Строительство и ремонт своими руками

Усадьба царево, никольская церковь, московская область, пушкинский район. Никольская церковь в с. Царёво Подмосковье деревня царево храм внутренний вид

Возрождение святыни

Для человека вера в Бога является неотъемлемой частью духовного мира. Мы разные люди, но в сердце каждого из нас есть главное, что нас делает одной семьей – любовь к Богу. Еще в древности само слово «Христианин» означало «Носящий в себе Христа». Именно в Храме человек становится Христианином, по настоящему приобщается к Богу. Мы приходим в Дом Божий с молитвой и от самого сердца, для нас это чистое и светлое место. Поэтому с давних времен люди старались сделать все, чтобы все в церкви было особенным, величественным и красивым.

Для Никольской церкви села Царево 2012 год — юбилейный год. Нашему храму исполняется 200 лет и, несомненно, для всего прихода это не только большая радость, но и серьёзная ответственность.

Минувшее

Первое название села Царёво – Иевлево. Первые упоминания о нём в летописях относятся к 1503 году. В актах землевладения владельцем этих земель значится Тимофей Царёв. По его фамилии село и получило своё нынешнее название.
Примерно в 1623 году в летописях упоминается: «село Иевлево, Царёво тож, на речке Талице да на речке Морванице». Два этих названия используются до середины восемнадцатого века, но уже с 1744 года в употреблении остается только одно Царёво, дошедшее до наших дней. Хотя в девятнадцатом веке встречается название Царёво-Никольское.
Существует ещё одна версия возникновения названия села Царёво. По легенде здесь был похоронен сын царя Ивана Грозного от его второй жены — черкесской княжны Марии, умерший в возрасте полутора лет во время поездки царя из Москвы в Александровскую слободу (современный город Александров).

Под покровительством святителя Николая село Царево находится с середины шестнадцатого века. В 1575 году в селе упоминается деревянная церковь «на каменном деле» Николая Чудотворца с приделами Святой мученицы Параскевы и мученика Елизария. В 1623 году деревянная шатровая церковь стояла «без пения», то есть богослужения в ней не совершались. О той, деревянной церкви сведений мало. Возможно, что она перестраивалась, так как в 1678 году в селе упоминается Никольская церковь с приделами мученицы Параскевы, мучеников Маккавеев и Сергия Чудотворца.
В разные века село принадлежало известным в России родам: Вылузгиным, Шереметьевым, Голицыным, Щербатовым. В 1774 году владельцами села становятся Дурасовы — наследники богатых уральских горнозаводчиков Твердышевых и Мясниковых.
С именем Николая Алексеевича Дурасова связано строительство в начале девятнадцатого века храма в том облике, каким мы видим его сейчас.
6 декабря 1811 года строительство каменного храма на месте деревянного в селе Царево, изучив «планы и фасады», благословил епископ Дмитровский Августин:

«Божией милостью Святейший Августин епископ Дмитровский Московский викарий. Просил нас Николай Алексеевич Дурасов о дозволении ему в вотчине его, Дмитровской округи селе Царёве построить вновь церковь вместо деревянной, на том же месте каменным зданием, во имя Чудотворца Николая, с приделом святыя мученицы Агриппины. Из представленной же от Московской духовной консистории справки построению сей церкви препятствий не оказалось: сего ради благословили Мы помянутую церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святыя мученицы Агриппины каменным зданием ему, просителю по апробированному Нами плану и фасаду построить на восток алтарём по подобию прочих святых церквей, доброю и благопристойною архитектурой.»

Начало строительства нового каменного храма относится к 1812 году. Этот год в памяти нашего Отечества связан с войной России с армией Наполеона. Как известно, 25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова, последний француз был изгнан с территории нашей страны. Хотя для России война еще не закончилась, но именно в этот день император Александр I издал Манифест в благодарность Христу Спасителю построить в Москве храм.
Неслучайно в росписях храма присутствуют сюжеты, напоминающие те радостные события: в Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова, а в световом барабане, под куполом — ангельский гимн «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение», возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя.

Архитектором при строительстве храма был Иван Васильевич Еготов – ученик В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Кроме Никольской церкви последними работами Еготова, умершего в 1815 году, стало восстановление взорванных французами в 1812 году Никольской и Водовзводной башен Московского Кремля.

Здание Никольского храма выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в восемнадцатом веке и в начале девятнадцатого. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль — высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых — поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили.

На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны, над алтарной частью возведена такая же башенка — сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии. Необычно смотрится на готическом храме широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один — аркатурный, в готическом стиле. Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится иконостас с красивой резьбой и иконами. Боковые приделы выполнены в стиле классицизма, с массивными колоннами по бокам иконостасов.
В течение всего девятнадцатого века храм благоукрашался. В описи фонда Московской Духовной Консистории в Мосгорархиве есть упоминания о работах, проводимых в храме, например:
1859-1863 годы. «Об устройстве нового иконостаса в Николаевской церкви села Царёво Дмитровского уезда»;

1885-1886 годы. «О повреждениях кровли в Николаевской церкви с. Царёво Дмитровского уезда»;
1893 год. «Об устройстве придела в церкви села Царёво». В последнем документе речь идёт об устройстве Ильинского придела: Антиминс на престоле в Ильинском алтаре подписан 1898 году.

