Строительство и ремонт своими руками

Внешняя политика италии. Загадочная внешняя политика италии и россия. Какой интерес России в этой сирийской истории

В 2011г италия праздновала 150-летие итальянского государства. Италия подошла к своему юбилею как со значительными достижениями, так и с грузом проблем, обострившихся в условиях финансового, экономического и политического кризиса. За прошедшие десятилетия Италия добилась прогресса. Она – одна из наиболее развитых стран мира, активный член «большой восьмёрки» и других международных организаций, экспортёр автомобилей, оборудования, продуктов перерабатывающей промышленности. Итальянская культура, дизайн, мода, кухня всемирно признаны и востребованы.

неаполитано.

В 2013 г, Джорджо Наполитано стал первым в истории Италии переизбранным президентом. 22 апреля принял присягу. В конце 2014г он заявил, что в течение нескольких недель он уйдёт в отставку.

Правительство Ренци действует с 22 февраля 2014 года под председательством Маттео Ренци .

Правительство сменило правительство Энрико Летта , ушедшее в отставку 14 февраля 2014 года . Президент Наполитано поручил Ренци сформировать новое правительство 17 февраля 2014 года.

В правительство входит 16 министров, из которых трое являются министрами без портфеля ; 8 членов правительства - женщины.

внутр политика

Италия по своему экономическому уровню занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми странами и странами со средним уровнем развития производительных сил. в Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, большинство из которых входят в число крупнейших концернов капиталистического мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности («Монтэдисон»), в автомобильной (ФИАТ).

Государство является крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. В современных условиях заметно вмешательство государства в экономику. Основная цель этого- обеспечить непрерывность процесса воспроизводства. Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, усиление монополизации и огосударствления экономики.

внеш политика

Отношение к действиям Италии на международной арене можно скорее охарактеризовать как отвечающее интересам всех ведущих политических сил страны. В глобальном плане Италия выступает за многосторонний подход к решению насущных задач мировой политики, за реформу ООН, расширение числа непостоянных членов Совета безопасности. Международный валютный фонд и Всемирный банк, по мнению итальянской дипломатии, также подлежат реформированию, направленному на усиление позиций в этих организациях успешно развивающихся стран, прежде всего, Индии, Китая и Бразилии. Большое внимание уделяется про-блемам разоружения. Италия поддерживает высказанную президентом Обамой идею «глобального нуля», призванную освободить человечество от ядерного оружия. Членство в НАТО и ЕС Италия рассматривает в качестве залога своей безопасности, ссылаясь на непредсказуемую современную международную ситуацию. В обеих организациях она преследует цель укрепить свои позиции.

отношения с россией.

Россию Италия рассматривает как стратегического партнёра. в 2002 г. были заложены основы сотрудничества между Россией и Североатлантическим альянсом через механизм Совета Россия – НАТО. С 2010 г. запущен новый механизм, способствующий дальнейшему углублению отношений между двумя странами. Это встречи министров иностранных дел и министров обороны в формате «два плюс два», что ещё раз подтверждает стратегический характер взаимодействия двух стран.

Основу российско-итальянских отношений составляет энергетическое сотрудничество, которое по мере развития инфраструктурных проектов начало выходить за рамки импорта-экспорта сырья.

сегодня развивается сотрудничество между Италией и Россией в финансовой, банковской и инвестиционной сферах. В России действует более 400 итальянских компаний в основном в областях транспорта и станкостроения, строительства и мебели, моды, юридических услуг, сельского хозяйства и пищевой промышленности.

На сегодняшний день Италия является одним из наиболее близких партнеров Российской Федерации в Европе. Россия и Италия продолжают вести политический диалог и активно взаимодействуют в международных организациях и механизмах. в 2014г отмечены взаимные визиты политических деятелей, так в февраля 2014 г. состоялся визит Председателя Совета министров Итальянской Республики Э.Летты в Россию для участия в торжественной церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. 16-17 октября Президент Российской Федерации В.В.Путин совершил визит в Италию и провел двусторонние встречи с Президентом Итальянской Республики Дж.Наполитано. так же в этом же году премьер министры обеих стран совершали визиты. также в 2014 г. прошли «Перекрестные» годы туризма в России и Италии». 17-18 сентября в Милане был проведен российско-итальянский культурно-туристический форум.

