Строительство и ремонт своими руками

"деревенский двор". Социальный проект «Деревенский дворик План работы над проектом деревенский двор технология

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок технологии во 2 классе по теме: «Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский дворик» »УМК
«Школа России»
Цели
деятельности
педагога
Тип урока
Методы и
формы обучения
Основные
понятия и
термины
Образовательны
е ресурсы
Наглядно­
демонстрационн
Учить выполнять объемные изделия на основе разверток; создать условия для отработки навыков самостоятельного
анализа и планирования; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности
Комплексное применение знаний
Игровой, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая
Развертка, проект
 http://www.chudopredki.ru/2027­detskie­zagadki­pro­domashnikh­zhivotnykh.html
 http://weaft.com/documents/zagadki­o­domashnih­zhivotnyh­deti­otvet­animal­riddles­for­kids­children
Образцы объемных изделий; изображения домашних животных; материалы и инструменты, необходимые для
выполнения изделия
ый материал
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; ножницы, цветная бумага
Планируемые в процессе совместной трудовой деятельности;

образовательные
результаты
имеют представление о ценности деятельности человека.
Предметные: узнают суть термина «развертка»; научатся конструировать объемные геометрические фигуры
животных из разверток, самостоятельно делать анализ и планирование, создавать и оформлять тематическую
композицию, проводить презентацию проекта по заданной схеме.
Метапредметные:
 познавательные – овладеют способностью организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности
работы, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для
решения творческой задачи;
Окончание табл.
 регулятивные – научатся обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие;
 коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение,
проявлять инициативу в коллективных творческих работах, следить за
действиями других участников совместной деятельности
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Формы
организаци
Деятельность учителя
Деятельность
и
учащихся
совзаимоде
Универсальные
учебные действия
1
2
3
I.
Актуали
зация
знаний
Эмоциональ
ная,
психологиче
ская
и
мотивационн
Проверяет готовность обучающихся
к уроку.
– Представьте себе, что вы вышли из дома
на улицу. А там важно вышагивает петух,
курочки возятся в пыли, под крыльцом от
солнца спряталась свинья, и откуда­то
4
Слушают
учителя,
отвечают на
вопрос
Промежу
точный
контроль
7
Устные
ответы
йствия
на уроке
5
Фронталь
ная
6
Личностные: сориентированы на
эмоционально­эстетический отклик
при оценке выполненных работ, на
проявление чувства любви к
животным, желания заботиться о
них; имеют навыки сотрудничества

ая
подготовка
учащихся.
Вступительн
ое слово
Беседа «Кто
живет в
деревне?».
раздается мычание коровы. Где мы можем
увидеть такую картину? Конечно, в
деревне. Сегодня мы попробуем
воспроизвести картину деревенского
двора, сделав животных из бумаги
Учитель загадывает загадки:
1. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца.)
II.
Повторе
ние
изучен­
с одноклассниками и учителем.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу
Отгадывают
загадки
Фронталь
ная
Познавательные: умеют
понимать заданный вопрос, в
соответствии с ним строить ответ в
устной
Устные
ответы
Продолжение табл.
1
ного
материа
ла
2
Отгадывание
загадок
о животных
3
4
5
6
7
2. Явился в желтой шубке:
«Прощайте, две скорлупки!»
(Цыпленок.)
3. Она на белых камушках сидит.
Не подходите близко – закричит.
(Наседка.)
4. В воде купался, сух остался. (Гусь.)
5. Не ездок, а со шпорами, не сторож,
а всех будит. (Петух.)
6. Стоит копна посреди двора, спереди –
вилы, сзади – метла. (Корова.)
7. Вдоль по речке, по водице плывет лодок
вереница. Впереди корабль идет, за собою
всех ведет. (Утка с утятами.)
8. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник. (Лошадь.)
9. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
форме.
Регулятивные: умеют принимать
и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют
формулировать ответы на вопросы,
вступать в учебное
сотрудничество, слушать
одноклассников, учителя.
Личностные: имеют
представление о ценности
природного мира для практической
деятельности человека

Беседа
«Домашние
животные и
человек».
Работа
с учебником
(с. 41)
(Корова.)
Организует беседу по вопросам.
– Мы выяснили, что на деревенском дворе
можно встретить очень многих домашних
животных. Какую пользу приносят
домашние животные?
– Как вы думаете, а смогут ли они выжить
без помощи человека? Что делают для
домашних животных люди?
– Откройте учебник (с. 41) и рассмотрите
Фронталь
ная
Анализируют
информацию
в учебнике,
отвечают на
вопросы
Устные
ответы
Личностные: имеют
представление о ценности
природного мира для практической
деятельности человека.
Регулятивные: ориентируются
в учебнике, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Познавательные: умеют
осознанно работать с учебными
пособия­
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
иллюстрации. Кто изображен на
фотографиях?
– Что можно рассказать о профессиях
этих людей?
– Что делает конюх, птичница, пастух,
доярка?
Сообщение
теоретическ
их сведений:
развертка
– Сегодня вам предстоит выполнить
работу по созданию животного из бумаги.
Изготавливать фигурку вы будете на
основе развертки.
– Что такое развертка? Развертка – это
развернутая конструкция предмета. Если
ее собрать и склеить по выделенным
частям, то получится объемная
Воспринимают
объяснения
учителя,
анализируют
информацию,
наблюдают за
действиями
учителя,
Фронталь
ная
ми с целью освоения и
использования информации.
Коммуникативные: умеют
формулировать ответы на вопросы,
слушать одноклассников, учителя,
строить понятные для партнера
высказывания
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу
Устные
ответы

