Строительство и ремонт своими руками

Научно исследовательская деятельность в школе рабочая программа. Рабочая программа факультативного курса «Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся. Быт и нравы села

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»

ДЛЯ 7-8 класса

СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2 года

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

всего 68 часов

в неделю 1 час

Составитель программы Паршина Л.А.

Программа «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности »» создана в соответствии с учебным планом ГБОУ Школа №744. Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 7-8 классов. На проектную деятельность в 7-8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов в 7 классе, 34 часов – 8 классе.

Москва, 2017 г.

Результаты освоения курса проектной деятельности.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности:

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.Планировать (составлять план своей деятельности);

4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

1.формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

2.развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

1.учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

3 осуществлять итоговый и пошаговый контроль за резуль­татом;

1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

3.проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

1.умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

2.добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

3.осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

4.учиться основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

5.осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

1.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2.умение координировать свои усилия с усилиями других.

3.формулировать собственное мнение и позицию;

4.договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

5.задавать вопросы;

6.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

7.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2.понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

3.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

4.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

5.с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 1 ЧАС

Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». 2 ЧАСА

Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. 1 ЧАС

Тема 4. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. 2 ЧАСА

Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. 2 ЧАСА

Тема 6. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». 2 ЧАСА

Тема 7 . Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. 2 ЧАСА

Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. 2 ЧАСА

Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. 2 ЧАСА

Тема 10. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. 3 ЧАСА

Тема 11. Исследование объектов. Практ. занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. 2 ЧАСА

Тема 12 . Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. 1 ЧАС

Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. 2 ЧАСА

Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Тема 15. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. 2 ЧАСА

Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. 2 ЧАСА

Тема 18. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. 1 ЧАС

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

30.10 – 4.11.17

Планирование работы.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

5.02 – 11.02.18

Исследование объектов.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задани, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

19.03. -25.03.18

Как сделать сообщение о результатах исследования

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Оформление работы.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ своей проектной деятельности.

Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ

Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований

Тема 1.3. Выбор темы

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Раздел 2. Работа с научной литературой

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.

Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.

Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Раздел 3. Проектирование исследования

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Тема 3.1. Общие положения – 1 час.

Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.

Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.

Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании

Тема 4.1. Общие положения – 2часа.

Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.

Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.

Тема 6.2. Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.

Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.

Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета (курса)

Формы проведения и виды деятельности

Раздел 1. Подготовительная работа – 8 часов.

Введение

Формы представления исследовательских работ.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Типы и виды учебных исследований.

Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.

Выбор темы.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.

Организация исследования.

Контроль по процессу.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.

Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.

Информационное обеспечение исследования.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Конспектирование источников.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.

Контроль по результату.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.

Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.

Общие положения.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.

Проектирование исследования.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).

Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

Общие положения.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Размещение графических материалов.

Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ - 5 часов

Структура исследовательских работ.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Требования к оформлению исследовательских работ.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.

Анализ результатов исследования.

Формирование выводов, обобщений.

Раздел 6. Культура выступления – 7 часов.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.

Аргументация.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.

Понятие информационной речи.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.

Подготовка к защите исследования.

Практическое занятие.

Защита научно-исследовательских работ.

Конференция проектов

Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции.

Рабочая программа

по исследовательской деятельности 10 класс

Разработал:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Верещакская СОШ»

С. Верещаки, Новозыбковский р-он, Брянская обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Исследовательская деятельность» 10 класс составлена на основании федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования, образовательной программы МБОУ «Верещакская СОШ» и изменениями и дополнениями к ней, утвержденными приказом от 31.08.2016 года № 114, с использованием авторской программы А.В. Масленниковой «Основы исследовательской деятельности учащихся».

В соответствии с Уставом школы, предусматривающим 35 рабочие недели в учебном году, тематическое планирование составлено на 35 часов (1 час в неделю).

Цель курса : обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Данный курс решает следующиезадачи :

    знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;

    формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

    формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

    развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

    развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

    формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

    формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

    развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

Требования к научному руководителю ученика : знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.

Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).

Электронные и технические средства обучения:

    Учебный мультимедиа комплекс:

    компьютер,

    интерактивная доска

    Интернет-класс

Ожидаемый результат:

Учащийся знает:

    о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

    о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

    о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

    об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

    об эффективных способах презентации результатов исследования.

Учащийся имеет навыки:

    работать в библиотеке;

    находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

    конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

    ставить цели и задачи исследования;

    подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

    работы с различными информационными ресурсами

    анализа и конспектирования литературы

    постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

    определения целей и задач исследования

    самостоятельной организации исследовательской деятельности

    рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

    публичной защиты результатов собственного исследования

Содержание программы

    Введение – 3 часа.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

    Методология научного творчества – 7 часов.

Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.

    Работа над основной частью исследования (13ч.)

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

    Оформление исследовательской работы – 3 часа.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.

    Представление результатов научно-исследовательской работы – 9 часов.

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

УМК:

1. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 51-60.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.- 48с.

Календарно – тематическое планирование по предмету исследовательская деятельность 10 класс

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнитель-ного содержания

Домаш-нее задание

Дата проведения

Введение (3ч.)

Цель, задачи, специфика занятий, общие требования .

Знать Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности

Исследование, проектирование

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад.

Признаки проектной деятельности. Особенности иссл. Деятельности

Типология методов иссл.

Литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект.

Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников.

Виды проектирования

Методология научного творчества (7ч.)

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Знать правила написания. Уметь обосновывать актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.

Путь к услеху

Общая схема хода научного исследования: определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование выводов

объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования

Знат ь методы исследования.

Классификация проектов

Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор.

объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования

Знать такие понятия, какгипотеза, идея, ключевое слово, обзор, предмет и объект исследования

Как распределять время

Основные понятия исследовательской работы: объект исследования, предмет исследования, проблема

1

объект, предмет исследования

Поиск информации

Методы научного познания: наблюдение, сравнение.

Урок-практикум

Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования

Знать и уметь применять методы научного познания: наблюдение, сравнение.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная).

КУ

Уметь работать с литературой и отбирать источники

Методы поиска информации.

КУ

Виды информации (обзорная, реферативная, методы поиска информации)

Знать и уметь применять методы поиска информации

Работа над основной частью исследования (13ч.)

Выбор темы. Обоснование её актуальности.

Урок-практикум

Уметь создавать себе комфортные условия

Уметь формулировать тему и цель проекта Формулировать цели исследования

Формулировка цели исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

Формулировка конкретных задач исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

Определение объекта исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

Знать и уметь определять объект и предмет исследования

Определение предмета исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

практикум

Уметь применять советы руководителя

Составление индивидуального плана.

практикум

План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план.

Уметь составлять индивидуальный план

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

практикум

источники и литература,

Уметь находить источники и литературу, уметь отбирать фактический материал.

Знать где найти и уметь применять научную литературу и периодические издания

Сбор первичной информации, её организация .

практикум

первичная информации, её организация .

Работа с научной литературой .

практикум

Работа с научной литературой и с периодическими изданиями в библиотеке

Работа с периодическими изданиями

практикум

Индивидуальные консультации.

практикум

Консультация учителя

Уметь находить источники информации

Заключение. Результаты работы.

практикум

Консультация учителя

Оформление исследовательской работы (3ч.)

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников.

УИНМ

Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации

Уметь оформлять исследовательскую работу

КУ

составление библиографии по теме исследования.

Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки

КУ

формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки

Представление результатов исследовательской работы (8ч.)

Составление тезисов (краткое содержание работы).

КУ

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Уметь самостоятельно составлять тезисы и аннотацию к работе

Аннотация.

практикум

Подготовка к презентации работы.

практикум

Уметь исправлять недочеты

Требования к докладу.

практикум

Уметь представить результат в различных формах

Требования к электронной презентации.

практикум

Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада, в том числе и с использованием ИКТ-технологий.

Знать эффективные способы презентации результатов исследования.

Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

практикум

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Индивидуальная работа.

практикум

Анализ выполнения проекта

Уметь анализировать свою деятельность

Защита работы.

практикум

Выступление учащихся

35

Подведение итогов

Кр. стол

Выступление учащихся

МКОУ «Ниж – Суетская средняя

общеобразовательная школа им. А. Карпенко»

Суетского района

Алтайского края

Программа исследовательской работы

Школьное научное общество

«Природа, наука, человек»

Руководитель:

учитель географии и биологии

Сидорова Татьяна Алексеевна

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
  • Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
  • Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
  • Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
  • Овладеть основами практического выступления с научным докладом;

В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”. Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность образовательного процесса – 3 года.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная..

Программа предполагает использование следующих обучающих форм :

  • мини-лекции.
  • Научные практикумы.
  • Уроки-дискуссии.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Научные состязания.
  • Защита исследовательских мини-проектов.

В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:

– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;

– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;

– источники поиска необходимой информации;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– порядок оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и представления результатов

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;

– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;

– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;

– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,

Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:

  • освоено полностью;
  • освоено частично;
  • не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.

– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”

Учебно-тематический план “Первые шаги в науку”


п/п

Модули программы, использование почасовой теории 34 часа и сквозной практики 20 часов раскрывает педагогическую целесообразность изучаемых тем

Кол-во часов

1 модуль
“Первые научные пробы”.
Самоопределение в науке.

Введение в школьную жизнь.

«Общие требования к исследовательской работе учащихся»

Презентация курса “Первые шаги в науку”

Давайте познакомимся. Техники знакомства.

1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4

Структура учебно-исследовательской деятельности
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.
Актуальность и практическая значимость исследования.
Объект и предмет исследования.

1.4.
1.4.1
1.4.2
1.4.3
1.4.4
1.4.5
1.4.6
1.4.7
1.4.8

Следующие шаги:
– Определение цели и задач исследования
– Формулирование гипотезы
– Определение методов исследования
– Планирование исследования
– Распределение ролей при работе в команде
– Виды литературных источников информации
– Виды фиксирования и обобщения информации
– Библиографическое описание

2 модуль
“Поиск истины.
От замысла к открытию”.

2.1.

Творческая личность. Качества творческой личности.

Азбука лидерства

2.2.
2.2.1
2.2.2
2.2.3

Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательских работ.
Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.
Ведение дневника

2.3.
2.3.1
2.3.2

Оформление работы
Оформление работы и подготовка приложений
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

3 модуль
“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”

3.1.
3.1.1
3.1.2
3.1.3

Практика презентации исследовательской работы
Успех презентации – залог признания и путь к номинации!
Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.

3.2.

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.

3.3.

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования.

3.4.

Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.

3.5.

Разработка памятки “Практические советы по проведениюисследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
Тренинг.

Резерв

ИТОГО:

1. Введение.

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности.

Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.

Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.

Практическая работа: разработка замысла проекта.

Формы контроля: защита замысла проекта.

3. Этапы организации исследовательской деятельности.

Распределение ролей при работе в команде.

Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.

Этапы работы.

Формы контроля: защита плана проекта.

Оборудование: памятки.

4. Организация работы с информацией.

Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Виды фиксирования и обобщения информации.

Составление списка литературы.

Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.

Формы контроля: представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.

Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.

5. Эксперимент и исследование.

Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.

Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.

Подтверждение гипотезы, анализ данных.

Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

6. Оформление работы и подготовка приложений.

Размещение иллюстраций в работе.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.

Оборудование: памятка.

7. Практика презентации исследовательской работы.

Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.

Стендовый доклад.

Основные правила написания тезисов и рецензии.

Презентация проекта и исследования.

Формы: учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.

Оборудование: компьютеры.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки “Практические советы по презентации исследовательской работы”.

8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза.

Оборудование: памятка.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.

9. Практическая работа: разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе создано школьное научное общество (ШНО). Работа в ШНО включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Школьное научное общество работает с 2007 года. Разработано Положение и Устав ШНО.

Положение о школьном научном обществе учащихся

Общие положения

1. Школьное научное общество учащихся (ШНО) является добровольным объединением школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных знаний.

2. Непосредственное руководство школьным научным обществом учащихся осуществляет учитель биологии.

Цели и задачи школьного научного общества учащихся:

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитее их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь членам школьного научного общества в решении следующих задач:

  • овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  • почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
  • научиться методам и приемам научного исследования;
  • научится работать с литературой;
  • стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

Устав ШНО

В школьное научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя – предметника.

Возраст вступления в ШНО – 11- 14 лет.

Ученик, участвующий в работе ШНО, имеет право:

  • выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
  • опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, участвующий в ШНО, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  • Использовать ресурсы школьной библиотеки и сети интернет для написания исследовательской работы;
  • Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  • Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • Строго выполнять требования к оформлению научной работы.
  • Эмблема ШГНО (школьного географического научного общества)
  • Эмблема ШБНО (школьного биологического научного общества)

Список литературы для учителя.

  1. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
  2. Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
  3. Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
  4. Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
  5. Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.

Список литературы для ученика

1. Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 20011.

2. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.


МБОУ «Бестужеская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по УВР: Директор МБОУ «Бестужевская СОШ»

Честнейшиной Н. М. _______________ Щукина Н. А ____________________

Рабочая программа факультативного курса

«Научно – исследовательская

и проектная деятельность учащихся»

6, 8 класс

Сроки реализации: 2016-2017 гг.

Учитель: Илатовская Ирина

Анатольевна

с. Бестужево

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 26. 12.2012г. 3273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Примерной программы по предмету

Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 №373

Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с задачи - вооружить учащегося знаниями - на задачу - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы данного факультативного курса также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель факультатива:

формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Количество часов в год

6 (исследовательская работа)

6 (проект)

8 (исследовательская работа)

8 (проект)

Математика 5 класс, 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. – М.: Вентана – Граф, 2015

Геометрия 7-9 Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. и др Москва Просвещение 2013

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты :

Формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом;

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные

Умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Умение координировать свои усилия с усилиями других.

Формулировать собственное мнение и позицию;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные результаты:

    осознание значения математики для повседневной жизни человека;

    представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

    развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

    владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

3. Тематическое планирование

6, 8 класс (проект)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Определение темы работы. Составление плана работы по проекту.

Постановка цели проекта и задач проекта.

Поиск и сбор информации по теме проекта.

Написание проекта.

Создание и оформление проектного продукта.

Составление выступления и презентации

Репетиция выступления

Защита проекта

6, 8 класс (исследовательская работа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Определение темы работы.

Выбираем литературу. Знакомство с Интеренет-источниками. Поиск и отбор информации.

Планирование выполнения исследовательской работы. Постановка цели и задач исследовательской работы.

Постановка вопроса, поиск гипотезы. Формулировка гипотезы.

Написание теоретической части исследовательской работы.

Проведение анкетирования, обработка полученных ответов.

Практическая част исследовательской работы.

Оформление работы в соответствии с требованиями

Составление текста выступления и презентации.

Репетиция выступления

Защита исследовательской работы

КГБОУ «Ачинская образовательная школа - интернат №1»

Образовательная программа

«Введение в исследовательскую деятельность школьников»

Кленовая Л. М.

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в учебно - исследовательской деятельности.

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация учебно-исследовательской деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют современные интерактивные технологии.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Курс рассчитан на 34 часа занятий, полученные знания слушатели курса применяют в исследовательской деятельности под руководством своих научных руководителей.

Цель программы: формирование навыков организации исследовательской деятельности учащихся с применением проектного метода, информационно-коммуникационных технологий в области гуманитарных наук.

Задачи программы:

1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:

освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темой в области гуманитарных наук;

умению добывать новые знания;

умению объяснить приобретенные знания и описать их;

умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

3.Познакомить с элементарными методами исследования.

4.Научить вести школьное исследование.

5.Научить грамотно оформлять отчетность по исследованию.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.

Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

Требования к научному руководителю ученика : знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.

Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).

Электронные и технические средства обучения:

Учебный мультимедиа комплекс:

компьютер,

документ камера,

интерактивная доска

Мобильный класс

Интернет-класс

Электронная библиотека

Локальная связь.

Ожидаемый результат:

Учащийся знает:

о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

об эффективных способах презентации результатов исследования.

Учащийся имеет навыки:

работать в библиотеке;

находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

ставить цели и задачи исследования;

подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

работы с различными информационными ресурсами

анализа и конспектирования литературы

постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

определения целей и задач исследования

самостоятельной организации исследовательской деятельности

рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

публичной защиты результатов собственного исследования

Учебно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (11ч).

Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).

Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.

Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.

Правила работы с книгой.

Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.

2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).

Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.

3. Методика написания реферата (12 часов).

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением . Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов

Консультирование (групповое) по написанию реферата.

Защита реферата на конференции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия Кол-во часов

Лекции

Семинар, практикум

Экскурсии

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (11ч)

Методы научного познания.

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Рациональная организация учебного труда

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии.

Правила работы с книгой . Методы эффективного чтения.

Применение информационных технологий в исследовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11 ч)

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА (12 ч)

Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы.

Искусство отвечать на вопросы.

Презентация результатов на конференции

Итого:

10

23

1

Система контроля сформированности навыков исследовательской деятельности

Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности необходимо использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).

При оценке исследовательских работ учащихся принимается во внимание следующее:

соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, названиям разделов и тем работы;

соблюдение структуры работы, объёма работы;

наличие литературного обзора, его качество;

соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

логичность и полнота доказательств;

соответствие выводов полученным результатам;

культура оформления материалов, научный стиль работы.

Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики, предполагает освещение им следующих вопросов:

Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?

Проблема исследования, цели и задачи работы.

Предполагаемая форма и дата представления результатов?

Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?

Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).

Производится проверка результатов практических работ учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. - М., 1985
  2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. - М., 1989.
  3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1975.
  4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М.,1981.
  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  6. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1969
  7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  8. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105.
  9. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С 105-107.
  10. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 51-60.
  11. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3. - С. 29-32.
  12. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
  13. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с.
  14. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1974
  15. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 61-66.