Строительство и ремонт своими руками

Тескатлипока, бог жизни и уничтожения. Кецалькоатль, пернатый змей Какое сокровище вынес из муравейника бог кецалькоатль

Древние корни Кецалькоатля.

К ецалькоатль - или как ещё произносят его имя, Кетцалькоатль - Пернатый Змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.

О н не был только ацтекским богом. Все индейские боги благополучно жили в умах у народов древних цивилизаций мексиканской земли на протяжении почти трех тысячелетий, и только в последние два столетия перед вторжением европейцев (испанцев) были приписаны ацтекам. Задолго до ацтекской, существовала другая цивилизация - ольмекская. О существовании цивилизации ольмеков учёные узнали совсем недавно. Она просуществовала около тысячи лет: ее следы обрываются в I столетии до нашей эры, когда, например, такой центр мексиканской цивилизации как Теотиуакан ещё только набирал силу. Если внимательно приглядеться, то в ольмекских рисунках-глифах можно увидеть первые противопоставленные друг другу изображения ягуара и змея - символов будущего "мирового" противостояния индейских богов Тецкатлипоки и Кецалькоатля. В качестве главного божества ольмеки, всё-таки считали, очевидно, человека-ягуара - оборотня, воплощающего могущество и безжалостность сил земли и ночи. Возможно, это они же и создали в своем воображении Кетцалькоатля как противопоставление человеку-ягуару.

Как Кецалькоатль стал только ацтекским богом.

К огда появились первые пирамиды, пантеон индейских богов был почти полностью "сформирован", и Кецалькоатль занимал в нем не последнее, а можно сказать - одно из ведущих мест. Среди всех пирамид, многие посвящены Кетцалькоатлю - он, полагали индейцы, изобрел для них календарь, и он, превратившись однажды в муравья, выкрал из подземных кладовых зерно маиса и дал его людям.

В се цивилизации имеют своё начало и конец. Чаще всего цивилизации покорялись другими народами, менее просвещёнными, но удивительно способными к ассимиляции. Как раз в то время к ослабевшим, потерявшим былое могущество городам шли племена кочевых охотников. Звали их "чичимеками" ("люди собачьего происхождения"). Некоторые из этих племен, сильно пораженные величием и былым могуществом встреченной ими культуры, пытались воспринять её достижения. К тем народам принадлежали и тольтеки. Однако и их цивилизация не долго просуществовала. И в начале второго тысячелетия тольтекские города пришли в упадок. Есть вероятность того, что они тоже не смогли противостоять натиску новых "чичимеков" - так или иначе, но к приходу ацтеков сами тольтеки уже успели превратиться в легенду.

Б удучи обычными "чичимеками", ацтеки нанялись в услужение к колуа - потомкам тольтеков, и восприняли классический индейский пантеон как свой собственный, а потом и сами понемногу занялись дальнейшим мифотворчеством, которое шло в каноническом русле. По представлениям ацтеков, миром правили четыре Тецкатлипоки в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый Тецкатлипока имел и свой цвет. Главный - Черный Тецкатлипока - распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал ацтекам священный ужас. Это был бог звездного неба и ночного ветра, и его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял Белый Тецкатлипока - тот самый Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом Весны, и Голубым Тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий Уицилопочтли, воинствующий бог Солнца, чьи указания ацтеки выполняли беспрекословно. Освоив и приукрасив своими мифами индейских богов, ацтеки стали сильно тяготиться своей родословной. Впоследствии с помощью археологических подтасовок (ацтеки усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих, и, прежде всего, самих себя, что они - прямые потомки строителей древних пирамид.

Теотиуакан - ступень между ольмекской и ацтекской цивилизацией?

А цтеки полагали, что человек жил в пяти эпохах. После того, как свет Четвертого Солнца исчез с небес, закончилась предпоследняя эпоха. Боги собрались здесь, в Теотиуакане и начали спорить, кому быть пятым Солнцем. В результате этого произошло самосожжение двух богов. Первый бог, Текусистекатль, был трусливым и надменным, он прыгнул в пепел, в результате чего стал Луной. Другой бог, Нанауацин, сгорел сразу и стал Солнцем.

