Строительство и ремонт своими руками

Индивидуальная программа профессионального развития как атрибут педагогического мастерства. Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях профстандарта Технология разработки индивидуальной образовательной программы

Никитина С.В., преподаватель иностранных языков первой категории

На сегодняшний день теория индивидуальных образовательных программ, образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов получила достаточно серьезный толчок к развитию и систематизации. Практический опыт строится в основном на индивидуальных маршрутах прохождения учебного материала.

Индивидуальные образовательные программы создаются для обучающихся с особыми образовательными запросами, а именно для обучающихся:

  • с проблемами в обучении, связанными с состоянием здоровья,
  • целенаправленно занимающихся определенным видом деятельности (художественным творчеством, наукой, спортом и т.п.) или
  • желающих получить дополнительные знания самостоятельно.

Возможны:

  1. Создание модели ИОП для детей с трудностями в обучении, обусловленными физическим нездоровьем.
  2. Создание модели ИОП для педагогически запущенных детей.
  3. Создание модели ИОП для детей, желающих самостоятельно освоить дополнительный материал.
  4. Создание модели ИОП для подготовки одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам.

На ступени профильного обучения и предпрофильной подготовки в школе наиболее важны две последние модели.

Индивидуальная образовательная программа – это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты.

Назначение индивидуальной образовательной программы

  • Способствовать самоопределению обучающегося в той или иной предметной области;
  • Помочь обучающемуся составить проект своего образовательного пути в выбранной области; показать перспективы развития данной предметной области;
  • Представить проблемность предметной области, различные подходы и точки зрения с последующим их обсуждением;
  • Создать условия для организации учебно-исследовательской деятельности с учетом индивидуальных интересов;
  • Расширить образовательное пространство обущающегося профильного или предпрофильного класса;
  • Помочь обучающемуся овладеть техниками самоорганизации, необходимыми для реализации своего образовательного уровня.

^ Принцип построения ИОП – приоритет индивидуальности, самоценности обучающегося как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

В условиях профессиональной образовательной организации образовательная программа должна:

  • обеспечивать возможность достижения обучающимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  • стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;
  • способствовать развитию обучающегося.

1. Обучающийся и педагог совместно определяют содержание деятельности, выбирают способы усвоения конкретного учебного материала и выстраивают алгоритм самостоятельной работы обучающегося.

2 Они определяют формы сопровождения педагогом самостоятельной деятельности обучающегося (консультации, курирование проектной деятельности, помощь в подборе учебной литературы и т.п.).

3. Обучающийся и педагог планируют и совместно прослеживают успешность решения учебных задач, анализируют предполагаемую и реальную траектории движения обучающегося в образовательном пространстве (рефлексия). Уровень продвижения может быть оценен в баллах, путем сдачи тестовых и творческих заданий, подготовки проекта, создания тематического учебного Портфолио, кейсов, выполнения контрольных работ, выступления в конкурсах и олимпиадах и т.п.

4. В процессе движения обучающегося по образовательной программе его субъективный опыт обогащается и преобразовывается, таким образом, происходит развитие.

ИОП выполняет функции:

^ Функции индивидуальной образовательной (учебной) программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок изучения материала и отчетность по нему

Информационная

Содержит информацию о самостоятельной учебной деятельности обучающегося по освоению учебного материала или подготовке к конкурсу, олимпиаде, к поступлению в вуз

Мотивационная

Определяет ценности, цели и результаты деятельности обучающегося

Организационная

Определяет виды самостоятельной деятельности обучающегося, формы взаимодействия педагога и обучающегося

Функция самоопределения

Помогает проверить свои способности в связанной с профессиональным выбором деятельности, утвердиться в выборе или изменить его

^ Этапы работы:

Прогностический: п остановка проблемы и задач на пути ее решения (освоение новой темы, на какие знания и умения нужно выйти); составление плана решения проблемы (способы приобретения знаний и умений, поиск и освоение материала и др.).

Организационо-координационный : помощь и сотрудничество учителя в планировании образовательного пространства; координация учебной и исследовательской деятельности обучающегося педагогом-предметником.

