Строительство и ремонт своими руками

Наша эра или от Рождества Христова? Богом нам дана душа – это маленький наш храм

История, традиции и смысл великого праздника

7 января православный мир празднует Рождество Христово — великий двунадесятый праздник, положивший начало новой эре в истории человечества. Что лежит в основе евангельской истории о рождении Спасителя, как вычисляли дату Рождества и почему о нем «забыли» в первый век христианства — разбиралась «Русская планета».

История

Евангелисты Лука и Матфей пишут о Рождестве Христовом так: в те дни во всей своей империи, к которой относилась и Палестина, император Август повелел сделать перепись. Записаться нужно было в том городе, откуда ты родом — и тогда Иосиф с Марией, которая уже была беременна в тот момент, пошли из Назарета в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был из дома и рода Давидова). Когда же они были там, наступило время Марии родить. Она родила Сына, и Иосиф нарек ему имя Иисус, как заповедал сделать ему ранее ангел. Младенца спеленали и положили в кормушку для скота, ясли — потому что им не было места в гостинице. По преданию, Мария с Иосифом были вынуждены остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот.

Ночью весть о рождении Спасителя донеслась до пастухов. Им явился ангел и сказал: «Не бойтесь: возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Вслед ангелу явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога — и когда отошло оно обратно на небо, пастухи решили идти в Вифлеем. Там они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, и рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им.

Евангелист Матфей приводит также историю с поклонением волхвов с востока. О рождестве Спасителя им сообщила звезда на востоке: придя в Вифлеем, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары — золото, ладан и смирну (золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как знак предстоящей смерти, потому что было принято смазывать умерших маслом на смирне).

Тогда же о рождении мессии узнал Ирод, царь иудейский. Желая его уничтожить, царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Иосиф получил во сне предупреждение об опасности, и Святое семейство успело бежать в Египет, где и пребывало до смерти Ирода.

Установление праздника

Первые упоминания о Рождестве датируются началом III века. К тому времени уже сложилась традиция важнейших христианских праздников, среди которых были Воскресение Христа, Вознесение на небо, Крещение и Пятидесятница. То, что Рождества не оказалось в этой ранней традиции, связывают с иудейским мировоззрением, согласно которому рождение человека означало начало болей и скорбей.

Но, даже появившись в церковном календаре в III веке, Рождество не было тем праздником, которым является сегодня. Изначально христиане имели единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и крещение Спасителя. И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням (при этом праздник Крещения до сих пор называют еще Богоявлением).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит торжественное богослужение по случаю праздника Рождества Христова. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Существуют несколько версий того, почему Рождеству «выделили» в церковном календаре день 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Богословы часто исчисляли эту дату, исходя из евангельских сведений о благовещении Марии о рождении Спасителя. Согласно Библии ангел благовествовал ей спустя шесть месяцев после зачатия Иоанна Предтечи (его празднуют в конце сентября по старому стилю). К дате зачатия прибавляли шесть месяцев и получали дату Благовещения, затем к ней прибавляли еще девять месяцев и таким образом установили день Рождества.

Впрочем, существовала и «политическая» версия рождественской даты. Римский «Хронограф» 354 года отмечает 25 декабря как день языческого праздника «рождения нового Солнца» — кроме того, в конце декабря римляне праздновали сатурналии. Установление праздника Рождества Христова в эти дни было нужно еще и для того, чтобы перебить устоявшиеся языческие традиции и укоренить христианский образ мышления, полагают некоторые историки.

Традиции Рождества

На Руси начали праздновать Рождество, вероятнее всего, сразу после утверждения христианства князем Владимиром. В конце XVII века в России зародилась проникшая из Польши традиция вертепного театра — когда в особом ящике-вертепе, который олицетворял пещеру, где родился Христос, разыгрывали евангельские сценки. К слову, упоминаний о самой пещере нет в канонических текстах Евангелия (в Писании упомянуты только ясли, куда положили младенца Христа). Пещера стала частью предания, придя к нам из апокрифа «Протоевангелие Иакова» и сочинений мученика II века Иустина Философа.

Смысл Рождества

Святитель Иоанн Златоуст называл Рождество началом всей христианской веры. По его словам, из этого праздника исходят и имеют свое основание все последующие евангельские события, начиная с Богоявления и заканчивая Воскресением Христа, Его Вознесением и Пятидесятницей. Не случайно Рождество разделило историю человечества на две эры — до и после него.

«Бог явился перед нами… чтобы ни один человек не смог сказать, будто Бог так велик и далек, что к Нему приступа нет, ― писал в XX веке в слове на Рождество митрополит Антоний Сурожский. ― Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей… Он сроднился с нами — через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка — включая тех, которые в себя потеряли всякую веру — знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства».

Краткая аннотация проекта

Актуальность изучения предмета "Духовное краеведение Подмосковья" обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. В современной России растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Рождество Христово как православный праздник и как любимый праздник всех детей. История праздника: библейская и в традициях русского народа. Почему не совпадают дни празднования Рождества у православных и католиков? Проект должен помочь школьникам в усвоении русских национальных традиций празднования Рождества и Святок, Рождественского поста и Сочельника. И постараться понять, почему человечество начало новый отсчет времен с Рождества Христова.

Основополагающий вопрос:

Какой сейчас век от сотворения мира?

Проблемные вопросы:

1. Сколько веков существует наша планета и человечество?
2. А что такое наша эра?
3. Юлианский и Григорианский календари, в чем их разница?

Учебные вопросы:

1. Почему за границей – 2009 год от Рождества Христова, а в России – 2009 год нашей эры?
2. Когда отмечают Рождество Христово за границей? А в России?
3. Санта Клаус и Дед Мороз – кто они?
4. Какие символы Рождества вы знаете?
5. Что означает имя Иисус Христос?
6. Притчи. Почему Иисус Христос говорил притчами?
7. Нагорная проповедь. Чему учил Спаситель?
8. Что такое Сочельник? Как называют Рождественский пост?
9. Что такое Святки?
10. Почему люди начали новый отсчет времени с Рождества Христова?

