Строительство и ремонт своими руками

История развития анатомии. История развития анатомии Ученые сделавшие открытия в анатомии

Задание:

  • Прочитать предложенный текст;
  • Выписать имена и фамилии ученых и деятелей, которые внесли весомый вклад и оказали влияние на развитие анатомии, как науки (ФИО, годы жизнидеятельности, вклад в науку)

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

В XVIII - XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.

Формированию физиологии как самостоятельной науки вXX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

  • 7. Асклепий, как представитель древнегреческой медицины.
  • 10. Гален, развитие экспериментального метода исследования, учение о кровообращении, новое в методике приготовления лекарств
  • 11. Медицина в Византии, значение трудов ученых для последующего развития медицинской науки.
  • 12. Вклад врачей Арабских халифатов в медицинскую науку и здравоохранение
  • 16. Распространение заразных болезней в эпоху средневековья: чумы, проказы, сифилиса, меры борьбы с ними.
  • 17. Т.Парацельс, его критика схоластики в медицине и преподавании, зарождение ятрохимии.
  • 18. Медицина эпохи Возрождения (яторофизика и ятромеханика, Декарт, Борелли, Санторио).
  • Макроскопический период
  • Микроскопический период
  • 23. Значения трудов Лаэннека и Ауэнбруггера для развития патологии и терапии.
  • 2.Посредственная аускультация.
  • 25. Достижения Физиологии.
  • 26. Великие открытия Нового Времени, как основа естественнонаучного развития медицины.
  • 27. Открытия Пастера и Коха, их роль в развитие медицины.
  • 28. Достижения хирургии XIX в. В области обезболивания, методов асептики и антисептики; их влияние на исходы хирургических вмешательств.
  • 1)Эмпирический период
  • 29.Дифференциация клинических дисциплин в России 2-ой половины 19 века(педиатрия,неврология,психиатрия)
  • 30.Важнейшие достижения и направления развития гигиены в 19 веке в Западной Европе
  • 31. Развитие новых методов диагностики и терапии в 19вв эпоху Нового Времени.
  • 32. Взгляды на болезнь в Киевской Руси. Основные виды помощи в Киевской Руси. Письменные медицинские памятники.
  • 33. Аптекарский приказ
  • 34. Мероприятия, проводимые в Московском государстве по борьбе с эпидемиями
  • 35. Медицина в Московском государстве 15-17 вв.
  • 36. Реформы Петра 1 в области организации мед помощи и подготовки мед кадров.
  • 37. Госпитальные школы и их значение для развития мед науки и практики в России.
  • 42. Пирогов. Его вклад в развитие анатомии, хирургии. Общественная деятельность.
  • 43. Развитие отечественной педиатрии. Хотовицкий, Филатов, Гундобин
  • 44. Развитие отечественного акушерства
  • 45. Мудров. Его вклад в диагностику, профилактику, лечение.
  • 47. Развитие идей нервизма в трудах и.М. Сеченова, с.П. Боткина и других отечественных ученых.
  • 48. Роль Сергея Петровича Боткина, Григория Антоновича Захарьина и Алексея Александровича Остроумова в развитии терапии в России 19 в.
  • 49. Вклад Николая Васильевича Склифосовского в хирургию. Развитие асептики и антисептики.
  • 50. А.А.Пашутин, а.И.Полунин и их роль в развитии учения о болезни, вклад ученых в развитие теоретической медицины.
  • 51. Ф.Ф.Эрисман, а.П. Доброславин, развитие отечественной гигиены ее общественный характер.
  • 52. Дифференциация клинических дисциплин в России второй половины 19 века:
  • 53. Научные общества и врачебные съезды их роль в развитии медицины:
  • 54. Развитие земской медицины в России, участковый принцип медицинского обслуживания, рост больничной сети, появление санитарной статистики, земских врачей.
  • 56. Наркомздрав
  • 57. Павлов иван петрович
  • 58.Советские и Российские хирурги
  • 59. Развитие медицины и здравоохранения в России – 20-30 годы хх века.
  • 60. Достижения отечественной медицины в годы великой отечественной войны. Создание академии медицинских наук ссср
  • 18. Медицина эпохи Возрождения (яторофизика и ятромеханика, Декарт, Борелли, Санторио).