следует отметить отрицательную окраску во взаимоотношениях между 2 странами, а именно украинский вопрос. Введение санкций против России может не только испортить позитивную динамику двустороннего сотрудничества, но и усугубить сложную экономическую ситуацию в Италии. Министр иностранных дел в правительстве ренци Федерика Могерини призывает к поиску политического решения украинского кризиса. Несмотря на поддержку решения ЕС о введении санкций против России, итальянское правительство считает, что сегодняшний мир не позволяет выступать в открытое противостояние с россией, что не следует изолировать россию от европы.

Вплоть до 1861 года Италия была раздроблена, посему многочисленные итальянские государства вели собственную внешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.

С 1861 года политика объединённой Италии была направлена на присоединение областей с проживающими там итальянцами, а именно -- Папскую область, Трентино, Истрию, Далмацию. Также Италия стремилась создать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 года Италия присоединила Папскую область . Далее ориентировалась во внешней политике на Германию, так как желала укрепиться в Тунисе , на который также претендовала Франция . Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино Италия вступает в противостояние с Австро-Венгрией в конце XIX -- начале XX вв.

С 1914 года Италия ведет переговоры с Антантой , состоя в союзе с Германией, торгуясь с ними. В итоге в 1915 году страны Антанты обещают Италии желанные территории, если она согласится выступить на стороне Антанты. И в 1915 году Италия нападает на Австро-Венгрию . По результатам Парижской мирной конференции 1918 года Италия получила Истрию , Трентино и ряд островов в Адриатическом море . После Первой мировой войны у Италии появился новый соперник -- Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев , в 1929 ставших Югославией .

После прихода фашистов к власти внешняя политика Италии становится крайне радикальной. Конфликты с Югославией становятся актуальными вплоть до окончанияВторой мировой войны , по результатам которой Италия вернула Далмацию , Истрию Югославии, предоставила независимость Албании .

Одним из важнейших внешнеполитических событий стало подписание в феврале 1947 года в Париже мирного договора союзников с Италией. Согласно договору, в Италии распускались фашистские организации, выводились оккупационные войска, определялись границы, запрещалось размещение военных баз на итальянской территории. После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и США в частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы». 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне состоялось официальное подписание Североатлантического договора. Вместе с представителями США, Франции, Великобритании, Бельгии, Канады, Голландии, Люксембурга, Норвегии, Дании, Португалии и Исландии Североатлантический пакт подписал и представитель итальянского правительства -- министр иностранных дел К. Сфорца. Министр иностранных дел Сфорца активно содействовал также вступлению Италии в Европейский совет (1949) и в Европейское объединение угля и стали (1951).

Италия в конце 1955 года стала членом ООН.

В апреле 1966 года состоялся первый официальный визит в Итальянскую Республику министра иностранных дел СССР А. А. Громыко. Визит не только дал конкретные результаты в области двусторонних отношений, но и привел к определенному сближению позиций СССР и Италии по различным вопросам.

В 1972 г. правительство Италии заключило соглашение с США о предоставлении американским атомным подводным лодкам базы на о-ве Маддалена почти одновременно с подписанием протокола о политических консультациях с Советским Союзом. Советско-итальянские отношения 70-х годов развиваются в целом по восходящей линии, отличаются большой насыщенностью и результативностью. Дальнейшее укрепление отношений было сделано в 1975 году подписанием советско-итальянской декларации, в которой было подчеркнуто стремление к развитию дружественных отношений между Италией и СССР.

К концу 70-х годов пассивность итальянской стороны в Западной Европе компенсировалась только банальными риторическими признаниями в верности европеизму. На рубеже 80-х годов маятник итальянской внешней политики, качающийся между Западной Европой и США, застыл в американской фазе.

В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на пост-югославском пространстве и в целом в Средиземноморье . В начале 80-х годов средиземноморской политике Италии был придан новый стимул. Страна смогла приобрести значительную самостоятельность от своих партнеров по блоку НАТО и начала проводить свой курс в данном регионе. Среди конкретных проявлений итальянской политики в это время можно назвать заключение договоров о военном и экономическом сотрудничестве с Мальтой в 1980 г., участие итальянцев в международных силах в Ливане в 1982-84 гг., операции по очистке от мин Суэцкого канала в 1984 году.

Начиная со второй половины 90-х годов, на первое место во внешнеполитическом курсе Италии вышла проблема, связанная с определением страны в Европейском Союзе. Прежде всего, обращалось внимание на вопрос о введение единой европейской валюты ЕВРО.