Кто были те благотворители, чьими силами украшался храм во второй половине девятнадцатого века, нам неизвестно.
В двадцатом веке богослужения в церкви продолжались до 1940 года, когда храм был закрыт, но после начала Великой Отечественной войны жизнь прихода возобновилась.
Благодаря уцелевшим документам при оформлении брачных свидетельств установлены имена священников церкви с момента ее построения.
Так, с 1922 по 1930 годы, настоятелем храма был иерей Сергий Кротков, который в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был причислен к лику святых как священномученик.
В 1948 году в храме проводились реставрационные работы, но эти мероприятия только исказили внутреннее убранство, так как рабочие неумело, бытовой масляной краской, записали тонкую темперную живопись, выполненную, по преданию, итальянскими мастерами.
К восьмидесятым годам здание храма стало сильно разрушаться. Каменные напольные плиты проваливались, крыша летней части прогнила, а с купола, из-за протечек, осыпалась штукатурка.
Протоиерею Николаю Глебову, назначенному в 1984 году настоятелем храма, удалось добиться от уполномоченного по делам религий по Московской области получить разрешение на ремонт здания. Власти надеялись, что религия в стране отомрет сама собой и не поощряли ремонтные работы в церквях. Но тогда храм все-таки немного привели в порядок: перекрыли крышу новым железом, отремонтировали пол, провели отопление в летнюю часть, заменили сгнившие окна в световом барабане и алтаре.
До октябрьской революции 1917 года при Царёво-Никольской церкви была церковно-приходская школа. После революции школу закрыли, а здание занял сельсовет. В 1988 году здание школы разобрали из-за ветхости.
В 90-е годы прошлого века Святейший Патриарх Алексий II благословил открывать воскресные школы при храмах. И 6 февраля 1994 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при Царёво-Никольской церкви вновь открылась школа. Под учебные классы приспособили помещения в церковной сторожке и церковном архиве.

Благотворители нашего храма- семья Полюдовых

Семья Кошелевых — Полюдовых много десятилетий связана с нашей церковью: не одно поколение Кошелевых было прихожанами Никольской церкви. Они не только молились здесь и крестили своих детей, но и пели на клиросе, пекли просфоры. В феврале 1999 года состоялось знакомство настоятеля храма с семьей Полюдовых, Еленой Петровной (урожденной Кошелевой) и Михаилом Васильевичем.
Благодаря жертвенной помощи семьи Полюдовых, в 2000 году было завершено строительство нового здания Церковно-приходской школы и с сентября в нём начались занятия, а 5 ноября 2000 года состоялось торжественное Богослужение в храме и освящение нового здания школы архиепископом Можайским Григорием. Помимо школы был построен глубинный колодец с надкладезной часовней.

В 2004 году попечением М. В. Полюдова приступили к реставрации и благоукрашению внутреннего убранства Никольского храма. В дореволюционной России было множество специалистов, обученных писать иконы, резать иконостасы из дерева, накладывать позолоту. В советское время преемственность этих профессий была почти прервана за ненадобностью, храмы тогда не строили и не благоукрашали, эти специальности сохранились только в немногочисленных музеях и монастырях. В наше время восстанавливаются эти традиции, но найти хороших позолотчиков или реставраторов живописи очень не просто. Полюдов перед этими трудностями не отступил: был позолочен иконостас, отреставрированы иконы из иконостаса. В 2007 году на солее была установлена латунная ограда с орнаментом, хорошо сочетающимся с декором иконостаса. Создается впечатление, что стояла она на этом месте всегда. Изготовили ее на заводе по производству церковной утвари в Софрино.

В 2008–2010 годах на средства М.В.Полюдова позолочены напольные киоты и отреставрированы хранящиеся в них иконы. Хочется сказать слова благодарности реставратору живописи 1 категории, очень хорошему специалисту Ксении Тульпа, за качественную реставрацию храмовых икон. На многих из них за годы образовались трещины в досках, живопись осыпалась, олифа потемнела. Многие были под поздними записями. Теперь иконы промыты, расчищены от записей, укреплены.
Реставрация киотов — это особая работа. Укрепить каркас, восстановить недостающие декоративные элементы, позолотить заново то, что первоначально было позолочено и подобрать цвет киотов, гармонично подходящий к общему цветовому решению интерьера храма – это те задачи, которые мастерам приходилось решать. Напольные киоты реставрировала мастерская «Аркансаз» под руководством Аркадия Германовича Сазанова. А Михаил Васильевич, как и в проведении других восстановительных работ по церкви, не только финансировал эти работы, но и осуществлял полный контроль, а в спорных вопросах приглашал на консультации специалистов.

В мае 2010 года началась реставрация фасада храма, которая включает золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью и покраску. Михаил Васильевич все делал сам: подбирал опытных рабочих, закупал материалы, всё контролировал.

Надо было найти специалистов, способных позолотить, покрасить, заменить разрушенный белый камень на новый, а еще часть работ произвести на большой высоте. Так, для золочения крестов, два из них сняли с колокольни и алтарного восьмерика, а самый большой, на куполе, был позолочен на месте на высоте 53 метра.

В реставрационных работах участвовало несколько бригад. Одни занимались золочением крестов, другие — заменой кровли, третьи приводили в порядок фасад. За 200 лет кирпичи в некоторых местах разрушены, на колоннах появились трещины и утраты. Крыша в 1980 — е годы была починена, но за прошедшие десятилетия вновь стала нуждаться в капитальном ремонте. Белокаменные карнизы требовали полной реставрации. Сделанные в начале 19 в., карнизы никогда не ремонтировались, их никто не укреплял, не восполнял выпавшие блоки, не заменял те камни, что потрескались и выкрошились. Выпадая, эти блоки пробивали крышу и представляли опасность для людей. В проемах выпавших камней птицы устраивали гнезда. Белый камень не простой в работе материал, не со всеми строительными смесями сочетается. И для этих работ Михаил Васильевич нашел квалифицированных мастеров, при этом не выпускал их работу из-под каждодневного контроля.
Еще одной из таких дорогостоящих и трудоемких работ была замена железа на медь на куполе и крыше. Замена, требующая большой подготовительной работы и мастерства, так как работать приходилось на большой высоте и в жару, и на ветру.

На протяжении всех реставрационных работ нас поддерживал отец благочинный — прот. Иоанн Монаршек. Он не только принимал живое участие в реставрационных работах, но и непрестанно обращался с молитвою к Богу о благополучном завершении работ, совершал в нашем храме молебны святителю Николаю Чудотворцу испрашивая у него обильной помощи и заступничества в этом благом деле.

В результате храм приобрел свое былое величие.

К Пасхе 2010 года на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на тутаевском заводе на средства семьи Полюдовых и прихожан церкви. Всего на звоннице располагаются 11 колоколов, два из которых чудом сохранились от советского времени.
Всем прихожанам, собравшимся 30 апреля 2010 г. в нашем храме, была предоставлена возможность ударить в самый большой и красивый колокол до его поднятия на колокольню. Отныне каждое богослужение в храме начинается именно с его мерного звучания.
Праздничный день начался с Божественной Литургии, которую совершил благочинный церквей Пушкинского округа прот. отец Иоанн Монаршек в сослужении клириков Никольской церкви, после этого был совершен чин освящения колоколов и пасхальный крестный ход.
Светлую радость испытали все присутствующие на богослужении. Маленькие дети и пожилые люди с восторженными глазами поочередно ударяли в колокол. Многим такая возможность представилась первый раз в жизни.

Подъем, установку и настройку колоколов осуществляли специалисты международного центра колокольного искусства.
Несмотря на опыт и большую практику, к каждому подъему колоколов они готовятся с большой ответственностью, с учетом архитектурной специфики храма. Общий вес новых колоколов Никольского храма составил три тонны. Самый маленький колокол весил 12 килограмм, его внесли на колокольню на руках. А вот когда поднимали самый большой колокол-Благовест, тот в который звонили прихожане, захватило дух, потому что казалось, что этот богатырь весом 1300 килограмм не войдет в оконный проем. С ювелирной точностью, используя специальные подъемные механизмы, уверенно, но очень бережно специалисты втянули его внутрь колокольни. Дальше следовало определение правильного месторасположения колоколов на звоннице, грамотный монтаж, создание условий для качественного исполнения звонов.

При отливке колоколов применялся уникальный дореволюционный метод, которым владеют специалисты мастерских Николая Шувалова. Тутаевский колокольный завод обладает единственной в России старинной ручной технологией изготовления колокола по кружальным лекалам с литьем в глину. Владельцем и душой завода является Николай Александрович Шувалов. Николай Александрович лично сопровождал «свои детища» из города Романов-Борисоглебск (Тутаев) Ярославской области в село Царево.
В юбилейном, 2012 году реставрационно-восстановительные работы в нашем храме продолжались.

24 июня 2012 года совершилось радостное событие для нашего храма – благодарственный молебен об успешном окончании реставрации святого Алтаря.
Наш храм, как говорилось выше, уникален тем, что во время гонений на церковь в ХХ в. – это была единственная действующая церковь в ближайшей округе. На протяжении многих лет он являлся центром духовной жизни г.Красноармейска и Царевского сельского округа. Все другие близлежащие храмы были закрыты и уничтожены. Кроме того, в нашей церкви сохранились подлинные иконостасы, иконы и киоты, внутреннее убранство и настенные росписи XIX века, что до сих пор делает ее уникальной или, как принято говорить в народе — «намоленной» церковью.
Но, к сожалению, безбожное время не прошло даром и для нашего храма. Невозможность проведения плановых ремонтно-реставрационных работ из-за активной богоборческой политики советской власти, тяжелое экономическое настоящее время привели наш храм в удручающее состояние. Он требовал срочной и квалифицированной реставрации уже на протяжении многих лет.
После последних лет ремонта и реставрации внешнего облика церкви началась реставрация внутренней росписи. К этому ответственному делу Михаилу Васильевичу удалось привлечь высококвалифицированных специалистов. Их возглавил художник-реставратор Бибиков Виктор Михайлович, который принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя.
Так же в начале июня попечением Михаила Васильевича начались работы по возрождению паперти церкви. Было изготовлено новое бетонное основание паперти, приобретен гранит и в июле работы были завершены.

Парадельно велись работы по реставрации настенного образа святителя Николая Чудотворца за алтарной частью храма.

Никакое благое дело невозможно совершить без Божьего Благословения. За каждым Богослужением священнослужители и прихожане нашего храма возносили свои молитвы об успешном окончании этого Богоугодного дела, о здравии благотворителей и о помощи Божией всем трудящимся на реставрации специалистов.

10 июня 2012 года наш храм посетил архиепископ Можайский Григорий. Владыко обратился с приветственным словом к собравшимся, в котором отметил важную роль, которую играют современные православные меценаты в возрождении православной Церкви на Подмосковной земле, благодаря чему происходит духовно-нравственное возрождение всего нашего общества. Владыко отметил так же необыкновенную архитектурную красоту храма, а так же высоко оценил те труды, которые совершаются по реставрации этого грандиозного памятника псевдоготического искусства.
За свои многолетние труды по восстановлению церкви и помощь в возрождении воскресной церковно-приходской школы (в которой в день визита Владыки был открыт музей) М.В. Полюдов принял из рук Архиепископа Можайского Григория медаль Московской епархии «За жертвенные труды» I степени.

