Строительство и ремонт своими руками

Тема Родины и революции в творчестве А. А. Блока учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему. Тема "революции" в творчестве блока Тема революции в творчестве а блока

Тема Родины и революции в творчестве А. А. Блока

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора.

Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время поэт наполняет свои произведения большой сыновней любовью к Родине. Он верит в талантливость и духовную силу народа, верит, что Россия пройдет через очистительный огонь катастроф и выйдет из них невредимой и обновленной:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Главным в цикле является мотив дороги, пути. Исторические пути страны прослеживаются с седой древности. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте. Огромной стране соответствует трудный, тернистый путь. Уникальность ее – в сосуществовании на одной территории множества различных народов с разными культурами, но с русской душой:

…где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

В стихотворении «На поле Куликовом» поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

Трагическая история страны, ее народа – это крестный путь, который она должна пройти, чтобы достичь истинного величия.

Блок воспринимал Родину как «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек». В древней, «неповоротливой», огромной России поэт видел мощные силы. Родина – это мать, которая любит и теряет своих детей. Блок предсказывал, что придет время, когда «границы сотрутся и родиной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная вселенная».

Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать» 1918 г.), которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и запечатлел в своей поэме.

Блоку удалось показать масштабность произошедших событий, воссоздать тревожную, напряженную и зловещую атмосферу последствий политического переворота на самом раннем этапе, на стадии осмысливания, когда еще нет ничего определенного. Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.

Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, «паршивого пса» означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция: обновление или мрак и жестокость.

В 12 главе впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Иисус Христос. В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдется без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несет «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.


Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета.

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и искуству. Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными переводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала

тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета,еще

будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный

эпизод из студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин

В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии,

Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог

знает что творится!» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это

было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время.

Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется.

Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают

её интенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными

поисками в философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются.

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направления в литературе.Это,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока, еще нигде не печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое

значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не

как начинающий, а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф о Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание гражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на

голодных и сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическая лирика: «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно-

как личную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет.

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного

с движением народа, социальных низов. В открывающем том програмном

стихотворении та, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих

город в традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, - во всей его фабрично-

заводской и бытовой неприглядности. Постепенно из мистико-романтического

трубадура Блок превращается в поэта, которому дороги судьбы России.

Другая тема – природы, «пузырей земли» – своей материальной плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь

измену канонам символизма.

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие

от Прекрасной Дамы,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в пути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только

    "Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени..." - писала Анна Ахматова. Александр Блок был мечтательным человеком. Но мечта...

  1. Новое!

    К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину - Россию. Среди них и Александр Александрович Блок. Одной из центральных тем в его поэзии является тема родины....

  2. Как известно, А. Блок разделил свою лирику на три книги, каждая из которых знаменовала определенный этап творческого пути и была посвящена определенному кругу мыслей и чувств. Все книги составляли «трилогию вочеловечения». Так сформулирована поэтом цель...

  3. Новое!

    В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья… А. Блок Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами...

  4. Необходимо учесть, что речь пойдет о музыке не как о форме искусства, а как об особой, выражаясь словами Блока, «форме чувствования», эмоциональной настроенности поэта. Речь пойдет о музыке в том смысле, как это выразил Гоголь: «...музыка - страсть и...

    План I. Тема, которая мне близка и понятна в поэзии Блока. II. Эволюция видения поэтом своей родины на всем протяжении его творчества. 1) Россия в раннем творчестве писателя 2) “Страшный мир” и мир “прекрасной мечты” 3) Высшее мужество...

Красичкова Ольга

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель», «пылит пурга», «ветер, ветер - на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать, так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный - уходящее, ненужное («Черный вечер. Белый снег»). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали...”, “поп нынче веселый”- “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая « никак не поймет, что значит».

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! », “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока.

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель» , «пылит пурга», «ветер, ветер - на всем божьем свете!», «разыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать , так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый символизирует новое, светлое, а черный - уходящее, ненужное («Черный вечер. Белый снег»). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали...”, “поп нынче веселый”- “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая « никак не поймет, что значит» .

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый .

Тема: Революция в творчестве А. А. Блока


Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении «Фабрика» он рассказывает о том, как «недвижный кто-то, черный кто-то» «медным голосом завет».

Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год («Сытые»), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - «сытые» - «скучали и не жили», в то время как кругом слышались «мольбы о хлебе». Но вот началась революция, слышен «красный смех… знамен, и

Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев! »

Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:

Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средствам поэмы о революции «Двенадцать». Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа…

Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется «первый революционер на земле» Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, «Революция и интеллигенция» Блок призывал: » Слушайте революцию! «. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: «Кругом - огни, огни, огни… Оплечь - ружейные ремни… », то натуралистично: » В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз! » (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей. Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это «человек бесстрашной искренности», и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже «не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок».