Строительство и ремонт своими руками

Урок окружающего мира на тему: "Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан. ". Презентация весеннее пробуждение растений Пробуждение деревьев и кустарников окружающий мир

Класс: второй.

Технологическая карта урока окружающего мира

Целевой блок

Тема

Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан.

Цель

Познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Республики Башкортостан

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, электронное приложение к учебнику, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: знать раннецветущие растения и уметь отличать их от остальных растений ; понять причины, по которым они зацветают первыми; узнать места их произрастания;

Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы.
Метапредметные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни растений весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: расширить знания учащихся о жизни растений весной; научить отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, познакомить с причинами, по которым они зацветают первыми. Способствовать развитию: эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы.

Воспитывать: бережному отношению раннецветущих растений.

Тип урока

ОНЗ

Учебно-методический комплекс

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Часть 2.

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.

М. Ю. Новицкая. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой.

В.С. Мавлетов. Цветущий край благословенный…

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Первоцветы, подснежники, раннецветущие растения.

Организация простр-ва

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи

Чтение, трудовое обучение, русский язык.

Действия обучающихся

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас, в классе нашем

И пусть вам у нас будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, нам хочется многое вам показать!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости порадуются нашим успехам.

II . Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.

    Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Ещё свежо, но солнце светит,
Зима умчалась без следа,
Наверно, многие заметят,
Что так случается всегда.
Да, это верно, год за годом ,
Сойдут снега , бегут ручьи,
И пробужденье полным ходом
Идет во всех местах земли.

О каком времени года говорилось в стихотворении? (О весне)

На прошлом уроке мы тоже говорили о Весне. Давайте проверим, что вы запомнили.

У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку, прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ.

Выполнение теста.

Тема: «Звёздное небо весной»

1. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

    Солнце

    Сириус

    Полярная

    Альтаир

2. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

    Лев

    Большая Медведица

    Волопас

    Кассиопея

    Полярная

    Регул

    Арктур

    Сириус

4. Отметь созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

    Большая Медведица

    Лев

    Кассиопея

    Волопас

    Малая Медведица

    Дева

IV . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира весной, а определить тему нашего урока вам поможет загадка об одном из весенних месяцев.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Пробуждайтесь! Пробуждайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех (апрель)

Почему апрель в народе получил такие названия как «первоцвет» и «цвЕтень»?
этом месяце появляется первая зелень, пробуждаются и зацветают некоторые растения )

Сформулируйте тему урока.

Весеннее пробуждение растений.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Познакомиться с первоцветами.

ЗАДАЧИ

Узнать:

Какие бывают первоцветы?

Где они растут?
Почему зацветают первыми?

    Изучение нового материала.

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-желтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. Они появляются и зацветают рано – в апреле-мае, даже когда еще не до конца сошел снег.

За это их называют подснежниками или первоцветами.

Откройте учебник на стр.74 и узнайте, прочитав первый абзац, как еще называют такие растения. (Раннецветущие)

Среди каких растений есть такие «смельчаки»? (Среди деревьев, кустарников и трав).

Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями. (Мать и мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк)

Кому из вас приходилось видеть эти растения в природе? (Конечно, потому что все эти первоцветы растут на территории нашей республики Башкортостан.)

Прочитайте 2 и 3 абзац текста и подготовьтесь ответить на вопросы: Где растут раннецветущие растения и что им требуется для раннего цветения?

Учащиеся читают текст и ищут ответ на вопрос.

Где можно увидеть раннецветущие растения? (В лесу и на открытых местах)

Требуется ли таким растениям много тепла? (нет)

(Поэтому они и зацветают, когда не весь снег еще растаял.)

- А какие условия необходимы им для раннего цветения?

Откуда эти растения получают питание для цветения?

(Питание эти растения получают из своих собственных кладовых. Это утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.)

Что такое подземные части растений? (Корни)

Рассмотрите на стр. 74 и75 корни первоцветов и обратите внимание на сколько они утолщены., питательные вещества копились в них с прошлого года и готовы отдать их растениям.

VI . Физминутка

Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

Послушайте внимательно задание. Каждая группа будет изучать свой первоцвет по плану.

Прочитайте первый пункт плана. (Изображение.)

Здесь вы наклеите картинку, собрав пазлы.

Назовите второй пункт плана. (Название.) Название своего растения вы найдете на доске и впишите в таблицу.

Для выполнения 3, 4 задания вам нужно будет обратиться к дополнительным источникам.

(Электронные приложения к учебникам, хрестоматии).

Защита мини – проектов.

Мать и мачеха.

Хохлатка.

Медуница

Печеночница

Гусиный лук

Ветреница.

И последний первоцвет – чистяк. Его часто путают с ветреницей. Нам о нем расскажет Солоницина Людмила. Свое сообщение об этом растении, она подготовила заранее.

Чистяк цветет в лесу одновременно с ветреницей. Он имеет такой же небольшой рост и желтые цветки. На первый взгляд эти два растения можно перепутать. Но присмотревшись, можно найти отличия. В цветках ветреницы обычно обычно 5 лепестков, а у чистяка их больше - от 6 до 14 штук. Листья у ветреницы изрезанные, тонкие, а у чистяка округлые, блестящие. Да и весь чистяк выглядит этаким крепышом: бодрым, чистым и свежим. А название он такое получил т.к издавна применяют в качестве так называемого кровоочистительного весеннего салата.

Красивы и разнообразны первоцветы. Они цветут с апреля до середины мая. Многие люди выезжают на природу полюбоваться весенними растениями. А некоторые собирают из них букеты. Хорошо ли это?

Все эти растения редкие и занесены в Красную книгу Башкортостана.

Не рвите первоцветы и не покупайте их у нарушителей природоохранного законодательства! Каждый житель обязан сохранять уникальную флору нашей республики!

    1. Физминутка.

      Изучение нового материала. Продолжение.

Изучение весеннего цветения деревьев и кустарников

- Раннецветущие растения есть среди деревьев и кустарников.
- Откройте стр. 76. Прочитаем и узнаем информацию о них.

- Какие деревья и кустарники начинают цвести до появления на них листочков? (Ольха, ива, орешник, волчье лыко)

Разделите их на группы кустарников и деревьев.

Какое дерево зацветает первым? (Ольха)

Сообщения учащихся о деревьях и кустарниках.

Ольха - невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. Ствол серый, гладкий, листья овальные, средней величины. Листья ольхи по форме и величине похожи на листья яблони, такие же овальные, с острым концом. В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Они довольно короткие и плотные. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.

Какое дерево зацветает следом? (И ва)

Ива растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.)

Ребята, а где растет ива? (По берегам рек).
Орешник – это кустарник. Растет он в лесах. Листья его крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Волчье лыко -это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. На тонких прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени. Сидят они плотными кучками, словно приклеены. Нежные цветки имеют приятный острый аромат. Листья на веточках появляются к концу цветения.Они небольшие, удлиненные. А к середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.

Вернемся к тексту учебника. Найдите ответ на вопрос.

Почему эти деревья и кустарники начинают зацветать первыми после зимнего покоя? (У них у самых первых начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нем содержится сахар для питания растений.)

Работа в парах.

Сейчас вы поработаете в парах. Откройте тетрадь на стр. 41 и выполните задание 3.

Проверка.

X . Итоги.

Вернемся к цели и задачам урока.

Какие 3 группы первоцветов вы узнали?

Назовите раннецветущие травянистые растения.

Какие раннецветущие относятся к кустарникам? (Волчье лыко и орешник)

Назовите раннецветущие деревья. (Ольха и ива)

Где они растут?
- Почему они зацветают первыми?

Проверочная работа в электронном приложении.

