Строительство и ремонт своими руками

Составить и записать словосочетания со словами затосковать, тоска, любить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предложения. Предложение как единица синтаксиса Проверка домашнего задания

здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки,
и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно
летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к
другу по-хорошему.
(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах.
(7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не
помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего
деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали,
играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
(12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из
бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным
клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами.
(16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит!
(18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я
кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами.
(20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на
третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие
космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и
интересно.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них
чужим. (24)И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков.
(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее
небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое

мальчишек.
(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы
появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в
шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
(30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
(По В. Крапивину)*

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких
страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
1) интересно
2) случайный
3) решено
4) железной

Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ

Замените словосочетание «бумажных голубей» (предложение 11),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Ответ: ___________________________.

Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным
согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.


все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Дело в том,(1) что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. На
одном рисовал всякие узоры,(2) на другом – кораблики среди моря,(3) на
третьем – сказочные города,(4) на четвёртом – цветы и бабочек. И всякие
космические картинки. И ещё много всего – получалось красиво и
интересно.
Ребятам это,(5) конечно,(6) нравилось,(7) но я всё равно был среди них
чужим.

Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он большой,(1) зелёный,(2) есть где играть и в мяч,(3) и в пряталки,(4) и в
разные другие игры. Ребята играли почти каждый день,(5) особенно
летом. И я постепенно перезнакомился с ними,(6) и все мы относились
друг к другу по-хорошему.
Ответ: ___________________________.

Среди предложений 28–30 найдите сложное предложение с бессоюзной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действительности есть особое свойство предложения.

Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

49. Какой контекст предшествует следующим предложениям?

      На здоровье!
      Что ж поделаешь!
      Закрой, пожалуйста, дверь!

50. Прочитайте. В каком случае мы можем говорить о том, что перед нами набор отдельных предложений, а в каком - текст? Спишите текст, выделяя абзацы, обозначая границы предложений знаками завершения и расставляя знаки препинания внутри предложений. Что явилось для вас ориентиром при выделении отдельных предложений?

  1. Он остался дома Катя любит наряжаться заходи если будет свободное время за мной скажи ему хоть одно слово мы помогли выкормить жеребёнка-сосунка вдали в тумане виднелись горы на здоровье я потерял книгу и очень жалею об этом не дразни собаку.
  2. Лосёнок Мишка за три года превратился в большого сильного лося он был совсем ручной и ходил без привязи по лесу как-то с ним произошла история забавная и поучительная однажды Даша пустила телёнка гулять на поляну а сама села под дерево читать книгу вдруг из кустов выбежал волк и прямо к телёнку беда что делать откуда ни возьмись Мишка он бросился на волка и изо всей силы ударил его ногой волк так и покатился по траве Мишка за ним набросился на волка и ударил ещё раз из того и дух вон.

    (В. Звегинцев)

51. Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, любить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предложения.

Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует»? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности/неправильности. Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?

52. Сжатое изложение. Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского «Страна за Онегой». Какой смысл имеет предложение Родина во мне затоскует в этом тексте? Напишите изложение от 3-го лица, сократив текст вдвое. Какие подробности описания можно исключить? О чём можно сказать более кратко (лаконично)?

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черёмуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком бельё. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, - огорчилась Захарова. - Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине - и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою».

Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

53. Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 100 метров кролем за 45 секунд значит «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд». Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?

Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Проверка домашнего задания.


Сформулируем тему урока:

  • 1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.
  • Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.

  • Проверь себя?
  • 1) Жить - Родине служить.
  • 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.
  • 3) Не числом борются, а умением.
  • 4) А Васька слушает да ест.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?


Предложение как единица синтаксиса.

Цели урока:


Актуализация знаний

  • Что изучает синтаксис?
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
  • Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
  • Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения?
  • Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  • Чем может быть осложнено предложение?

  • Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
  • Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.
  • Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действи­тельности есть особое свойство предложения.
  • Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь...

(А. Пушкин)


  • Слово зима выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.
  • Предложение Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.
  • Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.
  • Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
  • Контекст, -а, мужской род (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте. прилагательное контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое.
  • Например: лук, коса.

Аналогично проанализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь .

Размытый путь.

Кривые тополя.

  • Словосочетание размытый путь номинативно, путь - главное слово. Путь (к а к о й?) размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.
  • В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).
  • Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум -была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля.

(Н. Рубцов)


Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?

  • На здоровье!
  • Что ж поделаешь!
  • Закрой, пожалуйста, дверь!

  • Предложение выполняет коммуникативную функцию.
  • Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.


Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:

  • имеет определённую структуру;
  • отличается смысловой и интонационной законченностью;
  • выполняет коммуникационную задачу.

  • Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием.

Ученье – свет.

Астрахань – центр рыбной промышленности.

сущ. сущ.


  • Предложение выражает законченную мысль.

безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.

Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.

Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?

- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.


  • содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.
  • содержится вопрос: Когда отправляется поезд?
  • содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

  • Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.

Интонационными средствами являются:

  • пауза;
  • логическое ударение;
  • мелодика (повышение или понижение голоса)

Пошли домой . – если хотите сообщить

о совершившемся действии.

Пошли домой? – если задаётся вопрос.

Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.


Выполним задания:

  • Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.

  • Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности. Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?
  • Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего я .
  • Затоскует во мне - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.

Смысл, содержание предложения - это не только та инфор­мация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических кон­струкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения.

Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 ме­тров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».

Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?


Подведение итогов урока:

  • Вернемся к цели урока: Цели урока:
  • 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
  • 2. Повторить грамматические характеристики предложения.
  • Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
  • Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности.
  • Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу.
  • Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности
  • Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.

Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действительности есть особое свойство предложения.

Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

49. Какой контекст предшествует следующим предложениям?

      На здоровье!
      Что ж поделаешь!
      Закрой, пожалуйста, дверь!

50. Прочитайте. В каком случае мы можем говорить о том, что перед нами набор отдельных предложений, а в каком - текст? Спишите текст, выделяя абзацы, обозначая границы предложений знаками завершения и расставляя знаки препинания внутри предложений. Что явилось для вас ориентиром при выделении отдельных предложений?

  1. Он остался дома Катя любит наряжаться заходи если будет свободное время за мной скажи ему хоть одно слово мы помогли выкормить жеребёнка-сосунка вдали в тумане виднелись горы на здоровье я потерял книгу и очень жалею об этом не дразни собаку.
  2. Лосёнок Мишка за три года превратился в большого сильного лося он был совсем ручной и ходил без привязи по лесу как-то с ним произошла история забавная и поучительная однажды Даша пустила телёнка гулять на поляну а сама села под дерево читать книгу вдруг из кустов выбежал волк и прямо к телёнку беда что делать откуда ни возьмись Мишка он бросился на волка и изо всей силы ударил его ногой волк так и покатился по траве Мишка за ним набросился на волка и ударил ещё раз из того и дух вон.

    (В. Звегинцев)

51. Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, любить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предложения.

Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует»? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности/неправильности. Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?

52. Сжатое изложение. Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского «Страна за Онегой». Какой смысл имеет предложение Родина во мне затоскует в этом тексте? Напишите изложение от 3-го лица, сократив текст вдвое. Какие подробности описания можно исключить? О чём можно сказать более кратко (лаконично)?

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черёмуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком бельё. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, - огорчилась Захарова. - Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине - и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует родина во мне, и я запою».

Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

53. Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 100 метров кролем за 45 секунд значит «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд». Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?

«Конспект урока русского языка "Обучающее сжатое изложение"»

Обучающее сжатое изложение (отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Страна за Онегой», упражнение № 52).

Цель обучающая: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи: 1) подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, понимания основной мысли; научить видеть структуру текста.

2) научить школьников писать сжатое изложение, используя основные приемы сжатия текста.

Цель воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к «своей, малой» Родине.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

У: Сегодня на уроке мы с вами подготовимся к написанию сжатого изложения по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Прежде чем обратиться к тексту, давайте вспомним, какое изложение называется сжатым?

(Сжатое изложение – это воспроизведение текста, при котором исключаются второстепенные детали, но сохраняется основная мысль и основное содержание текста.)

У: Верно, при написании сжатого изложения, действительно, убирается второстепенная информация, а остается только главная. Значит, при анализе текста нам необходимо выделить главную информацию и второстепенные детали, которые мы сможем сократить. Необходимо помнить, что при написании изложения допускается замена лица, от которого ведется повествование.

2. Подготовительная работа к восприятию текста.

У: Перед вами отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Давайте вспомним, что же такое очерк?

(Очерк – это литературное произведение, где описываются какие-либо жизненные события.)

У: Действительно, К.Г.Паустовский рассказывает о своем путешествии по северным местам, о встречах с разными людьми.

3. Выразительное чтение текста учителем (упражнение № 52).

У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попытайтесь определить основную мысль и смысловые части в тексте.

