Строительство и ремонт своими руками

Римляне в повседневной жизни. Римские богатства Богатые римляне из древних римских семей называются

Семья в Древнем Риме была самостоятельной ячейкой общества с весьма сложным устройством. Все члены семейства беспрекословно подчинялись отцу. Он распоряжался имуществом и имел сильную власть над всеми носителями фамилии.

Устройство семьи в Древнем Риме

Семьи у римлян были достаточно велики. В одном доме собирались три поколения наследников отца со своими супругами и детьми. Сюда же входили вольноотпущенники и рабы, у которых было имя семейства хозяина. Среди сыновья, что вступали в брак, покидали отеческий дом. Их финансовое положение позволяло им проживать самостоятельно. Но все же их собственность принадлежала отцу. Только после его ухода из жизни имущество переходило в распоряжение к наследникам.
Обязанностью главы фамилии являлось сохранение наследия и воспроизводство рода. Поэтому если в браке не появлялись дети, римляне могли усыновить ребенка, который становился равный родному. Ему передавалось имущество и имя рода.

Брак и семья в Древнем Риме

Браки у римлян совершались в раннем возрасте. Девушкам подбирали будущего мужа уже с 12 лет, а парни вступали в брачные отношения в 14-18 лет. Пышность свадебных обрядов зависела от благосостояния семейства. Богатые люди устраивали торжественный обряд с жертвоприношениями, на котором присутствовали 10 свидетелей. Самым распространенным видом свадьбы был «выкуп» супруги, при котором жених в присутствии 5 свидетелей «покупал» жену у ее отца. В период империи появилась свадебная традиция, перед которой совершалась помолвка в доме тестя.
Изначально Риме не расторгался, но позже для развода хватало письма от супруга о расторжении отношений. Муж обладал полной властью над супругой. По законам Вечного города брак заключался исключительно для продолжения рода и сохранения семейной собственности.
В стенах дома у римлян женщина считалась полновластной хозяйкой. Муж и жена вместе принимали гостей. Ежедневно вся семья собиралась за обеденным столом. Жизнь женщины в Риме ограничивалась семейным кругом, хозяйственными заботами и детьми. Изредка римлянкам позволяли принимать участие в публичных мероприятиях.

Семьи времён Древнего Рима вполне можно сравнить с современными семьями, хотя отличия есть радикальные. Так, в 21-ом веке просто дико выглядят строгие социальные классовые правила и узаконенные нарушения прав. Но при этом дети в древности любили поиграть не меньше, чем современные, а в домах многие держали домашних питомцев.

1. Брак был просто соглашением



Девушки вступали в брак в раннем подростковом возрасте, а мужчины женились в 20-30 лет. Римские браки заключались быстро и легко, и в большинстве из них даже не пахло романтикой, это было сугубо соглашение. Заключалось же оно между семьями будущих супругов, которые могли увидеть друг друга, только если богатство предлагаемого супруга и его социальный статус были приемлемыми. Если семьи соглашались, то происходило формальное обручение, в ходе которого подписывали письменное соглашение и пара целовалась. В отличие от современных времен, свадьба не скреплялась в законном учреждении (брак не имел юридической силы), но просто показывала намерение супругов жить вместе.

Римский гражданин не мог жениться на своей любимой гетере, двоюродной сестре или не римлянке. Развод также осуществлялся просто: пара объявила о своем намерении развестись перед семью свидетелями. Если развод случался по обвинению, что жена изменяла, то она никогда больше не могла снова выйти замуж. Если в подобном был признан виновным муж, то ему такой приговор не грозил.

2. Пир или голод

Социальное положение определялось по тому, как семья питалась. Более низкие классы в основном употребляли простую пищу изо дня в день, в то время как богатые часто устраивали пиры и праздники, чтобы продемонстрировать свой статус. В то время как в рацион низших классов в основном входили оливки, сыр и вино, высший класс питался более разнообразными мясными блюдами, да и просто свежими продуктами. Очень бедные граждане иногда питались только кашей. Обычно все блюда готовили женщины или домашние рабы. Вилок тогда не было, в ели руками, ложками и ножами.

Вечеринки римской знати вошли в историю, благодаря декадентству и обильным лакомствам, которые на них были приняты. В течение часов гости возлежали на обеденных диванах, в то время как рабы подбирали объедки вокруг них. Что интересно, все классы смаковали соус под названием гарум. Он делался из крови и внутренностей рыбы путём ферментации в течение нескольких месяцев. Соус обладал настолько мощным зловонием, что его было запрещено употреблять в черте города.

3. Инсула и домус

То, какими были соседи у римлян, зависело только от социального статуса. Большинство римского населения жило в семиэтажных зданиях, которые назывались инсулы. Эти дома были очень уязвимы для пожаров, землетрясений и даже наводнений. Верхние этажи были зарезервированы для бедных, которые должны были платить арендную плату ежедневно или еженедельно. Эти семьи жили под постоянной угрозой выселения в тесных комнатах без естественного освещения или ванной комнаты.

Первые два этажа в инсулах были зарезервированы для людей с более лучшим доходом. Они платили арендную плату раз в год и жили в более просторных комнатах с окнами. Богатые римляне жили в загородных домах или владели так называемыми домусами в городах. Домус был большим, уютным домом, в котором без труда помещались лавка владельца, библиотека, комнаты, кухня, бассейн и сад.

4. Интимная жизнь

В римских спальнях царило полное неравноправие. В то время как женщины должны были рожать сыновей, хранить целомудрие и оставаться верными своим мужьям, а женатым мужчинам было позволено изменять. Вполне нормальным было иметь внебрачные половые отношения с партнерами обоих полов, но это должно было происходить с рабами, гетерами, или наложницами/любовницами.

Жены не могли ничего сделать с этим, поскольку подобное было социально приемлемым и даже ожидалось от мужчины. Хотя, несомненно, были супружеские пары, которые использовали страсть как выражение привязанности друг к другу, но в подавляющем большинстве случаев считалось, что женщины связывали себя узами брака, чтобы иметь детей, а не пользоваться большим разнообразием половой жизни.

Отцы имели полную власть над жизнью новорожденных, даже не спрашивая мнение матери. После рождения ребенка клали у ног отца. Если он поднимал дитя, то оно оставалось дома. В противном случае, ребенка выносили на улицу, где его или подбирали прохожие или он умирал. Римских детей не признавали, если они рождались с какими-то увечьями или если бедная семья не могла прокормить ребенка. Выброшенные «счастливчики» попадали в бездетные семьи, где им давали новое имя. Остальные (те, кто выживал) в итоге становились рабами или проститутками или их намеренно калечили нищие, чтобы детям давали больше подаяний.

6. Семейный отдых

Отдых был большой частью римской семейной жизни. Как правило, начиная с полудня, верхушка общества посвящала свой день отдыху. Большинство развлекательных мероприятий были публичными: как богатые, так и бедные с удовольствием смотрели, как гладиаторы потрошат друг друга, болели на гонках колесниц или посещали театры. Кроме того, граждане тратили много времени на общественные бани, в которых были тренажерные залы, бассейны и оздоровительные центры (а в некоторых были и интимные услуги).

У детей были свои любимые занятия. Мальчики предпочитали борьбу, запускали воздушных змеев или играли в военные игры. Девочки же играли в куклы и настольные игры. Семьи также часто просто отдыхали друг с другом и своими домашними животными.

7. Образование

Образование зависело от социального статуса ребенка и его пола. Формальное образование было привилегией знатных мальчиков, а девочек из хороших семей обычно только обучали читать и писать. За обучение латыни, чтению, письму и арифметике, как правило, были ответственны матери, а проводилось это до семи лет, когда для мальчиков нанимали учителей. Состоятельные семьи нанимали репетиторов или образованных рабов для этой роли; в противном случае, мальчиков отправляли в частные школы.