План проведения проекта

1. Представление проекта руководителем (Приложение 4 ).
2. Формирование групп учеников для работы над проектом.
3. Выбор творческих названий проекта с учащимися.
4. Обсуждение плана работы индивидуально с каждым участником и по группам.
5. Информирование учеников о всевозможных источниках, которыми они могут воспользоваться при работе над проектом (Приложение 1 ).
6. Обсуждение вопроса защиты авторских прав.
7. Самостоятельная работа участников по поиску и обработке информации.
8. Анализ результатов проделанной работы. Подготовка к выступлению перед классом.
9. Защита проекта на семинарах (Приложение 2 ).
10. Проведение внеклассного мероприятия для начальной школы со спектаклем "Рождественская сказка" (14 января 2010 г).
11. Выступление в ГДК «Яуза» на районном празднике с литературно-музыкальной композицией "Рождественские кружева" (15 января 2010 г).
12. Поездка в Великий Устюг "В гости к Деду Морозу" (25-27 декабря 2009 г).

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе Государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ "Об образовании" ст.2, 14, 14.5)

В процессе обучения предмету "Духовное краеведение" ставятся следующие задачи:

– дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
– дать знания о христианской нравственной культуре: понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
– способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Полезные ресурсы:

1. Шевченко Л.Л. "Духовное краеведение Подмосковья", Москва, 2007.
2. Розина О.В. "Духовные основы русской культуры". Москва, «Наука и слово", 2009. Книга 2, стр.114

Интернет-источники:

  1. Летоисчисление от сотворения мира (Павлов Р.А.), zhurnal.lib.ru
  2. Возраст Вселенной ("Википедия"), ru.wikipedia.org
  3. Юлианский и Григорианский календари ("Википедия"), ru.wikipedia.org
  4. Что означает имя Иисус? (Энциклопедия "Кругосвет"), slovari.yandex.ru
  5. Рождество Христово (Духовный листок "Дорога домой"), www.dorogadomoj.com
  6. Притчи Иисуса Христа ("Патриарх детям"), www.patriarch-detyam.ru
  7. Нагорная проповедь ("Википедия"), www.dorogadomoj.com
  8. Католическое Рождество ("Татьянин день"), www.today.ru
  9. Как празднуют Рождество в мире ("Праздники России"), www.russian-holidays.ru
  10. Православное Рождество ("Общество"), www.rian.ru
  11. Как проводить святки ("Православная газета"), orthodox.etel.ru

Видео-ресурсы

  1. "Вера святых" Сотворение мира, video.mail.ru
  2. Сотворение мира, narod.ru
  3. Рождество в православной традиции, www.youtube.com
  4. П.И.Чайковский "Времена года. Декабрь. Святки", video.mail.ru
  5. Рождество Христово, narod.ru
  6. "Закон Божий" Рождество, video.mail.ru
  7. "Православная азбука" Рождество, rutube.ru
  8. "Рождество Христово" муз. клип, video.mail.ru
  9. Санта Клаус-мультик, www.youtube.com

Инструктаж по ТБ. Рождество Христово и новая эра. Как распространялось Евангелие.

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: карточки с новыми терминами, видео мультфильм

«Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», икона «Рождество Христово», раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)

В – верная

А – аккуратная

Л – любящая

Е – естественная

Р – рукодельница

И – интеллигентная

Я - ясная

Какая книга помогает людям хранить свою душу и сердце в чистоте? (Библия)

Словарная работа

Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина, Иерусалим,

Итак, думаю, что вы догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить?

Работа по новой теме:

Действительно, 7 января на каникулах в тёплой домашней обстановке каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО .

Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.

День рождения Христа празднуют во всём мире .

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится городИерусалим . Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городеНазарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого «Помазанник» . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)

Ученик: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.

Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи . В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю , в виде дани.Ладан (ароматная смола), как богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И все твари Божие радовались появлению Спасителя . (послушаем об этом замечательные стихи.)

Ученики:

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.

Присмиренный белый козлик на чело его дышал.

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

- «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»

Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли

И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.

И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»

Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение? (скромность, кротость, смирение, терпение…)

Проверка знаний:

У вас на партах тоже лежат восьмиконечные звёздочки. Положите на каждый лучик определение, соответствующее термину, записанному на луче. (работа в парах)

Итог:

За хорошую работу на уроке вы тоже заслужили подарки. Раскраска с заданием. Думаю, что при выполнении данного задания вы проявите не только творчество мысли, но аккуратность и терпение.

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову

Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

Песни ангельской слова льются во вселенной.

Возвещаю радость вам, радость эта будет

Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Эта радость с высоты нам даётся, дети,

Песнь небесной красоты в Новом всем Завете.

«День Рождения Христа!» - небо всё ликует

Пойте детские уста: Слава,аллилуя!

Считается, что впервые год «новой эры» как год Рождества Христа вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., то есть более чем через 500 лет после датируемого им события. При этом Дионисий сначала вычислил дату Воскресения Христа, а затем воспользовался церковным преданием о том, что Христос был распят на 31-м году жизни. Дата Воскресения, по Дионисию, - 25 марта 5539 года от Адама, а год Рождества Христова, следовательно, - 5508 от Адама (по византийской эре).

Авторы новой хронологии отмечают, что вычисления Дионисия на самом деле неверны (из-за недостаточного развития астрономии в то время). Их ошибочность стала известна уже в XVI-XVII веках, и с тех пор было сделано несколько попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты Рождества и Воскресения Христа.