Италия принимала участие в Балканской операции НАТО, в Косовской операции , а также отправила своих солдат в Ирак и Афганистан .

В начале XXI века страна вместе с Грецией, Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией приняла участие в выдвижении нового субрегионального проекта -- Адриатической и Ионической инициативы (АИИ). Конференция на уровне министров иностранных дел была проведена 20 мая 2000 года в итальянском городе Анкона и открыла Италии новые каналы влияния на Балканы. Также после создания АИИ Италия практически стала одной из главных западноевропейских стран, способных регулировать послекризисное развитие на Балканах, которое давало Италии возможность утвердиться в роли одного из центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы.

Именно после кризиса в Косово произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов» , то есть мира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зоной своей «ответственности» в рамках НАТО .

После событий 11 сентября 2001 г. Италия направила свои усилия на восстановление контактов между западным и исламским миром.

В 2001--2006 годах премьер-министр и министры иностранных дел Италии совершили ряд визитов с целью налаживания диалога палестинской и израильской администрации при посредничестве Рима в разрешении регионального кризиса. Впервые государственный визит президента Италии в Турцию состоялся 22 ноября 2005 года. К.Чапми выразил поддержку в стремлении Турции стать членом Евросоюза, а также акцентировал внимание на том, что страна и её руководство должны приложить усилия для достижения стандартов, принятых в ЕС.

Современный этап итальянской внешней политики можно охарактеризовать довольно теплыми отношениями с Россией. Начиная с 2000 г., после первого официального визита в Италию президента России В. В. Путина, зарождается взаимная симпатия между двумя странами, впоследствии активно развивающая двустороннее сотрудничество. Накануне саммита Россия-ЕС 04.11.2003 состоялся государственный визит Президента России в Италию. Это была уже шестая встреча за неполный год, что не может не доказывать активное сотрудничество и тесные деловые отношения между двумя странами. Знаковым событием в двустороннем взаимодействии стало подписание в июне 2004 года межправительственного Соглашения об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Итальянской Республики, которое облегчило взаимные контакты для молодежи, деятелей науки, культуры, предпринимателей, госслужащих двух стран.

К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье , Балканский регион , США , Европейский союз , страны Центральной и Восточной Европы ,Россия .

Впервые был предоставлен статус страны-гостя. По этому случаю в Санкт-Петербург приехала представительная делегация итальянских предпринимателей во главе с премьер-министром М.Ренци. Как вы оцениваете результаты форума, и как они повлияют на отношения между нашими странами? Что вы в целом можете сказать о нынешнем состоянии отношений между Россией и Италией?

Ответ : Результаты ПМЭФ я оцениваю исключительно положительно. На этот раз Италия имела статус главного гостя ПМЭФ. За всю двадцатилетнюю историю форума впервые был организован национальный павильон - итальянский, который знакомил с экономическими достижениями страны. С премьер-министром М.Ренци в Санкт-Петербург приехала весьма представительная делегация итальянского бизнеса, может быть, самая представительная из всех сопровождавших М.Ренци в зарубежных поездках. По итогам состоявшихся встреч и переговоров был подписан, в том числе в присутствии высших руководителей двух стран, ряд крупных коммерческих и инвестиционных соглашений и контрактов на общую сумму 1,3 миллиарда евро.

Возвращаясь к вашему вопросу об оценке нынешнего состояния между Россией и Италии, скажу, что, несмотря на общее ухудшение климата в отношениях между Россией и и действующий санкционный режим, наше взаимодействие с Италией развивается в целом на стабильной и устойчивой основе. Определяющим здесь является учет национальных интересов, которые, я уверен, и в России, и в Италии совпадают, созвучны или параллельны. Добавьте к этому глубокие исторические корни российско-итальянского взаимодействия, культурную общность, взаимные межчеловеческие симпатии. В целом, мы исходим из того, что в Италии существует консенсус основных политических сил, независимо от партийной принадлежности, относительно важности сохранения традиционно высокого уровня взаимодействия с Россией.

Вопрос : Многие политические силы в Италии считают антироссийские санкции бессмысленными и контрпродуктивными. Правда, говорить об этом предпочитает оппозиция. Только что группа депутатов от оппозиционного «Движения 5 звезд» призвала премьера М.Ренци сдержать слово, данное в Санкт-Петербурге, где он заявил, что Италия будет настаивать, чтобы санкции не продлевались автоматически. Оппозиционеры требуют обсудить вопрос о санкциях против России в парламенте Италии. Могут ли, на ваш взгляд, такого рода инициативы повлиять на позицию официального Рима и всего Евросоюза?