Образование для учащихся мужского пола включало в себя физическую подготовку, чтобы подготовить юношей к военной службе. Дети, рожденные от рабов, не получали практически никакого формального образования. Также не было никаких государственных школ для обездоленных детей.

8. Посвящение во взрослые

В то время как девушки переступали порог взрослой жизни почти незаметно, для того, чтобы отметить переход мальчика в мужчины, существовала специальная церемония. В зависимости от психической и физической доблести своего сына, отец решал, когда мальчик становился взрослым (как правило, это происходило в 14-17 лет). В этот день с мальчика снимали детские одежды, после чего отец надевал на него белую тунику гражданина. Затем отец собирал большую толпу, чтобы сопровождать своего сына к Форуму.

В этом заведении регистрировали имя мальчика, и он официально становился римским гражданином. После этого, новоиспеченный гражданин в течение года становился учеником в той профессии, которую ему выбирал отец.

Когда речь заходит об отношении к животным в древнем Риме, первое, что приходит на ум, это кровавые бойни в Колизее. Тем не менее, обычные граждане лелеяли своих домашних питомцев. Любимцами были не только собаки и кошки, но часто встречались и домашние змеи, крысы и птицы. В моде были соловьи и зеленые индийские попугаи, поскольку они могли имитировать человеческие слова. Держали дома также журавлей, цапель, лебедей, перепелов, гусей и уток. А особо среди птиц были популярными павлины. Римляне настолько любили своих питомцев, что их увековечивали в искусстве и поэзии и даже хоронили со своими хозяевами.

10. Женская независимость

В Древнем Риме было непросто быть женщиной. О любых надеждах на возможность голосовать или строить карьеру можно было сразу забыть. Девушки были обречены на жизнь в доме, воспитание детей и страдания от разврата мужа. Они не имели почти никаких прав в браке. Тем не менее, из-за высокой детской смертности государство вознаграждало римских женщин за рождение детей. Приз был, пожалуй, наиболее желанный для женщин: юридическая независимость. Если свободная женщина рождала трех детей, которые выживали после родов (или четырех детей в случае бывшей рабыни), то ее награждали статусом независимого человека.

Скрещённые буквы Хи и Ро).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

    Царский период и республика

    Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье , что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию , Грецию, а затем Малую Азию, Сирию и Иудею .

    Римская империя

    В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке под ударами гуннов разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён , что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.

    Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятным по тем или иным «знамениям».

    Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

    Общество

    Законы

    Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество - лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе - бессрочном союзе между патрициями и плебеями - использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

    Социальная структура римского общества

    На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев . Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями , что обеспечивало замкнутость сословия патрициев . Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы .

    С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

    В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

    Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

    Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

    Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

    Войско

    Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

    При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui respublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

    Система наград

    Рим смотрел на земли завоёванных им провинций, как на свои родовые поместья (praedia populi Romani), и почти все классы римского населения стремились извлечь из этого собственную выгоду: нобилитет - управляя провинциями, всадники - занимаясь в них откупами, простые граждане - служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в общем дележе; впрочем государство гарантировало всем своим верноподданным продажу завозимого из провинций хлеба за более низкую цену. Это положение не касалось лишь рабов и иностранцев.Также оно не касалась вольно отпушеных.

    Культура

    Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавалaсь политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

    Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.

    Язык

    Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

    Разделяют несколько этапов развития латыни:

    • Архаическая латынь.
    • Классическая латынь.
    • Постклассическая латынь.
    • Поздняя латынь.

    Религия

    Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

    Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

    Искусство, музыка, литература

    Одежда

    Нравы

    Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности . Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой.

    Кухня

    Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

    Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх часов утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

    В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

    Наука

    Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

    Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

    Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

    Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

    Наследие Древнего Рима

    Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

    Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

    Историография

    Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

    Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

    Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

    В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

    Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

    Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И. М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

    Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э. , выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде.

    Изучение римской истории в СССР было тесно связано с марксизмом-ленинизмом , не имевшим специализированных работ в своей основе и опиравшимся на такие часто цитируемые произведения, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Хронологические выписки», «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», «Бруно Бауэр и раннее христианство» и т. д. Акцент при этом делался на восстания рабов и их роль в римской истории, а также аграрной истории.