Чтение текста.

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, – сказала она, – когда Родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, – огорчилась Захарова. – Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине – и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует Родина во мне, и я запою».

Я догадался. Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

4. Беседа по содержанию текста.

У: Скажите, пожалуйста, какова же основная мысль текста?

У: Верно. Запишите основную мысль в тетрадь.

У: Скажите, а кому предназначен этот текст?

(Нам – читателям.)

(Помочь читателям вспомнить о своей Родине и задуматься о том, что необходимо любить то место, где ты родился.)

У: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор?

(Повествование и описание.)

У: А все ли слова в тексте вам знакомы? Кто такая сказительница?

(Рассказчица народных сказок, исполнительница былин.)

У: Что такое оконный наличник?

(Наличник – это накладная планка на оконном проеме,)

У: А что же такое валёк (катала вальком белье)?

(Валёк – длинный, плоский, слегка выгнутый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания белья при стирке.)

У: Что означает слово плат?

(Плат – это платок.)

У: Скажите, а как вы понимаете выражение: «Родина во мне затоскует»?

(Это когда человек вспоминает о своей Родине, думает о чем-то хорошем и ему хочется свои чувства как-то выразить.)

У: А правильно ли построена фраза с точки зрения русского языка?

(Нет.)

У: А как будет правильно?

(Я затоскую по Родине.)

(Потому что во фразе писателя Родина – это что-то внутри человека, а в первой фразе Родина существует отдельно.)

У: А в каком значении употреблены слова: тоска, затоскую в данном тексте?

(Любовь, любить.)

У: А как бы вы озаглавили данный текст?

(Любовь к Родине, тоска по Родине.)

5. Работа по сжатию текста.

У: Сколько микротем в данном тексте?

(Четыре.)

У: Озаглавьте каждую микротему. (План на доске и в тетрадях у детей.)

У: Посмотрите, пожалуйста, отражает ли наш план основную мысль текста?

(Да, отражает.)

Первая микротема.

У: Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.

(Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.)

Записать в тетрадь (план).

У: Какие детали в этой части не важны для раскрытия основной мысли?

(Было холодно, цвела черемуха.)

У: Хорошо, а какой прием сокращения текста мы использовали?

(Исключение.)

У: Верно, мы убрали (исключили) второстепенную информацию, оставив только главную.

Вторая микротема.

У: Прочитайте второй отрывок в тексте. Выделите, пожалуйста, главное в этой микротеме, исключая второстепенные детали.

У: Но способ исключения можно использовать и по-другому. Для сжатия текста можно исключить второстепенные члены предложения (обстоятельства, определения). В каких предложениях мы можем это сделать?

(Почти в каждом предложении.)

У: Что же у вас получилось?

(Мне показали высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Старуха катала вальком белье. Она увидела меня и отложила валек, на котором были вырезаны узоры.)

Записать в таблицу.

Третья микротема.

У: Выразительно прочитайте этот фрагмент еще раз.

У: В этой части много предложений с прямой речью. Чтобы сжать такой отрывок, обычно используют прием обобщения. Попробуйте передать суть третьей части, не используя предложений с прямой речью. Расскажите, что происходит в этой части своими словами.

(Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Она огорчилась и растолковала мне, что для песни нужно особое настроение.)

Записать в тетрадь.

Четвертая микротема.

У: Прочитайте выразительно последнюю микротему. Найдите, пожалуйста, ключевые слова для понимания содержания этой части и выпишите их.

(Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение.)

У: Хорошо, а сейчас перечитайте фрагмент еще раз и, пользуясь ключевыми словами, устно перескажите эту микротему.

Пересказ, 2-3 человека.

У: Какие предложения мы можем упростить? Как заменить предложение с приложением?

(Оставить только горожане.)

У: Как можно изменить структуру последнего предложения?

(Исключить вводное слово, заменить сложное предложение простым.)

У: Что же у нас получилось?

(Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое горожане называют любовью. Это острое чувство требует немедленного выражения.)

6. Работа с языковыми средствами связи.

У: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?

(Нет, так как нет связей между частями текста.)

У: Верно, для того, чтобы получился текст, вы должны подобрать средства связи между частями текста. Это могут быть синонимы, местоимения, союзы. Запишем их в нашу таблицу.

7. Повторное чтение учителем текста.

8. Написание сжатого изложения.

У: Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить. Обратите внимание, что мы пишем изложение от 3 лица. Удачи вам!

План.

На доске и в тетрадях.