с небесными силами и святым Иоанном Предтечей. Матерь Божия Сама указала место для строительства монастыря, а также сказала, что за нарушение обета возвести в Хлынове обитель город постигнут пожар, голод и мор. Никита, устрашенный видением, рассказал о нем горожанам. В тот же день была заложена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как только совершилась закладка храма, дождь сразу же прекратился. Так было положено начало монастырю в Вятке. Так как главный храм его был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь также был назван Успенским.

С течением времени обитель, основанная преподобным Трифоном, разрасталась. Однако часть ее насельников стала высказывать недовольство строгостью устава, который ввел в своей обители преподобный Трифон. Эти лжемонахи, позабыв об иноческих обетах послушания и нестяжания, устраивали в кельях веселые пирушки, ходили в гости. Когда преподобный Трифон призывал их к покаянию, они не слушали его слов. Среди этих своевольников находились даже такие, которые ставили своему настоятелю условия – либо он отказывается от строгого устава, либо уходит из монастыря куда хочет. В конце концов они решились на предательство. Когда преподобный Трифон отправился за сбором пожертвований для обители, они тайно избрали другого настоятеля. Им стал монах Иона Мамин, бывший московский дворянин, не расставшийся со своей дворянской гордыней и любовью к роскоши даже в монастырских стенах. Иона был одним из ближайших учеников преподобного Трифона и пользовался его доверием. Однако стремление к власти и желание беспечальной жизни оказались для него сильнее любви и преданности своему старцу. Иона отправился в Москву, где по ходатайству влиятельных родственников был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря в Хлынове. Новый настоятель стал насмехаться над преподобным Трифоном и всячески притеснять его, а его келейник Феодор позволял себе еще более дерзкое отношение к преподобному – не только бранил, но и бил его, заключал в темницу. В конце концов святой Трифон был изгнан из монастыря, который он сам некогда основал и обустроил.

Преподобный не впал в отчаяние от этой несправедливости. По словам современного подвижника старца Паисия Афонского, «где Бог, там и рай». Жизнь же святого Трифона была поистине «жизнью во Христе». Он снова отправился странствовать. В Сольвычегодске ему предложил приют Никита Строганов. По повелению этого влиятельного человека преподобного Трифона поселили в сольвычегодском Введенском монастыре, предоставили ему хорошую келью, щедро обеспечивали всем необходимым. Однако преподобный Трифон не искал бесскорбного жития. Он решил отправиться в паломничество на Соловки. Строганов дал ему для этой цели судно, припасы и слуг. Однако на полпути на Соловки преподобный Трифон отпустил людей, продал судно и все, что на нем было, и отдал вырученные деньги в Вятский Успенский монастырь. На Соловки он прибыл в привычном для него обличье нищего странника.

Во время своих странствий преподобный Трифон основал монастырь в городке Слободском. Некоторое время довелось ему прожить и в Коряжме, в монастыре в честь святителя Николая.

Соловецкую обитель преподобный Трифон посетил дважды, последний раз – в 1612 году. Тогда во время пребывания на Соловках он почувствовал, что близится конец его земной жизни, и решил вернуться на Вятку, в свой родной Успенский монастырь, чтобы умереть там. Соловецкие иноки уговаривали его остаться, ссылаясь на долготу и тяжесть пути, но преподобный Трифон был непреклонен в своем желании вернуться на Вятку, в обитель, из которой он был неправедно изгнан и которую, тем не менее, не переставал любить.

15 июля святой Трифон пришел в Хлынов. Он отправил келейника к архимандриту Ионе с просьбой дать ему пристанище, однако Иона отказался дать приют умирающему старцу. Это сделал другой человек – давний знакомый преподобного Трифона диакон Максим Мальцов, который приютил его и ухаживал за ним как за своим отцом. Около недели преподобный прожил в его доме. 23 сентября, предчувствуя близость кончины, он снова послал к архимандриту Ионе с просьбой о пристанище. В Ионе заговорила совесть: он не только разрешил преподобному Трифону вернуться в Успенскую обитель, но и вместе с другими братиями, упав ему в ноги, умолял простить его. «Чадо мое духовное, Иона! Господь да простит тебя, – отвечал покаявшемуся ученику преподобный Трифон, – ибо это дело старого врага нашего диавола» (8 , 224).

8 октября 1612 года преподобный Трифон почил о Господе. Перед смертью он оставил в назидание братии завещание «жить в любви, неопустительно являться к церковным службам, хранить монастырское имущество, не иметь частной собственности и не держать в монастыре хмельных напитков» (8, 224) и, самое главное, – иметь между собою братскую любовь: «Молю вас для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом» (51, 390).

Монастырь, основанный в Вятке (в послереволюционные годы город был переименован в Киров) преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Монашеская жизнь в нем возобновлена. Главный монастырский храм, Успенский, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нем почивают святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.

Несмотря на то, что преподобный Трифон мощами своими почивает в Вятке, многое в его земном житии было связано с Архангельской землей. Здесь он родился и провел юные годы. Здесь, в городах Сольвычегодске и Коряжме, а также в Спасо-Преображенской Соловецкой обители, он встречал радушный прием у своих земляков и собратий. Поэтому можно считать, что он является одним из покровителей не только вятской, но и Архангельской земли.

3 января 2003 года православные Вятской страны отметили 375-летие со дня кончины блаженного Прокопия. Отметили торжественной службой, краеведческой конференцией. Но хочется понять главное: кем был блаженный Прокопий прошедшие столетия для Вятской земли, для вятчан?

После февральского переворота смута все сильнее захлестывала Россию, с корнем выворачивая устои национального бытия. 1917 год стал последним, когда память блаженного праздновалась по старому стилю. Почил-то святой Прокопий в конце декабря, а новый стиль "перетащил" ее в 1918 году уже на январь следующего, 1919 года. Даже в этих метаморфозах дат проявилось своеобразное юродство! Житие блаж. Прокопия, его небесное покровительство земле Вятской - подлинное чудо, тихое чудо русского православия. Даже имя "Прокопий" переводится с греческого как "опережающий", "успевающий". Действительно, святой Прокопий опередил свое время.

"Одр - земля, покров - небо..."

Блаженный явил себя миру в конце XVI века, когда подвиг юродства проявился на Руси с необычной силой. Как писал в начале XX века ключарь собора Василия Блаженного свящ.Иоанн Ковалевский, "...ни в какой другой стране подвиг юродства так не процветал, как в Древней Руси: в XIV, XV и XVI вв.". За это время в русских святцах можно найти не менее 10 юродивых (только прославленных!). А ведь во всех странах времен высшего расцвета христианства в V-X веках канонизированных юродивых можно насчитать вдвое меньше.

Прокопий родился в 1578 году в дер.Корякинской недалеко от главного вятского города Хлынова в крестьянской семье (или, как уважительно уточняется в одном из старинных житий, "художеством бяху земледельцы"). Господь сохранил имена родителей святого - Максим и Ирина. Детишек у них долго не было. Поэтому Прокопий стал желанным, вымоленным сыночком.

Рос младенец папе с мамой на утешение. Но в 12 лет с мальчиком случилось несчастье. Во время работы в поле его застала страшная гроза. Испуганный ураганом Прокопий упал с лошади и потерял сознание. С плачем молились Максим и Ирина свят.Николаю Чудотворцу о сыне, и тот очнулся. Но болезнь совсем не прошла. Мальчик, точно полоумный, рвал на себе рубашку и ходил нагим. Как тонко отметил вятский священник Сергий Гомаюнов, "безумство это не было притворным. Прокопий, по попущению Божию, ради славы будущих его подвигов подвергся демонскому нападению. Он увидел врага лицом к лицу. Можно предполагать, что это событие во многом определило его дальнейший жизненный путь".

