Строительство и ремонт своими руками

Средства дистанционного образования. Технология дистанционного обучения. Цели использования дистанционного обучения в средней школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90» ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ: Глушенковой А.В., учителя истории и обществознания

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание и технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, значительно повысить качество образования и способствовать гармоничному вхождению субъектов образования в информационное общество.

3 слайд

Описание слайда:

Реализует качественное информационное обеспечение и обслуживание учебной, воспитательной, управленческой деятельности школы как центра образовательного округа включает в себя совокупность организационно-методических, единых технологических и содержательных средств, технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации обеспечивает оперативный доступ пользователей к значимой социально - педагогически информации создает возможность для общения в интерактивном режиме всех участников образовательного сообщества. Единое информационно – образовательное пространство школы (ЕИОП) – это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда

4 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА Совершенствование содержания и технологий образования на основе внедрения ИКТ Развитие ИКТ − компетентности школьного сообщества. Освоение технологии открытого образования. Использование ИКТ в управлении. Ввведение электронного документооборота. Пополнение, обновление МТБ школы. Автоматизация рабочего места учителя. Реализация общественно - ориентированного образования Е И О П

5 слайд

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МБОУ «СОШ № 90» Аудиовизуальные (радио, телевидение, кино) Мультимедиа (проектор, интерактивная доска) Сетевые (локальная сеть, Интернет, сетевые проекты) Дополнительные цифровые ресурсы СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Классно - урочная Дополнительное образование Индивидуальное обучение Дополнительные платные образовательные услуги для населения по «Основам компьютерной грамотности Дистанционные (участие в городском эксперименте: «Сетевой город») Внеклассная работа по предмету ИКТ – РЕСУРСЫ Инклюзивное обучение Единое информационное пространство образовательного округа - Учебные и социально значимые проекты - Площадки проб и практик ОБЩЕСТВЕННО – АКТИВНАЯ ШКОЛА

6 слайд

Описание слайда:

Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.); Сетевые учебно-методические пособия; Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; Аудио учебно-информационные материалы; Видео учебно-информационные материалы; Лабораторные дистанционные практикумы; Тренажеры с удаленным доступом; Базы данных и знаний с удаленным доступом; Электронные библиотеки с удаленным доступом; ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

7 слайд

Описание слайда:

Основные субъекты: учителя – 92 % учащиеся начальной школы – 12% учащиеся средней школы (5-9классы) – 18% - учащиеся 10 -11классов - 62% Предметы: математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, иностранный язык САМООБУЧЕНИЕ Использование учителями и обучающимся различных образовательных ресурсов, доставляемых по телекоммуникационным сетям: - интерактивной базы данных, электронные библиотеки с удаленным доступом - печатной продукции, аудио-видео-материалов, учебных пособии, обучающих программ и т.д.

8 слайд

Описание слайда:

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Оказание учителем, репетитором, консультантом, руководителем проекта помощи обучающимся в подготовке проектов, исследований, рефератов, домашнего задания посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, режим on lain, тренажеры с удаленным доступом и т.д. Основные субъекты: учителя – 67% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 21,9%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 34,7% - учащиеся 10 -11классов - 83% Предметы: окружающий мир, музыка, история и литературное наследие Сибири, математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, литература, иностранный язык.

9 слайд

Описание слайда:

ОБУЧЕНИЕ «ОДИН К МНОГИМ» Использование электронных лекций, «досок объявлений» при подготовке к ОГЭ (ГИА), ЕГЭ, интеллектуальным конкурсам, олимпиадам распространяемым по компьютерным сетям. Основные субъекты: учителя – 15% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 2%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 16% - учащиеся 10 -11классов - 79% Предметы: математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, литература, иностранный язык, биология. Интеллектуальные конкурсы, марафоны, олимпиады.

10 слайд

Описание слайда:

ОБУЧЕНИЕ «МНОГИЕ К МНОГИМ» (обучение в сотрудничестве) Метод ориентирован на групповую работу школьников и предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Учитель выступает в роли координатора (групповые проекты, исследования, решение познавательных задач) Основные субъекты: учителя – 29, 4% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 16,3%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 22,6% - учащиеся 10 -11классов – 34, 3% Предметы: математика, физика, обществознание, история, литература, иностранный язык.

11 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ Наиболее интенсивная, массовая и успешная сетевая форма творческого развития школьников. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам – математике, физике, русскому языку, иностранным языкам, истории, обществознанию, биологии, экологии и т.д. Основные субъекты: - учителя – 92% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 23%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 36% - учащиеся 10 -11классов - 47%

12 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КРЕАТИВНОГО ТИПА Используется данная форма при организации дистанционного, образовательного взаимодействия учащихся для решения творческих задач, развития исследовательских способностей обучаемых, репетируемых и консультируемых. Защита результатов творческой работы осуществляется в режиме он-лайн. Основные субъекты: - учителя – 12% (управленческие проекты) Перспектива: Проект «Бизнес - инкубатор»

13 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ Данные курсы проводятся по организационно - деятельностной методике. Возрастает потребность в научно - технических услугах. Форма: очно – заочная. Как правило, с итоговой защитой творческого продукта. Основные субъекты: учителя – 32% учащиеся 9 -11классов (в рамках проекта «Виртуальный класс») – 10% Предметы: математика, физика, химия, анатомия, русский язык, история

14 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Используется при изучении естественнонаучных дисциплин. Так в состав комплекта учебных пособий к интерактивной доске включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также «дистанционные» комплекты лабораторных работ. Кейс рекомендаций и практикумов включает уровневые материалы по приобретению практических навыков самостоятельной работы с компьютером и компьютерными сетями. Основные субъекты: учителя – 1,3% учащиеся 9 -11классов (на базе кабинетов ИКТ в рамках ПП и ПО) –38% Предметы: физика, информатика

15 слайд

Описание слайда:

Планируемые образовательные результаты реализации проекта «Школьный Медиацентр» Возможные трудности и риски - Переход учебного процесса на более качественный уровень; - Создание образовательно-информационной среды, обеспечивающей непрерывный рост доступности и качества образования при снижении перегрузок учащихся за счёт эффективного использования ИКТ; - Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности работников школы (70-80%), повышение педагогической компетентности, внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов. - Создание системы организации образовательного процесса в школе, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие наиболее полно развить способности учащихся, удовлетворить их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни. 1. Отсутствие достаточной материально – технической базы для внедрения ИКТ. 2.Недостаточный уровень квалификации педагогического и административного персонала по использованию ИКТ. 3.Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, дополнительных временных затрат при освоении новых программных продуктов. 4. Недостаточный уровень сервисного обслуживания оборудования, ИК программ. 5. Возможность ухудшения здоровья (увеличение компьютерно-зависимых людей; появление соматических заболеваний (зрение, ОДС, гиподинамия)

16 слайд

Описание слайда:

Проведение дооснащения школы компьютерной техникой, обеспечивающее возможность использования ПК учащимися не менее 2-3 часов в неделю, а педагогическими работниками - 6 часов в неделю при ежедневной 9-10-часовой ежедневной нагрузке на каждый компьютер. - Приобретение педагогическими работниками как общих навыков работы с информацией, так и навыков использования специального программного обеспечения и компьютерной техники. Создание банка ИКТ ресурсов. - Накопление, обобщение и распространение опыта реального использования ИКТ в образовательном процессе. - Обеспечение выхода в Интернет по широкополосным каналам. - Разработка сайта школы и размещение в Интернет. Создание электронного музея, электронной библиотеки, Методического кабинета в рамках единой школьной сети. - Создание площадок практик по ИКТ для населения микрорайона в рамках реализации задач общественно – активной школы образовательного округа. - Повышение качества образования на основе использования ИКТ − снижение темпов интеллектуального развития на раннем возрасте (моторика), памяти; − увеличение нагрузки на ИКТ- 6. Рост социального напряжения − разрыв в возможностях педагогов и расслоение внутри педагогической среды. 7. Изменения в образовательном процессе − невыход на результат; − дисбаланс между новым образованием и другими формами образования в результате снижения уровня образования.

17 слайд

Описание слайда:

Предлагаем вам ознакомиться с основными методами и технологиями дистанционного образования, которые сегодня используются российскими ВУЗами.

Дистанционное образование является достаточно популярной формой обучения, позволяющей с комфортом и без лишних временных/финансовых затрат получить новую профессию или повысить квалификацию.

Возможность получения образования без необходимости регулярного посещения занятий, в домашних условиях, имеет множество очевидных преимуществ:

  • как для студентов или учащихся – экономия времени, необходимого, на дорогу до аудитории, удобный учебный график, низкая стоимость обучения (по сравнению с традиционной формой обучения).
  • так и для учебных заведений – возможность разместить в аудиториях больше студентов, чем обучающихся в условиях стационара, а также решение других хозяйственных и экономических задач.

Но дистанционное обучение, наряду с перечисленными преимуществами, имеет и явные недостатки. В частности, большинство работодателей до сих пор относятся к данной форме обучения с определенной долей недоверия. Поэтом студенты испытывают некоторые трудности с поиском реального места работы, в соответствии с полученной квалификацией. ВУЗам же приходится разрабатывать и внедрять новые методы и технологии обучения , позволяющие сделать виртуальные занятия максимально эффективными.

Предлагаем вам ознакомиться с основными методами и технологиями дистанционного образования, которые сегодня используются российскими ВУЗами.

Методы и технологии ДО


Современные технические возможности позволяют проводить занятия со студентами в режиме он-лайн, оперативно передавать задания и проверять их в устной и письменной форме. Тем более, что подготовка к лекциям и семинарам, в любом случае ведется с использованием интернета и современных средств технической связи, которые уже не вызывают в обществе активного сопротивления и, наоборот, всячески приветствуются.

Методика проведения дистанционных занятий , в сущности, отличается только формой подачи учебного материала: печатные учебные издания при ДО трансформируются в электронные носители информации.

Основными признаками дистанционного обучения является совокупность методов, разработанных с учетом особенностей проведения занятий:

  • Обучение с использованием технических ресурсов. Особенность метода заключается в самообучении и самоконтроле обучающегося, с привлечением преподавателей-консультантов;
  • Метод индивидуального обучения, при котором проводятся дистанционные занятия с одним учащимся, по индивидуальному плану. Данный метод повышает уровень знаний обучающегося, так как способствует оптимизации учебного процесса;
  • Метод виртуальной лекции реализуется также с использованием голосовых средств коммуникации: скайпа, вайбера. Преимущество такого метода состоит в том, что любая лекция может быть записана учащимся для повторного прослушивания и самостоятельного закрепления материала;
  • Метод коллективных он-лайн семинаров, с использованием голосовых средств электронной связи, где студенты имеют возможность слышать и видеть не только преподавателя, но и друг друга.

Дистанционное обучение также позволяет использовать методы исследования, самостоятельных работ, которые по сути ничем не отличаются от обучения в условиях стационара, кроме применения технических средств связи. Физическое присутствие студента на занятиях становится уже устаревшей формой, но существующей пока, благодаря устойчивой традиции.

Надо заметить, что современные технические возможности не только не снижают качество дистанционного образования , но и позволяют существенно расширить формы обучения. Например, благодаря средствам коммуникации проведение эвристических олимпиад, конкурсов и курсов повышения квалификации преподавательского состава стало возможно в любом уголке планеты. Это не только расширило круг общения преподавателей и студентов, но и позволило им увидеть весь мир, а не только стены родной Almamater.

Проблемы выпускника дистанционной формы обучения и пути преодоления


По той же консервативной формуле, оказывающей сопротивление любому прогрессу, общество сформировало стереотип, согласно которому диплом, полученный в результате дистанционного обучения "ненастоящий", потому что он не "выстрадан" традиционным способом. Отсюда возникает сложность с дальнейшим трудоустройством и возможностью в принципе доказать уровень своей квалификации.

Здесь надо отметить, что трудоустройство молодого специалиста, без опыта работы, всегда проблематично, даже после получения высшего образования в условиях стационара. Поэтому выстраивание отношений с будущим работодателем зависит не от формы обучения, а от уровня подготовленности молодого специалиста.

Обладателю "дистанционного" диплома важно донести до потенциального работодателя те преимущества, которые выгодно отличают его от обладателя "традиционного" диплома. А именно, выпускники виртуального ВУЗа отличаются:

  • наличием высокого уровня самодисциплины,
  • полным самоконтролем и чувством ответственности за свое будущее,
  • пониманием, что учеба необходима, прежде всего, ему самому, для дальнейшего карьерного роста.

Можно также отметить, что студент, обучающийся дистанционно, получает одновременно уроки целеустремленности и опыт самоорганизации, а эти качества – залог успешной карьеры.

Помните, что в нашей стране принято "встречать по одежке". Поэтому, если претендент на должность демонстрирует уверенность в своих силах, то шансы у выпускника стационара и у того, кто получил высшее образование, не покидая родного города – совершенно равны. Подтверждать уровень своих знаний на практике, все равно, придется в одинаковых условиях, и "дорогу осилит идущий".

