Строительство и ремонт своими руками

Казанские группировки 90 х. Спецоперация в Казани против крупной ОПГ “Суконка”. Антипа на свободе встретили… милиционеры

Марсиан Якупов длительное время возглавлял организованную преступность в Татарстане. Являясь вором в законе, он считался смотрящим в регионе, и плотно контролировал все сферы бизнеса и , предпочитая действовать грубыми методами в попытке поставить как можно большую территорию под свой контроль.

Марсиан Якупов

Якупов Марсиан Мавлетович родился 14 января 1964 года в Казани. Он не походил на старую плеяду преступников, которые пытались следовать воровским законам и поддерживать . Марсик Казанский скорее принадлежал к авторитетам новой формации, занятыми сугубо делами . Несмотря на то, что воровской титул в начале девяностых Якупов не имел, у него был большой авторитет в преступной среде. Во времена СССР он успел отсидеть незначительный срок за хищение госсобственности, к которому приплюсовали год за нападение на конвоира колонии.

Уже в , Марсик был лидером местной преступной группировки Суконка. На фоне другой крупной бригады под названием «Драконы», группировка Якупова была незначительной. Поэтому он встретился с лидерами мощной банды и договорился о том, что его структура войдет в состав «Драконов». На том лидеры и порешили. В скором времени «Драконы» поставили под контроль крупные предприятия области, а лидеры бригады купили себе квартиры в Москве, куда и переехали, открыв в столице легальный бизнес. В планах авторитетов была полная легализация, и они решили, оставаясь в «тени» перед силовиками, поставить смотрящим за криминальными делами Якупова, который полностью устраивал их.

Вор в законе Марсиан Якупов — Марсик Казанский

Несмотря на то, что Марсик Казанский также уже жил в Москве, ему пришлось часто наведываться в Казань, где он стал непосредственно руководить бандой. Но авторитетам этого было мало, им также требовалось влияние на изоляторы и тюрьмы Татарстана. Но для этого необходимо было иметь в союзниках . Недолго думая, они встретились с кавказскими законниками, которые и «преподнесли» воровскую корону их протеже Якупову. Во сколько обошелся этот договор доподлинно неизвестно.

Став полноправным , Марсик Казанский начал призывать объединяться другие преступные группировки области с «Драконами». Получив союзников, в лице влиятельных авторитетов, Марсиан заполучил и долгожданный контроль над тюремными учреждениями Республики. Даже лидеры « » не скрывали, что крупные дела всегда согласовывали с «Драконами». И лишь « » не стала идти на контакт со смотрящим, оставляя за собой нейтралитет.

Условный срок

Правоохранительные органы тщетно пытались найти на Якупова. Агентурные связи и постоянная слежка за смотрящим не приносила плодов. Тогда в дело вступила республиканская прокуратура. Сотрудники быстро нашли случай мошенничества со стороны Якупова, который числился директором казанской фирмы «Улис». Именно от лица этой фирмы вор в законе пообещал Чапаевскому ОАО «Средневолжский завод химикатов» (СВЗХ) взыскать долг с «Татсахарпрома» в размере 480 тысяч рублей за непоставленный ими сахар для СВЗХ в обмен на удобрения. Буквально за неделю «Улис» получил сахар, но вот СВЗХ остался ни с чем. Тогда руководство приехало в Казань по юридическому адресу фирмы, но на месте офиса стояло разрушенное здание. Бизнесмены сразу же обратились в милицию, и в июле 2000 года татарская прокуратура приняла дело о мошенничестве к производству.

Противодействие следствию со стороны криминального мира началось сразу же. Странным образом общаться с сотрудниками прокуратуры отказалось руководство пострадавшей СВЗХ, а найденные свидетели стали оказываться от прежних показаний, которые обличали Марсиана Якупова. Руководство Заинского сахарного завода и вовсе не приехало на опознание вора в законе, который выбил у них и сахар и деньги.

На СВЗХ началась служебная проверка, кто-то хотел найти того человека, который подал заявление о мошенничестве со стороны «Улиса» в милицию. Ситуация настолько обострилась, что силовики собирались задействовать бойцов СОБРа, которые бы могли обеспечить безопасность свидетелям и пострадавшим во время следствия. Но в этот момент руководство СВЗХ и вовсе отказалось от своих претензий к «Улису».

Между тем, прокуратура признала наличие ущерба, причиненного СВЗХ, нашла свидетелей, опознавших по фотографиям Якупова, а также раздобыла несколько документов «Улиса» с подписями Марсика. После этого смотрящий был объявлен в розыск. Нашли Якупова в Москве, но пока казанская группа захвата ехала в столицу, вор был оповещен об этом, и снова улизнул. В итоге Якупова арестовали в Казани. «Смотрящий» за изолятором встретил Марсика с максимальным почетом: сразу сложил с себя полномочия и передал бразды правления «вору в законе».

Впрочем, приговор за мошенничество, несмотря на такую проделанную прокуратурой работу, был пять лет условно с испытательным сроком.

Тюремный срок

В 2003 году Марсика Казанского пытались обвинить в убийстве 34-летнего авторитета ОПГ «Суконка» (Салях), которому нанесли 5 ножевых ранений. Вора задержали уже через несколько дней после совершения убийства. Якупов не стал отпираться, а сразу заявил следователям, что на дне рождения поссорился с Саляхом и ударил его кулаком. Именинник, падая, разбил своим телом оконное стекло, об осколки которого, возможно, порезался. Больше, по словам Марсика, он авторитета не видел и про ножевые ранения ничего не знает. В итоге смотрящего отпустили из-под стражи.

В 2004 году против Якупова возбудили очередное уголовное дело. По версии следствия, в 2003 году от имени подставной фирмы Марсик заключил договор с московскими коммерсантами на поставку полиэтилена с ОАО “Казаньоргсинтез”. Ни о чем не подозревавшие коммерсанты перевели на счет фирмы около двух миллионов рублей, но полиэтилен так и не получили. После этого они вынуждены были обратиться в правоохранительные органы. Главное следственное управление МВД Татарстана возбудило против беглеца уголовное дело по факту мошенничества. Однако Марсика и след простыл.

Тогда же, поскольку Якупов нарушил порядок наказания (согласно которому должен был регулярно отмечаться в органах уголовно-исполнительной инспекции), условный срок для него заменили на реальный. Правда, заочно, поскольку Марсик находился в розыске.

Арестовать Якупова смогли только в начале 2006 года в Казани в ходе оперативной работы. В июле 2006 года Советский райсуд Казани признал Марсиана Якупова виновным в мошенничестве и с учетом предыдущего приговора назначил ему наказание в 7 с половиной лет лишения свободы.

Раскоронация

Отбывать наказание Марсик отправился в одну из колоний Томска ИК-3, считающейся «красной» зоной. Говорят, он не смог доказать свое право на ношение воровского «имени». Законники должны были сразу идти в «отрицалово», что очень сильно каралось администрацией. Таких арестантов помещали в карцера, создавали невыносимые условия в тюрьме. И Марсик Казанский, ни разу не сидевший в реальных условиях на правах вора в законе, к тому в колонии, где власть принадлежит активистам, дал слабину. Видимо, он понимал, что столь большой срок не сможет провести, являясь законным вором, и чувствуя на себе все невзгоды тюремной жизни. Помимо того, что его не поддерживали заключенные, он подвергался постоянным избиениям с их стороны.

В итоге Марсиан Якупов выступил по тюремному радио, и сказал, что осознал все ошибки, встал на путь исправления и желает того же и другим. Кроме того, он вошел в отряд поддержания дисциплины. После этого в Казань даже привезли фотографию, на которой бывший генерал криминального мира стоит с повязкой «дежурный». В общем, на Марсике как «воре» был поставлен жирный крест.

Вор в законе Марсиан Якупов — Марсик Казанский в ИК-3 Томска

С уходом от воровских дел, и постоянному гноблению в тюрьме, Марсиан сильно сдал в здоровье. У него начались проблемы с сердцем. Когда он вышел на свободу, то уже не представлял никакой силы и не имел авторитета. Да и скончался бывший вор в законе, буквально через непродолжительное время после освобождения — 31 октября 2012 года в Казани от инфаркта. Как говорят знавшие его люди, Марсиан очень сильно переживал те моменты, из-за которых ему пришлось отказаться от воровского.

На прошлой неделе в «Штабе» прошла лекция «Бандитский Татарстан: история татарских ОПГ». Одним из ее спикеров стал Роберт Гараев - основатель паблика «Казанский феномен» . Сейчас он исследует 90-е и группировки как явление, общается с участниками ОПГ, а также пишет книгу, посвященную событиям тех лет.

Enter поговорил с экскурсоводом Еврейского музея, диджеем и исследователем Робертом Гараевым о пике преступности, пацанских понятиях и клубной жизни Казани.