Ответ : Такого рода инициативы, безусловно, являются отражением, определенным срезом общественных настроений. Любое ответственное правительство не может с этим не считаться. В вашем вопросе вы отметили «Движение 5 звезд». Но по существу такой же позиции придерживаются и другие авторитетные итальянские партии, такие как «Вперед, Италия», «Лига Севера», «Братья Италии - Национальный альянс», а также бывшие председатели совета министров Италии С.Берлускони и Р.Проди. Отмечу и принятые в последнее время резолюции в пользу преодоления санкций ЕС против России на местах, в некоторых областных законодательных собраниях Италии. Однозначна в этом смысле позиция бизнес-сообщества Италии, ведь экономический ущерб от санкций для него особенно очевиден и чувствителен. Италия находится на втором месте в ЕС после по объему потерь от ограничений сотрудничества с Россией.

Что касается позиций итальянского правительства и его премьера, то, как и было заявлено в Санкт-Петербурге, Италия в рамках Евросоюза настаивает, чтобы санкции в отношении России не продлевались автоматически. В то же время надо исходить из реальности: Италия является членом Евросоюза и , на нее распространяются требования блоковой дисциплины и евроатлантической солидарности. Однако понятно, что руководство Италии стремится пройти нынешний сложный этап в отношениях между Россией и Евросоюзом с наименьшими для себя потерями, не утратив многого из того, что было достигнуто за долгие годы продуктивного двустороннего сотрудничества. Поездка премьер-министра Ренци в Санкт-Петербург, проведенные там переговоры с президентом России Владимиром Путиным - несомненно, проявление такого стремления.

Вопрос : Несмотря на взаимные санкции, сотрудничество между Россией и Западом по целому ряду международных проблем продолжается, прежде всего, это касается и урегулирования . Какова в этом отношении позиция Италии? И отличается ли она от позиций ее союзников?

Ответ : В Риме, как и мы, выступают за бескомпромиссный подход к искоренению терроризма, против деления террористов на «плохих» и «не очень». У итальянских коллег нет сомнений, что международный терроризм - общая угроза и эффективно противодействовать ей можно только сообща.

Именно на основе этой обоюдной убежденности наши страны договорились о создании нового двустороннего механизма сотрудничества - российско-итальянской рабочей группы по новым вызовам и угрозам. Ведем дело к тому, чтобы созвать первое заседание группы до конца текущего года. С обеих сторон в нее войдут не только высокопоставленные дипломаты, но и представители компетентных ведомств, непосредственно выполняющих антитеррористические задачи.

Согласитесь, готовность работать в рамках такой группы выгодно отличает позицию Италии от некоторых других наших западных партнеров, пока не расположенных к подлинному сотрудничеству на базе российского предложения о создании широкого международного антитеррористического фронта.

Что касается ряда других ключевых международных проблем, то итальянская сторона последовательно и на всех уровнях проводит линию на поддержание диалога с Россией, в том числе по проблематике , и во многих других кризисных очагах. Мы, разумеется, ценим и поддерживаем такую линию итальянских партнеров.