Рис. 4. Схема системы дистанционного обучения

В ДО обучаемым предоставляется возможность (как в заочном обучении) в зависимости от модели и возможностей технических средств ДО общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить как очно, так и посредством новых информационных технологий (электронной видеоконференцсвязи, телефона).

Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., а, главное, потому что им предоставлена «свобода» в обучении. Это свободный график, гибкий выбор дисциплин и т.д. Этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться.

Таким образом, обучение в системе ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, материально-технического обеспечения рабочего места.

Наличие у обучаемого ДО академических свобод, индивидуальный выбор учебного заведения ДО, курсов и графика обучения, возможность перехода из учебных заведений очной формы в дистанционную форму и наоборот (все это осуществимо, если между образовательными учреждениями существуют договоры о взаимозачете учебных дисциплин и взаимном признании различных ступеней обучения) породили модель дидактической системы обучения («learner centric» education and training), в центре которой находится не тандем обучаемый и обучающий, а только обучаемый (13).

Обучающие. Как и в традиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель. ППС организации ДО разделяется на две основные группы. В первую группу входит ППС, осуществляющий занятия с обучающимися, промежуточную и итоговую аттестации, консультации с применением технологий дистанционного образования, включая обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты, телефонных линий и других средств, без непосредственного контакта. Вторую группу составляют преподаватели-технологи (консультанты), методически, технологически и организационно обеспечивающие процесс обучения и все виды аттестации в учебных центрах.

В зарубежной практике преподаватели-технологи стали именоваться тьюторами. Тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в ППС системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы ДО (14).

В идеале тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. Функции тьютора зависят от принятой в системе ДО модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели вузов, так и лица, имеющие другие профессии и привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях ДО основной задачей тьюторов является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения.

Другими словами, он комплексно реализует функции представителя учебно-вспомогательного персонала, проводя всю переписку вуза слушателями, отслеживает выполнение ими учебного графика, организует консультации с преподавателями. Он выясняет мнения о форме и содержании отдельных курсов и передает их разработчикам учебно-методических материалов, помогает студенту в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору.

В связи с таким разнообразием функций, разноплановой и разноролевой деятельности преподавателя при ДО, в зарубежной практике принята более расширенная классификация преподавателей-технологов, что подтверждается введением специальных терминов для обозначения их деятельности: преподаватель-разработчик учебно-методических материалов, консультант по методам обучения (фасилитейтер), специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов (тьютор), специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор).

Все термины, относящиеся к преподавателям разного уровня, являются англоязычными. В английских университетах тьютор (tutor) -это руководитель группы студентов, научный руководитель, консультант, куратор; в американском понимании тьютор - младший преподаватель высшего учебного заведения. Слово «фасилитейтер» (facilitater) обозначает лицо, которое облегчает, помогает, способствует выполнению какой-либо деятельности. В словарях можно найти значение слова «инвигилатор» (invigator) - «лицо, следящее за тем, чтобы студенты не списывали во время экзаменов» (с пометой «книжн.»). Как мы видим, в современных условиях (применительно к дистанционному обучению) эти термины несколько изменяют свое значение.

Поясним малую часть специфики деятельности тьютора простыми примерами. Кроме традиционных требований, например, только со стороны педагогической техники, к преподавателю предъявляется ряд новых, исходящих из специфики работы. Например, для проведения электронных консультаций он должен иметь навыки ввода информации в ЭВМ с помощью клавиатуры, уметь пользоваться электронной почтой и в совершенстве владеть письменной речью. С другой стороны, при использовании аудио- и видеотехнических средств он должен владеть педагогической техникой речи, предназначенной для слухового и визуального восприятия учебной информации, а также мимикой, жестами. Главное, что от него требуется, это не быть пассивным источником учебной информации, так как специально разработанные средства обучения ДО вполне заменяют преподавателя, если он выступает только в роли «информатора». Задачи преподавателя осложняются тем, что в процессе передачи знаний с помощью технических средств он лишен возможности видеть и слышать студентов, т.е. лишен возможности немедленной обратной связи с аудиторией. Во многих случаях преподаватель с богатым опытом общения со студенческой аудиторией «предугадывает» возникающую проблему и разряжает ситуацию с помощью риторических вопросов.

Не исследованной остается и воспитательная роль тьютора, хотя опыт МЭСИ, МИЭП, МИМ ЛИНК говорит о необходимости очных контактов, моральной и организационной поддержки обучаемого (15).