Рефлексия над способами и результатами деятельности обучающегося. Образовательная программа, как правило, содержит разделы:

  • цели и ценности образовательной программы (почему составлена, на достижение каких целей направлена);
  • адресность образовательной программы (для кого предназначена);
  • мини-учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в каждом конкретном случае (сколько часов отводится на изучение содержания как в теории, так и на практике), а также пояснительная записка к нему;
  • учебно-тематическое планирование и содержание учебного материала, описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы;
  • систему форм аттестации, контроля и учета достижений обучающихся;
  • описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

    1. назначение образовательной программы (определяет обучающийся);
    2. цель образовательной программы (определяет обучающийся);
    3. характеристика учебной программы (составляет педагог или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);
    4. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы (составляет педагог);
    5. систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагог и обучающийся);
    6. описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагог и обучающийся);
    7. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагог и обучающийся);

Приоритетными формами взаимодействия учителя и обучающегося становятся индивидуальные формы сопровождения и поддержки обучающихся:

  • тьюторство,
  • консультирование
  • и модерирование.

Применение современных технологий при реализации индивидуальной образовательной программы

При реализации ИОП требуются новые формы организации учебной деятельности. Применяются частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар, практическое занятие, деловая и обучающая игра, тренинг. Для контроля знаний применяются контрольные и практические работы, математические диктанты, собеседования, защита проектов, тестирование.

Использование информационных технологий и разработка педагогами электронных учебных материалов (создание РР-презентаций, разработка электронных дидактических материалов, использование e-mail для интерактивного общения с обучающимися, публикация на личных web-сайтах педагогов конспектов лекций и практических заданий) также стали неотъемлемой составляющей образования.

Вместе с тем, остается проблема подготовки учебно-методических материалов, позволяющих организовать полноценное обучение с учетом индивидуализации образовательных потребностей обучающихся, самостоятельного выбора обучающимися способов освоения программы и с опорой на интерактивные формы общения педагога и обучающегося.

Основной технологией, применяемой при реализации ИОП, позволяющей использовать «плюсы» сложившейся системы и учитывающей возможности открытого обучения, является технология модульного обучения.

Технология модульного обучения

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:

  • законченный блок информации;
  • целевую программу действий обучающегося;
  • рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения:

  • по содержанию обучения,
  • по темпу усвоения,
  • по уровню самостоятельности,
  • по методам и способам учения,
  • по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, обучающийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рационально действовать;
  • изменяется форма общения преподавателя с обучающимися. Она реализует процесс индивидуального общения педагога и обучающегося;
  • обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  • отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи обучающимся.

Главная задача преподавателя - разработать модульную программу, сами модули, а в процессе обучения он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Кейс – метод

Кейс-метод – метод анализа учебных материалов, предоставленных преподавателем обучающимся, на основе имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков.

Обучающийся должен разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. Роль преподавателя состоит в направлении работы и педагог в случае затруднений обучающихся, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

Кейсы (комплекты материалов для решения учебной задачи) по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности обучающихся.

  • Кейсы бывают:
  • обучающие, основной задачей которых выступает обучение;
  • тренировочные,
  • систематизирующие,
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Метод проектов

Под методом проектов понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.

Основное время, выделяемое на проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы обучающегося с различными ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока. В этом случае работа над индивидуальным или групповым проектом строится на основе ИОП.

^ Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

ПОИСКОВЫЙ

  • Определение тематического поля и темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.
  • Поиск информации.
  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества.
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта.
  • Оценка качества выполнения проекта.

У нас она представлена в виде карт учёта успеваемости по дисциплине, модулю (индивидуальная, на группу), которые затем вносятся в ПОРТФОЛИО студента.