З атем пришли тольтеки и построили свою столицу Тулу, одним из правителей которой был Топильцин Се Акатль Кецалькоатль. Он был очень миролюбивым. Затыкал уши, когда к нему обращались по военным вопросам. Тольтекский бог научил людей пользоваться огнем для приготовления пищи. Он строил дома, учил мужчин и женщин жить как муж и жена. Пернатый Змей создал законы, открыл людям медицину и кукурузу, добыв ее с Горы Обеспечения. Он дал календарь, по которому установлена точная дата конца Пятого Солнца, 23 декабря 2012 г. И всё же, конец века Кецалькоатля положил Тецкатлипока, по одной из версий он был верховным жрецом, по другой - богом. По легенде, его подручные дали Кецалькоатлю зеркало, чтобы он посмотрел на свое дряхлеющее тело. Охватившая его печаль использовалась колдунами, которые предложили ему лекарство от старости. Кецалькоатля напоили пульке, после чего он вступил в связь со своей сестрой, нарушив тем самым все принципы, которые сам же и прививал тольтекам. Тецкатлипока же требовал приносить в жертву людей, что очень нравилось воинственным тольтекам, а затем и ацтекам. По их представлениям, обильные кровоизлияния на алтаре богов помогали отдалить конец Пятого Солнца. Они считали, что боги и люди заключили негласное соглашение о взаимной поддержке - боги дали жизнь людям, люди приносили жертвы богам, подпитывая их энергией, которая представлялась индейцам в виде газа. Считалось, что его можно добыть из головы, сердца и печени.

С амые массовые жертвоприношения начались уже при ацтеках. Практиковалось обезглавливание, сжигание, сбрасывание с большой высоты, удушение, умерщвление с помощью стрел. Ацтеки совершали крупные жертвоприношения пленных и рабов ежемесячно в центре своей столицы, Теночтитлане, на Горе Змея. Здесь поклонялись двум божествам: Тлалоку, богу Дождя и Уицилопочтли, богу войны. Но они никогда не забывали легенду о Кецалькоатле, который, уплыв на плоту из змей в 999 г. на Юкатан, обещал вернуться в год "Се Акатль", год тростникового прута, который соответствовал 1519 году. И когда появились испанцы (Кортес приплыл на континент в 1519 году), они без раздумья приняли его за Кецалькоатля.
Дальше все знают, что произошло...

Дополнительно:
статья Брэнта Гарднера "Отцы Кецалькоатля ".
На этой странице использованы материалы журнала

Согласно «Хроникам Куаутитлана» - анонимного источника времён испанского завоевания, записанного латиницей на языке науа, Се Акатль Топильцин с девятилетнего возраста посвятил себя служению Кецалькоатлю . Затем он стал верховным жрецом этого бога и при поддержке покорённых государством тольтеков народностей и тольтекской оппозиции - правителем Толлана. Кецалькоатль предложил ослабленному постоянными военными конфликтами тольтекскому обществу программу преобразований, основанную на принципах «тольтекойотля» («тольтекского духа») - этико-политического учения, предлагавшего создание единой культуры на основе соединения традиций тольтеков и покорённых ими народов, а также цивилизационных предшественников, в первую очередь Теотиуакана. Тольтекойотль призывал к труду, веротерпимости, недопустимости дискриминации по этническому признаку, личному спасению через самосовершенствование и т.п. Кецалькоатль также провёл военную реформу, заменив старых командиров собственными выдвиженцами, чтобы обезопасить своё правление для совершения социально-политических и религиозных преобразований.

Сравнительно мирное правление Кецалькоатля было ознаменовано экономическим подъёмом. Столица государства Тула превратилась в преуспевающий город с населением более 40 000 человек и превышала по размерам любую западноевропейскую столицу XIV века. Символом преобразований стал новый храм в Туле, посвящённый «Утренней владычице» (планете Венере), считавшейся воплощением «Пернатого змея». Храм состоял из четырёх помещений, размещённых по сторонам света. Западное было оформлено бирюзовой мозаикой, восточное - золотыми пластинками, южное - морскими ракушками, северное - яшмой и красными камнями. По аналогии с ним ещё один храм бога Кецалькоатля был украшен разноцветными перьями: синими – западный отсек, жёлтыми - восточный, белыми - южный, красными - северный.
Прогрессивные преобразования Топильцина Кецалькоатля встретили отчаянное сопротивление консервативно настроенных жрецов традиционных культов. Жрецы Титлаукана даже возглавили заговор против него.
Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль правил 20 лет. В 52-летнем возрасте он навсегда покинул Тулу в сопровождении нескольких тысяч своих последователей. Согласно Бартоломе де Лас Касасу, в 968-987 гг. он вместе со своими последователями высадился на п-ове Юкатан и к 1027 г. завоевал все еще существовавшую там империю майя, взяв себе имя Кукулькан. Ему подчинялись двадцать вождей тольтеков. Диего де Ланда описывает предводителя завоевателей как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог». Однако, по свидетельствам майя, Кукулькан, скорее всего, был не Топильцином Кецалькоатлем, а кем-нибудь из его ближайших преемников, перенявших его титул.

