Строительство и ремонт своими руками

4 процедура создания новой предпринимательской структуры. Принципы и условия создания предпринимательских организационных структур. Учредительный договор - соглашение двух и более сторон, закрепляющее

Основным законодательным актом создания организационных структур предпринимательства является "Хозяйственный кодекс", отличительная особенность которого заключается в том, что он выступает единственной законодательной базой организации и деятельности всех без исключения предпринимательских организационных структур, независимо от форм собственности на средства производства и другое имущество. В этой связи Кодекс определяет всю совокупность особенностей различных форм хозяйствования, а именно: общие для любой формы правовые, экономические и социальные основы их организации и деятельности.

Непосредственно регулирующее значение "Хозяйственного кодекса" для разных форм хозяйствования в Украине определяется тем, что нормы, содержащиеся в нем, направлены на:

Обеспечение самостоятельности предприятия любой формы хозяйствования, включая возможность осуществления НИМД по принципу "разрешено все, что не запрещено

Действующим законодательством ";

Установление прав, обязанностей и ответственности предприятия в осуществлении им хозяйственной деятельности;

Регламентацию отношений предприятия с другими предприятиями, организациями, а также государственными органами, в том числе с советами депутатов и органами государственного управления.

Необходимым условием правильного применения "Хозяйственного кодекса" является то, что он действует только в органическом сочетании с другими законами, формирующими целостные черты рыночной экономики. Таким образом, создание организационных структур предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике осуществляется на основе "Хозяйственного кодекса". Согласно ему создание организационных предпринимательских структур осуществляется на основе следующих принципов:

Свободный выбор деятельности;

Привлечение на добровольных началах к осуществлению бизнес-деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

Самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством;

Свободный наем работников;

Привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено Законодательством;

Свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных Законодательством;

Самостоятельное осуществление предпринимателем-юридическим лицом внешнеэкономической деятельности;

Использование любым предпринимателем принадлежащей ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

Принцип свободы деятельности является основным при создании организационных структур бизнеса. Однако принципы создания организационных структур нельзя абсолютизировать. Они в постоянном развитии, взаимодействуют между собой и отражают сложившиеся в обществе на данный период.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и самостоятельно заниматься любой деятельностью, не противоречащей действующему Законодательству Украины, и создавать соответствующую предпринимательскую организационную структуру.

Наиболее распространенными видами предпринимательской деятельности являются:

o производство продукции производственно-технического назначения;

o изготовления товаров народного потребления;

o производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственных хозяйственные продукции;

o сбор и переработка вторичного сырья и отходов виробницва, вторичного сырья и отходов производства;

o ремонт и обслуживание техники;

o производственное, дорожное и жилищно-гражданское строительство;

o коммунально-хозяйственная деятельность;

o розничная торговля и общественное питание;

o бытовое обслуживание; организация культурного досуга;

o медицинская помощь, предоставление правовых, проектных, конструкторских, внедренческих, спортивно-оздоровительных и других услуг;

o рыболовство, рыбоводство и производство рыбной продукции, заготовка древесины;

o добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов;

o другие отрасли хозяйственной деятельности.

В соответствии с "Хозяйственного кодекса" некоторые виды деятельности осуществляются в установленном порядке только государственными предприятиями. К таким видам деятельности относятся: изготовление и реализация наркотических средств, всех видов оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также изготовление ценных бумаг и денежных знаков. Ломбардные операции могут осуществлять также и общества с полной ответственностью.

Отдельные виды хозяйственной деятельности могут выполняться организационными структурами бизнеса на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Кабинетом министров Украины или уполномоченным органом. Без лицензии могут осуществляться:

o поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

o изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

o изготовление пива и вина;

o изготовления водочных, ликерных и коньячных изделий;

o медицинская и ветеринарная практика;

o юридическая практика;

o создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

o торговля алкогольными напитками.

Для создания предпринимательских организационных структур необходимы соответствующие экономические, социальные, правовые или другие условия, которые в основном сводятся к следующему:

Создание законодательной и нормативной базы;

Соблюдение конкурентного режима хозяйствования;

Формирование рыночной инфраструктуры;

Стимулирование развития и функционирования предпринимательства.

Создание законодательной базы продиктовано необходимостью предоставить всем хозяйствующим субъектам гарантии в сохранении их собственности, исключить возможности национализации, экспроприации, создать для всех участников предпринимательства равные права, полную экономическую свободу, не допустить вмешательства органов государственного управления в деятельность предпринимательских организационных структур.

Конкурентный режим хозяйствования предусматривает свободное соперничество между участниками предпринимательства за источники сырья, выгодные условия капиталовложений, получение большей доли прибыли.

Формирование элементов рыночной инфраструктуры обеспечивает возможность предпринимателям участвовать в системе товарных и фондовых бирж, пользоваться услугами коммерческих банков, предприятий оптовой торговли, открывает доступ к ресурсам, кредитов, информации и т.

Стимулирование предпринимательства предусматривает поощрение организации и развития предпринимательской деятельности, создания

благоприятной экономической среды (налоговые льготы, прямые государственные дотации, финансирование рисковых проектов инновационного характера и т.д.).

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получить удовольствие. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников и охраны их здоровья, сохранения рабочих мест.

Классификация критериев выбора приоритетных направлений предпринимательской деятельности приведена на рис. 2.

Важную роль в формировании предпринимательских организационных структур играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Будущий предприниматель должен иметь развитые профессиональные и аналитические способности, знать и использовать новейшие подходы к организации предпринимательских структур.

Любая деятельность предпринимательских организационных структур функционирует в рамках соответствующего правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих деятельность предпринимательских структур, создают наиболее благоприятные условия для его развития:

Упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий;

Защита предпринимателя от государственного бюрократизма;

Совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации деятельности производственного предпринимательства;

Развитие совместной деятельности предпринимателей Украины с зарубежными странами.

Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, совершенствование методов и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии деятельности предпринимательских структур, включая, в первую очередь, право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Рис. 2. Классификация критериев выбора приоритетных направлений предпринимательской деятельности

Экономические условия создания предпринимательских организационных структур - это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели, объемы денежных средств, которые покупатели могут потратить на те покупки; избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, и их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается много различных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и осуществлять коммерческие операции. Это банки - предоставление финансовых услуг; поставщики - обеспечение (поставка) сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и тому подобное; оптовые и розничные поставщики - предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специальные предприятия и учреждения - предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг; агентства по трудоустройству - оказание помощи в подборе рабочей силы; учебные заведения - обучение рабочих и специалистов - служащих; другие агентства - рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.

Очень близко к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательских организационных структур. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, которые соответствуют их вкусам и моде. На разных этапах развития экономики страны эти цели могут меняться. Существенную роль играют моральные и религиозные нормы, которые зависят от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое влияние на образ жизни потребителей и через это - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивида к работе, что в свою очередь, влияет на его отношение к заработной плате, к условиям труда, предусмотренных бизнес-деятельностью.

Этап 1. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства .

Наиболее популярными организационно-правовыми формами юридических лиц сегодня являются унитарное предприятие (УП), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и общество с дополнительной ответственностью (ОДО). При выборе между ними можно руководствоваться следующими критериями:

1) Количество лиц, намеренных зарегистрировать юридическое лицо. Если планируется открывать юридическое лицо без партнеров, то выбор один - унитарное предприятие. Если же число учредителей будет два и более, то регистрируется ООО или ОДО;

2) Юридический адрес. ООО или ОДО должно иметь под юридический адрес помещение, которое принадлежит ему либо на праве собственности, либо на праве аренды. То же требование предъявляется и к УП, но при этом собственник имущества УП при определенных условиях вправе зарегистрировать юридическое лицо и по месту жительства. А условия эти таковы:

Или жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности). В таком случае УП регистрируется в этом помещении с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

Или он постоянно проживает в жилом помещении (кроме жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге). В этом случае для регистрации юр. лица понадобится согласие собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Законодательство прямо запрещает производственную деятельность (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением УП, без перевода этого помещения в нежилое. А также постановлением Совмина от 15.12.2008 № 1924 с 1 января 2009 года отменена льгота для собственников жилого помещения, которое используется под юридический адрес УП, когда в течение первого года после государственной регистрации плата за техобслуживание и коммунальные услуги взималась по ставкам для населения. Сегодня плата за техобслуживание жилого дома и коммунальные услуги рассчитывается сразу с даты регистрации УП по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (что значительно увеличивает квартплату). Поэтому прежде чем регистрировать УП по месту жительства, необходимо хорошо подумать, стоит ли;

3) Наличие в штате бухгалтера. Директор УП может вести бухучет и составлять отчетность лично, не принимая в штат бухгалтера. В иных юридических лицах бухгалтер обязательно должен быть в штате, за исключением случаев, когда ведение бухучета поручено специализированной организации или ИП;



4) Выход из состава учредителей. Если учредитель ООО или ОДО захочет выйти из состава учредителей, он может продать свою долю в уставном фонде другому учредителю либо третьему лицу. Если же учредитель УП решит прекратить свой бизнес, продав его кому-либо, то он не сможет это сделать простой куплей-продажей доли, поскольку является собственником всего имущества УП. В этом случае он столкнется со сложной и достаточно дорогой процедурой продажи предприятия как имущественного комплекса.

Этап 2. Подготовка учредительных документов

Решение о создании УП оформляется решением учредителя, а ООО и ОДО - протоколом собрания учредителей и протоколом учредительного собрания. Данные документы в исполком представлять не надо. Тем не менее, они понадобятся при открытии временного счета, если вы будете формировать уставный фонд деньгами.

При создании юридического лица оформляются следующие учредительные документы:

При создании УП - устав, который утверждается решением учредителя о создании УП;

При создании ООО или ОДО - учредительный договор и устав, который утверждается протоколом учредительного собрания.

Этап 3. Согласование наименования юридического лица

До подачи документов в исполком учредителям необходимо согласовать наименование юридического лица. Эта процедура регулируется Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154, и конкретизируется постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».

Согласовать наименование может учредитель юридического лица либо иное лицо по доверенности. Для этого ему необходимо подать в Мингорисполком или облисполком заявление (бланк заявления можно взять в исполкоме либо на сайте www.minsk.gov.by) и доверенность. Причем эти документы можно не только подать лично (тогда понадобится документ, удостоверяющий личность), но и отправить по почте. При личном обращении наименование согласуют в этот же день, а если заявление поступит в исполком по почте - в течение 2 дней. После этого вам выдадут справку о согласовании наименования юридического лица. Ее дату и номер нужно будет указать в заявлении о государственной регистрации. Использовать согласованное наименование для регистрации юридического лица нужно в течение 3 месяцев (на такой срок согласованное наименование резервируется за заявителем).

Этап 4. Выбор юридического адреса

В Положении о регистрации сказано, что учредители юридического лица должны определить предполагаемое место его размещения. Указание на «предполагаемое» место расположения наталкивает на мысль, что в заявлении о государственной регистрации можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, потом найти постоянный офис, заключить договор аренды и уведомить исполком о смене местонахождения. К тому же документы, подтверждающие юридический адрес, в исполком не представляются.

Этап 5. Формирование уставного фонда (УФ)

Требование о соблюдении минимальных размеров УФ отменено (минимальные размеры УФ остались только для ЗАО - 100 БВ, ОАО - 400 БВ и юридических лиц с иностранными инвестициями - не менее 20 000 долл. США).

Таким образом, учредители могут определить любой размер УФ. Однако целесообразно формировать его в совсем уж небольшом размере. Сразу после регистрации юридическое лицо сталкивается с вопросами арендной платы, закупки товаров, выплаты зарплаты работникам и т.д. А поскольку деятельность только начинается и прибыли может пока не быть, именно УФ и можно использовать для этих целей.

При формировании УФ за счет денег учредитель (ООО и ОДО - уполномоченный другими учредителями) должен открыть в одном из банков Беларуси временный счет, на который будут вноситься денежные вклады (согласно Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 20.06.2007 № 127). Позже, когда будет открыт расчетный счет, нужно будет временный счет закрыть и распорядиться перечислить деньги на расчетный счет. При формировании УФ в неденежной форме до подачи документов в исполком необходимо провести оценку стоимости неденежного вклада.

Этап 6. Подача документов в исполком

Юридические лица регистрируются по месту их нахождения. Полномочиями по государственной регистрации юридических лиц наделены облисполкомы и Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы. При этом облисполкомы делегировали часть полномочий гор- и райисполкомам (в Минске - администрациям районов). Правдивость указанных в заявлении о государственной регистрации сведений никто не проверяет, но если указать ложные, то впоследствии можно лишиться бизнеса.

Сотрудник исполкома, приняв документы, в этот же день:

Поставит на уставе юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации, выдаст один экземпляр устава и внесет в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о госрегистрации. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на уставе и внесения сведений в ЕГР;

Представит в Минюст необходимые сведения о юридическом лице для включения их в ЕГР.

Не позднее следующего рабочего дня выдадут свидетельство о госрегистрации и в течение 5 рабочих дней - документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах госстатистики, ФСЗН, Белгосстрахе.

УНП совпадает с регистрационным номером. Если в течение 5 рабочих дней, пока ожидаются документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, понадобится где-либо указать УНП, он совпадает с регистрационным номером, указанным в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.

А вот ОКПО (общестатистический код предприятий и организаций, присваивается при постановке на учет в органах статистики) ничему не соответствует.

Этап 7. Изготовление печати

Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о госрегистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в штемпельно-граверные организации. Специальные разрешения на изготовление печатей (штампов) сейчас не нужны.

Вместе с проштампованным оригиналом устава (на практике могут потребоваться еще и копии титульного и первого листов) изготовителю печати нужно представить:

Заявление, подписанное руководителем юридического лица, с указанием основания обращения (регистрация юридического лица);

Эскизы печатей (штампов) в одном экземпляре, подписанные руководителем юридического лица;

Документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания) в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания).

Печать изготовят в течение нескольких дней.

Этап 8. Открытие расчетного счета

Декрет № 1 предусматривает упрощенный порядок открытия текущих (расчетных) счетов субъектов хозяйствования. Так, для открытия счета в банк представляются:

Заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

Копия (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации;

Карточка с образцами подписей должностных лиц юрлица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Причем подлинность подписей и оттиска печати на карточках с их образцами заверять нотариально теперь не нужно - их заверит сотрудник банка.

Положение о регистрации уже не требует получать удостоверение руководителя коммерческой организации. Сейчас документами, подтверждающими полномочия руководителя, могут быть приказ, контракт, решение учредителя (для УП), протокол общего собрания участников (для ООО и ОДО).

Этап 9. Обращение в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах

Получив в исполкоме документы, нужно самостоятельно обратиться в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах, чтобы здесь оформили ваше дело. Кроме того, руководитель организации должен пройти обучение по охране труда (статья 19 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). Уточнить, где проводится такое обучение, можно в исполкоме, здесь же после учебы соответствующая комиссия проверит полученные знания.

Этап 10. Оформление приказа на директора ЧУП

Директор вступает в должность в соответствии с уставом ЧУП, в котором определено, что сам учредитель является и директором (эта норма вносится в устав на основании соответствующих положений решения учредителя). На основании этой нормы устава создается приказ о вступлении в должность директора примерно такой формы:

ЧТУП «Континент»

03.06.2010 № 1-к

г. Гомель

Вопросы кадров

Я вступаю в должность директора ЧТУП «Континент» в соответствии с подпунктом 5.1 Устава и решением учредителя организации.

Директор

3.1. 2. Программа проведения приватизации в Республике Беларусь

Приватизация в Беларуси длится с 1991 года. С 1991 по 2009 год в республике преобразовано в открытые акционерные общества 2 421 предприятие, что составляет 53 % от общего количества реформированных предприятий; проданы на аукционах 983 объекта (22,7%); проданы по конкурсу 426 объектов (9,4 %); выкуплены 724 объекта (15, 9%). С 2008 года в Республике Беларусь приватизация осуществляется на плановой основе и характеризуется масштабностью. Основными целями преобразования предприятий в открытые акционерные общества являются:

· Повышение уровня развития страны за счет привлечения прямых инвестиций (зарубежных и отечественных);

· Использование новых и высоких технологий, передового управленческого опыта;

· Решение бюджетных задач, связанных с пополнением бюджета и исключением прямого финансирования государством.

Декретом Президента Республики Беларусь от 14. 04. 2008 г. № 7, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14. 07. 2008 г. № 1021 утвержден план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 годы. Согласно ему, приватизации подлежат 468 предприятий республиканской собственности различных отраслей экономики, из которых уже реформировано в 2008-2009 годах 325 предприятий. Согласно Закону республики Беларусь от 19.01.1993 г. «О разгосударствлении и приватиза­ции государственной собственности в Республике Бела­русь» приватизация - это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.

Основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь по закону «О разгосударствлении и приватиза­ции государственной собственности в Республике Бела­русь» являются:

Ø сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

Ø право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собст­венности;

Ø дифференциация методов, форм и процедур прива­тизации;

Ø разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

Ø предоставление определенных социальных гаран­тий членам трудовых коллективов приватизируемых пред­приятий;

Ø контроль за осуществлением приватизации со сто­роны государства;

Ø обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

Ø постепенность и поэтапность;

Ø соблюдение законности.

Помимо сохранения социальной стабильности на конкретном предприятии приватизация выполняет и глобальные функции: привлечение инвестиций для модернизации предприятий через механизм акционирования.

Органами государственного управления , уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, являются:

· в отношении объектов республиканской собственности – республиканский орган государственного управления. Находящийся в подчинении Совета Министров Республики Беларусь - Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;

· в отношении объектов коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов депутатов.

Объектами приватизации являются:

Ø предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства; предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и обслуживающие сельское хозяйство;

Ø арендные предприятия, которые реформируются путем выкупа арендованного государственного имущества и создания открытых акционерных обществ;

Ø государственное жильё;

Ø государственные предприятия;

Ø доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь, административно-территориальным единицам, в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами приватизации могут быть:

Ø граждане Республики Беларусь;

Ø юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности;

Ø иностранные инвесторы;

Ø лица без гражданства;

Ø трудовые коллективы.

Приватизация осуществляется в двух формах : путем безвозмездной пе­редачи либо продажи государственной собственности.

Це­лью безвозмездной приватизации является передача части государственной собственности только гражданам Респуб­лики Беларусь для обеспечения социального равенства в процессе перехода к рыночной экономике. Порядок распре­деления безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.

Приватизация путем продажи осуществляется следующими способами:

Ø продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

Ø продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь;

Ø выкуп арендованного имущества арендным пред­приятием.

Продажей объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юри­дическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо усло­вий (аукцион без условий) или когда от покупателя требу­ется выполнение определенных условий (аукцион с усло­виями), устанавливаемых органом приватизации.

При про­даже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из установленных законом, следующих условий:

Ø сохранение назначения или профиля объекта приватизации,

Ø сохранение или создание рабочих мест,

Ø выполнение инвестиционных программ,

Ø сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценно­стью.

Победителем аукциона признается участник, предло­живший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юри­дическим лицом в собственность, когда от покупателя тре­буется выполнение определенных условий, устанавливае­мых органом приватизации.

Победителем конкурса призна­ется участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих рав­ных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

При продаже на аукционе с условиями и (или) по кон­курсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины.

Собственник приватизированного таким обра­зом объекта обязан в установленном порядке погасить за­долженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта. Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.

Способами разгосударствления и приватизации также являются:

Ø преобразование государственных, основанных на праве хозяйственного ведения, унитарных и арендных предприятий в ОАО;

Ø внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.

Вопросы для самоконтроля :

1. Перечислите этапы создания предпринимательской структуры.

2. Объясните значение каждого этапа.

3. Раскройте сущность программы приватизации в Республике Беларусь.

4. Назовите принципы процесса приватизации.

5. Охарактеризуйте способы приватизации предприятий.

Литература: , , ,

Тема 3. 2. Порядок создания предпринимательских структур

1. Государственная регистрация предпринимателей

2. Постановка на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

3. Учредительные документы

4. Порядок открытия и закрытия расчетного счета в банке.

5. Лицензирование предпринимательской деятельности

6. Проведение сертификации продукции.

3. 2. 1. Государственная регистрация предпринимательской

деятельности

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16. 01. 2009 г. государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства. За государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов. Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

· Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

· Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

· Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;

· администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

· облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

· облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией:

Согласовывают наименования коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

Осуществляют государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, путем проставления на уставе (учредительном договоре), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штампа и внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Представляют Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для исключения их из этого регистра;

Обеспечивают систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

Для государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

· устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или rtf);

· легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

· копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений,

вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия. По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции;

· оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации или ее реорганизации;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган представляются:

Заявление о государственной регистрации;

Оригинал свидетельства о государственной регистрации;

Фотография индивидуального предпринимателя;

Оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, влечет выдачу нового свидетельства о государственной регистрации. Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя датой, определенной в соответствии с частью третьей настоящего пункта.

Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

3. 2. 2. Постановка на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения в соответствии с абзацем вторым части второй пункта 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.

ИМНС . Предварительно позвонив в свою ИМНС, можно уточнить, кого назначили налоговым инспектором (для этого нужно будет назвать свой УНП). Как правило, в ИМНС представляются следующие документы:

Заверенная директором юридического лица копия свидетельства о госрегистрации (заверение заключается в том, что на копии ставится запись «Копия верна», подпись, расшифровка подписи, печать);

Заверенная директором юридического лица копия учредительных документов (чтобы не заверять каждую страницу, документы прошиваются нитками, сзади на нитки клеится бумага и на ней ставится заверение);

Заверенные копии паспортов директора и бухгалтера (стр. 31, 32 и с пропиской);

Копию документа из исполкома, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах;

Две папки-скоросшиватели.

Помимо этого, в ИМНС нужно:

Зарегистрировать книгу учета проверок (ревизий). Ее можно купить непосредственно в ИМНС или в магазинах бланочной продукции. Согласно постановления Совмина Республики Беларусь от 18. 03. 2010 г. № 383, юридическое лицо и ИП обязаны оформить книгу не позднее 1 месяца со дня постановки на налоговый учет. Книга учета проверок приобретается проверяемыми субъектами дополнительно на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения, в том числе индивидуальным предпринимателем - на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект, в котором индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары (за исключением транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии).

Книга учета проверок должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя проверяемого субъекта либо индивидуального предпринимателя, лица, осуществляющего частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и печатью. В случае отсутствия печати у индивидуального предпринимателя, лица, осуществляющего ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, книга учета проверок скрепляется только его подписью.

Получить книгу замечаний и предложений. Для этого нужно заполнить заявление о выдаче книги, оплатить ее стоимость на транзитный счет ИМНС (наличная оплата через банк) и представить в ИМНС копию квитанции. На стр. 67 обязательно указывается лицо, ответственное за хранение книги;

Подать в течение 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о госрегистрации заявление о применении упрощенной системы налогообложения (для тех, кто планирует ее применять).

Срок обращения в ИМНС не установлен. Но можно ориентироваться на 10 дней со дня получения свидетельства о госрегистрации (если подается заявление на УСН) или на 1 месяц с даты госрегистрации (срок на оформление книги учета проверок (ревизий)). Постановка на налоговый учет регулируется постановлением МНС от 22. 09. 2009 № 72 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) в налоговых органах Республики Беларусь.

Постановка на учет в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)

определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 N 917 «Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов». Срок обращения в ФСЗН не установлен. Предварительно можно уточнить по телефону, какие именно документы от вас потребуются. Как правило, это:

Заверенная копия свидетельства о госрегистрации;

Заверенная копия учредительных документов;

Заверенные копии паспортов директора и бухгалтера (стр. 31, 32 и с регистрацией по месту проживания);

Заверенные копии приказов о назначении директора и бухгалтера;

Копия приказа о сроках выплаты зарплаты;

Копия документа из исполкома, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах.

Белгосстрах. Предварительно можно позвонить в ваше отделение и уточнить, какие документы потребуются. Чаще всего бывает достаточно прислать письмо с данными о директоре и бухгалтере.

В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов
Оглавление книги

2.3. Методы и формы организации интрапренерства

Анализ процесса становления интрапренерства показал, что в основе создания традиционными предприятиями предпринимательских структур лежат потребности предприятия и его ресурсные возможности. У каждого предприятия доминирует своя главная причина из многих возможных (их выживание, формирование перспектив и т.д.) и имеются свои специфические ресурсные возможности и резервы (сырье, оборудование, деньги и т.п.). Соответственно, методы образования предпринимательских структур, их организационные формы и формы связи с базовыми структурами будут весьма разнообразны и должны соответствовать конкретным особенностями целям базового объекта.
Они различаются способом их создания и базовым элементом.
Можно выделить следующие основные способы создания:
С 1 - образование предпринимательских структур путем выделения структурных подразделений базового предприятия;
С 2 - образование предпринимательских структур на основе ресурсов базового предприятия;
С 3 - образование новых предпринимательских структур на пустом месте;
С 4 - покупка производственных объектов и их трансформация в производственные структуры.
При построении предпринимательских структур в качестве базовых элементов выступают резервы предприятия (см. табл. 2.2.).
В общем виде метод создания предпринимательской структуры можно представить в виде кортежа показателей:
М ПС = { Ci; Бj };
где:
М пс - метод создания i-ой предпринимательской структуры;
Сi - способ создания (i-й) предпринимательской структуры;
Бj - базовый элемент (j-ый) создания предпринимательской структуры.

Таблица 2.2 Базовые элементы построения предпринимательской структуры

На рис. 2.9 показана взаимосвязь способов создания предпринимательских структур на действующих предприятиях и их зависимость от базовых элементов предпринимательства, каковыми являются резервы этого предприятия.
Так, образование предпринимательской структуры путем выделения для предпринимательской деятельности структурного (или структурных) подразделения базового предприятия возможно только тогда, когда она имеет резервы производственной мощности и есть потенциальный спрос на их продукцию. Создание предпринимательской структуры на основе выделения отдельных резервов (производственных площадей, производственного оборудования и т.д.) целесообразно, когда на их основе возможна реализация перспективной предпринимательской идеи. Причем при выборе базового элемента необходимо учитывать его экономическую значимость.
При выборе способа образования путем выделения необходимо учитывать наличие достаточно автономных производственных структур, которые можно освободить от основного производства и рассматривать как резерв.


Рис. 2.9. Способы создания предпринимательских структур и их зависимость от резервов базовых предприятий

Создание новой предпринимательской структуры на пустом месте целесообразно при наличии перспективной предпринимательской идеи и финансовых ресурсов (собственных или заемных).
Покупка предпринимательских структур и их трансформация целесообразна в том случае, когда есть финансовые ресурсы и возможности реализации на базе этих структур перспективной предпринимательской идеи.
Выделение базы для создания предпринимательских структур тесно связано с целями, которые ставит предприятие при развитии интрапренерства. Из множества возможных целей предпринимательства выделяются наиболее актуальные, значимые. Очевидно, на первое место можно поставить необходимость выживания, на второе - потребности в переходе на новую продукцию, на третье - возможность получения дополнительной прибыли за счет более эффективно использующихся ресурсов.
Если главной целью является выживаемость, то очевидно, что финансовых ресурсов нет, и при создании предпринимательской структуры главным является коммерциализация имеющихся ресурсов через их приобщение к предпринимательской деятельности, то есть создание предпринимательских структур на их основе.
Этот же способ является предпочтительным, если главной целью является получение дополнительной прибыли (при отсутствии финансовых резервов).
Выбор методов создания предпринимательской структуры включает следующие элементы:
Устанавливаются цели развития предпринимательства.
Анализируется значимость целей и выделяются главные.
Определяются резервы ресурсов базового предприятия..
Оценивается экономическая значимость основных ресурсов.
Определяются базовые ресурсы, наиболее предпочтительные с точки зрения достижения главной цели.
Устанавливается метод создания предпринимательской структуры, позволяющий наиболее эффективно достичь поставленной цели.
Формы существования интрапренерства характеризуются формами существования предпринимательской структуры и организации и характером его взаимосвязи и сотрудничества с базовым предприятием, то есть:
Ф И = {Ф ПС; В И };
где:
Ф пс - форма существования предпринимательской структуры;
В и - параметры, характеризующие взаимодействие связи предпринимательской структуры и базового предприятия.
Форма существования предпринимательских структур предприятий может быть представлена кортежем показателей:
Ф пс = {О С; Q ; М };
где:
О с - организационно-правовой статус;
Q - специализация (вид деятельности);
М - масштабы производства.
В качестве вариантов организационно-правового статуса могут рассматриваться:
хозрасчетное структурное подразделение предприятия;
филиал предприятия;
общество с ограниченной ответственностью;
акционерное общество закрытого типа;
акционерное общество открытого типа.
Их выбор объясняется тем, что партнерские отношения, вклад каждого участника и его права и обязанности (предприятия и интрапренеры) четко фиксируются договором.
Возможны следующие варианты специализации предпринимательских структур:
выполнение работ, технологически дополняющих основное производство;
выпуск продукции, обладающей конструктивно-технологическим подобием с основной;
выпуск продукции на сырье, отходах базового предприятия;
выпуск продукции в рамках диверсификации основного производства;
оказание услуг по продвижению продукции основного производства, по ее сервисному обслуживанию.
По масштабу предпринимательства структура может быть отнесена к мелкому, среднему и крупному бизнесу.
Связь предпринимательской структуры и базового предприятия, то есть связь партнеров по интрапренерству можно представить кортежем следующих показателей:
В И = (В п; В о; В ф; В ю; В л);
Характер взаимсвязи предпринимательской структуры с базовым предприятием представлен на рис. 2.10.Это следующие связи:
В п - производственно-технологические;
В 0 - организационно-структурные;
В ф - финансово-экономические;
В ю - юридические;
В л - личностно-психологические.
Производственно-технологический характеризуется связью производственного процесса базового предприятия и производственного процесса предпринимательских структур.
Организационно-структурный определяется местом предпринимательской структуры в производственной структуре базового предприятия и в его системе управления.
Финансово-экономическая связь обеспечивается финансовыми потоками между предпринимательскими структурами и их экономической взаимозависимостью.
Юридическая связь обеспечивается соответствующими документами об образовании предпринимательской единицы уставами, учредительными договорами и т.п.).
Личностно-психологическая связь обеспечивается участием руководства предприятия в управлении предпринимательской структурой, их личной заинтересованностью в ее деятельности, участием и экономическими интересами сотрудников базовых структур в работе предпринимательских структур.
Укрупненный логический алгоритм обоснования формы предпринимательских структур в интрапренерстве включает следующие процедуры:
1. Обоснование специализации предпринимательской структуры на базовым предприятии.
2. Выбор масштаба производства.
3. Обоснование связи предпринимательской структуры с базовым предприятием.
4. Формирование организационно-правового статуса предпринимательской структуры.
Предпочтительный вариант специализации должен обеспечивать максимальное использование базовых производственных ресурсов и соответствовать характеру принятой предпринимательской идеи.
Масштабы производства должны соответствовать финансовым и прочим возможностям партнеров по интрапренерству и условиям внешней среды (налоговая политика и т.п.).


Рис. 2.10. Характер связей партнеров в интрапренерстве

Формы существования интрапренерства приводятся на рис. 2.11.
Способ организации взаимосвязи и взаимодействия базового производства и предпринимательской структуры должен соответствовать целям интрапренерства, значимости и характеру участия базового предприятия в их создании и обеспечивать интересы партнеров по интрапренерству: предприятия и предприниматели .


В российском АПК

Начало современному этапу аграрной реформы было положено Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятым в развитие этого Указа Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Указ предписывал сельскохозяйственным предприятиям, колхозам и совхозам, в течение 1992 г. осуществить реорганизацию и привести свой статус в соответствие с действовавшим тогда Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в органах государственной власти. Главным в содержании Указа являлась его жесткая направленность на глубинные изменения земельных отношений, включая приватизацию земель. Местным органам власти предписывалось обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Предусматривалось выделение работникам в месячный срок со дня подачи заявления о выходе из колхоза (совхоза) для ведения крестьянского хозяйства соответствующих земельных наделов и имущественных паев. Было также установлено право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных наделов и имущественных паев, а также сдачу их в аренду. Создающимся крестьянским хозяйствам давалось право на залог земли в банках под выдачу кредитов. Следует, однако, отметить, что в полной мере это право не реализуется и по сей день.

Ряд положений Указа № 323 получил развитие в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». В основном это касалось процедуры реорганизационных мероприятий, а также вопросов, связанных с передачей в муниципальную собственность объектов колхозно-совхозной социальной инфраструктуры. В связи с тем, что Указ № 323 требовал обязательной организационно-правовой реорганизации хозяйств и их перерегистрации уже в 1992 году, названный год стал началом преобразования колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества. Однако в силу сжатости сроков проведения реорганизация оказалась неподготовленной. Только 4 сентября 1992 г. вышло Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», утвердившее «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий». В нем были установлены возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направлений их использования. В положении нашла свое подтверждение и основная идея названного Указа, связывающая реорганизацию сельскохозяйственных предприятий с главной целью аграрной реформы - изменением производственных отношений на селе путем реализации права свободного выбора форм предпринимательства с закреплением за крестьянами земельных долей и имущественных паев.



Положение достаточно четко определило необходимость безоговорочного признания права выхода работника из коллективного хозяйства с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского хозяйства без согласия на то трудового коллектива и администрации. Следует отметить, однако, что окончательная редакция указанного положения появилась лишь после внесения в него изменений и дополнений Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. № 969.

Таким образом, Указ № 323, с точки зрения его реализации требовал дополнений другими правовыми актами, что продолжалось вплоть до конца 1992 года. А к этому времени уже должна была быть завершена реорганизация хозяйств. Сам Указ в значительной степени носил политический характер, так же, как и многие другие документы, реально связанные с проведением экономических преобразований. Политэкономическая сущность реформаторских документов 1991-1992 гг., отнесенных к аграрной экономике, лучше всего корреспондируется с главной задачей государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ № 2930-1 от 11 июня 1992г. Эта задача сформулирована во введении к Программе: «Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики». Программа непосредственно не затрагивала регламентацию аграрных отношений, но достаточно четко выразила целевую установку власти в тот период.

По существу, аграрные преобразования 1991-1992 гг., равно как и другие направления реформ ставили своей целью безотлагательную ломку социализма и административно-планового хозяйствования, во всяком случае, того, который во вполне определенных формах еще сохранялся в сельском хозяйстве в начале 90-х годов. В еще меньшей степени реформы 90-х годов учитывали требования сложившейся структуры самого производства, включая организационно-технологическое построение производственных систем (технологии землепользования, животноводства, системы машины, технологические связи между сферами АПК и т.д.), размещение поселков, построение социальной инфраструктуры и т.п. Поскольку первый этап реорганизационных преобразований, намеченных на 1992 год, оказался недостаточно проработанным, он затянулся и продолжался вплоть до 1994 года.

Наиболее неурегулированными, однако, оказались не проблемы реорганизации колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества, хотя и здесь было немало сложностей, а вопросы выделения земельных и имущественных паев для ведения крестьянского хозяйства. Ход реформы настоятельно потребовал правовых гарантий крестьянам по поводу этих долей и паев. Поэтому в целях правового урегулирования земельных отношений, а также дальнейшего развития всей реформы, был издан Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Указ достаточно четко определил, что «граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев)».

Указ объявил, что государство гарантирует защиту и неприкосновенность частной собственности на землю, а также подтвердил право собственников земельных долей без согласия других лиц на выдел земельных участков в натуральной форме для ведения крестьянского и фермерского хозяйства, сдачи в залог, для расширения подворного хозяйства крестьян, под индивидуальное жилищное строительство, для передачи наследникам и т.п. Разрешена была и продажа земельных долей, но со следующим дополнительным условием: «Продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации» .

Прекращение государственной монополии на землю реализовано в процессе передачи земельных участков гражданам и предприятиям. Процесс приватизации земли означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю, с наделением земельными паями жителей сельской местности.

Приватизация земли происходит не только в России, но и в других бывших союзных республиках. Сложившаяся на территории бывшего СССР практика приватизации земли может быть обобщена с позиции трех разных способов осуществления: исторически справедливого, как в Прибалтике при возвращении земли бывшим ее владельцам, социально справедливого (поровну), экономически целесообразного (передавать землю эффективным собственникам).

Согласно ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период начала приватизационных процессов в сельском хозяйстве, в РФ устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) и коллективов (совместная или долевая). Собственниками земли выступают: государство в лице РФ и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РФ и собственности республик, входящих в состав РФ. С апреля 1991 г. после принятия Земельного кодекса было определено, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). Выбрать коллективно-совместную или коллективно-долевую форму собственности на землю могли и члены колхозов.

Земельные участки, принадлежащие гражданам на праве коллективной совместной собственности, являются неделимыми, конкретная земельная доля для каждого из членов предприятия не определяется. Выдел земельной доли гражданину производится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского хозяйства или продажи, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.

Другими методами перераспределения земли являются изъятие неиспользуемых и плохо используемых земель колхозов и совхозов, передача их в фонд перераспределения земель района; выделение земель для расширения приусадебных хозяйств или предоставления огородов членам колхозов, работникам совхозов, жителям села.

Уравнительный принцип наделения землей проявлялся в том, что в коллективную совместную собственность граждан, являющихся членами сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства. Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, может быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в соответствующий орган местной представительной власти.

При коллективно-долевой собственности на землю конкретная земельная доля каждого гражданина определяется в количественном выражении. Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка сособственников и земельной доли каждого из них.

Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива сособственников или избранным им органом управления. Земельная доля может быть получена при выходе из предприятия с целью создания крестьянского хозяйства или продажи. Земельная доля может быть передана по наследству. При коллективно-совместной собственности на землю граждане не имеют прав наследования, дарения, продажи земельных долей, что существенно ущемляет их экономические возможности. Поэтому предпочтительной представляется коллективно-долевая собственность на землю.

Созданные районные и внутрихозяйственные комиссии должны были провести разграничение земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Коллективно-cовместная собственность на землю в Постановлении не упоминалась вообще. Этот документ явился катализатором не только реорганизации колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества, но и создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Реорганизация колхозов и совхозов соответствовала курсу на развертывание рыночных реформ и преследовала цели, аналогичные приватизации: упорядочение отношений собственности, переход к частной собственности.

Все члены совхоза и работники колхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай не должен превышать утвержденной в районе нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Бесплатный земельный пай в размере среднерайонной нормы составлял в Ростовской области в 1991 г. от 5,7 га в Октябрьском районе до 30 га в Заветинском и Ремонтненском районах.

Как и в городе, на селе наименее защищенными оказались следующие социальные группы: дети, подростки, пенсионеры, работники социальной сферы, работники бюджетных организаций, имеющие ограничения на получение земельных паев. Экономические интересы коллективов хозяйств могли в данном случае как совпадать, так и противоречить интересам данных социальных групп.

Приватизация земли показала, что часть земель, выделенных на паи пенсионерам, может оказаться вообще вне сельскохозяйственного оборота на ряд лет, а в лучшем случае будет сдана в аренду фермерам, товариществу или ассоциации. Для снятия социально-экономической напряженности рекомендовалось обращаться к пенсионерам с просьбой о передаче своих паев детям, работающим в хозяйстве, продаже их другим работникам хозяйства, а не самому хозяйству.

В связи с неустойчивостью цен на землю практически невозможно было на этапе приватизации земли дать денежную оценку земельной части уставного капитала товарищества или акционерного общества. Хотя денежная оценка земли как части уставного капитала должна была производиться при организации товариществ из подсобных хозяйств промышленных предприятий, когда имущественные паи не могут быть выделены работнику хозяйств, так как собственником фондов является другое предприятие.

Предоставление всем работникам и пенсионерам реорганизуемых хозяйств равных прав на получение земельного пая объективно сдерживал распад колхозов и совхозов на мелкие крестьянские хозяйства и предотвращал резкое высвобождение трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, приводя к созданию различных более крупных обществ и немногих фермерских хозяйств.

Предполагалось, что земельные паи позволят перейти к прозрачному механизму реализации земельной ренты. Однако, половинчатость земельной реформы, ее недостаточное институционально-правовое обеспечение о сих пор оказывают негативное воздействие на развертывание всего спектра рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Для ряда сельскохозяйственных предприятий были установлены особые условия реорганизации и приватизации. Они распространялись на государственные племенные и конные заводы, конюшни, ипподромы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб, опытно-производственные хозяйства, специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие хозяйства с мелиоративными системами, семеноводческие, рыбоводческие, плодоводческие, виноградарские, чаеводческие хозяйства, зверосовхозы, животноводческие комплексы, птицефабрики и парниково-тепличные комбинаты.

Условия их реорганизации включали ограничения на выделение земельной и имущественной долей в натуральной форме, а также на получение разрешения на реорганизацию от различных ведомств.

Хотя национальный проект «Развитие АПК» не предусматривает прямые дотации сельскохозяйственным производителям, но само его появление свидетельствует о необходимости усиления государственной поддержки АПК спустя пятнадцать лет реформирования.

Определенные позитивные импульсы сельское хозяйство России получило после финансового кризиса 1998 г., в результате которого в 1999-2002гг. резко сократился импорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, открылись рыночные ниши и сегменты для российских производителей. Однако быстрый рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы опять поставил сельскохозяйственные предприятия на грань убыточности.

Даже после вступления в ВТО Российская Федерация сохранит право на осуществление государственной поддержки сельского хозяйства в рамках мер т.н. “желтой корзины”. Эти меры включают: дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсацию затрат на приобретение материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств химической защиты растений, энергоресурсов техники и запасных частей), субсидирование капиталовложений производственного назначения (кроме расходов на мелиорацию), льготное кредитование (включая списание задолженности по кредитам), ценовую поддержку товаропроизводителей, субсидирование расходов на транспортировку сельскохозяйственной продукции и т.д. Меры «желтой корзины» также отражены в инструментах реализации национального проекта «Развитие АПК».

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российский Экономический университет имени Г.В. Плеханова»

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО И ТОРГОВОГО ПРАВА

Контрольная работа

По дисциплине «Коммерческое право»

на тему №17:

«Порядок создания, реорганизации и ликвидации торговых организаций»

Выполнила

студентка группы 46

дистанционной формы обучения

факультета дистанционного обучения

Бачурина Анастасия Анатольевна

Проверила: Филипенкова О.Г.

Москва 2015

Введение. 2

Глава 1. Порядок создания торговых (коммерческих) организаций. 3

Глава 2. Порядок реорганизации торговых организаций. 8

Глава 3. Порядок ликвидации торговой организации. 13

Заключение. 19

Список используемых источников. 20


Введение

Сегодня настоящее время можно назвать веком распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распределения товаров и услуг, больше, чем в какой-либо другой сфере экономики. Еще 30 лет назад западные специалисты по маркетингу предсказывали, что значение торговли будет повышаться по мере совершенствования системы потребительского рынка.

Значение торговой сферы не вызывает никаких сомнений. Цель торговой деятельности видится в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве.

Сфера торговли – это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.

Как такового определения в праве понятия торговой организации не существует, однако торговой организацией можно назвать коммерческую организацию любой организационно-правовой формы, занимающуюся торговой деятельностью (розничной, оптовой продажей товаров и т.д.).

В данной контрольной работе будут рассмотрены создание, реорганизация и ликвидация торговых организаций, исходя из законов Российской Федерации.



Глава 1. Порядок создания торговых (коммерческих) организаций

Коммерческие организации создаются по воле учредителей, а законность их создания контролируется государством при проведении государственной регистрации. Торговая организация считается созданной с момента государственной регистрации.

Обязательная государственная регистрация всех юридических лиц является одной из форм государственного контроля и проводится в целях защиты экономических и политических интересов Российской Федерации, других юридических лиц. Она осуществляется для борьбы с тайным предпринимательством, проведения налогообложения, получения сведений статистического учета и т.д.

В соответствии с законодательством в России можно выделить следующие способы создания торговых организаций: нормативно-явочный, разрешительный и распорядительный.

В условиях рыночной экономики большинство торговых организаций создаются в нормативно-явочном порядке, при котором не требуется специального разрешения компетентных органов, а достаточно соблюдения правовых норм, регулирующих правовой статус и образование данного вида юридических лиц и обращения учредителей в регистрирующий орган.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" расширяет права владельцев стационарных магазинов. От разрешительного порядка работы он переводит их на уведомительный. То есть желающий открыть магазин может внести узаконенный пакет документов в муниципальный орган, и тот в течение трех дней обязан выдать свидетельство о праве на работу.

С 1 января 2010 г. в России начал действовать уведомительный характер регистрации бизнеса для малых предприятий. Любой коммерсант, пожелавший открыть, например, салон красоты, суши-бар, должен будет послать уведомление, где укажет на соответствие своей деятельности законодательству и нормам безопасности людей. С 2011 г. заявить об открытии собственного предпринимательского дела можно по электронной почте. Уведомительный характер регистрации коснулся малых предприятий, работающих в сфере розничной и оптовой торговли, общественного питания, пассажирских (до 20 человек) и грузовых перевозок, бытовых услуг. В общем объеме эти отрасли охватывают три четверти малого бизнеса.

В установленных законом случаях при создании коммерческих организаций применяется разрешительный порядок, предполагающий получение учредителями (участниками) организации предварительного разрешения компетентного органа на ее создание. Например, согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" необходимо получение предварительного согласия федерального антимонопольного органа на создание объединений торговых организаций в форме союзов или ассоциаций.

Разрешительный характер открытия и работы остается для нестационарных объектов торговли, к которым относятся лотки, ларьки, палатки, киоски. Чтобы открыть их, необходимо предоставить расширенный список документов.

В ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ обращается внимание на особенности размещения нестационарных торговых объектов. Их размещение на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, причем схемой должно предусматриваться размещение не менее чем 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность.

В распорядительном порядке, т.е. на основании распоряжения компетентного органа государственного управления или органа местного самоуправления, создаются государственные и муниципальные унитарные торговые организации. Функции собственника, создающего такие организации, возложены на Росимущество и его органы на местах. Казенное предприятие создастся по решению Правительства РФ. Особенность данного способа заключается в том, что субъекты торговой деятельности создаются не самим собственником (Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями), а уполномоченным им лицом.

Процесс учреждения коммерческой организации можно условно разделить на три стадии:

1) Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации.

2) Государственная регистрация коммерческой организации.

3) Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов.

1. Разработка документов, необходимых для регистрации коммерческой организации . Согласно статье 12 ФЗ Закона 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

· решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

· документ об уплате государственной пошлины.

Из перечисленных документов решение о создании юридического лица и учредительные документы являются документами, которые необходимо разработать учредителями для регистрации коммерческой организации.

Принятие решения о создании коммерческой организации происходит на собрании лиц, учреждающих общество. Решение о создание коммерческой организации должно быть принято единогласно. Оно может оформляться в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На собрании лиц, учреждающих общество, должен быть принят учредительный документ коммерческой организации. Перечень учредительных документов коммерческой организации устанавливается нормами ГК РФ и федеральных законов о соответствующих организационно-правовых формах коммерческих организаций.

2. Государственная регистрация коммерческой организации . Согласно статье 8 Закона 129-ФЗ о регистрации государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Регистрирующим органом в РФ является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.04.2015)). Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. С указанного момента коммерческая организация считается созданной.

3. Формирование минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов . Под формированием минимального обособленного имущества коммерческой организации, гарантирующего права ее кредиторов, понимается процесс закрепления принадлежащего учредителям имущества за создаваемым юридическим лицом. Формирование минимального обособленного имущества может происходить как до момента регистрации коммерческой организации, так и после указанного момента. Размер названного имущества коммерческой организации, а также процедура его формирования зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации.

Необходимость формирования минимального обособленного имущества обусловлена потребностью в защите имущественных прав кредиторов коммерческой организации. Обеспечительная функция проявляется в том, что размер чистых активов коммерческой организации, который определяется разницей между активом и пассивом организации, не может быть меньше размера минимального обособленного имущества. В противном случае, коммерческая организация должна уменьшить размер своего минимального обособленного имущества, а если размер чистых активов будет меньше минимального размера, установленного законом или учредительными документами, то коммерческая организация обязана ликвидироваться.

Между тем следует отметить, что имущество коммерческой организации не исчерпывается минимальным обособленным имуществом, гарантирующим права его кредиторов. В ходе своей деятельности коммерческие организации вправе приобретать иное имущество, которое может не входить в состав минимального обособленного имущества.