Строительство и ремонт своими руками

Демографическая политика. Демографическая политика это политика в области Система административных экономических пропагандистских и других мероприятий

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз ва. Будучи частью социально экон. политики… … Демографический энциклопедический словарь

Система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения. Различают: прямые государственные … Финансовый словарь

См. ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

1) государственная или региональная политика, стимулирующая или тормозящая рост населения страны; 2) социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, напр … Политология. Словарь.

Социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, напр., меры поощрения деторождения (пособия при рождении ребенка и др.) или его сдерживания … Большой Энциклопедический словарь

Система административных, экономических, пропаган­дистских и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. Краткий географический… … Географическая энциклопедия

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 N 482 ПП О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО… … Официальная терминология

Социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, например, меры поощрения деторождения (пособия при рождении ребёнка и др.) или его сдерживания. * * *… … Энциклопедический словарь

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Осн. цель Д.п. создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и укрепления семьи,… … Педагогический терминологический словарь

Демографическая политика - система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Д. п. предполагает систему мероприятий по регулированию (стимулированию, поощрению или ограничению) рождаемости, а… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Книги

  • Демографическая политика в СССР , А.Я. Кваша. Рассматривая современные тенденции развития населения в СССР, автор особое внимание уделяет проблемам разработки эффективной демографической политики в стране, воспроизводству населения,…
  • Демографическая политика. Оценка результативности. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Архангельский В.Н.. Актуальность темы учебника определяется широкой дискуссией вокруг демографической динамики России. Анализ роли демографической политики в произошедших сдвигахкрайне важен для оценки…

Политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры населения и его смертности и является демографической политикой государства. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных преимущественно на стимулирование рождаемости, относятся:

· оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей,

· пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале,

· различные ссуды, кредиты,

· налоговые и жилищные льготы и т. д.

Административно-правовые меры включают:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак,

· разводимость,

· отношение к абортам и применению контрацептивов,

· имущественное положение матери и детей в случае распада семьи,

· режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейного регулирования деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.121

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.123

Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собтвенно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 22,5 млн). Харченко Л. П. Демография: учебное пособие/Л. П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.305

Экономически менее развитые страны с быстро растущим населением в качестве целевого показателя выбирают чаще всего снижение темпов роста численности населения или снижение общего коэффициента рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости).

Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демографической политики рассматривают достижение определенных уровней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.

В более развитых в экономическом отношении странах целями демографической политики являются регулирование миграционной политики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и натурализацию иностранцев.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 1960-х гг. ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире, он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Однако для того, чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления, которые и были изобретены. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50--60-х гг. XX в., когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 1960-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания». Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Как и всякая другая революция, сексуальная вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов. К числу стран-рекордсменов, где на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет приходится более 50 абортов, относятся Вьетнам, Румыния, Куба, Белоруссия, Россия, Украина, Эстония, Болгария. На другом полюсе (менее 10 абортов) находятся Замбия, Индия, ЮАР, Бангладеш, Испания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70 % женщин в репродуктивном возрасте, в развивающихся - 50 %. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Несмотря на некоторую противоречивость подобных сведений, в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой в мире численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85 %). В Таиланде, во Вьетнаме и в Шри-Ланке он достигает 65-75 %, в Малайзии и Индии - 50-60, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75 %. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10 %; в Афганистане она составляет всего 2 %, а в Йемене - 7 %. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В результате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

При этом нужно, однако, иметь в виду, что среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть и десятки очень небольших по численности жителей, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Примером решения демографических проблем стала Франция. В конце ХIХ и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря информационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. - Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г, - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) -- Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и распространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесячных пособий по многодетности определялся как доля от базовой заработной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал по территориальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 гг. 49 %, в 1968 г. - до 4 %. Виды пособий:

* семейные пособия в размере 22 % базовой заработной платы на второго ребенка в возрасте до 10 лет; 31 % - в возрасте от 10 до 15 лет; 38 % - 15 лет и более; 33 % - на третьего и каждого следующего ребенка в возрасте до 10 лет; 42 % - от 10 до 15 лет; 49% - 15 лет и более. На первенца пособие не выплачивалось но если в семье три ребенка, то оно составляло 9 % от базовой заработной платы в возрасте до 10 лет, 16 % - от 15 лет и более;

* пособие на семью с одним кормильцем: 20 % от базовой заработной платы на первого ребенка до пять лет, 40 % - на второго,

50 % - на третьего и каждого последующего ребенка. Выплаты проводились наравне с семейными пособиями (предельный возраст - 16 лет плюс шесть льготных месяцев);

* дородовое пособие с момента официального удостоверения беременности до родов в размере 22 % базовой заработной платы;

* единовременное пособие при рождении ребенка в размере двойной базовой заработной платы при условии: а) если это первенец, а мать не старше 25 лет или состоит в браке менее двух лет; б) если это не первый ребенок, но со времени предыдущих родов прошло не менее трех лет. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

В 1975 г. был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

Вслед за Францией различные меры проведения демографической политики предприняли Бельгия, Дания, Швеция, Чехословакия, Венгрия и другие страны.

В России идет депопуляция, сейчас, как никогда, информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Не будет ошибочным утверждение, что особенно активную демографическую политику до конца 1980-х гг. проводили социалистические страны Восточной Европы.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.127

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил «либералов» и «консерваторов».

Демографическая политика - целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов.

Рассматривается как часть общей социальной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой систему мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Роль демографической политики весьма велика при планировании социально-экономического развития страны, обосновании стратегических направлений политики и развития социальной сферы. В каком направлении будет осуществляться развитие страны, во многом зависит от нехватки или избыточности трудовых ресурсов, роста или снижения рождаемости, значительной продолжительности жизни или высокого уровня смертности. Регулированию демографических процессов посвящены меры демографической политики. От ее эффективности зависят перспективы развития страны, направления внутренней и внешней политики.

При разработке демографической политики важно учитывать различия между социальной, семейной и демографической политикой:

  • социальная политика связана с выравниванием возможностей, прежде всего, с точки зрения обеспечения минимальных гарантий уровня жизни;
  • демографическая политика представляет собой реализацию мер, направленных на обеспечение расширенного или хотя бы простого воспроизводства населения;
  • объектом воздействия семейной политики выступает именно семья (а не отдельные индивидуумы) в целях повышения значимости семейного образа жизни и обеспечения жизнедеятельности института семьи;
  • социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Меры социальной политики по своему воздействию на народонаселение и результатам могут быть близки целям и задачам демографической

политики. Однако одних только мер социальной политики для решения большинства демографических проблем недостаточно.

В то же время демографическая политика - составная часть социальной политики наряду с регулированием занятости, условий труда, уровня жизни, социального обеспечения населения. Достаточно часто понятия "демографическая политика" и "политика народонаселения" отождествляются и используются параллельно. Наибольшее распространение термин "политика народонаселения" получил в международных документах, особенно в докладах ООН.

Меры социальной и демографической политики в той или иной степени затрагивают интересы семьи. Поэтому большая их часть включается в состав мер семейной политики. И все же демографическую политику следует отличать от семейной. Последняя состоит из деятельности государственных и общественных служб по социальной защите семей (вне зависимости от числа детей в семье), созданию условий для выполнения семьей своих функций.

Иногда для характеристики воздействия государства на процесс рождаемости с целью снижения се уровня и сокращения темпов роста населения используется понятие "контроль рождаемости", близкое по смыслу к демографической политике.

Наряду с перечисленными понятиями часто употребляется и термин "планирование семьи". С одной стороны, планирование семьи - внутрисемейное регулирование деторождения, с другой - комплекс мер, направленных на создание условий для рождения семьями желаемого числа детей.

Демографическая политика может быть успешной только при условии четкой постановки ее цели. Цель демографической политики - формирование наиболее желательного (т.е. оптимального) типа воспроизводства населения, сохранение или изменение существующих тенденций динамики численности, состава, размещения и качества населения, миграции. Понятно, что цели политики будут отличаться в зависимости от конкретных условий страны, региона. При этом выбор оптимального типа воспроизводства населения будет определяться исходя из выбора критерия оптимальности (экономического, природоохранного, военного, политического и т.п.). В зависимости от выбора критерия устанавливается направленность политики общества на тот или иной уровень воспроизводства населения, в первую очередь рождаемости. Кроме того, возможно одновременное использование разных критериев.

