Строительство и ремонт своими руками

Движение веществ по организму. Передвижение веществ по стеблю. Формы клеточной подвижности

Вопрос 1.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности организму необходимы питательные вещества (минеральные вещества, вода, органические соединения) и кислород. Обычно эти вещества передвигаются по сосудам (по сосудам древесины и луба у растений и по кровеносным сосудам у животных). В клетках вещества передвигаются от органоида к органоиду. Транспортируются вещества в клетку из межклеточного вещества. Отработанные и ненужные вещества выводятся из клеток и, затем, через органы выделения из организма. Таким образом, транспорт веществ в организме необходим для нормального обмена веществ и энергии.

Вопрос 2.
У одноклеточных организмов вещества переносятся движением цитоплазмы. Так, у амёбы цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней питательные вещества передвигаются и разносятся по всему организму. У инфузории туфельки – одноклеточного организма, имеющего постоянную форму тела – передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

Вопрос 3.
Сердечно-сосудистая система обеспечивает непрерывное движение крови, которое необходимо для всех органов и тканей. По этой системе органы и ткани получают кислород, питательные вещества, воду, минеральные соли, с кровью к органам поступают гормоны, регулирующие работу организма. Из органов в кровь поступает углекислый газ, продукты распада. Кроме того, система кровообращения поддерживает постоянство температуры тела, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз ), взаимосвязь органов, обеспечивает газообмен в тканях и органах. Система кровообращения выполняет также защитную функцию, так как в крови содержатся антитела и антитоксины.

Вопрос 4.
Кровь - это жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма - это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы - это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное - это органические (около 9,1 %) и неорганические (около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию - важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.

Вопрос 5 .
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма - это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы - это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное - это органические (около 9,1 %) и неорганические
(около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию - важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.
Форменными элементами крови являются эритроциты – красные кровяные тельца, лейкоциты – белые кровяные тельца и тромбоциты – кровяные пластинки.

Вопрос 6.
Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) - только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Вопрос 7.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности растение поглощает СО 2 (углекислый газ) из атмосферы листьями и воду с растворенными в ней минеральными солями из почвы корнями.
Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. Благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.
Передвижение воды и минеральных веществ в растениях осуществляется за счет двух сил: корневого давления и испарения воды листьями. Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Испарение воды листьями - процесс, который происходит через устьица листьев и поддерживает непрерывный ток воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению в восходящем направлении.

Вопрос 8.
Органические вещества, синтезирующиеся в листьях, оттекают во все органы растения но ситовидным трубкам луба и образуют нисходящий ток. У древесных растений передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости происходит при участии сердцевинных лучей.

Вопрос 9.
При помощи корневых волосков происходит всасывание из почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая - это облегчает всасывание.
Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Корневое давление развивается при превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Вопрос 10.
Испарение воды растением называется транспирацией . Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение испарения: оно принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.

1 какие два процесса обеспечивают восходящий ток воды с растворенными в ней веществами по ксилеме?

2какое значение имеет то,что сосуды ксилемы представлены мертвыми клетками с толстыми стенками, способными поддерживать постоянную форму?
3 зачем растению нужен восходящий ток воды и минеральных солей? Когда этот процесс идет активнее ночью или днем?
4 зачем растению нужен нисходящий ток органических веществ?куда деваются эти вещества?
5 может ли осуществляться движение органических веществ по флоэме снизу вверх? Когда это может быть необходимо ратсению
6основная ткань растений называется паренхима.где можно встретить различные модификации этой ткани?
7 в чем арзличие в строении и функциях столбчатой и губчатой пренхимы?
8почему стебли двудольных растений могут растив. Толщину,а однодольных нет?
9когда мы ставим черенок смородины в воду,то на нем образуется корни.какие это корни? Из какой ткани они образуются?
10 почеу. Дерево легко расколотб топором вдоль ствола и сложно поперек