Физкультми
нутка
показывающег
о приемы
работы
Выполняют
движения
в
соответствии
с командой
конструкция.
Демонстрирует развертку изделия и
способ ее складывания
Проводит физкультминутку. Подает
команды.
– Если я скажу «петух», то вы будете
хлопать руками­«крыльями», высоко
поднимая руки и ноги, ходить важно,
кричать «ку­ка­ре­ку». Если я скажу
«курица», вы будете хлопать
руками­«крыльями», опущенными вниз, и
легко бегать на носочках, кричать «ко­ко­
ко». Если я скажу
Фронталь
ная
Личностные: положительно
относятся к занятиям двигательной
деятельностью
1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
III.
Творчес
кая
практич
еская
деятель
ность
«цыплята», то будете приседать,
«клевать» зернышки, кивая головой, и
кричать «пи­пи­пи»
Проверяет организацию рабочего места Взаимоконтро
ль
Фронталь
ная
Организация
рабочего
места
Подготовка
к
выполнению
проекта
– Сегодня наша работа будет
коллективной. Как вы думаете, почему?
– На деревенском дворе животных много,
за один урок не успеете их сделать из
Анализируют
изделия,
узнают и
называют
Индивид
уальная
Познавательные: умеют
организовать творческое
пространство, подготовить рабочее
место к работе.
Личностные: имеют знания о
гигиене труда
Познавательные: общеучебные –
под руководством учителя и в
сотрудничестве с одноклассниками
умеют делать выводы, на основе
Организ
ация
рабочег
о места
Устные
ответы

«Деревенски
й двор»
бумаги. Работать будем бригадами. Как
нужно работать в группе, чтобы результат
был хорошим? Нужно помогать друг
другу и ориентироваться на работу
остальных участников группы,
распределять работу на всех так, чтобы
каждый участник делал одну из фигурок,
а кто­то составлял композицию и
проводил презентацию проекта. Важно не
забыть о взаимопомощи для получения
качественного продукта при совместной
работе.
– Проанализируйте готовые изделия­
фигурки животных.
– Познакомьтесь с планом работы над
проектом в учебнике (с. 40)
освоенные
материалы, их
свойства,
приемы
работы,
проговариваю
т вслух
последователь
ность
производимых
действий;
ориентируютс
я на
разнообразие
способов
выполнения
задания
полученной информации
принимать несложные
практические решения; логические
– умеют делать анализ изделия по
заданному алгоритму,
конструировать объемные
геометрические фигуры из
разверток.
Регулятивные: умеют
ориентироваться в учебнике;
составляют план работы,
проговаривают вслух
последовательность производимых
действий.
Личностные: сориентированы на
проявление чувства взаимовыручки
в процессе совместной трудо­
1
2
3
4
5
Практическо
е задание
Помогает учащимся распределиться по
группам, наблюдает, советует,
руководит их деятельностью, отвечает
на вопросы учащихся, помогает
Отбирают
необходимые
материалы и
инструменты в
Индивид
уальная,
группова
я
Продолжение табл.
6
вой деятельности.
Коммуникативные: умеют
задавать вопросы для уточнения
последовательности работы и
техники изготовления поделки
Личностные: сориентированы на
проявление чувства взаимовыручки
в процессе совместной трудовой
деятельности.
7
Коллект
ивная
работа
над

Задачи урока: учить детей выполнять объемные изделия на основе разверток; отрабатывать навыки самостоятельного анализа и планирования; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Планируемые результаты: научиться создавать коллективный проект на основе конструирования геометрических фигур из разверток; уметь проводить презентацию проекта по заданной схеме.

Основные термины и понятия: развертка, проект.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образцы объемных изделий, изображения домашних животных, материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага.

Ход урока

В начале урока проводится выставка поделок учащихся, выполненных дома. Необходимо проверить планы работы, самостоятельно составленные учащимися, чтобы проконтролировать усвоение навыка самостоятельного планирования.
Путешествуем во времени. Учитель: «Сегодня мы продолжим путешествие по деревне, которое начали на прошлом уроке, и заглянем на деревенский двор. Послушайте внимательно стихотворение „Деревенский двор“ Юрия Саакяна и ответьте на вопрос: Кого можно встретить на деревенском дворе?» Сначала учитель читает стихотворение целиком, чтобы учащиеся поняли его смысл. После этого стихотворение читается еще раз. При этом учащиеся называют животных, а учитель вывешивает на доску их изображения.