    Большое место отводилось изучению идеологической борьбы (


    Древний Рим (лат.Roma antigua ) одна из крупнейших цивилизаций Древнего мира и античности. Получила своё название от названия главного города Roma, который в свою очередь был назван в честь его основателя Romula.
    Периодизация Древнего Рима основана на формах правления, которые отражали социально-политическую обстановку от цараского правления до империи-домината в конце её распада.
    Царский период с 754-3г. до 510-509 гг. до н.э.
    Республика с 510-509г. до 30-27 гг.до н.э.
    -Ранняя Римская республика с 509 гг. до 265гг. до н.э.
    -Поздняя Римская Республика с 264 гг. до 27гг. до н.э.
    Империя с 30-27г. до н.э. до 467 гг.н.э.
    -Ранняя Римская империя. Принципат с 27-30гг. до н.э. до 235 н.э.
    Кризис III века с 235г. по284 гг. н.э.
    Поздняя Римская империя. Доминат с 284 до 476 гг. н.э.


    Бесценное наследие.

    История Римской цивилизации охватывает более двенадцати веков от основания Рима в753 г. до н. э. до Vв. в н. э. В период своего высшего могущества и расцвета Римская империя была гигантской. Вокруг Рима и Италии образовалось около 40-ка провинций, которыми управляли римские наместники. Провинции простирались от Гибралтара на западе до Чёрного моря на востоке, от Англии на севере и до пустыни Сахара, Судана и Аравийского полуострова на юге. Только страна персов так и не была завоёвана. Римская империя везде оставила свой след и установила между своими территориями связи, которые никогда не были стёрты.
    Наследие, оставленное этой великой цивилизацией, бесценно: города и их великолепная архитектура, две из трёх великих религий – христианство и иудаизм, политическая организация, понятие гражданства, универсальный язык латынь, искусство.


    Римское общество было в корне неоднородно. Статус жителей империи был резко различен: между

    рабами и свободными гражданами, между иностранцами и римлянами, между мужчинами и женщинами. Вместе с тем и свободные люди делились на две очередные категории, на римских граждан и иностранцев – представителей др. городов или народностей. Их было значительно больше, чем коренных жителей. Называли их пилигримами. Среди коренных римлян также существовала жёсткая иерархия, которая отделяла толпы простых граждан от элиты. Чем выше социальный статус, тем больше оставалось всевозможных свидетельств о жизни и занятиях этих высокородных людей. Десятки тысяч надписей, погребальных или хвалебных, оставшихся на всевозможных каменных стелах, представляют собой своеобразный справочник, увековечившей имена и родственные связи, общественное положение и карьерный рост высокопоставленных римлян.


    Самой характерной чертой римского общества являлось рабство, которое присутствовало во всех сферах жизни. Рабы - военнопленные, купленные на рынке и рабы родившиеся в хозяйском доме, приравнивались к движимому имуществу и не имели никаких политических и юридических прав. Между рабами в одной рабовладельческой семье могли существовать очень серьёзные различия по уровню жизни, в зависимости от привязанностей хозяина и способностей слуги. Частные рабы выполняли самые различные функции от физических до умственных. Положение их варьировалось от доверенного лица, ближайшего помошника и даже друга хозяина, до работника на ферме, исполняющего тяжёлую, грязную работу и живущего в ужасных условиях.
    За исключением общественных рабов, принадлежащих городу или учреждениям, большинство невольников или освобождённых всё равно зависели от воли рабовладельца, даже если он предоставил им свободу, своё имя (если он был римлянином) и гражданство.



    Римский гражданин. Имя.

    У римлян было три имени: личное имя (например, Марк), родовое имя (Туллий) и фамильное имя или прозвище (Цицерон). Три имени у человека являись отличительным знаком римского гражданина. К такому тройному имени добавлялось также имя отца (сын Марка) и указание рода – одного из 35-ти териториальных округов, по которым распределялись римские граждане. В результате гражданина звали: Марк Туллий Цицерон, сын Марка, рода Корнелиев.