Метод «портфолио»
В изменившихся условиях индивидуализации и личностной направленности, основой профессионально-образовательной деятельности становится индивидуальная профессионально-образовательная программа, разрабатываемая каждым студентом и позволяющая раскрыть индивидуальность студента и в аспекте его личностных особенностей, и в аспекте целей его профессионально-личностного становления, и в аспекте организации образовательной и самообразовательной деятельности.
Специфика индивидуальной профессионально-образовательной программы заключается в преодолении противоречий между нормативными требованиями к обучению всех (требования ФГОС-3) и индивидуальной направленностью образования, а также - между профессиональной подготовкой и, собственно, профессиональной деятельностью. Особое значение в построении индивидуальной профессионально-образовательной программы приобретает планирование самостоятельной работы.
Для этого, в индивидуальной профессионально-образовательной траектории указываются индивидуальные цели профессионального образования (которые, естественно, должны быть шире, чем требования стандарта), там же указывается объемные и качественные показатели материала, который подлежит изучению, выполняемые задания; сроки и формы отчетности по каждому разделу (предмету). Также в индивидуальной программе могут указываться формы и методы организации образования, сфера ответственности студента и преподавателя.
Разработка и реализация индивидуальных профессиональнообразовательных программ имеет многолетнюю историю применения в западной (в частности, американской) системе профессионального образования, где она получила название «учебного контракта». Учебный контракт разрабатывается в течение целого семестра под руководством тьютора (консультанта студента), затем проходит утверждение руководством колледжа и становится правовым документом. В учебном контракте, помимо порядка изучения предметов (дисциплин, модулей) указываются объемные и качественные показатели помощи, оказываемой вузом в процессе изучаемой индивидуальной программы и, напротив, обязательства студента по подготовке итоговых документов (отчетов об исследовательской и практической деятельности). Отдельными направлениями помощи является предоставление информационных ресурсов, а также - психологическое консультирование и тренинги.
В условиях современной российского педагогического вуза, более перспективным выглядит проектирование индивидуальной профессионально-образовательной программы в форме «портфолио». Изначально, так называлась совокупность документов, относящаяся к какой- либо сфере профессиональной деятельности. В частности, портфолио педагога может включать:
. набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации и др.);
. методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
. описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
. результаты аттестаций и иных видов оценки работы.
Кроме того, в зависимости от целей сбора портфолио, в него могут быть включены и иные документы, в том числе, относящиеся к личностному развитию педагога. Вообще, выделяют три типовые цели и, соответственно, модели портфолио:
1. Помощь в профессионально-образовательной аттестации. Основой портфолио, в этом случае, систематическое представление объективных свидетельств о профессиональной деятельности. Хорошо, если будут представлены видеозаписи деятельности, сопровождаемые рефлексивным комментарием. Еще один раздел портфолио - документы, отражающие официальную оценку результативности. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения, отзывы и т.д. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования или квалификации.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Такой портфолио собирается как «методическая копилка», отражение развития взглядов человека на свою профессию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога. В портфолио отражаются основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. В портфолио включаются сертификационные и аналитические документы, относящиеся к повышению квалификации, стажировкам, самостоятельному изучению материала, обращениям к помощи наставника или деятельности в творческих группах. По мере работы, в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Один из разделов портфолио может быть посвящен работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.

Балаболиной Екатерины Анатольевны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности.

Индивидуальная программа развития педагога разработана на основе программы центра профессионального роста учителя школы, обеспечивающей самоопределение учителя.

Цель программы – развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.

Задачи:

Изучить современную литературу и интернет – источники по теме самообразования;

Познакомиться с инновационными методами преподавания педагогов г. Бугульмы и других педагогов страны.

Овладеть диагностической и мониторинговой методикой;

Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для формирования учебно – познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся, развития личностных и регулятивных УУДД.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:

1. Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих модальностей и способностей обучающихся.;

2. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

3. Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

4. Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

5. Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ.

6. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.

У обучающихся:

I. Повышение качества образования в связи со сформированностью учебно - познавательной компетентности, которое может быть выражено через:

1. повышение количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;

2. увеличение количества участников и победителей дистанционных олимпиад по предметам;

3. повышение уровня положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.

5. Сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.

II. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества.

III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных УУД.

IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.

Основные направления деятельности:

Развитие профессиональной компетентности;

Методическая работа;

Инновационная деятельность;

Внеурочная деятельность.

По каждому направлению существуют показатели, виды деятельности и сроки исполнения. Педагогическая деятельность направлена на достижение высокого методического мастерства и распространение педагогического опыта. Учитель реализует идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения учебных предметов.

Поставленные задачи решаются в результате учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности. Их сочетание и системное применение позволяют формировать коммуникативную, социальную и предметную компетенции.

Методическая тема : « Развитие познавательной активности на уроках химии». В условиях подготовки к переходу образовательных учреждений на ФГОС второго поколения приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть – формирования умения учиться. Обучающийся должен сам стать проектировщиком и строителем образовательного процесса.

Ведущая роль отводится проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышению мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании. Более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности обучающихся; изменения роли учителя в образовательной среде.

Индивидуальная образовательная программа включает в себя:

Непрерывное образование;

Концепцию личностно – ориентированного подхода;

Мотивы развития профессионализма;

Единое образовательное пространство.

Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы:

Диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;

Составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;

Реализация индивидуальной образовательной программы;

Рефлективный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.

п/п

Направление деятельности

Способы достижения

Сроки исполнения

Прохождение курсов повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителей.

По графику.

Разработка рабочих программ в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предмету.

июнь (август)

Организация учебного процесса по химии.

Ведение предмета на базовом и профильном уровнях.

В течение года.

Посещение семинаров по проблемам перехода на ФГОС

Августовские предметные секции

Август

Применение современных технологий в учебном процессе.

ИКТ технологии, проектный метод, исследовательская деятельность.

В течение года.

Развитие компетентности в области использования педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету.

Обобщения педагогического опыта; посещение открытых уроков коллег; открытые уроки и вступления на педсоветах, семинарах.

Регулярно.

Подготовка учащихся к олимпиадам.

Урочная, внеурочная деятельность.

В течение года.

Организация работы с одарёнными детьми.

Участие в научно-практических конференциях

По плану.

Внеурочная работа по предметам

Интеллектуальный марафон, предметные недели, мастер-классы, защита проектов и др.

Согласно графику.

Формирование информационной компетентности на уроках.

Учебная деятельность.

В течение года.

Проведение открытых уроков, мастер-классов.

Учебный процесс и внеурочная деятельность.

Согласно графику.

Методическая работа с учениками, родителями

Родительские собрания, анкетирование, собеседование.

По плану.

Создание и поддержка собственного сайта в сети Интернет.

Разработка уроков, мастер-классы, презентации, рекомендации, видеоуроки, новости, фотогалереи.

В течение года.

О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;

активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;

активное участие и призовые места обучающихся моего класса в районных, городских и региональных проектах;

публикации творческих работ обучающихся на школьном сайте;

высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам.

Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие личностного и профессинального роста.

Слесаренко Тамара Геннадьевна, МАОУ СШ №143, учитель

Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

В концепции российского образования на период до 2020 года и в инициативе президента Д.В. Медведева «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений обозначено развитие учительского потенциала, как условия повышения качества общего образования. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных потребностей и представлений о самореализации. Решение индивидуализации обучения мы видим в реализации индивидуальных образовательных программ всех участников образовательного процесса, поскольку педагог, не умеющий проектировать свою деятельность, не сможет научить этому ученика

Разработанная нами индивидуальная образовательная программа займет свое место не только в новых формах аттестации педагого в, но и поможет рефлексивно подойти к проблемам педагогической практики, проектируя свою деятельность на учебный год в рамках методической темы. Индивидуальная образовательная программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.

1 «Общие сведения о педагоге» - сертифицированные (документальные) достижения (информация об авторе, учебная нагрузка, цель проблемной образовательной деятельности в рамках методической темы школы)

2.«Индивидуальная образовательная программа педагога» - материалы, отражающие основные проблемные направления творческой активности, которые педагог планирует решить в течение года; виды деятельности, предполагаемые результаты и сроки исполнения. Имеет два направления: на себя и свою деятельность по отношению к заявленной проблеме и на деятельность на ученика.

3.«Приложения» - характеристики отношения педагога к различным видам деятельности (рецензии коллег, резюме, отзыв о работе педагога руководителем методического объединения ).

Мы хотим более подробно остановиться на принципах составления индивидуальной образовательной программы педагога, ее дальнейшем предъявлении и возможных путях решения проблем.