На вопрос Где можно найти внешнюю политику Италии СРОЧНО! ПОМОГИТЕ! заданный автором Осознать лучший ответ это О. Барабанов
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
БАРАБАНОВ Олег Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД РФ.
Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Визиты Президента Российской Федерации В. В. Путина в Рим в 2000 и 2002 гг. подтвердили настроенность России на развитие двусторонних отношений. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть.
Все чаще в официальных документах Италии можно встретить осмысление «итальянского вклада» в мировую политику, стремление подчеркнуть не традиционную пассивность внешней политики страны, следующей в фарватере НАТО, а ее активность и самостоятельность.
Поворотным пунктом для этих изменений в официальной идеологии Италии считается период после холодной войны, который поставил ее «перед лицом одновременно новой и тяжелой ответственности» . Общетеоретическим базисом для такого подхода стала концепция, которая была представлена тогдашним министром иностранных дел Италии Л. Дини в сенате страны 8 июня 2000 г. о том, что биполярный мир сменился «миром протагонистов» . Именно эта идеологема становится основополагающей в итальянской трактовке современного мирового развития и вытесняет тем самым все другие концепции такого рода.
В рамках формирующегося «мира протагонистов» , к которым Италия недвусмысленно относит и себя саму, она официально определяет свои приоритеты. Среди наиболее важных такого рола сегментов итальянской «ответственности» перед мировым сообществом власти страны считают Балканский кризис и провозглашенное расширение ЕС на зону Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Эти задачи должны дополнить ставшую уже традиционной итальянскую активность в Средиземноморье и борьбу с незаконной миграцией.
Логическим следствием из провозглашения собственной глобальной ответственности становится то обстоятельство, что в официальной внешнеполитической идеологии Италии начинает все чаще воспроизводиться либералистский подход к международным отношениям, в частности, такие его аспекты, как глобальный транснационализм и первостепенная роль моральных ценностей в мировой политике. В рамках этой концепции совершенно логичным предстает тот факт, что, приводя аргументы для своей внешнеполитической активности в вышеуказанных приоритетных сегментах, итальянские официальные лица опираются не только на национальные интересы Италии, но и на моральный аспект вопроса, на то, что ее долгом является привнесение в те или иные регионы фундаментальных ценностей демократического мира, таких как гражданское общество, права человека, основные свободы и пр.
Более того, в вышеупомянутой речи в сенате Л. Дини заявил, что «интересы и ценности по своей природе не знают географических границ, и обязывают нас выступать в их защиту везде, где потребуется» . Этот постулат стал удобным идеологическим подспорьем для объяснения дипломатической активности Италии и далеко за пределами объявленных зон ответственности (например, в Корее) .
В связи с этим в официальных итальянских документах и выступлениях все чаще говорится об Италии как глобальном акторе на мировой арене. Стремление подчеркнуть собственную значимость стало закономерным следствием курса на активизацию внешней политики страны, провозглашенного еще при первом правительстве С. Берлускони в 1994 г. В результате, в официальной риторике начинают появляться такие идеологемы, как «универсализм итальянского рода» , «глобальное вид

Европейские и украинские СМИ регулярно поднимают вопрос, не станет ли Италия "слабым звеном" Европейского Союза. Однако есть ли основания у таких опасений?

Украина и Италия никогда не находились в топе внешнеполитических приоритетов друг друга. Однако после начала российско-украинской войны украинско-итальянские отношения отметились дополнительным аспектом.

К традиционному экономическому партнерству прибавились вопросы безопасности, из-за чего у Италии возникла проблема в отношениях с РФ. Важно, что Италия не разделяет "холодновоенного" дискурса по изоляции Москвы и относится к ситуации прагматично: Россия останется весомым игроком на региональном и глобальном уровне и поэтому с ней нужно считаться.

Многие итальянские политики и сегодня считают необходимым вернуться к опыту своей страны, когда в самые тяжелые моменты противостояния периода холодной войны Италия, будучи членом НАТО и важным союзником США в Европе, поддерживала с Россией едва ли не самые лучшие отношения среди всех западных стран.

Позиция официального Рима по ключевым для Украины вопросам европейской интеграции и урегулирования российско-украинского конфликта выглядит так:

Италия поддерживает политику ЕС в отношении Украины как в вопросах евроинтеграции, так и территориальной целостности, но не считает, что изоляция России — это выход.

В итальянском дипломатическом дискурсе такая политика носит название "двойного трека" (doppio binario) — твердость принципов международного права в сочетании с диалогом и переговорами.

Российский фактор и интересы в Украине

Диалог Рима и Кремля - действительно интенсивный.

Премьер-министр Италии Маттео Ренци посетил Москву с официальным визитом после аннексии Крыма в марте 2015 года. В том же году, в июле, Владимир Путин приехал на всемирную выставку "Экспо" в Милане. Несмотря на неофициальный характер визита, Путин провел встречи на высшем уровне: с итальянским премьером открыл День России и встретился с президентом Италии Серджио Маттареллой и Папой Римским Франциском. В 2016 году министр иностранных дел Паоло Джентилони дважды посетил Москву.

Однако реальную расстановку сил в Италии можно охарактеризовать следующей формулой: отношения с Россией для официального Рима важны, но отношения с Европейским Союзом и США — важнее.