    В повседневной жизниримлянин носил простую одежду, состоявшую из туники, плаща с капюшоном у мужчин и платья (stola) для женщин. На официальных собраниях гражданин появлялся в церемониальной одежде – тоге , которая одевалась поверх туники и различалась, в зависимости от общественного положения, «знаками отличия» в виде пурпурной полосы по нижнему краю подола (angysticlaviyus) . Всадники носили тогу с узкой пурпурной полосой и золотое кольцо, сенаторы – тогу с широкой полосой (латиклавию) . Магистраты тоже надевали тоги украшенные пурпурной полосой (тоги протекста) . По этим отличительным знакам в одежде любой римлянин видел статус человека и сословие, к которому тот принадлежал.


    Гражданское неравенство.

    Основную массу общества составляли служащие или ремесленники, свободные или вольноотпущенные, часто объединённые в профессиональные коллегии. Своей работой они приобретали некоторый достаток и образование, которые позволяли им безбедное существование и некоторую причастность к образу жизни господ.
    Римское общество делилось на сословия по оценке имущества. Оценка производилась властями соответственно с цензом. Граждане принадлежащие к тому или иному сословию, выполняли определённые общественные обязанности, за что получали положенные им привилегии. Принадлежность к сословию, обычно, было пожизненным, но не наследственным. Самое престижное сословие во времена империи состояло из шестисот сенаторов, бывших магистратов, которые выполняли обязанности советников при магистрате.
    Сословие всадников служило в армии и кавалерии. Она также принимало активное участие в заседании суда. Во времена империи оба сословия участвовало в управлении провинциями. Сенаторы и всадники относились к римской элите, но были ещё богатые и, даже очень богатые люди, которым всё-таки не хватало имущества и денег настолько, чтобы войти в элитную группу.
    Особой, немногочисленной группой внутри элиты были патриции. Их положение было наследственным в связи с древностью рода. Они также выполняли некоторые общественные обязанности. Во времена Республики в элите существовали родовые кланы (gentes), носившие одно имя (Юлий, Корнелий), которое они наследовали от ближайших родственников. К моменту зарождения христианства этот тип семейных обществ постепенно исчез. Элита из Римской преобразовалась в итальянскую, а через несколько поколений в неё вошли семьи из провинций: местная знать и потомки эмигрантов.

    Словам «семья» или «семейство» соответствуют два римских термина: gens или familia. Gens – род или большая семья, объединял всех, кто носил родовое имя (nomen) обозначавшее происхождение от одного мифического предка, даже если между его членами не было кровного родства, лишь бы цепь поколений не прерывалась. Роды делились на ветви, объединяющихся прозвищами (cognomen), не личными, а передававшимися по наследству. Например в роде Корнелиев – Спиционы и Лентусы, в роде Клавдиев – Друзы и Пульхры. «Фамилия» - семейство представляло собой более узкую единицу, чем род. Она находилась под властью «отца семейства».
    Только господствующий класс создавал настоящие семьи, где отец семейства (pater familias) был абсолютным хозяином, единолично владел именем, властью над всеми свободными и не свободными домочадцами, обладал правом наследственности и семейного культа. Власть его была неограниченной. Основной общественной и семейной функцией такого отца было сохранение наследства и продолжение рода, посредством браков и усыновлений. Приняв детей под свою власть отец, с момента, когда ребёнок начинал говорить, активно занимался его воспитанием, готовя его к положению гражданина, знатного человека и отца семейства. В римскую семью входили все родственники и предки по боковым линиям до шестого колена. Частью семьи были рабы и вольноотпущенные. В высшем обществе взрослые женатые сыновья покидали отчий дом, но не получали автономии, т.е. не становились самостоятельными. Всё имущество оставалось в собственности отца, вплоть до его смерти. Девушки, выходя замуж, переходили из-под власти отца под власть мужа, но позже, как свидетельствуют документы, они стали оставаться по-прежнему под отцовской властью, что по тем временам можно было приравнять к женской эмансипации.
    Бедные граждане не могли завести законную семью (дом, domus) из-за отсутствия средств, поэтому жили в свободных союзах.