Несчастные родители повезли больного отрока в г.Хлынов в Успенский монастырь, настоятель которого преп.Трифон отслужил молебен, окропив тяжко болящего святой водой. По молитвам преподобного мальчик получил исцеление.

Эта встреча стала воистину судьбоносной не только для двоих святых, но и для всей Вятской земли. Правда, поначалу после нее внешняя жизнь вновь вошла в привычное русло. В 17 лет, то есть примерно в 1595 году, Прокопий ушел в г.Слободской, где три года прислуживал священнику Екатерининской церкви о.Иллариону. А когда юноше исполнилось 20 лет, родители решили его женить (такая же история была в свое время и с преп.Трифоном!).

Но Прокопий видел свое предназначение совершенно в другом. Он ушел в Хлынов, где и начал юродствовать. По церковному преданию, и на отказ от женитьбы, и на крест юродства Прокопия благословил Трифон Вятский. Предание отразилось в акафистах, посвященных обоим святым. Так, в 1-м икосе акафиста блаж. Прокопию говорится: "Радуйся, от преподобного Трифона на путь спасения наставленный и благословенный".

Три десятилетия подвизался в Хлынове блаженный Прокопий, став живой легендой города. Шло время, Прокопий состарился, но по-прежнему не имел крыши над головой, спал где придется, ходил по улицам почти нагим, дареную одежду отдавал другим или рвал. Блаженный почти не разговаривал, поэтому многие его считали немым (только духовник юродивого священник Иоанн Калашников знал, что Прокопий мог изъясняться нормально, но юродивый просил скрывать это до своей смерти). Поначалу многие его считали полоумным, глумились над юродивым, били и издевались.

Однако постепенно стали замечать, что многие действия "безумного" прозорливы. Блаженный предсказывал недуг или смерть, исцелял от болезни (например, жену своего духовника). Если предузнавал о грядущем пожаре, то забирался на колокольню и звонил во все колокола.

Придя к сосланному в Хлынов боярину Михаилу Татищеву, Прокопий подавал узнику хлеб и воду, показывая через окошко, что вытащит его на свободу. И, действительно, вскоре опальный чиновник был освобожден. Однажды блаженный зашел в приказную избу и снял с воеводы Жемчужникова шапку. Воевода уступил ему свое место. Тогда Прокопий взял Жемчужникова за руку и увел его в арестантскую. И что же? Вскоре пришло царское повеление заточить воеводу за провинность.

В слободской Предтеченской церкви во время службы юродивый втолкнул в алтарь Корнилия Корсакова, который впоследствии стал священником, а позже игуменом Киприаном.

Жена вятского воеводы Александра Даниловича Приемникова-Ростовского Наталья очень почитала блаженного. Она приглашала его в свой дом, ухаживала за святым, угощала, одевала в чистые одежды. Но блаженный, уходя из гостей, разрывал подаренную одежду, валялся до того, пока снова не запачкается.

Для внешнего взора он умер неожиданно, но сам провидел свой последний час. 21 декабря 1627 года блаженный последний раз стоял у заутрени в Сретенской церкви, затем зашел на службу в храм женского Преображенского монастыря, где пробыл до отпуста. Затем святой отправился к Раздерихинскому оврагу, где после молитвы о вятских людях, о благостоянии святых церквей, о государе отошел ко Господу. Блаженного похоронили у северной стороны Успенского собора. За 15 лет до этого здесь же упокоился и преп.Трифон.

Два брата...

Начиная с XVII века, жития преп.Трифона и блаж.Прокопия неизменно на Вятке соседствовали в рукописных сборниках. Святые словно показывали: "Мы - два собрата. Как нас можно разделять?"