В соответствии с поставленной целью демографическую политику можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле в понятие демографическая политика включается воздействие общества на демографические процессы по двум направлениям, таким как изменение или сохранение:

  • уровня естественного воспроизводства населения;
  • направленности и объемов миграции населения.

Однако чаще всего демографическую политику рассматривают в узком смысле. В этом случае это понятие включает воздействие общества только на естественное воспроизводство населения, в первую очередь на рождаемость.

Объектом демографической политики может выступать население страны или какой-то ее части, а также отдельных социально-демографических групп населения, семьи того или иного типа. Расширяется круг субъектов демографической политики - государственные органы управления, некоммерческие организации, бизнес, церковь. Это обусловлено значимостью решения демографических проблем для различных сфер общественной жизни.

Характеристика демографической политики зависит от направленности и течения демографических процессов и целей демографического развития. В частности, можно выделить следующие:

  • а) в зависимости от направленности мер:
    • изменение режима воспроизводства населения,
    • сохранение существующего режима воспроизводства;
  • б) комплексности мер:
    • направленная на регулирование одного из демографических процессов,
    • системно охватывающая комплекс мер, направленных на регулирование ряда демографических процессов;
  • в) учета роли миграционных процессов в демографическом развитии:
    • стимулирующая миграционный приток,
    • направленная на ограничение миграции,
    • не затрагивающая проблем миграционного движения;
  • г) желаемой численности населения:
    • направлена па увеличение численности населения страны,
    • направлена на сокращение численности населения страны.

Демографическая политика представляет собой совокупность разносторонних мер, которые условно делят па три группы - экономические, административно-правовые , воспитательно-пропагандистские. Направленность таких мер многообразна: снижение заболеваемости и смертности,

повышение или снижение уровня рождаемости, изменение направленности и объемов миграции и т.д.

Среди факторов, влияющих на формирование демографической политики, можно выделить:

  • политические (характер политической ситуации в стране, например, консервативный или либеральный подход к реализации демографической политики и др.);
  • демографические (характер течения демографических процессов, изменения рождаемости, смертности и др.);
  • экономические (наличие средств в бюджете страны на реализацию мер; уровень жизни населения страны, определяющий масштабы и направленность мер);
  • национально-этнические (особенности восприятия мер демографической политики различными этносами, религиозными конфессиями).

История зарождения демографической политики начинается с возникновения античных государств, о чем свидетельствуют работы мыслителей того времени (Платон, Аристотель, Сократ и др.) .

Одним из первых проявлений целенаправленного регулирования численности и размещения населения можно считать основание древнегреческих колоний в IV-V вв. до н.э. Этим самым поддерживалось необходимое равновесие между численностью населения, имеющимися землями и продовольствием.

В Средние века отдельные государства принимали самые жесткие меры, направленные на создание больших семей и неограничиваемую рождаемость. Это было связано со стремлением поддерживать высокую численность населения. Могущество страны во многом определялось численностью населения. Значительную роль в регулировании брачного и репродуктивного населения играла церковь.

В XVII-XVIII вв. политика поощрения государствами высокой рождаемости продолжалась, чему в значительной мере способствовали экономические предпосылки развития мануфактурного производства и рост спроса на рабочую силу. Необходимость увеличения населения поддерживали в этот период и многие русские государственные деятели и ученые. И лишь в конце XVIII - начале XIX в. появились идеи о необходимости сдерживания роста населения.

Демографическая политика, проводимая различными государствами до середины XX в., была довольно слаба и не оказывала заметного влияния на воспроизводство населения.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX в., создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводит большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы ее проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребенка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и прочие льготы) принимаются для поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью, несмотря на то что экономические меры влияют на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (трех и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и т.п.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, интересам государства и общества, относятся к важнейшим задачам общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

  • помощь в реализации существующей потребности в числе детей;
  • изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и т.д.).

Условие успешности проведения демографической политики - ее долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.

Эффективность демографической политики определяется сопоставлением ее целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведенными материальными затратами общества. Важнейшим элементом любой программы демографической политики выступает набор индикаторов, позволяющих оценить эффективность реализуемых мер и опирающихся на данные демографической статистики.

Реализация мер демографической политики направлена на достижение демографического оптимума, позволяющего оптимизировать параметры

социально-экономического развития. Демографическая политика обеспечивает рынок труда трудовыми ресурсами, необходимой плотностью населения и т.д., тем самым создавая необходимые предпосылки для эффективного развития экономики и политической стабильности в стране.