После многих месяцев кропотливой и сложной работы, в конце июня алтарь предстал перед взором духовенства, благотворителей и прихожан церкви в своей первозданной красоте. Особые чувства радости и умиления испытывали все собравшиеся во время совершения молебного пения. По окончании богослужения звучали слова благодарности в адрес благотворителей и попечителей церкви, чьими трудами и непрестанной заботой возрождается и благоукрашается наш удивительный храм.

Случайны ли эти совпадения? Конечно же нет. Случайностей в мире не бывает, во всем действует Промысел Божий. Многое уже сделано, вложено сил и трудов, но еще больше впереди. И мы надеемся и верим, что Господь и впредь будет посылать нам Свою неоскудеваемую помощь и изливать на нас Свои неизреченные милости.

200 — летний юбилей
19 декабря, в день памяти святителя Николая, Никольский храм села Царево Ивантеевского благочиния отмечал свой 200-летний юбилей. Праздничную Литургию в Никольском храме в этот день, по благословению митрополита Ювеналия, совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Ивантеевского церквного округа протоиерея Иоанна Монаршека, благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека (мл.) и клириков Никольского храма. За богослужением была совершена хиротония Вячеслава Зуева в сан диакона.

Два хора: приходской хор под управлением Т. Белевикиной и хор Царево-Никольской воскресной школы под управлением Н. Фроловой - сопровождали праздничное богослужение. В храме молились многочисленные прихожане, учащиеся воскресной школы, а также глава города Красноармейска А. И. Овчинников, глава Пушкинского района А. И. Кузьменков и руководитель сельского поселения Царевское А. Ф. Рыжков.

Каменный Никольский храм возведен сравнительно за короткие сроки (1812-1815гг.) на средства владельцев села князей Дурасовых. Автор проекта в документах не значится, но есть достаточно оснований полагать, что им был архитектор И. Еготов, ученик Баженова и Казакова. Кирпичный храм с богатым белокаменным и лепным декором, выделяющимся на красном фоне неоштукатуренных стен, принадлежит к наиболее значимым в Подмосковье памятникам псевдоготической архитектуры. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми стволами каменных трехчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом прекрасного рисунка работы скульптора Г. Замараева. В интерьере находится современный церкви иконостас в четыре яруса. Ранее на месте нынешней была деревянная Никольская церковь, впервые упомянутая в архивах 1585 года. Документально обозначены и имена владельцев села (Вылузгины, Царевы, Шереметевы, Голицыны, Дурасовы) и более раннее название села Иевлево. С местом, на котором собор сменил деревянный храм, связана довольно загадочная и доселе не раскрытая историческая тайна. Предполагают, что прежде на месте церкви стояла часовня, воздвигнутая над могилой сына Ивана Грозного, умершего в возрасте 1-2 года, Василия, от второй жены, Черкесской княжны Марии. Упомянутый в немногих архивных записях младенец, якобы умер во время поездки в Александровскую слободу по Троицкой дороге.



Как свидетельствуют сохранившиеся исторические документы ХVI-ХVII веков, в то время на месте существующего сегодня каменного храма стояла деревянная шатровая Никольская церковь. Первое упоминание о ней можно найти в записях, относящихся к 1575 году. Церковь возвели "на каменном деле" (то есть на каменном фундамете), и в ней имелись приделы Святой Мученицы Параскевы и Мученика Елизария.

В ХVI веке в России началось массовое строительство шатровых храмов, вызванное объёдинением русских земель и стабилизацией государственной власти. Ещё одно документальное подтверждённое свидетельство, касающееся деревянной Никольской церкви, относится к 1623 году, когда она стояла "без пения", то есть богослужения в ней не проводились. Это было связано с последствиями драматических событий Смутного времени, а точнее, с героической 16-месячной обороной Троице-Сергиевого монастыря от польско-литовских интервентов, разграбивших находящиеся неподалёку населённые пункты, в том числе и Царёво. Вся округа опустела и обезлюдела. Только к 1678 году деревянную Никольскую церковь не только восстановили, но и расширили за счёт третьего придела, освящённого во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1811 году, когда Царёвым владел известный московский барин Николай Алексеевич Дурасов, Никольской церкви было суждено пережить второе рождение. Усадьбы здесь не было, так как село насчитывало всего два десятка дворов. Зато имение Н. А. Дурасова в Люблине снискало известность своим оригинальным архитектурным ансамблем, ландшафтными парками, оранжереями, театром и оркестром, умелым обустройством сложного хозяйства. Богатый русский помещик, он славился своим хлебосольством и, следуя моде того времени, любил удивлять и поражать приезжавших к нему гостей. Но именно в Царёве, вдали от больших населённых пунктов и главных дорог, Дурасов решает возвести монументальный и величественный каменный храм. Почему? Скорее всего, главным побудительным мотивом стало стремление глубоко верующего человека возвести храм в честь своего небесного покровителя Николая Чудотворца и в память о своей матери Агриппине Ивановне Дурасовой (Мясниковой).