В храме войны в Чичен-Ице обнаружены фрагменты фресок, изображающих сражение между краснокожими воинами и белыми людьми с большими бородами и шлемами на головах.

Почему Кецалькоатль покинул Америку?


Почему Кецалькоатль – «человек» покинул Америку, до сих пор остается загадкой. Многие современные трактователи легенд тольтеков и ацтеков сходятся во мнении, что он не без помощи Тескатлипоки (Титлаукана) погряз в грехах и, нарушив введенные им же порядки и принципы, не мог больше править избранным им народом.
Другие исследователи считают, что активное выступление Кецалькоатля против жертвоприношений самому себе (в смысле богу) и, в особенности, другим богам, было встречено «в штыки» жрецами и, в конце концов, вылилось в массовый заговор против него со стороны последователей этих богов. В доказательство этому иногда приводится факт, что после ухода или изгнания Кецалькоатля у ацтеков возродился обычай приносить ему человеческие жертвы. При этом речь всегда шла о представителях знати, которых для осуществления ритуала жертвоприношения тайно душили.
Правда, существует и другое мнение на этот счет - это варварство возникло не из-за того, что жрецы возродили старый культ, а из-за полного искажения идеи Кецалькоатля
«человека». Он предлагал принести в жертву собственную волю, а не тело. Именно живая душа человека, по мнению бога, должна была отойти от земной жизни и обрести единение с божественной космической волей, чтобы дать настоящую пищу существованию Вселенной.

***

Кем были белый бородатый бог ацтеков Кецалькоатль и белокожий правитель тольтеков Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль? Были ли они одним и тем же человеком или человекоподобным богом, который появился сначала в Шочикальпо, потом в Толлане, Чичен-Ице, Ацтлане и, наконец, в Теското? Или это были разные «люди» одной эпохи , которые оставили следы примерно с 700 гг. (а по данным Диего де Ланды с 1000 гг. до н.э.) до 1300 гг. в разных местах Американского континента, а, возможно, появились там еще раньше.

Читайте мою работу на эту тему «

Кетцалько́атль — имя божества древней Америки на языке науатль, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной#8197;Америки. а также имя исторической личности.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus ), вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров. так и летающих животных за всю историю планеты.

Верховный бог у ацтеков

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков.

Aцтекский бог Кецалькоатль (Змей, покрытый драгоценными зелеными перьями птицы кецаль) - творец мира, создатель человечества и культуры, владыка стихий, бог Утренней звезды, покровитель жречества и науки - был самым популярным в пантеоне народов доиспанской Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н. э.). В ацтекской мифологии Кецалькоатль фигурирует и как земной правитель тольтекской столицы Толлан. Он добр и мудр, но его вечный соперник бог Тескатлипока, в конце концов, хитростью одерживает над ним победу, и добрый Кецалькоатль вынужден бежать на восток за море. Он обещал вернуться, и поэтому ацтеки первоначально приняли испанского конкистадора Ф. Кортеса за возвратившегося к ним Кецалькоатля.

Кецаль (кетсаль, кетцаль) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Корни культа Змея уходят в глубокую древность. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане, где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). (Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск). Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

В Шочикалько правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли толтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Толтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль, легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. Толтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа в жертву приносили и людей.

Бог ацтеков Кецалькоатль- конкистадор или пришелец?

Кецалькоатель - пожалуй самая загадочная фигура в мифологии ацтеков. Часто говорят, что индейскую цивилизацию погубило то, что они приняли испанского завоевателя за это божество. А другие не менее искренне верят в то, что настоящий Кецалькоатель это пришелец из космоса. Так где же всё-таки правда?

Что бы понять, кем может быть Пернатый змей Кецалькоатль, которому поклонялись ацтеки, следует внимательно изучить мифологию этого народа. Благо до нас она дошла в довольно подробном виде.

Ацтеки верили, что на заре мира верховный бог и богиня породили четырёх сыновей, прозванных Текскатлипоками. Каждый из них управлял своей стороной света, и поэтому имел отличительный цвет. Позднее красный Тескатлипока получил имя Шипе-Тотек, белый стал Кецалькоатлем, голубой Уицилопочтли. А чёрный так и сотался Тескатлипокой. Боги-братья занялись творением мира. Основную работу поручили двоим: Кецалькутль и Тескатлипоке (в поздней версии -Уицилопочтли) Снапчала боги-демиурги создали огонь, потом половину солнца, которое «будуче не целым, светило не много, а мало». Далее сотворили мужчину и женщину. И приказывали, чтобы от них рождались люди, «и все ленились они, а всегда работали». Только после этого боги сотворили время, богов ада, небеса…… И, наконец воду, в которой вырастили чудовище. А из него сделали землю.