Деревенский двор Задумчиво глядит собака: «Что ж получается, однако? Кот молоко из блюдца пьет, А курица зерно клюет. Но где же, где корова наша? Вернулось стадо, вот барашек, Телята все до одного... Уж не случилось ли чего?» Кот размышляет у колодца: «Пес лает, курица несется, Свинья под деревом пасется. А где же, где корова наша? Вернулось стадо, вот барашек, Телята все до одного... Уж не случилось ли чего?» Лежит и думает свинья: «Ах, очень беспокоюсь я. Наседка делом занята, Ворчит собака на кота. Но где же, где корова наша? Вернулось стадо, вот барашек, Телята все до одного... Уж не случилось ли чего?» Но тут услышал первым кто-то Мычанье из-за поворота. Довольная бредет корова: - M-му, я пришла, жива-здорова. Простите, милые друзья, Сегодня опоздала я - Так много на лугу травы... Напрасно волновались вы!

Эта работа поможет развить у учащихся внимательность и чувство прекрасного, настроит их на работу, связанную с материалом о домашних животных.
Учимся новому. Учитель: «Мы выяснили, что на деревенском дворе можно встретить очень многих домашних животных. Как вы думаете, смогут ли они выжить без помощи человека? Что делают для домашних животных люди? Откройте учебник на странице 41 и рассмотрите иллюстрации. Кто изображен на фотографиях? Что можно рассказать о профессиях этих людей?» (Конюх - работник, ухаживающий за лошадьми, пастух - работник, пасущий скот (четвероногих домашних животных) и отвечающий за его сохранность, особенно во время летнего выпаса; доярка - работница, которая доит коров и ухаживает за ними; птичница - работница, ухаживающая за домашней птицей.) Можно попросить учащихся подробно рассказать о том, как они представляют себе деятельность людей этих профессий, или даже изобразить их в деле (физкультминутка).
Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы попробуем создать свой деревенский двор из бумаги в нашем классе». Учитель должен разделить ребят на группы и объяснить, что каждая группа будет выполнять свой проект по собственному замыслу, который нужно самостоятельно разработать в группе. Проектная деятельность уже не новая для учащихся, но на этом уроке она будет самостоятельной, что значительно усложняет задачу и помогает развить и закрепить навыки такой деятельности. Учитель: «Каждому предстоит выполнить работу по созданию одного животного, после чего вы соберете свои поделки, и у вашей группы получится настоящий деревенский двор». При создании данного проекта учащимся предстоит познакомиться с новым видом работы - с изготовлением изделия на основе развертки. Поэтому перед работой необходимо объяснить детям, что развертка - это развернутая конструкция предмета. Если ее собрать и склеить по выделенным частям, то получится объемная конструкция. Учитель демонстрирует сборку развертки. Развертки к проекту «Деревенский двор» предлагаются на с. 24 рабочей тетради.
После теоретической подготовки учащихся к работе они по группам заполняют три графы таблицы на с. 25 рабочей тетради. Перед этим учитель демонстрирует им разные виды геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, ромб, пятиугольник и т. д.), называя их; объясняет, что в первой графе надо нарисовать эскиз проекта, т. е. сделать предварительный рисунок того, как будет выглядеть вся композиция их общего проекта, а во второй графе написать план презентации проекта или какой-либо ее вариант: например, можно придумать какую-то сказку с участием отдельных фигурок животных. Важно, чтобы работа по заполнению таблицы была именно групповой, что подготовит ребят к групповой работе над самим проектом. Таблицы должны быть проверены учителем.
Следующий этап работы над проектом - составление плана. Учитель: «В какой последовательности вы будете выполнять работу над своей поделкой? Составьте план работы, прочитав предварительно план работы в учебнике на странице 40». (1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Раскрой. 3. Сборка. 4. Отделка.)
Учащиеся приступают к практической работе. Каждый склеивает одну фигурку для проекта. Учитель помогает, советует, одобряет взаимопомощь.
Подготовить для работы цветную бумагу, калькированную бумагу, ножницы, клей, тряпочку; вспомнить правила работы ножницами и клеем (памятки № 2, 8 из приложения), разметки деталей с помощью калькированной бумаги (памятка № 7 из приложения).
Раскрой. Вырезать из рабочей тетради развертку. Перевести шаблон с помощью калькированной бумаги на цветную бумагу и вырезать деталь.
Сборка. Нанести клей на места, намеченные графическим обозначением (место склеивания заштриховано), и склеить деталь. Приклеить к получившемуся телу остальные детали, вырезанные из рабочей тетради.
Отделка. Оформить, украсить фигурку с помощью цветной бумаги и цветных карандашей.
Последний этап самостоятельной работы учащихся - составление общей композиции из получившихся фигурок животных. Это делает вся группа.
Подведем итоги. В конце урока учитель организует выставку работ учащихся, в ходе которой дети проводят презентацию своих проектов и сами оценивают свои работы, заполняют графу «Оценивание результата» в таблице на с. 26 рабочей тетради.

Домашнее задание. Ответьте на вопросы на с. 41. Подготовьте иллюстративный материал по теме «Домашние животные и птицы»: найдите иллюстрации одного или нескольких домашних животных и птиц, а также интересную информацию об этом животном; подготовьте сообщение о том, как ухаживать за ним, какую пользу оно приносит человеку и т. д.