Об этом же единственное широко известное посмертное чудо блаж.Прокопия. 3 марта 1666 года одержимой нечистым духом девице Марфе Тимофеевой после усердной молитвы в Вятском Успенском монастыре (напомню: именно здесь покоятся преп.Трифон и блаж. Прокопий) явились два светоносных мужа. Они называли друг друга Трифоном и Прокопием и обещали болящей скорое исцеление. И она действительно вскоре выздоровела.

А вот после этого чуда - тишина. Было вообще непонятно, кем был Прокопий для вятчан, почитали ли они его. Но как-то я случайно нашел рукопись - не маститого ученого, не церковного историка - дипломную работу студентки вятского вуза С.Юферевой. И Божиим промыслом это тоскливое неведение для меня начало исчезать. Светлана пишет: у известного историка В.О.Ключевского еще в XIX веке хранилось рукописное Житие блаж.Прокопия, которое Ключевский датировал концом XVII века. И вот неожиданная версия С.Юферевой - блаженный был прославлен благочестивым вятским архиепископом Ионой (Барановым). Владыка Иона возглавлял Вятскую кафедру в 1675-1699 гг., он вошел в историю Вятки тем, что начал строить каменные храмы, был основателем ряда обителей, усердным молитвенником и почитателем святынь, собирателем вятского церковного предания. Одним из главных деяний архиеп. Ионы стало прославление преп.Трифона Вятского. Владыка Иона даже почил в день памяти преподобного - 8/21 октября, и у его гробницы вятчане постоянно служили панихиды (обо всем этом можно прочитать в очерке "Архиерейская дорожка", опубликованном в N 344 "Веры", 1999 год).

Подтвердится ли гипотеза о том, что владыка Иона прославил и блаж.Прокопия, покажут время, новые сведения. Но все-таки мнение Юферевой возникло отнюдь не на пустом месте и должно заставить нас лишний раз воспрянуть и посмотреть на свою историю с радостью...

Ведь того же преп.Трифона Вятского до середины XIX века почитали на Вятке очень скромно (даже день памяти преподобного 8/21 октября проходил практически незамеченным). Только в 1860-1870-е гг. в честь преподобного начали освящать храмовые престолы, повсеместно устраивать крестные ходы. Эта многолетняя напряженная миссионерская работа принесла в конце концов свои плоды: почитание святого Трифона возрастало, он стал воистину Вятским! Довершил дело 1912 год, когда без преувеличения вся Вятская страна отмечала 300-летие преставления преп.Трифона.

Преп.Трифон словно за руку повел своего младшего собрата, блаж. Прокопия, к нашим душам, словно спрашивая: "Для вас я Вятский? Так вот, Прокопий тоже Вятский!" На иконах святых стали изображать вместе. Такое соседство было ярче многих слов, оно стало свидетельством евангельской истины: "Ваши же блаженны очи, что видят" (Мф. 13, 16). Эти иконы распространялись во время крестных ходов, посвященных Трифону Вятскому.

В 1880-х годах в Успенском Трифоновом монастыре на отпустах стали постоянно произносить имена преп. Трифона и блаж.Прокопия. Такое новшество было столь необычно для пожилых священников, что они с большим трудом привыкали к нему (хотя справедливости ради надо сказать, что еще в Синодике слободского Богоявленского собора, ведущемся с XVII века, поминали "Прокопия юродивого").

Первым вятским архиереем, начавшим постоянно произносить на отпустах имена свв.Трифона и Прокопия, стал еп.Никон (Софийский). Вятскую кафедру возглавлял в 1901-1904 годах. Известен тем, что 28 мая 1908 года, будучи экзархом Грузии, принял мученическую кончину от рук террористов, которые нанесли ему восемь ран.

Но все-таки почитание блаженного Прокопия отставало от почитания Трифона лет на двадцать-тридцать и было более скромным, более тихим...

Мне кажется, распространялось оно во многом благодаря преп. Стефану (Куртееву). В конце 1880-х годов батюшку сослали в Успенский Трифонов монастырь из-за того, что он основал Александро-Невский Филейский монастырь, не имея письменного на то разрешения (владыка Аполлос (Беляев), устно благословивший создание обители, к тому времени скончался).

