Строительство и ремонт своими руками

Намаз ад духа как делать намерение. Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения


Намаз ад-духа является необязательной, однако желательной молитвой, для совершения которой в сутках отведено специальное время.

Время это наступает, когда солнце всходит и поднимается на высоту копья (примерно 3,5 метра, полчаса после восхода солнца). Конец намаз ад-духа наступает в полдень и по времени совпадает с обеденным намазом. Лучшее время для этого намаза наступает по прошествии четверти светового дня.

По Своей Милости Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. Однако, к сожалению, мы зачастую их не совершаем в силу различных причин: недостаток имана, лень, нехватка времени, занятость, невежество и т. п. Поэтому при подготовке данного материала я, прежде всего, рассчитывал напомнить себе, а затем и своим единоверцам о необходимости каждый день запасаться такими делами, в которых мы больше всего будем нуждаться в тот День, когда «ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом». К числу таких дел относится добровольная утренняя молитва, которая по-арабски называется «ад-духа».


2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия
3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»
4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”
5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”
6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками
8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети - религиозное нововведение

1. Определение слова «ад-духа»
Слово «ад-духа» имеет несколько значений:
(1) первая половина дня до полудня, утро.
«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», аят 46). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).
(2) сияние солнца
«Клянусь солнцем и его утренним сиянием» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).
(3) дневной свет, день.
«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: » т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «Т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).
Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.
2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия
В Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин), молитва начала дня (салят ад-дахва), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак), утреннее славословие (субха ад-духа). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.
3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»
Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.
В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу - прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).
Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины» («аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).
4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”
Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.
5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”
Как следует из хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” - два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.
Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: “Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа”, кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов” (аль-Бухари, Муслим).
Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву “ад-духа” посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».
Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершает два ракаата молитвы “ад-духа”, тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы “ад-духа”, тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы “ад-духа”, они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах построит ему дом в Раю” (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.
Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа” в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху” (Муслим).
6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
1. Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).
2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).
3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).
4. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).
5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней - дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу» (Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).
6. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном». (Аль-Бухари, Муслим).
7. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) - это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) - это садака, побуждение к одобряемому - это садака и удерживание от порицаемого - это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». (Муслим).
8. Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” (Абу Дауд, Ахмад и др.).
9. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” (Абу Дауд).
10. Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”. Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”. (ат-Тирмизи).
11. Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».
12. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она - молитва часто кающихся!» (Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).
7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками
1. Масрук передал: “Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).
2. Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”. (Ибн Абу Шейба).
3. Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго (Мусаддад).
4. Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: “Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)” (Малик).
5. Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил: “Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).
6. Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).
7. Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран - прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18). А я-то все спрашивал себя [, читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это - молитва «аль-ишрак». (ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.
8. Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).
8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети - религиозное нововведение
Муджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововведение (бидъа)» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!

по материалам musulmanin.com и islam-today.ru


Время молитвы «ад-Духа» начинается после того, как солнце поднимется на высоту копья, это где-то приблизительно через пятнадцать минут, после восхода солнца и длится оно до приближения (заваля) зенита солнца, где-то за 5 минут до его начала. Передают, что Зейд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Благочестивые праведники совершают намаз, когда молодые, отнятые от вымени верблюды палятся под знойным солнцем» - передано Муслимом.

Молитва «ад-Духа» является желательной, (хукм её - мустахабб) и по степени совершения относится к делам, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, делал постоянно и редко оставлял, то является «сунной аль-муаккада». Она исполняется в два ракаата или в четыре.

Данная молитва имеет ряд особенностей, о которых подчеркнул пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, приведем некоторые.
Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай из-за слабости и лени совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя от бед до его конца!» - передано ат-Тирмизи, и Ахмадом.

Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих, произнесение слов: «Субхана-Ллах» – это садака, каждый тахмид, произнесение слов: «Аль-хамду ли-Ллях» - это садака, каждый тахлиль, произнесение слов: «Ля иляха илля-Ллах» - это садака, каждый такбир, произнесение слов: «Аллаху Акбар» - это садака, побуждение к одобряемому - это садака и удерживание от порицаемого - это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы «ад-Духа» - передано Муслимом.

Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления «ад-Духа», при чём только она заставила его выйти из дома, того ждёт награда, подобная награде совершающего Умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись благих дел будет в верховьях седьмого неба» - передано Абу Даудом.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Никто не будет неуклонно совершать молитву «ад-Духа», кроме часто кающегося». Также он сказал: «Поистине, она - молитва часто кающихся!» - передано от ат-Табарани, аль-Хаким.

Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру». Далее Анас сказал: «Посланник Аллаха сказал: «…полностью, полностью, полностью» – передано ат-Тирмизи.

Тимур Шарафиев

Время намаза-зуха (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья относительно нашего зрения – приблизительно 3,5 м над горизонтом, и заканчивается в полдень, когда наступает время обеденного намаза. Лучшее время для него наступает по истечении 1/4 части светового дня. Самое меньшее количество ракаатов намаза-зуха – два ракаата. Можно совершать намазы в четыре, шесть или восемь ракаатов. Самое большее количество – двенадцать ракаатов. Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В первом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «ащ-Щамси» и «аль-Кафирун», а во втором – «ад-Духа» и «аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «аль-Кафирун», а во вторых – «аль-Ихлас». Намаз-зуха лучше совершать в мечети. Но чем совершать рано в мечети, лучше совершить дома по истечении 1/4 части светового дня. То есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место.

اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين

Перевод: «О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество, и защита – Твоя защита. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану, – на небесах,– ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим ».

Если намаз-зуха пропущен, является сунной возместить его.

Намаз-тахийят

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить в желательном порядке два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом. Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершенным также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он считается выполнившим сунну относительно тахийят-намаза, но чтобы получить вознаграждение за него, пусть сделает вместе с совершающим намазом намерение и для намаза-тахийят. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахията, затем и другого намаза. Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т.п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть с намерением тут же встать, например, из-за усталости, или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести следующие славословия:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاللهُ أكْبَرُ

«Субхана ллахи ва-льхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар ».

Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, и Аллах велик ».

Сказано, что это замещает тахийят. Если в пятницу мусульманин войдет в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и другими, говорится:

«Когда один из вас зайдет в мечеть, пусть совершает двухракаатную молитву ».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я намерен совершить намаз-тахийят ». В тахийяте разрешается совершать и более двух ракаатов. Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха.

Примечание:

Нужно быть предельно внимательным при совершении намерения для намаза-тахийят. Если сделать намерение, как обычно у нас принято, «я намерился совершит двухракаатный намаз, возвеличивая мечеть», то этим намерением нужно подразумевать – не просто возвеличивать саму мечеть, а именно возвеличивать Хозяина мечети, то есть Аллаха, а в противном случае намаз не засчитывается.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Молитва «ад-духа»

Составил Дамир Хайруддин

По Своей Милости Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. Однако, к сожалению, мы зачастую их не совершаем в силу различных причин: недостаток имана, лень, нехватка времени, занятость, невежество и т. п. Поэтому при подготовке данного материала я, прежде всего, рассчитывал напомнить себе, а затем и своим единоверцам о необходимости каждый день запасаться такими делами, в которых мы больше всего будем нуждаться в тот День, когда «ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом ». К числу таких дел относится добровольная утренняя молитва, которая по-арабски называется «ад-духа».








1. Определение слова «ад-духа»
Слово «ад-духа» имеет несколько значений:
(1) первая половина дня до полудня, утро.
«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро » (сура «ан-Назиат», аят 46). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия ), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа ), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).
(2) сияние солнца
«Клянусь солнцем и его утренним сиянием » (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).
(3) дневной свет, день.
«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет » (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: » т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «Т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).
Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.
2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия
В Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа ), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин ), молитва начала дня (салят ад-дахва ), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак ), утреннее славословие (субха ад-духа ). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.
3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»
Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.
В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом) и не поднимется на высоту копья (румх ) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх ) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины» («аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).
4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”

Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб ) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада ). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.

5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

Как следует из хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.

Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: “Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа”, кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов” (аль-Бухари, Муслим).

Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву “ад-духа” посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».

Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершает два ракаата молитвы “ад-духа”, тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы “ад-духа”, тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы “ад-духа”, они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах построит ему дом в Раю” (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.

Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа” в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху” (Муслим).

6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
1. Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).
2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).
3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).
4. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду ), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа ), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).
5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу» (Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).
6. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном». (Аль-Бухари, Муслим).

7. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». (Муслим).

8. Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” (Абу Дауд, Ахмад и др.).

9. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” (Абу Дауд).

10. Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа ), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”. Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”. (ат-Тирмизи).

11. Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».

12. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она — молитва часто кающихся!» (Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).

7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками

1. Масрук передал: “Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).

2. Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”. (Ибн Абу Шейба).

3. Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго (Мусаддад).

4. Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: “Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)” (Малик).

5. Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил: “Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом ” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).

6. Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).
7. Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18). А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак». (ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.
8. Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).
8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение
Муджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововведение (бидъа )» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!