    Виды брачных союзов.

    Юноши женились в восемнадцать лет, девушки выходили замуж между двенадцатью и шестнадцатью годами. В мужчине, чтобы считать его идеальным мужем, ценились происхождение из хорошего рода, богатство, высокая нравственность и плодовитость. Что же ценилось в невесте? Конечно то же высокое положение и богатство, а также целомудрие (castitas), стыдливость (pudicitia), скромность. Во времена империи, из-за малочисленности элиты, молодые люди женились позже (около 24-х лет), когда поступали в первую магистратуру. Только очень состоятельные люди могли позволить себе свадьбу по старинному, торжественному обряду – конферреации. Позже, к концу Республики, он практически исчез. Второй вид брака – это была «покупка» жены в присутствии не менее пяти свидетелей, когда будущий муж давал отцу дочери выкуп. Третий и самый распространённый вид называлcя «свадьбой по обычаю» (usus), когда после года совместной жизни, женщина входила в семью мужа. Эти браки относились только к римлянам, пилигримы сохраняли собственные обычаи.
    Богатые римляне заключали в среднем по три брака из-за высокой женской и детской смертности. Молодые девушки в детородном возрасте после 20-ти часто умирали, поэтому не удивительно, что римляне «менялись» жёнами и часто женились на беременных женщинах или же занимались усыновлением. Усыновление практиковалось главным образом для того чтобы не пресекался род и не прекратился семейный культ предков. В связи с этим девочек почти никогда не удочеряли. Сами же браки обычно улаживались отцами семейства и основывались не на взаимных чуствах, а на на целесообразности во имя продолжения рода и сохранения состояния, особенно если это состояние было значительным.


    Женщины и дети в семье.

    В римских семьях замужняя женщина (матрона) имела большие права, хотя и занимала второстепенное место, но на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства, поэтому она была полновластной хозяйкой в своём доме, выходила из него в сопровождении и, участвовала, сидя, в трапезе вместе с мужчинами. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщин от мужей проявлялась в имущественных отношениях; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла. Они также имели право участия в общественной жизни.
    Мальчики получали имена на восьмой день от рождения, девочки на девятый, таким образом они официально входили в состав семьи. Отец семейства имел право отказаться или выставить на улицу ребёнка, например, по причине из-за его уродства.
    Дети носили торжественные тоги (претексты, в которые облачались магистраты) и буллы на шее, шарики с амулетами, которые снимались по достижению совершеннолетия, при вступлении в брак для девушек и до момента надевая мужской тоги в семнадцать лет для юношей. Дети активно участвовали в жизни семьи, присутствовали на домашних празднествах, сидя за отдельным столом, прислуживали отцу во время религиозных домашних обрядов.


    Наследие. Свидетельства и документы.

    «Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния римского народа от первых начал города, - твёрдо не знаю. Самый предмет требует трудов непомерных – ведь надо углубиться в минувшее боше чем на 700 лет, ведь государство, начав с малого, так разрослось,что страдает уже от своей громадности.

    Тим Ливий «История от основания Рима», предисловие.

    Гражданство. Одно из самых главных наследий Рима – понятие гражданства, не участие, а статус, основаный на правовом равенстве. Народные массы могли провести свои требования таким образом, что политическая система вынуждена была их учитывать, какой бы олигархической её не представляли. Развивая этот аспект гражданства, Рим стал предком современных государств.
    От обрядоверия к христианству . В течении 1000-чи лет римская религия была не менее строга, чем римское право. Обряд был обязателен. Его выполняли те, кому это было поручено, в формах, установленных обычаями, жрецами и магистратами. Философия, домыслы и интерпритация (особенно в провинциях) могли существовать только с «краю» этой религии.
    В 186г.до н.э. в Риме разразился скандал. Членов секты бога Вакха обвинили в распутстве и развращении молодых знатных римлян. Репрессии были ужасными и, в тоже время, умеренными. Сенатор консул, чьи рукописи сохранились, приказывал магистратам наказать лидеров и запретить этот новый культ. Однако тот же cамый декрет разрешал традиционный культ Вакха. Единственной ересью считалось суеверие. Философские трактаты Цицерона середины I в. до н.э. должны были научить молодёжь размышлять о римских традициях, где снова подтверждается традиционный великий «предмет веры»: отказ от суеверия. Суеверный человек верит своим страхам больше, чем разуму. «…ибо оно, суеверие, на нас наступает, нам угрожает, нас, куда не повернись, преследует… красота мира и порядок, который царит на небесах, побуждает род человеческий признать существование некой вечной превосходной природы и преклоняться перед ней. Поэтому, также как следует распростронять и поддерживать религию, которая сочетается с познаем природы, так суеверие следует вырвать со всеми его корнями…»

    Цицерон «Философские трактаты» Iв. до н.э.

    Цицерон говорил, что римляне обязаны своим превосходством над всеми другими народами тому, что они набожны и религиозны и столь мудры, что верят в то, что духи богов главенствуют и направляют их в жизни. Римские обряды и верования принимали две основные формы. Одной было домашнее поклонение духу или гению семьи, и особенно ее главе, очагу и дому. Другой – отношение общества к богам и богиням, коими, считалось, управляется и контролируется судьба и благосостояние римского народа в целом. Юпитер, Марс, Аполлон, Меркурий и Нептун были главными богами; Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана и Венера – главными богинями. Храмы, жрецы и священные обряды обеспечивались государством с особой целью быть посредниками перед богами. Обычный римлянин или римлянка играли не слишком важную роль в таких обрядах. В то время как устраивались и исполнялись такие церемонии, обязанностью обыкновенного гражданина было не вмешиваться и не устраивать никаких беспорядков и воздерживаться от любых деловых начинаний.
    Римляне поддерживали свою религиозную веру, поскольку они с ней выросли в своих домах. Сила этой веры не во многом зависела от посещений храмов или от служб, проводимых жрецами, потому что каждый дом, каким бы бедным он ни был, имел свою домашнюю святыню и алтарь, перед которым происходило ежедневное поклонение. Эти святыни и небольшие скульптурные изображения на них семейных ларов, духов-хранителей дома, уже упоминались в главе 2, так как они были частью семейной жизни римлян. Также были лары перекрестков, которым поклонялись вне дома и бездомные или те, кто был слишком беден, чтобы иметь собственные фамильные святыни. «Тысячу ларов, – говорил Овидий, – город имеет»; им поклонялись вместе со статуей, посвященной гению Августа, первого императора, который много сделал, чтобы возродить древние религиозные обряды. Сам город имел собственных ларов, «...близнецов, что блюдут перекрестки, град охраняя у нас», по описанию Овидия. Их старинный алтарь, возведенный Августом, находился на пути по Священной дороге к Палатинскому холму. Его основание рядом с аркой Тита сохранилось до сих пор, и там можно найти надпись: «Lares Publici». Город Рим также имел собственных пенатов, размещенных в маленькой молельне на Велии.
    По мере того как старый жизненный уклад все больше и больше терял жизненные силы, а замкнутый круг потворства своим желаниям начинал надоедать, влияние христианства неуклонно усиливалось, внося свежую струю своим учением сострадания, доброты, любви и милосердия к другим, даже к врагам; своим неприятием мира и мирских удовольствий; своей проповедью воздержания, отказа от плотских удовольствий и трезвости; своей заботой о падших, презираемых и отверженных; верой в зло греха, стремлением к духовному возрождению; своим презрением к идолам, статуям, храмам, празднествам и обрядам поклонения пестрой толпе римских богов и богинь; взамен всего этого оно предлагало веру в единого Бога, Спасителя мира.

    Универсальный язык латынь. Одним из самых явных и ощутимых признаков римской цивилизации является латинский язык. Этот местный говор – речь идёт о диалекте города Рима, стремительно захватил широкие территории сначала в Италии, затем в провинциях, причём в такой мере, что в эпоху Империи он стал универсальным языком. Это был, в первую очередь, язык римского права. Латынь выжила ещё и как универсальный язык культуры и общения: в школах, канцеляриях и католической церкви. Он был так престижен и так глубоко укоренился, что от него произошли современные романские языки. Кроме того, к концу античности латынь стала языком западной культуры, религии и науки и осталась им до начала современности.

    семья играла очень важную роль. Когда в семье рождался ребенок это всегда был большой праздник, однако лишь только в том случае если отец ребенка брал его на руки. В противном случае ребенка просто выбрасывали на улицу. Также выбрасывали на улицу слабых и уродливых детей .

    В бедных семьях иногда отказывались и от здоровых детей. В этом случае их клали в корзины и приносили на рынок.

    Традиции в семьях древних римлян

    Отец в Древнем Риме был главой семейства и обладал исключительной властью над своими родными. Он умел право даже казнить собственноручно по своему усмотрению провинившихся членов семьи. Только с приходом в Рим христианства выбрасывание детей стало считаться в городе преступлением, а казнь взрослых детей убийством.

    Воспитание детей

    Когда мальчику в Древнем Риме исполнялось семь лет, то он начинал под руководством своего отца постигать различные науки. Мальчиков обучали владеть оружием, ездить верхом, их также закаляли и приучали терпеть боль. В богатых и состоятельных семьях римлян мальчики также обучались грамоте. Девочки же продолжали оставаться с матерями.

    По достижении определенного возраста мальчики в Древнем Риме получали взрослую тогу и их отдавали на обучение государственному чиновнику. В Древнем Риме такое образование называлось начальной школой Римского Форума . После этого уже юноши проходили военную подготовку на Марсово м поле в Риме и отправлялись в обязательном порядке на службу в армию.

    Дети ремесленников росли в тесных инсулах. В отличие от детей аристократических семей они получали образование лишь только в начальных классах. Такое обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось пять лет. Обучение в Риме допускало постоянные побои учеников. Летние каникулы были довольно таки продолжительными. В городе они длились до четырех месяцев, а в сельской местности до полугода.

    Распорядок дня

    Распорядок жизни древних римлян был один и тот же, как для простого римлянина, так и для сенатора. Вставали римляне с рассветом. Обувшись в свои сандалии, римлянин совершал свой туалет, умывая лицо и руки.

    Завтрак римлянина состоял из куска хлеба, который был пропитан вином и посыпан солью. Иногда этот хлеб был намазан медом.

    Все свои дела римлянин обычно завершал уже к полудню . После чего следовал второй завтрак , которые также был весьма скромным. Даже императоры не позволяли себе во время второго завтрака больших излишеств.

    После второго завтрака наступал период полуденного отдыха . После этого римляне отправлялись в бани , для того чтобы пообщаться с друзьями, позаниматься в гимнастических залах и, конечно же, помыться.

    Уже к вечеру вся семья римлян собиралась на ужин . Во время ужина, который, как правило, длился несколько часов, нравы римлян не были уже такими строгими. Часто ужинающих развлекали танцовщицы . За столом велся непринужденный разговор, и звучали шутки.

    Кроме посещения терм у римлян были и другие развлечения. Они любили различные головоломки и загадки, играли в кости и в мяч .

    После победоносных войн в Рим нескончаемым потоком начали прибывать военные трофеи и рабы . Как следствие многие знатные римляне завели себе рабов разных категорий. Среди обязательных категорий были – рабы привратники, рабы для переносок носилок, рабы сопровождающие господина в гости, раб повар.

    Особо богатые римляне позволяли себе содержать у себя целые театры , где были рабы актеры и певцы. Обычно такие рабы стоили на невольничьем рынке самые большие деньги.