Урок 15
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика

Изделие: композиция «Изба» или «Крепость».
На этом уроке можно использовать один из двух вариантов изделий: это изба или крепость (по усмотрению учителя). Мы предлагаем вариант беседы для подготовки к работе над изделием «Изба». Практическая работа описана в двух вариантах.

Задачи урока: познакомить учащихся со строением избы; формировать умение создавать аппликацию из бумаги; обучить способу достижения эффекта объемности в аппликации; развивать творческие способности учащихся при помощи работы над созданием композиции.

Планируемые результаты: научиться различать компоненты строения избы, создавать полуобъемную аппликацию.

Основные термины и понятия: причелина, наличник, венец, полуобъемная аппликация, плотник.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изображение избы, образцы плоской и объемной аппликаций, образец готового изделия «Изба». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, скрепки.

Ход урока

В начале урока дети выступают с сообщениями о животных, подготовленными дома.
Путешествуем во времени. Учитель: «На предыдущих уроках мы начали путешествие по деревне. Вспомните, какой материал использовали люди для строительства в деревнях. (Дерево.) Долгое время на Руси все дома строили из дерева. Но каждый мастер всегда украшал дом по-своему. В Древней Руси каждый город или деревня были неповторимыми, имели какое-то своеобразие в постройках, но все они были очень красивыми».
Учимся новому. Проводится работа с учебником: учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 42, учитель объясняет значение названий и назначение отдельных частей избы. Причелина - доска, защищающая края крыши от осадков. Наличник - деталь обрамления оконного проема для его украшения. Венец - звено из четырех бревен. Затем дети читают текст учебника на с. 42 и рассказывают, какие еще части избы они знают. Учитель: «А какие профессии, связанные со строительством, вы знаете? (Плотник - рабочий, специалист по обработке дерева; маляр - рабочий, специалист по окраске зданий и помещений и др.) Выполним задание „Строительство“ на странице 27 рабочей тетради. Найдите на странице 43 учебника инструменты плотника, назовите их и объясните, зачем они нужны». (Стамеска - для выдалбливания отверстий в дереве и для отделки обрабатываемого предмета; пила - для разрезания на части; рубанок - для гладкого строгания дерева; молоток - для забивания гвоздей, для удара по инструменту (долоту, стамеске); топор - для рубки и тески; клещи - для вытаскивания вбитых гвоздей.)
Делаем сами.
Вариант 1. «Изба». Учитель: «Давайте попробуем создать свою собственную избу, но не из дерева, а из бумаги при помощи аппликации. Вспомните, что это такое. (Способ создания орнаментов или изображений путем наклеивания деталей на какой-либо фон.) Раньше мы с вами выполняли только плоские аппликации, то есть приклеивали детали всей их плоскостью к фону. Сейчас мы познакомимся еще с одним видом аппликации, которая называется объемной». Учитель демонстрирует примеры объемных аппликаций, дети их внимательно рассматривают и рассказывают, что в них необычного, в чем особенность, сравнивают с плоской аппликацией. Учащиеся с помощью учителя должны понять, что особенность объемной аппликации заключается в том, что ее детали приклеиваются к фону не полностью, не всей поверхностью, а только какой-либо частью. Неприклеенная часть детали должна быть отогнута, что создает эффект объема.
Перед тем как приступить к практической работе, необходимо провести анализ уже готового изделия: материалы и инструменты, необходимые для работы (цветная бумага и цветной картон, ножницы, карандаш, клей, тряпочка, скрепки), правила и приемы работы с ними, метод разметки, техника выполнения, способ украшения, возможные варианты использования изделия.
Следующий этап работы - самостоятельное составление плана работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка деталей. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка.
Разметка. Выполнить разметку деталей изделия с помощью шаблонов из рабочей тетради (с. 26) на цветной бумаге и картоне. Необходимо напомнить учащимся, как делать разметку детали на основе свойства симметрии при помощи шаблона половины этой детали.
Раскрой. Вырезать шаблоны деталей.
Сборка. Сделать венцы для избы. Для этого альбомный лист трижды сложить пополам, развернуть и разрезать лист по получившимся линиям сгиба. Получится восемь частей. Каждую из них накрутить на карандаш и закрепить скрепкой, чтобы лист сохранил форму. Приклеить получившиеся венцы к фоновому шаблону, предварительно обрезав и скомпоновав их так, чтобы получилась форма избы. Затем приклеить к бревнышкам заготовленные причелины и наличники.
Отделка. Оформить работу. Украсить с помощью красок и цветной бумаги. Учитель обращает внимание детей на то, как оформлена поделка «Изба» в учебнике (с. 44).
Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся, их анализ и оценивание. Важно учить детей проводить презентацию своей работы.
Домашнее задание. Найдите с помощью родителей информацию о том, в каких городах России есть музеи деревянного зодчества. Материалы вложите в папку достижений.
Вариант 2. «Крепость».
Задачи урока: кроме задач, приведенных в варианте 1 , научить ребят использовать новый материал (яичную скорлупу) для создания композиции.
Планируемые результаты: научиться украшать изделия кракле, применять правила работы с яичной скорлупой.
Основные термины и понятия: причелина, наличник, венец, плотник, кракле.
Перед практической работой необходимо провести беседу с учащимися о новом материале и правилах работы с ним. Учитель: «Когда съедают яйцо, то скорлупу от него обычно выбрасывают, но ведь из нее можно смастерить немало оригинальных игрушек и даже настоящих украшений для дома. Многие полагают, что такая вещь, как яичная скорлупа, больше ни для чего непригодна, кроме как для удобрения дачных грядок. Но, оказывается, природная необычность этого материала может стать основой интересной поделки. Скорлупа - материал, при работе с которым требуется внимательность и осторожность, потому что он острый и может повредить пальцы. Прочитайте в учебнике на странице 45, какой узор можно сделать при помощи яичной скорлупы. (Кракле.) Обратите внимание на то, что это слово выделено синим цветом. Вспомните, что обозначает это выделение. (Определение слова можно найти в словарике юного технолога на с. 94.) Сегодня мы с вами создадим такой узор, но для этого нам надо познакомиться с правилами работы с яичной скорлупой. Прочитайте их на странице 45 учебника». Учащиеся читают правила работы, а учитель демонстрирует их выполнение. После этого можно приступить к анализу уже готового изделия, который дети выполняют самостоятельно: необходимые для работы материалы и инструменты (яичная скорлупа, цветной картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей, карандаш, перчатки), метод разметки, техника выполнения, способ украшения, возможные варианты использования изделия.
Учитель просит ребят прочитать план работы в учебнике (с. 45), проанализировать его и составить собственный план: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Сборка. 4. Отделка. После этого дети выполняют практическую работу с помощью учителя.
Разметка. Сделать рисунок крепости на цветном картоне так, чтобы сверху на нем можно было выполнить аппликацию.
Сборка. Выполнить мозаику из яичной скорлупы: клей наносить на небольшой участок рисунка и сверху накладывать кусочки скорлупы, стараясь не оставлять между ними просветов и слегка прижимая листом бумаги.
Отделка. Контуры рисунка прорисовать фломастером. Оформить работу с помощью фломастеров и красок так, чтобы получилась завершенная композиция.
Подведем итоги. Итогом работы, как и в варианте 1 , является проведение выставки, анализ и оценивание работ учащихся.