Сейчас вы поработаете в группах и выполните проверочную работу в электронном приложении.

Проверка.

XI . Рефлексия.

Оценим работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весны, пробудившую Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и наклейте его на проталинку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими распустившимися цветами, а это значит, что сегодняшний урок принес много полезных знаний.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема урока была?

Чему научились на уроке.

Домашнее задание

Домашнее задание. С. 74-77 пересказ.

Задание по выбору:

    Нарисовать плакат в защиту первоцветов. На альбомном листе нарисовать раннецветущие растения и написать призыв к их сохранению. Например: «Берегите первоцветы!» «Руки прочь от подснежников!»

    Найти в интернете или в справочниках сведения, в которых говорится, почему такие первоцветы как мать и мачеха, чистяк, печеночница, хохлатка, гусиных лук и медуница имеют необычные названия.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока :

  • закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
  • научить видеть зависимость между погодой и таянием снега, сравнивать погоду в начале весны и в конце весны;
  • дать представление об изменениях в жизни растений зимой, показать связь этих изменений с неживой природой;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • воспитывать эстетическое отношение к природе и бережное отношение к родному краю; познакомить с экологическими проблемами, причинами исчезновения многих первоцветов, познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу;
  • развивать выразительность речи;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание трудолюбия.

Оборудование : учебники (А.Плешаков «Окружающий мир 2 класс» УМК «Перспектива») и рабочие тетради к этому учебнику; проектор для показа презентаций; компьютер учителя и компьютеры учащихся –12 шт.; презентация к уроку, подготовленная учителем; презентация учащегося второго класса по теме «Первоцветы»; растения в горшочках, выращенные учениками; предметы из бумаги и картона для композиции «Березка на полянке»: солнышко, облако, гроза, березка, подснежники, снег, травка; диск с записью песни Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; выставка докладов учащихся на тему «Первоцветы»; конверт с «Письмом для второклассников»; цветные ватманы для изготовления плакатов «Первоцветы надо спасти!», «Берегите лес!» и др; фломастеры, клей, картинки с первоцветами и березкой – материалы для выполнения творческого задания.

Ход урока

Оргмомент

Она придёт вслед за зимой, тепло подарит нам с тобой,
Разбудит землю ото сна. А как зовут её? (Весна.)

У: С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские – не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов, загадок.

Отгадайте, о каких месяцах идет речь в этих загадках?

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)

У: Действительно, сегодня мы будем говорить о весенних месяцах. Итак, мы идем в гости к весне. Что изменилось с приходом весны?

Д: Солнце светит ярче, чем зимой, оно выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.

В процессе обсуждения на доске формируется композиция «Весенние изменения в природе»

У: Одинаково ли солнце греет землю во все весенние месяцы?

У: Какой весенний месяц самый холодный?

У: Какой самый тёплый месяц?

Д: Май. В мае солнце находится выше над горизонтом, а значит и сильнее нагревает поверхность земли. Поскольку становится теплее, то тает снег. Он рыхлеет, становится серым. В марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше, в мае снег исчезнет совсем.

У: Что происходит весной с водоемами?

Д: Лед темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля начинается ледоход: лед раскалывается, плывёт по реке Весной очень опасно ходить по льду. В мае происходит разлив рек – половодье.

У: А какое весной небо?

Д: Небо голубое, облака белые.

У: Какие осадки выпадают весной? Проанализируйте свои наблюдения, записанные в «Рабочей тетради» на стр. 35.

Д: Мы заметили, что в течение тех дней, когда мы вели наблюдения, температура воздуха ежедневно возрастала, выпадали осадки снег и дождь.

У: Мы будем продолжать наблюдения, но как вы предполагаете, как дальше будет меняться температура воздуха и какими будут осадки в апреле и в мае?

Д: Температура воздуха будет расти, чаще будут выпадать дожди, снега реже, а затем совсем прекратятся. В мае появится первая гроза.Вывод: солнце все выше становится над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее нагревает землю, поэтому тает снег и лёд.