    Ренессанс – духовное обновление античности, означает возрождение. Эта эпоха в истории ознаменовалась возрождением интереса к наукам и к окружающему миру. Центром возрождения является Южная Италия.

    На первом месте стояли естественные науки , именно они стали фундаментом попытки объяснить жизнь. Культура эпохи Возрождения, поставив в центр внимания человека, в области медицины начала с изучения его тела .

    Ренэ Декарт (1596-1650). Западноевропейский рационализм берет начало в философии французского ученого Ренэ Декарта. Главная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и материальной («протяженной») субстанции.

    Р. Декарт явился одним из творцов ятрофизики (греч. iatrophysike; от iatros - врач и physi» - природа) - направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII-XVIII в. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным.

    Человек, по Декарту, есть существо, в котором механическое тело соединено с нематериальной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, происходящее в шишковидной железе. Тело человека - автомат, его движущей силой является теплота, сосредоточениемкоторой Декарт считал сердце, источником теплоты служат происходящие в теле процессы «сгорания без пламени».

    Дал чисто математическую трактовку процессам кровообращения и пищеварения. Первым сформулировал рефлекторный принцип основных проявлений жизнедеятельности. Эти принципы оказали влияние на представителей ятрофизического (ятромеханического) направления в медицине.

    С позиции ятромехаников живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. Основные положения ятромеханики изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонса Борелли (Borelli, Giovanni Alfonso, 1608-1679), одного из основоположников биомеханики. Он первым определил центр тяжести человеческого тела; показал, что при совместном действии костей и мышц – кости действуют как рычаги, а мышцы – как движущие силы. Рассматривал все процессы жизнедеятельности организма чисто механически (сосуды –трубы и т.д.). Одним из первых описал брюшной тиф, определив его как воспаление кишок вследствие употребления плохой питьевой воды.

    Среди выдающихся достижении эпохи Возрождения - изобретение в конце XVI в. термометра. С. Санторио (Santorio, S.. 1561-1636) - врач, анатом и физиолог, создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Прибор Санторио состоял из шара и длинной извилистой трубки с произвольно нанесенными на все делениями; свободный конец трубки заполнялся подкрашенной жидкостью. Испытуемый брал шарик в рот или согревал его руками. Теплота человеческого тела определялась в течение десяти пульсовых ударов по изменению уровня жидкости в трубке. Прибор Санторио был достаточно громоздким; его установили во дворе его дома для всеобщего обозрения и испытания.

    Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественный оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма. Результаты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» (1614)

    19. Медицина эпохи возрождения (анатомия а. Везалий, физиология у. Гарвей). Андреас Везалий (1514-1564) Учился в трех университетах - в Ловене (Фландрия) по курсу гуманитарных наук, в Монпелье и Париже, где изучал медицину. В 1537 г. в возрасте 23 лет в Падуе он получил степень доктора медицины и вскоре по приглашению Венецианской Республики стал профессором Падуанского университета - передового научного центра того времени. Основоположник научной нормальной анатомии Им был указан ряд ошибок Галена – относительно строения руки, тазового пояса, грудной кости и др., но прежде всего – сердца В 1543 году Везалий опубликовал свой капитальный труд по анатомии «О строении человеческого тела» (De humani corporis fabrica»), который представил первое открытое выступление против Галена Везалий обогатил науку собственными достоверными данными, полученными в результате многочисленных вскрытий человеческого тела, исправил большое количество ошибок своих предшественников и, главное - впервые привел все эти знания в систему, то есть сделал из анатомии науку. Везалий был новатором в изучении и преподавании анатомии. Свои лекции он сопровождал демонстрациями не только трупа, но также скелета и натурщика. На иллюстрациях его трудов труп не изображен лежа, неподвижно, а всюду динамично, в рабочих позах, с орудиями труда, притом на радостной природе, что очень характерно для эпохи Возрождения Вильям Гарвей (1578-1657) У Гарвея были предшественники – древние китайцы, Ибн-ан-Нафис, Мигель Сервет и другие, но никто из них не дал картины кровообращения в целом и его научного объяснения Свою книгу «О движении сердца и крови у животных» («De motu corclis et sanquimis in animaiiclus») Гарвей опубликовал в 1628 году после многолетней работы Именно с Вильяма Гарвея начинается научная нормальная физиология Гарвей впервые применил метод расчета к изучению процесса в организме Он доказал что: заключающаяся в организме масса крови должна возвращаться обратно в сердце и не может образовываться в печени и всасываться в тканях; пульсация артерий является следствием сокращения сердца. Главная заслуга Гарвея – в успешном применении нового метода: эксперимента и математического обоснования. И до него описывали кровообращение, но лишь Гарвей первым экспериментально доказал его существование Гарвей, изучая кровообращение, стал на путь исследования и явился (вместе с Фаллопио и Мальпиги и др.) одним из основоположников эмбриологии. В тракте «О рождении животных» Гарвей возражал против примитивных, сохранившихся с глубокой древности, представлений о самопроизвольном зарождении животных из ила, грязи и т.д

    20. Медицина эпохи Возрождения (хирургия А. Парэ) В Средневековье врачи делились на две группы: 1) врачи (внутренние болезни) 2) хирурги (научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались - ремесленники). В Париже хирурги объединились в «Братство св. Косимы», п врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы. Врачи - теория без практики, хирурги были практиками. Градация хирургов: 1) длиннополые (наиболее сложные операции) 2) короткополые (малая хирургия: зубоврачевание и т.д.) 3) банщики (простейшие манипуляции) Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов: им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать рецепты. В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем стали открываться хирургические школы. 1731 - открыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету. В конце XVIII в. именно хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа. Так завершилась борьба хирургов и врачей. Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда».

    Йоханнес де Виго. "Наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой поверхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение" Амбруаз Паре (1517-1590) Предложил ряд сложных ортопедических приборов – искусственные конечности, суставы с системой зубчатых колес Первым описал перелом шейки бедра Значительно улучшил методику ампутации В акушерстве Европы ему принадлежит поворот плода на ножку, известный еще в древней Индии, но забытый в средние века Применил - перевязку сосудов Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста. Хирургия эпохи Возрождения достигла значительного прогресса. Кардинально изменилось лечение огнестрельных ран и кровотечений. При отсутствии обезболивания и средств антисептики средневековые хирурги отважно производили трепанацию черепа и камнесечение, прибегали к радикальному лечению грыж, возрождали операции глазной и пластической хирургии, которые требовали ювелирного мастерства. Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями.

    21. Медицина Нового времени: предупредительная медицина 18 века. Б.Рамаццини, Э.Дженнер В Англии возрос интерес к вопросам предупреждения болезней. В июле 1794 г. Был создан законопроект о медицинской помощи на селе. В нем определялись численность медиков (так называемых хирургов, фактически фельдшеров) в сельских местностях, порядок их назначения, содержание «аптечных ящиков», комплектуемых в центре и рассылаемых по селам и др. 17-18 вв. - время создания нового естествознания, период становления научной физиологии, клинической и профилактической медицины. Выдающиеся достижения естественнонаучной и медицинской мысли Нового времени послужили фундаментом для развития медицины в 19-20 вв. Зачатки практической деятельности в области гигиены и санитарии уходят в глубокую древность. Появление научных основ гигиены связывают с именем Бернардо Рамаццини (1633-1714). Бернардо Рамаццини (1633-1714) итальянский врач, основоположник гигиены труда и профессиональной патологии как отрасли медицины. Мед. образование получил в Модене и Парме (1659), совершенствовался в римских госпиталях под руководством Росси,занимался врачебной практикой. С 1682 г. руководил кафедрой теоретической медицины (патологии) в Моденском ун-те; с 1700 г. зав. кафедрой практической (клинической) медицины и одновременно ректор ун-та в Падуе. Рамаццини разбирал причины проникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения, требовал улучшения условий труда мануфактурных рабочих. Он впервые говорит о хронической интоксикации как о вредности, воздействие которой сказывается на здоровье постепенно, о проведении предварительного осмотра перед приемом на работу: нет ли противопоказаний Говорит о необходимости мыться хотя бы по праздникам! Рамаццини описал некоторые анатомические дефекты, появляющиеся в результате профессиональной деятельности («грудь сапожника», расстройство зрения при мелкой работе и т.д.). Рамаццини описал профессиональную патологию врача в его время; сюда он включил меланхолию, расстройство желудка и дизентерию

    Дженнер Эдвард (1749-1823)- английский врач, основоположник оспопрививания. Изучал медицину в Лондоне под руководством Дж. Гунтера. С 1773 г. занимался самостоятельной врачебной практикой в Глостершире. Подтвердил мнение о том, что люди, переболевшие оспой коров, не заболевают натуральной оспой, привив восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсусодержимое пустулы с руки крестьянки Сары Нельме, заразившейся коровьей оспой. Полтора месяца спустя Э. Дженнер ввел Джеймсу содержимое пустулы больного натуральной оспой - мальчик не заболел. Повторная попытка заразить мальчика оспой спустя пять месяцев также не дала никаких результатов-ДжеймсФиппс оказался невосприимчивым к этому заболеванию. В 1798 г. Дженнер обобщил результаты работ в статье «Исследование причин и действий коровьей оспы» и ввел вакцинацию в английской армии и на флоте В 1803 было организовано Королевское дженнеровское общество, целью которого было широкое введение вакцинации в Англии. Только за первые полтора года его деятельности было привито 12 тыс. человек, и смертность от оспы снизилась более чем в три раза. В 1808 г. оспопрививание в Англии стало государственным мероприятием. За много веков до открытия Дженнера на древнем Востоке применяли метод инокуляции (вариаоляции): содержимое пустул больного натуральной оспой средней тяжести втирали в кожу предплечья здорового человека, который, как правило, заболевал нетяжелой формой оспы, хотя наблюдались и смертельные исходы. В XVIII в. жена английского посла в Турции Мэри Уортлей Монтегю перенесла метод инокуляции с Востока в Англию. Открытие Дженнера явилось поворотным пунктом в истории борьбы с оспой. Первая вакцинация против оспы в России по его методу была сделана в 1802 г. профессором Е. О. Мухиным мальчику Антону Петрову. Понадобилось почти 200 лет для того, чтобы человечество проделало путь от открытия Дженнера до открытия вируса натуральной оспы (Э. Пашен, 1906) и добилось полной ликвидации этого опасного инфекционного заболевания на всем земном шаре. Программа ликвидации оспы предложена делегацией СССР на XI Ассамблее ВОЗ в 1958 г. и осуществлена совместными усилиями всех стран мира.

    22+ 24 Медицина Нового времени: Общая патология (патологическая анатомия и физиология)

    Патологическая физиология - раздел медицины, изучающий закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма.

    Истории возникновения

    В 1542 годуфранцузский врачЖан-Франсуа Фернель в своей работе убедительно показал, что в возникновении болезни и в дальнейшем её развитии выявляется ряд абсолютно новых закономерностей, которым, однако, не подчинялась жизнедеятельность здорового организма. В связи с этим автор выделил такую область медицины, которая изучала особенности жизнедеятельности «заболевшего» организма. Данную область автор назвал «патология».

    В 1791 годувышел труд А. Ф. Геккера «Основы патологической физиологии», с выходом которого данная область медицины претерпела значительные изменения.

    Как самостоятельное направление науки в России патологическая физиология оформилась в XIX веке. Основоположниками патологической физиологии в России являются А. И. Полунин,А. Б. ФохтиВ. В. Пашутин.

    Патологическая анатомия - наука, изучающая структурные основы патологических процессов- выделилась из анатомии в середине XVIII в.

    Ее развитие в новой истории условно делится на два периода:

      макроскопический

      микроскопический (связанный с применением микроскопа)

    –1. Составил коллекцию анатомических рисунков

    2. Проводил патологоанатомические вскрытия

    3. Проводил исследования по сравнительной анатомии органов человека и человеческого зародыша

    4. Впервые описал грудной проток, почки, гортань, орган слуха, включая слуховую трубу

    –5. Опроверг более 200 ошибок К.Галена

    –6. Провел первое в Европе судебно-медицинское вскрытие

    Определите вклад итальянского анатома и врача Г.Фаллопия в развитие научной анатомии

    –2. Основал кафедру патологической анатомии в Падуанском университете

    3. Описал клиновидные пазухи, барабанную струну в среднем ухе, канал лицевого нерва

    4. Описал строение и функции маточных труб

    5. Ввел во врачебную практику зеркало для диагностики ушных заболеваний

    6. Дал названия твердому и мягкому небу, плаценте, влагалищу

    Определите вклад французского анатома Ш.Этьена в развитие научной анатомии

    1. Исследовал семенные пузырьки

    –2. Коллекция из более 250 анатомических рисунков

    –3. Основал кафедру анатомии и физиологии в Парижском университете

    4. Открыл подпаутинное пространство и изучал симпатический ствол, доказывая его независимость от блуждающего нерва

    –5. Издал справочник новых анатомических инструментов

    6. Описал венозные клапаны

    Определите вклад голландского анатома и физиолога Р.де Граафа в развитие научной анатомии и медицины

    1. Описал семенные канальцы как «сосуды, изготовляющие семя»

    2. Предложил называть женские половые железы яичниками

    –3. Ввел в медицину стетоскоп

    4. Установил, что яичники содержат пузырьки («граафовы пузырьки»)

    5. Ввел в практику шприц и канюлю

    6. Изучал химизм пищеварения и действие сока поджелудочной железы

    Определите вклад английского анатома и физиолога Ф.Глиссона в развитие научной анатомии

    1. Ввел понятие «раздражимость»

    –2. Составил первый в Европе анатомический атлас

    3. Впервые описал капсулу, покрывающую печень

    –4. Опроверг более 200 ошибок



    5. Предложил аппарат для растяжения позвоночника

    6. Описал заболевание рахит

    Определите вклад английского врача и анатома Н.Гаймора в развитие научной анатомии

    1. Описал верхнечелюстную пазуху

    2. Описал анатомическое строение яичек

    –3. Опроверг более 200 ошибок

    –4. Ввел в медицину стетоскоп

    –5. Разработал модель акушерских щипцов

    –6. Описал анатомию коры головного мозга

    Назовите врач эпохи Возрождения, который предложил в качестве символа медицины горящую свечу и девиз «Светя другим, сгораю»

    –1. Л. да Винчи

    2. Н.Тульп

    –3. А.Везалий

    –4. Л.Пастер

    –5. T.Парацельс

    –6. Ф.Гааз

    Основное достижение английского врача, физиолога и эмбриолога У.Гарвея

    –1. Разработал вакцину от натуральной оспы

    2. Рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения …

    –3. Изобрел термоскоп

    –4. Открыл пенициллин

    –5. Основоположник неврологии

    –6. Ввел в медицину стетоскоп

    Назовите ученого, который в своей богословской книге «Восстановление христианства» впервые в Европе описал малый круг кровообращения

    –1. А.Везалий

    2. М.Сервет

    –3. Н.Пирогов

    –4. И.Земмельвейс

    –5. А.Паре

    –6. И.Сеченов

    Определите вклад испанского философа-богослова и врача М.Сервета в развитие медицины и физиологии

    –1. Рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения

    –2. Создал учение о высшей нервной деятельности

    –3. Впервые в Европе описал рефлексы

    –4. Впервые в Европе описал механизм работы желудочно-кишечного тракта

    5. Впервые в Европе описал малый круг кровообращения

    –6. Составил первые анатомические таблицы

    Определите вклад итальянского врача М.Мальпиги в развитие медицины

    1. Открыл капилляры

    –2. Предложил термоскоп

    3. Первым из анатомов применил микроскоп

    4. Один из основоположников гистологии и эмбриологии

    5. Описал клетки коры головного мозга

    6. Описал иннервацию языка, кожные слои, почечные клубочки, лимфатические узлы

    Какие утверждения правильно характеризуют ятрохимию?

    1. Ятрохимия – это промежуточный этап в развитии химической науки в эпоху Возрождения, человек рассматривался как совокупность химических процессов

    –2. Основоположник ятрохимии – Гален. Его система лечения была основана на применении сложных химических соединений

    3. Основоположник ятрохимии – Парацельс. Его система лечения основывалась на трех элементах: сере, ртути и сурьме, и их соединениях

    4. Основная цель химии – это изучение химических процессов в организме человека и поиск эффективных лекарственных средств.

    –5. Основоположник ятрохимии – Авиценна. Его система основывалась на постепенном увеличении дозы ядов с целью выработки устойчивости организма

    –6. Основоположник ятрохимии – Гиппократ. Его система основывалась на применении для лечения химических элементов в соответствие с 4 темпераментами.

    Как определил швейцарский ученый Т.Парацельс назначение химии?

    –1. Химия должна направлять свои усилия на поиск золота

    2. Химия создает лекарства против болезней

    –3. Химия предназначена для получения философского камня

    4. Химия должна изучать процессы в организме человека

    –5. Химия должна в первую очередь создавать новые яды

    –6. Химия не должна использоваться в медицине

    Определите вклад швейцарского ученого Т.Парацельса в развитие медицины и фармации

    1. Один из основоположников ятрохимии

    –2. Основоположник военно-полевой хирургии и травматологии

    3. Ввел в фармацевтическую терминологию понятие «галеновые препараты»

    4. Сочетал опытный метод познания природы и стремление к магии и пониманию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье

    5. Врач-теоретик и практик, основоположник опытного метода в медицине

    –6. Развивал схоластическую медицину

    –1. Л. да Винчи

    –2. Н.Тульп

    –3. А.Везалий

    –4. Л.Пастер

    5. Т.Парацельс

    –6. Р.Лаэннек

    Что, по мнению швейцарского ученого Т.Парацельса, делает вещество ядом или лекарством?

    –1. Степень чистоты рук аптекаря

    –3. Посуда, в которой изготовляют и хранят лекарство

    –4. Форма ступки и пестика

    –5. Химическая несовместимость компонентов

    –6. Химический состав посуды и инструментов

    Кем, по мнению швейцарского ученого Т.Парацельса, не должен быть врач?

    –1. Циником, лириком

    2. Мучителем, палачом, слугой палача

    –3. Христианином

    –4. Наместником Бога

    –5. Аскетом

    –6. Философом

    Определите вклад немецкого врача и химика Г.Агриколы в развитие медицины, фармации и химии

    –1. Описал инфекционные болезни

    2. Сведения по металлургической химии, химии минералов

    3. Предложил меры предупреждения профессиональных болезней

    4. Труд «О горном деле и металлургии»

    5. Способствовал развитию аналитической химии

    –6. Основоположник нейрохирургии

    Какие инфекционные болезни преобладали в Европе в период Ренессанса?

    1. Натуральная оспа

    –2. Бешенство

    3. Сифилис

    –4. Синдром хронической усталости

    –6. Хламидиоз

    183.В эпоху Возрождения ученые считали, что причинами эпидемий являются …

    1. Землетрясения

    2. «Миазмы»

    3. Особое положение звезд

    –4. Вирусы, бактерии

    –5. Воля богов и злых демонов

    –6. Нестерильные инструменты

    Кто сформулировал первую научно обоснованную концепцию распространения инфекционных болезней – «учение о контагии»?

    –1. А.Везалий

    –2. Л.Пастер

    3. Дж.Фракасторо

    –4. Л. да Винчи

    –6. Д.Самойлович

    Определите вклад итальянского врача, астронома, философа, физика, поэта, Дж.Фракасторо в развитие медицины

    –1. Получил вакцину против бешенства

    2. Учение о контагии (о распространении инфекционных болезней)

    3. Труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении»

    4. Ввел термин «инфекция», который означал «внедрение», «проникновение», «порчу»

    5. Поэма «Сифилис, или французская болезнь»

    –6. Открыл вирусы

    Назовите врача, который предложил название «инфекционные болезни»

    –1. Дж.Фракасторо

    2. К.Гуфеланд

    –4. Л.Пастер

    –5. А.Везалий

    –6. А.Йерсен

    Кто является основоположником «гуманной хирургии»?

    –1. Н.Склифосовский

    –2. А.Везалий

    –4. Н.Пирогов

    –5. Д.Ларрей

    Реферат

    по дисциплине «Анатомия»

    Основные современные пути развития анатомии.

    Киевская анатомическая школа.

    Значение научных достижений для развития анатомии человека»

    Выполнила:

    студентка 1 курса

    группы 11 ф/л

    Лапикова Марина

    г. Ялта, 2012

    Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины ……………………………………………………….2

    Основные современные пути развития анатомии……………..7

    Киевская анатомическая школа…………………………………11

    Связь анатомии и физиологии с другими науками, изучающими человека……………………………………………………………13

    Значение для человека знаний о строении и функциях его организма…………………………………………………………..14

    Список использованной литературы……………………………..16

    Ученые, внесшие вклад в изучение анатомии, физиологии и медицины

    · Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.)

    Древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

    В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

    · Аристотель (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э.)

    - древнегреческий философ. Ввел название «аорта». Аристотель отметил общие черты сходства человека и животного, заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

    · Клавдий Гален (129 или 131- около 200)

    - античный медик. Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

    Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.

    Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепномозговых нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга.

    · Парацельс (1499 – 1541 гг)

    Знаменитый врач. Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

    Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».

    · Андреас Везалий (1514 – 1654 гг)

    - итальянский естествоиспытатель. Убедившись в том, что многие анатомические тексты Галена, известного римского врача (ок. 130–200 н.э.), основаны на результатах вскрытий животных и, следовательно, не отражают специфики анатомии человека, Везалий решил предпринять экспериментальные исследования человеческого тела. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Итогом стал трактат О строении человеческого тела (De humani corporis fabrica, 1543).

    · Уильям Гарвей (1578 – 1657 гг)

    - английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии. Организовал публичную лекцию в Лондоне. В этой лекции он впервые изложил свое видение систем кровообращения в организме человека, а также других теплокровных животных, провел ряд опытов и экспериментов, которые позволили ему сделать ряд наблюдений. Он вычислил, что кровь движется по кругу, вернее, по двум кругам: малому – через легкие и большому – через все тело.

    · Луиджи Гальвани (1787 – 1796 гг)

    - итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»).

    · Луи Пастер (1822 – 1895 гг)

    - французский микробиолог и химик. Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии.

    · Пирогов Николай Иванович (1810 – 1881 гг)

    - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог. Основное значение всей деятельности Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.



    · Сеченов Иван Михайлович (1829 -1905 гг)

    Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист, патологоанатом, гистолог, токсиколог, психолог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физико-химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы

    · Мечников Илья Ильич (1845 -1916 гг)

    - российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

    · Палов Иван Петрович (1849 – 1936 гг)

    - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

    · Боткин Сергей Петрович (1832 – 1889 гг)

    Русский врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.

    · Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 – 1942 гг)

    - российский и советский физиолог. Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты - теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип доминанты описан им в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и в других научных трудах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского.

    · Бурденко Николай Нилович (1876 – 1946 гг)

    - русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник российской нейрохирургии. Николай Бурденко создал школу хирургов экспериментального направления, разработал методы лечения онкологии центральной и вегетативной нервной системы, патологии ликворообращения, мозгового кровообращения и др. Производил операции по лечению мозговых опухолей, которые до Бурденко насчитывались во всем мире единицами. Он впервые разработал более простые и оригинальные методы проведения этих операций, сделав их массовыми, разработал операции на твёрдой оболочке спинного мозга, производил пересадку участков нервов. Разработал бульботомию - операцию в верхнем отделе спинного мозга по рассечению перевозбуждённых в результате травмы мозга проводящих нервных путей.

    ГАЛЬВАНИ (Galvani), Луиджи

    Итальянский анатом и физиолог Луиджи Гальвани, один из основателей учения об электричестве, основоположник электрофизиологии, родился в Болонье. В 1759 г. окончил Болонский университет, в котором изучал сначала богословие, а затем медицину, физиологию и анатомию; в 1762 г. получил степень доктора медицины. Преподавал медицину в Болонском университете, откуда незадолго до смерти был уволен за то, что отказался принести присягу Цизальпинской республике, основанной в 1797 г. Наполеоном Бонапартом.

    Первые работы Гальвани посвящены сравнительной анатомии. В 1771 г. он начал опыты по животному электричеству: открыл и исследовал феномен сокращения мышц препарированной лягушки под влиянием электрического тока; наблюдал сокращение мышц при соединении их металлом с нервами или спинным мозгом, обратил внимание на то, что мышца сокращается при одновременном прикосновении к ней двух разных металлов. Гальвани объяснил эти явления существованием «животного электричества», благодаря которому мышцы заряжаются подобно лейденской банке. Результаты наблюдений и теорию «животного электричества» он изложил в 1791 в работе «Трактат о силах электричества при мышечном движении» («De Viribus Electricatitis in Motu Musculari Commentarius»). Новыми опытами (опубликованы в 1797) Гальвани доказал, что мышца лягушки сокращается и без прикосновения к ней металла – в результате непосредственного её соединения с нервом. Исследования Гальвани имели значение для медицинской практики и разработки методов физиологического эксперимента.

    Опыты Гальвани, получившие правильную трактовку в работах , способствовали также изобретению нового источника тока – гальванического элемента. Сами явления, открытые Гальвани, долгое время в учебниках и научных статьях назывались «гальванизмом». Электрофизиология, отцом которой можно считать Гальвани, сейчас занимает важное место в науке и практике.

    Воспроизведение первого опыта Луиджи Гальвани. Суть первого опыта Гальвани состоит в том,что при соприкосновении нервно-мышечного аппарата с биметаллическим пинцетом наблюдается сокращение мышц. ВЫВОД: Первый опыт Гальвани с металом косвенно доказывает наличие живого электричества при раздражении биметаллическим пинцетом нервно-мышечного препарата. Для прямого доказательства "живого электричества" был осуществлен второй опыт без металла. Воспроизведение второго опыта Гальвани: Выделяем седалищный нерв,присоединяем к нему электроды, включили стимулятор. Наблюдаем распространение нервного возбуждения в сторону голени и в сторону бедра. ВЫВОД: Второй опыт Гальвани непосредственно доказывает наличие "живого электричества".