Идея разработки индивидуальной образовательной программы предложена методистом районного методического центра управления образованием Вычужаниной Н.И. Созданная творческая группа, развила идею, спроектировала этапы работы и выстроила шаги по реализации индивидуальной образовательной программы в 2007-2011 учебном гг.

Разработческий этап работы группы мы начали с обзора литературы по теме. Были изучены результаты исследований в области получения общего обязательного образования детьми и образования взрослых: личностно- ориентированное обучение (Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного образования»), уровневая дифференциация (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»), сочетание индивидуального и коллективного при преобразовании профессиональной деятельности педагогов (Слободчиков В.А., СластенинВ.А., ПодымоваЛ.С. «Педагогика: инновационная деятельность») , Подымова Л.С. «Подготовка учителя к инновационной деятельности»).

Одной из задач, стоящей перед группой, стало формирование общих представлений о целях и задачах ИОП, о ее структуре, о форме реализации, представлении на обсуждение полученных результатов.

ИОП педагога- это совокупность действий, которые реализуются в рамках стратегической программы школы и ее методической темы, по проблеме освоения педагогом компетентностей в процессе педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность - целенаправленное развитие обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннее развитие его способностей, развитие компетентностей в процессе освоения государственного образовательного стандарта.

Ц ель введения ИОП:

Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самоопределения и самообразования, профессионализации через проблематизацию и проектирование собственной деятельности ;

Позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до трех лет в зависимости от поставленных целей (конкретных и глобальной), желаемого результата и формы его предъявления: рефлексивный анализ деятельности или аттестация.

Мы считаем, что индивидуальная образовательная программа должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений педагога, поэтому цели ее написания будут следующие:

Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога и предполагаемого результата).

Оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих профессиональных затрат и возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

Таким образом, мы договорились, что в программе педагог обозначает:

Цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными и образовательными стандартами, успеваемостью воспитанников и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;

Профессиональные умения, которые необходимо приобрести педагогу в ходе реализации ИОП;

Средства для решения поставленных задач.

Планируемый результат целенаправленной деятельности педагога.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в направленной систематизации деятельности педагога, ориентированной на положительную динамику показателей профессионального роста и проблем практики.

Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.

2. Программирование профессионального развития, составление ИОП. При проектировании ИОП, педагог учитывает программу развития учреждения, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться у педагога и как повлияет это на результат образования у учащихся.

3. Реализация ИОП происходит в течение года и ориентирована на решение глобальной цели, направленной на педагога и решение проблем практики.

4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог, и то, как это повлияло это на решение заявленной проблемы. В процессе деятельности и реализации индивидуальных образовательных программ последние должны постоянно уточняться, корректироваться, конкретизироваться, переоформляться в соответствии с тем, как будет разворачиваться действительность и, насколько полно она отражена в ИОП . Рефлексивный анализ осуществляется педагогом постоянно и корректируется в ходе деятельности, а предъявляется 1 раз в год в творческой группе с целью мониторинга профессионального роста и возможного пересамоопределения, оформления образовательного заказа, прфессиональных потребностей и дефицитов.

Главное – научить педагога максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной траектории. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за эти риски ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.

Мирошниченко И.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов учащихся, т.е. технология, учитывающая индивидуальные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, и ценностные ориентации обучающихся. Обосновывается перспективность применения квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок к отбору и структурированию учебного материала.

Ключевые слова: содержание образования, индивидуальная образовательная траектория, экспертные оценки, приоритеты учащихся.

Miroshnichenko I.L.

PhD in Pedagogy, associate professor of the Chair of Mathematics and the Chair of the Theory and Mathematics Technique, Glazov Korolenko State Pedagogical Institute

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH VARIOUS EDUCATIONAL NEEDS

Abstract

In article the pedagogical technology, which allows to select and to structure teaching material based on the priorities of students, i.e., taking into account individual peculiarities, professional intentions, interests, aptitudes, and values of students. Substantiates promising application of qualitative approach and, in particular, the group method of expert assessments to the selection and structuring of educational material.