Благословенную грамоту на строительство Никольского каменного храма в Царёве на месте деревянного, изучив "планы и фасады", 6 декабря 1811 года дал епископ Дмитровский Августин. По предположениям историков архитектуры, для возведения каменного храма в Царёве Н. А. Дурасов пригласил известного московского архитектора Ивана Васильевича Еготова, строившего в 1801 году барский дом Дурасова в Люблине. Нарушив все традиции русского храмового строительства, существовавшие веками в этой части Центральной России, И. В. Еготов, участвовавший в реставрации и перестройке башен Московского Кремля, разрабатывает проект приходской церкви в стиле русской готики. Получив благословенную грамоту, Дурасов приказывает аккуратно разобрать деревянную церковь. С наступлением 1812 года на её месте начинается строительство нового каменного храма. Вскоре в Царёве вырастает величественный красавец-храм, удивляя всех размерами и уникальной для этой части России архитектурой. 12 июня 1812 года 600-тысячная французская армия пересекла реку Неман и вторглась в пределы Российской империи - началась Отечественная война. Строительство Никольского храма останавливается. Возобновляется оно только в 1813 году, а в 1815 году Царёвский храм обрёл очертания, сохранившиеся до наших дней. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года впоследствии найдёт косвенное отражение в росписях храма. Имеется ещё одно косвенное доказательство авторства Еготова в проекте Никольской церкви. Получив первые художественные навыки в школе лепного искусства, Иван Васильевич использовал в декоре многих своих проектов скульптурные барельефы. Барельефный фриз на библейские темы опоясывает и фасад храма в Царёве. Его выполнил в 1814-1815 годах скульптор Г. Т. Замараев.

Величественный храм в небольшом селе Царёве, посвящённый Николаю Чудотворцу, считается у местных жителей символом их малой родины. С момента возведения он всегда привлекал внимание необычными пропорциями и красно-белым убранством. Отмечая 40-ю годовщину изгнания французов из Москвы, известный государственный и военный деятель России начала ХIХ века - А. А. Закревский, занимаясь благоустройством владений своей супруги Аграфены Фёдоровны Закревской (Толстой), племянницы Дурасова, не мог обойти вниманием и Никольский храм в Царёве. Предположительно, он участвовал в его благоукрашении и заказал итальянским мастерам внутреннюю роспись. Начиная с А. А. Закревского, благоустройством церкви продолжили заниматься затем владельцы процветавшей царёвской мануфактуры, стараниями которых в середине ХIХ века роспись храма была завершена. Церковь благоукрашалась и ремонтировалась на протяжении всего ХIХ века. По документам фонда Московской духовной консистории известно, что в 1885 году ремонтировалась кровля храма, получившая значительные повреждения. В 1893-м в храме устроили Ильинский придел. Примерно тогда же открылась церковно-приходская школа.

После прихода к власти большевиков Никольскую церковь ждала печальная участь тысячи храмов, закрытых и разграбленных, превращённых в склады, клубы или другие помещения хозяйственного назначения. 1922 год стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 года был издан декрет "об изъятии церковных ценностей". Все ценности должны были изыматься, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Не обошла эта акция и Никольский храм. До 1940 года в Царёвской церкви проводились службы, существовал свой приход. Затем местные власти всё-таки закрыли храм, но когда началась Великая Отечественная война, дали разрешение на проведение богослужений.

С момента постройки церкви прошло без малого полтора века, и внутренние росписи храма за это время потемнели от копоти и сажи, стали разрушаться от влаги и перепадов температур. Пол в некоторых местах начал проваливаться. Случались и печальные казусы. По воспоминаниям старожилов, не позднее 1949 года в Никольском храме работала некая "бригада" реставраторов. Они "обновили" тонкую темперную живопись, выполненную на полутонах итальянскими мастерами, обычной масляной краской. Накопившиеся за полтора века проблемы с ремонтом храма удалось частично решить в 1980-х годах. Новый настоятель протоиерей Николай Глебов смог убедить уполномоченного по делам религий по Московской области дать разрешение на реставрацию и выделить средства. Это дало возможность позолотить крест на куполе, перекрыть железом кровлю, промыть храм внутри и покрасить снаружи, укрепить лепнину на стенах, отремонтировать окна в световом барабане и алтаре, провести отопление в зимнюю часть церкви. Денег хватило также на то, чтобы отреставрировать ступени крыльца, заменить входную дверь и ворота ограды, благоустроить территорию вокруг храма. К декабрю 1999 года было построено здание воскресной школы, наследнице церковно-приходской школы, существовавшей в Царёве до 1917 года. Ктиторами строительства и заботами о церкви стали супруги Михаил и Елена Полюдовы. С 1999 года, благодаря их постоянной заботе и жертвенным трудам, произошли разительные перемены: решены бытовые вопросы (церковь обеспечена водой, модернизировано электрохозяйство), проведены масштабные реставрационные работы - как внешнего облика, так и внутреннего убранства, обновлены росписи. Это дало возможность предстать храму во всём своём величие и красоте.

В 2010-м году была проведена реставрация фасада храма, которая включала золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью, реставрацию скульптурного фриза. К Пасхе 2010 года на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе также на средства семьи Полюдовых. В юбилейном, 2012 году, реставрационно-восстановительные работы продолжились. Очередь дошла до реставрации росписей в главном алтаре. Был приглашён для проведения этих работ член Союза художников В. М. Бибиков, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя. 19 декабря 2012 года, в день памяти святителя Николая, Никольский храм села Царёва отметил 200-летний юбилей. В апреле 2016 года все работы были завершены, а 5 июня свершилось радостное событие - по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий возглавил торжества по случаю завершения реставрации церкви.



Никольский храм в подмосковном селе Царёве стал одним из лучших образцов стиля псевдоготика, популярном в конце ХVIII - начале ХIХ века. Искусствоведы усматривают преемственность русской псевдоготики с древнерусской архитектурной традицией. Черты русской художественной самобытности они видят в мотивах и деталях, в соотношении материалов, а также в общем живописном понимании архитектуры.

Основной объём храма - ротонда, завершённая массивным световым барабаном, - покоится на восьми устоях. Купол венчает гранёный трибун со шпилем, массивным крестом и четырьмя пинаклями. Аналогичная композиция завершает небольшую звонницу над притвором, а также псевдозвонницу, устроенную над главным алтарём. Центральный шпиль высокий, четыре боковых, плотно прижатых к нему, меньших размеров. Раньше все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Высота храма со шпилем достигает 57 метров. Фасады здания расчленены сильно вытянутыми стволами каменных трёхчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом работы известного скульптора Г. Т. Замараева. Сюжеты фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классическим фризом проведён ещё один - аркатурный, в готическом стиле. Обрамления стрельчатых окон и аркатурный пояс над ними придают архитектуре здания законченность и строгость, не нарушая ясности всей композиции.

Храм выстроен из красного кирпича и украшен белым камнем. Россия громко праздновала победу в Отечественной войне 1812 года, и, скорее всего, те радостные события, славившие не только мощь и силу русского оружия, но силу духа всех сословий русского народа, нашли своё отражение и в архитектуре Царёво-Никольского храма, и в его внутреннем убранстве. Возьмём, к примеру, росписи. В Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова. А в световом барабане, под куполом - ангельский гимн "Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение", возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя. Даже сегодня, спустя 200 с лишним лет после возведения, храм поражает пространством и обилием света, который поступает через высокие окна ротонды и нижнего яруса.

Иконостас впечатляет гармонией, искусно выполненной резьбой и отреставрированными иконами. Боковые приделы исполнены в стиле классицизма и имеют массивные колонны по бокам иконостасов. Храм условно делится на две части - зимнюю и летнюю. В зимней два придела: Святого Пророка Илии и Святой Мученицы Агриппины. После завершения строительства в начале ХIХ века зимняя часть храма имела только один алтарь. В 1893 году здесь устраивается ещё один алтарь в честь пророка Илии. Алтарные преграды с массивными колоннами по бокам иконостасов оформляются в едином стиле. В конце ХIХ века для них пишется серия икон - "Тайная вечеря", образы Евангелистов, Богородицы и Архангела Гавриила для царских врат. Резким контрастом с этой группой икон является икона Святой Мученицы Агриппины. Иконостас в четыре яруса сохранился со времён возведения храма, поскольку он практически не закрывался. Росписи на стенах и сводах второй половины ХIХ века приписываются неизвестным итальянским мастерам. В ходе масштабной реконструкции, проведённой в 2007-2016 годах, росписи были очищены от копоти, старой краски и отреставрированы членом Союза художников СССР В. М. Бибиковым на личные средства благотворителей - супругов Михаила и Елены Полюдовых.

Главной святыней Никольского храма считается икона Святителя Николая Чудотворца, написанная, по мнению специалистов, в конце ХVII века. Уникальной особенностью иконы Николая Чудотворца Никольского храма является наличие на ней 20 клейм: по шесть в верхнем и нижнем рядах, и по четыре - справа и слева от центрального образа. Рядом с иконой Николая Чудотворца с 2012 года располагается мощевик с частицей мощей этого великого святого. К особо значимым иконам Никольского храма относится и образ Преподобного Сергия Радонежского с частицей, взятой от его гроба.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №293, 2018 г.



Первое название села Царёво - Иевлево. Первые упоминания о нём в летописях относятся к 1503 г. В актах землевладения владельцем этих земель значится Тимофей Царёв. По его фамилии село и получило своё нынешнее название. Примерно в 1623 г. в летописях упоминается: «село Иевлево, Царёво тож, на речке Талице да на речке Морванице». Два этих названия используются до середины XVIII в., но уже с 1744 г. в употреблении остается только одно Царёво, дошедшее до наших дней. Хотя в XIX в. встречается название Царёво-Никольское. Существует ещё одна версия возникновения названия села Царёво. По легенде, здесь был похоронен сын царя Ивана Грозного от его второй жены - черкесской княжны Марии, умерший в возрасте полутора лет во время поездки царя из Москвы в Александровскую слободу (современный город Александров).

Под покровительством святителя Николая село Царево находится с середины XVI в. В 1575 г. в селе упоминается деревянная церковь «на каменном деле» Николая Чудотворца с приделами Святой мученицы Параскевы и мученика Елизария. В 1623 г. деревянная шатровая церковь стояла «без пения», то есть богослужения в ней не совершались. О той, деревянной церкви сведений мало. Возможно, что она перестраивалась, так как в 1678 г. в селе упоминается Никольская церковь с приделами мученицы Параскевы, мучеников Маккавеев и Сергия Чудотворца.

В разные века село принадлежало известным в России родам: Вылузгиным, Шереметьевым, Голицыным, Щербатовым. В 1774 г. владельцами села становятся Дурасовы - наследники богатых уральских горнозаводчиков Твердышевых и Мясниковых. С именем Николая Алексеевича Дурасова связано строительство в начале XIX века храма в том облике, каким мы видим его сейчас.

6 декабря 1811 г. строительство каменного храма на месте деревянного в селе Царево, изучив «планы и фасады», благословил епископ Дмитровский Августин: «Божией милостью Святейший Августин епископ Дмитровский Московский викарий. Просил нас Николай Алексеевич Дурасов о дозволении ему в вотчине его, Дмитровской округи селе Царёве построить вновь церковь вместо деревянной, на том же месте каменным зданием, во имя Чудотворца Николая, с приделом святыя мученицы Агриппины. Из представленной же от Московской духовной консистории справки построению сей церкви препятствий не оказалось: сего ради благословили Мы помянутую церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святыя мученицы Агриппины каменным зданием ему, просителю по апробированному Нами плану и фасаду построить на восток алтарём по подобию прочих святых церквей, доброю и благопристойною архитектурой».