  • См.: Демографическая статистика / под ред. М. В. Карманова. Гл. И.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ

Факультет Управления

Кафедра Менеджмента и маркетинга

По дисциплине: Демография

Тема: Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей

Выполнил студент 1 курса, гр. Узс 21.1/Б-13

Сверчкова Ирина Андреевна

Преподаватель: Осипова Наталья Викторовна

Москва 2014

Введение

Государство во многих областях общественной жизни проводит свою политику или, можно сказать, множество различных политик, каждая из которых преследует определенную ограниченную цель и в соответствии с этой целью имеет наименование (политика в области занятости, заработной платы, доходов, образования, жилищная политика, национальная, культурная, оборонная, социальная и т.д.). Наименование политики указывает (прокламирует) ее цели. Таким образом, это вовсе не пустая формальность, не схоластика. Провозглашение целей данной политики налагает определенную ответственность на органы управления за достижение этих целей и за результаты (включая побочные). Таким образом определяется эффективность политики -- путем сопоставления результатов именно с целями.

Пожалуй, невозможно назвать мероприятия государства или общественный процессы, которые бы совершенно не отражались на демографической ситуации. Но это вовсе не дает оснований числить любое мероприятие государства по разряду демографической политики. Между тем существует уже давняя традиция, в частности, в отношении рождаемости. После каждого постановления правительства, содержащего какие-либо меры по материальной поддержке семей с детьми, эти меры причисляются даже некоторыми авторитетными учеными-демографами к мерам демографической политики. От них ожидают повышения рождаемости. Хорошо известна, однако, кратковременность действия и демографическая безрезультативность подобных мер -- как по опыту бывших восточноевропейских стран, так и по опыту нашего отечества. И эта безрезультативность закономерна, поскольку и не предполагалась в качестве цели.

В связи с этим необходимо различать социальную и демографическую политики.

1. Демографическая политика

Демографическая политика -- это комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В независимой России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал.

Цели демографической политики

В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв -- снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерелизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

В экономически развитых странах -- повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции. демографический рождаемость социальный

Меры демографической политики

1. Экономические

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы -- для повышения рождаемости

· преимущества для многодетных семей -- для повышения рождаемости

2. Административно-правовые

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

3. Воспитательные, пропагандистские

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами их регулирование

2. Социальная политика

Социальная политика -- политика в области социального развития и социального обеспечения ; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм -- оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно -- имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики -- это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

· социальной справедливости,

· социальной ответственности,

· социального партнерства,

· социальных гарантий,

· преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

С оциальная политика имеет своей целью регулирование условий жизни, организацию помощи нуждающимся и т.п.

3. Взаимосвязь и различие целей социальной и демографической политики

Конечно, меры социальной политики, направленные на улучшение материальных условий жизни семей и отдельных людей, могут сближаться с задачами демографической политики, создавая благоприятные условия для реализации имеющихся демографических, в частности репродуктивных, потребностей. Но возможности только мер социальной политики воздействовать на изменение потребностей невелики.

По данным всех исследований репродуктивных установок, проведенных в нашей стране и за рубежом, показатель среднего желаемого числа детей в семье выше показателя среднего ожидаемого (реально планируемого) числа детей, что свидетельствует о неполной удовлетворенности потребности в числе детей, которую испытывает множество семей (можно даже сказать, какая это часть семей. Но, по разным исследованиям, часть эта оценивается различно. Анализ результатов исследований увел бы нас в сторону от основной темы. Поэтому я позволю себе не рассматривать этот аспект).

Положительная разность между желаемым и ожидаемым числами детей указывает на возможность некоторого повышения рождаемости, которого можно достичь с помощью традиционных мер социальной политики: пособий, льгот и т.п. Одновременно малая величина этой разности, всего 0,15 ребенка, показывает соответственно незначительность влияния материальных помех на реализацию существующей потребности в детях. Все-таки и в нынешних переходных социальных условиях большинство семей имеют число детей в соответствии (или почти в соответствии) с потребностями в них. Отсюда можно сделать вывод о малых возможностях традиционной демографической (вернее, социальной) политики поднять рождаемость с помощью привычных способов: пособий и льгот. Довести рождаемость удалось бы лишь до среднего желаемого числа детей, которое поданным микропереписи 1994 г., как известно, составляет 1,91 ребенка и не достигает необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения величины 2,12 (апоскольку мы уже в процессе депопуляции, то для выхода из него показатель рождаемости должен значительно превышать значение 2,12).

Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,12 врасчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8--3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3--4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).

Заключение

Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемости, складывается из двух направлений: 1) регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего нашему обществу избежать демографической катастрофы.

Первое направление полностью сливается с задачами традиционной социальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.

Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных организаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезности детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет.

Из этого мы можем сделать вывод о том, что демографическая и социальная политики тесно связаны между собой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретический анализ понятия демографической политики государства - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Реализация средств демографической политики.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие демографической политики, ее структура и составляющие. Основные направления и мероприятия демографической политики Российской Федерации, ее анализ на примере Красноярского края. Оценка демографической ситуации: данные государственной статистики.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012

    Сущность понятия "демографическая политика". Политика, направленная на повышение рождаемости. Общие направления и региональные особенности демографической политики. Руководящий принцип демографической политики Бельгии. Отпуска по беременности и родам.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Основные понятия демографической политики - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Особенности современной демографической политики в разных странах.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Влияние социальной политики на рождаемость в Российской Федерации. Сущность социальной политики и критерии её эффективности. Приоритетные национальные проекты. Оценка показателей рождаемости. Усиление роли дополнительных мер государственной поддержки.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2014

    Понятие демографии, ее сущность и особенности, история становления и развития как науки, современное состояние. Определение демографической политики, ее основные задачи в государстве. Состояние демографической политики в экономически развитых странах.

    практическая работа , добавлен 13.02.2009

    Характеристика социальной сферы национальной экономики и ее составляющих. Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления. Модели и методы социальной политики государства: экономические, правовые или законодательные.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Сущность и основные компоненты социальной политики государства. Основные цели и задачи социальной политики. Особенности, основные направления и проблемы современной социальной политики в России. Основные принципы разработки модели социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Государственная демографическая политика Российской Федерации. Современное состояние демографических процессов в России. Реализация демографической политики в Саратовской области. Направления совершенствования региональной демографической политики.

Нужно поднять среднюю

продолжительность человеческой жизни,

иначе человек «не окупается»

Станислав Ежи Лец

Демографическая политика - комплекс экономических, административных и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Материнство в нашей стране поощряется государством. Вместе с тем женщине предоставлено право самостоятельно решать вопрос о материнстве (Федеральный закон № 323, 2011 г.), что определяет моральную автономию человека в вопросах планирования семьи и деторождения, которая в мировой практике называется репродуктивным выбором (РВ). Право на РВ является неотъемлемой частью прав человека в мире и гарантирует всестороннюю защиту репродуктивного здоровья, доступ к достоверной информации и услугам по рождению детей, предупреждению НБ и производству безопасного аборта.

Брачность является важным фактором в принятии решения о рождении ребенка женщиной. В настоящее время распространены сожительства до (или вместо) законного брака, частая смена партнеров, типичное для сожителей откладывание рождений первенцев, нередко переходящее в решение никогда не иметь детей. Но даже с учетом сожительств огромная часть взрослого населения России - более трети мужчин (37%) и половина женщин в возрастах от 18 лет и старше не состоят в браке.

Доля женщин в возрастах от 18 лет и старше, живущих с супругами (или гражданскими партнерами) в одной семье, в России самая низкая из 23 европейских стран. Эта доля равна 50%, т.е. половина взрослых женщин в стране не имеет не только супругов, но даже и сожителей.

Средний возраст российской невесты в первом браке уже в 2006 году приблизился к 24 годам. В 2013 году менее трети женщин (29,3%) в возрасте 20-24 лет зарегистрировали брак.

Однако в течение года перед наступлением беременности доля незамужних женщин падает почти на 20 п.п. (с 87 до 68%). Вслед за этим следует лавинообразное заключение браков на первых семи месяцах беременности, что ведет к сокращению доли незамужних в этой возрастной группе на 30-40 п.п. во всех регионах. На момент рождения первенца не состоит в браке каждая четвертая девушка в возрасте 20-24 года (Бирюкова С. с соавт., 2014).

В целом в 2015 году количество браков составило 7,9 на 1 000 населения, разводов - 4,2 на 1 000 населения. Возрастной пик вступления в брак среди женщин составил 25-34 лет - 44,2% (Федеральная служба государственной статистики, 2016).

Суммарный коэффициент рождаемости был минимальным в 2000 году - 1,195, к 2015 году он повысился до 1,777. Сравнение возрастных коэффициентов рождаемости за 1990-2012 гг. показывает изменения в последние два десятилетия за счет перемещения ярко выраженного пика рождаемости в прошлые годы с возрастной группы 20-24 года на 25-29 лет (106,6‰). У женщин 20-24 лет после почти двукратного снижения в 80-90-е годы она остается относительно стабильной на уровне около 90 рождений на 1000 женщин. 24,7% детей (по данным за 2010 г.) рождены 20-24-летними женщинами вне брака.

Рождаемость является результатом действия ряда непосредственных детерминант, а именно: плодовитости, интенсивности половой жизни и сознательного контроля рождаемости. Разложение рождаемости на её непосредственные детерминанты (proximate determinants) было предложено Д. Бонгаартсом и получило название модели Бонгаартса (Bongaarts J., 1982).

На основании наблюдаемого уровня рождаемости и оценки значения индексов Бонгаартса, Денисовым Б.П. с соавт. (2014) получен гипотетический уровень потенциальной плодовитости и соотношение влияния предполагаемых детерминант на рождаемость (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Непосредственные детерминанты, определяющие отклонение рождаемости от потенциальной плодовитости согласно схеме Бонгаартса (потенциальная плодовитость =15,5 ребенка на женщину = 100%).

Разложение рождаемости согласно модели Бонгаартса показывает, что роль контрацепции в структуре методов внутрисемейного регулирования рождаемости в современной России существенно превосходит роль искусственных абортов. Эффективность планирования семьи в стране повышается, а роль аборта во внутрисемейном контроле рождаемости сокращается. В то же время законодательное ограничение аборта рассматривается как инструмент повышения рождаемости. Под профилактикой (предупреждением) абортов чиновники подразумевают отказ от аборта в пользу рождения, если нежелательная беременность случилась. Одним из целевых индикаторов Государственной программы развития здравоохранения РФ (распоряжение Правительства РФ № 2511-p от 24.12.2012) является доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности. Она должна возрасти до 15% в 2020 г., однако как измерять этот показатель, не уточняется.

Влияние бесплодия на суммарный коэффициент рождаемости невелико. Так, распространенность первичного и вторичного бесплодия среди женщин в возрасте 20-44 года, подверженных риску беременности в 2010 году в мире составила соответственно 1,9% и 10,5%, а России этот показатель оказался равным 1,9% и 3,2% (Сакевич В.И., 2012). То есть, бесплодие в России не является массовой социальной проблемой. В гипотетическом случае, если высокотехнологичная медицинская помощь станет доступна для всех людей с ограниченной плодовитостью, но мечтающих родить ребенка, и всем удастся помочь, уровень рождаемости в стране существенно не увеличится (по грубым оценкам, коэффициент суммарной рождаемости мог бы возрасти лишь на 0,01).

Наибольший понижающий эффект на реализацию потенциальной рождаемости оказывает фактор брачности, а точнее - безбрачие. За счет того, что не все женщины от 15 до 49 лет состоят в партнерстве на протяжении репродуктивного периода, уровень рождаемости меньше потенциального более, чем на 40%. Однако материальное стимулирование рождений детей второй и последующих очередностей не сопровождается стимулированием вступления в брак.

По данным Бурдули Г.М., Фроловой О.Г. (2008) репродуктивное поведение женщины определяют: социально-экономические (33%), медико-организационные (32%), социально-когнитивные (22%), медико-биологические (10%) и семейные факторы (5%), то есть основная доля факторов, влияющих на РВ женщины - это социальная составляющая.

Это мнение подтверждается анализом результатов социологического исследования «Отношение женщин России к праву на решение о рождении ребенка» (2012 г.), в котором были определены мотивы отказа от беременности и деторождения. Основной из них - «отсутствие денежных средств» - 71%. Следующие по значимости мотивы: «социальная неустроенность» - 48%, «отсутствие надёжного партнёра» - 46%, «неуверенность в своём будущем» - 45%. Желание женщины заниматься карьерой и на время отложить рождение ребенка получили равное количество ответов - по 21%. Воздержались бы от деторождения из-за опасения родить больного ребенка 20% женщин, из-за угрозы жизни и здоровью женщины при беременности и родах - 16%, из-за пьянства и наркомании - 19% и 15% соответственно, а также из-за осуждения матерей-одиночек родственниками - 11% и обществом - 10% или по причине опасения за свое будущее при появлении ребенка - 10%.

Большинство респондентов считают основными мотивами сохранения беременности: «если позволит материальное положение» - 59% и «поддержка со стороны мужа/партнёра» - 53%, а также семьи и близких родственников - 38%. Для 31% женщин значимым является поддержка со стороны государства.

Специалистами института Гуттмахера было показано, что уровень экономической безопасности страны связан с количеством выполняемых абортов, а бедность является фактором риска наступления нежелательной беременности и ее прерывания. Так, 69% абортов делают женщины, чьи доходы оцениваются на уровне бедности и ниже, а показатель абортов среди них составляет 54 случая на 1000 женщин в возрасте 15-44 лет.

За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. По данным 2011 года института социологии РАН, 59% населения России относятся к категории «бедных» и «малоимущих» (Горшков М., 2011). По данным за I кв. 2015 г. количество бедных составило 15,9% (22,9 млн человек) (с доходом ниже прожиточного минимума 9662 рубля в мес.), малоимущих - 44% (63,4 млн человек) (с доходом меньше социально приемлемого потребительского бюджета, т.е. менее 25 тыс. руб.) (Россат. 11.06.2015). 64% семей с детьми являются малоимущими. Семьи, где несовершеннолетних детей трое или больше, имеют практически 50-процентную вероятность попасть в число малообеспеченных или просто нищих (Российская газета. №6109(133) от 25.10.2015).

Осознавая в полной мере неблагополучие, сложившееся в демогафической сфере Правительство принимает беспрецедентные меры по стимулированию рождаемости, поддержки семей с детьми и снижению количества абортов. По мнению Президента, «главный путь преодоления демографического кризиса - это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми» (Послание Президента Федеральному Собранию, 30 ноября 2010 г.). В то же время, анализ репродуктивных планов населения (рис. 1.2) демонстрирует установку на малодетность, что определяется социально-экономическим состоянием, которое оказывает влияние на жизненные приоритеты граждан, вектор которых направлен на повышение материального благополучия и не совпадает с рождением большого количества детей (Население и общество, 2013).

Рис. 1.2. Репродуктивные планы населения России:

желание респондентов

иметь соответствующее количество детей в семье

(по данным электронной версии бюллетеня

“Население и общество”, 2013 г.

В отличие от развитых стран, где частота НБ составляет в среднем 20% от числа наступивших беременностей, в нашей стране их в 2 раза больше - 41% и, таким образом, НБ и ее предотвращение (а не аборт!) продолжает оставаться серьезной социальной проблемой. Именно недооценка (или, даже, игнорирование) социальных аспектов этого вопроса приводит к сохранению необходимости прерывания беременности среди сотен тысяч женщин ежегодно.

По мнению международных экспертов в области репродуктивного здоровья, нежелательная беременность - это ВЫСОКИЙ РИСК НЕБЕЗОПАСНОГО АБОРТА И МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ (ВОЗ, 2012). Именно поэтому во всем мире серьезная работа направлена на преодоление проблемы НБ и небезопасных абортов (НбА).

Точка зрения мировой медицины в отношении существующих методов регуляции рождаемости состоит в постепенной замене искусственного прерывания НБ другими методами планирования семьи на основе сексуального просвещения населения, а также предоставления доступа к безопасному аборту (БА).

То есть аборт должен стать исключительно редким явлением - только в случае контрацептивных неудач. Современные стратегии репродуктивного выбора (глава 8) являются основой реализации внутрисемейного регулирования рождаемости, преодоления проблемы НБ и охраны репродуктивного здоровья на государственном уровне.

Обостряются и настоятельно требуют разрешения противоречия между постоянно изменяющимся социально-экономическим положением населения и жизненными установками и ориентациями, рассчитанными как на относительно стабильную и благополучную жизнь, так и на реализацию репродуктивных планов в рамках отдельной семьи и демографической политики государства в целом