У: У нас сегодня в гостях ваша старая знакомая, синичка Зинька, героиня рассказов В.Бианки. Она большая любительница путешествий, очень любознательна. Вы ей очень понравились, и теперь она приготовила для вас несколько заданий. Думаю, вы сможете выполнить первое задание птички.

Задание №1.

У: а) Расставьте пейзажи известных живописцев в правильном порядке .(Дети рассматривают репродукции картин художников на презентации) Как по-вашему, в каком месяце могли происходить данные явления природы, о которых рассказывали эти художники?

Д: Саврасов «Грачи прилетели»– в марте

И. Левитан «Большая вода» – в апреле

И. Грабарь «Майский вечер»– в мае

У: б) В народе каждый месяц называли по-своему. Подберите к каждой картине своё название.

У: Какие литературные произведения рассказывают о весне?

Д: «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев,«Уж тает снег, бегут ручьи…» А.Плещеев, «Подснежники» Т.Белозёров, «Снег теперь уже не тот» и «Разбегайтесь ручьи, растекайтесь лужи»-С.Маршак, «Подснежник» Андерсен, «Синичкин календарь» В.Бианки.

Задание № 2. Объясните смысл пословиц .

а) Весной день с ночью меняется.

б) Марток – надевай трое порток.

в) Кто спит весною, тот плачет зимою.

г) Весна цветы рассыпает.

Весенние изменения в жизни растений .

У: Весна цветы рассыпает. В конце февраля мы с вами посадили семена бархатцев в маленькие горшочки, ухаживаем за ними и ведем наблюдения. Теперь вы знаете, что необходимо росткам для роста. Наверное, похожие условия нужны и первоцветам?

Д: Весенний лес загадочен и не совсем обычен, он полон света, прозрачен, и просматривается насквозь. Солнышко пригревает, появляются первые проталинки, земля насыщается влагой. Создаются все условия для роста растений.

У: Верно. Яркие лучи солнца высвечивают резную зелень первой весенней травы, сочные краски лесных растений – первоцветов: пролесок, хохлаток, медуниц. В народе такие растения называют подснежниками.

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно,
И быть избранником весны мне любо и отрадно.
Н. Холодовский.

Уч: Подснежниками в народе называют первые весенние цветы. При виде их нами всегда овладевает необъяснимое нежное чувство, которое трудно передать словами. С появлением первых подснежников отчетливо понимаешь, что зима, наконец-то, прошла, так как эти первые скромные цветы символизируют наступление весны. Первые цветы появляются, когда в лесу совсем нет листвы. Растениям ничто не мешает получать солнечный свет, так необходимый для роста. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками

У: Все первоцветы – многолетние растения. После того, как в начале лета их надземная часть засыхает, они не погибают. В почве сохраняются живые подземные органы – у одних клубни, у других – луковицы, у третьих – более или менее толстые корневища. Эти органы служат вместилищем запасных питательных веществ, главным образом крахмала. Давайте откроем учебник и посмотрим на иллюстрации на стр. 74-75. Видите, как изображена корневая система этих растений. Именно за счет заранее запасенного "строительного материала" так быстро и развиваются у эфемеродов, так называют.

Рассказы о первоцветах

(выступают второклассники, которые подготовили доклады о цветах)

Мать-и-мачеха обыкновенная, хохлатка, ветреница, гусиный лук, перелеска, чистяк, медуница.

Физкультминутка.

У: Нам уже надоели зимние холода, всем хочетсявесеннего тепла! В стародавние времена на Руси молодёжь выходила на улицу и зазывала Весну – красну. Мы подготовили для наших гостей весенние заклички.

Заклички. Солнышко приходи, красно дерево, цвети!
Гори солнце ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее.
Высоко взойди, далеко свети, на тёмные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря, на зеленый огород, на весь народ!