Выступление Александра Буйнова на заседании «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год

Истории-агонии и еврейские музыканты

Я вожу экскурсии в Еврейском музее в Москве и периодически читаю там лекции. Один из курсов был посвящен музыкантам-евреям в поп-музыке XX века. Это было что-то среднее между лекцией и ютуб-вечеринкой: я рассказывал про своих любимых артистов вроде Lou Reed и Beastie Boys и показывал их клипы. Было много заинтересованных людей и я решил, что формат интересный. После чего стал думать: «А что бы я такого уникального мог исследовать и показать?» Копнул в свое детство и вспомнил про участие в ОПГ - в Казани никого не удивишь, а живя вдалеке от нее, понимаешь - в этом что-то есть. Работая в музее, посвященном древнему народу, начинаешь задумываться о своей идентичности.

В позапрошлом году меня пригласили на проект «За скобками», где я в течение 15 минут должен был рассказывать о каком-то личном опыте. Тогда я понял, что этого времени мне не хватает и нужно все переводить в формат лекции на полтора-два часа. Необходимо рассказать обо всех нюансах, потому что без них история не такая интересная. Я начал анализировать что происходило в стране во времена группировок, используя мировой контекст: английские и американские банды, в которых все было по-другому из-за территориальных отличий. Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные.

Зашел во «ВКонтакте», чтобы создать группу «Казанский феномен» - не нашел ни одного паблика с аналогичным названием. Вроде бы тема известная и я думал, придется с кем-то бороться за наименование, изобретать другое. Зато увидел сообщества, посвященные группировкам «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», но они не очень активные. На курсах SMM меня учили, что нужно выкладывать по три-пять постов в день, иначе группа потеряется среди других. В моем паблике первые сто подписчиков набирались с большим трудом, но у меня не было цели привлекать фейковые страницы. Сейчас все полторы тысячи человек в сообществе - настоящие.

В шапке группы я написал что-то вроде «Если кто-то готов дать интервью - будьте добры, напишите мне, пожалуйста». Люди, которые состояли в ОПГ, делятся на две большие группы: те, кто вообще не хочет об этом говорить и пытается забыть; и те, кому хочется донести правду. Последние считают, что вся информация о группировках неправдивая, а на самом деле было так и вот так. Некоторые не готовы на интервью по телефону или скайпу, но могут обо всем рассказать в личной переписке. Это истории-агонии. Бывает такое, что кто-то даже оказывается с литературными задатками и пишет как сценарист. Часто после интервью со мной собеседники отправляют сообщения: «Ну вообще, знаешь, Роберт, я жалею о том времени, и что я так поступал с людьми. Я бы не хотел такого своим детям, но это не означает, что я не хотел бы высказаться». Мое личное мнение - забывать нельзя ничего, и пока есть живые свидетели, нужно сделать достоверное исследование о том, что происходило.

Пацанские понятия и противостояние города с деревней

Меня рэкетировал мальчик из параллельного класса - чтобы избежать этого, я вступил в группировку «Низы» в 14 лет и провел там два года. Больше всего запомнилось, как меня отшивали (исключали, - прим. Enter). Дико и страшно, когда десять человек, которые были твоими приятелями, пытаются тебя избить. Ты с ними только на той неделе здоровался, болтал - вот так легко можно было стать изгоем. Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям. Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть.

По версии казанского социолога Александра Салагаева, одна из причин появления ОПГ - теневая экономика 70-х годов и цеховики (подпольные предприниматели в СССР, - прим. Enter). Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого - начало противостояния города и деревни. На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток - естественно, возникают стычки.

Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам. И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских - вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль». Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения.

В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году. Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок - люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать - все еще спекулянты, в глазах милиции - тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль.

Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» - подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Где-то их по-другому называли: в «Хади Такташ», например, ребята помладше были «п****ками» [малолетками]. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани - свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали!» То есть в некоторых организациях отношения внутри были не очень - молодых ребят просто эксплуатировали.

Так или иначе пацанский кодекс был очень силен - это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал - пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить. Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям - у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу - запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю.

Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ

Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые - внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» - откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел - везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня. Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться.

А вот насчет футболок с названиями группировок (имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, - прим. Enter) я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные. «Сухая река» звучит даже немного по-японски, а «Теплоконтроль» само по себе красивое слово. Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани - совсем другое дело.

В любом случае, я против романтизации тех лет. Подростки, увлеченные темой криминала, будут всегда. Государство существует нормально, если их процент таков, что они чувствую себя маргиналами. Опасно, когда они превращаются в основную силу: у тебя проблемы, а ты предпочитаешь идти не в полицию, а к авторитетам на улице. Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться - опасность существует, но не превышает норму. Подростковые увлечения вроде рэперов Face и Pharaoh - интересно, но не «АУЕ». В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным.

Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак»

Радикальный ислам и государство в роли ОПГ

Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности.

Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться. Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х - идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается. Сейчас такого нет.

В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Мы существуем по следующему принципу: ФСБ, МВД и ряд организаций по сути выполняют роль ОПГ. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная - ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер (немецкий социолог, - прим. Enter) писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту.

Сейчас такой обмен кажется легитимным, но когда эта система появилась в XVI-XVII веках, люди пытались ей противиться. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно - легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно - только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось.

Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью

Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними - там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей - участников тех событий. Я думаю, что книга имеет право на существование. В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен». У меня рабочее название издания «Пацаны. Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории.

С одной стороны это нон-фикшн, но с другой - я сам до конца не могу понять жанр. Ближайший аналог - книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня!», история в которой складывается из маленьких интервью: некоторые друг другу даже противоречат. Таковы свойства памяти - люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта. Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится. Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью - так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений. Вот и приходится быть на виду.

Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел. По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно. Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается.

Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся - это действительно похоже на терапию.

Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год

Казанские панки и клубная жизнь города

Уже через несколько лет после выхода из группировки я вошел в казанское панк-движение: на музыку я плотно подсел тогда, когда меня исключили из ОПГ. Переехал к папе в другой район, чтобы не встречаться с бывшими приятелями, а он был старым меломаном. Он менял пластинки и учил меня некоторым приемчикам: сначала ищешь нужную, а если нашел, ни в коем случае нельзя показывать свой интерес, наоборот, вяло спрашиваешь про цену. Мы ездили менять пластинки по воскресеньям - это был глоток свежего воздуха, всегда ждал с нетерпением. В какой-то момент начал сам что-то на кассеты записывать и продавать, плюс тогда еще была «Сковородка» (популярное среди студентов место встречи, - прим. Enter), где проходил обмен кассетами.

Тусовались мы тогда громко и ярко - по этому поводу у меня куда более интересные воспоминания. Например, в 95-м мы повадились ездить в Москву и Санкт-Петербург на электричках - до сих пор помню все станции. Без копейки денег жили в арбатских подъездах, было крайне весело. Помню, в Москве, идем по улице и видим: играет настоящая группа в модных косухах - в Казани на тот момент ничего подобного не было, и ей до этого было еще очень-очень далеко. Я был под диким впечатлением. Увлечение субкультурой, кстати, не мешало мне учиться на истфаке в КГУ.

Сейчас Казань для меня как любовница - я приезжаю и беру от нее самое хорошее. Тусуюсь же здесь редко, но метко: каждый раз попадаю на классную вечеринку, благодаря местным ребятам. Мне очень нравится «Соль», и я всегда стараюсь написать Тимуру (Птахин, арт-директор бара, - прим. Enter), когда еду сюда. Иногда играю там, если успеваю. Здорово, что Профсоюзная превратилась в локальный аналог питерской улицы Рубинштейна - когда из одного бара можно попасть в другой по соседству, и так ходить без привязки к месту. Это то, чего мне раньше не хватало в городе, хоть я и не употребляю алкоголь. Могу выпить безалкогольного пива, но в любом случае классно, что есть такой выбор баров. Еще симпатизирую ребятам из Ozonе Pro.

Клубная жизнь Казани отличается от московской тем, что она нарядная. Я был гастролирующим диджеем, путешествовал по России: в некоторых городах приходишь в клуб и видишь, что девочки много времени провели перед зеркалом. Они при параде: на каблуках, с завитыми волосами, в платье. В столице Татарстана такое тоже есть: я не хочу сказать, что это минус, просто в Москве все проще, совсем другое отношение. Для меня это тоже исследование - мне интересна клубная жизнь других городов. Где бы я ни оказался, стараюсь зайти в местный бар и посмотреть, какие там диджеи и какую музыку ставят. В Казани любят техно - не знаю, смог бы я изменить к нему отношение, живя здесь. Я его долго принимал, но чтобы понять техно, нужно оказаться на крутых рейвах.

Недавно играл в московском клубе «16 тонн», а после решил заехать на афтепати какой-то молодежной вечеринки. Я был в диком восторге - оказалось, я люблю техно, просто его надо слушать в том месте, где большая тусовка. Еще прикольно, что в Москве можно прийти в клуб в возрасте за сорок или под пятьдесят, и никто не будет смотреть на тебя с вопросом «че приперся, старик?» Не знаю, как с этим обстоят дела в Казани. Хотя она всегда была продвинутым городом: например, в 98-99 годах у меня в прайм-тайм на местном радио вышла программа про easy listening (термин, объединяющий различные виды традиционной эстрадной музыки: шлягер, шансон или мелодии эстрадных оркестров, - прим. Enter). Мы даже первее Москвы и Питера открыли для себя направление UK garage - жанр урбанистической электронной музыки середины 1990-х из Лондона. С товарищем покупали пластинки с такой музыкой. Мы тогда назывались Versus Crew и делали вечеринки в баре «Грот» - все было на подъеме.

Я считаю, что в барах должна звучать околодиско и околохаусная танцевальная музыка. Мне нравится, когда в клубе с двумя танцполами на одном - меломан играет эклектику: постпанк, диско и что-то бразильское. А на другой площадке звучит что-то качающее - я как диджей на это подсажен. Хочу, чтобы все цветы расцветали. А когда был в , то поразился: там совсем другая энергетика, нежели в остальных барах на Профсоюзной. Ставили треки на русском и я подумал: «Здорово, что это больше не зашквар» - не могу представить такого в нулевых.

Заседание «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год

Хипстерские татарские вечеринки и локальный Стиви Уандер

В 80-х все татарское было немодным: если увлекаешься этой культурой или говоришь на татарском языке, то, скорее всего, ты из деревни. Пока живешь в Казани, это фон твоей молодости - с утра тебе радио на татарском объявляет, что время семь часов пятнадцать минут. Зимой ждешь, когда оно скажет, что на улице минус 32 градуса и в школу можно не идти. Включаешь татарский канал, а там сборная солянка из исполнителей, которых невозможно отличить друг от друга. А уезжая из города, начинаешь осознавать себя татарином, поэтому мы с товарищем решили делать хипстерские татарские вечеринки в Москве.

Набрали забавную татарскую музыку для диджей-сетов, чтобы можно было сводить треки «СуперАлисы» и «Исхак-хана», запустили это все в баре «Лисица» - владелицы сказали, что классно, но не их формат. Была еще возможность сделать коммерческую татарскую вечеринку, но мы отказались, не захотели. Потом я нашел Радифа Кашапова и сделал микс на песню «Рэхэт Бэхет» - одну из моих любимых у него. Когда я его только услышал, был очень взволнован и попросил прислать композицию. Потом наткнулся на исполнителя Said Olur и сделал несколько ремиксов на его песню Jide - у меня семья дома выла, конечно. Как по мне, трек замечательный, и сам Said Olur что-то вроде татарского Стиви Уандера. А еще в прошлый приезд в Казань я играл в «Соли». Поставил ремикс трека «Между нами тает лед» на татарском: девушки на танцполе переглядывались, мелодии-то знакомы, а на каком языке поют - непонятно. Так на родном же! Зашло, кстати, хорошо.

«Реальное время» публикует главу об ОПГ «Тяп-Ляп» из криминального бестселлера зампреда Верховного суда РТ Максима Беляева и старшего помощника руководителя Следкома по РТ Андрея Шептицкого

Фото: Отцы и деды «Казанского феномена»: в нижнем ряду 2-й слева Сергей Антипов, 4-й слева Валерий Степин

«Банальной попыткой популяризации «казанского феномена» на коммерческой основе» назвал запуск одежды с названиями ОПГ зампред Верховного суда РТ Максим Беляев. «В отличии от книг «Бандитская Казань» и «Бандитский Татарстан », где на документальной основе рассказывается о печальной судьбе расстрелянных группировщиков, создание спецодежды для гопников, преследует иные цели, - заявил он «Реальному времени», поделившись сомнениями в востребованности такого бренда. - Время «дележа серого асфальта» давно прошло, сейчас в моде более яркие цвета». Соавтор Беляева, старпом руководителя Следкома по РТ Андрей Шептицкий отказался от предложения купить футболку с названием ОПГ, устроившей 31 августа 1978 года моторасстрел в Ново-Татарской слободе. Подробно о «подвигах» «Тяп-Ляпа» в публикуемой главе из книги «Бандитская Казань».

Казанский «крысолов»

Дедушкой казанской организованной преступности по праву считается лидер знаменитой на всю страну банды «Тяп-Ляп» Сергей Антипов по кличке Антип. Созданное им в начале 70-х годов криминальное объединение (название «Тяп-Ляп», как нетрудно догадаться, оно получило от располагавшегося на «подконтрольной» территории казанского завода «Теплоконтроль»), по сути, стало прообразом будущих казанских группировок.

Коренным «тепловским» Антип не был - переехал на улицу Фрезерная в 1966 году из Суконной слободы, кстати, тоже в своем роде центра криминального мира Казани. Там, в частности, в детстве жил будущий великий певец Федор Шаляпин, в своих воспоминаниях описывавший кулачные бои, проходившие по очень строгим (напоминающим рыцарские) правилам на озере Кабан между русскими и татарскими парнями еще задолго до Октябрьской революции 1917 года.

В общем, к этому времени Антип уже имел за плечами определенный багаж, позволивший ему быстро завоевать авторитет среди местных. Правда, поначалу он на «Теплом» не прижился: его серьезно избили. Но Антип не остался в долгу - притащил с собой дружков с «Суконки» и дал сдачи, после чего, собственно, и начался взлет его криминальной карьеры. За собой в преступный мир Антип утащил не один десяток молодых людей. Одурманенные уголовной романтикой, они слепо пошли за своим учителем, чтобы уже никогда не вернуться к своим семьям.

В качестве аналога ситуации на ум здесь приходит легенда о Крысолове. В средние века торговый немецкий город Гамельн наводнили полчища крыс. Городской совет объявил щедрую награду тому, кто избавит жителей от напасти. И вот откуда ни возьмись появился Крысолов. Играя на чудесной дудочке, он увел за собой заполонивших город хищных грызунов. Гамельн праздновал победу. Но вдруг…

…Вновь появился чудодей,
Сыграл на дудочке своей,
И в тот же миг на звуки эти
Из всех домов сбежались дети…

Они последовали за Крысоловом и утонули в реке. Для молодежи микрорайона раскинувшегося вокруг завода «Теплоконтроль» Антип и стал тем самым Крысоловом, уведшим за собой десятки зомбированных им молодых людей.

Основатель «Тяп-ляпа» Сергей Антипов (Антип)

Селекционный отбор… в группировку

Антип был образцовым «бандитом-спортсменом»: не пил, не курил, занимался боксом. Его считали самым сильным человеком в микрорайоне. «Волевой, если поставил цель, обязательно добьется. Очень жадный до денег, готовый добывать их любым способом, вплоть до грабежа и убийства. Властолюбивый, любит командовать, нетерпим к чужому мнению. Характер жесткий, несправедливо относится даже к своим товарищам. Не может разговаривать с людьми на равных, быстро начинает злиться, может внезапным ударом сбить человека с ног», - так характеризовали его знакомые.

В подвале на «Теплом», переоборудованном в спортзал, Антип организовал занятия боксом - лично тренировал местных парней. Причем цели этих тренировок были весьма своеобразными - главной задачей было научиться вырубать соперника с первого удара… Местные ребята, словно загипнотизированные, тянулись к Антипу, который, к слову, был старше их на 10-15 лет. Уже к началу 70-х в его окружении было не менее трех-четырех десятков бойцов.

Впрочем, он был не единственным лидером «Тяп-Ляпа», а, скорее, первым среди равных. В список лидеров группировки можно было отнести Михаила Зараховича (Захар), Сергея Скрябина (Скряба), Валерия Степина (Степа) и ряд других авторитетов. Причем они действительно выделялись на общем фоне не только превосходной физической подготовкой, о которой так мечтали пацаны (Зарахович, например, в совершенстве владел каратэ). Эти люди прекрасно знали подростковую психологию. Тот же Захар имел степень кандидата наук в области детской психиатрии. Скрябин, студент Казанского пединститута, многие годы работал пионервожатым… Они знали, как подобрать ключик к душам подростков, не верящим в комсомольские идеалы и стремящимся к «уличной романтике».

«Тепловские» посещали практически все соревнования по боксу, где высматривали наиболее перспективных бойцов-призеров, которых впоследствии уговорами или угрозами вовлекали в банду. Проводящие своеобразную селекцию лидеры прекрасно понимали, что в условиях строжайшего советского дефицита парням нужен не только «жесткий кулак», но и «вкусный пряник».

