Строительство и ремонт своими руками

Филологические науки журнал архив 1997. Журнал «Филологические науки. Вопросы теории и практики» (входит в новый перечень ВАК). Кто же такой филолог

Современная филология как отрасль науки и направление высшего профессионального образования. Цели и задачи курса «Основы филологии»

Вместе с философией, историей, искусствоведением, культурологией, педагогикой, психологией и другими науками филология образует область гуманитарных наук. В составе гуманитарных наук филология является одной из отраслей. Филология включает в себя ряд наук и научных дисциплин.

Филологическими науками являются языкознание (языковедение, лингвистика) и литературоведение.

В число филологических научных дисциплин входит несколько групп научных дисциплин.

  • 1) Дисциплины, существующие на стыке лингвистики и литературоведения. Главные из них:
    • риторика (др.-греч. rhetorike). Главная задача современной риторики -- изучение речевой коммуникации в ее воздействии на читающего / слушающего посредством сообщения. Современная риторика представляет собой междисциплинарную филологическую науку, которая существует на стыке лингвистики, литературоведения, теории аргументации, философии;
    • поэтика (др.-греч.poietike techne -- творческое искусство). В современной филологии поэтика есть учение о том, как устроено литературное произведение, что есть творчество писателя, литературное направление. Область поэтики, внимание которой сосредоточено на языке произведения, составляет лингвистическую поэтику. Однако современная поэтика изучает не только художественно-литературные произведения, но и иные -- публицистические, рекламные и др.;
    • стилистика (фр. stylistique, от лат. stilus, stylus -- остроконечная палочка для письма, манера письма). Термин «стилистика» возник в начале XIX в. в трудах немецкого ученого и писателя Новалиса (подлинное имя -- Фридрих фон Харденберг). Стилистика как научная дисциплина складывается в середине XIX в., фактически «на развалинах» риторики, которая к этому времени прекращает свое существование. В изучении языка как отдельного объекта действительности у стилистики есть своя собственная задача -- изучение употребления языка. Ее внимание сосредоточено на таких вопросах, как стилистические средства языка, возможности их использования в тексте вообще и в текстах разных видов, разными говорящими / слушающими. Традиционно различаются лингвистическая стилистика и литературоведческая стилистика. Вторая сосредоточивает свое внимание на речи художественного произведения как проявлении искусства слова.
  • 2) Вспомогательные филологические дисциплины. Важнейшие из них:
    • текстология (лат. textus -- связь, ткань и logos -- слово), которая изучает рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических и публицистических произведений для их издания и интерпретации. Термин «текстология» ввел в конце 1920-х годов Б.В. Томашевский. На Западе по преимуществу используется термин «критика текста»;
    • источниковедение, изучающее способы разыскания и систематизации источников для дальнейшего использования лингвистикой (лингвистическое источниковедение), литературоведением (литературное источниковедение);
    • библиография (др.-греч. biblion -- книги и grapho -- пишу), которая занимается учетом научной и печатной продукции и информацией о ней. Библиография как научная дисциплина включает библиографию лингвистическую, литературную и др.

К числу вспомогательных относятся и дисциплины историко-филологической принадлежности. Они решают задачи, связанные с изучением древних текстов; это палеография (от греч. palaids -- древний и grapho -- пишу) и археография (от греч. archaios -- древний и grapho -- пишу).

  • 3) Дисциплины, существующие на стыке филологии и других наук. Укажем некоторые из них:
    • семиотика (др.-греч. semeiotike -- учение о знаках), изучающая знаки и знаковые системы. Центральное понятие семиотики -- знак;
    • герменевтика (др.-греч. hermeneutike (techne) -- истолко- вательное (искусство)), изучающая способы толкования смысла. Центральные понятия герменевтики: смысл, понимание;
    • теория текста, которая изучает текст в семиотическом смысле. Текстом является не только последовательность языковых знаков, воплощающая смысл, но и, например, картина, город, человек и другие последовательности, созданные из неязыковых знаков или из сочетания знаков языковых и неязыковых, воплощающие смысл. Таковы, например, высказывания типа «Летит!» в соединении с жестом, указывающим, например, на летящий в небе самолет (означает: «Самолет летит!»). Центральное понятие теории текста -- текст;
    • филологическая теория коммуникации, изучающая деятельность человека по созданию и пониманию текста. Центральное понятие -- коммуникативная деятельность homo loquens;
    • филологическая информатика, изучающая пути и способы создания, хранения,обработки, изучения,передачи и т. п. филологической информации при помощи информационных (компьютерных) технологий.

В современной филологии сохраняется и традиционное деление филологии по языку (группе языков). Различаются филологии славянская, германская, романская, тюркская и др., русская, украинская, алтайская, бурятская и др. Каждая из филологий изучает соответствующие языки / соответствующий язык и литературу.

Каждая из филологических наук и дисциплин имеет особое внутреннее устройство, свои собственные связи с другими филологическими, гуманитарными и естественными науками и дисциплинами.

Филология является одним из направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Современный филолог готовится к работе с языками (отечественным и иностранными), художественной литературой (отечественной и зарубежной) и устным народным творчеством, различными типами текстов -- письменными, устными и виртуальными (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов), устной и письменной коммуникацией. Это определено ныне действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Филология» (бакалавриат).

В системе профессиональных дисциплин бакалавриата по направлению подготовки «Филология» выделяются два цикла: 1) дисциплины, в которых изучаются основные понятия и термины филологической науки, ее внутренняя стратификация; вырабатывается у обучаемых понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества (общепрофессиональный цикл); 2) дисциплины, в которых изучаются основные положения и концепции в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур); теории коммуникации и филологического анализа текста; дается представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (профессиональный цикл).

«Основы филологии» являются одной из учебных дисциплин первого цикла. Курс основ филологии имеет своей целью дать целостное представление о филологии в ее связях с другими науками; заложить у обучаемых мировоззренческие основы для осмысления отдельных отраслей филологии (славянской, тюркской, германской, романской и др.; русистики, украинисти- ки и др.; лингвистики, литературоведения и фольклористики) как компонентов целого; познакомить с общими особенностями научного исследования в области филологии.

Задачи курса: 1) представить картину возникновения и основных этапов развития филологии; 2) рассмотреть основные объекты филологии; 3) очертить проблему методологии филологии. Каждая из задач реализуется в отдельном разделе учебной дисциплины.

  • 1 Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М., 1965. С. 77 и след.
  • 2 Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. С. 13.
  • 3 Зеленецкий К. Введение в общую филологию. Одесса, 1853. С. 4.
  • 4 Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 7.
  • 5 Панин Л.Г. Словесность как филологическая дисциплина / / Методология современной лингвистики: проблемы, поиски, перспективы. Барнаул, 2000. С. 121-127.
  • 6 Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. С. 372.
  • 7 Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2. М., 1997. С. 592.
  • 8 Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 31.
  • 9 Винокур Г.О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. М.,1925. С. 215.
  • 10 Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. С. 51.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Первые филологические профессии. Объясните причины их возникновения.
  • В каком отношении к первым филологическим профессиям находится профессия учителя риторики?
  • Что такое современная филология «по С.С. Аверинцеву»; «по Ю.С. Степанову»?
  • Как определяется современная филология в данном учебном пособии?
  • В чем видите причины различий в определениях филологии, которые упоминаются в двух предыдущих вопросах?
  • Что такое объект филологии?
  • Каковы источники материала, изучаемого современной филологией?
  • Что такое методы исследования в филологии?
  • Каково место филологии в системе наук? в современном мире?
  • Чем различаются филологические науки и научные дисциплины?
  • Перечислите важнейшие филологические научные дисциплины. Как они связаны между собой? с филологическими науками?
  • Соотнесите понятия «филология -- филологическая наука -- филологическая научная дисциплина».

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии

Что такое филология и зачем ею занимаются? Слово «филология» состоит из двух греческих корней. «Филейн» означает «любить». «Логос» означает «слово», но также и «смысл»: смысл, данный в слове и неотделимый от конкретности слова. Филология занимается «смыслом» -- смыслом человеческого слова и человеческой мысли, смыслом культуры, -- но не нагим смыслом, как это делает философия, а смыслом, живущим внутри слова и одушевляющим слово. Филология есть искусство понимать сказанное и написанное. Поэтому в область ее непосредственных занятий входят язык и литература. Но в более широком смысле человек «говорит», «высказывается», «окликает» своих товарищей по человечеству каждым своим поступком и жестом. И в этом аспекте -- как существо, создающее и использующее «говорящие» символы, -- берет человека филология. Таков подход филологии к бытию, ее специальный, присущий ей подступ к проблеме человеческого. Она не должна смешивать себя с философией; ее дело -- кропотливая, деловитая работа над словом, над текстом. Слово и текст должны быть для настоящей филологии существенней, чем самая блистательная «концепция».

Возвратимся к слову «филология». Поразительно, что в ее имени фигурирует корень глагола «филейн» -- «любить». Это свойство своего имени филология делит только с философией («любословие» и «любомудрие»). Филология требует от человека, ею занимающегося, какой-то особой степени, или особого качества, или особого модуса любви к своему материалу. Понятно, что дело идет о некоей очень несентиментальной любви, о некоем подобии того, что Спиноза называл «интеллектуальной любовью». Но разве математикой или физикой можно заниматься без «интеллектуальной любви», очень часто перерастающей в подлинную, всепоглощающую страсть? Было бы нелепо вообразить, будто математик меньше любит число, чем филолог -- слово, или, лучше сказать, будто число требует меньшей любви, нежели слово. Не меньшей, но существенно иной. Та интеллектуальная любовь, которой требует -- уже самым своим именем! -- филология, не выше и не ниже, не сильнее и не слабее той интеллектуальной любви, которой требуют так называемые точные науки, но в чем-то качественно от нее отличается. Чтобы уразуметь, в чем именно, нам нужно поближе присмотреться уже не к наименованию филологии, а к ней самой. Притом мы должны отграничить ее от ложных ее подобий.