Перечислим некоторые из попыток «исправить Дионисия»:

  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 34 года;
  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 33 года (наиболее распространённое до последнего времени мнение; возникло в XIX или XX веке);
  • Христос воскрес 9 апреля 30 года н. э., а родился за несколько лет до н. э. (современная точка зрения Римско-католической церкви).

Ни одно из приведенных выше решений не удовлетворяет календарным «условиям Воскресения». Более того, оказывается, что вблизи начала «нашей эры» вообще нет дат, удовлетворяющих этим условиям.

Другими словами, если бы Дионисий знал современную астрономию, то он не мог бы даже близко указать год рождения Христа там, где он его указал, - в начале нашей эры. К сожалению, когда астрономические данные стали достаточными для того, чтобы это понять (а это произошло лишь в XVII веке), «новая эра» и дата «Рождества Христова» были уже общераспространены на Западе и канонизированы Римско-католической церковью, а затем и Православной церковью.

Естественно, возникает вопрос: что представляют из себя календарные «условия Воскресения»?

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу). Именно эти «пасхальные условия«, которые мы будем называть «условиями Воскресения», и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты Воскресения Христа, а затем и Рождества Христова.

То, что Христос воскрес на следующий день после иудейской Пасхи, совершенно ясно сказано в Евангелии от Иоанна. Это подтверждено также церковным преданием и всей средневековой традицией.

Полный набор календарных условий, сопровождающих, согласно устойчивому церковному преданию, Воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря:

«Ибо господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне - 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресенье 25 марта… воскрес Христос.

Законная Пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (то есть в полнолуние) - от 21 марта до 18 апреля - наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресенье».

Матфей Властарь даёт следующие календарные указания для года Воскресения Христа:

1) круг солнцу 23;

2) круг луне 10;

3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14-й луны (то есть в полнолуние);

4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресенье.

Носовский и Фоменко провели компьютерные расчёты для каждого года из промежутка от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. День весеннего полнолуния (14-я луна, или иудейская Пасха) вычислялся по формулам Гаусса, а христианская Пасха, круг солнцу и круг луне - по пасхалии. Так же, как и Дионисий (и Матфей Властарь), они предполагали, что день Воскресения являлся пасхальным днём по пасхалии.

В результате исследования они пришли к выводу, что календарные «условия Воскресения» выполнялись лишь один раз: в 1095 году н. э.

Рождество Христово относится, таким образом, примерно к 1064 году н. э. - за 31 год до 1095 г. н. э.

Дата 1095 год н. э. идеально соответствует новой хронологии, построенной в работах А.Т. Фоменко.

Сопоставляя её с датировкой Первого Вселенского Собора, мы видим, что получается, будто Первый Вселенский Собор был до воплощения Христа. Противоречит ли это церковному преданию? Оказывается, нет. Это безусловно противоречит лишь взгляду на историю Церкви, сложившемуся не ранее XIV-XV веков, но не церковному преданию.

Древние тексты сохранили для нас «условия Воскресения«, позволяющие однозначно восстановить искомую дату.

Рассмотрим внимательнее «условия Воскресения« 1-4. Они не равноправны. Условия 3 и 4 известны из многих источников и составляют устойчивое церковное предание. Условия 1 и 2 являются весьма специальными календарными указаниями. Что получится, если попытаться удовлетворить лишь двум условиям 3 и 4?

Как показал компьютерный расчёт, проведённый авторами новой хронологии, «условия Воскресения» 3 и 4 на промежутке времени от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. выполнялись лишь в следующие годы:

1) 42 год (до н. э.);

2) 53 год н. э.;

3) 137 год н. э.;

4) 479 год н. э.;

5) 574 год н. э.;

6) 658 год н. э.;

7) 753 год н. э.;

8) 848 год н. э.;

9) 1095 год н. э. (удовлетворяет полному набору условий 1-4);

10) 1190 год н. э.

Легко видеть, что и тут нет ни одного решения, которое удовлетворило бы традиционную хронологию.

Общераспространенное церковное предание, явно отражённое в Евангелии от Иоанна и в трудах множества церковных писателей, не может быть согласовано с датой рождения Христа около начала нашей эры. Для того чтобы достичь такого согласования, необходимо сместить дату Рождества Христа не менее чем на 70 лет назад или же не менее чем на 20 лет вперёд. Если же мы добавим сюда ещё и условия 1-2, то решение становится однозначным и даёт XI век н. э.

Фоменко и Носовский рассматривают содержательный смысл полученной «даты Воскресения Христа» - 25 марта 1095 года н. э.

25 марта 1095 года н. э. был день так называемой «кирио-пасхи» (то есть «царской Пасхи«, «Пасхи первосвященника») - Пасхи, совпавшей с Благовещением (25 марта). Кириопасха - достаточно редкое событие. В церковном предании оно связывается с пришествием Христа.

Согласно Евангелиям и церковному преданию, в год Рождества Христова вспыхнула новая звезда на востоке, а через 31 год, в год Воскресения, произошло полное солнечное затмение. Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с Воскресением Христа, причём не всегда относят его к Страстной Пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение - исключительно редкое событие. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив, естественно, евангельского солнечного затмения там, «где надо», в Палестине начала н. э., переделала его в лунное. Это, правда, всё равно не помогло - в точности подходящего лунного затмения тоже не нашли. Однако с тех пор повелось считать, что в Евангелиях описано не солнечное, а лунное затмение.

Фоменко и Носовский рассмативают исходную точку зрения, отражённую в первоисточниках, согласно которой затмение было солнечным.

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий - вспышка новой звезды и через 31 год - полное солнечное затмение в Средиземноморье, действительно была, но только не в I, а в XI веке н. э.! Это - знаменитая вспышка новой звезды в 1054 году и полное солнечное затмение 16 февраля 1086 года (в понедельник). Полоса тени этого затмения прошла через Италию и Византию.