Так, одному парню, который жил далеко от «Теплого» и часто опаздывал на сборы, купили мотоцикл. Другому, не расколовшемуся при задержании, по выходу из изолятора приобрели путевку в санаторий для восстановления утраченного здоровья. Закон группировки гласил: «В беде не бросать, не курить, не пить, проверка силы воли обязательна». Проверяли так: если первый удар с ног не валил, то кандидат проходил отбор.

Один из лидеров «Тяп-ляпа» - Сергей Скрябин (Скряба)

«Тяп-ляп» рос за счет филиалов

По мере роста членов группировки стало ясно, что микрорайон «Теплоконтроля» стал маловат для такого количества бойцов, желающих применить навыки бокса на своих ровесниках из других концов Казани. И тогда Антип решил подчинить себе весь город. Со временем он подмял под себя молодежь поселков Калиновка, Мирный, Горки, улиц Тукаевская, Павлюхина, Татарстан и других. К середине 70-х годов большая часть молодежных групп Приволжского района Казани считалась филиалами «Тяп-Ляпа». Расширение границ происходило, как правило, через присоединение «авторитетных» дворовых компаний. По свидетельству специалистов, требовалось всего 2-3 месяца, чтобы дворовая компания превратилась в криминальную шайку. Это включение происходило иногда «мирным» путем, но чаще в результате более или менее длительной «войны», когда улицы сходились «стенка на стенку».

Так или иначе, захваченная «команда» не теряла своей целостности и входила в структуру «Тяп-Ляпа» в качестве филиала. Правда, «тепловские» ставили у руля устраивающих их людей. Были и исключения. Антип, несмотря на все старания, не смог подчинить себе поселок Борисково и Новотатарскую слободу Казани. На «военном совете» группировки завоевание непокорных территорий было выделено в разряд приоритетных, при этом Антип и его окружение в перспективе планировали обрушиться на «новотатарских» всей своей мощью.

Непосредственные лидеры «Тяп-Ляпа» старались лишний раз не светиться и напрямую с рядовыми боевиками не общались. Для этого у них был свой человек - электромеханик Молодежного центра Завдат Хантимиров по кличке Джавда. По сути, он был «официальным» представителем банды, хотя на деле лишь выполнял поручения лидеров. Джавда пользовался авторитетом у молодежи, в том числе и потому, что уже имел судимость за групповую драку, хотя и был освобожден условно-досрочно (кстати, в 1977 году его освобождал легендарный судья Булат Шакуров, который позже приговорит его к расстрелу).

Джавда, в свою очередь, имел свой круг приближенных, в котором на первых ролях были Музафаров и Масленцев. Втроем с Хантимировым они планировали преступления, распределяли роли.

Вообще, более всего организация «Тяп-Ляпа» напоминала боевые комсомольские дружины. Здесь тоже были свои командиры, заместители, люди, ответственные за вооружение, организацию сборов. Боевики делились на «пятерки» и не знали других членов банды, не говоря уже о руководителях. При этом «тепловские» в случае необходимости могли в считанные часы собрать до 200 вооруженных арматурой и ножами бойцов. Такой десант они как-то отправили в Арск, где устроили массовую драку с местными.

Охота на приемщика стеклотары

Уже в те годы «тепловские» практиковали вымогательство и «крышевание» пивных точек, спекулянтов, фарцовщиков, приемщиков стеклопосуды и прочих сомнительных личностей, балансировавших на грани криминала и живущих на нетрудовые доходы. Причем действовали они весьма решительно. Так, в сентябре 1977 года приемщик посуды Гришин, у которого только что освободившийся из колонии Джавда с приближенными пытались вымогать деньги, написал заявление в милицию. Несколько вымогателей были арестованы. «Тепловские», не колеблясь, решили убить потерпевшего.

В первый раз они заметили его автомобиль на центральной улице Казани - Баумана. Началась погоня, во время которой «тепловские» обстреляли автомобиль потерпевшего из ракетницы. Одна из ракет попала в левую заднюю дверцу, и автомобиль только по чистой случайности не воспламенился.

Однако Хантимирову этого было мало. Организовать новое нападение на Гришина он поручил своему помощнику Александру Масленцеву. Тот, в свою очередь, перепоручил это задание Рустаму Гильмуллину. Последний руководил одним из филиалов банды и был заинтересован в повышении авторитета. Согласно разработанному плану Гильмуллин должен был застрелить Гришина, когда он будет вечером возвращаться с работы. Несколько дней киллер приходил к пункту приема стеклопосуды у магазина «Ласточка» на улице Магистральной Казани, но так и не решился на убийство.

В следующий раз убивать Гришина отправились уже четверо бандитов. В Гришина стреляли из обреза. Заряд попал мужчине в спину, он упал, и преступники решили, что тот убит. Однако плотная одежда смягчила ударную силу выстрела, и приемщик выжил. В третий раз искушать судьбу «тепловские» не стали.

Благодаря таким подвигам «теплоконтролевские» завоевывали в городе все больший криминальный авторитет, ходили по самым дорогим ресторанам. Здесь «тяп-ляповцы» чувствовали себя хозяевами и не раз избивали посетителей. В ресторане «Дом Татарской кулинарии» был столик, который никто не смел занять даже в отсутствие бандитов.

Милиции бандиты не боялись

Интересно, что рядовые «тяп-ляповцы» вымогали и грабили под идеей социальной справедливости. И понятия не имели о том, на что тратят «заработанные» ими деньги главари. Говорят, уже тогда у «тепловских» имелись коррупционные связи среди чиновников, ответственных хозяйственных работников. Якобы свой офицер в райвоенкомате делал им отсрочки от призыва, свой врач залечивал раны. Милиции они в принципе не боялись.

В этом отношении показательно преступление, совершенное в апреле 1978 года. Около полуночи двое «тепловских» - Анатолий Болдов и Масленцев - ехали на трамвае маршрута № 8 домой. Здесь они приметили паренька с транзисторным магнитофоном «Весна». Когда он вышел на улице Карла Маркса, «тепловские» направились следом. Как только парень зашел во двор Дома офицеров, один из налетчиков перегородил ему выход, а второй сбил с ног ударом кулака в челюсть. После чего отобрали у потерпевшего магнитофон и побежали прочь. Ограбленный побежал следом за ними, увидел патрульный экипаж и сообщил о преступлении.

В результате Масленцева догнал сотрудник милиции. Но тут же получил фирменный «тяп-ляповский» хук в лицо. Оправившись, милиционер снова догнал преступника. Но был нокаутирован несколькими ударами в висок и переносицу. Милиционер ослабел, но продолжал прижимать «тепловского» к стене. Тогда тот сбил его на землю и, несколько раз пнув ногой в живот, убежал…

Расправа за 2 бутылки

Основным криминальным промыслом «Тяп-Ляпа» были грабежи, кражи, угоны. На счету участников банды не один десяток отобранных у казанцев модных мотоциклов «Ява». Но особо влекло «тепловских» в район казанского поселка Нагорный. Здесь располагалась так называемая «Сорочка» - рынок, где спекулянты торговали одеждой, и в том числе фирменными джинсами. Стоили они по тем временам не одну месячную зарплату - 200-250 рублей. Продавцы, боявшиеся милиции не меньше бандитов, называли покупателям цену так: «Два, два пятьдесят». «Тепловские» вместе с продавцом отходили за угол, мерили джинсы. А потом давали за них два рубля пятьдесят копеек. Таких «покупок» было немало, но в милицию ни один продавец не обратился.

По нынешним временам «Тяп-Ляп» считается абсолютно «отмороженной» группировкой. Драки и разборки они устраивали по любому поводу. А уж убить человека было вообще плевым делом.

Как-то летом 1978 года Искандер Тазетдинов и Леонид Федоров со своими знакомыми Никольским и Евстафьевым отдыхали на даче, расположенной на острове «Татарстан» в районе казанского поселка Победилово. На третий день иссякли запасы спиртного, и они отправили за вином на «большую землю» двух подростков. Те вернулись с пустыми руками, объяснив, что у магазина в деревне Старое Победилово две бутылки вина у них отняли местные парни. «Отдыхающие» восприняли известие о предстоящей разборке с немалым энтузиазмом.

Федоров взял пистолет «Парабеллум», Тазетдинов схватил кухонный нож, Никольский - четырехгранный напильник, а Евстафьев нашел обрезок резинового шланга. На двух моторных лодках они переправились на берег. Перед тем как уйти в деревню, предупредили остававшихся в лодках подростков заводить моторы, как только они их увидят…

У магазина они даже не стали выяснять, кто отнял вино у мальчишек. Евстафьев сразу налетел на двух стоявших там парней с кулаками. К ним же подбежали Федоров, Тазетдинов и Никольский. Тазетдинов вонзил одному из парней нож в бок. В этот момент на помощь избиваемым поспешили еще трое местных. Федоров выстрелил им под ноги из пистолета, однако это не остановило сельчан. Завязалась драка, Тазетдинов ударил ножом в грудь второго парня. Тот скончался на месте - удар пришелся в сердце. Но и этого Тазетдинову показалось мало. Он дважды вогнал клинок в грудь третьего потерпевшего. Местные стали спасаться бегством. Но Федоров все же успел выстрелить одному из них в спину.