Анализ зарубежного опыта и опыт реального обучения с использованием технологий ДО показывает, что преподаватели противятся внедрению ДО, прежде всего, по причине значительного увеличения объема работы по подготовке и проведению занятий, отсутствия нормативно-правовой базы по использованию и охране интеллектуальной собственности, а также нормированию труда тьютора и вообще, как это не кажется странным, опасения остаться без работы в связи с уменьшением необходимого контактного времени работы с обучающимися.

2.2 Цели, содержание, методы, средства и формы дистанционного обучения

Цели обучения определяют систему знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Сами цели имеют иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает как один из элементов цели подготовки специалиста. Таким образом, цели выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности (16). Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д. Цель - это начало организации учебного процесса, и она может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования и, следовательно, применению ДО.

Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, а процесс обучения, методы и организационные формы его реализации обусловлены его содержанием. При отборе содержания при ДО необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находиться на большом расстоянии и/или иметь особый временной график жизнедеятельности и/или физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. Кроме того, должны быть учтены те обстоятельства, что при ДО не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов. В системе ДО можно ориентироваться на заочное обучение и экстернат, где определены направления, по которым запрещено в соответствии с Законом «Об образовании» проводить подготовку и выдавать диплом. Следует заметить, что обоснованные критерии, которые ограничивали бы заочное освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования, отсутствуют. Главным доводом, находящимся на уровне обыденного сознания, является то, что нельзя научить «плавать без воды».

Методы обучения. Для ДО, так же как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся. Особенности применения методов обучения при отсутствии непосредственного контакта между обучаемым и обучающим, т.е. при использовании технических средств ДО, учитываются при разработках образовательных технологий и их составляющих.

Средства обучения, особенно те, которые используются в информационно-коммуникационных технологиях, играют особую роль в образовательном процессе. Будучи неантагонистичным к другим формам обучения, ДО использует практически все известные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме); сетевые учебные материалы; компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; аудио- и учебно-информационные материалы; видео- и учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы; тренажеры; базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом; дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем; дидактические материалы на основе геоинформационных систем.

Формы обучения. В педагогической практике вузов при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, экзамены, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой в системе ДО как в контактный, так и неконтактный периоды обучения.

Неизменность принципов обучения и внешняя схожесть компонентов модели традиционного и дистанционного обучения не отрицают необходимости корректировки дидактической модели обучения, особенности которой, по мнению некоторых авторов (17), при традиционной форме состоят в том, что:

 в центре технологии обучения находится обучающий;

 между обучающими идет негласное соревнование;

 обучаемые играют пассивную роль на занятиях;

 суть обучения состоит в передаче знаний (фактов).

Модель же ДО основана на следующих положениях:

 в центре технологии обучения находится обучаемый;

 в основу учебной деятельности положено сотрудничество;специальности . В... применении дистанционной технологии обучения . Преподавание по дополнительным дисциплинам гуманитарного цикла...

  • Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете

    Реферат >> Педагогика

    ... (вечерней) и заочной (дистанционной )) в научно-производственной образовательной... комплекс специальности с включением педагогических технологий креативного обучения (цикл... для разработки Концепции непрерывной подготовки педагога профессионального обучения ...

  • Учебные модули в системе дистанционного обучения

    Реферат >> Информатика

    ... Технология дистанционного обучения , как показывает опыт работы российских вузов (МЭСИ, Современный гуманитарный ... необходимо для отдельных групп специальностей , ... Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе...

  • Аудиовизиальные технологии обучения

    Реферат >> Информатика

    Образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует... Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку ... технологии обучения . Увеличение наглядности методических материалов в обучении . ...

  • Возможности использования дистанционной формы обучения в образовательном процессе.

    В текущем десятилетии, следуя общемировой тенденции, в российской системе образования все большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие интернета и web-технологий, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения.

    Резко возросший за последние годы спрос на подобного рода образовательные услуги диктуется, очевидно, реалиями современной жизни: все большему количеству специалистов необходимо в жестких условиях цейтнота получить, во-первых, то или иное специализированное образование, и во-вторых, определенный багаж дополнительных знаний, удостоверяемый соответствующими сертификатами.

    Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

    Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

    Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

    История дистанционного обучения насчитывает полтора века, начиная с 1960 года. Это конечно было не дистанционного обучение, которое мы знаем сегодня. Это была система, в которой студенты и преподаватели в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн могли взаимодействовать друг с другом. Студенты могли прочитать необходимый материал и общаться с учителями, которые могли контролировать прогресс студентов.

    Следующий этап истории дистанционного обучения начинается с начала 80-х годов прошлого века, когда начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы (АОС). Возможности АОС были крайне ограничены. Однако, некоторые АОС приносили весьма ощутимую пользу, не смотря на свои ограниченные возможности.

    Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Использование мультимедийных возможностей персональных компьютеров позволило значительно расширить применение компьютерных обучающих систем. Технологии обучения второго поколения получили название – Computer Based Training (CBT) – компьютерное обучение.

    Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента начинается использование термина “Дистанционное обучение”.

    В английском языке большее распространение получил термин e-Learning – “электронное обучение” (по аналогии с e-Commerce – “электронная коммерция” и e-Business – “электронный бизнес”).

    Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях превысила ее, что привело к быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование технологий дистанционного обучения в свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина: Дистанционное образование.

    Наступление следующего этапа в истории дистанционного обучения можно ожидать, как и в предыдущих случаях, в случае появление принципиально новых технологий и сервисов в сфере информационных технологий. Судя по всему, наиболее вероятным кандидатом на роль локомотива в сфере технологий дистанционного обучения является искусственный интеллект. Применение искусственного интеллекта позволит значительно изменить технологии дистанционного обучения и вывести историю дистанционного обучения на новый этап, возможности которого будут безграничны.

    Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов :

    среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

    методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

    В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

    Дистанционное обучение позволяет:

    снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

    сократить время на обучение (сбор, время в пути);

    участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;

    проводить обучение большого количества человек;

    повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.

    создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

    Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ :

    Гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

    Дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;

    Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

    Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения.

    Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет-технологий. В рамках дистанционного обучения нашли применение все средства, которые предлагает пользователям Интернет.

    Менее распространенной технологией дистанционного обучения является телевизионно-спутниковая технология, построенная на использовании интерактивного телевидения.

    Еще одной распространенной технологией дистанционного обучения является кейсовая технология. Больше всего кейсовая технология дистанционного обучения походит на то, что принято называть заочным обучением.

    В целом необходимо отметить, что использование технологии дистанционного обучения, построенной на использовании Интернет-технологий, вытесняет все остальные технологии дистанционного обучения. В том числе по причине того, что Интернет-технологии постепенно включают в себя другие информационные технологии. Например, телефония все больше становится частью Интернета.

    Средства дистанционного обучения.

    Не смотря на то, что история дистанционного обучения насчитывает не так много лет, уже накоплено большое количество средств, которые могут быть использованы при проведении дистанционного обучения.

    Система дистанционного обучения (СДО)

    Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:

    централизованное автоматизированное управление обучением;

    быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;

    единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;

    поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

    персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

    широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

    Дистанционные курсы

    Основным средством (не всегда обязательным), используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Остальные средства, используемые в дистанционном обучении, обычно применяются совместно с дистанционными курсами. Отдельное их использование значительно снижает их эффективность.

    Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов:

    информационные слайды;

    симуляции работы с программным обеспечением;

    интерактивные тренажеры;

    тесты;

    ролевые упражнения;

    и т.д.

    Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления обучаемым знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. В большинстве случаев дистанционный курс включает в себя правила, определяющие, как слушатель переходит от раздела к разделу дистанционного курса при прохождении дистанционного обучения. Очень часто перечень таких правил называют траекторией дистанционного обучения.

    Одной из важнейших характеристик дистанционного курса является его соответствие современным стандартам в сфере дистанционного обучения. Наиболее распространенным стандартом в сфере дистанционного обучения на сегодняшний день является - SCORM.

    Организация взаимодействия

    Важнейшей задачей, стоящей при проведении дистанционного обучения, является организация взаимодействия между учащимися и преподавателями. Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для решения этой задачи.

    Наиболее широкое распространение получили следующие:

    электронная почта;

    чат;

    форум;

    блог;

    видео- и аудиоконференции.

    Аудио- и видеоконференции часто используются при проведении семинаров на которых освещаются небольшие отдельные темы. Такие семинары крайне эффективны при использовании их для обучения хорошо подготовленных специалистов для которых необходимо осветить новый или вызывающий у них затруднение вопрос.

    Виртуальная классная комната

    Для проведения дистанционного обучения по сложным и объемным дисциплинам в дистанционном обучении было создано мощнейшее средство – виртуальная классная комната. Использование виртуальной классной комнаты при проведении дистанционного обучения позволяет полностью воспроизвести обучение аналогичное обучению в обычном классе.

    Обучаемые могут:

    говорить друг с другом;

    видеть друг друга;

    писать друг другу;

    писать на виртуальной доске, которую видят все учащиеся и преподаватель;

    предоставлять доступ к своим материалам;

    работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя;

    и т.д.

    Электронные библиотеки

    Помимо дистанционных курсов обучаемым часто необходимы дополнительные материалы, которые они могут использовать во время дистанционного обучения. Для упрощения доступа к материалам, формирования эффективного поиска, слушателям во время дистанционного обучения предоставляется доступ к электронным библиотекам. В том числе, при проведении дистанционного обучения, слушателям часто предоставляют доступ к электронным библиотекам нормативно-справочной информации.

    Web 2.0

    Сейчас все большую популярность при построении дистанционного обучения получают инструменты Web 2.0. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Примером является всемирная виртуальная энциклопедия – Википедия. Применение технологий Web 2.0 может быть довольно разнообразным. Например, слушатели дистанционного обучения могут совместно выполнять задания. В этом случае итоговая оценка выставляется на основании измерения активности слушателя.

    Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий. Периодически различные организации проводят опросы специалистов и организаций с целью определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью. Анализ результатов подобных опросов показывает:

    большое разнообразие используемых средств дистанционного обучения;

    наличие большого количества средств дистанционного обучения, созданных организациями и специалистами для себя;

    высокую популярность интернет-сервисов, которые пользуются большим спросом в других сферах деятельности людей.

    Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств дистанционного обучения является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.

    YouTube;

    Google Docs;

    Twitter;

    Skype;

    Prezi;

    WordPress;

    Moodle;

    Slideshare;

    Gloster;

    Dropbox.

    Формы:

    Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

    Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

    Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

    От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

    Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

    В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…

    Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

    Заключение

    Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. К сожалению, необходимо отметить наличие небольшого количества специалистов высокого уровня в этой области. В настоящее время к работе в данной области привлечено огромное количество специалистов низкой квалификации. Они не владеют ни навыками педагогики, ни знают и не понимают информационные технологии. Их роль зачастую сводится к регистрации пользователей в системе дистанционного обучения и просмотре формируемых системой отчетов. Эффективность такого обучения крайне невелика и приводит к появлению у многих ощущения, что дистанционное обучение это не серьезно и не может дать хорошего результата. Однако, эту ситуацию можно отнести к проблемам роста. С течением времени некомпетентные люди уйдут и на рынке будут представлены услуги, качество которых действительно обеспечит высокую эффективность обучения, проводимого с использованием технологий дистанционного обучения.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Практика электронного обучения с использованием Moodle, Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. - Таганрог, ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

    2. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE: учебное пособие, Анисимов А. М., - изд. 2-е испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.

    3. Ремизова Е.Г., ОИРЦ ОМЦ «Обзор сервисов WEB 2.0».

    4. Савенкова В.В., ГОУ гимназия № 1636 «НИКА» «Организация проектной деятельности с использованием сервисов Google». Презентация.

    5. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие, Белозубов А.В., Николаев Д.Г., - СПб, 2007. - 108 с.

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

    1. http://www.opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/ Виртуальная обучающая среда MOODLE.

    2. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Приказ МОиН № 137 от 06.05.2005 г.

    3. http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/russia/7.html Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование.

    Методы дистанционного обучения

    Метод (от греч. metodos - букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения - это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых.

    Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

    Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям:

    § методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

    § методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

    § методы стимулирования учебной деятельности (методы развития

    интереса и методы развития ответственности);

    § методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые,репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

    Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике и включающих в себя 24 наименования, для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

    Средства дистанционного обучения

    Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

    К обучающим средствам относят:

    · учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

    · сетевые учебно-методические пособия;

    · компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

    · аудио и видео учебно-информационные материалы;

    · лабораторные дистанционные практикумы;

    · тренажеры с удаленным доступом;

    · базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

    · средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС).

    В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

    При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Между тем главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом - остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания). В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиалекции.

    Видеолекция в записи (off-line-видеолекция) - это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями.

    Видеолекция в реальном режиме времени (on-line-видеолекция) - это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line-видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи, посредством которых также практикуется web-трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

    Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.