Существуют два, увы, весьма распространенных способа придавать филологии по видимости актуальное, животрепещущее, «созвучное современности» обличье. Эти два пути непохожи один на другой. Более того, они противоположны. Но в обоих случаях дело идет, по моему глубокому убеждению, о мнимой актуальности, о мнимой жизненности. Оба пути отдаляют филологию от выполнения ее истинных задач перед жизнью, перед современностью, перед людьми.

Первый путь я позволил бы себе назвать методологическим панибратством. Строгая интеллектуальная любовь подменяется более или менее сентиментальным и всегда поверхностным «сочувствием», и все наследие мировой культуры становится складом объектов такого сочувствия. Так легко извлечь из контекста исторических связей отдельное слово, отдельное изречение, отдельный человеческий «жест» и с торжеством продемонстрировать публике: смотрите, как нам это близко, как нам это «созвучно»! Все мы писали в школе сочинения: «Чем нам близок и дорог...»; так вот, важно понять, что для подлинной филологии любой человеческий материал «дорог» -- в смысле интеллектуальной любви -- и никакой человеческий материал не «близок» -- в смысле панибратской «короткости», в смысле потери временной дистанции.

Освоить духовный мир чужой эпохи филология может лишь после того, как она честно примет к сведению отдаленность этого мира, его внутренние законы, его бытие внутри самого себя. Слов нет, всегда легко «приблизить» любую старину к современному восприятию, если принять предпосылку, будто во все времена «гуманистические» мыслители имели в принципе одинаковое понимание всех кардинальных вопросов жизни и только иногда, к несчастью, «отдавали дань времени», того-то «недопоняли» и того-то «недоучли», чем, впрочем, можно великодушно пренебречь... Но это ложная предпосылка. Когда современность познает иную, минувшую эпоху, она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое, чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала, возвращающие ей снова ее собственный, уже знакомый облик. Долг филологии состоит в конечном счете в том, чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач; но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека. Каждый из нас не сможет найти себя, если он будет искать себя и только себя в каждом из своих собеседников и сотоварищей по жизни, если он превратит свое бытие в монолог. Для того, чтобы найти себя в нравственном смысле этого слова, нужно преодолеть себя. Чтобы найти себя в интеллектуальном смысле слова, то есть познать себя, нужно суметь забыть себя и в самом глубоком, самом серьезном смысле «присматриваться» и «прислушиваться» к другим, отрешаясь от всех готовых представлений о каждом из них и проявляя честную волю к непредвзятому пониманию. Иного пути к себе нет. Как сказал философ Генрих Якоби, «без «ты» невозможно «я» (сравни замечание в Марксовом «Капитале» о «человеке Петре», который способен познать свою человеческую сущность лишь через вглядывание в «человека Павла»), Но так же точно и эпоха сможет обрести полную ясность в осмыслении собственных задач лишь тогда, когда она не будет искать эти ситуации и эти задачи в минувших эпохах, но осознает на фоне всего, что не она, свою неповторимость. В этом ей должна помочь история, дело которой состоит в том, чтобы выяснять, «как оно, собственно, было» (выражение немецкого историка Ранке). В этом ей должна помочь филология, вникающая в чужое слово, в чужую мысль, силящаяся понять эту мысль так, как она была впервые «помыслена» (это никогда невозможно осуществить до конца, но стремиться нужно к этому и только к этому). Непредвзятость -- совесть филологии.

Люди, стоящие от филологии далеко, склонны усматривать «романтику» труда филолога в эмоциональной стороне дела («Ах, он просто влюблен в свою античность!..»). Верно то, что филолог должен любить свой материал -- мы видели, что об этом требовании свидетельствует само имя филологии. Верно то, что перед лицом великих духовных достижений прошлого восхищение -- более по-человечески достойная реакция, чем прокурорское умничанье по поводу того, чего «не сумели учесть» несчастные старики. Но не всякая любовь годится как эмоциональная основа для филологической работы. Каждый из нас знает, что и в жизни не всякое сильное и искреннее чувство может стать основой для подлинного взаимопонимания в браке или в дружбе. Годится только такая любовь, которая включает в себя п о - стоянную, неутомимую волю к пониманию, подтверждающую себя в каждой из возможных конкретных ситуаций. Любовь как ответственная воля к пониманию чужого -- это и есть та любовь, которой требует этика филологии.

Поэтому путь приближения истории литературы к актуальной литературной критике, путь нарочитой «актуализации» материала, путь нескромно-субъективного «вчувствования» не поможет, а помешает филологии исполнить ее задачу перед современностью. При подходе к культурам прошедшего мы должны бояться соблазна ложной понятности. Чтобы по-настоящему ощутить предмет, надо на него натолкнуться и ощутить его сопротивление. Когда процесс понимания идет слишком беспрепятственно, как лошадь, которая порвала соединявшие ее с телегой постромки, есть все основания не доверять такому пониманию. Всякий из нас по жизненному опыту знает, что человек, слишком легко готовый «вчувствоваться» в наше существование, -- плохой собеседник. Тем более опасно это для науки. Как часто мы встречаем «интерпретаторов», которые умеют слушать только самих себя, для которых их «концепции» важнее того, что они интерпретируют! Между тем стоит вспомнить, что само слово «интерпретатор» по своему изначальному смыслу обозначает «толмача», то есть перелагателя в некотором диалоге, изъяснителя, который обязан в каждое мгновение своей изъясняющей речи продолжать неукоснительно прислушиваться к речи изъясняемой.

Но наряду с соблазном субъективизма существует и другой, противоположный соблазн, другой ложный путь. Как и первый, он связан с потребностью представить филологию в обличье современности. Как известно, наше время постоянно ассоциируется с успехами технического разума. Сентенция Слуцкого о посрамленных лириках и торжествующих физиках -- едва ли не самое затасканное из ходовых словечек последнего десятилетия. Герой эпохи -- это инженер и физик, который вычисляет, который проектирует, который «строит модели». Идеал эпохи -- точность математической формулы. Это приводит к мысли, что филология и прочая «гуманитария» сможет стать современной лишь при условии, что она примет формы мысли, характерные для точных наук. Филолог тоже обязывается вычислять и строить модели. Эта тенденция выявляется в наше время на самых различных уровнях -- от серьезных, почти героических усилий преобразовать глубинный строй науки до маскарадной игры в математические обороты. Я хотел бы, чтобы мои сомнения в истинности этой тенденции были правильно поняты. Я менее всего намерен отрицать заслуги школы, обозначаемой обычно как «структурализм», в выработке методов, безусловно оправдывающих себя в приложении к определенным уровням филологического материала. Мне и в голову не придет дикая мысль высмеивать стиховеда, ставящего на место дилетантской приблизительности в описании стиха точную статистику. Поверять алгеброй гармонию -- не выдумка человеконенавистников из компании Сальери, а закон науки. Но свести гармонию к алгебре нельзя. Точные методы -- в том смысле слова «точность», в котором математику именуют «точной наукой», -- возможны, строго говоря, лишь в тех вспомогательных дисциплинах филологии, которые не являются для нее специфичными. Филология, как мне представляется, никогда не станет «точной наукой»: в этом ее слабость, которая не может быть раз и навсегда устранена хитрым методологическим изобретением, но которую приходится вновь и вновь перебарывать напряжением научной воли; в этом же ее сила и гордость. В наше время часто приходится слышать споры, в которых одни требуют от филологии объективности точных наук, а другие говорят о ее «праве на субъективность». Мне кажется, что обе стороны неправы.

Филолог ни в коем случае не имеет «права на субъективность», то есть права на любование своей субъективностью, на культивирование субъективности. Но он не может оградиться от произвола надежной стеной точных методов, ему приходится встречать эту опасность лицом к лицу и преодолевать ее. Дело в том, что каждый факт истории человеческого духа есть не только такой же факт, как любой факт «естественной истории», со всеми правами и свойствами факта, но одновременно это есть некое обращение к нам, молчаливое окликание, вопрос. Поэт или мыслитель прошедшего знают (вспомним слова Баратынского):

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

Мы -- эти читатели, вступающие с автором в общение, аналогичное (хотя никоим образом не подобное) общению между современниками («...И как нашел я друга в поколеньи»). Изучая слово поэта и мысль мыслителя прошедшей эпохи, мы разбираем, рассматриваем, расчленяем это слово и эту мысль, как объект анализа; но одновременно мы позволяем помыслившему эту мысль и сказавшему это слово апеллировать к нам и быть не только объектом, но и партнером нашей умственной работы. Предмет филологии составлен не из вещей, а из слов, знаков, из символов; но если вещь только позволяет, чтобы на нее смотрели, символ и сам, в свою очередь, «смотрит» на нас. Великий немецкий поэт Рильке так обращается к посетителю музея, рассматривающему античный торс Аполлона: «Здесь нет ни единого места, к о - торое бы тебя не видело. -- Ты должен изменить свою жизнь» (речь в стихотворении идет о безголовом и, стало быть, безглазом торсе: это углубляет метафору, лишая ее поверхностной наглядности).

Поэтому филология есть «строгая» наука, но не «точная» наука. Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственно- интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Одна из главных задач человека на земле -- понять другого человека, не превращая его мыслью ни в поддающуюся «исчислению» вещь, ни в отражение собственных эмоций. Эта задача стоит перед каждым отдельным человеком, но и перед всей эпохой, перед всем человечеством. Чем выше будет строгость науки филологии, тем вернее сможет она помочь выполнению этой задачи. Филология есть служба понимания.

Вот почему ею стоит заниматься.

Цит. по: Юность. 1969. № 1. С. 99--101.

Д. С. Лихачев. Об искусстве слова и филологии

Сейчас время от времени вопрос о необходимости «возвращения к филологии» поднимается вновь и вновь.

Существует ходячее представление о том, что науки, развиваясь, дифференцируются. Кажется поэтому, что разделение филологии на ряд наук, из которых главнейшие лингвистика и литературоведение, - дело неизбежное и, в сущности, хорошее. Это глубокое заблуждение.