У: Весной происходят изменения и с другими растениями. Давайте откроем учебник и узнаем, какие превращения происходят с деревьями и кустарниками.

Работа с текстом учебника (групповая работа)

У: Прочтите текст на страницах учебника № 77-78 и ответьте на вопросы:

Как пробуждаются деревья в лесу? Что происходит с почками? Какое дерево начинает цвести первым? Какие кустарники зацветают первыми? Какое дерево расцветает раньше: береза или черёмуха? Что происходит с лиственницей? У каких еще деревьев появляется молодая хвоя? Какой кустарник занесен в Красную книгу?

Рассказы учащихся о весенних изменениях происходящих у ивы, черёмухи и черёмухи.

У: Ребята, посмотрите, под нашей березкой письмецо лежит, видно его Зинька принесла.

«Дорогие второклассники!
Обращаюсь к вам с жалобой!
Была я красивая, была я пригожая,
Стала сама на себя непохожая!
Травку молодую на мне вытоптали, кусты поломали, первые весенние цветы оборвали.
Березу на дрова срубили, костры на мне разводили!
Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь!
Бывшая лесная поляна».

Задание №3. Давайте поможем нашей полянке. Как это можно сделать?

Думаю, нужно рассказать другим ребятам о том, что первоцветы нельзя рвать. Я предлагаю вам выполнить творческую работу под названием «Берегите первоцветы» и «Берегите лес». Каждая команда выполняет свою работу, а потом мы поместим её на доску и послушаем рассказ о том, что вы нарисовали на плакате и о чем написали.

Вторая группа учащихся выполняют подобное задание на компьютерах.

Подведение итогов урока . Обсуждение работ учащихся.

Не рви цветы, в букете жизни нет,
Оставь в земле для жизни продолженья.
Вы не найдете им замены,
Как не ищи – замены нет!
Не спеши!
Ведь если ты сорвешь эти цветы,
То больше не увидишь красоты!

Источники информации:

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

Слайд 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.

Слайд 20

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас, в классе нашем

И пусть вам у нас будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, нам хочется многое вам показать!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости порадуются нашим успехам.

II . Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Ещё свежо, но солнце светит,
Зима умчалась без следа,
Наверно, многие заметят,
Что так случается всегда.
Да, это верно, год за годом
Сойдут снега бегут ручьи
И пробужденье полным ходом
Идет во всех местах земли..

О каком времени года говорилось в стихотворении? (О весне)

На прошлом уроке мы тоже говорили о Весне. Давайте проверим, что вы запомнили.

У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку, прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ.

Выполнение теста.

Тема: «Звёздное небо весной»

1. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

Полярная

2. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

Большая Медведица

Кассиопея

Полярная

4. Отметь созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

Большая Медведица

Кассиопея

Малая Медведица

IV . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира весной, а определить тему нашего урока вам поможет загадка об одном из весенних месяцев.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Пробуждайтесь! Пробуждайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех (апрель)

Почему апрель в народе получил такие названия как «первоцвет» и «цвЕтень»?
(В этом месяце появляется первая зелень, пробуждаются и зацветают некоторые растения)

Сформулируйте тему урока.

Весеннее пробуждение растений.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Познакомиться с первоцветами.

ЗАДАЧИ

Какие бывают первоцветы?

Где они растут?
Почему зацветают первыми?

Изучение нового материала.

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-желтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. Они появляются и зацветают рано - в апреле-мае, даже когда еще не до конца сошел снег.

За это их называют подснежниками или первоцветами.

Откройте учебник на стр.74 и узнайте, прочитав первый абзац, как еще называют такие растения. (Раннецветущие)

Среди каких растений есть такие «смельчаки»? (Среди деревьев, кустарников и трав).

Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями. (Мать и мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк)

Кому из вас приходилось видеть эти растения в природе? (Конечно, потому что все эти первоцветы растут на территории нашей республики Башкортостан.)