Пограничный конфликт

Любое появление «тяп-ляповцев» в городе вызывало шок. Рассказывают, что однажды они прибыли к Дворцу культуры имени Урицкого на нескольких автобусах, блокировали зал, где проходили танцы, и просто так избили несколько десятков человек.

Одной из немногих группировок, продолжавших сопротивляться «Тяп-Ляпу», оставалась «Новотатарка». По численности она не уступала «Тяп-Ляпу», но придерживалась куда менее радикальных воззрений и не стремилась к разного рода криминальным подвигам. «Тяп-Ляп» и «Новотатарка» были сопредельными территориями, так что трения между ними, выражавшиеся главным образом в массовых драках, как спланированных, так и случайных, возникали постоянно и были своего рода пограничным конфликтом. Тем не менее «тепловские» не раз предлагали соседям объединиться, но те предпочитали держаться автономно. Доставалось им за это регулярно.

Например, «тепловские» устроили настоящую охоту на новотатарского авторитета Николая Даньшина по кличке Коля-Колесо. Парень жил на территории «Тяп-Ляпа», но дружил с «новотатарскими», его звали на «Теплый», он отказывался, что и предопределило его участь.

План Хантимиров с Масленцевым придумали такой. Дождавшись возвращения Даньшина поздно вечером домой, трое - Болдов, Шумов и Масленцев - должны были внезапно напасть на него в подъезде сзади, оглушить, после чего к ним присоединялись остальные участники нападения, вооруженные обрезками арматуры. При этом Масленцев предупредил подручных, что Даньшина надо бить жестоко - чтобы он попал в больницу. Нападавшим было приказано выкрутить лампочки в подъезде потерпевшего, чтобы обеспечить неожиданность нападения. Однако в этот день Даньшин так и не вернулся домой. Операцию перенесли на утро 25 февраля.

«Прыгал на голову Даньшина, как изверг»

В этот день Масленцев вместе с Даньшиным были приглашены на свадьбу к их общему знакомому в общежитие на улице Актайской в Казани. Поэтому лидер «пятерки» предупредил своих подопечных, что они пойдут на дело без него - его уход со свадьбы одновременно с Колей-Колесо навлечет на него подозрения. Пятеро «тяп-ляповцев» караулили Даньшина в подъезде соседнего с общежитием дома. По очереди выходили и наблюдали за теми, кто покидал застолье. Когда жертва все-таки вышла и направилась домой, они двинулись следом, но другой дорогой, рассчитывая перехватить Даньшина у подъезда, но опоздали.

Через два дня Джавда узнал, что Даньшин сидит в пивбаре на улице Тукаевской. Хантимиров отдал приказ о нападении. Из питейного заведения в центре Казани Даньшин вышел не один. Вместе с ним было пятеро друзей. Масленцев дал указание 18-летнему Петрякову первым нанести Даньшину сзади внезапный удар по голове. Он так и сделал. Но сбить Даньшина с ног парень не смог. Пришлось Масленцеву делать это самому. Он что есть силы ударил Даньшина по голове металлической трубой, и тот сразу упал на землю. Лидер «пятерки» велел троим подельникам избить приятеля Даньшина - Равиля Князева, который пытался им помешать. Отогнав его, они все принялись избивать упавшего Даньшина ногами.

Били в том числе и по голове. Один из нападавших - Евгений Лысов по кличке Клещ, который так и не догнал Князева, выбежал из подъезда и с разбега обеими ногами прыгнул на голову Даньшину. В этот момент из подъезда выбежал Князев с лопатой в руках. Он пытался отогнать избивавших от лежащего без движения друга. Масленцев с железной трубой в руках и Клещ погнались за Князевым. Тот вынужден был забежать в пивбар.

В это же время Сергей Витушкин арматурой бил по голове Хайбуллина, который пытался защитить Даньшина. Еще одного спутника Даньшина - Фазлыахметова, который тоже хотел помочь другу - Витушкин и Шумов просто вытолкнули со двора. И снова стали бить металлическими палками и пинать ногами Даньшина. Несовершеннолетний Лысов прыгал на его голове. Наконец на шум во дворе среагировали жильцы дома. Увидев, что толпа парней нещадно избивает одного, лежащего на земле, они стали кричать, требуя прекратить. Испугавшись, что их задержат, бандиты вынуждены были ретироваться.

Даньшин получил тяжелейшие травмы, в том числе перелом основания черепа с кровоизлиянием в головной мозг, и умер на месте происшествия. А один из организаторов этой жестокой расправы - Масленцев - в тот же день живописал ее во всех подробностях. 28 февраля 1978 года все участники убийства Даньшина вместе с Хантимировым собрались у ДК имени Кирова. Хантимиров и Масленцев напомнили им, что каждый должен придумать себе алиби на время убийства Даньшина. И подробно проинструктировали, как вести себя на допросах и очных ставках в милиции - если вдруг до этого дойдет дело. Кроме того, Масленцев похвалил Лысова за то, что тот «прыгал на голову Даньшина, как изверг». Петрякова, напротив, упрекнул, что он с первого раза не смог сбить Николая с ног.

Горячий прием в ресторане

Воплощая планы Антипова по завоеванию Новотатарской слободы, «тепловские» стали готовить следующее нападение. Очередной жертвой «Тяп-Ляпа» должен был стать авторитет «Новотатарки» по кличке Манты. Мужчина слишком активно заступался за обиженных «тепловскими». Манты предлагали войти в «долю» к бандитам, но он отказался.

Вот как он позже описал расправу «тепловских»: «7 ноября я вечером сидел с женой Нелей, другом Равилем Ахметзяновым и его женой. Равиль отлучился от стола и оказался около буфета. Ко мне подошел Талгат с улицы Тукаевской и сказал, что Равиля бьют. Я подошел к буфету и там увидел, что у Равиля одна щека рассечена, я подошел и начал расспрашивать, в чем дело, зачем убивают Равиля. Там стояли из Теплоконтролевской банды: Степин, Захаров, Павлов и др. В ответ Степин сказал: «вот защитник обиженных пришел, чего тебе надо?» и ударил меня кулаком в лицо. Одновременно ударили сбоку, сзади и свалили меня с ног.

Как только я упал, они начали меня пинать, даже прыгали на меня ногами. Я защищался, как мог. Сказали Давиду, чтобы он подошел ударить меня. Давид сказал, что он против меня ничего не имеет и бить меня не будет. В ответ на это Степин ударил его кулаком в лицо. В это время туда прибежал лейтенант милиции Витя из Бауманского РОВД и начал оттаскивать «тяп-ляповскую» банду от меня. Я лежал на полу и не мог встать. В ресторан зашел подполковник милиции Рябов, помог мне встать. В это время «тяп-ляповские» затеяли драку с другими, и милиция побежала туда. [После такого] я лежал около трех недель.

Во время избиения я отчетливо слышал слова Скрябина «Ты нам мешаешь делать деньги, на, получай». В больницу я не обращался потому, что не мог ходить, в милицию не обращался, потому что могло быть еще хуже, убить могли. Поскольку на следующий день ко мне домой приехал Антипов и сказал мне: не думай принимать меры, нас все равно больше, ничего не докажешь».

Манты в долгу не остался. Спустя несколько месяцев, когда он сидел в ресторане Молодежного центра, «новотатарские» привезли к нему в кузове грузовика зверски избитого Скрябу. Авторитет «тепловских» встал на колени перед Манты и умолял, чтобы он простил его и не убивал… «Новотатарский» проявил великодушие: сказал Скрябе, что он трус, и ему противно с ним связываться.

До поры до времени большинство преступлений сходило «Тяп-Ляпу» с рук. Но банда все же перешла ту грань, за которой милиция уже не могла закрывать глаза на ее бесчинства.

Мотопогром в Ново-татарской слободе

Чтобы окончательно переломить сопротивление непокорной Новотатарской слободы, главари «Тяп-Ляпа» решили устроить дикую акцию устрашения - напасть на казанскую улицу Меховщиков, которая была вотчиной «новотатарских». Этому нападению суждено было стать самым громким и самым последним преступлением банды. Акцию устрашения было поручено организовать 23-летнему Завдату Хантимирову. 29 августа 1978 года Хантимиров дал указание Масленцеву и Анатолию Чуклову на мотоциклах ворваться в Новотатарскую слободу и устроить там погром. Но в тот день микрорайон патрулировали многочисленные милицейские наряды. Бандитам пришлось перенести операцию на вечер 31 августа.

Громить слободу собралось несколько десятков человек. Старшему из установленных следствием бандитов было 26 лет. Младшему - 17. Собравшись в районе 19 часов во дворе ПТУ, расположенного у остановки «Фабрика игрушек», три десятка «тяп-ляповцев», вооруженные несколькими обрезами, пистолетом «Парабеллум», гранатой Ф-1 и металлической арматурой, отправились в свой последний поход.

Доехав до улицы Портовая, бандиты вышли из доставившего их на место фургона «ГАЗ-66» и, натянув на головы капроновые чулки, двинулись в сторону улицы Меховщиков. Хантимиров скомандовал разделиться на две группы: одной бежать по одной стороне улицы и расправляться со всеми, кто попадется на пути.

Первого прохожего под крики «Давай, давай!» они избили арматурой. Следующей жертвой стал мотоциклист. Еще в одного мотоциклиста, ехавшего с пассажиром, Хантимиров выстрелил в упор из обреза. Но промахнулся и ранил своего же боевика. Следом за Джавдой остальные тоже стали палить из обрезов в проезжавшие мимо автомобили. В том числе в пассажирский автобус. Когда бандиты добежали до улицы Якуба, их стали преследовать трое милиционеров и сотрудник ДНД. По ним дали залп из обрезов. Один из мужчин был ранен в голову, другой в ногу.

У горбольницы № 5 один из участников набега смертельно ранил своего подельника - Музафарова. У дома № 55 на улице Шарифа Камала «тепловские» обстреляли группу людей из пяти человек. При этом Ильдар Каюмов убил из обреза 74-летнего Абдулбария Закирова, еще двое потерпевших получили ранения.

В довершение один из лидеров «павлюхинского» филиала «Тяп-Ляпа» Тазетдинов бросил в людей гранату (к счастью, оказавшуюся учебной). Далее на платформе железнодорожной станции Вахитово участники банды избили еще двоих мужчин, после чего скрылись. Всего в результате набега был убит один и ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции…

Ильдар Каюмов на допросе у следователя Приволжского РОВД Казани Мухаметшина

«Работники Приволжского РОВД укрыли 28 преступлений «Тяп-Ляпа»

В годы «развитого социализма» официальная пропаганда гласила, что в нашей стране с бандитизмом покончено раз и навсегда. В Татарии таких прецедентов было три: в пятидесятые годы - банда Кормакова, в 1971 году - дело Казакова и Сидорова (ограбление и убийство инкассаторов), в 1978 году - «Тяп-Ляп». Неудивительно, что о расследовании последнего уголовного дела взахлеб рассказывал «Голос Америки».

По итогам «рейда» в слободу строгие выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии получили десятки сотрудников милиции. Был снят с должности начальник Приволжского РОВД Раис Кагадуллин. Собственно, и было за что. Ведь даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук. Только работники Приволжского РОВД укрыли 28 преступлений, совершенных членами «Тяп-Ляпа» (а всего по городу 36).

Для разоблачения банды была создана уникальная опергруппа, в которую, между прочим, входил будущий глава МВД России Виктор Ерин. По банде «Тяп-Ляп» работало 20 следователей, но порой их число достигало и 25. Расследование длилось девять месяцев. Было собрано 30 томов уголовного дела. Обвинительное заключение состояло из более чем 300 страниц.

«Криминальное стадо» и смертная казнь для лидеров

«Тепловские» сопротивлялись расследованию как могли. Запуганные потерпевшие в массовом порядке отказывались давать показания на бандитов. На признававших вину группировщиков давили сокамерники. Следователям предлагали неслыханные по тем временам взятки (за одного из «тепловских» дружки готовы были выложить 1000 рублей!). При этом поступала оперативная информация о том, что сидевшие в изоляторе бандиты планируют побег и физическое уничтожение следователей (к последним в итоге была приставлена охрана).

Джавда молчал до конца. Следователи прекрасно знали, что только через него они смогут выйти на истинных организаторов «Тяп-Ляпа». Однако парень не выдал ни одного из своих руководителей, пожертвовав ради них своей жизнью. Хотя лидеры группировки к этому времени уже находились под стражей по обвинению в других преступлениях, и чтобы «притянуть» их к основному делу, нужно было немного…

По окончании расследования 28 «тепловским», большая часть которых представляла собой не более чем криминальное стадо баранов, были предъявлены обвинения в бандитизме, 36 грабежах, 4 убийствах и 15 покушениях. И это не считая того, что из основного дела в отдельное производство были выделены десятки других.

Во избежание ЧП судебное заседание шло в помещении казанского следственного изолятора № 1, так называемой «Красинской тюрьмы». 14 апреля 1980 года «тяп-ляповцам» наконец был вынесен приговор. Четверо - Завдат Хантимиров, Александр Масленцев, Искандер Тазетдинов и Ильдар Каюмов - были приговорены к смертной казни с конфискацией имущества. Впрочем, позже Масленцеву и Каюмову расстрел заменили на 15 лет лишения свободы. Узнав о помиловании, ждавший смерти Александр Масленцев чуть не сошел с ума и впал в истерический смех.

Серьезные сроки получили и остальные бандиты. Больше всех повезло Марсу Ягудину - шоферу казанского Речного порта, который сидел за рулем автомобиля, на котором преступники приехали в Новотатарскую слободу. Он получил 1,5 года в колонии общего режима.

Суд над бандой «Тяп-ляп» проходил в СИЗО №1 Казани

Антипа на свободе встретили… милиционеры

Расстреляли Тазетдинова и Хантимирова в Горьком (сейчас - Нижний Новгород). К этому моменту главари «тяп-ляповцев» уже ничем не напоминали криминальных хозяев Казани. Джавда был полностью сломлен. В одном из писем родным он писал, что на воле легко мог отжаться от пола 200 раз. Находясь в тюремной камере в Горьком, он передвигался, держась за стены… С расстрелом Джавды оборвалась единственная нить, связывающая молодежь «Тяп-Ляпа» с его теневыми лидерами. Ценой своего расстрела он спас им жизнь, как когда-то это делали средневековые пираты.

Так, в XIV веке в северных морях орудовал Клаус Штертебекер. В конце концов он и 70 его головорезов предстали перед судом и были приговорены к смертной казни. В последнем слове Штертебекер попросил суд об одолжении: после того как ему отрубят голову, он побежит вдоль ряда своих товарищей. И скольких сумеет обежать, столько и будут помилованы. Гамбургский бургомистр согласился… Палач отрубил Штертебекеру голову, после чего обезглавленный пират пошел вдоль ряда приговоренных к казни разбойников. Один из стражников подставил ему подножку, и его бездыханное тело упало на одиннадцатом пирате. Тем же вечером одиннадцать пиратов были отпущены на свободу, остальные казнены….

Да, лидеры «Тяп-Ляпа» не были расстреляны, хотя, без сомнения, они в первую очередь заслуживали «вышку». Впрочем, Антип и его ближайшее окружение свой срок все равно получили. Практически все они были осуждены за серию разбойных нападений, совершенных в 1976-1977 годах. Скрябин, Степин и несколько их подельников, в числе прочего, были осуждены за вымогательство автомобиля. В 1979 году они поймали состоятельного казанца Девятова и, угрожая расправой, потребовали деньги за якобы разбитую им машину. Получив отказ, привезли на берег озера Кабан в районе завода «Теплоконтроль».

Там потерпевшего избили, сняли золотой перстень, часы и отобрали деньги. Потом угрожали расправиться с его семьей. В конце-концов мужчину поставили на крышу автомобили и, накинув ему на шею петлю, заставили написать расписку, что он обязуется выплатить ее предъявителю 1500 рублей. А в случае неуплаты согласен на «совершение над ним насильственных циничных действий».

Спустя год Скрябин, Зарахович и еще несколько человек получили срок за разбойное нападение на двух мужчин. Согласно материалам уголовного дела, летом 1979 года на центральной казанской улице Ленина они остановили двоих мужчин, которым Скрябин предъявил удостоверение сотрудника милиции и потребовал следовать за ними для производства следственных действий. Доведя мужчин до Ленинского садика, преступники их избили и раздели. Всего с мужчин было снято ценностей почти на 500 рублей. В результате Скрябин был приговорен к 11, Зарахович - к 10 годам лишения свободы.

Сам Антипов был осужден за целый «букет» преступлений: изнасилования, разбой, грабеж, хулиганство и подделку документов. Он получил максимальный для того времени срок - 15 лет. В своем бандитском кураже лидер «Тяп-Ляпа» не останавливался даже на суде, где кинул ботинком в прокурора. Освободившегося Антипа встречали уже не «тяп-ляповцы», а сотрудники правоохранительных органов, которые убедительно «попросили» бывшего лидера покинуть Казань в 24 часа. Уехав в Москву, он даже взял фамилию жены и больше никогда не имел серьезного влияния на казанский криминальный мир.