Количество наук действительно возрастает, но появление новых идет не только за счет их дифференциации и «специализации», но и за счет возникновения связующих дисциплин. Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. И замечательно продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.

Роль филологии именно связующая, а потому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения -- наиболее сложной области литературоведения. По самой своей сути филология антиформали- стична, ибо учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знания реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т.д.

Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного, -- Н. Рубцова.

И все торчит

В дверях торчит сосед,

Торчат за ним разбуженные тетки,

Торчат слова,

Торчит бутылка водки,

Торчит в окне бессмысленный рассвет!

Опять стекло оконное в дожде,

Опять туманом тянет и ознобом.

Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог.

Дело в том, что литература -- это не только искусство слова -- это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолевается косность камня, бронзы, дерева,- так и в литературе преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в самых лучших исторических словарях русского языка.

Поэзия и хорошая проза ассоциативны по своей природе. И филология толкует не только значения слов, а и художественное значение всего текста. Совершенно ясно, что нельзя заниматься литературой, не будучи хоть немного лингвистом, нельзя быть текстологом, не вдаваясь в потаенный смысл текста, всего текста, а не только отдельных слов текста.

Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии -- тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами ими являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями.

Поэтому не должно представлять себе, что филология связана по преимуществу с лингвистическим пониманием текста. Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура.

3. Эволюция концепта "Слово" была теснейшим образом связана со становлением цикла наук о слове (конечно, называть их «науками» можно лишь с большой долей условности). Поскольку слова- логосы бывают не только истинными, но и ложными, постольку ощутима потребность в науке об истинном рассуждении, проникающем сквозь оболочку слов, -- такой наукой стала л о г и к а. В соответствии с тем, что слова служат не одному познанию, но также выражению индивидуальных и групповых эмоций, желаний, устремлений и т. п., возникли две науки о рассуждении, не получившие общего названия, -- диалектика и риторика. Риторика первоначально мыслилась как искусство ораторской речи, диалектика -- как искусство установления истины через обнаружение противоречий в высказываниях оппонентов, т.е. как искусство беседы, ведущей к правильному познанию. Аристотель, универсальный гений, создал «параллельные» труды в каждой из этих сфер: логике были посвящены «Категории», «Об истолковании» и «Аналитики»; наукам о речи -- диалектике и риторике -- трактаты «О софистических опровержениях» и «Риторика».

Одновременно с этим создавалась третья наука, филология -- о «чистом» слове, о слове как таковом. Уже около IV в. до н.э. в греческом языке появился глагол фЛоХоуесо "любить науки, стремиться к учению" и соответствующие ему имена: существительное фЛоХоу!а "любовь к научному рассуждению, к научному спору, к ученой беседе" (ср. выше деление на логику и диалектику) и прилагательное фЛоХоуос; "любящий научное рассуждение, научный спор". Сначала эти слова выступали как антонимы к цкгоХоуесо "не любить наук и научных споров": «<...> мое отношение к рассуждениям, -- говорит Лахет у Платона, -- двузначно: ведь я могу одновременно показаться и любителем слов (фЛоХоуос;) и их ненавистником (дкгоХоуос;)» («Лахет», 188 е.; перевод С. Я. Шейнман- Топштейн). Позднее, у Плотина, Порфирия (III в.), Прокла (V в.), понятие «филолог» приобрело значение "внимательный к словам, изучающий слова". Сдвиг ударения -- фЛоХоуос; -- подчеркивал отличие от ранее утвердившегося cpiXoXoyoQ которое означало образованного человека вообще. В свою очередь, оба слова противопоставлялись слову фЛософос; "любящий знание, мудрость, софию" (тем самым попутно знание отвлекалось от слов и представало как самостоятельная сущность).

Еще в эпоху эллинизма (III--I вв. до н.э.), до разделения двух значений слова (фЛоХоуос; и фЛоХоуос;), т.е. до появления особой дисциплины, ученые уже занимались филологией, не отличая ее, правда, от грамматики, и назывались ураддатисо! "грамматики, грамматисты". В Александрии был основан Mouceiov (святилище муз), государственное учреждение, находившееся под особым попечением царя, и знаменитая библиотека, для которой приобретались рукописи во всех концах греческого мира. Для издания произведений греческой классики, и прежде всего Гомера, александрийские ученые-грамматисты (а по существу -- филологи) развернули огромную работу: разбирали и отбирали рукописи, сличали варианты текста, отделяли подлинное от приписываемого, устанавливали наиболее авторитетный текст, акцентуировали его, комментировали неясные места, устаревшие и непонятные слова и т.д. Знаменитый филолог-грамматист Аристофан Александрийский (257--180 гг. до н.э.) может считаться основателем научной лексикографии.

В эпоху христианства главным объектом внимания любителей слова, филологов, становится слово божественное: литургическое, молитвенное и т.д. Постепенно толкования Св. Писания («слово о слове») становятся очень тонкими, филологически и богословски изощренными, и наряду со словом фЛоХоуос; (в его новом, филологическом значении) появляется еще один термин -- фЛоХоуш; "ученый комментатор, схолиаст" [впервые этот термин зафиксирован у Оригена (около 185-- 253 или 254)]. Таким образом была заложена одна из основных дисциплин в изучении слова -- критика библейского текста, которая в XIX и XX вв. переросла в герменевтику и сомкнулась с философией.

