Строительство и ремонт своими руками

Что изучает и как называется наука о Земле и человеке? Науки о Земле: Учебное пособие Наука изучающая строение и развитие земли

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит про науку о Земле - это география. Действительно, она является древнейшей наукой, изучающей нашу планету в широком смысле этого слова, включая жизнь ее главного обитателя - человека. Но современная наука о Земле имеет массу разветвлений и спецификаций, таких как геология, геодезия, океанография, сейсмология, вулканология и так далее. Список не маленький, и этому нужно посвятить отдельную статью. Но основой всех этих наук является география.

Истоки

Мать современных наук о Земле, география, изучает моря и океаны, материки и острова, климат, природные ископаемые, животный мир, птиц, населяющих нашу планету, и живущего на ней человека - где и в какой численности он расселяется, какие национальности существуют, как складывается экономическая жизнь его социума. Поэтому когда стоит вопрос: «Как называется наука о Земле?», смело можно говорить - география. Все остальные дисциплины в этой области произошли от нее.

Цели и средства

Важнейшей задачей этой науки является выяснение пригодности различных участков нашей планеты для проживания человека. Главным помощником географа являются карты. Глядя на них, можно увидеть участки разных цветов, обозначающих моря, океаны, реки, горы, ледники, пустыни, глубины почв, растительность, плотность населения и многие другие географические величины и понятия.

Землеописание - вот как называется наука о Земле в переводе с древнегреческого.

Те места на карте, которые окрашены в голубой, белый, бежевый и коричневый цвет указывают на малозаселенные районы. Селится человек предпочитает в тех местах, которые окрашены на карте в зеленый и желтый цвет. Безусловно, ведь эти места на карте обозначают земельные угодья, приспособленные для ведения сельского хозяйства (леса, равнины), а значит, для жизнеобеспечения населения.

Варианты

Несмотря на то, что география лежит в основе, часто на вопрос: «Как называется наука о Земле?», дают ответ: «Геология». Почему? Само слово произошло от «гео», что означает земля и «логос» - знание (слово, учение). А, география - это «гео» (земля) и «графос» (письмо).

Значит, география описывает Землю, а геология - изучает ее.

Все дисциплины, изучающие Землю, относятся к естественным наукам. Их число велико. Есть совсем молодые, а есть и древние. Все они изучают оболочки земной поверхности, природные системы и объединены в категорию наук о Земле.

Немного истории

Расцвет классического землеведения - это эпоха XV-XVII вв., которая получила название Великой в сфере географических открытий. После последовал период освоения новых и малоизученных территорий развитыми державами. В те времена все знатные монархи и богатые купцы отлично знали, как называется наука о Земле, которая имела очень важное значение для развития государств и обогащения. Безусловно - это география. Они лично советовались с учеными-географами по поводу планов будущих экспедиций, щедро финансируя их путешествия и рассчитывая окупить все расходы с лихвой.

За короткий исторический период главная наука о Земле и человеке, сделала столько открытий, что на карте мира появились большие части океанических пространств и земель, где обитает человек.

В те времена география была представлена, как свод разнообразнейших сведений о нашей планете. Она указывала местоположения объектов, отвечала на вопросы «что это?». Но даже тогда, в VIII веке, белыми пятнами на всех картах оставались Антарктида и Арктика, а также Австралия и многие внутренние материковые районы.

Постепенно европейцами были открыты и заселены Северная, Южная Америка, стали известны внутренние районы Азии, Африки, Австралии и другие районы мира.

В результате были заложены важнейшие предпосылки для нового этапа в развитии материальной культуры человеческого общества. При этом весьма значительную роль играла географическая наука — главная наука о Земле того времени.

Сегодня можно поступить на учебу в институт наук о Земле и получить профессию географа. Стратегическая цель этого заведения - развитие фундаментальных и прикладных наук в области географии, а также повышение уровня квалификации готовых специалистов. Вся работа института направлена на содействие развитию экономики, научно-образовательной и культурной среды государства, участие в решении задач по сохранению и преумножению природных ресурсов, их рационального использования, мониторинга, сохранения уникальных ландшафтов, качества окружающей среды, выполнения инженерных изысканий.

Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет Н.В. Крепша Науки о Земле У ч е б н ое пособие Томск 2004 УДК 55 (075.8) ББК 26. 3я73 К 684 Крепша Н.В. Науки о Земле: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. – Томск, 2004. – 160 с. Пособие написано в соответствии с программой, утвержденной научно-методическим советом по экологическому образованию УМО технических университетов в 2001 году. В доступной форме изложены основы строения, функционирования, развития и взаимосвя- зей природных систем, методов исследования и картографирования. Пособие подготовле- но на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности ТПУ и предназначено для сту- дентов специальности 330 200 «Инженерная защита окружающей среды» очного и заоч- ного обучения. Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Том- ского политехнического университета Рецензенты Профессор кафедры инженерной геологии и геоэкологии Томского госу- дарственного архитектурно-строительного университета, доктор геолого-минералогических наук В.Е. Ольховатенко Доцент кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии Института геологии и нефтегазового дела Томского политехнического университета кандидат геолого-минералогических наук А.А. Лукин Темплан 2004 © Томский политехнический университет, 2004 2 ПРЕДИСЛОВИЕ На планете Земля, – для населения обширной, Но такой небольшой созерцающим Землю извне Игорь Северянин Экологические проблемы в последние десятилетия стали «вечными спутниками» процесса развития современной цивилизации. Острота этих проблем обусловлена массовым вовлечением природных ресурсов в сферу хозяйственной деятельности человечества. Поэтому «Науки о Земле», изу- чающие происхождение и закономерности распространения природных ре- сурсов Земли, включены Научно-методическим советом по экологическому образованию УМО технических университетов в 2001 году в учебные планы подготовки бакалавров по направлению 553 500 «Защита окружающей сре- ды» и дипломированных специалистов по специальности 330 200 «Инженер- ная защита окружающей среды» как самостоятельная учебная дисциплина. Согласно ГОСу перечень разделов, формирующих цикл «Науки о Земле», входят: почвоведение, климатология, метеорология, общая геология, гидро- геология, ландшафтоведение и картография. Необходимость написания этого учебного пособия продиктована отсутст- вием в России учебника, охватывающего все науки о Земле, т.е. отвечающего названию соответствующей учебной дисциплины в плане подготовки спе- циалистов экологов. Поэтому автор стремилась соединить в едином тексте сведения по выше перечисленным наукам. По задачам и построению предла- гаемое учебное пособие носит компилятивный характер. При написании данного учебного пособия автор ставила перед собой не- сколько задач. Во-первых, учебное пособие должно соответствовать требованиям ву- зовского государственного образовательного стандарта по учебной дисци- плине «Науки о Земле». Эти требования, как разделы дисциплины, отражены в структуре учебного пособия, основанной на концепции изложения мате- риала. Концепция сформировалась на трехлетнем опыте преподавания дан- ного курса для студентов специальности «Инженерная защита окружающей среды». Во-вторых, предлагаемый текст учебного пособия должен быть логич- ным, систематизированным, содержательным, научным, по-возможности, простым, максимально облегчающим изучение курса студентам заочникам. В учебном пособие приводятся последние данные в области наук о Земле, хотя многие циклы дисциплины имеют многовековую историю. Обозначена экологическая значимость некоторых земных процессов и явлений (выветри- вания, землетрясений и т.д.). В-третьих, одна из самых сложных задач – создание учебного пособия по данной дисциплине, наиболее обобщенно отражающее концепцию единства 3 знаний о Земле, разбитых по разным направлениям и циклам. Для этого в первой главе приведена в качестве основы концепции единства логическая модель соподчинения основных природных систем (геосфер) Земли, предло- женная А.А. Лукиным и С.С. Гудымовичем и в 1982 году и основанная на общеметодологических принципах системности и причинности. Эта модель соподчинения геосфер Земли научно обосновывает и определяет структуру данного учебного пособия и последовательность изучения основных разде- лов дисциплины. По модели наиболее «могущественной» системой является космос во всем его многообразии воздействия на Землю, что и рассматрива- ется в главах 2 и 3. Учитывая, что эндогенные (внутренние) факторы Земли являются доминирующими для внешних оболочек, а сами эндогенные и эк- зогенные процессы – следствия взаимодействия Земли с Космосом, то в структуре далее идет последовательно изучение следующих геосфер: ядро и мантия, литосфера, гидросфера и атмосфера (гл. 4–8). Автором сформулирована цель дисциплины «Науки о Земле» как целост- ное и системное изучения строения, функционирования и развития Земли, а комплексная оценка и рациональное использование ее ресурсов как важ- нейшее условие устойчивого существования человека на Земле. Четвертую задачу автор видела в том, чтобы содержание учебного посо- бия было максимально наглядным, а усвоение его студентами – простым. Для отображения и иллюстрации тех или иных природных явлений и процес- сов широко используется наглядный материал в виде таблиц и рисунков (их более 50 штук), для закрепления – а также вопросы самоконтроля обучаю- щихся и список литерных источников, которыми пользовался автор при на- писании каждой главы. Насколько эти задачи удалось автору решить – судить читателям – сту- дентам экологам. Автор рассматривает учебное пособие как первый вариант. Он признателен рецензентам данного учебного пособия профессору Ольхо- ватенко В.Е. и доценту Лукину А.А. за замечания и конструктивные предло- жения, которые способствовали его улучшению. Со своей стороны автор и издатели желают изучающим успехов в овладе- нии непростым, но очень интересным учебным курсом, название которому «Науки о Земле». Желаем, чтобы Надежда, Вера и Добро во имя будущего не покидала молодое поколение экологов и всегда вдохновляла беречь нашу единственную Землю–матушку. Н.В. Крепша 4 Глава 1 НАУКИ О ЗЕМЛЕ, ИХ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ «Науки о Земле» относят к разряду естественных наук. Вряд ли можно указать все число наук, изучающих Землю. И давно сложившиеся, и совсем молодые, появившиеся недавно науки, принято объединять под общим на- званием «Науки о Земле». В перечень обязательных дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле» входят: общая геология, гидрогеология, почвоведение, климатология и ме- теорология, ландшафтоведение и т.д. Все они изучают геосферы (оболочки) или природные системы Земли как планеты. К геосферам Земли относятся: ядро и мантия литосфера гидросфера атмосфера биосфера. Геосферы Земли есть следствие ее развития как планеты. После образова- ния твердой оболочки Земли и ее охлаждения появилась в жидком виде вода и стала формироваться гидросфера. В атмосфере появился кислород, что да- ло толчок зарождению жизни на Земле. Сейчас можно утверждать, что вода в океанах и атмосфера – «дочери» земных недр. Именно в такой последова- тельности, отвечающей истории развития геосфер, причинно-следственных связей их возникновения и взаимодействия целесообразно изучать дисципли- ны данного цикла. Каждая из выше названных геосфер – мантия, литосфера, гидросфера, ат- мосфера – не может существовать отдельно. Согласно общеметодологиче- скому принципу системности и причинности все геосферы находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Исходя из этого построена логическая цепь причинно-следственных свя- зей природных систем, геосфер Земли, предложенная А.А. Лукиным и С.С. Гудымовичем в 1982 году. На основе некоторых общенаучных принципов системности и причинности выведены критерии соподчинения геосфер ме- жду собой и с космосом в отношении «причина – следствие» при их взаимо- действии в истории развития Земли. Модель отражает все логическое множе- ство прямых (воздействие причин на следствие) и обратных (следствия на причину) причинных связей природных систем (рис. 1). В основе модели лежит соподчинение геосфер по соотношению массы и времени их образования. Согласно основному принципу причинности в этом взаимодействии большая система «управляет» меньшей. Наиболее «могуще- ственной» системой является космос во всем многообразии воздействия его 5 на Землю. Следующей в схеме-модели выступает Земля с ее грави- и магни- тосферами как единая система (рис.1). Из этой модели следует, что эндогенные (внутренние) факторы Земли яв- ляются доминирующими для внешних оболочек, а сами эндогенные процес- сы – следствиями взаимодействия Земли с космосом. Модель соподчинения геосфер Земли позволяет научно определить название и последовательность изучения основных разделов дисциплины «Науки о Земле». Соотношения геосфер и изучающих их наук о Земле отражено в табл. 1. Выделить специальную дисциплину, изучающую литосферу, пожалуй, нельзя. Все протекающие в этой твердой оболочке процессы с давних пор яв- ляются предметом внимания геологии. Термин «геология» произошел от слияния двух греческих слов: «гео» – земля и «логос» – знание, наука. Она является фундаментальной наукой о Земле, включающая в себя множество взаимосвязанных областей исследования: о веществе земной коры (геохимия, минералогия, петрография), о строении коры (геофизика, структурная геология, геотектоника), об истории развития ее (палеонтология, историческая геология, палео- ботаника). Водные покровы Земли изучает гидрология. Воздушная оболочка планеты «подвластна» метеорологии: она познает физические явления и процессы, происходящие в атмосфере. Казалось бы биосфера должна относится к веденью биологии. Но, по сло- вам В.И. Вернадского, «биосфера не есть только так называемая область жизни». Биосфера – это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро - и атмосферы), которая заселена живыми организмами, находится под их воз- действием и занята продуктами их жизнедеятельности. С одной стороны, - это среда жизни, с другой – результат жизнедеятельности живых организмов. Биосфера – глобальная система. Она не образует сплошного слоя с четкими границами. Она как бы «пропитывает» другие геосферы Земли, охватывая всю гидросферу, верхнюю часть литосферы (2–3 км), нижнюю часть атмо- сферы (25 км). В пределах этой зоны жизни взаимодействуют: солнечная энергия, вода, горные породы, живое вещество. Такая сложная взаимосвязь и обеспечивает устойчивость жизненных процессов в биосфере. «Жизнь пра- вит бал и в воздухе, и в воде, и на поверхности планеты, в самой тверди зем- ной» (Вернадский, 1989). Поэтому изучать ее должен целый комплекс раз- личных наук, объединяемый биологией и экологией. Таким образом, предметом изучения дисциплины «Науки о Земле» является исследование взаимосвязи геосфер как единого целого планеты Земля. Цель цикла дисциплин «Науки о Земле» – целостное и системное изу- чение строения, функционирования и развития Земли, а комплексная оценка и рациональное использование ее ресурсов как важнейшее условие устойчивого существования человека на Земле. 6 Рис. 1. Модель причинно-следственного соподчинения основных систем Земли 1 – Космос (во всем многообразии воздействия на Землю); 2 – Земля и ее глобальная энергосфера (грави- и магнитосферы); 3 – Ядро и нижняя мантия Земли; 4 – Тектоносфера Земли и ее региональные геофизические поля (гравитацион- ные, волновые, тепловые, магнитные и др.); 5 – Геоморфосфера (рельеф Земли); 6 – Гидрогеосфера (подземная гидросфера); 7 – Гидросфера; 8 – Подземная газовая оболочка; 9 – Атмосфера; 10 – Кора выветривания; 11 – Почвенная оболочка суши Земли (педосфера); 12 – Протистосфера (сфера обитания микроорганизмов); 13 – Фитосфера; 14 – Зоосфера; 15 – Ноосфера. 7 Таблица 1 Соотношение геосфер и наук о Земле Геосферы Науки и направле- Определения ния Наука о строении Земли, ее происхож- дении и развитии, основанная на изучении Геология горных пород литосферы и глобальных геофизических полей 1. Науки о динамике Земли 1. Геотектоника, вулка- (тектонические движения, магматизм, нология и геодинамика деятельность морей, рек, подземных вод, лед- ников, ветра и т.д.) 2. Историческая геоло- 2. Наука об истории развития Земли с мо- мента ее образования до настоящего времени гия Тектоносфера (стратиграфия, палеонтология, формационный (литосфера и анализ и т.д.) 3. Геофизика 3. Наука о физических полях Земли верхняя мантия) 4. Геохимия, минера- 4. Науки, изучающие состав Земли на логия, петрография разных уровнях (атомном, минеральном и по- 5. Прикладная геология родном) 5. Наука о практическом использования недр нашей планеты (инженерная геология, месторождения полезных ископаемых – угля, нефти, газа, строительных материалов и т.д.) Геоморфосфера Геоморфология Геолого-географическая наука о формах земной поверхности (рельефе) Гидрогеосфера Гидрогеология Наука о подземных водах (подземная гидро- сфера) Гидросфера Гидрология Наука о поверхностных водах Атмосфера Метеорология и клима- Наука о физических процессах и явлениях тология в атмосфере Педосфера Почвоведение Наука о происхождении, свойствах и ра- (верхняя почвен- циональном использовании почв ная оболочка суши) Биосфера Биология и экология Науки о взаимодействии биоценоза (про- дуцентов, консументов, редуцентов) и биото- па, человека и Природы. В дисциплине «Науки о Земле» существует более ста различных специа- лизаций. Одни из них тесно связаны с химией (геохимическое направление), другие – с физикой (геофизическое направление), третьи с биологией (палео- нтологическое и палеобиологическое направления), четвертое – с математи- кой и кибернетикой (компьютерное моделирование геологических процес- сов), пятые – с астрономией и астрофизикой (космическая геология) и т.д. Из прикладных наук геологии следует отметить наиболее экологическую – инженерную геологию (табл.1). Нельзя построить здания, мосты, плоти- ны, атомные станции, дороги, аэродромы и т.д., не зная геологических усло- 8 вий места строительства. Сложным является строительство в зоне вечной мерзлоты, занимающей более 60% площади России. Задачей инженерной геологии является обеспечить устойчивость и функционирование зданий и сооружений в сложных геологических условиях. В недрах Земли находятся залежи полезных ископаемых, вопросами по- иска которых занимается геология. Длительная и интенсивная добыча от- дельных видов минерального сырья привела к истощению многих месторож- дений. Актуальной является проблема взаимодействия человека с природой при производстве геологоразведочных работ и добыче полезных ископаемых. Можно выделить две наиболее важные проблемы, связанные с рациональным отношением к минеральным ресурсам и соблюдением экологической безо- пасности: 1) разработка эффективных и экологически чистых способов извлечения ценных компонентов из земных недр таким образом, чтобы экологиче- ские нарушения оказались наименьшими; 2) использование обедненных руд и облагораживание экологической об- становки на рудниках, шахтах, горных карьерах. Правильное решение прикладных геологических и экологических задач требует глубокого знания общих закономерностей строения и развития от- дельных геосфер. Знание происхождения и эволюции Земли, ее строения и состава во взаимодействии с внешними оболочками – водной (гидросферой) и воздушной (атмосферой), а также с внутренними оболочками – земным ядром и мантией – составляет необходимое звено экологического мировоз- зрения. Оно позволяет понять, как в истории Земли осуществлялся переход от неживого к живому, от неорганического к органическому, как эволюцио- нируют живые системы и т.д. В чем состоит уникальность планеты Земля? Земля – это чудо Вселенной. «Своеобразным, единственным в своем роде, отличным и неповторимым в других небесных телах представляется нам лик Земли» (Вернадский, 1989). Эта уникальная планета, вращающаяся вокруг Солнца и своей оси, окутанная собственной голубой атмосферой, где кислорода содержится 21%. Избыток его угрожал бы нашему существованию; азот (78%) служит для разряжения атмосферы. Только на Земле есть жизнь. Она поддерживается солнечно- земным взаимодействием с оптимальным соотношением света, воздуха, теп- ла, воды, пищи. Земля находится для жизни на «правильном» расстоянии от Солнца (145– 152 млн км), чтобы не было ни слишком холодно, ни слишком жарко и могла существовать вода. Периоды вращения вокруг своей оси (24 часа, 1 сутки) и вокруг солнца (365.25 суток) определили главные биологические ритмы всех живых орга- низмов. 9 Земле надо было возникнуть таким образом, чтобы достаточный запас радиоактивных элементов служил «горючим» для поддержания работы ги- гантской тепловой машины, которой и является наша планета. Земля имеет также наиболее подходящий радиус (диаметр 12756 км), та- кой, который позволяет веществу мантии медленно перемешиваться, а внеш- ней части ядра – сохраняться жидким. Это создает над землей защитное маг- нитное поле. Другую защиту для биосферы создает озоновый слой, не про- пуская к Земле губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Сочетания подобных условий нет больше ни на одной планете земной группы. Появление разумных существ на планете является вершиной эволю- ции жизни. Вот насколько мудра природа в создании уникальности планеты. Земля, как природный объект настолько сложна, что применять для ее изучения обычные методы исследования, например, эксперименты, как в технических науках, почти невозможно. Специфической особенностью гео- логических объектов являются их исключительно большие масштабы и дли- тельности (десятки и сотни млн лет) протекающих в них процессов. Поэтому в геологических исследованиях широко применяется принцип актуализма: наблюдение над современными процессами позволяет судить о ходе тех же процессов в далеком геологическом прошлом. Основной традиционный метод геологических исследований заключается в маршрутном изучении естественных выходов горных пород (обнажений) на поверхность. Изучение начинается с описания состава горных пород, ус- ловий залегания и т.д. Для более точного определения состава пород отби- рают соответствующие образцы (пробы), которые затем тщательно изучают в лабораторных условиях различными физико-химическими методами. Кроме маршрутного описания и картирования геологами используются материалы аэрофотосъемок, космических съемок, бурения скважин и мно- гое другое. Специалисты по инженерной защите окружающей среды должны хоро- шо знать и изучать Землю, на которой живет и творит человек. И только изучив внутреннее строение планеты, историю ее формирования, химиче- ский состав, развитие геосфер, главных природных систем Земли, структуру и эволюцию земной коры и еще много других вопросов, человек сможет приблизиться к пониманию причин, сделавших нашу маленькую планету Земля столь уникальной для нашего проживания. Земля живет своей «беспокойной жизнью», предначертанной ей закона- ми природы и Вселенной. Интерес к Земле как единому целому в настоящее время неизмеримо возрос. Будущим специалистам экологам при изучении данной дисциплины необходимо осознать главное – засоряя свой Дом, Зем- лю, мы вредим не столько природе (Природа Земли и без нас «проживет» еще сотни миллионов лет), а, прежде всего и только себе – ведь человек без созданного Землей «качества» Природы действительно обречен на вымира- ние. 10

Данные науки и методы наук о Земле — совокупность принципов, подходов и методов, используемых науками о Земле для ее изучения и познания. Ниже представленные науки наиболее глубоко подходят к изучению Земли и методов ее познания.

Биология — одна из естественных наук о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.

География — система физико-географических, экономико-географических и социально-географических дисциплин, изучающих географическую оболочку Земли, природно-территориальные, территориально-производственные и социально-территориальны комплексы, их взаимосвязь и составляющие их компоненты.

  • География — единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
  • География — свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Геодезия — система наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах, исследующая гравитационное поле Земли, а так же, геодезия — это отрасль производства, связанная с измерениями на местности.
Геология — комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Геология включает: стратиграфию, тектонику, региональную геологию, вулканологию, минералогию, петрографию, литологию, геохимию.
Геофизика — комплекс наук о Земле, изучающих внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в ее геосферах. Соответственно в составе геофизики выделяют физику твердой Земли, физику атмосферы, гидрофизику. Геофизика в широком смысле изучает физику твердой Земли.
Геохимия — наука о химическом составе Земли и планет, законах распределения элементов и изотопов, законы их поведения, сочетания и миграции в природных процессах, процессах формирования горных пород, почв и природных вод.
Почвоведение — наука о почве. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. Она входит в состав естествознания.
Картография — наука, включающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических карт, глобусов, карт Луны, планет, звездного неба и т.д. Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, 3D карт, голографических карт, глобусов и панорамных карт. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах или в виде изображения на экране.
Экология — наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем различного уровня, популяционных экосистем и биосферы. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

По материалам Википедии ©

География — одна из самых интересных и увлекательных наук. Ведь она напрямую связана с путешествиями и приключениями. Но какой смысл несёт в себе термин «география»? Значение слова весьма интересно. И мы попробуем объяснить его в нашей статье.

Наука о Земле

Одной из древнейших является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии - «Ведах» или «Махабхарате».

Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест - «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.

География: значение слова, происхождение термина

Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».

Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:

  1. Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
  2. Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.

Что изучает наука география?

Согласно универсальному определению, география - это наука, изучающая так называемую Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.

Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и Первая изучает природу, вторая - население и условия жизни людей, третья - особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.

Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины

Как уже упоминалось выше, география - это комплексная наука. Она включает в свой состав множество различных дисциплин. Одной из них как раз и является историческая география. Что же она изучает?

Историческая география - это особый раздел, который пытается объяснить различные исторические процессы и события посредством знаний географических. Иными словами, данная наука изучает историю через пространство. И особое место в ней уделяется именно географическим (территориальным) факторам.

В заключение

Одной из самых старых наук на Земле считается именно география. Значение этого термина очень интересно. Слово выдумали в Древней Греции. И перевести его на русский язык можно как «землеописание». Термин ввёл ещё в третьем веке до нашей эры древнегреческий учёный Эратосфен. К слову, именно он впервые измерил параметры нашей планеты. И сделал это достаточно точно, не имея под рукой современных приборов и технологий.

В последнее время я стал слышать множество слов, начинающихся с приставки «-гео» . Как оказалось, эту приставку имеют большинство современных наук, исследующих наш мир. Решив всё-таки узнать, сколько их, я заглянул в домашнюю энциклопедию. И этих наук оказалось действительно много: лично я насчитал более двадцати штук! О некоторых из них я сейчас расскажу.

Какие же науки изучают Землю

На сегодняшний день множество наук занимаются изучением нашей планеты, её космических областей . И одной из ведущих является геология . Она, в основном, занимается описанием поверхностных слоёв земной коры, изучением их состава, внутренней структурой и происхождением .


Геологическая наука объединяет внутри себя множество дисциплин, которые просто не способны существовать отдельно друг от друга:

  • геохимия . Занимается исследованием химическим элементов в самых разных частях литосферы;
  • минералогия . Имеет связь с физикой, изучает происхождение, состав и внутреннюю кристаллическую структуру минералов;
  • тектоника . Ищет связи между движениями твёрдых слоёв Земли.
  • геоморфология . Изучает рельеф, его формы и разнообразие. Особенно интересуется процессами, влияющими на него.

Также стоит назвать вулканологию , палеонтологию и многие другие науки, изучающие глубины нашей планеты.


Помимо этого, существует ещё множество разделов геологии, молодых и старых.

Другие науки изучающие Землю

Как уже говорилось выше, нашу планету изучает масса отдельных наук и их отраслей. Сейчас хотелось бы перечислить некоторые наиболее интересные науки, которые не являются отраслями геологии:

  • география . Одно её название вызывает у нас воспоминания о школьных уроках;
  • геодезия . Рассчитывает законы, по которым движется наша планета;
  • геммология . Наука, специализирующаяся на исследовании самоцветов;
  • гидрология . Изучает естественные воды и их связь с другими оболочками Земли;
  • метеорология . Проще говоря, наука о погоде.

Сравнительно молодой является геоинформатика , она создаёт информационные программы, которые облегчают современные геологические исследования. Она сильно помогает, например, работе геостатистики .


Плюс многие другие самостоятельные науки о нашей планете. Стоит ещё раз отметить, что они все, так или иначе, связаны друг с другом и делятся между собой данными, помогая взаимной работе.