Прочитайте 2 и 3 абзац текста и подготовьтесь ответить на вопросы: Где растут раннецветущие растения и что им требуется для раннего цветения?

Учащиеся читают текст и ищут ответ на вопрос.

Где можно увидеть раннецветущие растения? (В лесу и на открытых местах)

Требуется ли таким растениям много тепла? (нет)

(Поэтому они и зацветают, когда не весь снег еще растаял.)

А какие условия необходимы им для раннего цветения?

Откуда эти растения получают питание для цветения?

(Питание эти растения получают из своих собственных кладовых. Это утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.)

Что такое подземные части растений? (Корни)

Рассмотрите на стр. 74 и75 корни первоцветов и обратите внимание на сколько они утолщены., питательные вещества копились в них с прошлого года и готовы отдать их растениям.

VI . Физминутка

Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

Послушайте внимательно задание. Каждая группа будет изучать свой первоцвет по плану.

Прочитайте первый пункт плана. (Изображение.)

Здесь вы наклеите картинку, собрав пазлы.

Назовите второй пункт плана. (Название.) Название своего растения вы найдете на доске и впишите в таблицу.

Для выполнения 3, 4 задания вам нужно будет обратиться к дополнительным источникам. (Электронные приложения к учебникам, хрестоматии).

Защита мини - проектов.

Мать и мачеха.

Хохлатка.

Медуница

Печеночница

Гусиный лук

Ветреница.

И последний первоцвет - чистяк. Его часто путают с ветреницей. Нам о нем расскажет Солоницина Людмила. Свое сообщение об этом растении, она подготовила заранее.

Чистяк цветет в лесу одновременно с ветреницей. Он имеет такой же небольшой рост и желтые цветки. На первый взгляд эти два растения можно перепутать. Но присмотревшись, можно найти отличия. В цветках ветреницы обычно обычно 5 лепестков, а у чистяка их больше - от 6 до 14 штук. Листья у ветреницы изрезанные, тонкие, а у чистяка округлые, блестящие. Да и весь чистяк выглядит этаким крепышом: бодрым, чистым и свежим. А название он такое получил т.к издавна применяют в качестве так называемого кровоочистительного весеннего салата.

Красивы и разнообразны первоцветы. Они цветут с апреля до середины мая. Многие люди выезжают на природу полюбоваться весенними растениями. А некоторые собирают из них букеты. Хорошо ли это?

Все эти растения редкие и занесены в Красную книгу Башкортостана.

Не рвите первоцветы и не покупайте их у нарушителей природоохранного законодательства! Каждый житель обязан сохранять уникальную флору нашей республики!

Физминутка.

Изучение нового материала. Продолжение.

Изучение весеннего цветения деревьев и кустарников

Раннецветущие растения есть среди деревьев и кустарников.
- Откройте стр. 76. Прочитаем и узнаем информацию о них.

Какие деревья и кустарники начинают цвести до появления на них листочков? (Ольха, ива, орешник, волчье лыко)

Разделите их на группы кустарников и деревьев.

Какое дерево зацветает первым? (Ольха)

Сообщения учащихся о деревьях и кустарниках.

Ольха — невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. Ствол серый, гладкий, листья овальные, средней величины. Листья ольхи по форме и величине похожи на листья яблони, такие же овальные, с острым концом. В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Они довольно короткие и плотные. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.

Какое дерево зацветает следом? (Ива)

Ива растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы - верный признак прихода весны.)

Ребята, а где растет ива? (По берегам рек).
Орешник - это кустарник. Растет он в лесах. Листья его крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Волчье лыко -это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. На тонких прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени. Сидят они плотными кучками, словно приклеены. Нежные цветки имеют приятный острый аромат. Листья на веточках появляются к концу цветения.Они небольшие, удлиненные. А к середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.

Вернемся к тексту учебника. Найдите ответ на вопрос.

Почему эти деревья и кустарники начинают зацветать первыми после зимнего покоя? (У них у самых первых начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нем содержится сахар для питания растений.)

Работа в парах.

Сейчас вы поработаете в парах. Откройте тетрадь на стр. 41 и выполните задание 3.

Проверка.

X . Итоги.

Вернемся к цели и задачам урока.

Какие 3 группы первоцветов вы узнали?

Назовите раннецветущие травянистые растения.

Какие раннецветущие относятся к кустарникам? (Волчье лыко и орешник)

Назовите раннецветущие деревья. (Ольха и ива)

Где они растут?
- Почему они зацветают первыми?

Проверочная работа в электронном приложении.

Сейчас вы поработаете в группах и выполните проверочную работу в электронном приложении.

Проверка.

XI . Рефлексия.

Оценим работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весны, пробудившую Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и наклейте его на проталинку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

Я довольна вами, вы порадовали меня своими распустившимися цветами, а это значит, что сегодняшний урок принес много полезных знаний.

Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива»).

Класс: 2

Тема урока: «Весеннее пробуждение растений»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока : формирование учебных действий посредством технологии критического мышления.

Задачи :

1 .Формировать предметные умения:

Различать раннецветущие растения; -понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; -воспитывать бережное отношение к природе; -познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу;

2 .Формировать УУД:

Регулятивные УУД -осуществлять прогнозирование; - уметь формулировать тему и цель урока;

Познавательные УУД -извлекать необходимую информацию; -развивать наблюдательность, -уметь анализировать и делать выводы;

Коммуникативны е УУД - уметь объяснять свой выбор, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, - работать в сотрудничестве: ученик-учитель, ученик-ученик, работать в паре ;

Ход урока .

I .Вызов. Корзина идей. -Выявить первичное представление о первоцветах -Постановка целей Звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов» (или голоса птиц)

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Сегодня мы отправляемся в лес за раннецветущими растениями. -Как вы понимаете выражение « раннецветущие растения» ?(Ответы детей: первые весенние цветы, подснежники) (Учитель: подснежники или первоцветы) -Итак, какова тема нашего урока? (Первоцветы или раннецветущие растения.) (на доске нарисована корзина, на ручке корзины слово «ПЕРВОЦВЕТЫ» кругом фотографии разных цветов) -Какие цветы мы с вами соберем в нашу корзину? Предлагайте. (собираются все цветы, названные детьми) -А все ли эти цветы являются первоцветами?(Не уверены) -Какова же цель нашего урока? (Наша цель разобраться, все ли цветы нужны в корзине?)

II .Осмысление На каждой парте перед вами лежат 6 листочков. На каждом листочке напечатан текст с описанием растения. Имеется фотография этого растения. Ваша задача : Прочитайте внимательно описание растений. Потом посовещайтесь со своим соседом по парте и выберите те, которые являются первоцветами. Отложите их в отдельную стопочку. Примерно 10 минут изучают тексты. Мать-и мачеха Снег только что сошел, земля еще голая, а на солнечном припеке появились первые желтые цветочки на голых стебельках. Будто маленькие яркие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла! Это мать-и-мачеха. Листья у мать-и-мачехи появляются намного позднее, чем желтые соцветия.Листья крупные и необычные: сверху они зеленые и жесткие, как мачеха, а снизу беловатые, с ворсинками, мягкие и нежные,как мать. Отсюда и название цветка: мать-и –мачеха. Ветреница. Весенний ветерок еще не согнал весь снег с лесных полян, а на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья юбочки и цветы подснежника-ветреницы. Ветреницы бывают и с белыми цветами, и с желтыми цветами. Ветреницу назвали ветреницей за то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. Чистяк. Как только растает снег и по весеннему лугу побегут потоки талой воды, расцветает на лугу самый первый цветок -чистяк. Раскрываются эти цветы только в ясный солнечный день. Придешь на весенний лужок к вечеру и не заметишь никаких цветов- закрылись они на ночь. Так цветы спасают себя от ночного холода и непогоды. Когда-то соком этого растения сводили бородавки. Отсюда и получилось название –чистяк, мол, кожу чистит.