Современное состояние концепта "Слово" связано, в первую очередь, с филологией как особой отраслью человеческого знания. В отечественной филологии есть два вершинных ее определения: одно принадлежит Ф.Ф. Зелинскому, другое -- Г.О. Винокуру. Определение Зелинского гласит: историко-филологическая наука -- это «наука, имеющая своимъ содержашемъ изучеше творенш человЪческаго духа въ ихъ последовательности, т. е. въ ихъ развитш» (1902, 811). Это требует непростого разграничения «сфер влияния» двух ее областей -- филологии и истории. Поскольку «MamepiaMbuoe разграничеше объихъ областей невозможно» (1902,811--812), Зелинский пытается провести между ними границы, опираясь на идеи германского науковедения конца прошлого века: по словам самого автора, его статья «является первой попыткой построить систему Ф<илологш> (точнее -- историко-филологической науки) на заимствованной у Вундта основной мысли», согласно которой «Ф<илолог1я> -- это обращенная къ памятникамъ, истор1я -- обращенная къ общимъ законамъ развит1я сторона историко-филологической науки; истор1я и Ф<илолопя> -- не двЪ различныхъ науки, а два различныхъ аспекта одной и той же области знашя» (1902, 816, 812).

Горячо поддержав это утверждение Зелинского, Г.О. Винокур категорически заявил: «Со всей решительностью нужно установить прежде всего то положение, что филология не есть наука, точнее -- что нет такой науки, которую, в отличие от других, можно было бы обозначить словом «филология». Эмпирическое содержание всего того, с чем имеет дело филология, без остатка покрывается предметом соответствующих специальных наук, исследующих отдельные стороны исторической действительности» (1981, 36). Этот тезис нуждается в чисто терминологическом уточнении, связанном с науковедческими попытками дифференциации объекта науки и ее предмета. В отличие от объекта предмет исследования определяется избранным методом, и потому у филологического исследования есть свой собственный предмет.

Его, между прочим, называет и сам Винокур: это сообщение, понятое в предельно широком смысле (1981, 36--37). «Сообщение -- это не только слово, документ, но также и различного рода вещи», если только мы не ограничиваемся их практическим применением. Такова, например, мебель, помещаемая в музей. Мы, разумеется, и ее «можем взять в руки», но в руках у нас в этом случае будет «находиться только кусок дерева, а не самый стиль его обработки и не его художественно- исторический смысл. Последний нельзя «взять в руки», его можно только понять» (1981, 37). Точка зрения Винокура удивительно современна: для «филологической семиотики» наших дней и ряды слов, и ряды вещей есть равно носители информации. Но универсальным (инвариантным, архетипическим) аккумулятором смысла является именно слово, и в первую очередь слово письменное: как справедливо замечает Винокур, «письменный текст представляет собой идеальное с о о б щ е н и е» (1981, 37--38).

Итак, филология есть область гуманитарного знания, непосредственным предметом изучения которой служит главное воплощение человеческого слова и духа -- сообщение, и наиболее совершенный вид его -- словесный письменный текст. При этом филология имеет дело исключительно с текстами, обращенными к читателю, хотя бы и неопределенному. Текст, в принципе лишенный адреса, никакого отношения к филологии не имеет -- понять его невозможно.

Согласно данным Министерства образования РФ, 26% выпускников школ выбирают специальность филолога. Но мало кто понимает, что ждёт впереди. Foxtime разобрался, что такое филология и чем можно заняться после филологического факультета.

Что такое филология?

Филология представляет собой цикл гуманитарных наук, которых объединяет одна цель: изучение культуры народа через письменную и устную речь. Выпускник филологического факультета становится журналистом, переводчиком, корректором работает в издательстве, проводит литературоведческие и лингвистические исследования.

Филологические науки

Филологические науки изучают язык со всевозможных сторон, а задача филологов – доступно донести информацию до общественных масс. Прежде, чем дать определение филологии, важно понять, какие науки входят в филологический цикл.

Классическая филология представляет собой комплекс наук о литературном наследии Греции и Рима. Студенты изучают древнегреческий и латинский языки, знакомятся с текстами античных общественных деятелей. Направление подойдёт тому, кто интересуется историей древних языков.

Коммуникативистика изучает проблемы информационного обмена. Подойдёт тем, кто мечтает стать журналистом и работать в общественно-политических СМИ.

Общее языкознание исследует языковые закономерности. Подойдёт тем, кто заинтересован в изучении лингвистических процессов с древних времён и до наших дней. Выпускники работают редакторами, переводчиками и учителями славянских языков, что пользуется спросом при активном росте количества учебных заведений с этнокультурным компонентом.