Любопытно, что следы упоминаний о Христе в средневековых хрониках, относящиеся именно к XI веку, сохранились даже до нашего времени. Например, в хронографе 1680 года сообщается, что папу Льва IX посещал сам Христос: «Повествуется, яко Христос во образе нищаго, посещал его (Льва IX) в ложнице». Важно, что это - единственное упоминание такого рода, кроме случаев пересказа Евангелий.

В качестве 1 года по «Р.Х.» во многих хрониках подразумевается 1054 год н. э. (т. н. «основной сдвиг на 1053 года в хронологии«). Это значит, что средневековые хронисты часто датировали Рождество Христово именно 1054 (или 1053) годом.

По всей видимости, это следы еще одной традиции датировки Рождества и Воскресения Христа эпохой XI века н. э. Согласно этой традиции, Рождество было в 1054 году - в год вспышки новой звезды, а Воскресение - в 1086 году, когда наблюдалось полное солнечное затмение.

Кстати говоря, начало Первого крестового похода - похода «за освобождение Гроба Господня» - датируется 1096 годом. С другой стороны, средневековые церковные источники, которые часто более подробно, чем Евангелия, описывают события, связанные с Христом, утверждают, что сразу после Воскресения Пилат был вызван в Рим и казнён там, а войска кесаря были посланы в поход на Иерусалим и захватили его. Сегодня считается, что это средневековые домыслы, поскольку в хронологии Скалигера никакого похода римлян на Иерусалим в 30-х годах I века н. э. нет. Однако, если Воскресение датируется концом XI века, это утверждение средневековых источников приобретает буквальный смысл - имеется в виду Первый крестовый поход, в ходе которого был взят Иерусалим. Если же датировать Воскресение 1095 годом, то получится, что крестовый поход начался уже на следующий год - в точности, как описано в упомянутых средневековых текстах.

Куда шли войска крестоносцев, освобождая гроб Господень? Естественно, скажет читатель, в Иерусалим. Это так. Но дело в том, что Иерусалимом в то время назывался, как мы уже говорили, город, расположенный на месте современного Стамбула, который и был столицей Второго Рима. Значит, Христос был распят не на территории современного Иерусалима, что находится в Израиле, а на территории современной Турции. Вот, оказывается, почему войска крестоносцев воевали с Византией. Шла война за Гроб Господень.

Согласно Евангелиям, гора Голгофа (на которой был распят Христос) находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда ошибочно отождествили Иерусалим с палестинским селением Эль-Кудс, то, естественно, постарались «найти» тут подходящую гору. Однако эти попытки, считают Фоменко и Носовский, следует признать безуспешными. Поскольку то, что предлагается нам сегодня в качестве евангельской Голгофы, это небольшой холм, каковой при желании можно отыскать практически в любом месте. А есть ли под Стамбулом место, которое можно было бы достаточно надёжно отождествить с евангельской Голгофой?

Оказыватся, есть. Это - самая высокая гора на Верхнем Босфоре под названием Бейкос. На самой вершине этой горы расположена гигантская символическая могила, называемая «могилой Иисуса« (по турецки - Юши). Согласно реконструкции новой хронологии, это и есть знаменитая евангельская гора Голгофа, то есть место распятия Христа.

Вот что пишет об этом известный мусульманский автор XIX века Джелал Эссад: «Следуя вдоль азиатского побережья Босфора, достигаем до маленькой пристани, называемой Сют-люджэ, откуда тропинка ведёт на самую высокую гору Верхнего Босфора (на Голгофу, по предположению Фоменко и Носовского). На вершине этой горы (180 метров над уровнем моря) находится могила Иисуса Навина (Иуша)… Местные жители называют её могилой святого Юши или Иуши, то есть Иисуса ».

Оказывается, эта могила соответствует древним описаниям могилы Иисуса Христа. Такое описание, например, мы видим в произведении «Хождение игумена Даниила». В современном русском переводе этот текст звучит так: «Распятие Господне находится с восточной стороны на камне. Оно было высоко, выше копия. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина около локтя глубиной, а шириной менее пяди в окружности (в периметре). Тут был водружен крест Господень. В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама… И разошёлся тот камень над головой Адама… и есть расселина эта на камне том и до нынешнего дня… распятие Господне и тот святой камень кругом обнесены стеной… дверей же (в стене) две».

Это описание Даниила места распятия Христа, отмечают Фоменко и Носовский, прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне. Само название памятника - «могила Иисуса». Стена вокруг этой святыни. Совпадает даже количество дверей в стене - две. Кроме того, рядом с камнем воткнут в землю и привязан к нему высокий шест, на вершине которого сегодня находится золотой (или позолоченный) диск с арабской надписью. Этот шест вполне может символизировать упоминаемое Даниилом копье, которым, как известно (по Евангелиям), был поражен в бок Иисус на кресте.

Действительно, говорят Фоменко и Носовский, в другом конце «могилы» лежит второй камень, примерно того же размера, что и первый, и примерно такой же формы. Но без трещины. Лежит он примерно на расстоянии 10-15 метров от первого камня. Других таких камней внутри огороженного места (размером 17 метров на 2 метра) не видно. Трудно отделаться от впечатления, подчеркивают они, что второй камень отмечает место снятия, то есть то место, куда положили тело Иисуса после снятия его с креста.

Хорошо известно, что от начала «нашей эры» («новой эры») не велось непрерывного счёта лет – от первого года до нынешнего, 1990 года. Первый год «новой эры» был вычислен гораздо позже как год Рождества Христа. Считается, что впервые этот год вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., т. е. более чем через 500 лет после датируемого им события. При этом, Дионисий сначала вычислил дату воскресения Христа, а затем воспользовался церковным преданием о том, что Христос был распят на 31 году жизни. Дата Воскресения по Дионисию – 25 марта 5539 года от Адама, а год Рождества Христова, следовательно, – 5508 от Адама (по византийской эре).

Вычисления Дионисия вызывали сомнения на Западе вплоть до XV века, а в Византии так и не были признаны каноническими:

«Эта эра (Дионисия) была апробирована в 607 году папой Бонифацием IV, она встречается и в документе папы Иоанна XII (965-972). Но лишь со времён папы Евгения IV (1431 год) эра от „Рождества Христова“ используется в документах папской канцелярии регулярно… Споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV века.» , с. 250.

Более того, сегодня мы знаем, что вычисления Дионисия на самом деле неверны (из-за недостаточного развития астрономии в то время). Их ошибочность стала известна уже в XVI-XVII веках и с тех пор было сделано несколько попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты Рождества и Воскресения Христа. Например, в хронографе конца XVII века мы читаем:

«Коего лета Христос Господь родися, о сём множайшая суть мнения, и нецыи более четыредесяти (т. е. 40-ка! – Авт.) исчисляют разумений» , л.102.

Перечислим некоторые из попыток «исправить Дионисия»:

– Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 33 года (наиболее распространённое до последнего времени мнение; возникло в XIX или XX веке);

– Христос воскрес 9 апреля 30 года н. э., а родился за несколько лет до н. э. (современная точка зрения Римско-католической церкви, см. также ).

Но почему при попытках исправить вычисления Дионисия получаются разные ответы? Ведь Дионисий получил свою дату Воскресения, как дату, удовлетворяющую определённым календарным «пасхальным условиям», а точнее, – «условиям Воскресения». Эти условия хорошо известны и сегодня (о них ниже). Выполним вычисления Дионисия заново, пользуясь современными данными астрономии, и получим однозначный ответ. В частности, мы поймём – откуда брались разные ответы (решения) у предыдущих исследователей.

Дело в том, что ни одно из приведённых выше решений не удовлетворяет «условиям Воскресения» Дионисия. Более того, оказывается, что вблизи начала «нашей эры» вообще нет дат, удовлетворяющих этим условиям. Другими словами, если бы Дионисий знал современную астрономию, то он не мог бы даже близко указать год рождения Христа там, где он его указал – в начале н. э. К сожалению, когда астрономические данные стали достаточными для того, чтобы это понять (а это произошло лишь в XVII веке), «новая эра» и дата «Рождества Христова» были уже общераспространены на Западе и канонизированы Римско-католической церковью, а затем и Православной церковью. Кроме того (и это, видимо, главное), дата Рождества Христова тесно связана со скалигеровской хронологической шкалой и сильное смещение этой даты разрушает все хронологическое построение Скалигера (другими словами, «противоречит принятой сегодня традиционной хронологии»).

Поэтому исследователи, пытавшиеся «исправить» Дионисия, имели очень мало свободы – они могли слегка сдвинуть дату Рождества Христова от силы на несколько лет. И то лишь назад, чтобы не увеличивать уже существующий в скалигеровской хронологии «перекос» в 3…4 года между датой рождения Христа и правлениями Августа и Ирода , с. 244. Поэтому, находясь под давлением традиционной скалигеровской хронологии, исследователи были вынуждены отбрасывать часть условий, использованных Дионисием при датировке, а также прибегать к различным натяжкам, чтобы получить дату, близкую к началу нашей эры.

2.2. Календарные «Условия Воскресения»

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу). Именно эти «пасхальные условия», которые мы будем называть «условиями Воскресения», и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты воскресения Христа, а затем и Рождества Христова.

То, что Христос воскрес на следующий день после иудейской Пасхи, совершенно ясно сказано в Евангелии от Иоанна. Это подтверждено также церковным преданием и всей средневековой традицией.

То, что Христос воскрес 25 марта известно из церковного предания. Мы видели, что вычисления Дионисия Малого основаны на предположении о том, что воскресение Христа было именно 25 марта.

Известно, что всевосточные церковные писатели единогласно утверждали, что Христос воскрес 25 марта. См., например, .

Полный набор календарных условий, сопровождающих согласно устойчивому церковному преданию воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря (XIV век):

«Ибо господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне – 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресение 25 марта… воскрес Христос. Законная пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (т. е. в полнолуние) – от 21 марта до 18 апреля – наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресение». , лист 185.

Церковно-славянский текст:

«Ибо господь спасённую восприят страсть пятитысячному и пятьсотному и 39 настоящу лету, 23 убо солницу круг проходящу, 10 луне, и убо иудеи иудейскую имеяху пасху в последний убо от неделя день (в субботу), яко же реша евангелисте велик нарицающе день оноя суботы, 24 марты; во приходящую же неделю (в воскресенье), яко солнцу отлучена есть изряднее, и во двадесяте и пятый последовательне бяше (т. е. 25 марта) мысленное солнце Христос возсия от гроба. Понеже убо законная яко же речеся пасха (иудейская пасха) в 14 луны по равноденстве совершается, от двадесяте и перваго марта до осьмнадесятого апреля дне: обычаю имащи припадати нашей же по ней в неделю (в воскресение)». , лист. 185.

Приведённый у Матфея Властаря год страстей Христа (5539 от Адама) – это как раз год, вычисленный Дионисием. (Вычитая из него 31 год – возраст Христа, – Дионисий и получил начало своей эры – н. э.: 5508 год от Адама). Кроме этого, Матфей Властарь даёт следующие календарные указания для года воскресения Христа:

1) круг солнцу 23,

2) круг луне 10,

3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14-той луны (т. е. в полнолуние),

4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресение.

Вопрос: можно ли по этим данным восстановить год (дату) Воскресения? Ответ: да.

Набор из этих 4-х пунктов мы и назовём календарными «условиями Воскресения».

2.3. Датировка Воскресения Христа по полному набору «условий Воскресения»

Мы провели компьютерные расчёты для каждого года из промежутка от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. День весеннего полнолуния (14-я луна или иудейская Пасха) вычислялся по формулам Гаусса, а христианская Пасха, круг солнцу и круг луне – о пасхалии. Так же, как и Дионисий (и Матфей Властарь), мы предполагали, что день Воскресения являлся пасхальным днём по пасхалии.

Утверждение 3.

Календарные «условия Воскресения» 1-4, связываемые устойчивым церковным преданием XIV века с датой страстей и воскресения Христа, выполнялись лишь один раз:

в 1095 году н. э.

Следует подчеркнуть, что сам факт существования такого решения – абсолютно нетривиален. Если бы эти условия были плодом чистой фантазии, то, скорее всего, мы вообще не нашли бы ни одного точного решения в историческую эпоху (можно показать, что произвольно взятый набор условий такого вида, как правило, не имеет решений в историческую эпоху и лишь в отдельных случаях имеет только одно решение).

Следствие.

Рождество Христово относится, таким образом, примерно к 1064 году н. э. – за 31 год до 1095 г н. э.

Замечание 1.

Дата 1095 год н. э. идеально соответствует новой нескалигеровской хронологии («статистической хронологии»), построенной в работах А. Т. Фоменко [нх-1]. Сопоставляя её с датировкой 1-го Вселенского Собора (см. выше), мы видим, что получается будто 1-й Вселенский Собор был до воплощения Христа.

Противоречит ли это церковному преданию? Оказывается, этот вопрос совсем не простой. Мы явных противоречий не нашли.

Это безусловно противоречит лишь взгляду на историю церкви, сложившемуся не ранее XIV-XV веков, но не церковному преданию.

Замечание 2.

Приведённый выше отрывок из Матфея Властаря с датой воскресения Христа и «условиями Воскресения» показывает, что к древним датам, содержащимся в средневековых источниках (и благодаря школе Скалигера зачастую механически переписанным на страницы наших учебников) следует относиться крайне осторожно.

Многие из этих дат являются результатами вычислений, основанных на ещё недостаточно развитой науке (в том числе астрономической) и могут содержать ошибки на много лет.

Именно такие огромные ошибки, а не неточности в несколько лет, возникают при календарных вычислениях, основанных на неточной средневековой астрономии. Например, в приведённом отрывке из Матфея Властаря дана дата: 5539 год от Адама и её календарная характеристика (пасхальные условия – условия Воскресения).

Средневековым хронологом (Дионисием?) эта дата вычислена по набору «условий Воскресения» в соответствии с уровнем знаний этого хронолога. Сегодня же, проводя заново точные вычисления, мы видим, что дата эта ошибочна по меньшей мере на 1000 (тысячу) лет!

Нам повезло: в данном случае древние тексты сохранили для нас условия (условия Воскресения), позволяющие однозначно восстановить искомую дату. В каком-либо другом случае, когда такие условия (данные) утеряны, то проверить справедливость древней даты уже нельзя. Но и считать, что она (хотя бы примерно) точна без дополнительного исследования тоже нельзя. Всё это говорит о том, что принятая сегодня скалигеровская версия хронологии, основанная на весьма некритическом использовании источников, требует тщательной проверки методами современной науки. Эта работа была проделана в [нх-1], где предложена «оптимальная статистическая хронология» древнего и среднекового мира. Настоящее исследование подтверждает выводы А. Т. Фоменко.

2.4. Датировка Воскресения Христа по сокращённому набору «Условий Воскресения»

Рассмотрим внимательнее «условия Воскресения» 1-4. Они не равноправны. Условия 3 и 4 известны из многих источников и составляют устойчивое церковное предание (ссылки см., например, в ). Условия 1 и 2 являются весьма специальными календарными указаниями. Что получится, если попытаться удовлетворить лишь двум условиям 3 и 4? Приведём результат компьютерного расчёта.

Утверждение 4.

«Условия Воскресения» 3 и 4 на промежутке времени от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. выполнялись лишь в следующие годы:

1) -42 год (до н. э.);

2) 53 год н. э.;

3) 137 год н. э.;

4) 479 год н. э.;

5) 574 год н. э.;

6) 658 год н. э.;

7) 753 год н. э.;

8) 848 год н. э.;

9) 1095 год н. э. (удовлетворяет полному набору условий 1-4);

10) 1190 год н. э.

Легко видеть, что и тут нет ни одного решения, которое удовлетворило бы хронологов скалигеровской школы. Итак, сделаем вывод.

Общераспространённое церковное предание, явно отражённое в евангелии от Иоанна и в трудах множества церковных писателей, не может быть согласовано с датой рождения Христа около начала н. э.

Для того, чтобы достичь такого согласования, необходимо сместить дату рождества Христа не менее чем на 70 лет назад или же не менее чем на 20 лет вперёд. Если же мы добавим сюда ещё и условия 1-2, то решение становится однозначным и даёт XI век н. э.

2.5. Мог ли Дионисий Малый жить в VI веке н. э.?

Сегодня считается, что Дионисий Малый жил в VI веке н. э. и проводил свои расчёты следующим образом:

Все эти рассуждения и расчёты Дионисий якобы проводил, работая с пасхалией. Обнаружив, что в почти современном ему 563 году (279 год по эре Диоклетиана) выполнены «условия Воскресения», он отложил 532 года назад (т. е. отложил величину Великого Индиктиона, при сдвиге на которую пасхалия полностью повторяется) и получил дату Воскресения Христа. При этом он не знал, что иудейскую Пасху (14-ю луну) сдвигать на 532 года нельзя (из-за неточности метонова цикла),и в результате Дионисий ошибся:

«Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что Первая Пасха была 25 марта 31 года н. э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный метонов цикл назад на 28 кругов (т. е. на 532 года 28 ч 19 = 532). На самом же деле 15 Нисана – еврейская Пасха – в 31 году была не в субботу 24 марта,… а во вторник 27 марта!» , с. 243.

Такова современная реконструкция действия Дионисия Малого в VI веке. В ней всё было бы хорошо, но она предполагает, что в близком к Дионисию 563 году н. э. 14-я луна (иудейская Пасха) действительно приходилась на 24 марта. Пусть Дионисий не знал о неточности метонова цикла и ошибся, сдвигая иудейскую Пасху с 563 года на то же число марта в 31 году н. э. Но уж когда в действительности произошла иудейская Пасха в почти современном ему 563 году он, конечно, должен был знать! Для этого ему достаточно было применить метонов цикл всего на 30-40 лет вперёд, а на таком малом промежутке времени неточность метонова цикла не сказывается. Но самое поразительное то, что в 563 году иудейская Пасха (14-я луна) приходилась вовсе не на 24 марта, а на воскресенье 25 марта, т. е. совпадала с христианской Пасхой, определяемой по пасхалии. Специально работая с календарной ситуацией почти современного ему 563 года и основывая на этой ситуации расчёт эры от «Рождества Христова», Дионисий не мог не видеть, что:

Во-первых, календарная ситуация 563 года не соответствует евангельскому описанию, а

Во-вторых, совпадение иудейской и христианской Пасхи в 563 году противоречит существу определения христианской Пасхи (положенного в основу пасхалии; см. выше).

Поэтому нам представляется совершенно невероятным, чтобы вычисления даты вскресения и рождества Христова были проведены в VI веке на основе календарной ситуации 563 года. Да и кроме того, нами уже было показано, что сама пасхалия, которой пользовался Дионисий, была составлена не ранее VIII века и канонизирована лишь в конце IX века.

Следовательно, вычисления Дионисия Малого (или приписываемые ему) были проведены не ранее X века н. э. (а потому и сам «Дионисий Малый» скорее всего не мог жить ранее X века н. э.).

Гипотеза.

Мы видели (см выше), что в разделе «Святоотеческих правил» Матфея Властаря, посвящённом Пасхе (7 глава 80-го состава), сказано, что равноденствие «в настоящее время» приходится на 18 марта. На самом же деле, весеннее равноденствие во времена Властаря (т. е. в XIV веке) приходилось на 12 марта. А на 18 марта оно приходилось в VI веке.

Значит, датируя текст Властаря по весеннему равноденствию, мы автоматически получим VI век! По-видимому, один и тот же позднесредневековый текст был включён как в состав «Правил» Матфея Властаря, так и в сочинение Дионисия Малого (в латинском варианте). Возможно, это текст, написанный самим Властарем или кем-нибудь из его непосредственных предшественников в XIII-XIV веках. В нём содержится, как мы видели, датировка воскресения Христа, но нет ни слова о дате Рождества Христова. Вероятно, именно текст Властаря и был использован вскоре «Дионисием Малым», который вычел 31 год из даты воскресения Христа, получил таким образом дату «Рождества Христова» и ввёл свою новую эру. Если это произошло в XIV веке, то неудивительным становится и начало систематического употребления этой эры именно лишь с XV века (с 1431 года) на Западе. Впоследствие (по-видимому, в XVII веке) латинский текст Дионисия был датирован по равноденствию VI веком и появилась приведённая выше реконструкция его вычислений. Само же имя «Дионисий Малый» (Малый-Exiguus, лат.) – это, согласно гипотезе, высказанной в [нх-1], просто имя хронолога XVII века Дионисия Петавиуса (Петавиус-Малый), завершившего построение хронологии Скалигера.

2.6. Обсуждение

Эта дата была восстановлена нами по сохранившимся следам византийской церковной традиции XIII-XIV веков и, следовательно должна рассматриваться прежде всего как часть этой традиции.

25 марта 1095 года н. э. был день так называемой «кириопасхи» (т. е. «царской Пасхи», «Пасхи первосвященника») – Пасхи, совпавшей с Благовещением (25 марта). Кириопасха – достаточно редкое событие. В церковном предании оно связывается с пришествием Христа. Мы видели, что вычисления «Дионисия Малого» были, по сути дела, поиском подходящей кириопасхи. Приблизительно представляя себе время воскресения Христа, он нашем попавшую в это время кириопасху и взял её в качестве даты Воскресения.

Возможно, что в основе даты 25 марта 1095 года, принятой хронистами XIII-XIV веков в качестве даты воскресения Христа, лежали похожие соображения – то есть эта дата была выбрана ими как подходящая по времени кириопасха (согласно их представлениям о хронологии).

Поэтому, строго говоря, вывод, который мы можем сделать из всего сказанного, следующий.

По представлениям византийских хронистов XIII-XIV веков, воскресение Христа было в конце XI века, а рождество – в середине XI века.

Замечание. Согласно Евангелиям и церковному преданию, в год Рождества Христова вспыхнула новая звезда на востоке, а через 31 год, в год Воскресения произошло полное солнечное затмение.

(Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с воскресением Христа, причём не всегда относят его к страстной пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение-исключительно редкое событие. Дело в том, что солнечные затмения, хотя и случаются каждый год, но видны они только в области узкой полосы траектории лунной тени на Земле-в отличие от лунных затмений, которые видны сразу с половины земного шара. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив, естественно, евангельского солнечного затмения там, «где надо» – в Палестине начала н. э., – переделала его в лунное. Это, правда, всё равно не помогло – в точности подходящего лунного затмения тоже не нашли. Однако с тех пор повелось считать, что в Евангелиях описано не солнечное, а лунное затмение. Мы будем рассмативать исходную точку зрения, отражённую в первоисточниках, согласно которой затмение было солнечным.)

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий – вспышка новой звезды и, через 31 год, – полное солнечное затмение в Средиземноморье, действительно была, но только не в первом, а в XI веке н. э.! Это – знаменитая вспышка новой звезды в 1054 году и полное солнечное затмение 16 февраля 1086 года (в понедельник).

Полоса тени этого затмения прошла через Италию и Византию.

Мы не будем вдаваться в историко-богословские споры, поскольку здесь наша задача состоит лишь в изучении старой церковной (византийской) традиции с целью восстановить даты, связанные с этой традицией. Отметим, что, существует ясно выраженный традиционный церковный средневековый взгляд.

(Кормчая, Златоуст, Феофилакт), согласно которому иудейская пасха-полнолуние в год распятия Христа была именно в субботу, как это сказано в Евангелии от Иоанна, и Христос сознательно велел приготовить пасхального агнца раньше срока – в четверг. Это нарушение сроков особо подчёркивалось восточными богословами, так как оно косвенно отражено и в богослужении Православной церкви, которая при совершении литургии использует квасной (дрожжевой), а не пресный хлеб – так как, согласно церковному преданию, на Тайной Вечери, происходившей в четверг ещё до праздника Пасхи, не было опресноков (их полагалось есть начиная с пасхального вечера). Этот же взгляд выражен и у Матфея Властаря в его каноническом «Собрании святоотеческих правил», которым мы пользовались при датировке.

2.9. Почему календарные вопросы сегодня кажутся такими «тёмными»?

Современный читатель, даже если он и обладает необходимыми специальными знаниями чтобы разобраться в календарных вопросах, читая книги по истории как правило пропускает все календарно-хронологические подробности «мимо ушей». И в самом деле, эти подробности кажутся такими тёмными и запутанными, что читателю просто жаль времени для того, чтобы разобраться в них (тем более, что он не видит в этом никакой пользы).

Между тем, дело не в сложности календарных вопросов самих по себе. Не так уж они сложны. Нарочитая запутанность календарно-хронологических обсуждений является часто прямым следствием скрытых ошибок в принятой сегодня хронологии. Эта запутанность – своеобразное «заметание следов» с целью помешать читателю разобраться в том, в чём, по мнению автора-историка, ему разбираться «не следует». Приведём несколько примеров.

Возьмём, скажем, учебник для студентов «Введение в специальные исторические дисциплины» (М. изд-во МГУ, 1990), допущенный Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «История». В этом учебнике в числе других разделов (генеалогия, геральдика, нумизматика и т. п.) на пятом месте стоит и хронология. Мы не можем здесь перечислить все допущенные в этом разделе ошибки, неточности и опечатки – их слишком много. Приведём здесь лишь «рекордный результат»: 4 принципиальные ошибки в одном предложении.

Описывая григорианскую реформу календаря автор пишет:

«Соответствующие изменения были внесены и в расчёты пасхи, отстававшей к концу XVI в. от весеннего равноденствия, которое является точкой отсчёта при определении сроков пасхи, на 3-4 для» (страница 179). Но:

1) Формальным поводом для григорианской реформы послужило то, что к XVI веку пасха «отстала» (т. е. приходилась позже) от первого весеннего полнолуния, а не от весеннего равнодествия.

2) Точкой отсчёта пасхи в пасхалии является не весеннее равноденствие, а (календарное) первое весенне полнолуние.

3) Само указание «величины отставания» пасхи от первого весеннего полнолуния (а тем более – от весеннего равноденствия) не имеет смысла, поскольку промежуток времени между этими двумя событиями не постоянен (он разный в разные годы). На самом деле, тут имеется в виду отставание календарных пасхальных полнолуний (явялющихся точками отсчёта пасхи) от истинных астрономических полнолуний в XVI веке. Однако:

4) Отставание пасхальных полнолуний от истинных составляло в XVI веке не 3-4, а 1-3 дня. Это видно из приводимой ниже таблицы сравнения дат пасхальных и истинных весенних полнолуний в 19-летнем цикле («круг Луне») на время григорианской реформы:

Что же касается отставания (самой ранней) Пасхи от весеннего равноденствия, о котором формально говорит автор (и которое к существу вопроса вообще не относится), то оно составляло в XVI веке тоже не 3-4, а 10 дней.

Поневоле пожалеешь студентов-историков, которые учатся по таким учебникам.

Даже в тех книгах по хронологии, которые написаны в общем добросовестно, можно встретить намеренное утаивание от читателя «неудобной» информации. Так, например, в книге И. А. Климишина «Календарь и хронология» (М. Наука, 1975) на стр. 213 цитата из Матфея Властаря о правилах определения Пасхи оборвана непосредственно перед тем, как Властарь даёт важное хронологическое указание – явную дату установления пасхальной «девятьнадесятницы» – метонова цикла: 6233-6251 гг. «от бытия мира», т. е. 725-743 гг. н. э. (VIII век!). В другом месте той же книги, на стр. 244, И. А. Климишин пишет: «Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491-578) отнёс „рождество Христово“ на год (Ol. 193.3), 752-й от „основания Рима“; 42-й Августа…».

Иоанн Малала действительно приводит в своей «Хронике» год рождения Христа: 6000 «от Адама», т. е. 492 г. н. э. (см. публикацию О. В. Твороговым текста «Софийского хронографа» в 37 томе «Трудов отдела древнерусской литературы»). Зачем же И. А. Климишин приводит эту дату с помощью явно непонятного в данном контексте исчисления «по олимпиадам»? Причём – без всяких указаний, как ей пользоваться, что делает невозможным восприятие этой даты тем кругом читателей, которому адресована книга. Это – яркий пример откровенного утаивания «неудобной информации».