Начало строительства нового каменного храма относится к 1812 г. Этот год в памяти нашего Отечества связан с войной России с армией Наполеона. Как известно, 25 декабря 1812 г., в день Рождества Христова, последний француз был изгнан с территории нашей страны. Хотя для России война еще не закончилась, но именно в этот день император Александр I издал Манифест в благодарность Христу Спасителю построить в Москве храм. Неслучайно в росписях храма присутствуют сюжеты, напоминающие те события: в Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова, а в световом барабане, под куполом - ангельский гимн «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение», возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя.

Архитектором при строительстве храма был Иван Васильевич Еготов - ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Кроме Никольской церкви, последними работами Еготова, умершего в 1815 г., стало восстановление взорванных французами в 1812 г. Никольской и Водовзводной башен Московского Кремля.

Здание Никольского храма выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII и в начале XIX в. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль - высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых - поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны, над алтарной частью возведена такая же башенка - сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии. Необычно смотрится на готическом храме широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один - аркатурный, в готическом стиле. Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится иконостас с красивой резьбой и иконами. Боковые приделы выполнены в стиле классицизма, с массивными колоннами по бокам иконостасов.

В течение всего XIX в. храм благоукрашался. В описи фонда Московской Духовной Консистории в Мосгорархиве есть упоминания о работах, проводимых в храме, например: 1859-1863 г.г.: «Об устройстве нового иконостаса в Николаевской церкви села Царёво Дмитровского уезда»; 1885-1886 г.г.: «О повреждениях кровли в Николаевской церкви с. Царёво Дмитровского уезда»; 1893 г.: «Об устройстве придела в церкви села Царёво». В последнем документе речь идёт об устройстве Ильинского придела: Антиминс на престоле в Ильинском алтаре подписан 1898 г. Кто были те благотворители, чьими силами украшался храм во второй половине девятнадцатого века, нам неизвестно. В двадцатом веке богослужения в церкви продолжались до 1940 г., когда храм был закрыт, но после начала Великой Отечественной войны жизнь прихода возобновилась.

Благодаря уцелевшим документам при оформлении брачных свидетельств, установлены имена священников церкви с момента её построения. Так, с 1922 по 1930 г.г., настоятелем храма был иерей Сергий Кротков, который в 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был причислен к лику святых как священномученик.

В 1948 г. в храме проводились реставрационные работы, но эти мероприятия только исказили внутреннее убранство, так как рабочие неумело, бытовой масляной краской, записали тонкую темперную живопись, выполненную, по преданию, итальянскими мастерами. К 80-м годам здание храма стало сильно разрушаться. Каменные напольные плиты проваливались, крыша летней части прогнила, а с купола, из-за протечек, осыпалась штукатурка. Протоиерею Николаю Глебову, назначенному в 1984 г. настоятелем храма, удалось добиться от уполномоченного по делам религий по Московской области получить разрешение на ремонт здания. Власти надеялись, что религия в стране отомрет сама собой и не поощряли ремонтные работы в церквях. Но тогда храм все-таки немного привели в порядок: перекрыли крышу новым железом, отремонтировали пол, провели отопление в летнюю часть, заменили сгнившие окна в световом барабане и алтаре.

До Октябрьской революции 1917 г. при Царёво-Никольской церкви была церковно-приходская школа. После революции школу закрыли, а здание занял сельсовет. В 1988 г. здание школы разобрали из-за ветхости. И 6 февраля 1994 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при Царёво-Никольской церкви вновь открылась школа. Под учебные классы приспособили помещения в церковной сторожке и церковном архиве. Благодаря жертвенной помощи семьи Полюдовых, в 2000 г. было завершено строительство нового здания церковно-приходской школы и с сентября в нём начались занятия, а 5 ноября 2000 г. состоялось торжественное Богослужение в храме и освящение нового здания школы архиепископом Можайским Григорием.

Помимо школы, был построен глубинный колодец с надкладезной часовней. В 2004 г. приступили к реставрации и благоукрашению внутреннего убранства Никольского храма. В 2008-2010 г.г. позолочены напольные киоты и отреставрированы хранящиеся в них иконы. В мае 2010 г. началась реставрация фасада храма, которая включает золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью и покраску. К Пасхе 2010 г. на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на тутаевском заводе на средства семьи Полюдовых и прихожан церкви. Всего на звоннице располагаются 11 колоколов, два из которых чудом сохранились от советского времени. 24 июня 2012 г. закончилась реставрация Алтаря. В 2013 г. проведена реставрация «местного» ряда икон в иконостасе Никольского придела на средства ктиторов храма.

http://tsarevo.prihod.ru/abouthram

Соцсети начинают интересоваться историей родного края. В группе Вконтакте Подслушано Пушкино опубликован пост об истории храма Николая Чудотворца в Царево, который особенно интересен фотографиями, сделанными квадрокоптером.


Храм Николая Чудотворца села Царёво Пушкинского района Московской области.
#храмниколаячудотворца #готика


Каменный Никольский храм возведен за сравнительно короткие сроки (1812-1815гг.) на средства владельцев села князей Дурасовых. Автор проекта в документах не значится, но есть достаточно оснований полагать, что им был архитектор И. Еготов, ученик Баженова и Казакова.

Кирпичный храм с богатым белокаменным и лепным декором, выделяющимся на красном фоне неоштукатуренных стен, принадлежит к наиболее значимым в Подмосковье памятникам псевдоготической архитектуры. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми стволами каменных трехчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом прекрасного рисунка работы скульптора Г. Замараева. В интерьере находится современный церкви иконостас в четыре яруса.

Здание Никольского храма выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в восемнадцатом веке и в начале девятнадцатого. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль — высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых - поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны, над алтарной частью возведена такая же башенка - сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии.

Необычно смотрится на готическом храме широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один - аркатурный, в готическом стиле.

Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится иконостас с красивой резьбой и иконами. Боковые приделы выполнены в стиле классицизма, с массивными колоннами по бокам иконостасов.

Ранее на месте нынешней была деревянная Никольская церковь , впервые упомянутая в архивах 1585 года. Документально обозначены и имена владельцев села (Вылузгины, Царевы, Шереметевы, Голицыны, Дурасовы) и более раннее название села Иевлево. С местом, на котором собор сменил деревянный храм, связана довольно загадочная и доселе не раскрытая историческая тайна.

Предполагают, что прежде на месте церкви стояла часовня, воздвигнутая над могилой сына Ивана Грозного, умершего в возрасте 1-2 года, Василия, от второй жены, Черкесской княжны Марии. Упомянутый в немногих архивных записях младенец, якобы умер во время поездки в Александровскую слободу по Троицкой дороге.

Очередные торги за право аренды части «Дачи Мамонтова» - «Дачи М. А. Горбова» в Пушкинском районе Московской области…

  • Усадьба ЛЮБИМОВКА с Сергеем Безруковым в главной роли

    В усадьбе Любимовка Станиславского состоялась торжественная церемония открытия фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».…

  • Дачу А.М. Горбова (дачный комплекс С. И. Мамонтова) сдадут в аренду по программе рубль за метр

    Еще одну сгоревшую дачу по Ярославскому направлению предлагают восстановить, теперь уже по программе «рубль за метр». В середине 60-х гг. XIX…

  • В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

    Совсем недавно, на масленицу, Федор Иванович Тютчев пригласил меня с дроном в усадьбу Мураново, но, к сожалению, обещания не сдержал и сам не…

  • Усадьба Мураново. Король, красавицы и Салтычиха

    Собрание Музея-заповедника "Усадьба Мураново", пополнилось 13-ю литографированными листами с живописных портретов из галереи баварских…

  • Усадьба Мураново в фильме "Станционный смотритель", 1972 год

    В 1972 году молодой режиссер Сергей Соловьёв экранизировал повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Это была уже четвертая…

  • Усадьба ДОБРОЕ (Аксенки), Московская область, Пушкинский район

    Усадьба Доброе известна со второй половины XVIII века, когда ей владели представители семейства Кнутовых. Самым известным из них являлся Федор… Усадьба КОМЯГИНО, Сергиевская церковь, Московская область, Пушкинский район

    В бывшем имении стольника Н.И. Акинфова, сподвижника Петра I, сохранилась Сергиевская церковь 1678 года постройки. Этот храм относится к лучшим…

  • Никольская церковь в селе Царево была построена в 1812-1815 годах в селе, принадлежавшем дворянам Дурасовым. Автором проекта был, по всей вероятности, московский архитектор Иван Васильевич Еготов, ученик В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Чертежей с его подписью, к сожалению, не сохранилось, но и по ряду особенностей храма, и по тому, что Еготов незадолго до этого строил для владельца села, Николая Алексеевича Дурасова, усадебный дом в Люблино, исследователи уверены в его авторстве здесь.

    В то время Царево было маленьким сельцом в 24 двора. Однако Дурасов принял решение выстроить здесь великолепный храм, и посвятил один из приделов мученице Агриппине в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая и приобрела в 1774 году это село у князя Щербатова. В некоторых источниках утверждается, что Никольская церковь в Царево была построена А.И.Дурасовой, но это едва ли может быть верным, так как княгиня умерла за 25 лет до начала строительных работ в Царево.

    Село Царево - довольно древнее. Упоминания о нем встречаются уже в XVI веке, правда, тогда село называлось Иевлевым. Известно, что через него вела дорога на Александров, и в 1564 году здесь останавливался Иван Грозный. Предание гласит, что здесь был похоронен царский сын от второй жены Грозного, черкесской княжны Марии, умерший в возрасте 1 или 2 лет, в пути, и над его могилой сначала была поставлена часовня, а позднее - деревянный храм. Хотя историки утверждают, что вряд ли малолетнего сына Ивана Грозного стали бы хоронить в глухом селе при дороге. Есть сведения, что нынешнее название села было дано по фамилии одного из первых известных владельцев, Ивана Марковича Царева.

    В XVII веке село снова упоминается в писцовых книгах, с указанием шатровой деревянной церкви Николая Чудотворца с двумя приделами. На ее месте и была построена нынешняя каменная церковь. В то время село принадлежало Н.И.Шереметеву, который держал здесь двор. Позднее Царево перешло Ф.А.Голицыну, а к середине XVIII в. − П.Н.Щербатову. Он и продал село Дурасовым, которые владели здешними землями довольно долго, до середины XIX века.

    Здание Никольского храма поистине великолепно, оно выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII веке и в начале XIX-го. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль - высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых - поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны над алтарной частью возведена такая же башенка (сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии).

    Несколько необычно на готическом храме смотрится широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один - аркатурный, в готическом стиле.