Домашнее задание. Найдите информацию о том, какие крепости есть в нашем или в каком-нибудь другом городе России. Подготовьте сообщение и вложите материалы в папку достижений.

Урок 16
В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон

Изделие: домовой.

Задачи урока: познакомить учащихся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; формировать умение работать циркулем; совершенствовать умение работать по плану; развивать мышление, внимание, глазомер.

Планируемые результаты: закрепить навыки работы циркулем, научиться создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент.

Основные термины и понятия: циркуль, готовальня, помпон.

Ресурсы и оборудование. У учителя: готовальня, изображение домового, материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, помпон как элемент украшения, декора, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей.

Ход урока

В начале урока учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными дома.
Путешествуем во времени. Учитель: «Мы с вами совершили удивительное путешествие по деревне. И вот наконец мы заходим в дом, в избу. Знаете ли вы, как встретила бы нас хозяйка дома в Древней Руси? Давайте прочитаем вместе диалоги Ани и Вани на странице 46». После чтения текста учебника учитель проводит беседу: «Кто такие столяры? (Столяр - рабочий, занимающийся тонкой обработкой дерева.) Рассмотрите иллюстрации на странице 46 учебника. Из чего сделаны эти предметы быта? (Из дерева.) Дерево на Руси издавна считалось основным материалом. Высокого мастерства достигли русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Шкаф-поставец, изящный стол, ажурная скамья, легкая нарядная колыбель - эти предметы быта покрыты искусной резьбой. А кто оберегал покой в доме? (Домовой.) Где он живет, по русскому поверью? (Домовой живет за печкой, оберегает от бед своих хозяев.) Но ведь в современных квартирах нет печей. Как вы думаете, где может жить домовой в наших квартирах?» (С тех пор как в домах перестали ставить печь, за которой жил домовой, место его жительства переместили за батарею отопления.)
Дополнительный материал. По общему поверью, домовой живет зимой около печки или на печке, а если у хозяина есть конюшня, то устраивается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает ей гриву и хвост, дает корма, отчего лошадь добреет, и, напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и др. Поэтому многие хозяева покупают лошадей той масти, которая любима домовым.
Домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор, в противном же случае бьет посуду, кричит, топает и т. д. Тому, кого любит, домовой завивает волосы и бороды в косы, а того, кого не любит, может ночью щипать до синяков.
Простой народ всегда питал к домовому уважение. Мужички боятся его чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без причины. В разговорах его называют не домовым, а дедушкой, хозяином, набольшим или самим.
При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить (приглашать) домового на новое место. Считается, что хозяйство находится под влиянием домового.
Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник. Родственные домовому духи - кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же овинник), полевой.
Учимся новому. Учитель: «Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем делать собственного домового, который может поселиться у вас дома. Но перед этим нам нужно научиться работать с новым инструментом - циркулем. Рассмотрим инструмент. (Учитель демонстрирует циркуль.) Из каких частей он состоит? Чаще всего циркуль изготавливается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой - пишущий предмет (например, грифель). Прочитайте определение понятия „циркуль“ в учебнике на странице 47. Также циркуль может быть использован для измерения расстояний, в частности на картах, является незаменимым предметом в геометрии, черчении, для навигации и ряда других целей. Специальный набор, содержащий, помимо циркуля, дополнительные принадлежности (такие, как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них, называется готовальней. (Учитель может показать детям готовальню.) Прочитаем правила работы циркулем на странице 47 учебника». Учитель показывает детям, как правильно работать циркулем. Учитель: «Поворачивая циркуль, проводя грифелем разметку, получаем красивую замкнутую линию - это окружность. Вся поверхность внутри окружности - круг».
Для закрепления материала учащиеся выполняют задание «Композиция из кружочков» в рабочей тетради на с. 28.
Делаем сами. Сначала необходимо провести анализ готового изделия, которое учитель показывает ребятам: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, нитки, циркуль, ножницы, игла), правила работы инструментами (циркулем, ножницами, иглой), метод разметки (с помощью циркуля), техника выполнения (создание и оформление помпона), способ оформления, практическое применение (подарок, украшение).
Учитель: «Здесь помпон использован как основа для игрушки, но можно использовать помпон и для других целей. Кто может сказать, для каких? Помпон может стать очень интересным декоративным элементом. Его можно использовать для украшения практически любых вещей. Он будет уместно смотреться и на детском берете, и на женском жакете, и на мужском халате, и на обуви, и на дамских сумочках - в общем, везде, где позволит его расположить ваша фантазия».
Дополнительный материал. В наше время помпон является очень популярным элементом декора не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток и множества других предметов. Интересно то, что помпон приобрел большую популярность не в наше время, а гораздо раньше. Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии XVIII века помпоны считались одним из знаков отличия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров - двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. На кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.
После анализа готовой поделки проводится планирование работы. Учитель может заранее подготовить на доске план работы, в котором переставлены местами пункты. Задача учащихся - правильно расставить номера пунктов в зависимости от порядка их выполнения. Мы приводим таблицу расположения действий по порядку и с правильной нумерацией.