1. К реакциям пластического обмена в организме человека относят процесс

1) транспорта питательных веществ по пищеварительному каналу
2) выделения сальными железами кожного сала
3) синтеза белков в клетках печени
4) фильтрации плазмы крови в нефроне
2. Установите уровневую организацию строения слухового анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела − уха. В ответ запишите соот-
ветствующую последовательность цифр.
1) рецепторные волосковые клетки
2) улитка
3) внутреннее ухо
4) перепончатый лабиринт
5) кортиев орган
3. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»
пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека
В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество ________ (А).
Железы толстого кишечника вырабатывают много ________ (Б) и облегчают,
таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи.
Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые ________ (В). Непере-
варенные остатки пищи попадают в ________ (Г) и удаляются из организма.
Перечень терминов
1) слизь
2) вода
3) глюкоза
4) фермент
5) витамин
6) прямая кишка
7) слепая кишка
8) поджелудочная железа
4. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят процесс
1) синтеза белков в мышечных волокнах
2) переноса кровью питательных веществ по организму
3) окисления глюкозы в нейронах мозга
4) обратного всасывания первичной мочи в извитых канальцах почек
5. Почему врачи рекомендуют включать в рацион питания продукты, содержа-
щие йод?
1) йод влияет на изменение состава плазмы крови
2) йод нормализует деятельность щитовидной железы
3) йод предупреждает заболевание ангиной
4) йод способствует синтезу в организме витамина С
6. Во время тренировки спортсмена в первую очередь расходуются запасы
1) витаминов 2) белков 3) жиров 4) углеводов
7. Вред загара заключается в том, что
1) темнеет кожа
2) может возникнуть меланома
3) вырабатывается избыток витамина D
4) в расширяющиеся сосуды кожи оттекает большое количество крови
8. В каком отделе пищеварительного канала в основном происходит всасыва-
ние органических веществ пищи?
1) в ротовой полости 3) в толстом кишечнике
2) в желудке 4) в тонком кишечнике
9. Установите уровневую организацию строения зрительного анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела. В ответ запишите соответствую-
щую последовательность цифр.
1) глаз
2) сетчатка
3) глазное яблоко
4) колбочки
5) фоторецепторы



























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» учитель биологии Фёдорова Екатерина Николаевна

Слайд 2

Дыхание.

  • Слайд 3

    Дыхание

    кислорода митохондриях энергии углекислого газа органических веществ

    Слайд 4

    Транспорт веществ в организме.

    Транспорт

    Слайд 5

    Цель урока:

    Познакомиться с особенностями переноса веществ в организмах растений и животных.

    Слайд 6

    Движение цитоплазмы

  • Слайд 7

    Клетки сообщаются между собой цитоплазматическими каналами

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    У растений передвижение веществ осуществляется по двум системам: СОСУДЫ ДРЕВЕСИНЫ (КСИЛЕМА) - вода и минеральные соли; СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ ЛУБА (ФЛОЭМА) - органические вещества.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Типы кровеносной системы

    Слайд 15

    Кровеносная система Дождевой червь Моллюскигемолимфа Рыбы Насекомые Земноводные Рептилии Птицы Млекопитающие Замкнутая Незамкнутая

    Слайд 16

    Органы кровеносной системы ________ ___________ ______________ ____________ ___________ _______________

    Слайд 17

    Органы кровеносной системы СердцеСосуды Предсердия Желудочки Артерии Вены Капилляры Артерии – От сердца (гласные) Вены – КСердцу (согласные)

    Слайд 18

    Слайд 19

    Кровь _____________ (жидкая часть) ______________ _____ (цвет) ______ (функции) _____ (цвет) ______ (функции) Тромбоциты ______ ______ (функции)

    Слайд 20

    Кровь Плазма Клетки крови Эритроциты Красные Переносят кислород Лейкоциты Белые Убивают микробы Тромбоциты Участвуют в Свёртывании крови

    Слайд 21

    Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Слайд 22

    У позвоночных животных кровеносная система

    А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

    Слайд 23

    Сосуды, которые отходят от сердца, называются

    А) вены Б) капилляры В) артерии

    Слайд 24

    Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется

    А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

    Слайд 25

    Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор

    А) артерии, лёгкие, вены, капилляры. Б) артерии, вены, гемоглобин, капилляры. В) эритроциты, лейкоциты, желудок.

    Слайд 26

    Водном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов. Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет. В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.

    Слайд 27

    Домашнее задание:

    §12; вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

  • Слайд 28

    Спасибо за урок!!!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:

    Воспитательные:

    Развивающие:

    Тип урока:

    Методы:

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи

    Средства:

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Изучение нового материала

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка знаний.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Изучение нового материала.

    2.

    (в листьях)

    (через устьица)

    (Испаряется)

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    3: Работа с текстом:

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    Литература.

    Интернет ресурсы.

    Конспект урока биологии в 6 классе.

    Тема: Транспорт веществ в организме.

    Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

    Задачи:

    Образовательные:

    Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

    Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

    Показать значение процесса движения веществ.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

    Развивающие:

    продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

    Тип урока:

    По дидактической цели – комбинированный;

    По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

    Методы:

    Словесные: беседа, объяснение.

    Наглядные: демонстрация рисунков

    Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи : ботаника, зоология, цитология.

    Средства:

    ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    Изучение нового материала

    Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.

    Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

    Проводящие образования растений.

    Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.

    Закрепление. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

    Проверка знаний.

    Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.

    Задание: вставьте пропущенные слова.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    На доске записано слово «транспорт».

    Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

    Что перемещается в живом организме?

    Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.

    Изучение нового материала.

    1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.

    Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

    На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).

    2. Особенности транспорта веществ в растении.

    Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

    Где происходит этот процесс? (в листьях)

    Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)

    Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)

    Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

    У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

    Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

    Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

    3. Проводящие образования растений.

    Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

    Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

    Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:

    Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?

    У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

    Особенности переноса веществ в организме животных.

    Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

    Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

    Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    ___________ __________ ___ ________ _______ _______

    3: Работа с текстом:

    В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    V. Закрепление. Подведение итогов урока.

    Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

    А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

    2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

    3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    §12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

    Литература.

    Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.

    Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.

    Опора, движение и защита. Состав и строение опорно-двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека. Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета. Переломы и вывихи.

    Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок.

    Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

    Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.

    Барьерная функция организма. Роль кожи в ее обеспечении. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожении.

    Дыхание. Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции. Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание.

    Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Вредное влияние курения.

    Питание. Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка пищи. Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение. Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных строительных блоков всего живого в биосфере.

    Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.

    Выделение. Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник, выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов обмена веществ.

    Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

    Обмен веществ. Обмен веществ на уровне организма и клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь. Преобразование глюкозы, аминокислот и жиров в организме.

    Лабораторные работы : Определение при внешнем осмотре местоположения костей на теле. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, расчет жизненной емкости легких. Действие ферментов слюны на крахмал. Составление рациона.

    «Постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни» (15 ч.)

    Внутренняя среда организма и поддержание ее постоянства. Гомеостаз. Механизм отрицательной обратной связи. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

    Иммунитет. Учение И.И. Мечникова о фагоцитах. Роль лейкоцитов и антител. Иммунный ответ целого организма. Иммунная память организма и вакцинация. Скорость оседания эритроцитов – обобщенная мера иммунной активности крови. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

    Здоровье: «постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни». Принцип слабого звена. Причины возникновения болезней – нарушение внутренней среды на уровне целого организма, органа, клетки. Теория клеточной патологии (Р. Вирхов).

    Нарушение постоянства внутренней среды человека как следствие химического, бактериального и вирусного отравления, радиоактивного загрязнения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, электрошоке. Аллергические и онкологические заболевания человека. Вредное влияние курения, алкоголя и употребления наркотиков. Общественная роль здорового образа жизни.

    Высшая нервная деятельность . Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.

    Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание как функция мозга. Мышление. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Биологическое и социальное в поведении человека. Гигиена умственного труда.

    Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий.

    Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ жизни.

    Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор, его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение. Осязание. Гигиена органов чувств.

    Воспроизведение и индивидуальное развитие. Биологический смысл размножения. Причины естественной смерти.

    Биологический смысл перекрестного размножения. Первичные половые признаки.

    Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство.

    Женщины и мужчины. Биологический смысл вторично-половых признаков и поведения.

    Лабораторные работы : Проверьте свою память. Обнаружение «слепого пятна». Зрачковый рефлекс.

    Часть 2. Психологические особенности человека (5 ч.)

    Предмет психологии. Взаимосвязь анатомических, физиологических и психологических особенностей человека и его развития. Взаимосвязь биологических и социальных факторов развития. Темперамент и эмоции – проявление взаимосвязи психологического и физиологического в человеке.

    Темперамент. Основные типы темперамента как основа одной из типологий личности.

    Эмоции и эмоциональное состояние (настроение, аффект, стресс, депрессия). Тревожность как эмоциональное состояние и как характеристика личности. Позитивные и негативные стороны тревожности. Внешнее выражение эмоций.

    Способы выхода из отрицательных эмоциональных состояний. Аутотренинг.

    Мужской и женский тип поведения как проявление взаимосвязи биологического и социального в человеке.

    Нераскрытые возможности человека.

    Часы по выбору учителя: 7 ч.

    Й КЛАСС (70 ч.)

    «БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

    Введение (4 ч.)

    Системная природа жизни (жизнь есть свойство живой системы, а не ее элементов). Статическая и динамическая устойчивости (среда – источник вещества и энергии). Обмен веществ. Роль регуляции в существовании живых систем. Понятие об обратной связи на примере регуляции обмена веществ (с упоминанием кибернетики). Устойчивые системы состоят из неустойчивых элементов – дублирование функций и систем (на примере технических систем, живых систем).

    Иерархия регуляторных систем (клетка, орган, организм). Уровни организации живого. Регуляция осуществляется на каждом уровне.

    Свойства живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, воспроизведение, раздражимость, развитие.

    Вывод : Две главные проблемы биологии: 1) как поддерживается порядок и согласованность процессов в живых системах; 2) как такой порядок мог возникнуть в ходе развития жизни.

    Часть 1. Регуляция на клеточном уровне организации (7 ч.) .

    Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

    Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме.

    Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).

    Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез.

    У одноклеточных животных, например у амебы обыкновенной, инфузории-туфельки, переносу веществ способствует постоянное движение цитоплазмы.

    Клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества из омывающей их тканевой жидкости. У червей, насекомых и других беспозвоночных животных эта жидкость циркулирует по всему телу и называется гемолимфой . Самая совершенная система переноса веществ - кровеносная. Она есть у многих животных.

    У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь. Она движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Кровь непрерывно приносит каждой живой клетке кислород и питательные вещества, а уносит образующиеся в клетках углекислый газ, излишки воды, ненужные продукты обмена веществ.

    Кровь позвоночных животных, в том числе и человека, состоит из жидкой кровяной плазмы и находящихся в ней форменных элементов: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов (рис. 59). Эритроциты участвуют в процессе дыхания, красный цвет им придает железосодержащий белок гемоглобин. Он участвует в переносе кислорода. Лейкоциты выполняют в организме животных и человека защитные функции, уничтожая проникших в организм бактерий и вирусов.

    Рис. 59. Плазма и форменные элементы крови

    У животных гемолимфа и кровь являются основными переносчиками питательных веществ и кислорода, а также средством удаления из организма продуктов обмена. Движение гемолимфы и крови по сосудам обеспечивает специальный орган - сердце. Оно работает как насос.

    У дождевого червя функции сердца выполняют несколько толстых кольцевых сосудов, расположенных в передней части тела. У насекомых спинной сосуд разделен на камеры. Он сообщается с полостью тела через отверстия с клапанами, которые пропускают кровь только в одном направлении (вперед) и закрываются при обратном движении крови.

    Рыбы имеют сердце, состоящее из двух мышечных камер. Они по очереди сокращаются и с силой прогоняют кровь к жабрам.

    Птицы и звери имеют более сложное сердце, состоящее из четырех камер - двух предсердий и двух желудочков (рис. 60).

    Рис. 60. Строение сердца

    Ответьте на вопросы

    1. Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?
    2. Из чего состоит кровь?
    3. Какие функции выполняет кровь?

    Новые понятия

    Гемолимфа. Кровь. Сердце. Кровеносные сосуды.

    Подумайте!

    Чем различается транспорт веществ у растений и животных?