Печёночница обыкновенная.

На весенних проталинах среди снега появляются маленькие лиловые цветы. Так радуешься этим нежным цветам в первые апрельские деньки – весь лес как будто оживает, приветствуя их. Распустившиеся цветки похожи на чаши. На ночь или перед дождём чаши цветов склоняются к земле и закрываются. Поскольку листья печёночницы напоминают по форме печень, древние аптекари применяли её для лечения заболеваний этого органа. Отсюда и её название – печёночница.

Цикорий

Цикорий – сложноцветное многолетнее растение. Во всем растении находится млечный сок. На высоком прямом стебле, покрытом волосками, располагаются очередные листья. Цветки цикория – голубого, а бывают и розового, и белого окраса. Цветет цикорий летом, а плоды созревают с конца лета до середины осени.

Такое замечательное растение как цикорий, широко используется для лечения многих заболеваний. Колокольчики Лето не было бы так любимо россиянами, если бы его не украшали прекрасные лесные и полевые цветы. Есть много цветов, которые можно назвать олицетворением русского лета. К таким цветам относится наш колокольчик. Цветок колокольчика похож на колокол. Для колокольчика голубой цвет самый «любимый». Колокольчики издавна любимы на Руси. В народе их называют такими именами: балаболки, звоночки, звонцы, бубны, орлики, звонок. Колокольчик занесен в Красную книгу.

Работа в паре. Проверка. Какие растения вы отнесли к первоцветам? Какие строчки из текста вам подсказали, что это растение первоцвет? Сразу исправляем ошибки, если они есть, в корзине. Какие растения вы не отнесли к первоцветам? Почему? Исправления в корзине. Физкультминутка. ( C ингапур) Дети встают в два круга: внутренний и внешний. Под музыку двигаются в разных направлениях. Стоп музыка, стоп дети. Образовались пары. Задается вопрос, пара обсуждает ответ. Отвечает тот, у кого (например) розовый бантик и т.д. Вопросы:

1. Отгадайте, о каком месяце идет речь в загадке?
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

По каким весенним признакам вы узнали, что это март? (выделить; яркое солнце, снег тает, почва насыщается влагой)

2 .Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

По каким весенним признакам вы узнали, что это апрель?

3.Чем отличается слово корень от слова корневище (утолщенный корень или корень в виде луковицы)?(вспомнить с урока русского языка разбор слов: усы- усищи, глаза-глазищи и т.д.) Садятся под музыку. Продолжение работы по теме. У вас на партах лист с заданием. Нужно провести ниточку, чтобы получилось верное утверждение.

Для раннего цветения необходимо

Итак, много солнечного света и много влаги в почве …Именно эти условия необходимы первоцветам для раннего цветения. Корни у первоцветов это не корни, это корневищи. Это целая кладовая, в таком корне хранятся питательные вещества, накопившиеся за зиму и необходимые растению для питания. Ребята, конечно первоцветов в природе много. Это не только те, о которых мы с вами говорили. (Показ некоторых из них). Первоцветы находятся под охраной государства Многие из них находятся в Красной книге. Если будете находиться в лесу, рвать их не нужно. Показ на слайдах. III .Рефлексия. Синквейн. Работа в паре. (Дети зачитывают свои синквейны) Например: 1.Первоцветы. 2.Красивые, весенние, первые. 3.Расцветают, украшают, радуют. 4.Весенние цветы-это чудо природы. 5.Подснежники. Пионеры. Как вы думаете, а среди деревьев и кустарников есть пионеры? (да, есть) IV . Д.З. Найти материал о раннецветущих деревьях и кустарниках или прочитать об этом на страницах учебника. V . Итоги. Я узнал… Я понял… Меня удивило… Я знаю…и т.д.