Строительство и ремонт своими руками

Сценарий литературной игры по бажову. «Серебряное копытце» Павел Бажов Сценарий сказки. Путешествие в "Комнату Знаний"

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Провела: Каткова е.П.

с. Ширингуши

2017 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова

2. Раскрыть творчество П.П. Бажова

3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.

4. Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

5. Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Рассматривание иллюстраций;

Организация развивающей среды:

Компьютерная презентация;

Иллюстрации к сказам;

Портрет П. П. Бажова;

Шкатулка с камнями.

Место проведения: летний оздоровительный лагерь «Цветик – семицветик»

Ход мероприятия

Ведущий: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Ведущий: А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею по сказам Бажова.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

(Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней сине, платок на голове синий, и сама вся синёхонька, …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

Ведущий: А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

«Отгадайте загадки»:

    Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

    Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

    Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки?»

    «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

«Ответьте правильно на вопросы»

    Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

    Как звали друга Ланко Пужанко? (Лейко Шапочка)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

6. Что попросили у Голубой Змейки Ланко и Лейко?

Ведущий: Ну что, ребята, вы порадовали своими ответами. Давайте ещё раз повторим, какие сказы Бажова вы знаете?

Я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился.

МОУ «Урусовская СОШ»

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

2, 3 классы

Тема:

Интеллектуальная игра "Сказы П.П. Бажова".

Подготовил

учитель начальных классов

Панченко Л. В.

03.12.15

2015 год

Интеллектуальная игра "Сказы П.П. Бажова". 2 - 3 классы

Цель: Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

Оборудование: презентация

Ход мероприятия

Учитель. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

В семье мастера одного из таких заводов 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

Ученик 1 . В. Радевич «Земля Бажова» В. Д.

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

Учитель. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.

С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.

Ученик 2 . Ч. Д.

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

Учитель. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу собирал фольклор. Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше, другие меньше, по некоторым созданы мультфильмы, некоторые экранизированы

Ученик 3. Д. Румата «Лазурь и малахит» К. А.

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по сказкам П. П. Бажова. Она посвящена творчеству П.П.Бажова - нашего знаменитого Уральского сказителя. Вас ожидает увлекательное путешествие по сказам Бажова. Герои сказов П.П.Бажова подготовили для вас интересные задания.

Соревнуются две команды 2 и 3 классы

1. Назовите сказ и главного героя.

Учитель. Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня. (Хозяйка медной горы, сказ «Каменный цветок».)

1) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его - не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

2) «Проснулся он на другой день и видит - на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

- На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

3). Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2. Ответьте на вопросы

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

4. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

5. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

6. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка »? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

7. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

8. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи - шуму меньше».

9. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

10. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

11. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

12. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Коковане? (Муренка.)

13. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

14. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

    Зеркальце ( Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

    Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

    Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

    Кошельки ( Ланко Пужанко и Лейко Шапочка - “Голубая змейка”).

( Алмазный топор)

    Серебряное копытце

    Малахитовая шкатулка

    Алмазный топор

    Таюткино зеркальце

3. Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова? ( Ивашка-Медвежье ушко)

    Великий Полоз

    Ивашка-Медвежье ушко

    Голубая змейка

    Огневушка-поскакушка

Начало формы

    Изробиться - побледнеть

    Зарукавье – обувь

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – браслет

    Старатель – жаркий день

    Парун – работник на прииске

Ответ

    Изробиться - изработаться, выбиться из сил

    Зарукавье – браслет

    Помучнеть – побледнеть

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – обувь

    Старатель – работник на прииске

    Парун – жаркий день

5. (ящерка)

    голубица

    ящерка

    змея

    лягушка

6 . Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу? (дурман-цветок)

    колокольчик

    ландыш

    тюльпан

    дурман-цветок

7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера? ( Из малахита)

    Из золота

    Из яшмы

    Из малахита

    Из хрусталя

( Золото )

    Вода

    Золото

    Изумруды

    Бессмертие

9 . ( Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…)

( Дарёнка)

    Марьюшка

    Алёнка

    Дарёнка

    Варварушка

(«Правильно говоришь, правильно»)

    «Верно говоришь, верно»

    «Хорошо говоришь, хорошо»

    «Точно говоришь, точно»

(Охотник)

    Лесник

    Старатель

    Охотник

    Камнерез

4. Конкурс загадок и шарад

Отгадайте загадки, отгадки найдёте в сказах Бажова:

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная ….(земля)

В глубинах гор, чудесных гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы? (Уральские горы)

Путь его далёк и долог

Ищет залежи …(геолог)

Он был когда – то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды. (каменный уголь)

А этот – прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки

Он службу большую несёт.

Высоко – высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка –

Прозрачная тонкая льдинка. (горный хрусталь)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного… (малахита)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка,

Брать её опасно – укусит.

Ясно ? (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь. (ящерица)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках. (ящерица)

Вся махонькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (кошка )

Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел! (змея)

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою,

Но когда я на охоте –

Неленива я в работе. (кошка)

Стоит корытце полно водицы. (колодец)

Кто родится с усами? (кошка)

5.Игра «Собери название сказов»

МЕДНОЙ

МАЛАХИТОВАЯ

ГОРЫ

ШКАТУЛКА

ХОЗЯЙКА

ТАЮТКИНО

ГОЛУБАЯ

ЗЕРКАЛЬЦЕ

ЗМЕЙКА

СИНЮШКИН

СЕРЕБРЯНОЕ

КОЛОДЕЦ

КОПЫТЦЕ

ГОРНЫЙ

КАМЕННЫЙ

ХРУПКАЯ

ВОЛОС

ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ

ПРО

КОШАЧЬИ

ВЕЛИКОГО

УШИ

ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ

ПОДОШВЫ

ЦВЕТОК

МАСТЕР

Для проведения этого конкурса необходимо заранее написать на полосках бумаги названия сказов Бажова – 2 экземпляра.

МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА

ОГНЕВУШКА – ПОСКАКУШКА

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

ТАЮТКИНО ЗЕРКАЛЬЦЕ

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ

ГОРНЫЙ МАСТЕР

ХРУПКАЯ ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ ВОЛОС

КОШАЧЬИ УШИ

ПРО ВЕЛИКОГО ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ ПОДОШВЫ

Полоски разрезаются на отдельные слова и перемешиваются. Каждой команде даётся по 3 минуты на то, чтобы составить правильное название сказок.

Ученик 5 . Т. К.

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

МОЛОДЦЫ!!!

Литература

1.Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980. - 640с.

2.Беоникова И.Н., Шарикова Л.П., Хохлова Е.Б. В гостях у Хозяйки Медной горы. Из “Малахитовой шкатулки”. Радуга сказов Бажова. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11. Дейстер Н.В. Бажовский карнавал // Педсовет. - 2004. - №6. - С. 10-11.

3.Мастер уральских сказов (к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова). // Детская литература. - 1979. - №1. - С.26.

4.Порядина М. Коренная тайность Павла Бажова. // Библиотека в школе. - 2003. - №23. - С. 62 - 63.

5.Скорино Л. Павел Павлович Бажов (1879 - 1950). - М.: Правда, 1980. - С. 5-42.

Интернет-ресурсы

1.

2. Внеклассные мероприятия …-umnicy- po

3. Начальная школа

4. …-puteshestvie- po -skazam

5. …-puteshestvie- po -skazam

6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

    Стихотворение молодого рабочего – камнереза

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

    В. Радевич «Земля Бажова»

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

    Д. Румата «Лазурь и малахит»

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

А мы здесь были лишь мгновенье!

Е. Хоринская «Домик писателя»

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

    Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Что с каменной станется! Душно и мелко

Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.

Припала к стволу ошалевшая белка,

Трусливые зайцы расправили уши.

Хозяйка идёт. И в том её сила,

Что стоит ей только кивнуть головою –

И дерево вдруг упадёт вековое,

А в том, что Данилу домой отпустила.

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня.

3. Ответьте на вопросы викторины

1. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали?

    Зеркальце

    Лопата

    Решето и три перышка

    Кошельки

2.Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит?

    Серебряное копытце

    Малахитовая шкатулка

    Алмазный топор

    Таюткино зеркальце

3.Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова?

    Великий Полоз

    Ивашка-Медвежье ушко

    Голубая змейка

    Огневушка-поскакушка

Начало формы

4. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда - очень умных. Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов?

    Изробиться - побледнеть

    Зарукавье – обувь

    Помучнеть – изработаться, выбиться из сил

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – браслет

    Старатель – жаркий день

    Парун – работник на прииске

5. В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?

    голубица

    ящерка

    змея

    лягушка

6 . Глядя, на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?

(Хозяйка упоминает название того самого цветка.)

    колокольчик

    ландыш

    тюльпан

    дурман-цветок

7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?

    Из золота

    Из яшмы

    Из малахита

    Из хрусталя

8. Что было во власти Великого Полоза?

    Вода

    Золото

    Изумруды

    Бессмертие

9 . Кто такая Огневушка-Поскакушка? (Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию)

    Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая…

    Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…

    Из правого рукава у нее золотая струя бежит, а из левого черная пыль сыплется...

    А одёжа на ней, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового малахиту платье…

10. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?

    Марьюшка

    Алёнка

    Дарёнка

    Варварушка

11. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?

    «Верно говоришь, верно»

    «Правильно говоришь, правильно»

    «Хорошо говоришь, хорошо»

    «Точно говоришь, точно»

12. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?

    Лесник

    Старатель

    Охотник

    Камнерез


Челябинская область Сосновский район с. Долгодеревенск

ое МОУ Долгоеревенская СОШ

Корниенко Оксана Юрьевна

Квест-игра по сказам

П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Цель: приобщение детей к литературным богатствам Урала.

Задачи :1.Повышение читательской активности через развитие интереса детей к творчеству П.П. Бажова 2. Актуализация знаний об уникальности родного края.3.Воспитание патриотических качеств.4.Укрепление сотрудничества с родителями.

Подготовительная работа:

Знакомство с биографией уральского сказителя П.П. Бажова 2017г

Чтение сказов П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Золотой волос», «Кошачьи уши», «Про великого полоза», «Приказчиковы подошвы»

Экскурсия в г. Златоуст. Посещение завода «Оружейник», «Бажовского парка»

Организация книжной выставки «Сокровища малахитовой шкатулки»

Участники: родители и учащиеся 4-е класса МОУ Долгодеревенская СОШ Сосновский район Челябинская область

Место проведения: районная детская библиотека с. Долгодеревенское Сосновский район

Сценарий квест-игры по сказам П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости нашего праздника! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказочному родному Уралу и увидим сокровища малахитовой шкатулки.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая пушистая борода и живые, необыкновенно лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Волшебник Бажов!

Ну а почему волшебник? Может, он занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это было волшебство писателя , который смог создать великолепную книгу – «Малахитовая шкатулка».

Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала . Под его пером заговорил вдруг этот удивительный край – проснулись горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки.

С раннего детства Павел слушал истории рабочих о Медной горе, о тяжёлом труде людей. Лучшим рассказчиком среди них был Василий Андреевич Хмелинин. Позднее, в сказках, он предстанет перед читателями под именем дед Слышко . Бажов рос смышлёным парнишкой. Он был единственным ребенком Но вскоре началась Гражданская война. Бажов вступает в ряды Красной армии и участвует в боях. Когда война отгремела, Павел Петрович стал работать журналистом. в семье, и родители горячо любя своего сына, хотели чтоб его судьба была счастливее, чем у них. Павла отдают учиться в земскую школу. Там он проявил себя как любознательный и способный ученик. Учился на пятёрки, много читал, обладал хорошей памятью.

В сценарии киновечера включены фрагменты из фильмов и мультфильмов по сказам Бажова, а также инсценированные отрывки из сказов писателя.

Сценарий киновечера

«Тайны малахитовой шкатулки»

по сказам уральского писателя П.П.Бажова

Цель: - познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

Показать красоту и нравственную сторону сказов П.П.Бажова

Задачи: - знакомство с творчеством писателя – сказочника П.П.Бажова;

Приобщение детей к чтению сказов П.П.Бажова;

Пробуждение интереса детей к просмотру фильмов, снятых по произведениям

П.П.Бажова;

Воспитание любви к родному краю, его богатствам;

Социализация детей средствами театрального искусства;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка через театральные постановки;

Знакомство с ремеслом камнерезов;

Знакомство с разнообразием самоцветных камней;

Воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других

нравственных качеств человека;

Развитие творческих способностей учащихся;

Оформление:

портрет П.П.Бажова; выставка работ детей «Шкатулка сказов» в стиле аппликация; картины из пластилина «Каменный цветок», фигурки из пластилина «Хозяйка Медной горы», выставка книг П.П.Бажова, выставка дисков с фильмами и мультфильмами, снятыми по сказам П.П.Бажова, коллекция камней – самоцветов, малахитовая шкатулка, картины из самоцветных камней в малахитовых рамках;

Музыкальное оформление:

1. Песня из мультфильма «Малахитовая шкатулка» 2. В.Городовская, Сказ, (исп. О.Алексеева, альбом «Музыкальные вечера в Гнесинке, гусли) 3. Л. Половинкин, музыка из советских сказок 4. Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха» 5. Композиция «Русские гусли» (альбом Славянский фольклор) 6. Классическая музыка для детей «Сказка» (Аренский) 7. Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский 8. Песня «Не бойся сказки..» из мультфильма «Дом для Кузьки» 9. Е.Стрельников «Гусли»

Мультимедийное сопровождение:

1. презентация слайдов в программе Microsoft PowerPoint ;

2. диафильм «Огневушка-поскакушка», выполненный по детским рисункам в программе Pinnacle Studio

3. компьютерная анимация «Голубая змейка» выполненная в программе Adobe Photoshop и Pinnacle Studio .

4. Фрагменты из х/ф «Каменный цветок» (Хозяйка Медной горы показывает Даниле цветок), короткометражного фильма «Синюшкин колодец» (Бабка-Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

5. Фрагменты из м/ф «Серебряное копытце» (Дарёнка знакомиться с Серебряным копытцем), «Хозяйка Медной горы» (Хозяйка дарит шкатулку).

Звучит музыка из м/ф «Малахитовая шкатулка».

Девочки танцуют хоровод с бусами.

В конце танца закрывают занавес.

Действие происходит перед занавесом.

Сценка из сказки «Каменный цветок»

Действующие лица:

Хозяйка медной горы

Данило:

Перед занавесом на пеньке сидит спиной к занавесу Данило, обхватив голову.

Выходит Хозяйка Медной горы.

Малахитница обходит его и начинает разговор.

Малахитница. Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данило. Не вышла.

Малахитница. А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

Данило. Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

Малахитница. Показать-то, просто, да потом жалеть будешь.

Данило. Не отпустишь из горы?

Малахитница. Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

Данило. Покажи, сделай милость!

Малахитница. Может, еще попытаешь сам добиться! Прокопьич вот тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. Да и невеста твоя - души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

Данило. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!

Малахитница. Когда так, пойдем, Данило-мастер, в мой сад.

Малахитница идёт, за ней Данило.

Раскрывается занавес.

Отрывок из сказки «Каменный цветок»

(Хозяйка Медной горы показывает Каменный цветок)

Выходит ведущая под музыку (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

читает стихотворение.

На дворе пурга стучится,

В комнате уютно и темно.

Мне сегодня что-то вдруг не спится,

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе,

Вижу я Данилушку – и сразу

Ящерки мелькнули на заре…

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит…

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло!

Вед. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня на нашем киновечере мы побываем в удивительном мире сказов дедушки Бажова, попытаемся узнать тайны его «Малахитовой шкатулки». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Это был Павел Петрович Бажов. Вот он – то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

На Урале, что ни слово,

Что ни речь – то целый клад!

Сказы дедушки Бажова

Должен знать стар и млад!

Презентация слайдов

под музыку Е. Стрельникова «Гусли»

1. Павел Петрович Бажов: годы жизни 1879 – 1950.

Давайте посмотрим на карту России – видите, по самой ее середине расположена горная страна под названием Урал. Она словно делит Россию пополам – на Европу и Азию.

3. Богатства Уральских гор неисчеслимы: здесь и уголь, и медь, и золото, и драгоценные камни.

4. Это малахит, аметист, яшма, изумруд, топаз, берилл, аквамарин.

5. Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Да и как можно было не создавать красивые вещи, если ты живёшь среди красоты?

6. Всюду величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

7. Вот здесь-то, в конце XIX века, 28 января 1879 года, в городе Сысерть, на Урале, под Екатеринбургом, и родился будущий сказочник Бажов.

8. Мать, Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Отец писателя, Пётр Васильевич, был рабочим, опытным мастером.

9. Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

10. «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. А без бороды - что за колдун?

11. Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. В детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы прибежать к дедушке Хмелинину (сторожу завода) и послушать его сказы. А этих сказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.

12. Павел вырос. В 14 лет поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

13. Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал.. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.

Он раздвинул железные скалы.

Глянул в душу дремучих лесов.

И оправлены в мудрые сказы

Самоцветы немеркнущих слов.

Взял цветы на таинственном камне,

Что невидимы нам до поры,

И устлал к нам тропу лепестками,

Пред Хозяйкою Медной горы.

14. Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэтому и назвали его сразу ласково «дедушка Бажов». Как добрый волшебник, подарил людям чудо – « Малахитовую шкатулку» - книгу сказов-самоцветов.

15. День и ночь работал старый сказочник: крупица к крупице, слово к слову, жемчужина к жемчужине – лист за листом оживали сказы Бажова.

Распускались на белых листах неувядаемые каменные цветы, оживали злые и добрые чудища, золотые полозы, голубые змейки, веселый козлик с серебряным копытцем, юркие ящерки, верные лебеди…

16. Наполнялась сокровищами « Малахитовая шкатулка», засверкала всеми гранями, словно камень-самоцвет.

17. В Екатеринбурге, в этом доме, уральский сказочник Павел Петрович Бажов и хранил свою «Малахитовую шкатулку» сказов.

Недалеко от Исети –

Старый дом и сад густой…

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над Цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

(Уральская писательница Елена Хоринская)

18. В «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова собраны самые разные сказы. Это и «Горный мастер», и «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка» и много других.

19. Давайте сегодня приоткроем малахитовую шкатулку бажовских сказов, может быть и нам она доверит свои тайны – Тайны Малахитовой шкатулки.

Звучит музыка (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

Ведущая подходит к столику и приоткрывает шкутулку.

Достаёт оттуда несколько камешков.

Вед. В сказках Бажова много героев, которые дарят людям богатства земли Уральской. Это и Огневушка – поскакушка, и Голубая змейка, и Великий полоз, и бабка Синющка. А вот и первая тайна Малахитовой шкатулки: все эти герои богатства свои открывают только добрым, работящим и не жадным. Не верите? Давайте проверим?

Вот, например, какая-то девчонка из огня вынырнет и давай плясать. А где в землю уйдёт, там и ищи золото.

Тёмной ночью у костра появляется она –

Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – Огневушка – поскакушка.

Звучит музыка (Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха»)

Танец Огневушки – поскакушки.

Вед. А вот чтобы узнать о ней поподробней, давайте посмотрим диафильм, который ребята сделали сами.

Диафильм «Огневушка-поскакушка».

Вед. Есть ещё один герой – Илюха из сказки «Синюшкин колодец». Жил он один, о богатстве и не мечтал. Бабка его оставила ему в наследство всего три перышка, да про Синюшку рассказала. Вот и захотелось Илюхе увидать, как бабка Синюшка красной девкой оборачивается.

Отрывок из короткометражного фильма

«Синюшкин колодец»

(Бабка Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

Сценка из сказки «Синюшкин колодец»

Действующие лица:

Синюшка:

Илюха:

Звучит музыка (Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский)

Появляется Илюха. Оглядывается. Видит прямо на него идёт девчонка в синем платье с синим платком, в косе лента синяя. Подходит девчонка к Илюхе, подаёт решето с драгоценными камнями, а сверху три перышка.

Синюшка. Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

Илюха принял решето и стоит улыбается.

Илюха. Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать величать?

Синюшка. Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь.

Илюха берёт три пёрышка сверху.

Илюха. А пёрышка у тебя откуда?

Синюшка. Да вот, Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то пёрышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.

Илюха не зная о чём говорить, переминается с ноги на ногу. Синюшка обходит его, улыбается, ленточку в косе перебирает.

Синюшка. Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена.

Наклоняется и подбирает самоцветные камни и кладёт ему в решето.

Илюшка. Значит верно бабка Лукерья говорила. Из земельного богатства одно чисто да крепко, это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками подаст.

Синюшка. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. А богатством-то откупись от барина, дом себе справь хороший, лошадь купи, да женись смотри, а меня не вспоминай!

Синюшка взмахнула платочком и исчезла. Илюха смотрит на решето, потом на место, где была Синюшка и растерянный уходит.

Звучит музыка(Л. Половинкин, музыка из советских сказок).

Ведущая подходит к шкатулке и достаёт

мешочек « с золотом».

Вед. Пришло время узнать ещё одну тайну Малахитовой шкатулки. Ни золотом, ни камениями самоцветными не разрушить дружбы настоящей. А пример тому, дружба Ланко Пужанко да Лейко Шапочки из сказки «Голубая змейка».

Компьютерная анимация «Голубая змейка».

Вед. Есть в Уральских горах такая Голубая змейка, что людям показывает, где золото искать. Одному увидеть - прямо счастье – наверняка золото верховое золото окажется. Но если лишку захватишь- всё в камень обернётся. А вот если двоим или троим голубая змейка покажется – то тогда чёрная беда: все перессоряться, передеруться, может и до смертоубийства дойти. Раз показалась голубая змейка Ланко Пужанко и Лейко Шапочке. Подрались они, да только не из-за золота, а друг друга выручая. За это их Голубая змейка и наградила.

Сценка из сказки «Голубая змейка»

Действующие лица:

1-й мальчик

2-ой мальчик

Голубая змейка

Звучит музыка (Композиция «Русские гусли» , альбом Славянский фольклор)

На сцену спиной выходят двое мальчиков с корзинами, смотрят вперёд. Навстречу им девица в синем платье с жёлтым шарфом. Шарфом рисует круги на полу.

1-й мальчик. Смотри какая девица к нам идёт!

2-ой мальчик. Ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнуться.

1-й. Так ведь это Голубая змейка!

2-ой. Отвернёмся. Не будем смотреть! А то опять до драки доведет.

Поворачиваются спинами к Голубой змейке и глаза зажмуривают. Открывают глаза, а она перед ними стоит и улыбается. Вокруг мальчиков лежит жёлтая ленточка. Они пытаются уйти, а из круга выйти не могут.

Змейка. Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.

Мальчики вместе. Тетенька, мы тебя не звали.

Змейка. А я, сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.

1-й. Отпусти, тетенька, мы больше не будем. И без того два раза подрались

Из- за тебя!

Змейка. Не всякая, драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вы по-хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать.

Достаёт плитку и разламывает на две части. Отдаёт мальчикам.

Змейка. Коли который хорошее другому задумает, у того плиточка золотой станет, коли - пустяк, выйдет бросовый камешок.

Мальчики расходятся в разные стороны и говорят в зал.

1-й. Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы

Марьюшка замуж!

2-й. Пусть Марьюшка простит нас и замуж поскорее выйдет!

Поворачивают плитки, а они золотые стали.

Змейка . Хорошо подумали. Вот вам за это награда.

Подает им по маленькому мешочку.