Номер действия Название и описание действия
Подготовка материалов и инструментов. Подготовить к работе все необходимые материалы и инструменты, повторить правила работы с ними
Разметка окружностей. Сделать циркулем разметку двух кругов радиусом по 5 см на картоне (помнить об экономии материала). В середине каждого круга сделать разметку еще одного круга радиусом 2 см
Раскрой. Вырезать размеченные детали и детали из рабочей тетради, помня о правилах работы ножницами
Сборка. Основы для помпона (вырезанные круги) сложить вместе и намотать на них несколько слоев ниток. Для этого вдеть нитку в иголку и пропустить иголку с ниткой через центр круга. Разрезать ножницами нитки между кольцами, взять еще одну нитку и туго перевязать середину помпона (нитку не обрезать). Аккуратно снять кольца, помпон распушить
Отделка. Приклеить к помпону детали, вырезанные из рабочей тетради, так, чтобы получился домовой, как показано на рисунке в учебнике (с. 48)

После завершения работы над таблицей учащиеся создают поделку «Домовой».
Подведем итоги. В конце урока учитель организует выставку работ учащихся, анализирует и оценивает их. В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своей поделки и придумывают имя своему домовому.

Домашнее задание. Нарисуйте своего домового, каким он должен быть, по вашему мнению. Выполните задание в рабочей тетради на с. 29.

Урок 17
Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка


Технологическая карта к интегрированному уроку технологии- изобразительного искусства на тему: «Деревенский двор» Выполнила: Долгова Т. Н., учитель начальных классов МБОУ «Турминская начальная школа Кайбицкого района РТ» «23 марта » 2017г.


Тема Деревенский двор(проект)

Интегрированный урок

технологии- изобразительного искусства во 2 классе

УМК Перспективная начальная школа


Проблема

Организация учебного проекта в рамках интегрированного урока

во 2 классе


Цель составить технологическую карту к интегрированному уроку для выполнения учащимися проекта деревенского двора из бумаги с использованием дизайна в технике живописи


Задачи 1. Сформировать представление о домашних животных и их значимости в жизни человека. 2. Ввести алгоритм выполнения изделия в технике выполнения объемных фигур. 3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: - выполнение проекта «Деревенский двор»; - презентация выполненных проектов.


Ресурсы 1.Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК Перспективная начальная школа 2. Учебник Технология. Человек, природа, техника.2 класс. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова 3.Рабочая тетрадь.Технология.2 класс. Н. И. Роговцева 4.Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК Перспективная начальная школа 5 www//prosv.ru


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ I этап. Самоопределение к деятельности Задачи Мотивировать к изучению темы. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к домашним животным


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Блок А. Домашние животные

Блок Б. Деревенский двор

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Контрольное задание

Выполните проект «Деревенский двор», включающий изготовление изделий из бумаги:

Объёмные изделия на основе развёртки «Питомцы нашего двора» из бумаги


Блок А. Домашние животные Задачи: Ввести понятия, «конструкция», «конструирование», «доярка», «птичница», «пастух», «коневод», «конюх», «верховые, скаковые лошади», «пейзаж». Актуализировать знания: - о домашних животных; - о техниках «живописи», Стимулировать бережное отношение к домашним животным. Научить: - формулировать правила общения с домашними животными; - формулировать речевые высказывания в рамках учебного диалога; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - составлять отчёт о своей деятельности по «Вопросам юного технолога».


Блок Б. Деревенский двор Задачи: Стимулировать интерес к участию в общем проекте. Актуализировать знания о профессиях «доярка», «конюх», «пастух», «птичница». Ввести понятия «развёртка», «конус», «куб», «призма», «параллелепипед», «пирамида», «цилиндр», «шар». Научить: - выполнять конструирование объёмных изделий на основе развёртки при помощи копировальной бумаги; - выполнять самостоятельный анализ изделий; - распределять обязанности в процессе проектной деятельности; - выполнять учебное действие, используя план; - проверять и оценивать результат выполненного задания; - проводить презентацию проекта по заданной схеме; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.


Блок К ( контрольное задание) Задачи : Мотивировать на успешный результат. Актуализировать знания о домашних животных. Научить: - планировать деятельность и распределять обязанности; - сотрудничать в группе при выполнении проекта; - представлять результат деятельности.


Примерный продукт Проект Деревенский двор


III этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Варианты заданий

Информативный вариант:

Впишите в текст правил пропущенные слова и оформите рассказ иллюстрацией.

Правила «Братья наши меньшие»

Импровизационный вариант

Составьте текст «Правила», используя знания и умения изученной темы и предложенные вопросы

Эвристический вариант

Напишите правила «Братья наши меньшие» и оформите их иллюстрациями.


IV этап. Рефлексивная деятельность Самоанализ и самооценка ученика Самоанализ I . Задание на самоанализ . Закончите предложения: 1. Для меня важно бережно относиться к домашним животным, потому что... 2. Чтобы выполнить групповой проект «Деревенский двор», нужно.. Самооценка II. Задание на самооценку . а) Самооценка самостоятельности своей деятельности

Я полностью справился с заданием самостоятельно.

Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…

Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…


Самоанализ и самооценка учителя Задачи Соотнести полученный результат с поставленной целью. Оценить результат своей деятельности. Заполняется учителем по окончании изучения темы.

  1. 1. Выполнила: воспитатель МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавлёнок» Сермабрина Л.Ф.
  2. 2. «Какую грамотную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут! Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.» Е.И.ТИХЕЕВА Девиз проекта:
  3. 3. Актуальность: Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствует создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка. Таким образом благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.
  4. 4. Цель проекта: Создание эмоционально – благоприятных условий пребывания детей на территории участка группы «Зернышко», через благоустройство территории. Задачи: 1. Создание своего образа на территории ДОУ «Журавленок». 2. Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями. 3. Улучшение художественного оформления участка. 4. Создание комфортных условий для развития ребенка. 5. Воспитание бережного отношения к природе.
  5. 5. Тип – практико-ориентированный Вид – творческий Участники проекта: воспитатели, родители, дети Сроки реализации: с 1.05.15г. – 1.09.15г.
  6. 6. Этапы осуществления деятельности по проекту: 1.Подготовительный: Анализ состояния участка детского сада; Постановка целей, задач, разработка проекта; Привлечение родителей; Сбор бросового материала, посев семян, цветов. 2. Основной: Создание зоны, для ознакомления с окружающим (деревянный домик, фигуры домашних животных – поросята, курицы, петух, цыплята); Огорожения участка (заборчик); Создание зоны для игры с песком; Создание зоны, для эстетического развития (столик, скамейки – «Ромашка» для изо деятельности); Разбитие клумб вокруг всего участка; Создание зоны для физического развития; Создание мини огорода; 3. Заключительный Презентация пректа
  7. 7. Ожидаемый результат: Повысить уровень экологической культуры и социальной компетентности детей; Преобразовать предметно - игровую среду детского сада; Укрепить заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом; Территория сада стала должна стать яркой, не похожей на другие сады. Проявление творческой активности в познании окружающего мира.

2 класс. Открытый урок технологии.

Тема: «Проект «Деревенский двор».

Цели: Сформировать представление о домашних животных и их значимости в жизни человека, научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

Выполнение проекта «Деревенский двор.

Личностные умения

Проявлять:

Интерес к жизни домашних животных;

Бережное отношение к домашним питомцам;

Осознанный интерес к созданию заповедей «Братья наши меньшие»;

Ответственность при создании проекта «Деревенский двор» в рамках групповой деятельности.

Метапредметные умения

Определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение;

Анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;

Объяснять различие между способами выполнения проекта и обосновывать своё мнение;

Анализировать готовое изделие, объяснять его назначение и презентовать.

Регулятивные умения:

Принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;

Контролировать и корректировать свою работу по плану;

Оценивать результат выполненного задания;

Проводить презентацию проекта.

Коммуникативные умения:

Адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества при выполнении проекта;

Строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога;

Формулировать монологическое высказывание для представления проекта.

Предметные умения

Выполнять:

Разметку деталей с помощью шаблона, используя алгоритм;

Выполнять конструирование объёмных изделий на основе развёртки;

Применять изученные техники при создании проекта.

Оборудование : презентация «Деревенский двор», индивидуальные проекты, фигурки домашних животных, учебник.

Ход урока:

I . Организация класса.

Ребята, прежде чем мы начнём с вами нашу работу, давайте возьмем, друг друга за руки и закроем глаза. Оставим все свои тревоги за дверью, почувствуем, как тепло передаётся друг другу, подумаем о чём-нибудь хорошем и добром. А теперь передадим это чувство всем окружающим нас людям и пожелаем им всего самого хорошего в жизни. Откроем глаза. Садимся за парты.

II . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим путешествие по деревне и заглянем на деревенский двор. Послушайте внимательно стихотворение „Деревенский двор“ Юрия Саакяна и ответьте на вопрос:

Кого можно встретить на деревенском дворе?

Дети читают стихотворение:

Деревенский двор

Задумчиво глядит собака:
«Что ж получается, однако?
Кот молоко из блюдца пьет,
А курица зерно клюет.
Но где же, где корова наша?
Вернулось стадо,
вот барашек,
Телята
все до одного...
Уж не случилось ли чего?»

Кот размышляет у колодца:
«Пес лает, курица несется,
Свинья под деревом пасется.
А где же, где корова наша?
Вернулось стадо,
вот барашек,
Телята все до одного...
Уж не случилось ли чего?»

Лежит и думает свинья:
«Ах, очень беспокоюсь я.
Наседка делом занята,
Ворчит собака на кота.
Но где же, где корова наша?
Вернулось стадо,
вот барашек,

Телята все до одного...
Уж не случилось ли чего?»

Но тут услышал первым кто-то
Мычанье из-за поворота.
Довольная бредет
корова:
- M - му, я пришла, жива - здорова.
Простите, милые друзья,
Сегодня опоздала я -
Так много на лугу травы...
Напрасно волновались вы!

III . Сообщение темы урока. Определение цели урок.

Беседа «Домашние животные и человек»:

Мы выяснили, что на деревенском дворе можно встретить очень многих домашних животных.

Как вы думаете, смогут ли они выжить без помощи человека?

Что делают для домашних животных люди? (слайд)

Что вы знаете о профессиях тех людей, кто ухаживает за домашними животными? (Ответы детей)

Откуда мы еще можем получить информацию? (Из энциклопедии, справочного издания, Интернета, у взрослых и т. д.)

Я вам предлагаю обратиться к материалу учебника с.41

Работа с учебником (с. 41):

Кто изображен на картинках?

Что можно рассказать о профессиях этих людей?

– Что делает конюх, птичница, пастух, доярка?

(Конюх - работник, ухаживающий за лошадьми,

пастух - работник, пасущий скот (четвероногих домашних животных) и отвечающий за его сохранность, особенно во время летнего выпаса;

доярка - работница, которая доит коров и ухаживает за ними;

птичница - работница, ухаживающая за домашней птицей.)

Послушайте «звуки деревни» и определите, кого мы встретили на деревенском дворе?

V . Физкультминутка «Хорошо в деревне летом».

VI . Представление своих индивидуальных проектов.

Каждому из вас было дано задание - выполнить объекты деревенского двора. Материалы вы могли использовать любые. Сейчас каждый из вас будет представлять свою работу по плану:

1. Какой объект деревенского двора ты делал?

2. Для чего ты мастерил это изделие?

3. Какие материалы и инструменты ты использовал в работе?

4. Как выполнял работу?

5. Каков итог твоей работы?

6. Как ты оценишь свою работу?

Антонов А.

Стоит бык,

Ни мал, ни велик,

Собой угловат,

Углами рогат. (Рубленная изба, бревенчатый дом)

Потанин А.

Дом похож на теремок,

На ночь заперт на замок.

Здесь живут два поросёнка,

Гусь, овечка и бурёнка.

(Хлев)

Хлев предназначен для того, чтобы содержать там животных и птиц. Прежде всего в хлеву животным тепло и не сыро. Обычно хлев строят из дерева. Летом чаще животные проводят время в открытых загонах.

Яценко Е.

Он построен под землёй,

Поит свежей всех водой.
Все в деревне его знают,
Воду ведрами черпают…(Колодец)

Галимов Э.

Караульная будка стоит у ворот,

В будке сторож бессменную службу несет. (Конура)

Коптева В.

У заборчика стоят,

Целый день на них сидят

Бабушки и дети.

Что это? Ответьте!

( Скамейки)

VII . Итог урока.

В конце урока организуется выставка работ учащихся.

Давайте заполним наш деревенский двор домашними животными.

Учитель загадывает загадки:

Кто под шубою гуляет?(Овца.)

Она на белых камушках сидит.

Не подходите близко – закричит.

(Наседка.)

Явился в желтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки!»

(Цыпленок.)

В воде купался, сух остался. (Гусь.)

Не ездок, а со шпорами, не сторож,
а всех будит. (Петух.)

Стоит копна посреди двора, спереди – вилы, сзади – метла. (Корова.)

Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, за собою всех ведет. (Утка с утятами.)

Не земледелец, не кузнец, не плотник,

а первый на селе работник. (Лошадь.)

VIII . Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке, чему научились?

Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?

– Для чего нужен был сегодняшний урок?

– Что у вас сегодня получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?