Но, как говорится, нет худа без добра. Находясь в ссылке в Успенском монастыре, отец Стефан мог вдохновлять там людей своим примером на молитвенные обращения к преп.Трифону и блаж.Прокопию. Батюшка черпал силы у своих предшественников, которые также претерпели злобу со стороны окружающих. Во время своего вынужденного затворничества (жил батюшка в специально построенной келье) преп.Стефан писал много духовных сочинений. Возможно, именно тогда составил и выпустил жития обоих святых.

Сочинения о.Стефана (Куртеева) были очень популярны и, конечно, посеяли немало благих зерен в сердцах вятчан. Причем о. Стефан не просто переложил Житие Прокопия, но и рассказал о блаженном Уаре, который жил в Вятке в первой половине XIX века и был похоронен в Успенском Трифоновом монастыре. Его могила у Трехсвятительской церкви находилась рядом с могилой другого юродивого - Антипы. Обе могилы верующие вятчане очень почитали, постоянно служили здесь панихиды (к сожалению, могилы не сохранились).

Так вот, блаженный Уар тоже ходил летом и зимой в одной рубахе и терпел 30-градусные морозы. Этот рассказ, пишет о.Стефан, нужен "для того, чтобы мы не сомневались в таком сверхъестественном подвиге блаженного Прокопия". В сильный морозный вечер, продолжает батюшка, Уар стучался в двери одного из домов, но его не пустили. Утром видели, как блаженный вылез из сугроба, где пролежал всю ночь...

Новые почитатели

Вторым миссионером во славу имени блаж.Прокопия стал священник с.Бобино Александр Флоров. Он не только продолжил дело преп. Стефана (Куртеева) и писал о блаженном, но решил сделать другое благое дело - построить храм на родине блаженного Прокопия, в дер.Митино.

Но самое главное - идею строительства горячо поддержал архиепископ Вятский и Слободской Алексий (Опоцкий). Надо сказать, о владыке Алексии, возглавлявшем кафедру в 1896-1901 годах, у вятчан осталась самая добрая память. Приезжавший через несколько лет в Вятку св. праведный Иоанн Кронштадтский, увидев портрет владыки, очень тепло отозвался о нем: "Мой знакомый, добрый симпатичный епископ".

Позже, уже служа на Тамбовской кафедре, владыка стал одним из восстановителей почитания св. праведной княгини Анны Кашинской, которое торжественно свершилось в 1909 году. Здесь стоит напомнить, что, хотя на Соборе Русской Церкви 1649 года было установлено почитание св.Анны, в Кашине освятили ее храм, а от мощей святой происходили многочисленные исцеления, в 1677 году ее имя вычеркнули из святцев. Официальное объяснение - пальцы княгини сложены в двоеперстие. Только при Государе-мученике Николае II почитание Анны Кашинской было восстановлено. На прославление приехала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. А непосредственным организатором этих масштабных торжеств стал владыка Тамбовский Алексий (Опоцкий).

Это был огромный труд во славу Божию.

Своеобразным прологом к нему стали и вятские труды еп.Алексия, связанные с прославлением блаж.Прокопия. 21 мая (3 июня н. ст.) 1897 года после литургии в с.Бобино был совершен крестный ход в деревню Митино, на родину блаженного Прокопия. Это день особенный - начало Великорецкого крестного хода! И замечательно, что именно тогда в Митино при большом стечении народа и освятили часовню. А 17/30 сентября уже следующего, 1898 года еп. Алексий (Опоцкий) лично освятил первый на Вятской земле храм, посвященный блаженному (при храме, построенном усердием о.А.Флорова, также открыли второклассную школу).

Поистине промыслительно, что почил архиеп. Алексий в 1914 году 20 декабря, то есть накануне дня памяти блаженного Прокопия. Верим, что молитвами святого владыка сподобился стяжать Царствия Небесного...

И еще одна праведная кончина связана с именем блаженного. Впрочем, "верно слово: если мы с Ним умерли, то мы с Ним и оживем" (2 Тим. 2, 11). Спустя три недели после освящения храма Прокопия Вятского, 6/19 октября 1898 года, неожиданно, заболела острым воспалением легких настоятельница Слободского Христорождественского женского монастыря игумения Мария (Попова). Сестры обители молились об исцелении матушки, но она уже предвидела исход болезни, часто повторяя: "Не держите меня! домой пойду!.."

Через три дня, утром 9/22 октября, на следующий день после празднования памяти преп.Трифону Вятскому, игумения Мария тихо отошла в вечность. "Редким в мире и обителях приходится умирать такою тихою и мирною смертию", - писали современники о ее кончине.

Перед смертью игумения Мария благословила свою преемницу, матушку Олимпиаду, образом преп.Трифона и блаж.Прокопия (и случилось это, скорее всего, именно 8/21 октября, в день памяти преподобного). Сейчас эта икона с собственной надписью иг.Марии находится в Троицкой церкви г.Слободского.

Спустя несколько лет, в 1903 году, игуменья Олимпиада побывала в Сарове на прославлении батюшки Серафима. Там матушка была представлена Царской Семье, а Великим постом следующего, 1904 года игумению Олимпиаду вызвали в Петербург, где она была принята Императрицей Александрой Феодоровной. Матушка привезла Государыне в подарок образ преп. Трифона и блаженного Прокопия, написанный сестрами обители.

А 18/31 августа 1913 года в том же г.Слободском, но уже в мужском Крестовоздвиженском монастыре был освящен придел во имя преп. Трифона и блаж.Прокопия.

Жажда праздника

И все же упоминаемый выше еп.Никон (Софийский) упустил поистине исторический шанс сделать имена св.Трифона и Прокопия общим достоянием вятской православной жизни. В 1901 году Св. Синод начал, не побоюсь слова, великое дело. Всем епархиям было велено представить имена местночтимых святых, не занесенных в синодальные святцы. Занялись этим и на Вятке. Сведения собирались во всех благочиниях. Вот тогда и выяснилось, что блаж.Прокопия вместе с преп.Трифоном чтут в ряде сел Вятского, Глазовского и Уржумского уездов.

В 1903 году Синод выпустил "Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами общецерковно и местно". Были в нем и имена преп.Трифона и блаж. Прокопия. Но владыка Никон не довел начатое до конца, не разослал по приходам указание обязательно служить в дни памяти вятских святых.

Так что, к сожалению, почитание блаженного прочно не укоренилось. Наверное, было мало и таких деятельных искренних батюшек, как о.Александр Флоров. Да и сами верующие не взогревали в своих сердцах почитание Прокопия. В 1915 году прот.Иоанн Осокин писал: "Торжественное служение в день памяти блаж. Прокопию совершается, как нам известно, только в Вятском Трифоновом монастыре, во всех же других церквах совершается простодневное богослужение".

Вот так... Зато было отмечено 300-летие кончины св.Прокопия, которое пришлось на 1928 год. Отмечено, как положено, крестным ходом вокруг Успенского собора с участием духовенства Троицкого кафедрального и Спасского соборов. Все хорошо, благолепно, только вот все эти храмы были к тому времени захвачены... обновленцами. Сам лжемитрополит Александр Введенский собирался приехать на торжества.

А если взглянуть с другой стороны, блаженный и здесь поюродствовал, словно обращаясь к православным: "Может, хоть сейчас меня вспомните".

А вот потом уже было не до праздников. В 1940 году закрыли одну из главных святынь, связанных с блаж. Прокопием, - церковь в Митино. Для этого использовали стандартный сценарий: надавили на членов приходской двадцатки, заставив их написать отказные заявления. Итоги этой работы подытожены в бойком отчете: "Всего в двадцатке при митинской церкви состояло... 18 человек, из них 15 человек подали заявления об отказе,... один психически больной, двое по возрасту, более 70 лет, находятся в больнице".

Правда, в ноябре 1943 года верующие с.Бобино обратились к властям с просьбой открыть митинский храм. Православные настаивали: бобинскую церковь сломали в 1930-е годы, а митинская, находящаяся от села всего в 3,5 километрах, была в свое время построена именно на деньги бобинских прихожан. Прокопьевская церковь в военные годы не была снесена, в ней находилась школа. В феврале 1944 года кировский облисполком без лишних объяснений отказал в открытии храма.

Но как росточек пробивается сквозь мертвую толщу асфальта, так и имя блаженного Прокопия не ушло в небытие. Вновь, как и в начале XX века, протянулась ниточка между преп. Серафимом Саровским и вятским святым. Тогда, в 1903-м, вятские купцы-единоверцы, приехав с саровских торжеств в честь прославления преп.Серафима, решили построить храм святому. И построили, да такой, что любо-дорого глядеть. Но и он не избежал участи закрытия в годы гонений. К началу Великой Отечественной в Вятке не осталось ни одного действующего храма. Ни одного!

Но именно Серафимовскому собору с 1942 года суждено было на несколько десятилетий стать центром местной духовной жизни. Тогда, в день Тихвинской иконы Божией Матери, в храме после нескольких лет отслужили первую службу - и этот день чтится наравне с престольными праздниками.

Спустя годы в Серафимовском соборе обустроили нижний пещерный храм. И один из приделов посвятили преп.Трифону и блаж. Прокопию. Еще не было масштабного открытия и строительства храмов 1990-х годов, и такое освящение было важно - вятские святые благословляли вятских людей.

К сожалению, бесполезно искать в православной периодике свидетельства о помощи святого. Безмолвствует и церковное предание. Хотя, конечно, возможно, что какие-то рассказы до сих пор под спудом. Впрочем, может, главная причина в нас самих?

Если бы вы приехали 2 января 2002 года на всенощное бдение в вятский Успенский собор, где покоятся мощи блаженного, вас встретила бы полутемень. Двое служащих священников, с два десятка прихожан. Не праздник, а тоска. Но если бы через год вы попали в тот же Успенский собор, вы бы удивились перемене. 3 января 2003 года, в день памяти блаженного, литургию возглавлял архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф с сонмом духовенства. Собралось много верующих. Многая лета Вятскому владыке за то, что он понял жажду праздника и своим архипастырским решением превратил службу блаженному в подлинное торжество.

И еще. В конце XIX века при храме Прокопия Вятского была открыта школа. Вот и первый в нынешней Вятке православный детский сад и воскресная епархиальная школа наречены во имя блаженного Прокопия. Наверное, это промыслительно. "Не плотские дети, суть дети Божии" (Рим. 9, 8).

Только ребенок может встречать каждого с улыбкой. Никогда не забуду, как в Почаевской лавре мы, вятские паломники, поднимались после литургии из пещерного храма во имя св. Иова Почаевского. Наверх из этого храма ведет галерея, на стенах которой изображены все святые земли Русской в хронологическом порядке, начиная с девятого столетия. И так радостно было найти лики преп.Трифона Вятского и Леонида Устьнедумского. И блаженного Прокопия с веселой-веселой улыбкой... Вот так он встретит и нас, если будем достойны, в Царствии Небесном.

А.Маркелов

Автор будет благодарен за любые свидетельства о современном почитании блаженного Прокопия Вятского - за рассказы о случаях его молитвенной помощи; за сведения о храмах и иконах, ему посвященных, или о людях, нареченных в честь святого.

Писать можно по адресу: 610000, г.Киров (Вятка), главпочтамт, до востребования. А.В.Маркелову. E-mail: