Строительство и ремонт своими руками

Круглый стол профилактика вич сценарий для студентов. По всей стране пройдут лекции, круглые столы и консультации, посвященные профилактике спида. Профилактическая анти-спид работа среди детей и подростков

26 января 2018 года в рамках XXVI Рождественских чтений в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся круглый стол на тему "Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом". В нем приняли участие около 40 священнослужителей и мирян из разных епархий Русской Православной Церкви, представители протестантских и католических религиозных общин, государственных и общественных организаций. Встречу возглавил протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

На заседании круглого стола было заслушано пять выступлений и обсуждались вопросы, связанные с современным состоянием эпидемии ВИЧ/СПИДа в России и в мире; профилактикой ВИЧ-инфекции среди сестер милосердия и волонтеров, оказывающих паллиативную помощь ВИЧ-инфицированным; оценкой эффективности программ первичной профилактики рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа среди детей и молодежи в регионах; отношением Церкви к движению по отрицанию ВИЧ/СПИДа; опытом сотрудничества государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике ВИЧ-инфекции.

С докладом на тему "Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции и меры, предпринимаемые в Российской Федерации по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции" выступила заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.А. Дементьева.

Она отметила, что по данным ЮНЭЙДС с начала эпидемии в мире инфицировано ВИЧ более 78 млн. человек, около 50% из них умерли от осложнений, связанных с этим заболеванием. Однако, начиная с 2005 г., число смертей сократилось почти вдвое. Количество новых случаев инфицирования ВИЧ по сравнению с 2010 г. снизилось на 11%, а среди детей - на 47%. Ведущей причиной смертности среди людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), остается туберкулез (около 30%). Из 36,9 млн. ЛЖВ в 2017 г. доступ к лечению получали 21,5 млн. чел.

В Российской Федерации на конец 2017 г. общее количество ВИЧ-инфицированных составило 1 млн. 219 тыс. чел. Количество новых случаев ВИЧ-инфекции продолжает расти (около 100 тыс. чел. в 2017 г.), но темпы роста заболеваемости снижаются: в 2011-2015 гг. ежегодный прирост составлял в среднем 10%, в 2016 г. - 5,3% и в 2017 г. - 0,9%.

Докладчица отметила некоторые положительные тенденции в этой области:

  • Увеличение охвата населения обследованием: по сравнению с 2016 г., на 10,7% увеличен охват населения обследованиями на ВИЧ-инфекцию (обследовано 34,08 млн. граждан РФ). На конец 2017 г. на диспансерном учете в специализированных медицинских организациях состояло 724 415 ЛЖВ (75,5% от общего числа заболевших), из них прошли диспансерное обследование 674 209 чел.
  • Увеличение охвата лечением ЛЖВ, состоящих на диспансерном учете, с 37% в 2015 г., 42,3% в 2016 г. до 47,8% (346 132 пациента) в 2017 г.
  • Снижение среди впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции доли подростков и молодежи в возрасте 15-20 лет до 1%, доли молодежи в возрасте 20-30 лет - до 20%.

Вместе с тем, есть и тревожные признаки эпидемии:

  • АРВТ получали только треть (36,7%) ЛЖВ, что значительно ниже показателей, рекомендуемых ВОЗ.
  • Увеличивается лекарственная устойчивость вируса к действию АРВТ, которая в некоторых регионах достигает 10%. Это влечет за собой необходимость вносить изменения в схемы лечения и использовать более дорогостоящие препараты.
  • Увеличивается число регионов с пораженностью ВИЧ-инфекцией более 0,5% от численности населения: с 22 в 2014 г. до 34 в 2017 г. В этих регионах проживает 50,6% населения страны.
  • Продолжает регистрироваться рост смертей среди ЛЖВ: за весь период наблюдения умерло 277 тыс. чел., в т. ч. 31 898 за 2017 г. (рост 4,4% по сравнению с 2016 г.).
  • Увеличивается доля сельских жителей среди впервые выявленных ВИЧ-инфицированных (2015 г. - 27,8%, в 2016 г. - 28,3%). При этом доля сельских жителей среди подростков 15-17 лет выше, чем среди городских (28,4%).
  • Наблюдается тенденция смещения заболеваемости ВИЧ-инфекцией в более старшие возрастные группы: среди вновь выявленных случаев в возрастной группе 30-40 лет - 47%, 40-50 лет - до 22%. Самые высокие показатели пораженности среди мужчин отмечены в возрастной группе 35-39 лет (2,9%), среди женщин - в группе 30-34 года (1,6%).

Требует индивидуального, исключающего дискриминацию подхода проблема оказания медицинской помощи детям и подросткам, живущим с ВИЧ-инфекцией, и особенно детям-сиротам. В РФ с 1987 по 2016 гг. было 172 тыс. детей рождено ВИЧ-инфицированными матерями (на 1.09.2017 г.); выявлено 29 122 больных ВИЧ-инфекцией детей в возрасте с 0 до 17 лет. В 2016 году в РФ проживало10 943 ВИЧ-положительных детей.

Активно формируется сообщество биологических родителей ВИЧ-инфицированных детей и родителей, усыновивших этих детей. Такие организации, как Благотворительный фонд "Помощь детям, затронутым эпидемией ВИЧ-инфекции "Дети плюс"" содействуют семейному устройству детей-сирот, организуют клубы для ВИЧ-позитивных подростков 12-17 лет, помогают в проведении школы приемных родителей, поддерживают сообщество приемных родителей с помощью форумов и др.

Наряду с позитивными моментами в родительском сообществе продолжают распространяться СПИД-диссидентские настроения, в том числе ведущие к отказу от лечения, послужившие причиной гибели детей.

Для предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции необходимо внедрение современных профилактических технологий, включая программы для электронных носителей, например, Life4me+, первое в России бесплатное мобильное приложение, включающее множество различных функций: поддерживать постоянную связь между врачом и пациентом, иметь возможность удаленно в режиме реального времени контролировать прием препаратов и приверженность лечению, быть в курсе самых актуальных новостей из мира ВИЧ, научных открытий, исследований и пр.

В 2017 г. особый акцент был сделан на работу с молодежной студенческой аудиторией, населением, работающим на крупных и небольших промышленных предприятиях, в сфере социального обслуживания. Были проведены многочисленные профилактические мероприятия и акции, в ходе которых, в частности, было организовано анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию для всех желающих. Только в рамках Всероссийской акции "СТОП ВИЧ/СПИД" с 27 ноября по 8 декабря 2017 г. Центрами Гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации было проведено более 1100 "горячих линий" и осуществлено 19 014 консультаций населения.

Л.А. Дементьева сообщила, что 18-20 апреля 2018 г. в г. Москве состоится VI Международная конференция по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, в которой ожидается участие до 3000 делегатов: ведущих ученых, политических деятелей, организаторов здравоохранения, профессионалов в области медицины, руководства профильных международных организаций и агентств системы ООН (ВОЗ, ЮНЭЙДС), а также представителей гражданского общества и частного сектора из России, государств-участников СНГ, БРИКС, ШОС, стран Европы, Южной и Северной Америки, и Юго-Восточной Азии. Конференция предоставит возможность оценить опыт региона в борьбе с ВИЧ/СПИДом.

В заключение своего вступления докладчица выразила надежду на продолжение взаимополезного сотрудничества между государственными и религиозными организациями в профилактике ВИЧ-инфекции и помощи людям, затронутым этим заболеванием.

Первый заместитель начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) К.В. Бендас в ходе дискуссии отметил, что в РОСХВЕ действует около 350 стационарных реабилитационных центров для наркозависимых, в которых единовременно находятся до 30 тыс. человек. Они действуют почти во всех субъектах РФ и вносят большой вклад в дело первичного выявления социально опасных заболеваний: обязательным требованием для поступления на реабилитацию является тестирование, в т.ч. на ВИЧ-инфекцию. В настоящее время подана в Росстандарт на регистрацию единая система сертификации для всех реабилитационных центров РОСХВЕ. Руководство Союза готово включить в обязательные требования для сертификации соглашение с территориальными структурами Минздрава, касающиеся профилактики, обследования и терапии. Это станет весомым вкладом в профилактику ВИЧ-инфекции и приверженность АРВТ.

Руководитель Ресурсного центра паллиативной помощи Свято-Димитриевского сестричества (Москва) О.Ю. Егорова рассказала о роли, которую сестры милосердия и добровольцы играют в системе профилактики ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях на примере Инфекционной больницы №2 (Москва).

Сестры милосердия и добровольцы в больницах выполняют функции, которые не входят в должностные обязанности штатного медперсонала: общаются со взрослыми больными, стригут, кормят. Большая работа ведется с наркопотребителями и лицами БОМЖ в отделении, число последних увеличивается (в 2016 г. - 128 чел. 2017 г. - 169 чел.). "Если бездомный, выписываясь из больницы, возвращается к асоциальному образу жизни, через месяц жизни на улице он теряет все результаты лечения", - отметила докладчица. Поэтому сестры милосердия стараются устроить их в социальные учреждения, помогают искать родственников, восстанавливать документы.

Сестры милосердия и волонтеры участвуют в разных мероприятиях по первичной профилактике: в 2017 г. на базе Свято-Димитриевского православного училища сестер милосердия был проведен круглый стол по профилактике ВИЧ для студентов семи городских медучилищ.

Сестры милосердия организуют акции по первичной профилактике для студентов медколледжей, преподают инфекционную безопасность в училище, на курсах для добровольцев и различных обучающих мероприятиях.

Свято-Димитриевским ресурсным центром по паллиативному уходу выпущено учебное пособие для медицинских колледжей по профилактике профессиональных заражений: "ВИЧ-инфекция. Клинические проявления и формы. Сестринский уход. Профилактика профессиональных заражений" (авторы: Палатова Н.М., Егорова О.Ю., издательство: Лань, 2017 г., серия "Учебники для вузов"). Ресурсный центр издал уже много пособий по вопросам ВИЧ-инфекции, все они включают раздел по инфекционной безопасности.

Для обеспечения вторичной профилактики сестры милосердия и добровольцы строго соблюдают все правила санитарно-эпидемиологического режима в лечебных учреждениях, включая обязательное ношение маски во всех помещениях для предотвращения заражения туберкулезом; сами регулярно проходят диспансеризацию, тестирование на ТБ, вакцинацию.

При работе с пациентами после выписки на дому при работе с биологическими жидкостями, обработке пролежней, перевязке ран и т.д. соблюдается такой же строгий инфекционный режим, как и в стационаре. Он смягчается, если у пациента нет ТБ, а кормление, общение, работу с чистым бельем можно осуществлять без перчаток и масок. Сестры милосердия организуют также юридическое сопровождение, социальную помощь, консультирование, помогают восстановить отношения с семьей, найти родственников. "Часто бывает так, что семья устала от взрослого человека, который живет своей отдельной сложной жизнью. Сестры милосердия и добровольцы берут на себя часть забот, соединяют членов семьи, и семьи воссоздаются", - сказала докладчица.

Сестры милосердия и добровольцы работают с родителями ВИЧ-позитивных детей, чтобы обеспечить поддержку детей, а также с преподавателями школ, где они учатся, дабы обеспечить сохранение тайны диагноза, поддерживающей психологическую обстановку.

"Сестры милосердия и добровольцы, в отличие от медперсонала больниц, имеют неограниченные по времени и по должностным обязанностям возможности быть рядом с пациентом. Они имеют большой доступ ко всем сферам его жизни, пользуются доверием и имеют возможность мотивировать на лечение. Им верят, и они хорошо справляются с задачей профилактики", - отметила в завершение своего выступления О.Ю. Егорова.

Е.М. Северина, представляющая брянскую региональную церковно-общественную организацию "Благо", представила исследование эффективности программ "Живая вода" и "ЛадьЯ" на примере образовательных учреждениях г. Брянска (в 2014-2017 гг.).

Брянские специалисты более десяти лет работают с ценностно ориентированными программами профилактики рискованного поведения детей и молодежи "Ладья", "Живая вода" и "Дорога к дому".

На протяжении четырех лет в 15 группах (по 12-14 детей) в системе дополнительного образования проводится исследование эффективности этих программ с применением различных методик. Замеры проводятся в начале программы и в конце.

В программе "Живая вода" для младших школьников (9-12 лет), которая знакомит детей с основными нравственными понятиями и ценностями, предусмотрена диагностика методом свободного ассоциативного ряда, определяющая, что дети знают об основных ценностных понятиях (дружба, семья, благородство, честность, свобода, любовь, доброта и пр.). Исследования показывают, что по всем параметрам уровень знаний и умений у детей возрастает.

Для того чтобы оценить, насколько дети действительно реализуют в своем поведении усвоенные знания об этих понятиях, использовались такие методики, как "Диагностика уровня нравственной самооценки" (Т.А. Фалькович), "Диагностика отношения к жизненным ценностям" (Т.А. Фалькович), "Что такое хорошо и что такое плохо" (И.Б. Дерманова), "Незаконченные предложения" (Н.Е. Богуславская) и другие, касающиеся более узких моментов, например, развития коммуникативных навыков, снижения тревожности и агрессивности, улучшения эмоционального фона.

Диагностика уровня нравственной самооценки показывает, как дети сами оценивают то, насколько они владеют этими нравственными понятиями и привносят их в свою жизнь. Исследование показало, что в ходе программы увеличилось количество детей с высоким уровнем нравственной самооценки (с 53% до 77%), снизилось со средним уровнем (с 42% до 23%), и не осталось детей с низким уровнем.

По результатам диагностики отношения к жизненным ценностям за один учебный год (52 часа, по 2 часа в неделю) меняется взгляд детей на жизнь и их представления о ценностях. Если раньше дети считали игру, развлечения, отдых основными ценностями, то по прохождении программы они включают в свою жизнь общечеловеческие ценности: культура, природа и пр.

Методика "Что такое хорошо и что такое плохо" предлагает детям дать нравственную оценку различных поступков, касающихся дружбы, честности, благородства, достоинства. Исследование показало, что на 24% увеличилась группа с высокими показателями (с 73% до 97%), и на такое же количество уменьшилась группа со средними (с 27% до 3%). Если в начале программы почти все дети младшего школьного возраста считают примененные к ним лично наказания несправедливыми, то на этапе контрольных замеров они, оценивая свои поступки, понимают, что наказание было справедливым. Это значит, что они не просто знакомятся с ценностными категориями, но и учатся соотносить их со своим жизненным опытом, применять к себе и к другим.

При работе со старшими подростками (14-17 лет) по программе "Ладья" для оценки личностной зрелости, социальной компетентности использовался не только предусмотренный в программе метод свободного ассоциативного ряда, но и "Тест-опросник личностной зрелости" (Ю.З. Гильбух), "Шкала социальной компетентности" (А.М. Прихожан), методика "Самоанализ личности" (О.И. Мотков), "Методика изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся" (М.И. Рожков), анкета "Гражданская позиция школьника".

Тест-опросник личностной зрелости исследует потребность детей в социально-нормативном поведении: наличие взглядов и убеждений, проявление механизмов совести, регулирующих поведение. Согласно этому исследованию, детей с весьма высоким уровнем стало на 3% больше (с 10% до 13%), с высоким уровнем - на 5% (с 17% до 22%), со средним - на 3% меньше (с 53% до 50%), с неудовлетворительным - на 5% меньше (с 20% до 15%).

Выступающая отметила: "Конечно, нельзя ожидать, что в результате программы все дети перейдут на высокий уровень, поскольку помимо этих занятий на подростков воздействуют многие другие факторы. Нужно также учитывать, что некоторые дети с высоким уровнем, хорошо отвечая на опросник, на практике могут демонстрировать совершенно иное поведение. В данном случае радует высокий процент "средних" ответов, свидетельствующий о том, что дети отвечают на вопросы честно".

Метод оценки мотивации достижения показывает, насколько дети стремятся к преодолению трудных жизненных ситуаций, ориентированы на должный уровень самооценки и самоуважения и уважения окружающих. По этим показателям на среднем уровне изначально находится 47% детей, а затем 52%. Снижается процент детей с неудовлетворительным уровнем мотивации достижения (с 23% до 10%) - тех, кто ни к чему не стремится, не хочет решать проблемы, "плывет по течению".

В числе компонентов анализа личностного профиля важен показатель отношения подростков к своему "я": осознание своих возможностей, внутреннего потенциала ("на что я способен"), выбор вектора собственного развития. Подростки, склонные к рискованному поведению, в т.ч. приводящему к социально опасным заболеваниям, - это дети с проблемами "я-концепции": с нарушениями представления о своем внутреннем мире, о себе, которое приводит к различным формам зависимого поведения. Такие дети чувствуют себя никчемными людьми, имеют много комплексов. Поэтому показатель отношения к собственному "я" очень важен. Цифры показывают, что и здесь происходят положительные изменения: число детей весьма высокого уровня увеличивается с 8% до 12%, высокого - с 20% до 24%, среднего уменьшается с 47% до 53%, неудовлетворительного - с 25% до 11%.

Тест на сформированность жизненных установок показывает, что у детей появляются положительные идеалы и представления о нормах и правилах поведения, формируется способность самому себя оценивать и регулировать собственное поведение: весьма высокий уровень вырос - с 8% до 12%, высокий - с 12% до 18%, средний снизился - с 43% до 46%, неудовлетворительный - с 37% до 24%. Это важный показатель для формирования уверенного ребенка, который мог бы сам решать свои проблемы.

Тест на сформированность чувства гражданского долга показывает, насколько ребенок способен видеть справедливость и нравственность в действиях и поступках, готов делать что-то общественно полезное, например, стать волонтером, взаимодействовать с общественными организациями. В результате прохождения программы число детей на весьма высоком уровне увеличилось с 17% до 20%, на высоком - с 22% до 26%, на среднем - с 41% до 48%, а на неудовлетворительном уменьшилось с 20% до 6%.

Еще один тест - на способность к психологической близости с другими людьми - оценивает умение устанавливать нормальный контакт с другими людьми, без этого невозможны отношения с друзьями и в семье. В начале программы 40% детей имеет неудовлетворительный уровень способности к психологической близости: они считают, что дружба - это показатель того, как к ним относятся другие, а от них самих ничего не зависит. В действительности способность к психологической близости говорит о понимании ребенком того, что и от его участия зависят отношения, что он сам может включаться в эти отношения и что-то давать другим. Вот как изменились эти показатели за время программы: весьма высокий уровень - с 8% до 10%, высокий - с 8% до 16%, средний - с 44% до 48%, неудовлетворительный - с 40% до 28%.

Результаты исследования жизненных ценностей подростков, в ходе которого дети должны были определить, что главное в жизни, говорят об изменении их представлений. Если в начале программы на первом месте была материальная обеспеченность, на втором - успешное обучение, на третьем - благополучие семьи и близких, на последнем - слава, то на контрольном этапе ценности менялись местами: на первом месте было благополучие семьи и близких, на втором - здоровье, на третьем - возможность помогать людям.

В целом диагностика эффективности программ, проведенная в Брянске, помогает понять, в чем конкретно меняются дети. В докладе были представлены только те показатели, которые ориентируются на нравственные позиции детей, их отношение к миру, к жизни, к себе. Результаты исследования могут подвигнуть другие регионы также начать использовать эти программы.

В ходе обсуждения доклада Л.А Дементьева отметила, что Брянская область на протяжении 20 лет остается довольно благополучной территорией в контексте эпидемии ВИЧ-инфекции. Не в последнюю очередь, очевидно, благодаря таким педагогам и организациям как "Благо", которые используют упомянутые профилактические программы.

Сотрудник Челябинского областного центра СПИД И.А. Ахлюстин и социальный работник Свято-Троицкого храма в селе Долгодеревенское Челябинской области А.В. Шерстобитов рассказали об опыте сотрудничества государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи.

В Челябинской области (ЧО) успешно реализуется первичная профилактика ВИЧ-инфекции в тесном взаимодействии государственных, общественных и религиозных организаций. Государственные организации основные свои силы и средства направляют на борьбу с распространением эпидемии, осуществляя разнообразные программы, направленные на оказание медицинской и социальной помощи ЛЖВ. В то же время Русская Православная Церковь наибольшее внимание уделяет причинам распространения заболевания, реализуя программы первичной профилактики, воспитательную и просветительскую работу, внося неоценимый вклад в борьбу с распространением и последствиями этого заболевания.

Государственные организации осуществляют информационную поддержку профилактики: за 10 месяцев 2017 года федеральные программы охватили информационными материалами 78% населения в возрасте 19-49 лет. В Челябинской области проводятся ежегодные профилактические акции: в День памяти умерших от СПИДа (участвовало 17 468 чел., протестировано на ВИЧ 4310 чел.); в "День семьи, любви и верности" (участвовало 3084 чел., протестировано на ВИЧ 1148 чел.); во время Всероссийской акции РЖД (протестировано на ВИЧ 2039 чел.).

В 2017 году во всех учебных и медицинских учреждениях проводилось анкетирование по оценке уровня информированности населения по теме ВИЧ-инфекции. Правильно ответили на все вопросы 67,8% всех опрошенных.

Благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций.

В декабре 2017 года семинар "Созависимость. Преодоление" (организован совместно с Российским круглым столом), который вели С.П. Борзов и Е.Е. Рыдалевская, собрал большое число педагогов, в т.ч. из социальных служб из разных территорий, и преподавателей, которые прошли обучение по программе "Ладья". Круглый стол по случаю Международного дня борьбы со СПИДом 1 декабря также собрал специалистов разных государственных ведомств, НКО и Русской Православной Церкви; благодаря таким мероприятиям происходит обмен опытом и распределение обязанностей в совместной работе.

На Всероссийском конкурсе 2017 года "Лучший СПИД-центр" Челябинский центр СПИД занял два призовых места: I место - за лучший коммуникационный проект в СМИ "Предупрежден - значит вооружен", и II место за лучший совместный проект с социально ориентированными НКО "Зона риска". Именно благодаря сотрудничеству с общественными организациями работа Центра СПИД с целевыми группами стала более масштабной и эффективной.

Главной площадкой для сотрудничества с областным центром "Семья", Центром СПИД, благотворительным фондом "Семья+", другими СО НКО стал храм великомученика Георгия Победоносца в селе Долгодеревенское близ Челябинска. На средства Президентского гранта здесь проводятся тренинги по программам "Ладья", "Живая вода" и "Дорога к дому" для специалистов со всей территории ЧО, Ханты-Мансийского АО и других областей. Одним из ведущих тренеров является протоиерей Георгий Артарьян, а среди слушателей семинаров есть немало священников. При поддержке Свердловского Центра СПИД челябинские тренеры провели семинар в Екатеринбурге (более 30 участников).

Первый тренинг в Челябинске по "Ладье" состоялся в 2009 г., по "Живой воде" - в 2011 г., по "Дороге к дому" - в 2013 г. За этот период удалось обучить 380 специалистов по программе "Ладья", 165 по "Живой воде" и 147 по "Дороге к дому".

Эти программы "работают" в ЧО до сих пор: во время вебинара, организованного областным Министерством образования в конце 2017 г. с участием около 200 директоров школ, 96 школ отметили, что работают по программе "Ладья", обучение полностью прошли 9730 детей. По "Живой воде" работают, в основном, детские сады - 43 учреждения, обучено 2920 детей, "Дорога к дому" преподается в 22 учреждениях, обучено 1864 чел.

Докладчики отметили, что челябинцы привносят собственные элементы в программы. Так, аудиторное занятие на тему "Родина" (программа "Живая вода") они дополнили практическим домашним заданием: сделать кормушки для птиц и в период зимних холодов подкармливать "пернатых сограждан". Для каждой группы подростков, обучающихся по "Ладье", создается группа в соцсети "ВКонтакте", и связь с детьми поддерживается 2-3 года после завершения программы: тренеры размещают ссылки на полезные материалы или фильмы, которые рекомендуют детям посмотреть и дополнительно поразмышлять над пройденными темами, получают обратную связь.

Благодаря тесному сотрудничеству с Министерством образования и науки Челябинской области не возникает организационных проблем с приглашением школьных преподавателей на тренинги: на период обучения сохраняется их зарплата по основному месту работы. Поступает много положительных отзывов о программе от разных организаций, совсем недавно - от "Родительского комитета". Во многих школах "Ладья" стала включаться в расписание уроков наряду с другими предметами.

Главное в том, что программа дает возможность детям формировать внутренний стержень, который помогает им на практике сопротивляться угрозам и избегать рискованного поведения. Многие дети, прошедшие обучение по этим программам, становятся волонтерами: в 2018 г., который был объявлен "Годом волонтера", "Ладья" готовит 5-й выпуск своих особых волонтеров в Челябинске.

Завершая свое выступление, докладчики отметили: "Необходимо и далее развивать сотрудничество Русской Православной Церкви с государственными структурами и общественными организациями в сфере нравственного воспитания и образования детей и молодежи; усиливать образовательную и просветительскую работу по профилактике ВИЧ и рискованного поведения среди детей и подростков; при поддержке общественных и государственных организаций включать в образовательный процесс уже разработанные уникальные обучающие программы по профилактике ВИЧ/СПИДа - "Живая Вода", "Ладья", "Дорога к дому"; постоянно готовить новых заинтересованных и увлеченных специалистов для качественной реализации данных программ".

Сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Георгий Пименов посвятил свое выступление теме "ВИЧ-диссидентство и Церковь. Отношение Церкви к движению по отрицанию ВИЧ/СПИДа".

Он отметил: несмотря на то, что Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа принята еще в 2004 г., сотни церковных центров по реабилитации наркозависимых успешно работают с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, открыты больничные храмы, с медицинскими учреждениями и НКО проводятся совместные конференции и мероприятия, в церковной среде имеет место полуподпольное движение ВИЧ-диссидентства. Если бы это движение было безобидным частным мнением отдельных мирян и священников, это было бы не страшно и не имело бы общественного резонанса. Но священник особенно несет ответственность за тот образ мыслей, который он исповедует. По его словам часто судят о Церкви. Настало время сказать, что некоторые церковные люди впали в своеобразную ересь, сродни гностицизму, - ересь ВИЧ-отрицания. За этой проповедью стоит не жизнь вечная, а реальная смерть пораженных тяжелым недугом людей, которые легковерно отказываются от непростого, но дающего жизнь медицинского лечения.

Среди ВИЧ-диссидентов есть также врачи-наркологи, руководители общественных организаций и реабилитационных центров. Нередко они также пропагандируют отсутствие ВИЧ-инфекции, используя медицинскую терминологию вкупе с набором церковных текстов. Выступающий отметил, что было бы полезно дать официальное разъяснение церковной позиции по ВИЧ-диссидентству с четким обозначением, что такая анти-ВИЧ проповедь является личной ошибкой выступающих, ведущей к смерти слушающих или их детей.

В завершающей дискуссии участники отметили, что представленная в выступлениях информация будет полезна для религиозных общин и церковно-общественных организаций, работающих в области профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа.

Служба коммуникации ОВЦС

МКС(К)ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида»
Кемеровская область,
Ленинск-Кузнецкий район, с.Красное

Круглый стол
для старшеклассников
«Профилактика ВИЧ-инфекции»

Исполнитель:
Уханова Ю.В.

Декабрь 2015 года
Цель:
Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.
Задачи урока: 1. Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме.2. Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования.3. Проверить уровень усвоения информации.
4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход занятия.
Приветствие. Ожидания участников.
Здравствуйте Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. В течение занятия мы будем работать вместе, сидя в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Давайте поздороваемся друг с другом.

Упражнение «Приветствие»
Сейчас я предлагаю вам разбиться на 4 малые группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Задача каждой группы – ответить на вопрос: «Зачем вы пришли на этот семинар?», «Что вы хотите узнать на этом семинаре?», «Что вы ждёте от семинара?», «Как вы думаете, что будет происходить здесь?» (Сбор ожиданий)

Принятие правил группы.
Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли. Не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил..
1. Право говорящего.
Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы этого не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразить свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
2. Правило поднятой руки.
Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая – чтобы не перебивали говорящего. Вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осенённый» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий даёт ему слово.

3. Конфиденциальность.
Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация. Сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали её только группе, а не всему городу.
4. «Не давать оценок»
Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
5. Право ведущего.
Я, как ведущий, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
6. Активность
Все участники должны быть активны. Актуальность проблемы. Оценка уровня информированности. Как вы думаете, актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашей области? В нашем района есть ВИЧ-инфицированные?
Сколько их?
Это много или мало?

Упражнение «Листок с секретом»
Также незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован.
Поэтому, касается ли эта проблема нас с вами? Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время? Зачем это нужно?
Как вы думаете, хорошо ли молодое люди, живущие в нашем городе, информированы о ВИЧ-инфекции?

Информационный блок.
Совершенно верно. Кто-то знает о ВИЧ-инфекции всё, кто-то обладает небольшой информацией, а кто-то не знает ничего. О том, что такое ВИЧ/СПИД; почему он может жить только в организме человека; как передаётся и развивается это заболевание; где и как можно узнать, а заражён ли ты; какие есть способы профилактики ВИЧ-инфекции, я постараюсь рассказать вам сегодня на нашем занятии.
Давайте начнём с определений: что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- это вирус иммунодефицита человека.
ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно. Единственным местом, где этот вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости организма человека. Теперь мы знаем, что ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека.
А иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма.
СПИД – это синдром приобретённого иммунного дефицита Это совокупность определенных симптомов, свидетельствующих о том, что иммунная система сильно повреждена. Само понятие «СПИД» является искусственным медицинским термином и необходимо врачам для того. Чтобы обозначить тех пациентов, чье состояние особенно тяжелое, и потому им требуется большее внимание. По статистике СПИД развивается не у всех, кто инфицирован ВИЧ. Значительная часть инфицированных умирает до того, как у них разовьется СПИД. Причиной смерти в этом случае могут быть как инфаркты, инсульты, так и передозировки наркотиков, осложнения гепатитов (циррозы и рак печени).
Ученые считают, что первые случаи СПИДа имели место в США, Гаити, Африке в середине 70-х годов. Хотя, конечно, все началось намного раньше, и вирус не упал к нам с неба. Очень трудно делать заключения только на основании записей врачей, не предполагавших даже с чем они имеют дело, а те пациенты либо уже умерли, либо «потеряны». По настоящий день никто точно не знает о происхождении этой болезни.
В СССР выявлены первые случаи СПИДа у иностранных студентов африканцев. Обучающихся в советских ВУЗах. В 1987 году в Советском Союзе официально объявлено о регистрации первого случая СПИДа у гражданина страны.
Годом раньше, в 1986 году в Москве открывается первое специализированной отделение для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В начале его пациентами были иностранцы. А к концу 1987 года среди пациентов этого отделения было 24 гражданина СССР.
1989 год – пожалуй, самый драматичный момент в развитии эпидемии в нашей стране. В 1996 году – распространение ВИЧ в России приобретает характер геометрической прогрессии (взрыва). Основным путём передачи вируса стали не сексуальные контакты и медицинские манипуляции, а внутривенное введение наркотиков. Новые случаи инфекции стали исчисляться не десятками, а тысячами.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека в РФ зарегистрировано свыше 350 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом более 80% приходиться на лиц, в возрасте от 15 до 30 лет.
На сегодняшний день по статистическим данным картина заражения ВИЧ-инфекцией в стране, по Челябинской области и у нас в городе следующая:
На май 2010 года ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации официально составляло 380 – 400 тысяч человек.
В том числе:
в Москве – 20 тысяч человек
в Челябинской области – 16 тысяч людей
в Челябинске – 10 тысяч человек
в г. Снежинске – 250 человек.
ВИЧ-инфицированных подростков 15-18 лет в России насчитывается 15 тысяч.

Как же передается ВИЧ – инфекция?
Существует 3 основных способа передачи:
1. через кровь;
2. через половые контакты;
3. через грудное молоко матери к ребенку.
Как долго может прожить человек с ВИЧ-инфекцией?
ВИЧ-инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2-3 до 10-15 лет. Естественно, что это средние показатели. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы. СПИД – последняя стадия заболевания «ВИЧ-инфекция». Обычно эта стадия длится от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Что чувствует человек в стадии СПИДа?
Вот наиболее распространенные последствия развития у человека СПИДа:
Постоянно плохое самочувствие;
Высокая вероятность физического уродства в связи с истощением и повреждениями кожи инфекциями;
Высокая вероятность нарушения зрения и деятельности мозга;
Полная или частичная потеря способности к самообеспечению (потребность в уходе).
Познакомившись с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, попробуйте мне ответить на следующий вопрос: через что нельзя заразиться ВИЧ- инфекцией? (Ответы детей.)
ВИЧ нельзя заразиться через:
* Дверные ручки
* Места общего пользования
* Еду
* Посуду
* Душ, баню, бассейн
* Укусы кровососущих насекомых
* Поцелуи и прикосновения
Скажите: ВИЧ и СПИД – это одно и тоже? (Ответы детей)Сейчас мы узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос. ВИЧ и СПИД не одно и тоже. Человек заражается ВИЧ, а потом этот вирус, который передаётся только от человека к человеку, постепенно разрушает иммунную систему. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ – инфекции – СПИД.
Этап приобретения практических навыков. Каждый учащийся вытягивает листочек с цифрой. Таким образом, класс делится на 3 группы.
Мозговой штурм «Что можно сделать, для того чтобы человек изменил своё поведение на более безопасное?»
Сейчас каждой группе необходимо ответить на вопрос, который вы видите на экране.
После выступления групп проходит общее обсуждение.Вывод: изменить поведение человека при помощи давления, запугивания очень сложно. Важно, чтобы это решение человек принял самостоятельно. А еще хочется сказать, чтобы вы не подвергали себя напрасному риску.
Берегите себя и других!

Завершение работы.
Получение обратной связи.
Наше занятие завершается. В течение урока мы обсуждали очень важные проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Для такой сложной темы это совсем не много времени. Если остались неясные вопросы и не высказанные мнения, можете сказать об этом сейчас. У нас есть ещё время на обсуждение. Вопросы (отвечают, сидя в кругу, передавая игрушку):
Что вы получили на занятии?
Получили ли вы от занятия то, что ожидали?

Литература:
Источники заимствованы с интернета.

Тревожная статистика - каждые пять минут в России происходит новый случай заражения. Как сохранить здоровье и что делать, если диагноз поставлен?

Об этом страшно узнать, этим не принято делиться, и это сложно принять. Светлана узнала, что у нее ВИЧ в 20 лет - заразилась от своего молодого человека. Первая любовь из сказки превратилась в кошмар. Жизнь стала скорее ожиданием смерти. Но вопреки прогнозам, женщина живет с вирусом уже 17 лет.

«Внутренне я понимала, что так продолжаться не может. Что-то нужно делать, как-то надо продолжать жить. Я создала группу взаимопомощи для людей таких же, как я. Имея уже определенный опыт жизни с ВИЧ, я могла рассказать им, как поступать правильно и не оставаться в таком состоянии, как я, длительное время», - рассказывает Светлана Цуканова.

Она признается: тогда просто ничего не знала о вирусе, да и разве в молодости думаешь о плохом? И чтобы таких историй, как у Светланы, становилось меньше, а людей, знающих о ВИЧ, больше, в Первом медицинском университете им. Сеченова для студентов со всей России провели открытый урок.

«В 2016 году наша страна оказалась практически на пороге эпидемии. В настоящее время ситуация по-прежнему остается очень сложной. На сегодняшний день число зараженных составляет более 900 тысяч человек», - отметила Светлана Медведева.

Более половины инфицированных заразились через кровь. Чаще всего, это уколы наркотиков. Но причиной ВИЧ-инфекции нередко становятся, казалось бы, привычные вещи: пирсинг, тату, поход к стоматологу, даже маникюр, сделанный плохо обработанными инструментами. Еще 40% положительный статус получили половым путем. И около 2% – это передача вируса от матери к ребенку во время беременности, при родах или грудном кормлении. При этом в Минздраве отмечают резкое сокращение числа новых заражений.

«Мы получили первые результаты до-клиники по редактированию генома на основе CRISPR-технологий, и мы видим уже на уровне животных, на уровне до-клиники, что ВИЧ может быть излечен полностью. Поэтому и результаты научных исследований дают определенный оптимизм», - сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Врачи снова и снова напоминают, заразиться через объятия или поцелуи, использование общей посуды или одежды невозможно. Укусы комаров тоже безопасны.

Проблемой остаются так называемые вич-диссиденты - люди, которые о своем диагнозе знают, но лечение игнорируют. А ведь если вовремя не начать принимать лекарство, через 10-12 лет вирус иммунодефицита переходит в последнюю стадию – СПИД, когда организм не может справиться даже с обычной простудой.

Групп риска больше нет – вирус угрожает всем. Каждые пять минут в нашей стране становится на одного больного ВИЧ больше. В Самарской, Ленинградской, Кемеровской, Тюменской областях вирус у каждого сотого. В Екатеринбурге вообще болен каждый 50-й. И это только подтвержденные случаи. Около 40% людей о своем диагнозе и не подозревают.

Сдать тест на ВИЧ можно бесплатно и анонимно почти в любой поликлинике или больнице. А на этой неделе сделать экспресс-анализ можно даже по пути на работу или учебу в таких передвижных лабораториях – они работают около метро и торговых центров. 15 минут – и в своем статусе не сомневаешься.

Причем одного раза мало. Это должно стать привычкой, как поход к стоматологу. ВИЧ - вирус хитрый и может никак себя не проявлять до полугода.

Ближайшие семь дней по всей стране будут проходить лекции, круглые столы, консультации. Главным событием станет марафон в Казани, где тысячи людей пробегут в память об умерших от СПИДа.

Анна Надолинская
Круглый стол для подростков «ВИЧ и Спид - эпидемия века»

Круглый стол для подростков на тему «СПИД и ВИЧ- эпидемия века »

Цель : информировать подростков о вирусе иммунодефицита человека , путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания. О проблемах не только физического, но и психологического характера. О безопасных формах сосуществования и общения с больными СПИДом .

Задачи :

Сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье;

Научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Развивать толерантное отношение к больным СПИДом .

Методический материал : текст История Томаса», красные шелковые ленты, маркеры или фломастеры, степлер, видеоролик «Невымышленная история Оли»

Пердварительная работа : анкетирование подростков по проблеме ВИЧ и СПИДа .

Ведущие : социальный педагог, педагог-психолог.

Участники : старшие подростки , медицинский работник.

Ход мероприятия:

(Заставка, слайд №1)

Социальный педагог : Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы обменяться мнениями и, возможно, ответить на волнующие вас вопросы по теме СПИД . Почему мы собрались именно сегодня, спросите вы меня?

А потому что именно сегодняшний день, 1 декабря – является всемирным день профилактики СПИДа . В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить внимание людей к этой проблеме.

ВИЧ/СПИД - глобальная проблема современного человечества. Несмотря на усилия ученых всего мира, вакцина от ВИЧ пока не изобретена, и профилактика остается единственным средством сдерживания эпидемии .

Сегодня к имеющимся в мире более 50миллионам ВИЧ-инфицированным ежедневно прибавляется около 16000 человек. Для предупреждения СПИДа только на одного ВИЧ-инфицированного необходимо потратить от 8-12тысяч долларов, т. е. от 600-756000 рублей в год.

(анализ анкет)

Мы проанализировали анкеты, которые вы заполняли, да вы владеете некоторыми знаниями, но есть вопросы которые вызвали у вас затруднения и мы поможем вам сегодня разобраться и пополнить ваш багаж знаний.

(подросткам предлагается прослушать одну из историй человека заболевшего СПИДом )

(СЛАЙД № 2)

История Томаса Сингла

Каждую ночь приходит страх. Тогда Томас бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила много таких ночей и знает, что надо делать. Она встает и обнимает своего сына. Это длится 2, 3 минуты, пока он немного не успокоиться. Томас С. из Берлина, ему 25 лет. Он страдает синдромом приобретенного иммунодефицита – приобретенной слабостью иммунитета. СПИД ? Томас думает, что это еще не доказано на 100%. “Врачи честны по отношению ко мне, – говорит он, – Я даже надеюсь, что выйду из трудной ситуации”. Лицо Томаса в морщинах, с впалыми щеками. К сожалению, Томас не всегда заботился о своем здоровье, и обратился за помощью к врачам слишком поздно. В течение 4–х месяцев он сильно похудел, потеряв треть своего веса. Томаса поместили в больницу. У него не было сильных жалоб. Ему только нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться. В больнице значительных отклонений в его здоровье не обнаружили. Поскольку Томас почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал свои вещи и выписался из больницы. Томас уже знал, что в его организм попал вирус, называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека , который может вызвать заболевание СПИДом . В Америке по поводу этого заболевания была поднята большая тревога, и он решил проверить себя. Результаты анализа соответствовали его опасениям : в крови были обнаружены антитела. Тест на ВИЧ оказался положительным. Однако врач сказал Томасу, что между временем заражения и началом болезни могут пройти месяцы и даже годы.

Через неделю после выхода из больницы у парня случился приступ лихорадки, на следующий день началась сильная головная боль и расстройство желудка, причем обычно используемые в таких случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось ложиться в больницу. При поступлении в стационар в карте записали : “Пациент дезориентирован и сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная боль. Язык с белым налетом. Диагноз – токсоплазмоз”. При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый гепатит. Теперь Томас чувствовал себя значительно хуже. Поскольку приобретенный иммунодефицит излечить невозможно, врачи искали пути помочь Томасу продлить его жизнь. Но через несколько месяцев Томас умер.

Социальный педагог : А сейчас слово предоставляется медицинскому работнику, который расскажет вам о причинах заражения и способах профилактики ВИЧ И СПИДа .

(Слайд № 3)

(Выступление мед. работника по проблеме заражения и профилактике спидом )

Социальный педагог : А сейчас вам предлагаем посмотреть видеоролик связанный с проблемой заражения ВИЧ и СПИДом , который подтвердит все то что вам сообщила мед. работник.

(Просмотр видеоролика «Невымышленная история Оли» )

(Слайд № 4)

Психолог : Проблема о которой мы сегодня говорим достаточно серьезная и не только в сфере физического здоровья, но и эмоционального.

Вопросы к детям

1. Как вы думаете какие эмоции и чувства испытывают люди, которые узнают о том, что они заражены ВИЧ инфекцией?

(страх, паника, жалость к себе, ненависть к тому от кого заразился, ненависть ко всему миру, страх одиночества).

2. А что чувствуют те, кто знает, что рядом с ними проживает или учится человек зараженный ВИЧ инфекцией?

(брезгливость, призрение, отвержение, игнорирование, страх за себя, боязнь заразиться, могут допускать насмешки, осуждение)

3. А правильно ли общество ведет себя по отношению к этим людям?

(Эти люди, такие же, как и мы. Просто кто-то из них совершал необдуманные поступки, от которых ни кто не застрахован, а некоторые вовсе заражены не по своей вине. И разве они заслуживают презрения и обид с нашей стороны? Конечно же, нет. Если вы внимательно смотрели видеоролик и слушали информацию, то наверняка поняли, что с этими людьми можно безопасно общаться и дружить).

Правила игры : участникам озвучиваются ситуации, в которых они должны определить степень риска заражения ВИЧ инфекцией и СПИДом . Степень риска показывается жестами рук. Высокая степень показывается сложенным из рук крестом, при низкой степени заражения участники должны просто ровно стоять, опустив руки вдоль туловища, низкая степень показывается рукопожатие (сцепление рук пальцами) .

1. Поцелуй в щёку (нет)

2. Совместное использование шприцов и игл (высокий)

3. Пользованием общей посудой (нет)

4. Пользование чужой зубной щёткой (низкий)

5. Пользованием общим туалетом (нет)

6. Кашель, чихание (нет)

7. Пользование чужими лезвиями для бритья (высокий)

8. Плавание в бассейне (нет)

9. Нанесение татуировки нестерильными инструментами (высокий)

10. Укусы насекомых (нет)

11. Переливание непроверенной крови (высокий)

12. Незащищённый (т. е. без использования презервативов) сексуальный контакт (высокий)

13. Прокалывание ушей нестерильными инструментами (высокий)

14. Дать свой платок чтобы вытереть слезы вич инфецированному, а после пользоваться им (низкий)

15. Употребление пищи, приготовленной ВИЧ- инфицированным человеком (нет)

Социальный педагог : Существует всемирная ассоциация по борьбе со СПИДом , ее эмблемой является красная лента. Ленточка красного цвета – международный официальный символ борьбы со СПИДом . Она является символом сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа . Прикрепив её к верхней одежде на уровне сердца, вы открыто заявляете о своей солидарности с ВИЧ инфицированными, говорите о важности проблемы и чтите память умерших от СПИДа . Ленточку-символ часто раздают волонтёры во время проведения акций. Обычно она выполнена из металла и покрыта эмалью. Но её можно легко сделать самому.

(Подросткам предлагается из шелковой ленты сделать символ борьбы со СПИДом , написав на ней призыв или лозунг против СПИДа и подарить этот символ своему другу, товарищу или просто друг другу).

(Слайд № 6)

Психолог : «Заразишься или не заразишься, будешь жить или нет – зависит только от тебя», - таков основной девиз международной профилактической кампании. Только таким путем (а именно проявляя ответственность) каждый человек может избежать ВИЧ-инфицирования, сохранить здоровье и жизнь как свою, так и других людей. И не забывайте про толерантное отношение к людям, которые, не смотря на столь жестокое заболевание, тоже достойны быть счастливыми.

(Слайд № 7)

Подросткам объявляется об окончании круглого стола , раздаются консультативно-информационные буклеты по теме.

Разработчик :

педагог-психолог А. С. Надолинская

Круглый стол «Подросток и ВИЧ. Проблемы и решения»

Участники круглого стола - 32 человека из 7 регионов Российской Федерации, в том числе:

Представители:

Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, ЮНЕСКО, ЮНЭЙДС, общественных фондов и некоммерческих организаций, подростки, в т.ч. живущие с ВИЧ.

В ходе работы Круглого стола обсуждались: основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки, живущие с ВИЧ, а также проблемы профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

На сегодняшний день в нашей стране свыше 40% детей с ВИЧ-инфекцией (почти 4 тысячи человек) находятся в возрасте старше 10 лет.

Подростки - это наиболее уязвимая в отношении ВИЧ-инфекции группа с клинической, психологической и социальной точки зрения. Среди проблем ВИЧ-инфицированных подростков особое место занимают трудности в формировании приверженности к лечению, которое в настоящее время является пожизненным. Существующий набор антиретровирусных препаратов для подростков ограничен и не всегда позволяет сформировать эффективные и удобные для приема подростками схемы терапии, в то время как существует жизненная необходимость ежедневного приема АРВ-препаратов.

Раскрытие ВИЧ-положительного статуса является определенной проблемой для всех лиц, живущих с ВИЧ, а у подростков это представляет особые сложности и может обострять проблемы, связанные с подростковым возрастом и проблемы ВИЧ-инфекции.

Сложности психологической и социальной адаптации у подростков с ВИЧ усугубляются тем, что более 30% ВИЧ-инфицированных подростков не имеют родной семьи, находятся в учреждениях социальной защиты или под опекой.

Одной из важных проблем является низкая информированность подростков о возможностях и методах профилактики инфицирования ВИЧ в молодежной среде. В то время, когда в стране стремительно внедряются и используются инновационные технологии, которыми широко пользуются подростки, продолжается использование старых, малоэффективных методов профилактики ВИЧ. Мало используются современные электронные ресурсы для обмена информацией, отсутствуют молодежный портал по вопросам ВИЧ-инфекции, единый подход в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ, недостаточно развернуто волонтерское движение.

I. "Подростки, живущие с ВИЧ"

Проблемы:

    Неприятие диагноза и низкая приверженность к антиретровирусной терапии (АРВТ), обусловленные низким уровнем психосоциального сопровождения, особенно среди подростков, воспитывающихся вне семьи.

    Ограничение доступа в лагеря отдыха, отсутствие профильных лагерей с компонентами профилактического обучения и психологической адаптации подростков-ЛЖВ

    Отмечаются случаи нарушения конфиденциальности, разглашения статуса подростков и распространения медицинской информации.

    Сложные схемы АРВТ, не позволяющие обеспечить высокий уровень приверженности. Ограниченный доступ к эффективным и удобным для приема подростками схемам терапии

    Проблемы при переводе подростка для наблюдения во взрослую сеть.

Решения по направлению "Подростки, живущие с ВИЧ":

    Рассматривать подростков как наиболее уязвимую группу с клинической, психологической и социальной точки зрения в отношении ВИЧ-инфекции.

    Усилить контроль со стороны территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД за организацией медико-социального сопровождения подростков. Обратить внимание на проблемы подростков-ЛЖВ, провести анализ эффективности работы по психосоциальному сопровождению семей и учреждений, где воспитываются и обучаются подростки, с акцентом на подростков, воспитывающихся вне семьи. Провести анализ случаев неэффективности АРВТ у подростков.

    С целью улучшения психологической поддержки подростков в ноябре 2017 г. на базе Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей (Санкт-Петербург) провести 2-х-дневный обучающий семинар для представителей территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД по профилактике и борьбе со СПИД «ВИЧ-инфекция у подростков: диагностика, лечение, профилактика» из наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией территорий.

    Организовать летний лагерь для подростков с ВИЧ-инфекцией на базе на базе Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей (Санкт-Петербург) летом 2017 г.

    Обратить особое внимание на обеспечение соблюдения конфиденциальности при работе с подростками с ВИЧ-инфекцией, руководителям Центров СПИД организовать разбор каждого случая нарушения конфиденциальности.

    Руководителям Центров СПИД обеспечить преемственность при переводе подростков во взрослую сеть.

    Создать единый интернет-ресурс для информирования подростков по вопросам ВИЧ-инфекции с возможностью в максимально короткие сроки получать консультирование и ответы специалистов.

II. "Профилактика ВИЧ среди подростков"

Проблемы:

          Низкая эффективность старых методов профилактики, обусловленная недостаточным использованием современных электронных ресурсов для обмена информацией, отсутствием интересных для молодежи форм (тренинги, игры) гигиенического воспитания и обучения.

          Низкая информированность подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, низкая приверженность к тестированию на ВИЧ-инфекцию, обусловленная недооценкой риска инфицирования и доступом к результатам исследования родителей;

          Недостаточное использование возможностей волонтерского движения молодежи для профилактики распространения ВИЧ среди подростков.

          Отсутствие единого подхода в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ. Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогического персонала по вопросам ВИЧ/СПИД, выражающийся в стигматизации ЛЖВ, в т.ч. подростков.

Решения по направлению "Профилактика ВИЧ среди подростков ":

    Максимально использовать современные инновационные методы информирования подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции: социальные сети, интернет ресурсы, интерактивные тренинги, игры. Специалистам Центров СПИД обратить внимание на целесообразность квалифицированного сопровождения тематических форумов в доступных социальных сетях с привлечением для этого подготовленных волонтеров, в т.ч. из среды ЛЖВ.

    Провести аудит методологии подготовки волонтеров и равных консультантов с целью обучения их наиболее эффективным методам работы с целевой группой с использованием интернет-ресурсов для предоставления информации подросткам на доступном языке.

    Обратить внимание социально ориентированных общественных организаций на целесообразность создания интернет-площадки для межрегионального общения по вопросам методологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде и психосоциального консультирования ЛЖВ.

    Разработать и реализовать курс (в первую очередь для регионов с высокими показателями распространенности ВИЧ) дистанционного обучения работников образования по вопросу обучения детей и подростков, живущих с ВИЧ, и с целью дальнейшей организации в учебных заведениях образовательных мероприятий для подростков по вопросам здоровья и благополучия, обучению жизненным навыкам, личностным социальным компетенциям.

    Подготовить новую редакцию «Рекомендаций по реализации политики в отношении ВИЧ-инфекции в системе образования РФ» для дальнейшего распространения среди образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и организаций среднего профессионального обучения.

    Подготовить проект письма от Министерства здравоохранения РФ на имя Министра образования РФ о необходимости решения вопроса профилактики стигматизации и дискриминации учащихся, живущих с ВИЧ и затронутых ВИЧ-инфекций в образовательных организациях.