Строительство и ремонт своими руками

История шапки мономаха. Происхождение и откуда название такое Шапка мономаха описание для детей

Шапка Мономаха известна многим. Она имеет большую историческую ценность, являясь атрибутом царской России и украшением русских царей. Но мало кто знает, что таких шапок две, и вторая находится также в России.

История шапки Мономаха начинается с того момента, когда она была подарена князю Владимиру императором из Византии Константином Мономахом. Автор этого ювелирного изделия точно неизвестен. Есть несколько вариантов. Это были либо ювелиры из Византии, либо из Средней Азии или же c Ближнего Востока. Вскоре шапка Мономаха стала символом власти древнерусских князей и позже царей.

Всех новых престолопреемников венчали на царство шапкой Мономаха. При венчании на престол двух братьев – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, для младшего брата пришлось сделать вторую шапку Мономаха. Ее изготовили уже русские ювелиры. Многие историки придают ей особое значение, поскольку именно ее одел Петр I, ставший в дальнейшем известным реформатором и первым императором России. Но позже все цари одевали при венчании первую шапку Мономаха.

Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. Европейцы сравнивали ее с коронами Франции, Германии, Венгрии. Есть даже свидетельство 1576 года, которое это подтверждает.

Стоимость этого произведения искусства, ни историческую, ни ювелирную, определить невозможно. Уникальны и драгоценные камни и сама технология их обработки. Обе шапки Мономаха находятся в Оружейной палате в Москве и считаются самыми дорогими экспонатами.


В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита (внук прославленного Александра Невского) подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. В истории его знают не только как рачительного хозяина, но, главное, как дальновидного и умного политика. Действовал он всегда обдуманно и расчётливо, собирал вокруг Москвы земли русские, чтобы Русь крепла, а не дробилась на мелкие княжества. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Вот почему ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:


Золотых цепей – 12
Ценных поясов – 9
Золотых чаш – 6
Золотых чар – 2
Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1
Золотых сосудов – 4
Золотая коробочка – 1
Золотая шапка – 1


Именно эти завещания явились первым упоминанием о шапке – «золотой шапке», как предполагают историки, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому.
Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения.



Но почему она так называется – шапка Мономаха?
Около 1518 года формулируется версия о её происхождении: шапка Мономаха – это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала, пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти от византийских императоров.

Шапка Мономаха - женская шапка.
И снова вернёмся в древнюю Русь? Шапка Мономаха не могла принадлежать Владимиру Мономаху, так как Константин Мономах умер, когда Владимир и на коня ещё не умел садиться – ему было не более двух лет. А о том, что он станет великим князем Киевской Руси, и не было даже речи. Исследователи доказали, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды.


Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени.


В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные татарские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.
Шапка Мономаха изначально имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.


Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью.
Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки того периода.
Символ самодержавия России – шапка Мономаха использовалась только при венчании на царство. Впервые венчался на царство шапкой Мономаха в 1498 году внук Ивана III - Дмитрий, которому, как известно в истории не суждено было стать государём всея Руси. Им стал Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора… Как бы то ни было, но это было то время, когда Русь полностью избавилась от татаро-монгольского ига и превратилась в мощное великое государство.
Через несколько десятилетий юный Иван IV, будущий Иван Грозный, венчался ею на царство.
Шапка Мономаха становится символом централизованной власти России, символом высшей государственной власти.
Скорее всего дальнейшие исследования помогут подтвердить происхождение шапки Мономаха…

Владимир Мономах – это древнерусский киевский князь. Он прославился свой мудростью и разумно правил своим народом.

После того, как Владимир Мономах умер, его трон передался по наследству его сыновьям. Отличительной чертой нового князя стала его княжеская шапка, богато украшенная драгоценными камнями. По легенде, Мономах получил ее от византийского императора в дар, а затем передал своему преемнику.

Поэтому выражение «шапка Мономаха» в русском языке означает символ царской власти, символ российской монархии. Шапка Мономаха сохранилась до наших дней. Ею можно полюбоваться в музее в Москве, в Оружейной палате Кремля.

Вариант 2

Шапка Мономаха – это старинная царская шапка, что уже много сотен лет хранится россиянами как зеница ока. Она известна с 16-го века, а по преданию, принадлежала еще правителю Древней Руси Владимиру Мономаху, что жил в веке 13-м! Вот такая древняя и уникальная вещь.