Keywords: the content of education, individual educational trajectory, expert assessments and priorities of students.

В новом Законе «Об образовании в РФ», говорится о свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям обучающихся, создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения. Но отбор учебного материала и его структурирование осуществляет учитель-предметник, который в одиночку не в состоянии учесть потребности и возможности каждого ученика, а современные требования диктуют учитывать образовательные потребности учащихся и проектировать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию обучения. Причем, перед учителем стоит задача учитывать возможности не только одаренных и талантливых детей, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этими требованиями, образовательному учреждению необходимо создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности. Несомненно, в образовательном процессе надо использовать современные методы обучения, в том числе и информационные технологии. Широко обсуждается и практикуется инклюзивное обучение, которое признано мировым сообществом. Но в любом случае, посещает ли такой ребенок учебное заведение или учится на дому, перед учителем стоит важная проблема не только как учить, но и чему учить.

В связи с этим, в научной литературе активно исследуется вопрос о сущности индивидуальных образовательных траекторий, но чтобы от теории перейти к практике необходима технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе индивидуальных потребностей учащихся. Реализовать данную проблему возможно с помощью технологии, основанной на применении квалиметрического подхода, в частности, метода групповых экспертных оценок. Разработана педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов обучающихся. В общем случае под приоритетом понимаются первенство, предпочтения по различным основаниям. Приоритетно-логическая структура понимается как вариант некоторой логической структуры учебной информации, выделенный из множества существующих структур по каким-либо признакам: по индивидуальным особенностям, по уровням обучения, по профессиональным предпочтениям учащихся и др.

В широком смысле любая технология определяет совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Содержательное обобщение различных определений этого понятия позволяет сделать заключение о том, что педагогическая технология является частью педагогической науки о наиболее рациональных путях обучения и должна рассматриваться в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах. Процессуально-описательный аспект предполагает наличие алгоритма технологического процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов. Процессуально-действенный аспект предусматривает осуществление технологического процесса, функционирование личностных и инструментально-методологических средств.

Педагогическая технология приоритетно-логического структурирования учебной информации должна удовлетворять, как и любая другая педагогическая технология, основным методологическим требованиям, которые можно рассматривать в качестве критериев технологичности процедур структурирования учебной информации:

  • критерий концептуальности как научное обоснование достижимости поставленной цели;
  • критерий системности требует наличия у предлагаемой технологии всех признаков системы: логики процесса, целостность и взаимосвязь всех этапов. Центральной частью системного подхода является наличие модели исследуемого элемента педагогической системы;
  • критерий эффективности накладывает определенные условия на все этапы технологии для оптимизации затрат и эффективности результатов;
  • критерий воспроизводимости подразумевает возможность воспроизведения процедур структурирования учебной информации другими исследователями;
  • критерий управляемости предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции получаемых результатов;
  • необходимым условием управляемости в указанном выше смысле являются требования критерия алгоритмичности.

Теоретической базой для создания педагогической технологии приоритетно-логического структурирования учебной информации, является разработанная концепция отбора и структурирования учебной информации по приоритетам (индивидуальным особенностям) учащихся. Следовательно, можно говорить о выполнении требований критерия концептуальности как научного обоснования достижимости поставленной цели. Принятая тезаурусная модель в качестве центральной части системного подхода разработанной концепции свидетельствуют о соответствии требованиям второго критерия технологичности процедур структурирования учебной информации (критерий системности).

В формализованном виде технология создания индивидуальной образовательной траектории включает следующие этапы:

Этап 1. Этап формирования рабочей группы по структурированию учебной информации. Под термином “Рабочая группа” понимается группа специалистов, обеспечивающих руководство алгоритмическим процессом формирования структурированной учебной информации;

Этап 2. Этап рабочей группы по формированию экспертных групп для экспертизы создаваемых логических структур учебной информации;

Этап 3. Этап рабочей группы по выявлению приоритетов конкретных учащихся;

Этап 4. Этап экспертизы приоритетов конкретных учащихся

Этап 5. Этап рабочей группы по конструированию семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации с учетом профессиональных интересов учащихся;

Этап 6. Этап экспертизы семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации, с учетом приоритетов учащихся;

Этап 7. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры;

Этап 8. Этап экспертизы модели логической структуры;

Этап 9. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры учебной информации в форме графа, анализ результатов, рекомендации по апробации.

Перечисленные последовательные этапы создаваемой педагогической технологии по своей сути являются описанием (алгоритмом) действий по приоритетно-логическому структурированию учебной информации. Данное описание соответствует всем требованиям критерия алгоритмичности. Для достижения квалиметрической обоснованности профессионально ориентированных структур учебных элементов необходимо применение научно обоснованных процедур на всех этапах их конструирования. Тогда в соответствии с “системным обеспечением качества” они будут удовлетворять предъявляемым к ним требованиям, т.е. являться качественной задаваемой учебной информацией.

Основными методами квалиметрии являются экспертные методы, которые предполагают проведение экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется опрос. На основе метода групповых экспертных оценок В.С.Черепановым и А.А. Мирошниченко, разработана методика формирования учебных тезаурусов предметов, основывающихся на использовании понятия “тезаурус”, сформулированного П.Георгиевой .

Таким образом, разработанная педагогическая технология, основана на применении квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок, позволяет разработать индивидуальную образовательную траекторию как для одаренных и талантливых учащихся, так и для детей с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Мирошниченко А.А. Управление процессом конструирования профессионально ориентированных структур учебного материала // Вестник педагогического опыта. –1999. – № 10. С. 29-33.
  2. Мирошниченко А.А. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов: дис. докт. пед. наук. – Ижевск, 1999. С.52-58.
  3. Мирошниченко А.А., Уткина О.Н. Рабочий XXI века: приоритет -профессиональное самоопределение // Образование и общество. – 2010. – №. С. 72-75.
  4. Мирошниченко И.Л. Приоритетно-логическое структурирование учебной информации: дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2005.-С.58-60.
  5. Мирошниченко И.Л. Концептуальные положения к отбору и структурированию учебной информации по приоритетам учащихся //Вестник Череповецкого гос. университета, 2014. –№2. С.97-100.
  6. Мирошниченко И.Л. К вопросу использования образовательно-информационной среды в реализации национально-регионального компонента при обучении математике // Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: мат. IV Всерос. науч. – практ. конф. – Глазов, 2012. – С. 115-117.
  7. Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации. – М.,2013. – Режим доступа: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 15.10.2015).

References

  1. Miroshnichenko A.A. Upravlenie processom konstruirovanija professional’no orientirovannyh struktur uchebnogo materiala // Vestnik pedagogicheskogo opyta. –1999. – № 10. S. 29-33.
  2. Miroshnichenko A.A. Teorija i tehnologija konstruirovanija professional’no-orientirovannyh struktur uchebnyh jelementov: dis. dokt. ped. nauk. – Izhevsk, 1999. S.52-58.
  3. Miroshnichenko A.A., Utkina O.N. Rabochij XXI veka: prioritet -professional’noe samoopredelenie // Obrazovanie i obshhestvo. – 2010. – №. S. 72-75.
  4. Miroshnichenko I.L. Prioritetno-logicheskoe strukturirovanie uchebnoj informacii: dis. kand. ped. nauk. – Izhevsk, 2005. – P. 58-60
  5. Miroshnichenko I.L. Konceptual’nye polozhenija k otboru i strukturirovaniju uchebnoj informacii po prioritetam uchashhihsja //Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. –№2. P. 97-100.
  6. Miroshnichenko I.L. K voprosu ispol’zovanija obrazovatel’no-informacionnoj sredy v realizacii nacional’no-regional’nogo komponenta pri obuchenii matematike // Prepodavanie matematiki v vuzah i shkolah: problemy soderzhanija, tehnologii i metodiki: materialy IV Vseros. nauch. – prakt. konf. FGBOU VPO «Glaz. gos. ped. ins. im.V.G.Korolenko» Glazov, 2012. – P. 115-117.
  7. Federal’nyj Zakon ob Obrazovanii v Rossijskoj Federacii. – M.,2013. – Rezhim dostupa: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (data obrashhenija 15.10.2015).