Как отметил один из участников интервью, "Россия всегда рассчитывает на итальянскую поддержку и всегда ошибается, потому что европейское и евроатлантическое сообщество является первоочередным приоритетом для Италии". Такая ситуация открывает новые возможности для Украины:

"заигрывание" Рима с Москвой заставляет последнюю воспринимать Италию как своего "троянского коня" в ЕС, тем временем, как на самом деле именно Украина имеет в Италии скрытого союзника,

по крайней мере, до тех пор, пока при власти находится "Демократическая партия" Маттео Ренци.

На какой уровень поддержки может рассчитывать Украина?

После разрешения российско-украинского конфликта в итальянских правительственных кругах понимают: возврат к политике business as usual с Россией невозможен. Позиция Италии заключается в том, что Россия должна уважать территориальную целостность Украины и Минские договоренности.

Более того, Италия — одна из немногих стран ЕС, которые сделали конкретные шаги по аресту имущества россиян из ближнего круга Владимира Путина. В сентябре 2014 года были арестованы активы олигарха Аркадия Ротенберга общей стоимостью около 30 млн евро. Кроме того, на запрос Генеральной прокуратуры Украины в рамках уголовного дела об избиении демонстрантов в Одессе в 2007 году полиция Сан-Ремо арестовала экс-нардепа от Партии регионов Игоря Маркова.

В 2013 году Италия с опаской относилась к Соглашению об ассоциации с Украиной, подозревая, что Россия может начать конфликт по причине его подписания. От немалой части итальянского политического истеблишмента можно было услышать, что Россия должна быть привлеченна к консультациям относительно последствий Соглашения об ассоциации, а европейских партнеров Италии, в частности Германию, обвиняли в чрезмерной спешке.

Впрочем, Италия также вовремя и быстро ратифицировала документ в обеих палатах парламента (несмотря на общий скептицизм населения по этому вопросу: согласно опросу, проведенному в марте 2016 года, 66% граждан Италии считают, что в Италии, как и в Нидерландах, следует провести референдум по Соглашению об ассоциации с Украиной).

Но стоит напомнить, что Италия и Украина являются ценными рынками друг для друга. По объему товарооборота Украины со странами Европы, Италия занимает третье место, уступая Германии и Польши.

В свою очередь Италия является страной №1 для украинского экспорта в ЕС. На нее приходится 15% украинского экспорта, что суммарно превышает объем украинского экспорта в Германию и Францию.

Соответственно, Италия заинтересована в реализации экономической части Соглашения об ассоциации.

Также, несмотря на миграционный кризис, который затронул Италии больше всего из стран-членов ЕС, Италия последовательно поддерживает предоставление Украине безвизового режима. В этом вопросе неожиданно сыграла роль "мягкая сила" украинской общины в Италии.

В Италии нет страхов, связанных с украинской миграцией, благодаря знакомству с украинским менталитетом и характером (большинство итальянцев знает хоть одного украинца).

Таким образом, вопрос поддержки или неподдержки санкций против России со стороны Италии коренится не в стратегическом партнерстве Рима и Москвы, а в желании Италии подчеркнуть свой вес в принятии решений в ЕС и получить определенные уступки от европейских партнеров в других вопросах.

Впрочем, есть и другая проблема — Италия является ярым противником идеи поставок оружия Украине. В этом вопросе позиция итальянского правительства полностью совпадает с настроениями избирателей: 65% граждан Италии выступают против такого решения, и только 22% — за.

Однако важно подчеркнуть, что такие настроения являются не антиукраинскими, а скорее пацифистскими, как и итальянская внешняя политика в целом. Италия сегодня исповедует несиловую внешнюю политику и не готова отправлять войска не то что в Украину, но и в Ливию, несмотря на геополитические приоритеты и давление со стороны США.

Без политических друзей, но с сильной диаспорой

В итальянском политикуме нет "естественных" союзников Украины.

Итальянский политический спектр состоит либо из сторонников фашистской, правой традиции, которые сегодня исповедуют консервативные и радикальные взгляды, либо из представителей коммунистической идеологии. Россия воспринимается и первыми, и последними как ценный партнер.

Сегодня левоцентристскую традицию в Италии представляет правящая "Демократическая партия" (происходит из итальянской коммунистической партии), право-популистическую — оппозиционные партии "Вперед, Италия", "Лига Севера", "Движение пять звезд".

Для итальянских левых Россия — это правопреемница СССР. Для правых важно партнерство с Россией как страной, которая способна противостоять США (правда, антиамериканизм присущ также и левым политическим силам в Италии).