После этого боги заметили, что половина солнца светит слишком слабо. Тескатлипока стал солнцем, чтобы дать миру свет.

Соперничество братьев

Через несколько веков Кецалькоатль тоже захотел стать светилом.Он ударил Тескатлипоку большой палкой, от чего тот упал в воду. Блеск его погас. Тескатлипока превратился в ягуара - ночное животное - в отместку истребил гигантов. Кецалькоатль стал солнцем, землю заселили вновь, но Тескатлипока не смирился с поражением. Через некоторое время он в образе ягуара пробрался на небо и ударил лапой Кецелькоатля. Тот свалился с небесного трона. Начался ураган, многие люди были унесены ветром и погибли, а выжившие превратились в обезьян. Тескатлипока победил, олднако солнцем стал не он, а его протеже - бог дождя Тлалок. Спустя некоторое время обиженный Кецалькоатль послал огненный дождь. Люди снова погибли или превратились в индюков.

Миф о «белом бородатом боге» ещё в 30-е годы 20 века пытался развеять американский археолог Джордж Вайян: Монахи решили использовать этот миф как доказательство того, что апостол Фома посетил в свое время Мексику и обратил внимание на христинизацию жителей. Стремясь оправдать завоевание, монахи придавали огромное значение мифу о белокуром боге, обещавшем при прощании со своим народом вернуться к нему с востока по морю. Однако Кецалькоатль летописей долины Мехико никогда не был белокурым….» писал он.

Источники: ru.wiki2.org, otvet.mail.ru, stihi.ru, leyv.3dn.ru, shkolazhizni.ru

Космический корабль Буран - возможно ли возвращение?

Дом ночных призраков

Аномальная зона Бурятии

Древние наскальные рисунки Алтайского хребта

Роопкунд – озеро скелетов


Роопкунд – озеро скелетов


На территории индийского штата, который называется Уттаракханд, находится озеро Роупкунд, известное среди простых жителей, как «озеро скелетов». Озеро находится достаточно высоко...

Сайентология

Сайентология обещает своим адептам полную свобо-ду. Сообщество Интернет с помощью таких сайтов, как сайт Дэвида С. Туретски, собирается поймать их на...

Миг 29убт

Параллельно с созданием модернизированного самолета МиГ-29СМТ начались работы и над модернизированным вариантом МиГ-29УБ, в конструкцию которого внедрялись усовершенствования. отработанные для одноместного...

Кетцалькоатль («пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus), крупнейший представитель отряда птерозавров.

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись , богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (Венерой) (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды, планеты Венера. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск. Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

Влияние бога Теотиуакана распространилось и на майя, которые звали его К"ук"улькан.

В Шочикалько (700—900 гг. н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Се Акатль Накшитль Топильцин Кетцалькоатль (Один Тростник Наш Повелитель Пернатый Змей — науатль) (923—947 либо 947—1000-е гг.), легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. В настоящее время наиболее признанной датой появления Кецалькоатля в Туле считается 980 г. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

В псевдонаучных кругах характерную внешность Кетцалькоатля нередко трактуют как доказательство визитов европеоидных путешественников в древнюю Америку.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

99. КЕЦАЛЬКОАТЛЬ

Кецалькоатль - одно из главных божеств в мифологии индейцев племени тольтеков Центральной Америки. Его имя означает «Пернатый змей». Он почитался как творец мира и создатель человека, как владыка стихий, покровитель жречества и науки. Наиболее древние скульптурные изображения Кецалькоатля относятся к VIII–V векам до н. э.

Много веков спустя образ Кецалькоатля соединился в народном сознании с образом реального исторического лица - Топильцина. Он был правителем индейского племени тольтеков в конце IX - начале X веков новой эры. В то время у индейцев сложился обычай обожествлять правителей, и обожествленный Топильцин принял имя Кецалькоатля.

В народных сказаниях Топильцин уже полностью отождествляется с богом Кецалькоатлем, а столица тольтеков, город Толлан, что значит «Место тростников», предстает воплощением изобилия, средоточием счастливой, безмятежной жизни.

Легенда рассказывает, что в те времена, когда тольтеками правил бог Кецалькоатль, стебли съедобного тростника были высокими и толстыми, как стволы деревьев, один початок кукурузы человек едва мог унести на спине, тыквы вырастали во много раз больше нынешних, а хлопок родился цветным - красным, желтым, зеленым, синим и оранжевым, так что его не надо было красить. Кецалькоатль научил тольтеков строительному мастерству и разным ремеслам, они стали плавить золото и серебро и делать из них разные вещи, обрабатывать изумруды и другие камни зеленого цвета - любимого цвета Кецалькоатля.

Тольтеки построили храм Кецалькоатля небывалой высоты, на его вершину вела лестница со множеством ступеней, таких узких, что на них едва можно было поставить ногу. Они возвели для Кецалькоатля много домов, одни были сооружены из драгоценных камней, другие - из золота и серебра, третьи - из морских раковин, четвертые - из ярких птичьих перьев.

Слава Кецалькоатля разнеслась по всему миру.

Вероятно, во время правления Топильцина-Кецалькоатля город Толлан действительно достиг своего наивысшего расцвета. О том, где находился древний Толлан, существуют разные мнения. Наиболее вероятным считается, что он стоял на месте современного города Тулы, в 80 км от столицы Мексики - Мехико. Там археологами были обнаружены остатки храма Кецалькоатля с лестницей, состоящей из узких крутых ступеней, с колоннами и барельефами, изображающими людей в пернатых головных уборах.

Однако правление Топильцина не было спокойным. Не все тольтеки признавали его право на престол, поскольку он был незаконнорожденным, а кроме того, введя в качестве основного культа культ Кецалькоатля, он вступил в конфликт со жрецами Тескатлипоки - бога войны, ночи и землетрясений.

Тескатлипока был одним из самых древних в почитаемых богов. Его постоянные эпитеты - «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся». В мифахТескатлипока часто выступает противником Кецалькоатля.

Топильцин-Кецалькоатль проиграл борьбу со жрецами Тескатлипоки и вместе с немногими, сохранившими ему верность, тольтеками был изгнан из Толлана.

По преданию, Кецалькоатль уплыл по океану в волшебную страну.

В действительности Топильцын поселился среди кочевых племен и вскоре стал их вождем. Сформировав из подвластных ему кочевников сильное войско, Топильцин- Кецалькоатль предпринял победоносный поход против могущественных городов- государств на полуострове Юкатан и в горной Гватемале, основанных индейцами племени майа.

В отличие от большинства древних завоевателей Топильцин бережно отнесся к культуре завоеванного им народа. В истории цивилизации майя наступил новый этап, получивший название майя-тольтекской эпохи.

Майя приняли культ Кецалькоатля и стали почитать этого бога под именем Кукулькана, что на их языке также означает «Пернатый змей».

На скале Серро-де-ла-Малинче при жизни Топильцына было сделано его изображение в образе Кецалькоатля, подписанное полным именем: «Се Акатль Топильцин Кецалькоатль». Изображение довольно хорошо сохранилось до нашего времени - все, кроме лица. Разрушилось ли оно по естественным причинам или было уничтожено противниками свергнутого правителя - неизвестно.

Легенда утверждает, что Кецалькоатль был высокого роста, с длинной головой, бородатый и - белокожий. Это дает основание предполагать, что Топильцин был европейцем, скорее всего норманом.

Известно, что скандинавские викинги доходили до берегов Америки. Своей внешностью они сильно отличались от невысоких, смуглых и безбородых индейцев Центральной Америки и, естественно, должны были казаться им пришельцами из иного, потустороннего, мира. В легенде прямо говорится, что лицо Кецалькоатля «безобразно». По индейским представлениям о красоте, линии лба и носа должны были составлять между собой почти прямой угол. Для достиженния такого эффекта головы младенцев заключали в специальное приспособление из досок, которое нужным образом деформировало череп. (Автор книги «Тайна жрецов майя» В. Кузьмищев замечает: «Судя по тому, что майя достигли в науках, искусстве, архитектуре и других сферах деятельности, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывается в дальнейшем на умственных способностях».) Лицо Топильцина-Кецалькоатля, если он действительно был европейцем и не подвергся в детстве подобной операции, должно было представляться индейцам безобразным.

Легенда о том, что Кецалькоатль, покидая Толлан, пообещал вернуться и обрушить на индейцев свой гнев, сыграла роковую роль во время завоевания Америки испанцами в XVI веке. Когда к берегам Америки причалили испанские корабли и с них сошли высокие, белокожие, бородатые люди, индейцы приняли их за спутников разгневанного бога, а их предводителя Кортеса - за самого Кецалькоатля. Это повергло индейцев в священный ужас и в значительной степени лишило способности активно противостоять завоевателям.