Прикладная лингвистика решает современные проблемы языка, такие как компьютерная текстология и машинный перевод. Исследователи составляют электронные словари и тезаурусы. Студенты изучают главные приложения современной лингвистики и выявляют связи с новыми информационными технологиями. Выпускники работают в информационных сферах, проводят судебные лингвистические экспертизы, преподают в школах и университетах.

Литературоведение изучает художественные произведения, находит связи между литературным наследием разных стран и народов, выделяет приёмы, которые использует автор. Направление заинтересует абитуриентов, которые готовы посвятить себя изучению литературы.

Текстология изучает тексты произведений, восстанавливает и интерпретирует древние рукописи. Направление подойдёт будущим работникам исследовательских институтов и издательств.

Фольклористика – наука на стыке литературоведения, музыки и этнолингвистики. Студенты знакомятся с движением художественной системы во времени в национальном преломлении, вырабатывают навыки анализа произведений на разных уровнях, что позволит впоследствии исследовать фольклор отдалённых областей и преподавать в высших учебных заведениях.

Перевод также относят к филологии. Выпускники направления переводят зарубежные произведения и адаптируют литературные переводы для русского читателя. Особенно востребованы переводчики со славянских и восточных языков.

Текст / Силуянова Антонина

БИЛЕТ № 1

Филология представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека посредством анализа письменных текстов.

Филология – содружество гуманитарных дисциплин, изучающих культуру человека через язык и стилистический анализ письменных текстов.

Основная область исследования – духовная культура человека.

Культура общества – это система ценностей данного общества. Ценности – это то, что создано в обществе: художественные, музыкальные и другие произведения духовной культуры или то, что человек считает ценностями: дружба, любовь и т. д..

Лихачёв: «Культура – это святыня народы, святыня нации.

Для познания культуры важны и публицистические ценности, и литературные тексты, и религиозные тексты. Именно в письменных текстах отражена история народа .

Филология выросла из притекстовых комментариев. Комментарии делались над непонятными словами – глоссарии .

Первым текстом, подвергшимся кмментариям, был текст Гомера.

Первое филологическое сочинение – трактат «Об образах» («Сборник Святослава» 1073 года).

Филология имеет дело с определённой культурой или группой родственных народов, поэтому существуют классическая, германская, славянская и т. д. филологии.

Объект исследования классической филологии – письменное наследие античной эпохи. Именно в Древней Греции слово филология начинает употребляться в значении, близком к современному . Классическая филология оказала огромное влияние на развитие всей мировой литературы. Классическая филология возникла в древние времена, продолжала развиваться в средние века, своего расцвета достигает в эпоху Возрождения.

К XVIII в . складывается современное понятие филологии, и большую роль в этом сыграла классическая филология. Наряду с классической филологией к XIX веку начали развиваться другие филологии, в том числе и славянская филология.

Развитию славянской филологии как науки предшествовало появление грамматики славянских языков. У истоков славянской филологии стоял хорватский учёный Юрий Крижанич (1612-1683), но основоположником славянской филологии был чешский учёный Йозеф Добровский (1753 – 1829).



Формирование славянской филологии было обусловлено рядом факторов, два из которых являются основными: интерес европейских народов к своим национальным источникам, национальным корням; тенденция внутриславянского развития.

I фактор был обусловлен оформлением романтического мировоззрения в этот период.

II фактор связан с национально-освободительным движением некоторых славянских народов с турецким владычеством.

Область изучения славянской филологии духовная культура славянских народов через письменные наследия этих народов.

XIX – XXI вв. – современная филология; «Международный комитет славистов » (1955 год, Беларусь, Югославия) – усилия нескольких сотен славистов. Раз в пять лет происходят международные съезды славистов в одной из столиц славянских государств.

Русская филология – часть славянской филологии; она изучает духовную культуру русского народа посредством анализа письменных текстов. Систематизация письменного наследия начинается в ХV веке («Рукописное собрание Кирилло-Белозерского монастыря»). Подобного рода систематизация имеет место и в XVI, и в XVII веке; в XVIII начинается описание летописного наследия. На рубеже ХVIII – XIX веков граф Румянцев занимается собранием древнерусских рукописей. Это собрание было положено в основу «Румянцевского музея».

Описанием рукописей занимался Востоков.

Ломоносов закладывал основы русской филологии как науки. У него есть два филологических труда.

«Российская грамматика» Ломоносова напечатана в 1757 г., «Трактат о пользе книг церковных в российском языке» - 1758 год.

Славянская филология представляет собой комплекс наук, включающих в себя славянскую литературу, славянское языкознание и славянскую фольклористику.

Славянская филология – часть более общей науки славяноведения или славистики. Славяноведение – комплекс научных дисциплин о языке, литературах, фольклоре, материальной и духовной культуре и истории славянских народов.

Славяноведение – синтез дисциплин, состоящий из нескольких направлений.

Филологические дисциплины:

  1. языкознание / лингвистика

Языкознание, или лингвистика , - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

  1. литературоведение

Литературове́дение - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы,история литературы и литературная критика. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных - психоаналитическое ипсихиатрическое.