Не все из десятков «тепловских», попавших за решетку, дожили до освобождения. Троих зарезали в колонии, другие скончались от болезней, кто-то сошел с ума. Большая часть освободившихся бандитов уже не нашла места в новом криминальном образовании, возникшем на месте разгромленной группировки. К власти в криминале пришла молодежь, да и время было уже другое. Корни «Тяп-Ляпа» проросли по всей Казани и дали название печальному явлению массового бандитизма, вошедшего в историю под именем «казанский феномен».

Интернет-газета «Реальное время»

«Казанский феномен», о котором успели написать книжки как о явлении в истории России, вновь заставил о себе говорить. Сегодня казанцев шокировало видео, на котором десяток пацанов в штанах с лампасами во дворе школы ровесника в таких же спортивных штанах. «Гопота возрождается!» - ужаснулись комментаторы видео. О том, что ОПГ в Казани поднимают голову, свидетельствуют и последние криминальные сводки: за «вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность» и вымогательство будут судить участников группировки «Вторые Горки», а участники ОПГ «светловские» из Кировского района, которые требовали у подростка 150 тысяч за выход из группировки, уже получили сроки. Эксперты «Вечерней Казани» констатируют: 90-е действительно возвращаются...

По данным СУ СКР по РТ, ОПГ «Вторые Горки», девять членов которой от 17 до 27 лет пойдут сейчас под суд, действовала в одноименном микрорайоне с 2017 года. Промышляли кражами товаров из магазинов («наставники» учили подростков воровать) и вымогательством денег у тех, кто не состоит в группировке - размер дани доходил до 30 тысяч.

Именно такую сумму группировщики требовали у 15-летнего подростка, которого подкараулили у дома на проспекте Победы, отвезли в лесопосадку, а когда перепуганный школьник позвал их к себе домой за деньгами, нарвались там на родителей...

Пятеро парней 21 - 25 лет из группировки «светловские» уже получили от 7 лет до 9,5 года. Эти требовали у 16-летнего подростка деньги за выход из состава группировки.

Сначала подростка избили и потребовали от него 10 тысяч рублей, но, получив деньги, увеличили размер отступных до 150 тысяч, - рассказал «Вечерней Казани» старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий . - Паренька методично избивали в течение года, продолжая вымогать деньги. В результате он отдал группировщикам 70 тысяч рублей. Чтобы получить остальное, его подловили у гаражей, похитили и перевозили с места на место, пока он не убежал, воспользовавшись моментом и не обратился за помощью к прохожим...

Выходит, не зря главный полицейский Татарстана Артем Хохорин , что «они никуда не исчезли. ОПГ определенным образом трансформируются. Малейшее послабление может привести к откату в девяностые...».

Такого же мнения и , а ныне исследователь явления, создатель паблика «Казанский феномен» Роберт Гараев .

Группировки в Казани есть, и их много, - уверен он. - Но после того, как были посажены члены самых крупных казанских ОПГ, они видоизменились, действуют не так открыто и жестко, как 30 лет назад. Например, сегодня запрещено представляться на улице участником какой-либо группировки, по-другому проходят и войны между ОПГ. Если раньше это были массовые драки «район на район», то теперь чаще всего члены одной группировки приезжает на автомобилях во двор к тем, с кем враждуют. Выцепляют первого попавшегося из этого двора, увозят, а потом просят за него выкуп... В мое время в группировки попадали в 13 - 14 лет, я сам в 14 лет туда попал. И это неудивительно, мальчишки-подростки нуждаются в покровителях, наставниках, ищут какую-то опору...

- Конечно, за всеми этими группировками всегда стояли старшие бандиты, они учили молодежь, для них собирали деньги. И эти бандиты никуда не делись, сейчас они отбыли свои сроки, вышли на волю и снова втягивают молодежь в преступный мир. С этим «феноменом» и раньше, во времена СССР, было тяжело бороться, а сейчас, когда 30 процентов полиции сократили... - вздыхает зампредседателя комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ Рафил Нугуманов . - К тому же одна полиция нас от этого явления не спасет. Все вместе должны заниматься профилактикой - и семья, и школа. Но школы частенько пытаются скрыть подобные явления, чтобы не испортить репутацию, а родители сейчас стараются больше денег заработать для своих чад, а воспитанием детей не занимаются.

ОПГ действительно и в Казани, и по всей стране подняли голову, и это является маркером наличия больших социальных проблем в обществе, снижения уровня жизни наших семей, - считает основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец . - Огромное количество семей живут за чертой бедности, родителям приходится занимать деньги, чтобы элементарно собрать детей в школу, естественно, ни о какой плате за кружки и секции речи не идет. Я знаю по себе, какие это траты, у меня четверо детей занимаются спортом. К примеру, хорошие коньки стоят 50 тысяч рублей. Многие ли родители могут себе это позволить? В итоге дети, предоставленные самим себе, ничем не занятые во внеурочное время, попадают в такие группировки. Считаю, что государство должно взять на себя расходы по организации досуга детей.

Я проводила в школах уроки профилактики среди подростков, подверженных субкультуре АУЕ. На вопрос, что их в этом привлекает, они отвечали, что видят романтику в преступной жизни, были такие, которые на полном серьезе говорили, что хотят совершить преступление и попасть в тюрьму, потому что им кажется, что там живут по очень высоким понятиям, все друг другу братья, все друг за друга горой, живут весело и интересно, - рассказала психолог центра «Ресурс» Зарина Нафиева . - Значит, всего этого подростки не находят в реальной жизни - поддержки, понимания, чувства локтя и безопасности. А в группировке подросток находит людей, которые могут его выслушать, защитить. Потом эти старшие товарищи попросят совершить преступление, но как откажешь лучшим друзьям?.. К сожалению, сейчас родители не разговаривают со своими детьми, а потом получают ворох проблем, узнают о случившемся по факту, когда их вызывают на комиссию ПДН, к примеру. Очень советую родителям соблюдать «правило 15 минут»: как бы вы ни были заняты, каждый день 15 минут разговаривайте с ребенком и не отчитывайте его за плохие оценки, а просто интересуйтесь его жизнью.

Тем временем казанская полиция сообщила, что избитого 5 апреля у школы на улице Вагапова 17-летнего подростка, который получил в результате сотрясение мозга, выписали из больницы, его жизни и здоровью ничего не угрожает. По крайней мере, пока.

Андрей Кирилов. Редакция сайт

В Казань вернулись группировки?

Редакция портала сайт и газеты «Город» запускает новый проект «Не для печати».

В рамках него мы будем делиться с вами информацией, которая добывается от наших анонимных источников. Мы будем делиться тем, что рассказывают журналистам «по секрету».

Тема первого выпуска - казанские группировки.

В феврале во дворе на Жилплощадке полицейские задержали около 30 молодых людей. По официальной версии - в рамках профилактических мероприятий. Но по данным портала сайт, полицейские пресекли «сходку» молодежной группировки. В рамках нашего нового проекта мы выяснили, вернутся ли в столицу Татарстана «криминальные девяностые» или группировки никуда не пропадали?

Первым предвестником, предвосхитившим возвращение в лексикон казанцев позабытый с 90-х оборот «молодежные группировки», стал

Конечно, имели место и другие «оргпреступные» выпады, как, например, в Лениногорске, когда две конкурирующие бригады городской гопоты начали убивать друг друга на месте. Но вот так – в самом центре столицы республики, дерзко, напоказ – это впервые, начиная с известных массовых погромов торговцев в 90-х.

Напомним: около шести вечера 11 молодых людей в скрывающих лица медицинских масках пробежались по торговым рядам ТЦ «Алтын», круша на своем пути витрины и прилавки. На руках – перчатки. Никаких посторонних предметов при себе (забегая вперед, скажем, что на эту «делюгу» нападавшим запрещено было брать все, что впоследствии могло быть квалифицировано как предметы, используемые в качестве оружия). Ни посетителей, ни торговцев нападавшие не тронули, пострадал только экстерьер, сумма ущерба составила около 100 тысяч рублей.

Записи с внутренних камер наблюдения «Алтына» за вечер, вероятно, посмотрела вся Казань – спасибо мессенджерам и соцсетям. Однако серьезного внимания этому факту, кажется, мало кто придал – сослались на «внутренние разборки» предпринимателей.

В кратчайшие сроки оперативники татарстанского БОПа установили личности всех одиннадцати подозреваемых – и вот здесь вскрылись интересные подробности. Все они, по данным МВД по РТ, оказались участниками казанского преступного формирования «Суконка». Одного из них полицейские задержали спустя сутки после нападения. Еще трое разыскиваемых пришли в полицию с повинной на следующий день. Спустя некоторое время добровольно явились в полицию еще двое. Четверых участников нападения борцы с оргпреступностью задержали в Казани в разное время, один из подозреваемых находится в розыске. По предварительным данным, он был задержан в первый же день, вину признал и согласился сотрудничать, в связи с чем и был отпущен под подписку. Но как только о пробежке заговорили в высоких трибун, скрылся.

Любопытно, что за пару месяцев до этого из ряда вон события глава МВД Татарстана в свойственной ему иносказательной манере мягко напомнил о том, что «казанский феномен» никуда не делся.

Люди семьями переселялись в другие места, чтобы оградить детей от членов ОПГ, – рассказал Артем Хохорин об одной из ликвидированных в Кировском районе группировок, участники которой вымогали деньги у сверстников, а тех, кто отказывался платить, заставляли отрабатывать «долг» на песчаном карьере.

В ОПГ проникает воровская идеология, – тогда же напомнил министр. – Это назначение смотрящих, сбор «общака»... Мы должны остановить эти явления.

Артем Хохорин

Министр внутренних дел РТ

А уже в январе этого года на итоговой коллегии МВД по РТ министр внутренних дел подчеркнул, что сегодня отмечается распространение в околокриминальной подростковой среде «воровских понятий», что раньше было несвойственно. Впрочем, и полицейские не остаются сторонними наблюдателями в этом процессе: нейтрализованы (находятся под следствием или уже отправлены в места заключения) так называемые «смотрящие» за Бугульмой, Нурлатом, Лениногорском, Азнакаевом, Альметьевском, Бавлами, Буинском.

Ситуация под нашим контролем, возможность совершения резонансных групповых проявлений и конфликтов с участием организованных преступных формирований сведена к минимуму, – заявил тогда Артем Хохорин. – Однако снимать со счетов проблему организованной преступности явно преждевременно, она никуда не исчезла . Да, задавлена, но ищет любые пути вернуть себе былое влияние.

Кстати, о том же, комментируя вопрос о «засилье групповых драк», Артем Хохорин высказался и за год до этого на заседании Госсовета РТ:

Засилья групповых драк в республике нет, где-то порой СМИ ситуацию перекручивают… Никакого возврата в лихие 90-е быть не может, потому что система работы по группировкам отлажена. Да, есть попытки насадить в республике несвойственную воровскую идеологию. Мы все эти процессы знаем и работаем.

За месяц до того, в конце января 2017 года, особое внимание возрождению организованной преступности, в том числе и в среде несовершеннолетних, уделили прокурор РТ Ильдус Нафиков на итоговой коллегии ведомства.

Отсутствие эффективных мер создает предпосылки к накоплению организованными преступными формированиями финансовых средств, возможности влияния на субъекты предпринимательской деятельности, легализации добытого преступным путем, – отметил прокурор. – Особое опасение вызывает вовлечение несовершеннолетних в преступную среду. Прокурорам надлежит активизировать работу в этом направлении уже сегодня, не дожидаясь формирования у молодежи негативного отношения к правопорядку, как это было в 90-х годах.

И, если еще оставались непонятливые, то им вишенкой на торте стали слова президента республики на традиционной мартовской встрече с прекрасной половиной (по мнению аппарата главы РТ) представительниц СМИ в этом году.

На вопрос о возврате «казанского феномена» Рустам Минниханов ответил буквально следующее: «Это явление будет проявляться, и правильно, что наши правоохранительные органы открыто говорят, что появились такие угрозы. Если мы будем действовать сообща, то сможем нейтрализовать их. Молодые люди хотят заявить о себе, и не всегда законными путями, важно направить их на правильный путь».

На кадрах выше - члены организованных преступных сообществ республики, которые были задержаны в разное время.

«Казанские группировки никуда не делись, они прекрасно себя чувствуют»

Как рассказал порталу сайт наш источник - бывший сотрудник правоохранительных органов, пожелавший сохранить свое имя в тайне, о каком-то латентном процессе возврата молодежных преступных группировок говорить не приходится по одной причине: чтобы вернуться, нужно исчезнуть. А казанские группировки никуда не делись, они прекрасно себя чувствуют. После громких посадок лидеров кровавых банд 90-х все, на кого у милиции не хватило времени или сил, остались на свободе. Как они добывали себе хлеб насущный, иногда причем с толстым слоем икры, никто не знает. Хотя, как утверждает бывший сотрудник милиции, он знает много «жуликов» (слэнговое обозначение всех криминальных лиц, применяемое представителями правоохранительных органов), завязавших с криминалом. К примеру, бывший смотрящий за оружием одного из крупнейших преступных формирований Казани сейчас работает таксистом и еле сводит концы с концами.

Хотя сегодня и криминальная среда претерпевает внутренние изменения. К примеру, правоохранители фиксируют укоренение воровской идеологии.

Воровским Татарстан никогда не был, в республике преобладала, если можно так выразиться, бандитская идеология – помесь воровских понятий и беспредела, замешанные на деньгах. Те немногие попытки взять под воровской контроль определенные территории в республике стоили их инициаторам жизни. Достаточно вспомнить Ракошу, Амбала или «тукаевского» Иглама. Именно поэтому распространение воровских традиций сегодня настолько заметно – действует закон заполнения пустого пространства.

Несмотря на то, что костяк многих татарстанских группировок в 2000-х годах был выбит из активной преступной жизни, сами группировки никуда не делись. «Тукаевская», «Новотатарская», «БСР» (Банда Советского района – ред.), «Низы» – это только те, что на слуху.

- экс-сотрудник правоохранительных органов

По данным МВД по РТ, самой многочисленной на сегодняшний день является ОПФ «Суконка» , которая объединяет в своих рядах около 1500 человек. Вероятно, ее возрождение можно назвать новым казанским феноменом. Участники не самой могущественной в 90-х годах группировки вместе с семьями были переселены по республиканской программе ликвидации ветхого жилья из центра Казани на ее окраины – Азино и Авиастроительный район. Со временем «суконовские» поглотили все мелкие преступные формирования в микрорайоне Азино. Сегодня в группировке есть даже свои патрули, свои группы силовой поддержки.

– Если намечается какое-то мероприятие, – объясняет собеседник газеты, – то определенному возрасту поступает команда быть на связи. Эти люди должны по первому сигналу прибыть в условленное место. В основном, таким образом обеспечивается поддержка переговоров со стороны «старших». Допустим, у последних намечена встреча на парковке крупного гипермаркета, на самой парковке никто из салаг не появляется, они кружат на машинах вокруг комплекса, готовые по первому требованию подключиться.

Впрочем, вряд ли это можно назвать новшеством современной казанской гопоты. Помнится, в свое время многие машины «Хади Такташ» были оснащены сканирующими радиостанциями, так что бойцы находились в курсе всех переговоров милиционеров.

Если говорить о сегодняшней идеологии внутри ОПГ, то ее…просто нет, – делится соображениями эк-милиционер. – Во время криминальной войны 90-х, когда на улицах практически ежедневно стреляли, а в райотделах порой не хватало места для задержанных, лидеры и авторитеты ОПГ предъявляли по-военному жесткие требования к бойцам. Все без исключения обязаны заниматься спортом, потому что от этого напрямую зависели жизнь и здоровье бойцов, потому что все вопросы решались силой – кто сильнее, тот и прав. За алкоголь или наркотики наказывали, причем так, что надолго отбивало охоту. Но, повторю, тогда велась война и такой подход с большой натяжкой можно назвать оправданным.

Сегодня, к счастью, криминальные войны в прошлом, а движимая сила участников нынешних ОПГ – красивые машины, блестящие безделушки и чувство толпы. Многие группировщики сегодня «барыжат» наркотой и это не считается «западло» – лишь бы уделял деньги в «общак». Такие люди, как правило, не интересны как личности. Оказавшись в отделе (полиции – ред), тут же сдуваются и наперегонки «грузятся» по полной (признают вину ­– ред). На суде прикрываются малолетними детьми, больными родителями, их матери или жены перед журналистами пускают слезу…

- экс-сотрудник правоохранительных органов

«А.У.Е.»

Что это значит?
Чем криминальным занимаются школьники и насколько это опасно?

Мы не могли не затронуть тему новой, но не исследованной пока молодежной субкультуры «А.У.Е.». Впервые об этом движении, аббревиатуру которой обычно раскладывают как «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство» заговорили еще в 2010 году после беспорядков в Белореченской зоне для малолеток в Краснодарском крае. Достоянием СМИ эта тема стала после доклада ответственного секретаря совета по развитию гражданского общества и правам человека Яны Лантратовой в декабре 2016 года. Тогда спикер выразила обеспокоенность насаждением в школах и интернатах блатной романтики именно через идеологию «А.У.Е.».. Наиболее подверженными влиянию блатной идеологии назывались Читинская, Иркутская области, Краснодарский, Алтайский края и республика Татарстан.