Каждый русский царь, а потом и российский император, вступая на престол, при коронации надевал венец. Это стало обязательной традицией. Сначала надевали шапку Мономаха. Начиная с Петра Первого шапке изготовили замену, которая ее копировала. А сама «шапка золотая» бережно хранилась в царских палатах.


«Тяжела, ты, шапка Мономаха», - именно так говорил Борис Годунов в известной драме Александра Пушкина. Эти слова имеют метафорический смысл о тяжести управления государством, но многим интересно узнать, сколько в действительности весит царский головной убор. О шапке Мономаха и других царских венцах – далее в обзоре.

Шапка Мономаха



Самой известной регалией российского самодержавия является шапка Мономаха . Предположительно она сделана мастерами Средней Азии и подарена Ивану Калите Узбек-ханом. Драгоценный венец выглядит в точности как национальный головной убор Золотой Орды – борик.



Когда в XVI веке появилось понятие «Москва – Третий Рим», в летописях все чаще упоминалась другая версия происхождения драгоценного головного убора, ставшая официальной. Согласно ей, византийский император Константин подарил шапку своему внуку Владимиру Мономаху. Эту драгоценную регалию цари надевали только в день восхождения на престол.

Вес этого головного убора составляет почти 994 граммов. Она украшена россыпью сапфиров, червчатых яхонтов (рубинов), бурмитского зерна (жемчуга) и соболиным мехом. Всего на венце 43 камня.

Шапка Казанская



Шапка Казанская стала символом покорения Казанского ханства и присоединения его к российским владениям в 1552 году. На голове Ивана Грозного красовался золотой венец, щедро украшенный драгоценными камнями. На вершине шапки - 90-каратный желтый сапфир. Изображение этого венца присутствует на современном гербе Казани.

Шапка Астраханская



Как и в случае с Казанской шапкой, появление на голове царя Михаила Романова Астраханской шапки было приурочено к моменту присоединения Астраханского ханства.

Этот головной убор по-другому называют венец «Большой наряд». И действительно, шапка выглядит очень богато. По внешней стороне нижней части находятся восемь зубцов. Наверху маленькая корона. Вся шапка украшена россыпью драгоценных камней. Традиционно ее опоясывает соболиная опушка.

Алтабасная (Сибирская) шапка



Алтабасная (Сибирская) шапка была любимым головным убором царя Ивана V Алексеевича. Ее название происходит от золотой парчи (алтабаса), из которой она сшита. Чтобы венец не мялся, с внутренней стороны мастер сделал серебряный каркас. По-другому он называется Шапкой третьего наряда.

Алмазная шапка



Бриллиантовая или Алмазная шапка – это еще один венец, изготовленный для Ивана V. Часть камней, которые пошли на ее изготовление, Царь повелел снять с другого головного убора, который посчитал уже устаревшим. На этот венец пошло 900 алмазов, не учитывая других драгоценных камней.

Шапка Петра I Алексеевича



Для будущего императора также была сделана Алмазная шапка, но она имела много отличий в сравнении с головным убором старшего брата Ивана V. Для ее отделки использовали гораздо меньше алмазов, но они были больше по размеру. Другие драгоценные камни также лучшего качества, поэтому Алмазная шапка Петра I оценивается по стоимости гораздо выше, чем венец брата.

Любопытен тот факт, что Петр I надевал свой венец в последний раз в 1696 году перед путешествием в Европу. После этого Алмазная шапка просто считалась частной драгоценностью царя.

Петр I прославился как великий реформатор, но далеко не все его начинания имели успех. Эти позволят под другим углом взглянуть на правление российского самодержца.

Шапка Мономаха – сакральный предмет, реликвия российских императоров и самодержцев. С ней связано много интересных фактов и не меньше загадок. Противоречивые сообщения на эту тему со ссылкой на исторические летописи, версии исследователей еще больше подогревают интерес к ней. Чем же она так знаменита, что символизирует и где хранится?

Внешний вид и символизм

В докладах исследователей, учебниках истории для 4 класса, художественной литературе шапка Мономаха упоминается не иначе как главный символ русских царей. Что она представляет? Обычный головной убор полусферической формы, отороченный соболем. Полусфера выбрана не случайно – она символизирует солнце и небо.

Венчает головной убор наконечник в форме золотого креста, устремленный ввысь. Не секрет, что русские самодержцы, начиная с Владимира, считались помазанниками Божьими. Крест вверху как раз олицетворяет связь монархов с высшими силами, указывает на их божественное избрание.

По картинкам сложно оценить истинный размер государевой реликвии, как и то, из чего она состоит. Диаметр головного убора — 61 см, высота – 19 см, дизайн без излишеств, но роскошный и богатый.

Внешняя сторона состоит из 8 золотых пластин с филигранным орнаментом и щедро украшена драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелями и жемчужинами. В общей сложности в оформлении использовались 43 камня. Вес шапки Мономаха – 993,66 гр.

Неоднозначная история

Если кратко, то история происхождения шапки Мономаха неоднозначная, в ней еще много неизвестного и недосказанного. Исследователи выдвигают самые неожиданные гипотезы возникновения царской регалии. Некоторые предположения не выдерживают критики и разбиваются об исторические факты.

Историки чаще всего упоминают три версии. На них и остановимся подробно.

Версия 1

Эта версия связывает реликвию с князем Владимиром Мономахом, прозванным так в честь деда Константина, византийского императора. Предание гласит, что тот подарил внуку дорогой головной убор в знак преемственности власти. Из содержания легенды легко догадаться, почему он так называется.

Версия 2

Она отправляет нас уже к сыну князя Владимира – в те времена, когда русское войско под его командованием заняло Дунайские земли и Фракию. Военные победы фактически вынудили Византию к заключению мира с Русью.

И потянулись в Россию византийские послы с дарами. Предание гласит, что среди тех даров был и роскошный головной убор.

Обе версии разбиваются об исторические факты. Впервые легенды, на которые они ссылаются, упомянуты в летописях в 1518 году. Но многократные аналитические иссследования отдельных частей шапки противоречат указанной дате.

Эксперты возражают

Согласно заключению экспертов Оружейной палаты, где и находится шапка Мономаха, ее части датируются разными периодами. Самый древний элемент – тулья и золотые пластины, из которых она собиралась. Соболиная отделка и крест изготавливались позднее. Специалисты считают, что тулья и пластины выполнены в XIII столетии, а навершие – в XVI веке.

Так откуда взялись красивые предания? Кто и зачем их придумал наперекор фактам? Историки выяснили, что делалось это в угоду князю Василию III, переориентировавшему свою политику с Золотой Орды на Византийскую империю. Родство с византийскими императорами (через Владимира Мономаха) серьезно укрепляло авторитет Василия.

Так откуда взялась шапка Мономаха?

Свое нынешнее название головной убор получил в период правления Василия III. Но до этого она упоминалась в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1328 годом.

Третья версия, объясняющая происхождение царской регалии, выглядит наиболее правдоподобной. Согласно ей, князь Иван Калита получил «шапку золотую» от хана Узбека в благодарность за службу.

У монголо-татарских ханов существовал обычай – одаривать подчиненных дорогими вещами со своего плеча. Так что Калита, хитростью втершийся в доверие к завоевателю, вполне мог попасть в число получателей даров.

Исследователи считают, что соболиной отделкой и крестом «золотую монгольскую тюбетейку» облагородил уже московский князь. Он же и завещал ее потомкам.

Исторически верно было бы назвать шапку Мономаха именем Ивана Калиты – в честь того, кто носил ее. Эксперты изучили филигранный орнамент и усмотрели в нем сходство со среднеазиатскими техниками. «Бог велик» – это то, что написано на тыльной стороне на арабском языке и косвенно свидетельствует в пользу азиатского происхождения венца.

Откуда вторая?

В Оружейной палате хранится не одна, а две царских регалии: первого и второго наряда. Как так получилось?

У головного убора была особая роль: им венчали русских государей на правление. Традиция началась с Ивана Грозного в 1546 году. Каждый самодержец надевал венец лишь один раз – во время церемонии, после чего его уносили в сокровищницу.

В 1682 году на российском престоле оказались сразу два государя: Иван V и Петр I Алексеевич. Для царя Ивана регалия была, а для Петра пришлось спешно изготавливать копию.

Так и появилась малая корона второго наряда. Она частично повторяет оригинал, но проигрывает ему в восточной изысканности. Копия весит меньше оригинала, но сколько именно? В документах фигурирует цифра 600 г без меха.

Тяжелая ноша

«Тяжела шапка Мономаха», — фразеологизм знаком многим, в повседневной жизни его чаще употребляют в переносном смысле. Тяжесть венца подразумевает бремя ответственности для тех, кто у власти, и необходимость его нести. Достойно это сделать, получается не у всех руководителей.