Такой подход отражается также и в прессе: про украинцев-фашистов писала как Il Manifesto левого толка, так и газета Il Giornale — рупор правоцентристов Сильвио Берлускони.

В этой ситуации левые выглядят все же идеологически ближе к Украине, поскольку именно они выступают в Италии как проевропейская сила.

То, что в 2013 году на парламентских выборах победили левоцентристские партии, открыло для украинско-итальянских отношений окно возможностей. До определенной степени Украине удалось им воспользоваться.

С 2014 года только Ренци и Порошенко встречались не менее пяти раз, включая обмен официальными визитами в 2015 году: в марте итальянский премьер посетил Киев, а в ноябре состоялся визит Порошенко в Рим (последний раз Украину в Италии на самом высоком уровне представлял Виктор Ющенко в 2008 году). В 2016 году впервые за последние семнадцать (!) лет ожидается визит президента Италии Серджио Маттарелли.

Впрочем, позиция Демпартии отнюдь не является единодушной. В частности, публичные заявления ее бывшего руководителя, дважды премьер-министра Италии и бывшего председателя Еврокомиссии Романо Проди в отношении Украины имеют пророссийскую тональность. Именно Проди в бытность главой Европейской комиссии принадлежит известное высказывание о готовности разделить с соседями ЕС "все, кроме институтов", то есть о нежелании предлагать государствам-соседям Евросоюза перспективу членства.

У Украины также есть друзья среди представителей партии "Новые правоцентристы" (Nuovo centrodestra), которая образовалась в результате раскола партии Берлускони "Народ свободы" и после выборов 2013 года образовала коалицию с "Демократической партией".

Среди них — председатель комитета по внешним делам нижней палаты итальянского парламента Фабрицио Чиккитто, который в мае 2016 года организовал в парламенте конференцию относительно Украины во время приезда делегатов Верховной рады. Координатор межпарламентских связей с нашей страной Паоло Алле также благосклонен к Украине.

Другой спектр итальянского политикума представляют такие партии, как "Лига Севера" (14% поддержки), "Движение пяти звезд" (26% поддержки) и крупнейшая итальянская партия "Вперед, Италия" (12% поддержки).

Эти партии проводят откровенно евроскептическую и пророссийскую политику, признают Крым российской территорией и выступают за отмену санкций. Их лидеры не скрывают ни знакомства с Путиным, ни контактов с ним.

Важно, что эти партии имеют большинство в региональных парламентах, что уже стало проблемой для Украины.

Такой проблемой, в частности, стал результат голосования в совете провинции Венето относительно признания Крыма частью Российской Федерации и отмены санкций против России. Хотя это голосование, инициированное "Лигой Севера", не имеет юридического влияния на действия центрального правительства, но создает дополнительное политическое давление и должно стать "звонком" для Украины.

Также лидер партии "Лига Севера" Маттео Сальвини посетил Крым уже после аннексии, а в марте 2015 года организовал в Милане конференцию "Россия и Крым: две огромные возможности для наших предприятий", на которую пригласил, в частности, замминистра РФ по делам Крыма Елену Абрамову и "министра экономического развития" Крыма Николая Коряжкина. Его однопартиец Паоло Гримолди инициировал создание группы "Друзья Путина" в итальянском парламенте.

Депутаты "Движения пяти звезд" также неоднократно служили ретрансляторами российской пропаганды в итальянском парламенте.

Так, депутат итальянского парламента от "Движения пяти звезд" Марта Гранде на заседании парламента рассказывала о "фильтрационных лагерях", которые украинское руководство построило для русскоязычного населения, и демонстрировала фото с якобы свидетельствами каннибализма со стороны украинских солдат. Как оказалось, фото это - из российского фантастического фильма "Мы из будущего", снятого в 2008 году.

Давние дружеские отношения Владимира Путина и председателя партии "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони имеют давнюю историю и не являются новостью. Для Берлускони Путин является мировым лидером "номер один". Также не является секретом участие членов партии в качестве "наблюдателей" на псевдовыборах в самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР".

Интересно, что партия "Вперед, Италия" все же не является монолитной в вопросе европейской интеграции Украины, тогда как депутаты от этой партии в нижней палате парламента голосовали против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной, сенаторы в верхней палате дали голоса в поддержку Соглашения, к тому же именно в тот день, когда Берлускони встречался с Путиным в аннексированном Крыму.

Не имея мощной политической поддержки, Украина имеет в Италии многочисленную диаспору.

По официальным данным, в Bel Paese проживает около 230 тыс. украинских граждан. Это — четвертая по количеству община в Италии после Марокко, Албании и Китая, которая не принадлежит к Европейскому Союзу, и самая большая украинская община в Западной Европе. На сегодняшний день в Италии зарегистрировано около 100 украинских ассоциаций.

Италия признает роль украинцев в без преувеличения социальном развитии государства и благодарна им за это. Украинские заробитчане зарекомендовали себя как честные и трудолюбивые труженики. Как правило, они хорошо владеют итальянским языком и интегрируются в итальянское общество.

Однако украинская община не смогла полноценно стать "послами" украинской политики и культуры для итальянцев. Не все украинские заробитчане являются общественно активными в Италии настолько, насколько украинские общины в США, Канаде и Германии.

Это объясняется как особенностями их статуса в Италии (порой нелегального), так и социальной незащищенностью (Италия не предлагает мигрантам такого социального пакета, как, скажем, Германия).

Кроме того, далеко не все украинские заробитчане сначала идентифицировали себя с Украиной. Сейчас украинские мигранты более склонны делать акцент на своем происхождении, однако некоторые до сих пор ведут себя как "постсоветские" люди. Например, в мае 2016 года украинская школа в Риме решила праздновать выпускной вечер в русском ресторане "Матрешка".

Еще одно связующее звено между Украиной и Италией на общественном уровне - украинские дети, которых принимали итальянские семьи на временное пребывание с целью оздоровления в рамках программы "Дети Чернобыля". Всего в этой программе приняли участие около 660 тыс. украинских детей, многие из которых выучили итальянский язык, выросли и сегодня работают в разнообразных сферах, в том числе, и на государственных должностях.

Сегодня эти люди могли бы играть роль Italy understanders в Украине, однако их потенциальная роль в развитии украинско-итальянских отношений не исследована, ни, тем более, использована.

Следующие парламентские выборы в Италии должны пройти в 2018 году. Впрочем, в случае отрицательного результата референдума относительно конституционной реформы, запланированного в Италии на октябрь 2016 года, возможны досрочные парламентские выборы.

Победа оппозиции: "Лиги Севера", "Движения пяти звезд", "Вперед, Италия", представляющие евроскептические настроения, может привести к ухудшению украинско-итальянских отношений и прекращению поддержки украинских евроинтеграционных стремлений со стороны Италии.

Хотя на сегодня "Демократическая партия" Ренци сохраняет довольно высокий рейтинг, однако местные выборы в 2015 году показали, что популярность партии действующего премьера снизилась до 30%, а на выборах мэров Рима и Турина в июне 2016 года победили кандидаты от "Движения пяти звезд".

В такой ситуации Украине уже сейчас надо искать договороспособных собеседников во всех ведущих политических силах Италии. То, что итальянские политические силы не являются однородными, продемонстрировало упомянутое выше голосование за Соглашение об ассоциации в Сенате.

Кроме того, стоит налаживать системные контакты и сотрудничество с теми регионами, которые поддерживают оппозиционные партии — прежде всего, Ломбардией, Венето и Лигурией.

И наконец, не стоит забывать, что итальянцы — прагматическая и бизнес-ориентированная нация.

Поэтому лучшим залогом поддержки Италии для Украины будут истории успеха — как совместных украинско-итальянских проектов, так и итальянского бизнеса в Украине.

Решение проблем, которые годами препятствуют иностранной предпринимательской деятельности в Украине, вроде возврата НДС и вывода дивидендов, будет способствовать не только бизнес-отношениям между двумя государствами, но и политическому диалогу.

Для оживления бизнес-связей уместно было бы создать итальянско-украинские бизнес-клубы на базе посольств в Киеве и Риме или Ассоциации "Итальянский дом".

Продвижение таких площадок могло бы произойти на итальянско-украинском бизнес-форуме, запланированном на 2017 год.

Институт мировой политики

Публикация подготовлена в рамках проекта ИМП "Аудит внешней политики Украины".

Проект выполняется при поддержке Черноморского фонда регионального сотрудничества" Немецкого фонда Маршалла (BST GMF), а также проекта "Объединяемся ради реформ" (UNITER), который реализуется Pact в Украине при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.