  1. фольклористик а

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я.Гримм – в Германии, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев в России). Параллельно существовала просветительская школа фольклористики, в которой при всем научном пиетете перед фольклором звучали критические нотки: констатировались предрассудки и ограниченность эстетических идеалов фольклора.

Во второй половине 19 века в европейской фольклористике сложилась «антропологическая школа», которая объясняла сюжетное сходство в национальных фольклорных явлениях общностью разных народов и рас, биологическим единством человеческого рода. В начале 20 века возникла «народно-психологическая школа», которая пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, которое в России стало назваться исторической школой. Она стремилась представить фольклор как нечто, обусловленное социальной действительностью (В.Ф.Миллер, Б.М.Соколов). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах вузов.

  1. текстология

Текстология (от лат. textum - связь слов, и др.-греч. λόγος - зд. учение) - вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста художественных и других произведений.

По определению текстолога А. Л. Гришунина: «Текстология − это отрасль филологических наук, изучающая произведения письменности и литературы в целях восстановления истории, критической проверки и установления их текстов, используемых затем для дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и других целей.

  1. палеография.

Значение слова Палеография по Ефремовой:

Палеография - вспомогательная филологическая дисциплина, занимающаяся изучением древних рукописей с точки зрения способа написания букв, их форм, особенностей материала, на который они нанесены, и т.п. с целью определения времени и места их написания.

Значение слова Палеография по Ожегову:

Палеография - наука о развитии письменности, о древних рукописях, имеющая целью определение времени и места их возникновения по внешнему виду и письму

Палеография Особенности начертания букв и разделительных знаков рукописи.

Палеография в Энциклопедическом словаре:

Палеография - (от палео... и...графия) историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

Вспомогательные филологич. дисциплины

Современная филология как отрасль науки.

Вместе с философией, историей, искусствоведением, культурологией, педагогикой, психологией и другими науками филология образует область гуманитарных знаний.

Ф. включает в себя ряд наук и научных дисциплин. Ф-ие науки - это языкознание (языковедение, лингвистика) и литературоведение.

В число филологич. науч.дисциплин входит несколько групп научных дисциплин.

1. Дисциплины, существующие на стыке лингв-ки и лит-ведения.

риторика. Гл. задача совр. риторики- изучение речевой коммуникации в ее воздействии на читающего/слушающего посредством сообщения.

поэтика (от др.греч. poietike techne - творческое искусство). Это учение о том, как устроено лит-ное произведение, что есть творчество писателя, лит-ное направление. Область поэтики, внимание которой сосредоточено на языке произведений, составляет лингвистическую поэтику.

Стилистика (фр. stylistique , от лат. stilus - остроконечная палочка для письма, манера письма). Термин «стилистика» возник в нач. 19 века в трудах ученого и писателя Новалиса (подлинное имя - Фридрих фон Харденберг). Как научная дисциплина складывается в сер. 19 века. Задача с. - изучение употребления языка (стилистич. средства, возможности их использования в тексте вообще и в текстах разных видов, разными говорящими/слушающими).

Текстология (лат textos - связь, ткань и logos - слово) изучает рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критич. и публицистических произведений для их издания и интерпретации. Термин ввел в конце 1020-х гг. Б.Томашевский. На Западе по преимуществу используют термин «критика текста»;

источниковедение изучает способы разыскания и систематизации источников для дальнейшего использования лингвистикой (лингстич. источниковедение), лит-ведением;

библиография (др.греч. biblion - книги и graphō - пишу) занимается учетомнаучной и печатной продукции и информации о ней.

К числу вспомогательных научных дисциплин относятся дисциплины историко-филологич. принадлежности. Они решают задачи, связанные с изучением древних текстов; это палеография (от греч.palaiós - древний и graphō - пишу), которая изучает историю письма по рукописным памятникам и археография (от греч. archaios - древний и graphō - пишу) занимается собиранием, описанием рукописных, печатных и др. памятников.

семиотика (др.греч. semeiōtikē - учене о знаках) изучает знаки и знаковые системы. Центральное понятие - знак.

герменевтика (др.греч. hermēneutikē (techne)-истолковательное искусство) изучает способы толкования смысла. Центральные понятия - смысл, понимание.



теория текста изучает текст в семиотическом смысле. Текстом явл-ся не только последовательность языковых знаков, воплощающая смысл, но и, н-р, картина, город, человек и другие последовательности, созданные из неязыковых знаковых знаков или сочетания знаков языковых и неязыковых, воплощающих смысл. Таковы,н-р, высказывания типа «Летит!» в соединении с жестом, указывающим, н-р, на летящий в небе самолет (означает: «Самолет летит!»). Центральное понятие теории текста - текст.

филологическая теории коммуникации изучает деятельность чел-ка по созданию и пониманию текста. Центральное понятие - коммуникатив. деят. homo loquens (человека говорящего).

филологическая информатика изучает пути и способы создания, хранения, обработки, изучения, передачи филологич. информации при помощи информационных (компьютерных) технологий.

В совр. филологии сохраняется и традиционное деление филологии по языку (группе языков). Русская филологи, турецкая, романо-германская и др.

Таким образом, с т.зр. современного понимания Филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом.